Научная статья на тему 'ОПЫТ УЧАСТИЯ ДАГЕСТАНОК В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В 20 -30-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ОПЫТ УЧАСТИЯ ДАГЕСТАНОК В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В 20 -30-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВНОПРАВИЕ ЖЕНЩИН / ДАГЕСТАН / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ЖЕНОТДЕЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мутиева Оксана Саидовна, Баглиева Зарема Захрабовна

В статье исследуются вопросы, связанные с участием женщин Дагестана в общественно-политической жизни в 20-30 годы XX века, анализируются формы такого участия. Активный процесс вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь начался с установлением советской власти, в задачи которой входила социализация женщин в духе советской идеологии. Показано, что в условиях патриархального Дагестана общественная активность женщин выглядела как своего рода вызов обществу, а сами активистки воспринималась общественным сознанием как безнравственные особы. Не только женщины-активистки, но и их семья могли стать объектом осуждения со стороны общества, особенно духовенства. Делается вывод, что, несмотря на консерватизм семьи, общества и духовенства, с каждым годом росла доля женщин на различных уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PARTICIPATION OF DAGESTANI IN SOCIAL-POLITICAL LIFE IN 20-30-IES OF THE XX CENTURY

The article researched the issues related to the participation of women in Dagestan in public-political life in the 20-30-ies of the XX century, analyzed the forms of such participation. The active process of involving women in public-political life began with the establishment of the Soviet government, whose tasks included the socialization of women in the spirit of Soviet ideology. It is shown that in the conditions of patriarchal Dagestan, the public activity of women looked like a kind of challenge to society, and the activists themselves were perceived by the public consciousness as immoral persons. Not only women activists, but also their families could become the object of condemnation from the community, especially the clergy. It is concluded that, despite the conservatism of the family, society and the clergy, the proportion of women at various levels of government has increased every yea.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ УЧАСТИЯ ДАГЕСТАНОК В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В 20 -30-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

300-330 тонн бензина, то такие же установки в Грозном в среднем перерабатывали 1200 тонн сырья и получали 430 тонн бензина [2, с. 449]. Эти успехи грозненских нефтяников на совершенно новом для СССР крекинг-производстве были достигнуты за счет успешного освоения новой техники и технологий, внедрения метода сквозного контроля технологических процессов производства через рационализаторские бригады рабочих и инженерно-технических работников.

В Кабардино-Балкарии в годы первой пятилетки были реконструированы большинство старых предприятий, создан ряд новых крупных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, росла лесоперерабатывающая промышленность и производство стройматериалов, развивалась кустарная промышленность, строилась мощная Баксанская гидроэлектростанция. Валовая продукция промышленности области выросла в 17 раз по сравнению с дореволюционным временем [10, с. 121]. Аналогичное продвижение в промышленном развитии происходило и во всех других национальных областях Северного Кавказа, что вело к ускоренному развитию их производительных сил и социальной сферы.

Таким образом, успешное решение задач первой пятилетки по индустриальному развитию позволило создать собственную техническую базу для последующей реконструкции всего народного хозяйства в годы второй и третьей пятилеток. Был накоплен новый опыт планового руководства народным хозяйством, решены такие важные экономические задачи как: накопление, распределение капитальных вложений, внедрение хозяйственного расчета, ликвидация безработицы, формирование квалифицированных кадров рабочего класса и инженерно-технических работников и т.д.

Литература и источники

1. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том XXXIX. Крымская АССР, Северо-Кавказский край, Дагестанская АССР. -М.,1930.

2. История индустриализации Северного Кавказа (сборник архивных документов). В 2-х тт. Т.1. - Грозный, 1971.

3. В.И. Ленин. Ленинский сборник. XX. - М.- Л., 1932.

4. ГубкинИ.М., СахановА.Н. Нефтяная промышленность СССР и топливная проблема. К топливной конференции созываемой Госпланом СССР. Доклады акад. И.М. Губкина и проф. А.Н. Саханова. - М.-Л., 1930.

5. Тусиков М. Ингушетия. Экономический очерк. - Орджоникидзе, 1926.

6. История Чечни. В 2-х тт. Т.2. - М., 2008.

7. История Северной Осетии. ХХ век. - М., 2003.

8. Ветераны: воспоминания. Из истории развития нефтяной и газовой промышленности. - Вып. 4. - М., 1992.

9. Водовозов С.А. Проблемы развития и размещения производительных сил Северного Кавказа. - М., 1975.

10. История социалистического соревнования трудящихся Кабардино-Балкарии (1920-1980). Сборник документов и материалов. - Нальчик, 1986.

References and Sources

1. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1926 goda. Tom XXXIX. Krymskaya ASSR, Severo-Kavkazskij kraj, Dagestanskaya ASSR. - M., 1930.

2. Istoriya industrializacii Severnogo Kavkaza (sbornik arhivnyh dokumentov). V 2-h tt. T.1. - Groznyj, 1971.

3. V.I. Lenin. Leninskij sbornik. XX. - M.- L., 1932.

4. Gubkin I.M., Sahanov A.N. Neftyanaya promyshlennost' SSSR i toplivnaya problema. K toplivnoj konferencii sozyvaemoj Gosplanom SSSR. Doklady akad. I.M. Gubkina i prof. A.N. Sahanova. - M.-L., 1930.

5. Tusikov M. Ingushetiya. Ekonomicheskij ocherk. - Ordzhonikidze, 1926.

6. Istoriya Chechni. V 2-h tt. T.2. - M., 2008.

7. Istoriya Severnoj Osetii. HKH vek. - M., 2003.

8. Veterany: vospominaniya. Iz istorii razvitiya neftyanoj i gazovoj promyshlennosti. - Vyp. 4. - M., 1992.

9. Vodovozov S.A. Problemy razvitiya i razmeshcheniya proizvoditel'nyh sil Severnogo Kavkaza. - M., 1975.

10. Istoriya socialisticheskogo sorevnovaniya trudyashchihsya Kabardino-Balkarii (1920-1980). Sbornik dokumentov i materialov. - Nal'chik, 1986.

МАМИЛОВ МИКАИЛ СУЛТАНОВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры «История» Ингушского государственного университета.

MAMILOV, MIKAIL S. - Ph.D. in History, Professor of the Department of History, Ingush State University ([email protected]).

УДК 94(47).084:396_09-102 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-3-56-60

МУТИЕВА О.С., БАГЛИЕВА З.З. ОПЫТ УЧАСТИЯ ДАГЕСТАНОК В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

В 20 -30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: равноправие женщин, Дагестан, советская власть, общественно-политическая жизнь, женотделы.

В статье исследуются вопросы, связанные с участием женщин Дагестана в общественно-политической жизни в 20-30 годы XX века, анализируются формы такого участия. Активный процесс вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь начался с установлением советской власти, в задачи которой входила социализация женщин в духе советской идеологии. Показано, что в условиях патриархального Дагестана общественная активность женщин выглядела как своего рода вызов обществу, а сами активистки воспринималась общественным сознанием как безнравственные особы. Не только женщины-

активистки, но и их семья могли стать объектом осуждения со стороны общества, особенно духовенства. Делается вывод, что, несмотря на консерватизм семьи, общества и духовенства, с каждым годом росла доля женщин на различных уровнях власти.

MUTIEVA, O.S., BAGLIEVA, Z.Z.

EXPERIENCE OF PARTICIPATION OF DAGESTANI IN SOCIAL-POLITICAL LIFE IN 20-30-IES OF THE XX CENTURY

Key words: equality of women, Dagestan, Soviet power, social-political life, women's departments.

The article researched the issues related to the participation of women in Dagestan in public-political life in the 20-30-ies of the XX century, analyzed the forms of such participation. The active process of involving women in public-political life began with the establishment of the Soviet government, whose tasks included the socialization of women in the spirit of Soviet ideology. It is shown that in the conditions of patriarchal Dagestan, the public activity of women looked like a kind of challenge to society, and the activists themselves were perceived by the public consciousness as immoral persons. Not only women activists, but also their families could become the object of condemnation from the community, especially the clergy. It is concluded that, despite the conservatism of the family, society and the clergy, the proportion of women at various levels of government has increased every yea.

Исторический опыт показывает, что социальная активность женщин в традиционном обществе всегда имеет свои жестко допустимые границы. До установления советской власти и принятия нового законодательства адаты и шариат играли главенствующую роль, регламентируя все стороны жизни общества и семьи. С установлением Советской власти в Дагестане, началось укрепление экономических и политических позиций женщин. Кардинально измененились представления о месте и роли женщины в обществе. Деятельность советского государства была направлена на повышение социальной активности женщин. Важным фактором социального развития стало обеспечение для женщин равного с мужчинами участия в жизни общества. Декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства» законодательно закреплял гражданское и политическое равноправие женщин [1, с.20].

В этих условиях в Дагестане развернулась ломка традиционных этических норм общества в свете пропаганды новых идеологических взглядов большевиков. При этом в рамках указанного процесса органы власти придерживались исключительно классового подхода. Центрами распространения новой идеологии в Дагестане, безусловно, стали органы РКП(б). В партию большевиков вступали и женщины-горянки, что было совершенно новым явлением.

Одна из них - член РКП(б) с 1918 года Тату Булач. Ее организаторские качества проявились в должности секретаря Дагестанского просветительно-агитационного бюро. Пламенные речи горянки, обращенные к дагестанцам, оказывали влияние на мировоззрение многих. В тоже время, мировоззрение самой Тату Булач формировалось под влиянием Уллубия Буйнакского -революционера, первого секретаря Временного Дагестанского областного комитета РКП (б), с которым ее связывали не только идеологические скрепы, но и романтические отношения, личная привязанность, которую не смогла разрушить даже смерть Уллубия Буйнакского (в августе 1919 года он был расстрелян белогвардейцами). После убийства Уллубия Буйнакского Тату Булач с головой погрузилась в политику. В годы Гражданской войны она занимала должность заместителя начальника отдела Военно-революционного комитета Дагестана. В последующие годы она находилась на различных должностях в органах власти Дагестана, оставаясь верной идеям коммунизма до конца своих дней.

Заметим, что в условиях патриархального Дагестана общественная активность женщин выглядела как своего рода вызов обществу, а сами активистки воспринималась общественным сознанием как безнравственные особы. Не только женщины-активистки, но и их семья могла стать объектом осуждения со стороны общества, особенно духовенства. Стараясь образумить женщину - активистку, нередко на родственников-мужчин сельчане оказывали психологическое давление. Общество полагало, что всю ответственность за женщину, позволившую себе нарушить существующую гендерную асимметрию, должны были нести мужчины ее рода. Вполне понятно, что общественному порицанию подверглись также Тату Булач и ее семья. Предметом обсуждения стала не только ее активная общественная позиция, но и личные отношения с Уллубием Буйнакским. Не являясь его женой, Тату Булач, тем не менее, не скрывала своих чувств, сопровождала его везде, чем вызывала всеобщее недовольство и осуждение.

Безусловно, консерватизму общества противостояла власть, которая руководствовалась собственными интересами. Поэтому процесс вовлечения дагестанских женщин в общественно-

политическую жизнь края набирал оборот. Юридическое закрепление равенства мужчин и женщин в 64 статье первой Конституции РСФСР 1918 года [2, с. 256] открывало дорогу женщинам во власть. Для дагестанских женщин появилась перспектива попасть во властные структуры разных уровней, где основные позиции по-прежнему традиционно занимали мужчины.

Активная работа по вовлечению женщин в общественно-политическую жизнь края наблюдалась уже в 20-30 годы XX века. В условиях доминирования мусульманской системы образования, большое внимание уделялось в первую очередь образовательно-просветительской работе среди женщин-горянок. Государство первоочередную задачу видело в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, в том числе и женщин.

Так, еще в 1919 году издается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Это способствовало открытию в стране и на Кавказе первых пунктов по ликвидации безграмотности. В селах Дагестана открывались ликбезы, сакли-читальни для женщин-горянок и пр. Однако следует отметить, что в образовательной работе в регионе превалировали директивы, ориентировавшие на преимущественно принудительные методы работы и классовый подход в образовании. Существенную помощь в ликвидации безграмотности и работе с женщинами региона оказывал областной отдел по работе с женщинами, созданный летом 1920 года. Перед отделом стояли задачи ликвидации неграмотности женщин, создания женотделов на местах, подготовка женских кадров для работы в органах власти и т.д. Для реализации этих задач были открыты интернаты горянок, женские клубы, пункты ликвидации неграмотности, как в городах, так и в сельской местности [3, с. 75]. В материалах местных архивов, в частности, имеются сведения об открытии в январе 1921 года первого пункта по ликвидации женской неграмотности в Порт-Петровске [7, л.5]. В марте этого же года аналогичный пункт появился в сельской местности - в лакском селении Кумух [9, л.5]. В общей сложности, уже к концу 1923 года в сельской местности были открыты 17 пунктов по ликвидации женской неграмотности. Среди них выделялись пункты в селениях Хаджал-Махи, Хунзах, Ботлих, Касумкент, Карабудахкент, Дешлагар, в которых еще во второй половине XIX века появились светские школы.

В последующие годы, по инициативе властей, для социализации девушек в духе новой советской идеологии открывались интернаты - горянок. Специальное постановление об открытие в Дагестане школ для женщин и интернатов для девочек-горянок было принято в декабре 1922 года на втором дагестанском съезде Советов [8, л.5]. Одним из первых, в честь 5-ой годовщины Октябрьской революции, в 1923 году бы открыт Горский женский интернат в г. Буйнакске (бывший Темир-Хан-Шура - авт.).

Надо отметить, что вопрос о просвещении женщины-горянки находился на контроле центральных органов власти, а в регионе - у мастных партийных и советских органов и непосредственно женских организаций. Так, Центральный женотдел, понимая важность, проводимой работы с женским населением на национальных окраинах, в региональные женотделы разослал инструктивные письма о необходимости «... обратить внимание на ликвидацию неграмотности женщин...» [4, с.12].

Государственная политика по кардинальному изменению состояния образования дала свои результаты. Число грамотных женщин в Дагестане росло с каждым годом. Так, в материалах архивного дела имеются сведения, что к 1932 году пункты по ликвидации женской неграмотности окончили более 55 тысяч женщин [10, л.5]. Образование являлось важным средством вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь, оно кардинально меняло мировоззрение и самосознание женщин.

Одной из новых форм вовлечения дагестанских женщин в публичное пространство стали женские съезды и конференции. Делегатки представляли Дагестан как на местных форумах в регионе, так и за его пределами. Так, в августе 1920 г. Тату Булач была избрана делегатом Съезда народов Востока от женщин Дагестана. Выступая на съезде от имени дагестанских женщин, Тату призывала женщин активнее защищать свои личные и гражданские права. Второе Горское правительство в июне 1921 года организовало первый съезд трудовых женщин Горской республики. Делегатками этого съезда были женщины - активистки со всех сел и городов Дагестана - от учителей до доярок. Надо заметить, что организация таких мероприятий была крайне сложна. Препятствием были консерватизм общества и семьи: необходимо было сломать существующий в обществе стереотип - политика только для мужчин. И эта задача

целенаправленно, хотя и непросто решалась в течение долгих лет. Так, на первый краевой съезд горянок в 1922 году 52 делегатки из Дагестана прибыли вместе с мужьями или братьями. Очевидно, что мужья, боясь давления со стороны власти, не могли открыто препятствовать участию женщин в политике, однако они не могли и позволить женщинам полной свободы. Поэтому они лично сопровождали своих жен - делегаток. От некоторых республик делегатки не присутствовали на съезде - их не пустили мужья. Аналогичная ситуация имела место на СевероКавказском краевом съезде горянок и казачек, прошедшем в 1925 году в Пятигорске.

Видя такую ситуацию, III Северо-Кавказский краевой съезда горянок и нацменок, состоявшийся в 1928 году, отмечал необходимость более активного вовлечения женщин в общественную деятельность. В резолюции съезда говорилось: «...съезд горянок призывает всех трудящихся горцев и горянок более энергично взяться за уничтожение неграмотности, малограмотности, быстрее разорвать цепи религиозных и бытовых предрассудков.» [5]. Кроме того, в резолюции III съезда о вовлечении женщин в общественную деятельность отмечалась необходимость правового просвещения горянок. Данный пункт резолюции был крайне важным, так как женщины не обладали юридическими знаниями, чтобы защитить свои интересы в семье и в обществе. В результате, правовая неграмотность женщин способствовала ущемлению их прав, а они сами находились «в рабстве религии и обычаев» [5]. Не остались без внимания делегатов съезда и вопросы, связанные с организацией детских яслей, женских консультаций, больниц, детских площадок, культурно-бытовых секций Советов. Кроме того, обращалось внимание на недостатки в работе областных органов власти по культурному строительству. Отмечалось, что в регионе не хватает женских пунктов ликвидации неграмотности, учительских кадров, в том числе, руководителей курсов и клубов для горянок, яслей «из работниц, батрачек и беднячек» [5].

Несмотря на все трудности, работа по привлечению женщин в общественно-политическую жизнь продолжалось неуклонно. Новым опытом политического участия женщин в общественной жизни в этих условиях стала партийная работа. Так, со временем значительно увеличилось число женщин в рядах Дагестанского областного комитета РКП(б), который существовал с февраля 1921 года по 31 декабря 1925 года. К 1931 году число женщин в областной парторганизации ВКП(б) возросло с 56 до 1017 [3, с. 131-132] (в декабре 1925 г. РКП(б) переименована ВКП(б) - авт.).

Активизации работы среди женщин послужило Постановление Дагестанского обкома ВКП(б) от 3 апреля 1933 года «О выдвижении женского актива в органы власти» [6, л. 1]. Первый секретарь обкома ВКП(б) Арон Цехер обращал внимание членов партии на важность реализации данного Постановления. Его преемник Нажмудин Самурский также продолжал работу по вовлечению женщин в активную общественную работу. В результате, только за период с 1933 по 1937 год количество женщин, избранных на различные уровни власти, - от сельского совета до обкома партии, составило более 2,5 тысяч человек [11, л. 72].

Вместе с тем, необходимо отметить, что руководящие должности оставались негласно прерогативой мужчин. Объективную и полную картину дают материалы архивного дела, показывающие, что с 1933 по 1936 год руководителями районного уровня были избраны всего 30 женщин, а республиканского - 15 женщин [11, л. 72]. Общественное сознание с трудом воспринимало женщин на руководящих должностях. В нем продолжали превалировать стереотипы, сложившиеся в течение столетий - место женщины дом, а мужчины - общество.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь был длительным и сложным. Тем не менее, несмотря на консерватизм семьи и патриархальность общества, женская активность становилась реальностью, с которой приходилось считаться. Законодательное закрепление принципов равноправия способствовало не только эмансипации сознания женщин, но и традиционного общества.

Литература и источники

1. Декреты Советской власти. - Т.1. - М.: Госполитиздат, 1957. - С.413-438.

2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. Изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

3. Гасанова А.И. Ликвидация неграмотности среди женского населения Дагестана в процессе социалистического строительства // Ученые записки Института ИЯЛ. Т. 7. - Махачкала, 1967. - 99 с.

4. ЛиджеваК.Ф., НадбитовМ.В. Ликвидация неграмотности среди женского населения на Юге России в 20-х гг. // Вестник института. 2012. №1(24). С. 78-81.

5. III Северо-Кавказский краевой съезда горянок и нацменок // http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/161217

6. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 37.

7. ЦГА РД. Ф.77. Оп.1. Д. 3.

8. ЦГА РД. Ф.4-п. Оп.35. Д. 32.

9. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 128.

10. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 98.

11. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп.12. Д. 27.

Referenses and Sources

1. Dekrety Sovetskoj vlasti. - T.1. - M.: Gospolitizdat, 1957. - S.413-438.

2. Kukushkin Yu.S., Chistyakov O.I. Ocherk istorii Sovetskoj Konstitucii. Izd. 2-e, dop. - M.: Politizdat, 1987. - 367 s.

3. Gasanova A.I. Likvidaciya negramotnosti sredi zhenskogo naseleniya Dagestana v processe socialisticheskogo stroitel'stva // Uchenye zapiski Instituta IYAL. T. 7. - Mahachkala, 1967. - 99 s.

4. Lidzheva K.F., Nadbitov M.V. Likvidaciya negramotnosti sredi zhenskogo naseleniya na Yuge Rossii v 20-h gg. // Vestnik instituta. 2012. №1(24).

5. 78-81.

5. III Severo-Kavkazskij kraevoj s"ezda goryanok i nacmenok // http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/161217

6. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan (CGA RD). F. P-1. Op. 1. D. 37.

7. CGA RD. F.77. Op.1. D. 3.

8. CGA RD. F.4-p. Op.35. D. 32.

9. CGA RD. F.2. Op.2. D.128.

10. CGA RD. F.2. Op.2. D. 98.

11. CGA RD. F. 168-r. Op.12. D. 27.

МУТИЕВА ОКСАНА САИДОВНА - кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала) ([email protected]). БАГЛИЕВА ЗАРЕМА ЗАХРАБОВНА - кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала) ([email protected]).

MUTIEVA, OKSANA S. - Ph.D. in History, Head of the Department of the Humanities, the Daghestanian State University of the National Economy (Makhachkala).

BAGLIEVA, ZAREMA Z. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Humanities, the Daghestanian State University of the National Economy (Makhachkala).

УДК 94(450) (63) «1935/1936» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-60-70

ИВАНОВ А.Г.

ИТАЛО-ЭФИОПСКАЯ ВОЙНА 1935-1936 ГГ., ЛИГА НАЦИЙ И ЗАПАДНЫЕ ДЕРЖАВЫ

Ключевые слова: итало-эфиопская война, Лига Наций, политика умиротворения, умиротворение Муссолини, «плебисцит мира», итальянская агрессия.

В статье дан анализ позиции Великобритании и Франции по отношению к агрессии Италии против Эфиопии, факторов, повлиявших на умиротворение Муссолини, последствий итало-эфиопского конфликта для Лиги Наций. Показано, что в условиях назревания и в ходе войны лидеры Великобритании и Франции были готовы на значительные уступки агрессору, тем более, когда речь шла о районах, далеко отстоявших от Европы. Одной из причин тому было нежелание портить отношения с Муссолини в пустой надежде не допустить его сближения с Гитлером. В целом, это шло вразрез с настроениями британской общественности, в ходе «плебисцита мира» высказавшейся не только за участие Великобритании в Лиге Наций и сокращение вооружений (свыше 11 млн. англичан из 11,5 млн опрошенных), но и за применение против агрессоров экономических (10 млн.) и даже военных санкций (около 7 млн.). Политика умиротворения Италии за счет Эфиопии повлекла в итоге гибель за время войны и последовавшей оккупации более 760 тыс. воинов и жителей Эфиопии.

IVANOV, A.G.

THE ITALO-E THIOPIAN WAR 1935-1936, THE LEAGUE OF NATIONS AND THE WESTERN POWERS

Key words: Italian-Ethiopian war, League of Nations, policy of appeasement, appeasement of Mussolini, "plebiscite of peace ", Italian aggression

The article presents an analysis of the position of Great Britain and France towards the aggression of Italy against Ethiopia, factors which influenced the appeasement of Mussolini, consequences of the Italo-Ethiopian conflict for the League of Nations. It is shown that in the conditions of maturing and in the course of the war, the leaders of Great Britain and France were ready to make significant concessions to the aggressor, especially when it came to areas far from Europe. One of the reasons for this was the reluctance to spoil relations with Mussolini in the empty hope of preventing his rapprochement with Hitler. In general, this was contrary to the mood of the British public, during the "plebiscite of peace" it spoke out not only for Britain's participation in the League of Nations and the reduction of armaments (over 11 million British out of 11.5 million respondents), but also for the use of economic (10 million) and even military sanctions (about 7 million). The policy of pacification of Italy at the expense of Ethiopia resulted in the death of more than 760 thousand soldiers and residents of Ethiopia during the war and the subsequent occupation.

Итало-эфиопская война 1935-1936 гг. - это один из первых актов вооруженной агрессии фашистских государств, в данном случае Италии, против независимой и слабо вооруженной страны. Муссолини, преисполненный тщеславия и амбиций, мечтал о создании новой Римской империи и воспользовался благосклонностью Великобритании и Франции по отношению к Германии и Италии, их стремлением посредством уступок диктаторам обеспечить мир и согласие и тем самым не допустить большой войны. В середине 1930-х годов политика умиротворения в

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.