Научная статья на тему 'ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ - НА ПРАКТИКЕ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НА БАЗЕ ХЭЙЛУНЦЗЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (КНР) И НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РФ)'

ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ - НА ПРАКТИКЕ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НА БАЗЕ ХЭЙЛУНЦЗЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (КНР) И НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РФ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ / СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзу Сюецин

По мере углубления и расширения сотрудничества и обмена между Китаем и Россией в различных областях, китайские и российские вузы в полной мере осознают важность двустороннего сотрудничества в сфере подготовки специалистов. В настоящее время Министерство образования КНР объявило 20 китайско-российских совместных структур и 70 совместных учебных программ на уровне бакалавриата. Каждый из этих форматов сотрудничества оказывает свое влияние на традиционное управление образовательным процессом. Обеспечение качества обучения - ключевой вопрос трансграничного образования. На основе практики Китайско-российского института, созданного в рамках сотрудничества между Хэйлунцзянским университетом и Новосибирским государственным университетом были проведены исследования и обобщен опыт для аналогичных форм сотрудничества, о них мы и расскажем в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цзу Сюецин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN MANAGING THE EDUCATIONAL PROCESS WITHIN THE FRAMEWORK OF A JOINT PROJECT BETWEEN CHINA AND RUSSIA - IN PRACTICE OF THE CHINESE-RUSSIAN INSTITUTE ON THE BASIS OF HEILONGJIANG UNIVERSITY (PRC) AND NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY (RF)

With the deepening and expansion of cooperation and exchange between China and Russia in various fields, Chinese and Russian universities are fully aware of the importance of bilateral cooperation in the field of specialist training. At present, the Ministry of Education of the PRC has announced 20 Sino-Russian joint structures and 70 joint study programs at the undergraduate level. Each of these collaboration formats has its own impact on the traditional management of the educational process. Ensuring the quality of education is a key issue in cross-border education. Based on the practice of the Chinese-Russian Institute, created as part of the cooperation between Heilongjiang University and Novosibirsk State University, research was conducted and experience was generalized for similar forms of cooperation, which we will discuss in this article.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ - НА ПРАКТИКЕ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НА БАЗЕ ХЭЙЛУНЦЗЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (КНР) И НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РФ)»

Опыт управления образовательным процессом в рамках совместного проекта между Китаем и Россией - на практике Китайско-российского института на базе Хэйлунцзянского университета (КНР) и Новосибирского государственного университета (РФ)

Цзу Сюецин,

кандидат филологических наук, доцент, замдиректора Китайско-российского института и Высшей школы перевода (Хэйлунцзянский университет, г. Харбин, КНР) E-mail: xq_zu@163.com

По мере углубления и расширения сотрудничества и обмена между Китаем и Россией в различных областях, китайские и российские вузы в полной мере осознают важность двустороннего сотрудничества в сфере подготовки специалистов. В настоящее время Министерство образования КНР объявило 20 китайско-российских совместных структур и 70 совместных учебных программ на уровне бакалавриата. Каждый из этих форматов сотрудничества оказывает свое влияние на традиционное управление образовательным процессом. Обеспечение качества обучения - ключевой вопрос трансграничного образования. На основе практики Китайско-российского института, созданного в рамках сотрудничества между Хэйлун-цзянским университетом и Новосибирским государственным университетом были проведены исследования и обобщен опыт для аналогичных форм сотрудничества, о них мы и расскажем в данной статье.

Ключевые слова: управление, образовательный процесс, Китайско-российский институт, сотрудничество в сфере образования.

о с

U

см см о см I—

С углублением интернационализации образования и с учетом актуальных потребностей ме-гапроекта «Один пояс и один путь» китайско-российское сотрудничество в сфере высшего образования масштабно развивается, параллельно с этим идут процессы диверсификации и др., соответственно появляются самые разные формы двустороннего сотрудничества в сфере образования. Сущность интернационализации образования заключается в ее всеобъемлющем характере, сочетающем междисциплинарные, многоуровневые и кросскультурные ценности [1].В настоящее время всё больше вузов в Китае постепенно переходят от традиционного преподавания русского языка и литературы к подготовке междисциплинарных специалистов, и в этом формате обучения уже достигнуты определенные позитивные результаты. По данным Министерства образования КНР объявило 20 китайско-российских совместных структур и 70 совместных учебных программ на уровне бакалавриата[2].На сегодняшний день в Китае существует несколько основных моделей подготовки русистов: «русский + направление»; «русский+второй иностранный язык», «регионо-ведение на русском языке», «специальность+рус-ский язык», все они представлены Китайско-российским институтом Хэйлунцзянского университета (далее КРИ, Цзянсуским педагогическим институтом и Университетом МГУ-ППИ (г. Шэнь-чжэнь). В настоящее время более десятка вузов в Китае приняли аналогичные методы подготовки специалистов. Все перечисленные выше модели по-разному практикуют и лучшие российские образовательные ресурсы.

Ответить на глобальные вызовы XXI века способна только глобализованная высшая школа[3]. Многообразие форм сотрудничества в разной степени выдвигает и новые требования к управлению образовательным процессом. Его непрерывное регулирование и расширение, а также контроль над качеством преподавания в процессе подготовки специалистов международного стандарта -это основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы, и эти проблемы особенно заметны в тех университетах, которые осуществляют совместную подготовку по смежным специальностям или открывают совместные институты с другими странами. Системы образования, концепции обучения, требования к обучению, контроль над качеством и другие стандарты в университетах Китая

и России отличаются и имеют свои особенности, что приводит к ряду проблем. Их в основном необходимо решать путем согласования и непосредственно в процессе обучения. А система внутреннего и внешнего обеспечения качества обучения представляет собой комплексную систему[4]. Необходимо коренным образом повышать качество подготовки кадров и проведения совместной учебной программы[5]. Поэтому научно и рационально обоснованная разработка международных механизмов для обеспечения качественного обучения надежно гарантирует долгосрочное и устойчивое развитие китайско-российского сотрудничества в соответствующих вузах. Рассмотрим пример Китайско-российского института (далее КРИ) Хэй-лунцзянского университета, где осуществляется подготовка специалистов по модели «специаль-ность+русский язык». КРИ был официально создан в июне 2011 года. Этот новый тип института был создан совместно Хэйлунцзянским университетом и Новосибирским государственным университетом (далее нГу) в соответствии с концепцией и моделью развития институтов мирового уровня. Цель вуза - подготовка специалистов со знанием русского языка в области математики, физики, химии, биологии, в сфере финансов и в юриспруденции. В течение 10 лет КРИ на практике внедрял высококачественные российские образовательные интеллектуальные ресурсы и передовые модели в процессы подготовки кадров, активно использовал инновации в системе управления, провел ряд реформ в области набора и отбора студентов, а также практики приглашения и повышения квалификации преподавателей, внутреннего самоуправления. По всем этим направлениям КРИ добился определенных результатов. Управление образовательным процессом КРИ выработало свою собственную систему в рамках сотрудничества с российской преподавательской командой

В настоящее время КРИ в целом уже имеет относительно зрелую систему управления образовательным процессом с НГУ в плане контроля за преподаванием. НГУ является одним из ведущих университетов России, его основные дисциплины (математика, физика, химия, биология, экономика, юриспруденция). Университет имеет высокую репутацию в России в плане подготовки по соответствующим специальностям. НГУ и Сибирское отделение РАН в течение длительного времени связывает тесное сотрудничество, большинство преподавателей университета являются научными сотрудниками Сибирского отделения РАН. Благодаря непрерывной разработке и совершенствованию в КРИ все звенья управления преподаванием стабилизированы. Благоприятные условия для развития обеспечивают повышение качества преподавания, неуклонно растет количество студентов, магистрантов и аспирантов, также улучшаются возможности трудоустройства.

Управление образовательным процессом КРИ в основном отражают следующие аспекты:

Формирование совместной команды по управлению образовательным процессом: управление осуществляется директорами с китайской и российской стороны. Под руководством директоров работают шесть ответственных по направлениям от каждой стороны. Каждый отвечает за организацию обучения соответствующих курсов, решает текущие вопросы, возникающие в процессе обучения, координацию конкретных учебных мероприятий. Всю эту работу контролирует руководство КРИ. Совместная команда, исполняющая учебную работу. Ежегодно российская сторона отбирает преподавателей по соответствующим специальностям для работы в КРИ. Ежегодно около 90 преподавателей по шести специальностям приезжают в КРИ. Профессора и доценты составляют около 90%, они ведут около 50-70% дисциплин. Остальные ведут китайские преподаватели, работающие в соответствующих институтах Хэйлунцзянского университета. Курсы русского языка ведут преподаватели КРИ. Совместная разработка учебной программы. В КРИ принята совместная учебная программа, введены основные курсы, учебные планы, модель обучения и оценки НГУ. В процессе формирования были четко обозначены дисциплины, которые ведут китайские и русские преподаватели. Совместное управление учебными архивами: создать систему управления учебными планами в стране и за рубежом. Оценки, полученные нашими учащимися за границей, выставляются по 5-балльной системе и признана в КРИ. Общие Требования к экзамену. Все курсы на китайском языке должны соответствовать правилам Хэйлунцзянского университета. Для российских курсов в полной мере соблюдаются экзаменационные правила, которых придерживаются российские преподаватели, признаются требования и стандарты НГУ. Для российских курсов применяется сочетание контрольных работ и экзаменов, письменных экзаменов и собеседований, наложение результатов и т.д., но окончательный результат по требованиям китайской системы образования должен соответствовать 100-балльной шкале оценок. Совместная защита дипломных работ. КРИ ежегодно организует совместный дистанционный совет, приглашает экспертов из Хэйлунцзянского университета и НГУ для организации совместной защиты дипломов на двух языках. Студенты должны написать диссертацию на китайском и русском языках. Те, кто успешно проходит защиту, могут получить дипломы и по специальности, и по прикладному русскому. Оценка студентами работы преподавателя. В соответствии с учебной системой университета китайские преподаватели получают оценку своей работы. С российскими преподавателями в основном оценка выводится через собеседования и опросы студентов или общение по направлениям. Повышение квалификации преподавательского состава. Создается научно-исследовательская платформа для сотрудничества между китайскими и российскими преподавателями. Отбирают кандидатов от китайского преподавательского состава или среди ведущих преподавателей для повышения квали-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

фикации в НГУ (на основе финансирования национального проекта Китая). Тематика: методика преподавания, методика управления образовательным процессом, уровень научных исследований, лабораторные условия в российских вузах - всё это позволяет преподавателям лучше понять особенности работы КРИ. В КРИ приняли подход подготовки к совместному обучению и сформировали ряд эффективных, гибких, скоординированных с российским вузом механизмов в области управления образовательным процессом. На основе обучения студентов КРИ и НГУ создали и развили модель интегрированного сотрудничества в подготовке магистрантов и аспирантов. Стороны создали аспирантуру для совместного обучения магистрантов и аспирантов, руководства научными работами, защите и т.д., Завершена многократная стыковка групп преподавателей Китая и России. На основе модели междисциплинарного и инновационного обучения специалистов с международным уровнем КРИ получает значительную поддержку со стороны Государственного комитета по управлению фондом обучения за рубежом при Министерстве образования КНР. Ежегодно выделяется большое количество стипендий для обучения студентов КРИ в России. В настоящее время у нас числятся 1121 выпускника из числа студентов, 537 магистрантов, из них 227 - в российских университетах и в вузах других русскоязычных стран, 65 аспирантов, из них 47 в ведущих российских вузах (более подробно см. рис. 1).

Н Московский государственный университет

I Санкт-Петербургский косу дарственный университет | Л I [овоснбирский государственный университет \_ у/:-\ Хуачжунский научно-технический университет(КНР) I Харбинский политехнический университет (КНР)

ГГП Хэйлунцзянскнй унивсрситс(КНР) В Прочие

65 аспирантов

О

с

U см

227 магистрантов Рис. 1

Выпускники КРИ в настоящее время работают в различных госструктурах, региональных и городских правительствах Китая, а также крупных международных корпорациях, таких как HUAWEI, ZTE, ALIBABA, HIKIVISON, E&Y, PwC и др, имеющих свои отделения в странах вдоль «Пояса и пути» Модель подготовки в КРИ ориентирована на будущее и интернационализирована, она в значительной степени соответствует тенденциям эпохи. Интеграция образовательных и педагогических ресурсов Хэйлунцзянского университета и НГУ создала дополнительные преимущества, открыла новые возможности для сотрудничества между университетами Китая и России, став образцом гуманитарного сотрудничества между Китаем и Россией.

Литература

1. Широбоков С., Бринев Н. Эффективное управление университетом: роль международного образования в становлении конкурентоспособного вуза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_02.htm.

2. Цзин Х, Цюй В., Сотрудничество высшего образования между Китаем и Россией. Russian studies. 2002. № 4. С. 90-112

3. Шабалин Ю.Е., Вахрушева Е.М. Интернационализация российской системы высшего образования: трансграничное и международное университетское образование. Совет ректоров. 2015. № 1. С. 50-59.

4. Люй Ж. Оптимизация системы обеспечения качества высшего образования. Высшее образование Китая. 2021.№ 10. С. 25-26.

5. Го С, Исследования по повышению качества международных проектов в вузах Китая. Сборник о науке и образовании (Кэ Цзо Вэнь Хуэй). 2021. № 1. С. 6-7.

EXPERIENCE IN MANAGING THE EDUCATIONAL PROCESS WITHIN THE FRAMEWORK OF A JOINT PROJECT BETWEEN CHINA AND RUSSIA - IN PRACTICE OF THE CHINESE-RUSSIAN INSTITUTE ON THE BASIS OF HEILONGJIANG UNIVERSITY (PRC) AND NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY (RF)

Zu Xueqing,

Heilongjiang University

With the deepening and expansion of cooperation and exchange between China and Russia in various fields, Chinese and Russian universities are fully aware of the importance of bilateral cooperation in the field of specialist training. At present, the Ministry of Education of the PRC has announced 20 Sino-Russian joint structures and 70 joint study programs at the undergraduate level. Each of these collaboration formats has its own impact on the traditional management of the educational process. Ensuring the quality of education is a key issue in cross-border education. Based on the practice of the Chinese-Russian Institute, created as part of the cooperation between Heilongjiang University and Novosibirsk State University, research was conducted and experience was generalized for similar forms of cooperation, which we will discuss in this article.

Keywords: management, educational process, Sino-Russian Institute, cooperation in the field of education.

References

1. Shirobokov S., Brinev N. Effective university management: the role of international education in the development of a competitive university. [Electronic resource]. Access mode: http://www. prof.msu.ru/publ/book6/c62_02.htm.

2. Jing X, Qu W., Higher education cooperation between China and Russia. Russian studies. 2002. No. 4. P. 90-112

3. Shabalin Yu.E., Vakhrusheva E.M. Internationalization of the Russian higher education system: cross-border and international university education. Council of Rectors. 2015. No. 1. S. 5059.

4. Lu J. Optimization of the quality assurance system of higher education. Higher education in China. 2021. No. 10. P. 25-26.

5. Guo S, Studies to improve the quality of international projects in Chinese universities. Collection of Science and Education (Ke Zuo Wen Hui). 2021. No. 1. S. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.