Научная статья на тему 'Опыт страхования на случай временной нетрудоспособности Великобритании'

Опыт страхования на случай временной нетрудоспособности Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ / TEMPORARY DISABILITY / ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / INTERNATIONAL EXPERIENCE OF SOCIAL INSURANCE / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН / REGULATION OF THE INCIDENCE OF WORKING CITIZENS / A SHEET OF INCAPACITY FOR WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирова З.Д.

В статье освещается опыт государственного социального страхования на случай временной нетрудоспособности Великобритании. Роль правительства в системе социального страхования, заключается в обеспечении общего руководства на основе предоставления рекомендаций о способах снижения уровня заболеваемости, разработке дополнительных медицинских и иных мероприятий, направленных на стимулирование заболевших работников к скорейшему возвращению к трудовой деятельности. Препоручение ответственности работодателей за полную выплату пособий приводит к повышению заинтересованности работодателей в регулировании и контроле заболеваемости работников. Сделан вывод о том, что в Великобритании, в отличие от практики России, упор при оформлении временной нетрудоспособности делается не на фиксировании болезни, а на достижении скорейшего выздоровления, стимулировании работника приступить к трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темирова З.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE INSURANCE IN CASE OF TEMPORARY INCAPACITY UK

The article highlights the experience of state social insurance in case of temporary disability in the UK. The role of the government in the social insurance system is to provide general guidance on the basis of recommendations on ways to reduce the incidence of morbidity, the development of additional medical and other measures aimed at encouraging sick workers to return to work as soon as possible. Assigning the responsibility of employers for the full payment of benefits leads to increased interest of employers in regulating and controlling the incidence of workers. It is concluded that in the UK, unlike the practice of Russia, the emphasis on temporary disability is not made on fixing the disease, but on achieving an early recovery, encouraging the employee to start working.

Текст научной работы на тему «Опыт страхования на случай временной нетрудоспособности Великобритании»

ОПЫТ СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

З.Д. Темирова, канд. экон. наук, доцент

Филиал Российского государственного гидрометеорологического университета в городе Туапсе (Россия, г. Туапсе)

Аннотация. В статье освещается опыт государственного социального страхования на случай временной нетрудоспособности Великобритании. Роль правительства в системе социального страхования, заключается в обеспечении общего руководства на основе предоставления рекомендаций о способах снижения уровня заболеваемости, разработке дополнительных медицинских и иных мероприятий, направленных на стимулирование заболевших работников к скорейшему возвращению к трудовой деятельности. Препоручение ответственности работодателей за полную выплату пособий приводит к повышению заинтересованности работодателей в регулировании и контроле заболеваемости работников. Сделан вывод о том, что в Великобритании, в отличие от практики России, упор при оформлении временной нетрудоспособности делается не на фиксировании болезни, а на достижении скорейшего выздоровления, стимулировании работника приступить к трудовой деятельности.

Ключевые слова: социальное страхование, временная нетрудоспособность, листок нетрудоспособности, международный опыт социального страхования, регулирование заболеваемости работающих граждан.

В Великобритании до 1983 пособия по нетрудоспособности выплачивались Департаментом социального обеспечения (далее ДСО) Department of Social Security (DSS) (now the Department for Work and Pensions) (ныне Департамент по вопросам труда и пенсий - далее ДТП). Работающие по найму, а также самозанятые, представляли в ДСО больничные листы (медицинские справки). ДСО рассчитывал и выплачивал пособия по болезни. Контроль длительности болезни человека осуществлялся на основании системы стандартных сроков, указанных для определенного типа заболевания. Если стандартный период превышался, то человеку предлагалось пройти медицинский осмотр у практикующего врача, работающего в ДСО. Необходимость проведения независимого обследования мотивировалось тем, что медицинские справки оформляются врачом общей практики (семейным врачом) и часто врачи выдают эти справки, когда их об этом просят, т.к. не хотят неприятностей, которые могли бы привести к конфликтам с пациентами.

В 1983 году данная система была изменена законодательным введением обяза-

тельных выплат по болезни (Statutory Sick Pay SSP), установлена ответственность работодателей за выплаты пособия по болезни за первые 28 недель болезни. Правительство Великобритании начало реформу системы выплаты пособий, в ходе которой было усложнено право на их получение. Медицинские процедуры, подтверждающие нетрудоспособность, стали жестче.

Практика получения компенсаций по нетрудоспособности здоровыми гражданами в Великобритании возникла еще в 1980-е годы, когда многие оставшиеся без работы предпочитали пособие по временной недееспособности существенно меньшему пособию по безработице.

Первоначально работодатели могли возмещать выплаченные работникам суммы пособий (SSP), вычитая их из ежемесячно уплачиваемых сумм национальных страховых взносов. Постепенно, законодательными изменениями, такой вычет был ограничен. Теперь, как правило, работодатели при уплате национальных страховых взносов не могут засчитать любые суммы выплачиваемых ими пособий. Хотя введена процентная пороговая схема (Percentage Threshold Scheme), призванная помочь ра-

ботодателям, у которых в определенное время высока доля заболевших работников.

Рациональность решения об ответственности работодателей за полную стоимость SSP заключалась в повышении заинтересованности работодателей в регулировании и контроле заболеваемости своих работников, повышающей его издержки и снижающей рентабельность. Роль правительства в системе социального страхования, заключается в обеспечении общего руководства на основе представления рекомендаций о способах снижения уровня заболеваемости, разработке дополнительных медицинских и иных мероприятий, направленных на стимулирование заболевших работников к скорейшему возвращению к трудовой деятельности.

Законом об обязательных выплатах по болезни установлено, что на самом человеке (работнике) лежит ответственность за состояние здоровья и возможность выполнять определенную работу. Решение об обращении к врачу человек принимает самостоятельно. Допускается отсутствие на работе по болезни, без обращения к врачу и предоставления медицинской справки, в течение трех первых дней, но с обязательным предварительным уведомлением (устном) работодателя.

По истечении трех дней работник должен письменно уведомить работодателя о причине отсутствия на работе, сообщить работодателю о факте заболевания.

Работодатель не обязан оплачивать первые 3 дня заболевания, т.е. работник болеет за свой счет, фактически находясь в отпуске по болезни за свой счет.

По закону оплата начинается с четвертого дня болезни. Законом также установлена, как отмечено выше, максимальная продолжительность такой оплаты работодателем - 28 недель. Уведомление работодателя о временной нетрудоспособности может быть как в письменной, так и в устной формах и не требует документального подтверждения до 7 дней болезни.

Размер оплаты больничного листка не зависит от зарплаты работника, однако право на получение пособия имеют работники с заработной платой (до налогообло-

жения) не ниже 113 фунтов в неделю. Сумма оплаты пересматривается каждый год и в 2017 году финансовом году составила 89,35 фунтов в неделю. Работодатель обязан платить работнику не менее данной минимальной платы. Но, как правило, в соответствии с соглашениями с профсоюзами до шести месяцев временной нетрудоспособности за работником сохраняется средний заработок.

Работодатель вправе выплачивать пособие по болезни в полном объеме, т. е. с сохранением заработка, если это предусмотрено трудовым договором.

Трудовой контракт может предусматривать иную систему оплаты больничных листов. В контракте работодатель может предусмотреть более льготную, по сравнению с законом, оплату. Например, оплата может начаться не с четвертого дня болезни, как предусмотрено законом, а с первого. Размер оплаты может быть также выше. Она может выражаться в процентах от зарплаты, которую работник получал до начала болезни. Максимальное количество дней болезни, которое работодатель обязуется оплачивать, также может оговорено в контракте. В контракте может быть упомянута процедура оповещения работодателя в случае болезни. Несоблюдение этой процедуры может повлечь уменьшение размера оплаты больничного.

Закон не допускает дискриминации отдельного работника или группы работников в отношении оплаты больничных. Применяемая в организации система оплаты больничных, должна распространяться на всех работников.

Порядок оплаты больничных (Sick Pay) в Великобритании регулируется:

- законом (The Social Security Contributions and Benefits Act);

- коллективным соглашением (Community Sick Pay);

- индивидуальным трудовым договором (Contractual Sick Pay).

В любом случае, размер оплаты не может быть меньше, оговоренного в законе.

Для низкооплачиваемой категории работников или тем, кто потерял работу в период заболевания, предоставлена возможность обратиться в службу занятости,

которая выплачивает пособие, которое ранее выплачивал работодатель.

Сумма пособия, выплачиваемая государством после 28 недель заболевания значительно меньше и не выгодна работнику.

С 6 апреля 2010 года введено важное изменение: вместо медицинской справки, более известной как «больничный листок» («sick note»), стал выдаваться «листок здоровья» («fit note»). Основной упор сделан на возможности, по состоянию здоровья, приступить к работе, в том числе возвращение на неполный рабочий день до полного выздоровления.

Можно выделить следующие основные аспекты, играющие ключевую роль в сокращении долгосрочных отсутствий на работе по болезни:

- предотвращение травм и заболеваний на рабочем месте;

- обеспечение быстрого доступа к лечению и реабилитации;

- важность политики, ориентированной на поддержку работников в процессе их возвращения после болезни на работу, на свое рабочее место, к исполнению своих профессиональных обязанностей.

Профсоюзы Великобритании регулярно проводят переговоры с уполномоченным представителем работодателей по проблеме временной нетрудоспособности, указав на отсутствие соответствующей конструктивной политики, направленной на обеспечение быстрого возвращения на работу. Признается, что главным препятствием для такого возвращения после длительного отсутствия является не сколько физическое, а, скорее, психологическое состояние работника.

Важными являются следующие рекомендации, разработанные в ходе таких переговоров по поводу того, что «делать» и что «не делать» работодателю, чтобы снизить заболеваемость работников:

- создание климата доверия, регулярное поддержание контактов с отсутствующими по болезни работниками;

- обучение менеджеров деликатному подходу к решению вопросов отсутствия работников на рабочем месте по болезни,

получению максимальной отдачи от таких контактов;

- сохранение конфиденциальности сведений, полученных в ходе таких контактов;

- проявление гибкости и понимания в каждом конкретном случае, обеспечение справедливых и последовательных действий;

- доброжелательное отношение к возвращению сотрудников после их отсутствия по болезни;

- проведение интервью (собеседования, беседы) с приступившими к работе;

- предоставление возможности обсуждения в частном (приватном) порядке вопросов, волнующих сотрудников, проявление озабоченности и обеспокоенности по поводу их здоровья, по другим вопросам, которые затрагивают их при выполнении работы или при их посещении во время болезни;

- помнить, что лекарства могут иметь побочные эффекты и влиять на физическую выносливость, настроение, на выполнение операций и безопасность труда.

Также предлагается не принимать скоропалительных решений:

- подождать возвращения работника после продолжительной болезни;

- не спешить и не поручать навестить больного, пока для этого не появятся веские причины;

- не высказывать предположений относительно ситуации с работником;

- не говорить, что коллеги перегружены или накапливается невыполненная работа;

- помнить, что время восстановления при одном и том же состоянии от человека к человеку может значительно отличаться.

Ключевой фигурой в оценке трудоспособности заболевшего работника в Великобритании является врач общей практики. Однако врачи общей практики не имеют специальной подготовки и пока весьма неохотно возлагают на себя ответственность оценивать трудоспособность.

Листок нетрудоспособности, заполняемый врачом, содержит оценочные сведения и рекомендации о том, когда заболевший работник может приступить к работе. Поэтому врачу общей практики оплачива-

ется заполнение электронной формы листка трудоспособности и ответы на запросы Департамента труда и пенсий.

С седьмого дня заболевания работодатель вправе потребовать от работника предоставить медицинскую справку (больничный лист), а работник обязан предоставить работодателю заключение врача общей практики по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения.

Левая сторона такой справки (листка), заполняется врачом, а правая - заболевшим работником.

Работодатель, в случае необходимости, вправе инициировать медицинское освидетельствование работника.

Таким образом, в Великобритании листок нетрудоспособности, а затем листок здоровья, не являются документами строгой отчетности и могут быть отпечатаны в любой типографии на обычной бумаге, без требования указания степеней защиты. Данный бланк также может быть предоставлен в электронном формате, заполнен и распечатан, выведен на бумажный носитель.

С 2010 года, после утверждения нового бланка под названием «листок здоровья» и введением новых функциональных обязанностей для врачей общей практики, предлагается давать оценку состояния трудоспособности пациента, даты, с кото-

В Великобритании, в отличие от практики России, упор при оформлении временной нетрудоспособности делается не на фиксировании болезни, а на достижении скорейшего выздоровления, стимулировании работника приступить к трудовой деятельности.

Следующие важные различия между странами связаны с особенностями исчисления пособий: с учетом продолжительности страхового стажа, заработной платы (дохода), начисленных страховых взносов за определенный период времени, других показателей и условий.

Следующее важное различие между практикой России и Великобритании связано с особенностями исчисления пособий.

В России размер пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается с учетом продолжительности страхового стажа и размера заработной платы, в Великобритании законодательно определен минимальный размер данного пособия, который составляет в 2017 году 89,35 фунтов в неделю, для сравнения размер минимального размера оплаты труда в 2017 году составил 1396,90 фунтов в месяц (или 349,22 фунта в неделю).

Повышение размера пособия остается на усмотрение работодателя, что делает злоупотребления в использовании данных пособий невыгодным для работника.

рой он может приступить к работе.

Библиографический список

1. Казанцева А.Н. Законодательство по вопросам социальной защиты и социального обслуживания в России и Великобритании: монография / А.Н. Казанцева; под науч. ред. С.Е. Гасумовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015.

2. Государственный портал Великобритании. Working, jobs and pensions. [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: https://www.gov.uk/browse/working/state-pension

3. Legislation.gov.uk. Государственный портал законодательства Великобритании. [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://www.legislation.gov.uk/browse

EXPERIENCE INSURANCE IN CASE OF TEMPORARY INCAPACITY UK

Z.D. Temirova, candidate of economic sciences, associate professor Branch of Russian hydrometeorological university in the city of Tuapse (Russia, Tuapse)

Abstract. The article highlights the experience of state social insurance in case of temporary disability in the UK. The role of the government in the social insurance system is to provide general guidance on the basis of recommendations on ways to reduce the incidence of morbidity, the development of additional medical and other measures aimed at encouraging sick workers to return to work as soon as possible. Assigning the responsibility of employers for the full payment of benefits leads to increased interest of employers in regulating and controlling the incidence of workers. It is concluded that in the UK, unlike the practice of Russia, the emphasis on temporary disability is not made on fixing the disease, but on achieving an early recovery, encouraging the employee to start working.

Keywords: social insurance, temporary disability, a sheet of incapacity for work, international experience of social insurance, regulation of the incidence of working citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.