DOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-392-162-170 УДК 629.563.2:006.32
В.И. Шлячков, А.Б. Разлетова, М.М. Карулина, Н.А. Вальдман, В.А. Беляшов
ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия
ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ ФГУП «КРЫЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР» В РАЗРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО АРКТИЧЕСКИМ ОПЕРАЦИЯМ
Объект и цель научной работы. Объектом исследования является деятельность международного и национальных комитетов в части разработки стандартов по безопасности нефтегазовых объектов в условиях низких температур. Цель исследования - обобщение результатов работ по разработке стандартов подкомитетом ИСО/ТК67/ПК8 «Арктические операции».
Материалы и методы. Международные и национальные нормативные документы в области обеспечения безопасности морских объектов при их проектировании и эксплуатации в условиях низких температур. Анализ этапов разработки международных стандартов и работы подкомитета «Арктические операции».
Основные результаты. Обобщены стандарты, подготовленные подкомитетом ИСО/ТК67/ПК8 «Арктические операции», дано краткое содержание принятых ИСО документов и требований по безопасности морских объектов, проанализировано участие Крыловского государственного научного центра в разработке стандартов и требований к безопасности объектов.
Заключение. Разработанные ИСО стандарты определяют международные требования и рекомендации для обеспечения безопасности арктических операций на нефтегазодобывающих объектах. Участие в подготовке стандартов ИСО специалистов ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в качестве экспертов позволило более четко сформулировать принятые в стандартах требования по обеспечению безопасности объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды в климатических условиях, характерных для российской Арктики.
Ключевые слова: арктические условия, морские нефтегазодобывающие объекты, безопасность, стандарты ИСО. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
DOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-392-162-170 UDC 629.563.2:006.32
V. Shlyachkov, A. Razletova, M. Karulina, N. Valdman, V. Belyashov
Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia
KRYLOV STATE RESEARCH CENTRE EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL STANDARDS ON ARCTIC OPERATIONS
Object and
purpose of research. This paper discusses the activities of international and national committees intended to develop safety standards for oil & gas facilities in cold regions. The purpose of this study was to summarize the results of work done by ISO/TC67/SC8 dealing with Arctic operations.
Materials and methods. International and national regulatory documents on safety of marine facilities for cold regions at design and construction stage. Milestone analysis of international standard developments and Arctic operations subcommittee activities.
Для цитирования: Шлячков В.И., Разлетова А.Б., Карулина М.М., Вальдман Н.А., Беляшов В.А. Опыт специалистов ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в разработке международных стандартов по арктическим операциям. Труды Крыловского государственного научного центра. 2020; 2(392): 162-170.
For citations: Shlyachkov V., Razletova A., Karulina M., Valdman N., Belyashov V. Krylov State Research Centre experience in development of international standards on Arctic operations. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; 2(392): 162-170 (in Russian).
Main results. This paper gives a summary of the standards prepared by ISO/TC67/PC8 Arctic operations and a concise description of ISO documents and regulations on safety of marine facilities, as well as highlights KSRC contribution to this work.
Conclusion. ISO standards set international safety requirements for Arctic oil & gas facilities. Participation of KSRC experts in preparation of these standards enabled a more distinct formulation of safety requirements for facilities, their personnel and environment taking into account typical conditions of the Russian Arctic. Keywords: Arctic conditions, marine oil & gas facilities, safety, ISO standards. Authors declares lack of the possible conflicts of interests.
Введение
Introduction
Работа на морских (офшорных) объектах связана с повышенными рисками возникновения аварийных ситуаций, загрязнения окружающей среды, гибели людей и установок. В арктических условиях к факторам риска, характерным для эксплуатации морских объектов в высоких широтах, добавляются экстремальные природно-климатические условия, определяемые низкими температурами, длительностью полярных ночей и дней, ледовыми полями, наличием снега и обледенения конструкций и т.д. Разработка и освоение месторождений в таких условиях должны быть обеспечены комплексом мер по снижению негативного влияния факторов, характерных для арктических регионов. Конструкции, проектируемые для работы в арктических регионах, и режимы их эксплуатации должны разрабатываться с учетом концепции минимального вреда для окружающей среды, минимизации загрязнения и нанесения вреда обслуживающему персоналу.
Освоение запасов углеводородов, осуществляемое компаниями различных стран, научно-технический прогресс в области разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе, появление требований к рациональному использованию природных ресурсов, повышению уровней промышленной и экологической безопасности привели к необходимости разработки международных стандартов, определяющих согласованные правила проектирования, строительства и эксплуатации морских объектов/ платформ. Наряду со стандартами серии ИСО 19900, устанавливающими общие принципы проектирования и определяющими состояние конструкций морских платформ из различных материалов при воздействии нагрузок, характерных для ледовых условий, возникла необходимость создания нормативных документов в области обеспечения безопасности труда и охраны окружающей среды.
Работы по организации разработки стандартов: предпосылки, предыстория
Organizational steps of ISO standard developments: background
Первым шагом для определения нормативных документов в области безопасности человека и защиты окружающей среды, учитывающих дополнительные риски арктических условий, была работа международной группы специалистов «Оценка международных стандартов для безопасной разведки, добычи и транспортировки нефти и газа в Баренцевом море» в рамках проекта «Баренц-2020». Необходимость в создании нормативных документов возникла в связи с разработкой нефтегазовых объектов в Баренцевом море и возросшей интенсивностью движения морских танкеров из Баренцева моря вдоль норвежского побережья. Основная задача проекта «Баренц-2020» состояла в том, чтобы определить требования для обеспечения такого же уровня безопасности работы в Баренцевом море, как и в Северном. Условия работы в Баренцевом море потребовали применения новых подходов к решению проблемы как со стороны Норвегии, так и со стороны Российской Федерации.
Работа по проекту была начата в октябре 2007 г. по инициативе Министерства иностранных дел Норвегии и предполагала научно-техническое сотрудничество с Россией в области гармонизации стандартов по безопасности, охране труда и окружающей среды (HSE - Health, Safety and Environment) для обеспечения работы в условиях Баренцева моря. Норвежская компания DNV (Det Norske Veritas) выступила в качестве координатора норвежской и международной частей проекта, а национальный российский Технический комитет по стандартизации - ТК23 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» (ОАО «Газпром») - был определен координатором с российской стороны. Такая структура управления проектом сохранялась в течение всего срока работы над ним [1].
В ходе первого этапа работы (октябрь 2007 -октябрь 2008 гг.) сформированный Руководящий комитет проекта (РК) решал вопросы по взаимодействию и сотрудничеству между Норвегией и Россией в сфере формирования необходимой нормативной базы [1, 2].
На втором этапе (ноябрь 2008 - март 2009 гг.) РК определил приоритеты исследований и 7 ключевых областей стандартизации для дальнейшей работы в 7 рабочих группах. В состав рабочих групп входили эксперты из Норвегии, Франции, Италии, Нидерландов, Канады, Финляндии и России, причем в пяти из семи рабочих групп в качестве экспертов состояли специалисты ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» (далее ФГУП «Крыловский государственный научный центр», КГНЦ): RN02 -М.М. Карулина, RN04 - В.И. Шлячков, RN05 -А.Б. Разлетова, RN06 - А.Д. Зимин (затем В.А. Беляшов) и RN07 - Н. А. Вальдман.
Третий этап (май 2009 - март 2010 гг.) предусматривал деятельность экспертов международных рабочих групп по анализу и оценке действующих международных стандартов с точки зрения применимости их требований в условиях Баренцева моря [1, 4, 5].
В соответствии с рекомендациями экспертов оценка сценариев потенциально опасных ситуаций должна включать возможность нештатных ситуаций, таких как глобальное и локальное воздействие, причиняемое ледовыми структурами. В соответствии со стандартом ISO 19906 при проектировании следует выявлять условия, которые могут оказывать влияние на эксплуатационные требования, создавать и обеспечивать функционирование соответствующих систем управления охраной здоровья, безопасности и окружающей среды. Эксплуатация объекта и всех его подсистем должна быть экологически безопасной. Отчет по Этапу 3 включал перечень из 130 стандартов, рекомендуемых для практического использования.
Одновременно специалисты КГНЦ в интересах ООО «Газпром ВНИИГАЗ» выполнили в рамках договора № 43219572/165-52/09 от 4 февраля 2009 г. работу «Оказание услуг по анализу стандартов ведения нефтегазовой деятельности в условиях арктического шельфа». Результаты этой работы использовались российской стороной при разработке отчета по Этапу 3 проекта «Баренц-2020».
В соответствии с выводами работ по следующему этапу проекта (май 2010 - март 2012 гг.) компании-спонсоры (ОАО «Газпром», Statoil, ENI, Total, OGP, DNV) решили продолжить работу над теми
рассмотренными в рамках Этапа 3 проблемами, которые требовали максимально оперативного решения, и предложить рекомендации по применению тех или иных нормативных документов. Рекомендации, подготовленные международными рабочими группами экспертов, были представлены на рассмотрение международным и национальным органам по стандартизации, в том числе Техническому комитету ИСО/ТК67 «Материалы, оборудование и морские сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности» и вновь созданному подкомитету ИСО/ТК67/ПК8 «Арктические операции».
При выполнении работы в рамках проекта был выявлен ряд дополнительных, по сравнению с Северным морем, источников опасности и рисков эксплуатации объектов в арктических морях, связанных с природными условиями. Были собраны и проанализированы нормативные документы, принятые в Норвегии, России и в других странах с арктической береговой линией, и оценена возможность их международного согласованного применения для работ в арктических условиях. Подготовлен отчет «Гармонизация стандартов по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды в Баренцевом море».
В результате работы было отмечено, что использовать для обеспечения безопасности на арктическом шельфе в полной мере требования и технологии, принятие в северных странах, таких как Норвегия и Канада, сложно, что связано с более суровыми климатическими условиями в принадлежащей России зоне, состоянием ледового поля, организацией эксплуатации объектов, недостаточной изученностью арктической зоны.
14-15 декабря 2011 г. в Москве в ходе заседания РК и на пленарной конференции были рассмотрены и утверждены результаты проекта «Баренц-2020». Компания DNV и ТК23 (ОАО «Газпром») завершили свою работу в качестве руководителей (координаторов) проекта. По согласию с Международной организацией по стандартизации (ИСО, ISO) секретариат подкомитета ИСО/ТК67/ПК8 «Арктические операции» в настоящее время находится при ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в Москве.
Разработка стандартов ИСО серии 35100
«Арктические операции»
Development of ISO 35100 standards, Arctic operations
В 2012 г. подкомитет ИСО/ТК67/ПК8 «Арктические операции» принял решение о разработке 6 стандар-
тов, ориентированных на определение требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации объектов нефтегазодобычи и направленных на обеспечение сохранения здоровья работающего персонала, природной среды и нефтегазодобывающих объектов с учетом климатических условий в местах их эксплуатации в арктическом регионе. Определяющим условием для разработки стандартов был учет влияния климатических условий на деятельность человека, а также конструкций объекта на человека и окружающую среду, снижения рисков для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Процесс разработки международных стандартов в ISO проходит в несколько этапов, каждый из которых может занимать достаточно длительное время. На этапе WD (Working Draft) рабочая группа экспертов готовит концепцию стандарта, оформляет ее в виде CD (Committee Draft) и направляет подготовленный документ на рассмотрение (первое чтение и голосование) в Подкомитет Технического комитета ISO. После устранения замечаний и утверждения руководством Подкомитета документ в ранге DIS (Draft International Standard) направляется на рассмотрение и утверждение Технического комитета (второе чтение и голосование). После детального рассмотрения и устранения всех замечаний документ получает статус FDIS (Final Draft International Standard) и направляется в Технический комитет (в нашем случае ТК67) на следующее рассмотрение (третье чтение и голосование). Только после окончательного согласования, учета всех рекомендаций экспертов и устранения всех замечаний законченный FDIS-документ направляется на утверждение в Центральный Секретариат ISO, а затем - на публикацию в статусе нового международного ISO-стандарта.
На заседаниях подкомитета ИСО/ТК67/ПК8 «Арктические операции» были утверждены темы для разработки международных стандартов, сформированы составы международных рабочих групп (WG), согласованы персоналии экспертов рабочих групп, определены страны и компании-руководители WG, ответственные за разработку конкретного стандарта:
■ WG1 - Рабочая среда (Working environment), Norway, Statoil;
■ WG2 - Эвакуация и спасение (Escape, evacuation and rescue), Россия, ООО «Газпром ВНИИ-ГАЗ»;
■ WG3 - Экологический мониторинг (Environmental monitoring), Россия, ООО «Газпром ВНИИГАЗ»;
, WG4 - Управление ледовой обстановкой (Ice
management), Canada, Marine Consultants Ltd; , WG5 - Материалы для арктических условий
(Arctic materials), Norway, Statoil; , WG6 - Физические параметры окружающей среды для арктических операций (Physical environment for arctic operations), Norway, Statoil. В разработке стандартов вышеуказанными рабочими группами (WGs) принимали участие международные эксперты из Норвегии, Франции, Италии, Нидерландов, Великобритании, Канады и России.
Со стороны КГНЦ в разработке стандартов приняли участие эксперты: А.Б. Разлетова (WG1 «Рабочая среда»), В.И. Шлячков (WG2 «Эвакуация и спасение»), Н.А. Вальдман (WG3 «Экологический мониторинг»), В.А. Беляшов (WG4 «Управление ледовой обстановкой») и М.М. Карулина (WG6 «Физические параметры окружающей среды для арктических операций»). В результате разработки группами экспертов, в том числе и специалистами КГНЦ, были представлены, приняты к рассмотрению Техническим комитетом и опубликованы проекты следующих международных стандартов.
WG1 - ISO 35101:2017 «Petroleum and natural gas industries. Arctic Operations. Working environment» (ИСО 35101:2017 «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Производственная (рабочая) среда»). Опубликован 19.10.2017.
Целью разработки стандарта являлось определение требований и условий, необходимых для сохранения здоровья, работоспособности и безопасности людей при работе на объектах нефтегазодобычи в сложных арктических условиях. Стандарт описывает основные опасности, связанные с работой людей и оборудования при низких температурах, определяет необходимость оценки и смягчения возникающих рисков, рассматривает методы и мероприятия по снижению рисков как на стадии проектирования, так и при эксплуатации объектов. В документе оценивается рабочая среда, которую можно ожидать при эксплуатации нефтегазовых объектов в сложных метеорологических условиях. В целях снижения проблем, связанных с человеческим фактором, определены допустимые характеристики рабочей среды, описаны общие принципы проектирования и эксплуатации стационарных и плавучих нефтегазовых установок.
Стандарт условно разделен на четыре основные части. В первой отмечены общие принципы и рекомендации по управлению рисками при выполне-
нии работ в условиях Арктики. Во второй описывается рабочая среда и определяются возможные опасности при работе в арктических условиях, предельно допустимые уровни параметров производственной среды, даются ссылки на требования к дизайну морских установок. Третья и четвертая части касаются вопросов проектирования рабочей среды и возможных технических решений, определяют эксплуатационные требования к рабочей среде в целях предотвращения и устранения проблем, связанных с низкими температурами.
WG2 - ISO 35102:2019 «Petroleum and natural gas industries. Arctic operations. Escape, evacuation and rescue from offshore installations» (ИСО 35102:2019 «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Эвакуация и спасение персонала с морских сооружений»). Планируется к опубликованию в 2020 г.
Разработка стандарта ISO 35102:2019 значительно отстала от первоначально утвержденного графика, поскольку в феврале 2015 г. Международная ассоциация нефтяных и газовых производителей (IOGP) выступила с заявлением в адрес Комитета ISO о том, что Европейский Союз (ЕС) наложил международные санкции против Российской Федерации. IOGP, выполняя свои юридические обязательства, изложенные в санкциях ЕС, решила, что ассоциация обязана закончить работу с экспертами от российских компаний и учреждений в рабочей группе WG2 подкомитета ПК8 до тех пор, пока санкции не будут отменены. Кроме того, в конце 2016 г. (на этапе DIS) ушел в отставку руководитель рабочей группы WG2 - представитель ООО «Газпром ВНИИГАЗ», поэтому разработка стандарта была передана в рабочую группу IOGP. Указанные обстоятельства привели к задержке принятия стандарта.
Стандарт ISO 35102:2019 устанавливает принципы, определяет требования и дает рекомендации по разработке и реализации плана эвакуации и спасения (ЭиС). Он применяется к проектированию, строительству, транспортировке, установке, эксплуатации, осмотру/ремонту в течение срока службы, выводу из эксплуатации и сносу морских сооружений, связанных с деятельностью нефтяной и газовой промышленности в арктических и холодных регионах. Арктические и холодные регионы в настоящем документе включают как Арктику, так и другие места, характеризующиеся низкой температурой окружающей среды и наличием или возможностью появления морского льда, айсбергов,
условий обледенения, постоянного снежного покрова и/или вечной мерзлоты.
Стандарт содержит требования к проектированию, эксплуатации, техобслуживанию, осмотру или ремонту в течение срока службы новых сооружений и конструкций, а также к модификации существующих сооружений для эксплуатации в морских арктических и других холодных регионах, где лед может присутствовать в течение, по крайней мере, части года. Это включает в себя морские разведочные, производственные и жилые блоки, используемые для такой деятельности. В ограниченном объеме документ также касается судов поддержки аварийного реагирования, если они предусмотрены в общем плане ЭиС.
Положения стандарта ISO 35102:2019 предназначены для использования заинтересованными сторонами, включая проектировщиков, эксплуатирующие организации и владельцев. В некоторых случаях плавучие платформы (как вид морских установок) могут быть классифицированы как суда по национальному законодательству, а ЭиС для таких сооружений предусматривается международным морским правом. При этом многие положения ЭиС, содержащиеся в документе, применимы к таким плавучим платформам.
Стандарт ISO 35102:2019 применяется к механическому, технологическому и электрическому оборудованию и специализированному технологическому оборудованию, связанному с морскими операциями в арктических и холодных регионах, когда оно влияет на эффективность системы ЭиС. Это включает в себя периодическое обучение и тренировки, техническое обслуживание системы ЭиС и меры предосторожности по сокращению численности персонала, а также чрезвычайные ситуации.
WG3 - ISO 35103:2017 «Petroleum and natural gas industries. Arctic operations. Environmental monitoring» (ИСО 35103:2017 «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Мониторинг окружающей среды»). Опубликован 08.12.2017.
Несмотря на большое число руководящих документов, в нефтегазовой отрасли отсутствуют согласованные на международном уровне стандарты по экологическому мониторингу, включая экологический мониторинг морской среды.
Областью применения разработанного международного стандарта являются физические, химические и биологические компоненты природной морской среды, морского дна, атмосферы и, в соответствующих случаях, прибрежные участки суши.
В сферу воздействия на окружающую морскую среду включены и материальные активы: подводные нефтегазопроводы, кабели, морские нефтедобывающие платформы и т.д.
Особые условия Арктики требуют от организаций изменения принятых методов мониторинга для соответствия внешним условиям. Разработанный международный стандарт предоставляет достаточно информации для того, чтобы организации-операторы могли руководствоваться им в части применения методов мониторинга в Арктике. Общий мониторинг морской среды может быть адаптирован нефтегазовой отраслью к обеспечению потребностей своих арктических морских объектов в соответствии со стадиями освоения, типами объектов и видами работ, к их экологическим аспектам и их воздействиям на морскую среду. Дополнительно к применяющимся при экологическом мониторинге стандартам ISO 14001 и ISO 9001 используются также специальные правила по мониторингу донных отложений, мониторингу качества воды и воздуха, а также рекомендованные практики для выявления биологических видов. Неотъемлемым правилом является использование согласованных статистических методов. В стандарте ISO 35103:2017 представлены требования, технические условия и методические указания, гарантирующие, что экологический мониторинг арктического шельфа соответствует своему целевому назначению. Арктический регион включает в себя территории, находящиеся к северу от Северного полярного круга (66°33'45.8" с.ш.). Международный стандарт может также быть применен к тем субарктическим объектам, которые отнесены к Арктике национальным законодательством.
Стандарт ISO 35103:2017 применим ко всем нефтегазовым работам в Арктике - от получения пакета лицензий до разведки, инженерного проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода объекта из эксплуатации и восстановления. В его объем входят шельфовые или морские среды, включая полностью морские и эстуарийные акватории Арктики, как замерзающие, так и незамерзающие. Понятие окружающей среды охватывает все существенные физические, химические и биологические компоненты. В область применения стандарта не входят методы мониторинга береговой (сухопутной) среды, однако они включены в область применения в том случае, если мониторинг береговых участков связан с разработкой месторождений на шельфе.
Настоящий международный стандарт охватывает мониторинг экологических аспектов
в штатных, нештатных и аварийных условиях, а также мониторинг воздействий на окружающую среду. Он включает мониторинг в ближней и дальней зонах, трансграничного и регионального масштаба.
При разработке стандарта ISO 35103:2017 учтен опыт подготовки международных и отечественных нормативных документов:
■ в части оценки качества воды - стандарты ISO 5667, 14669, 19493 и др.;
■ в части охраны гидросферы - ГОСТ 17.1.5.0180 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность;
■ ГОСТ Р 8.589-2001 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения»;
■ большой опыт, накопленный при мониторинге окружающей среды, учеными и исследователями Канады, Северной Америки, Норвегии, который нашел свое отражение в документах международных организаций, комиссий и советов, таких как ICES, OGP, OSPAR, USEPA и др.
WG4 - ISO 35104:2018 «Petroleum and natural gas industries. Arctic opérations. Ice management» (ИСО 35104:2018 «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Управление ледовой обстановкой»). Опубликован 24.10.2018.
Международный стандарт ISO 35104:2018 определяет требования и рекомендации, применимые к управлению ледовой обстановкой для нефтяных и газовых операций в арктических условиях. Управление ледовой обстановкой определено как совокупность действий, основной целью которых является уменьшение или полное предотвращение отрицательных воздействий от любого вида особенностей льда, а именно:
■ наблюдение за ледовой обстановкой, включающее в себя обнаружение, отслеживание и прогноз;
■ идентификация и оценка любой физической угрозы предстоящей операции;
■ работающая система ледового оповещения, поддерживающая характер проводимой операции;
■ физическое управление ледовой обстановкой судами ледовой поддержки, включая разрушение льда и/или управление поведением айсберга, для уменьшения и/или устранения любой угрозы;
■ процедуры, связанные с безопасным предотвращением воздействий льда или соблюдением требований системы ледового оповещения;
■ процедуры по безопасному исключению и уменьшению обслуживающего персонала стационарных гравитационных конструкций;
■ процедуры по безопасному исключению и уменьшению обслуживающего персонала плавучих, пришвартованных или находящихся в режиме динамического позиционирования объектов;
■ процедуры, связанные с подготовкой, обучением и тренингом навигационного персонала, обеспечивающего непосредственное управление судном при операциях управления ледовой обстановкой;
■ установление требований к тренажерным комплексам и обучающему персоналу. Основная цель Международного стандарта ISO
35104:2018 состоит в том, чтобы гарантировать, что операции по управлению ледовой обстановкой запланированы, спроектированы и осуществлены везде, где они выполнимы, в пределах определенного и признанного уровня безопасности. Стандарт состоит из двух частей - нормативной (разделы 1-9) и информативной. Нормативные разделы определяют общие операции, опасности и возможные встречные меры, системы и процедуры.
В Приложениях А, B, C содержится Методическое пособие HAZID, Информационный сборник HAZID и другие сведения, которые дополняют нормативную часть стандарта и должны быть учтены с основной частью документа.
Существуют и другие Международные стандарты, которые также относятся к системе управления ледовой обстановкой. Стандарт ISO 19900:2013 определяет общие принципы проектирования и оценки офшорных объектов, подвергаемых известным или предполагаемым типам ледовых воздействий, применяемых во всем мире ко всем типам офшорных сооружений, включая гравитационные и посаженные на грунт конструкции, а также плавучие объекты.
Стандарт ISO 19906:2010 [3] определяет основные требования, дает рекомендации и руководства для проектирования, строительства, транспортировки, установки и демобилизации офшорных сооружений нефтегазовых отраслей промышленности, действующих в арктических и холодных регионах.
Стандарт ISO 19906 не имеет отношения к полупогружным плавучим буровым установкам, од-
нако процедуры, касающиеся ледовых воздействий и управления ледовой обстановкой, содержащиеся в нем, могут быть применимы при оценке таких объектов.
Разработанный документ дополняет данные международные стандарты.
WG5 - ISO 35105:2018 «Petroleum and natural gas industries. Arctic operations. Material requirements for arctic operations» (ИСО 35105:2018 «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Требования к материалам для арктических условий»). Опубликован 24.04.2018.
Разработкой стандарта ISO 35105:2018 занималась рабочая группа WG5, которая состояла из представителей ассоциации IOGP. Российские эксперты в работе WG5 не участвовали.
WG6 - ISO 35106:2017 «Petroleum and natural gas industries. Arctic operations. Physical environment for arctic operations» (ИСО 35106:2017 «Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Физические параметры окружающей среды для арктических операций»). Опубликован 21.12.2017.
Стандарт направлен на разработку всеобъемлющих требований к сбору, интерпретации и представлению данных гидрометеорологических и ледовых условий, а также данных по геологии морского дна. Эта информация необходима для обеспечения безопасной и эффективной работы морских сооружений, технологических комплексов, проведения морских операций в арктических акваториях как на стадии проектирования, так и при эксплуатации объектов нефтегазовой отрасли. Отдельные положения разработанного документа основаны на интерпретации доступной информации международными экспертами в области ледотехни-ки, а также на экспертной оценке имеющихся метеорологических и океанографических данных. Отмечено, что особенное внимание следует обратить на неопределенности, возникающие вследствие анализа ограниченных наборов данных.
Разработанный документ логически связан с действующими международными стандартами ISO 19901-1 («Вопросы проектирования и эксплуатации применительно к условиям окружающей среды») и ISO 19906 («Сооружения Арктического шельфа»), дополняя эти документы.
Стандарт ISO 35106 рассматривает параметры окружающей среды, свойственные холодным и арктическим регионам, включая вопросы гидрологии, видимости, заснеженности, возможности обледене-
ния, а также экзарации морского дна и влияния вечной мерзлоты. Характерной особенностью документа является требование учета влияния человеческой деятельности и самих морских объектов на природные условия, формирующиеся вблизи них, а также требование постоянного мониторинга природных данных и их обновления. Следует отметить, что накопленный за последние годы отечественный опыт эксплуатации платформ на Северном Каспии (месторождения им. Ю. Корчагина, им. В. Филановского) и в Печорском море (стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал «Варандей», морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная») подтвердил необходимость рассмотрения влияния деятельности человека и самих объектов при анализе природных условий вблизи них.
Подкомитет ПК8 «Arctic operations» / «Арктические операции» продолжает работу над международными документами, направленными на обеспечение безопасности разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений в морском арктическом регионе.
26 ноября 2019 г. в Москве в ООО «Газпром ВНИИГАЗ» состоялось пленарное заседание подкомитета ПК8, на котором были рассмотрены темы для разработки новых стандартов на последующий период, таких как:
■ «Arctic Oil Spill Response», ориентированный на борьбу с разливами нефти;
■ «Working environment. In-process inspection», определяющий требования и методы контроля рабочей среды;
■ «Petroleum and natural gas industries operations. Terms and definitions», направленный на разработку международных терминов и их определений в области проектирования и эксплуатации объектов нефтегазодобычи в арктических условиях;
■ «Competence and training of personnel», направленный на определение требований к компетентности персонала и его обучение. Следующие заседание подкомитета ПК8 планируется в 2021 г.
Участие в подготовке стандартов ISO специалистов КГНЦ в качестве экспертов от России позволило более четко определить и сформулировать разработанные в стандартах требования с учетом особенностей морей российской зоны Арктики, а также ознакомиться с опытом работ зарубежных специалистов по представленным в рабочих группах направлениям.
Учет требований ИСО в национальном законодательстве при проектировании важен для повышения конкурентоспособности КГНЦ и обеспечения безопасности при эксплуатации объектов на территории Арктики.
Библиографический список
1. Barents 2020: Assessment of international standards for safe exploration, production and transportation of oil and gas in the Barents Sea. Final Report, Phase 3: Harmonisation of Health, Safety, and Environmental Protection Standards for the Barents Sea. Oslo: Erik Tanche Nilssen, 2010. 136 p. (DNV; Technical Report № 2009-1626).
2. Russian - Norwegian Oil and Gas industry cooperation in the High North. Environmental Protection, Monitoring Systems and Oil Spill Contingency: Report the Task Force Core Team (19 December 2014; rev. 02) / INTSOK [et al.]. Oslo, 2014. X. 117 p.
3. ISO 19906:2010. Petroleum and natural gas industries-Offshore production installations - Arctic offshore structures. Geneva: ISO Copyright Office, 2010. 465 p. (в настоящее время действует ISO 19906:2019. Petroleum and natural gas industries - Arctic offshore structures. Geneva: ISO Copyright Office, 2019. 546 p.).
4. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней: МАРПОЛ 73/78: В 3-х кн. Кн. I и II. Санкт-Петербург: ЦНИИМФ, 2017. 824 с.
5. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года: консолидир. текст, измененный протоколом 1988 года к ней, с поправками: СОЛАС-74. Санкт-Петербург: ЦНИИМФ, 2015. 1088 с.
6. Правила классификации и постройки морских судов. Ч. I. Классификация (НД № 2-020101-124). Санкт-Петербург: Рос. морской регистр судоходства, 2020. 61 с.
References
1. Barents 2020: Assessment of international standards for safe exploration, production and transportation of oil and gas in the Barents Sea. Final Report, Phase 3: Harmonisation of Health, Safety, and Environmental Protection Standards for the Barents Sea. Oslo: Erik Tanche Nilssen, 2010. 136 p. (DNV; Technical Report № 2009-1626).
2. Russian - Norwegian Oil and Gas industry cooperation in the High North. Environmental Protection, Monitoring Systems and Oil Spill Contingency: Report the Task Force Core Team (19 December 2014; rev. 02) / INTSOK [et al.]. Oslo, 2014. X. 117 p.
3. ISO 19906:2010. Petroleum and natural gas industries-Offshore production installations - Arctic offshore structures. Geneva: ISO Copyright Office, 2010. 465 p.
4. International Convention for the Prevention of Pollution From Ships, 1973, as modified by the Protocol of 1978 (MARPOL 73/78). In 3 vol. Books I and II. St. Petersburg: TsNIIMF, 2017. 824 p. (in Russian).
5. SOLAS 1974 international convention (1988 version), with amendments. St. Petersburg: TsNIIMF, 2015. 1088 p. (in Russian).
6. Rules for Classification and Construction of SeaGoing Ships. Part I. Classification. St. Petersburg: Russian Maritime Register of Shipping, 2019. 61 p. (in Russian).
Сведения об авторах
Шлячков Владимир Иванович, главный конструктор -заместитель начальника отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-65-37. E-mail: [email protected]. Разлетова Анна Борисовна, к.т.н., ведущий научный сотрудник ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-65-37. E-mail: [email protected].
Карулина Марина Марковна, к.т.н., ведущий научный сотрудник ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (905) 268-03-58. E-mail: [email protected].
Вальдман Николай Александрович, к.т.н., начальник сектора ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (812) 415-45-58. E-mail: [email protected].
Беляшов Валерий Адамович, к.т.н., главный конструктор ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: +7 (963) 345-39-53. E-mail: [email protected].
About the authors
Vladimir I. Shlyachkov, Chief Designer - Deputy Head of Department, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 415-65-37. E-mail: [email protected]. Anna B. Razletova, Cand. Sci. (Eng.), Lead Researcher, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 415-65-37. E-mail: [email protected]. Marina M. Karulina, Cand. Sci. (Eng.), Lead Researcher, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (905) 268-03-58. E-mail: [email protected]. Nikolay A. Valdman, Cand. Sci. (Eng.). Head of Sector, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.:+7 (812) 415-45-58. E-mail: [email protected]. Valery A. Belyashov, Cand. Sci. (Eng.), Chief Designer, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (963) 345-39-53. E-mail: [email protected].
Поступила / Received: 17.03.20 Принята в печать / Accepted: 02.06.20 © Коллектив авторов, 2020