Научная статья на тему 'Опыт создания учебно-развивающей среды в лицейских классах начальной школы'

Опыт создания учебно-развивающей среды в лицейских классах начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-­развивающая среда / творческие способности / условия создания учебно­ развивающей среды / продуктивность / оқу­дамыту ортасы / шығармашылық қабілеттері / оқу­дамыту ортасын құру шарттары / өнімділік / educational and developing environment / crea­ tive abilities / conditions for educational and developing environment / productivity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железнякова М.И.

Учебно-развивающая среда способствует продвижению учащихся на метапредметный уровень познавательной деятельности, реализовывает творческие задатки и скрытые способности детей; может обеспечить более высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также – успешную адаптацию к новым условиям обучения, в частности более уверенный переход в основную школу. Важным условием создания учебно-развивающей среды является формирование умения у каждого ученика регулярно оценивать свой труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in creating an educational environment in lyceum classes of primary school

The educational environment contributes to the ad vancement of students to a meta-subject level of cognitive activity, develops creative goals and inner abilities of students; can provide a higher level of knowledge and constant interest in it, as well as successful adaptation to new conditions of study, in particular, a more confident transition to the main school. An important condition for creating an educational environment is the formation of the ability of each student to regularly evaluate his own performance.

Текст научной работы на тему «Опыт создания учебно-развивающей среды в лицейских классах начальной школы»

Педагогическая наука и практика

81

УДК 373.1

ГРНТИ 14.25.01

ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ В ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССАХ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Annotation.

The educational environment contributes to the ad­van­

cement of students to a meta-subject level of cognitive activi­

ty, develops creative goals and inner abilities of students; can

provide a higher level of knowledge and constant interest

in it, as well as successful adaptation to new conditions of

study, in particular, a more confident transition to the main

school. An important condition for creating an educational

environment is the formation of the ability of each student to

regularly evaluate his own performance.

Создание учебно-развивающей среды в лицейских

классах начальной школы является важным аспектом

образовательного процесса. Такая среда способствует

продвижению учащихся на метапредметный уровень по4(42)/2023

Железнякова М.И.,

педагог-исследователь,

учитель начальных классов,

школа-лицей № 2,

г. Костанай

Негізгі сөздер: оқу-дамыту ортасы, шығармашылық

қабілеттері,

оқу-дамыту

ортасын құру шарттары,

өнімділік.

Ключевые слова: учебно-развивающая среда, творческие способности, условия

создания учебно- развивающей среды, продуктивность.

Keywords: educational and

developing environment, crea­

tive abilities, conditions for

educational and developing

environment, productivity.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Оқу-дамыту ортасы оқушылардың танымдық іс-әрекеттің Мета-пәндік деңгейіне көтерілуіне ықпал етеді,

балалардың шығармашылық бейімділігі мен жасырын

қабілеттерін жүзеге асырады; білімнің жоғары деңгейін

және оларға деген тұрақты қызығушылықты, сондай-ақ

оқытудың жаңа жағдайларына сәтті бейімделуді, атап

айт­қанда, негізгі мектепке сенімді көшуді қамтамасыз ете

алады. Оқу-дамыту ортасын құрудың маңызды шарты-әр

оқушының өз жұмысын үнемі бағалай білу қабілетін қалыптастыру.

Аннотация

Учебно-развивающая среда способствует продвижению учащихся на метапредметный уровень познавательной деятельности, реализовывает творческие задатки и

скрытые способности детей; может обеспечить более высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также – успешную адаптацию к новым условиям обучения,

в частности более уверенный переход в основную школу.

Важным условием создания учебно-развивающей среды

является формирование умения у каждого ученика регулярно оценивать свой труд.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

82

Педагогическая наука и практика

знавательной деятельности, реализовывает

творческие задатки и скрытые способности

детей; может обеспечить более высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а

также – успешную адаптацию к новым условиям обучения, в частности более уверенный

переход в основную школу.

За основу своей педагогической деятельности я принимаю принцип И. Г. Песталоцци :«Мои ученики будут узнавать новое

не от меня, они будут открывать это новое

сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» [1].

Педагог должен научить ребенка учиться, а тем самым овладеть универсальными

учебными действиями, которые формируют

фундаментальное ядро образования. Ведь

именно в действии порождается знание.

«Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей

бессмертного и живым органом мирового,

духовного развития человечества» [2]. Ориентируясь на современные требования к

процессу обучения, часто задумываюсь о

том, как построить урок так, чтобы каждый

ребёнок продвинулся в развитии. Конечно,

все уроки вносят свою частичку в развитие

ребёнка и могут стать очередным шагом

вперед. Хороший развивающий урок – это то

время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается,

радуется, это небольшой, но важный отрезок

его жизни.

Известное выражение В. Давыдова: «Плохой учитель преподносит истину, хороший

- учит ее находить» [3] побуждает к поиску

точек роста для каждого ученика и анализу урока с позиций личностного развития.

Почти десятилетний опыт работы в лицейских классах помогает определить общий

алгоритм создания учебно-развивающей

среды на уроках, который, на мой взгляд,

включает несколько аспектов.

Во-первых, важно создать на уроке ком-

фортную учебную среду для каждого ребенка, атмосферу взаимного уважения и доверия в классе. Ученики должны чувствовать

себя комфортно и свободно, выражать свои

мысли и идеи. Такая атмосфера способствует развитию творческого мышления и самовыражения учеников.

Всегда помню мысль Ш. Амонашвили о том, что «Урок – это лестница восхождения души и духовности растущего человека» [4]. Уроки в лицейском классе не

могут быть хорошей накатанной гладкой

дорогой, где каждый следующий отрезок

плавно вытекает из предыдущего. Каждый

новый урок – это новое, неожиданное. Планируя урок, обязательно надо предусмотреть

«точки удивления», альтернативного мнения. Чем разнообразнее структура урока,

тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность, и тем она результативнее.

«Ваш урок должен быть подарком для ребенка: «У меня есть для тебя что-то очень интересное. И для тебя тоже!» Каждому должно

что-то достаться во время вашего урока. Не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ищите науку в педагогике. В ней нет ни одного объективного закона. Лучшая ваша наука — присесть на корточки рядом с учеником

и попросить тихонько прошептать вам на ухо

ответ на вопрос, который вы задали всему

классу и каждому ребенку одновременно» [4].

Во-вторых, важно создать условия для

самостоятельной работы учеников. Для этого можно использовать различные методы и

приемы, такие, как постановка проблемных

вопросов, индивидуальные и дифференцированные задания, групповая, парная работа, решение исследовательских задач и т. д.

Это развивает у учеников навыки самоорганизации, самоконтроля и самостоятельного

мышления.

В-третьих, использование разнообразных

образовательных материалов и технологий.

Например, можно использовать интерактивную доску, различные образовательные платформы, аудио- и видеоматериалы и другие

4(42)/2023

цифровые инструменты обучения. Это помогает сделать учебный процесс более интересным и познавательным для учеников.

В-четвертых, надо организовать систему

взаимодействия между учениками и учителем. Учитель должен быть готов к индивидуальной работе с каждым учеником, помогать ему в решении задач, поддерживать его

интерес к учебе. Также создать условия для

сотрудничества и взаимопомощи между самими учениками.

Уверена, что у каждого учителя, моделирующего учебно-развивающую среду урока,

есть свои «секреты». Вот некоторые «секреты», позволяющие мне связать фрагменты

урока в начальной школе в единую сеть,

обес­печив его логическую стройность и создать развивающую среду для учащихся.

1)В любом обучающем или управляющем

действии стараюсь предоставлять ученику

право выбора:

• взаимоопрос: в течение 3-5 мин. ученики опрашивают друг друга по основным

вопросам пройденной темы, повторяют ее;

• предоставляю ребенку возможности

(без указания причин) сообщить о неготовности показать свои знания в настоящий момент и ответить позже по мере его готовности,

• использую на уроках разноуровневые

задания: из множества заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который

способен "замахнуться", отслеживая таким

образом уровень своей компетентности.

2)На уроках стараюсь не только давать

знания, но и показывать источники получения знаний и их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за

пределами изучаемого курса.

Например, на уроке естествознания во 2

классе при изучении темы "Вода" рассказываю историю:

«Однажды в одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной

стране, в которой люди ходят по воде! И са4(42)/2023

83

мое интересное, что это был правдивый рассказ!».

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с

вами не ходим по воде? (дело происходит зимой, за окном – снег).

Мы так привыкли к воде, что не замечаем,

а часто и не знаем её удивительных свойств.

3)Большое внимание уделяю работе с

текстом. Часто использую прием «Инсерт»,

учу составлять толстые и тонкие вопросы по

тексту. Обращаю при этом внимание на правильное построение вопросов, выявление

самых интересных, сложных, важных, оригинальных. Ребятам очень нравится взаимоопрос по составленным вопросам. Вопросы,

рожденные на уроке, могут стать темой научного проекта учащихся.

4)Освоение учениками знаний, умений и

навыков проходит преимущественно в форме активной деятельности:

• изучение новой темы при работе в

группах и парах и представление изученной

информации в разных техниках (карточки

устного сообщения, пазлы, постеры, пиктограммы, алгоритмы, опорные схемы и.т.д.)

Причем, группы могут получать как одно и

то же, так и разные, но работающие на общий результат, задания.

5)Приучаю учащихся к соблюдению временных промежутков при выполнении заданий.

Высокий темп урока способствует тому,

что каждый ученик должен во время урока

быть собранным, внимательным, мотивированным на быстрый и четкий ответ.

6)Применение заданий

вида «Лови

ошибку», когда при объяснении материала

намеренно допускаются ошибки, позволяет

научить школьников мгновенно пресекать

ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, проявить свою собранность и заинтересованность в изучении нового материала.

7)Учебно-развивающую среду помогают

создать и разнообразные творческие зада-

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

84

Педагогическая наука и практика

ния:

• Вопросы, требующие неоднозначного

ответа: «Что вы можете рассказать о слове

«пальто»», «Найди лишнее: тетрадь, пенал,

карандаш, краски».

• Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на предложенную тему.

• Игры "Да" и "Нет", «Верно-неверно» и

др.

Еще одним важным условием создания

учебно-развивающей среды является формирование умения у каждого ученика регулярно оценивать свой труд.

На каждом уроке с этой целью используются приемы самооценивания, взаимооценивания, критериалььного оценивания, что

позволяет ученику самому увидеть его достижения и оценить свою результативность

проделанной работы.

Дополнительные возможности для развития интеллектуального потенциала учащихся в лицейском классе созданы на занятиях

вариативных курсов «Математические ступени», «Развитие интеллектуальных способностей», «Развитие функциональной

грамотности», где у учащихся формируется

способность анализировать, синтезировать,

обобщать и принимать решения, что позволит им в дальнейшем успешно решать различные проблемы и принимать самостоятельные решения, становиться творческими

и мыслящими личностями.

Учебная работа интегрируется с насыщенной внеурочной деятельностью учащихся. Лицеисты имеют большой выбор

кружков и секций дополнительного образования как в школе, так и за ее пределами.

Практически все учащиеся класса посещают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различные кружки, секции, музыкальную

и художественную школы, ансамбль танца

«Карнавал», школьную вокальную студию

«Солнышко». Ребята добиваются высоких

результатов в спорте (1 место в областном и

городском шахматных турнирах, победитель

Кубка Казахстана по классическим шахма-

там среди детей 8-10 лет, 2 место в республиканском турнире по кудо, обладатель титула "Лучший спортсмен области" в своей

возрастной категории и др.), творчестве (победитель городского конкурса чтецов произведений на казахском языке, дипломанты

городских конкурсов творческих поделок и

рисунков).

Таким образом создается "открытая" образовательная среда для учащихся, которая

не ограничивается только рамками учебного

заведения, а предполагает реализацию таких

принципов, как доступность знаний, свобода перемещения, возможность выбора, самообразование.

Открытость предполагает продуктивное

взаимодействие с социальной средой, которое готовит к жизни в открытом обществе

и создает ситуации принятия личных, собственных решений, что способствует формированию личной компетентности и предметной успешности каждого лицеиста.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Источник: https://www.ya-roditel.ru/pro­

fes­­sionals/pedagogika/pedagogicheskie-ideiioganna-genrikha-pestalotstsi/ (дата обращения: 10.07.2023 г.).

2.Источник: https://mamsila.ru/post/gu­man­­

naya-pedagogika-v-12-citatah-shalvy-amo­

nashvili (дата обращения: 10.07.2023 г.).

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего

обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

4.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М: Издательский дом

Шалвы Амонашвили, 1995.

5.Далингер В.А. Ученик – субъект личностно-ориентированного образования //

Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 198200. URL: https://expeducation.ru/ru/article/

view?id=11294 (дата обращения: 10.07.2023

г.).

4(42)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.