Научная статья на тему 'Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете'

Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грызлов Владимир Сергеевич, Воробьева Татьяна Борисовна, Приходский Виктор Ефимович

В статье рассказывается об опыте стратегического планирования в Череповецком государственном университете. Стратегия университета это средство определения целей и задач его развития на конкретный промежуток времени с учетом создавшихся макрои микроэкономических условий. Стратегическое планирование процесс, при помощи которого определяется дальнейшее развитие университета исходя из поставленных целей. Данный процесс основывается на системном анализе деятельности вуза, оценке его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды и заканчивается разработкой плана стратегических мероприятий. Стратегический план дает университету ориентиры на перспективу, помогает концентрировать усилия на ключевых моментах развития, позволяет сделать управление вузом более открытым, обеспечивает эффективное использование имеющихся ресурсов и устойчивое развитие и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An experience of strategic planning in Cherepovets state university

The article tells about the experience of strategic planning in Cherepovets State University. The strategy of the university is a means of defining the goals and objectives of its development for a specific period of time taking into account the macro and microeconomic conditions. Strategic planning is a process by which determined the further development of the university on the basis of the set goals. This process is based on systematic analysis of the university activity, assessment of its strengths and weaknesses, opportunities and threats of the environment and ends the development of plan of strategic actions. The strategic plan provides the university's guidelines for the perspective, helps to concentrate the efforts on the key moments of development, allows you to make the management of the university more open, ensure efficient use of available resources and sustainable development, etc.

Текст научной работы на тему «Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете»

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В. С. Грызлов, Т. Б. Воробьева, В. Е. Приходский

ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЧЕРЕПОВЕЦКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

V. S. Gryzlov, T. B. Vorobyova, V. E. Prikhodsky

An experience of strategic planning in Cherepovets state university

Череповец — крупнейший промышленный центр на северо-западе России. В городе размещаются предприятия химии, машиностроения, строительной отрасли, но около 80 % объемов промышленного производства приходится на предприятия черной металлургии, тем самым определяя моноструктурность экономики города. Череповец имеет давние образовательные традиции. В конце XIX в. его именовали «Северными Афинами» из-за большого количества учебных заведений и учащихся. В настоящее время в образовательном пространстве города действуют различные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, крупнейшим из которых является Череповецкий государственный университет (ЧГУ).

Университет был создан 3 июня 1996 г. по Указу Президента РФ Б. Н. Ельцина и последовавшего за тем постановления Правительства Российской Федерации № 742 от 24 июня 1996 г. путем слияния Череповецкого государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института. Именно с этой даты начинается история классического университетского образования в нашем городе. Но традиции подготовки учите© В. С. Грызлов, Т. Б. Воробьева, В. Е. Приходский, 2005

лей и технических специалистов в Череповце — давние.

Сегодня ЧГУ — это единственный классический университет и крупнейшее высшее учебное заведение Вологодской области. В его составе пять институтов, три факультета. Обучение осуществляется в соответствии с государственной лицензией на право ведения образовательной деятельности № А 001633 от 02.02.2004 и государственной аккредитацией от 02.02.2004, свидетельство А № 001332.

Ежегодно из стен ЧГУ выходят квалифицированные специалисты разных направлений. И каждый год университет набирает новых студентов, девушек и юношей, которые хотят получить избранную специальность.

Сегодня в ЧГУ на всех формах обучения по 44 специальностям обучается более 9500 студентов и 230 аспирантов. Занятия проводят свыше 500 преподавателей, из которых более 60 — доктора наук, профессора; более 250 — кандидаты наук, доценты.

Университет участвует в научных и учебных программах сотрудничества с ведущими высшими учебными заведениями России, программах международного сотрудничества. Осуществля-

Тё>

ются совместные культурно-просветительские и образовательные программы с учреждениями, организациями и предприятиями, находящимися в Череповце и других городах Вологодской области.

Предпосылки стратегического планирования

Первый опыт стратегического планирования вуз приобрел, заключив в 1996 г. соглашение о пятилетней программе развития ЧГУ с мэрией города, правительством области и Министерством образования РФ.

Вновь созданному университету было необходимо провести лицензирование 10 университетских специальностей и организовать по ним процесс обучения; преодолеть глубокий финансовый кризис; сформировать эффективную университетскую структуру управления; ликвидировать противостояние в коллективе.

В условиях реформирования российского образования, наметившегося демографического спада, усиления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг перед руководством университета встали новые задачи. Их решение мы видим в стратегическом подходе к управлению вузом.

Как мы понимаем стратегическое планирование в вузе на сегодняшний день? Необходи-

мость стратегического планирования развития ЧГУ, на наш взгляд, обусловлена следующими причинами:

— склонностью рассматривать сферу образовательной деятельности главным образом с точки зрения педагогической, хотя эта сфера требует более широкого подхода и всестороннего рассмотрения;

— «туннельным кругозором»: мы не вполне способны распознать все многообразие целей университета, мыслим достаточно упрощенными категориями, связанными с использованием лишь имеющихся ресурсов;

— бюрократичностью организационной структуры университета, приспособленной скорее для поддержания эффективности и для контроля текущей деятельности, чем для стимулирования нововведений долгосрочного характера;

— отсутствием «организации» или процедуры, ориентированной специально на то, чтобы стимулировать участие ППС в создании новых образовательных услуг;

— склонностью ППС считать, что стратегическое планирование осуществляют и должны осуществлять главные должностные лица (ректор, проректоры) с участием штата профессиональных плановиков;

— системой стимулирования деятельности учебных подразделений университета (институтов, факультетов и кафедр), при которой крат-

косрочные результаты оцениваются более существенно, чем усилия, направленные на изыскание долгосрочных возможностей.

Стратегия университета — это средство определения целей и задач его развития на конкретный промежуток времени с учетом создавшихся макро- и микроэкономических условий.

Стратегическое планирование — процесс, при помощи которого определяется дальнейшее развитие университета исходя из поставленных целей. Данный процесс основывается на системном анализе деятельности вуза, оценке его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды и заканчивается разработкой плана стратегических мероприятий.

Стратегический план дает университету ориентиры на перспективу, помогает концентрировать усилия на ключевых моментах развития, позволяет сделать управление вузом более открытым, обеспечивает эффективное использование имеющихся ресурсов и устойчивое развитие, дает уверенность в будущем, является инструментом приобретения конкурентных преимуществ.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой процесс определения:

— миссии, целей развития и их изменения;

— ресурсов, необходимых для достижения целей;

— политики, направленной на приобретение и использование необходимых ресурсов.

Процесс стратегического планирования

Участие ЧГУ в проекте журнала «Университетское управление» по развитию стратегического планирования в российских вузах позволило университету утвердиться в образовательном пространстве города и региона, приобрести финансовую устойчивость и тем самым подвело черту под 10-летним периодом становления ЧГУ.

Для работы по стратегическому планированию была создана рабочая группа в количестве 26 человек, включающая руководителей всех уровней во главе с ректором. С 14 по 16 апреля 2004 г. прошла первая сессия стратегического планирования.

В процессе сессии необходимо было ответить на вопросы: Чем вуз занимается в настоящее время? Чем ЧГУ должен заниматься в будущем? Как лучше действовать, чтобы ЧГУ стал таким, каким мы хотим его видеть?

В результате работы сессии было сформулировано видение будущего университета, выявлены его проблемные зоны, определено его положение на рынке образовательных услуг, с позиции конкурентоспособности и привлекательности рынка были сформированы и проанализированы стратегические поля деятельности (центры дохода), сформулированы корпоративные ценности. К их числу мы относим:

тэ

Результаты оценки «уровней совершенства» критериев, подкритериев и составляющих

модели СМК вуза

9. Результаты деятельности вуза

1. Лидирующая роль руководства

8. Влияние вуза на общество

7. Удовлетво^ ренность персонала

3. Менеджмент персонала

2. Политика и стратегия

4. Ресурсы и партнеры

6. Удовлетворенность потребителей

5. Менеджмент процессов

Октябрь 2004 г. Апрель 2005 г.

Рис. 1. Самооценка ЧГУ

— открытость обществу;

— сохранение традиций;

— наличие научных школ;

— способность к инновациям;

— высокий имидж ЧГУ на городском и региональном уровне;

— коллективизм;

— социальную защищенность.

SWOT-aнaлиз ЧГУ

Далее необходимо было идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны вуза, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. С этой целью был проведен анализ внутренней среды, т. е. текущего состояния вуза, по 9 параметрам и 10-балльной шкале.

Произведенная участниками сессии самооценка вуза (октябрь 2004 г.) по ряду параметров не вполне соответствовала действительно-

сти, так как базировалась исключительно на мнениях участников, без учета мнения внутренних и внешних клиентов (рис. 1). В результате проведенных в последующем опросов картина самооценки к апрелю 2005 г. стала более объективной.

Стратегическое планирование, как правило, касается проблем, испытывающих серьезное воздействие многочисленных внешних факторов. Объектом стратегического планирования является будущее и внешние факторы, воздействующие на миссию ЧГУ, — практически все, что существенно изменяет характер ЧГУ или направления его развития. Следовательно, прежде чем приступать к вопросу о будущих стратегических целях или направлениях развития университета, необходимо было уяснить, какие социальные, экономические, научно-технические, юридические, политические и другие факторы влияют на будущее ЧГУ. В противном случае можно выбрать стратегию, которая окажется ошибочной.

Анализ внешней среды вуза также является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей, выработки стратегии развития.

Из числа наиболее значимых для ЧГУ возможностей выделяются согласованность развития вуза со стратегией развития города, рост ценности высшего образования, а из числа угроз — реформа высшей школы, ее конъюнктурная зависимость от изменения экономической ситуации в стране и регионе, демографический спад.

В результате проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

1. Слабые аккредитационные показатели и угроза сокращения бюджетного финансирования требуют от вуза:

• ухода с рынка непрестижных и неконкурентоспособных специальностей и направлений подготовки;

• перефокусировки на платные научные и образовательные услуги.

2. Стратегия развития г. Череповца («Череповец — город лидеров») позволяет при усилении коммуникации с органами власти и управления:

• предлагать городу и населению новые образовательные услуги по новым направлениям подготовки на компенсационной основе, через участие в региональных и муниципальных программах.

3. Угроза демографического спада и неудовлетворенность образовательными услугами ЧГУ требуют:

• маркетинга и мониторинга спроса на образовательные услуги, фокусировки на платные «нишевые» (престижные, отсутствующие в ЧГУ) программы с использованием информационных технологий и лицензионных образовательных продуктов Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных научно-образовательных центров.

Миссия

Итогом проделанной аналитической работы и прогнозирования развития внутренней и внешней среды явилось формулирование миссии университета. По мнению участников сессии стратегического планирования, она должна была отражать эффективность ЧГУ в местном и региональном развитии, т. е. показывать взаимосвязь между целями города, региона и результатами деятельности ЧГУ. Это могли бы быть, в частности, новые виды образовательных услуг, необходимые для эффективного развития города и области. На сегодняшний день миссия ЧГУ сформулирована следующим образом.

ЧГУ — международный образовательный и научно-исследовательский центр на Русском Севере, стремящийся к реализации ноосферной

научной и образовательной парадигмы. Наши ценности отражают гуманистические идеалы российского образования:

• качество,

• доступность,

• непрерывность,

• фундаментальность,

• свобода мысли и возможности для самореализации.

Через научно-образовательную и просветительскую работу ЧГУ формирует интеллектуальную среду региона, готовит кадры, способные производить новые знания и готовые к успешной деятельности в любых необходимых для развития региона сферах. Это центр формирования и динамичного развития успешной и счастливой личности, умеющей жить в современном обществе.

ЧГУ решает задачи:

— воспитания лидеров в научной, образовательной и культурной сфере;

— создания условий для раскрытия талантов и творческого развития личности.

Эти задачи решаются путем:

— интеграции ЧГУ с предприятиями, учреждениями и организациями региона и России в целом;

— интеграции ЧГУ в международное образовательное пространство.

Девиз ЧГУ:

«Не уставая творить и дерзать

В честь и во славу российской земли!»

Приоритеты

С указанными выше результатами вуз пришел ко 2-й сессии стратегического планирования, которая проходила в конце 2004 г. Проведенная ранее самооценка позволила в процессе сессии осуществить выбор стратегических приоритетов. В качестве таковых были названы:

• высокое качество всех процессов в вузе;

• информационные технологии в образовании, науке и управлении;

• развитая прикладная наука;

• корпоративная культура;

• экономическая успешность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• непрерывное образование.

Приоритеты вместе с миссией являются концептуальными основами стратегического плана развития университета.

В процессе сессии были сформированы следующие ключевые направления деятельности вуза:

— укрепление роли ЧГУ в Череповце и Северо-Западном регионе;

— развитие корпоративной информационной системы и системы качества;

— экономическая успешность.

В связи с первым из указанных направлений предполагалось провести:

— совершенствование системы непрерывного образования;

— укрепление связей с бизнес-сообществом, властью и общественностью;

— расширение спектра прикладных научных исследований для крупного, среднего и малого бизнеса.

В ЧГУ одним из приоритетов является качество всех процессов. Как элемент менеджмента качества в университете в настоящее время действует рейтинговая система оценки деятельности институтов и кафедр, которая позволяет определить эффективность их участия в образовательном процессе. Второе направление также потребовало:

— разработки и сертификации системы качества образовательных услуг;

— внедрения новых образовательных технологий, систем тестирования и самоконтроля, е-управления;

— систематизации исследований потребностей на образовательные услуги в регионе.

Актуальность применения системы менеджмента качества в вузе обусловлена следующими моментами:

1) комплексная оценка деятельности вузов содержит показатель «Наличие и эффективность внутривузовских систем контроля качества образования»;

2) Болонская декларация констатирует обеспечение высокого качества образования посредством создания СМК — на уровне государства и на уровне вуза;

3) на рынке образовательных услуг существует конкуренция;

4) необходимо ввести систематическое отслеживание требований потребителей образовательных услуг и корректирование в соответствии с этим своей деятельности;

5) нужно четко определить обязанности, ответственность и полномочия сотрудников, реализовать справедливую систему мотивации и стимулирования.

Третье стратегическое направление развития ЧГУ предусматривает:

— расширение объема оказываемых научных и образовательных услуг;

— повышение эффективности управления имеющимися ресурсами.

Приоритет экономической успешности предполагает эффективное управление финансами. С этой целью разработан и апробируется механизм бюджетирования финансовых ресурсов.

Бюджетирование — это:

— лучший способ понять, что происходит в вузе;

— наглядное представление того, из чего складываются доходы, на что и кем тратятся финансовые ресурсы;

— лучший способ согласования деятельности всех функциональных служб для достижения поставленных целей;

— жесткий контроль деятельности всех функциональных служб.

Основными этапами стратегического проектирования бюджетного процесса, по нашему мнению, являются:

— определение: а) центров финансовой ответственности, б) периодов планирования;

— настройка статей бюджетов с необходимыми аналитическими разрезами;

— формирование типовых форм бюджетов (бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств, внутрихозяйственных операций, налоговый, инвестиционный и др.);

— создание регламента бюджетирования.

Разработанная в университете система бюджетирования обеспечивает:

— автоматическое построение консолидированных бюджетов по любой сложной оргструктуре;

— автоматизацию процедуры согласования бюджетов и хранение данных по всем этапам согласования;

— возможность формирования и анализа различных вариантов (сценариев) бюджетов;

— гибкую настройку аналитических признаков статей и их визуальное представление в типовых формах бюджетов;

— формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам (например, формирование бюджета на основе календарных планов договоров);

— формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных;

— возможность агрегировать бюджет по нескольким вариантам оргструктуры (например, по оргструктуре функционального подчинения);

— гибкую настройку представления форм бюджетов для каждого подразделения.

тэ

В приоритетах ЧГУ — использование информационных технологий для управления процессами в вузе. Ноу-хау нашего вуза на данном стратегическом направлении является проект е-правления (рис. 2, 3).

Программы и проекты

Программы и проекты — это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий, осуществляемых для реализации

стратегий и достижения стратегических целей.

Для осуществления намеченных нами в рамках стратегического планирования программ и проектов необходимы соответствующие ресурсы. Объемы ресурсов, выделяемых на отдельные программы и проекты, будут определяться в процессе финансового планирования. Макет проектов, выделенных в подкрепление выбранных стратегических направлений деятельности, представлен в таблице.

ПЕРЕХОД ВУЗА К Е-ПРАВЛЕНИЮ

Этапы продвижения

Основная цель:

Основная цель: Основная цель: расширенная интеграция

внутренняя интеллектуалиция и вуза в условиях

Основная цель: интеграция/ капитализация Моно города/региона

приложения трансформация информационных

ресурсов на портале Адаптивное управления

Присутствие в Ориентация на Бизнес

Web клиента Взаимодействие «по требованию»

Волна 1 Волна 2 Волна 3 Волна 4

Доступ Интеграция «По требованию»

Исходное состояние

Целевое состояние

Рис. 2. Переход вуза к е-правлению

ПЕРЕХОД ВУЗА К Е-ПРАВЛЕНИЮ

Системное управление

Уровни

Д

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Операционная деятельность

Процессное управление (мировой опыт) Мягкое управление (дополнительно) 'Я

+ +

+ +

Рис. 3. Сущность е-правления в вузе

Череповецкий государственный университет ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Приоритетные проекты плана стратегического развития ЧГУ

Проект Доля в сумме инвестиций, %

1. Внедрение системы менеджмента качества 25

2. Создание института инноваций и непрерывного образования 10

3. Коммерционализация вузовской науки 10

4. Дистанционный образовательный портал ЧГУ 20

5. Бюджетирование 10

6. Социальная защищенность сотрудников 25

Итого 100

Выводы

Мы отдаем себе отчет в том, что проделанная работа — это только начало регулярной работы по стратегическому планированию, по совершенствованию организационных начал этого планирования, по разработке подходов к управлению изменениями в культуре деятельности вуза, без которых реализация стратегических планов невозможна.

ЧГУ пока находится на вт ором из трех этапов процесса стратегического планирования (подготовительный, разработка стратегии и реализация). Стратегические планы университета еще должны быть сведены воедино, согла-

сованы со всеми заинтересованными сторонами и приняты к реализации.

Чтобы эти планы реально воплощались в жизнь, необходимо разработать адаптивные механизмы их коррекции с учетом изменения внутренней и внешней среды.

На третьем этапе непрерывного стратегического процесса предстоит разработать бизнес-планы реализации всех заявленных проектов в совокупности маркетинговых, производственных, кадровых, финансовых и исследовательских мероприятий, внедрить систему стратегического контроля и коррекции деятельности университета в соответствии с новым положением ЧГУ на рынке научных и образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.