Опыт создания и использования почвенного музея в учебной и просветительской работе
Л. А. Сенькова, к.биол.н, доцент, Институт агроэкологии - филиал Челябинского агроинженерного университета
Музей в переводе с латинского языка означает храм муз. Музеи представляют собой научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, которые осуществляют собирание, комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, образцов природных богатств, материальной и духовной культуры [1].
Первые музеи возникли в Древней Греции, где в храмах, дворцах, священных рощах собирались произведения искусства.
Наиболее крупные музеи были созданы в XIX веке (Прадо в Мадриде, Эрмитаж в России, Картинная галерея в Дрездене). В это время появляются естественно-научные и сельскохозяйственные музеи, которые имеют научное значение, способствуют пропаганде и внедрению передового опыта, новых технологий.
Крупными сельскохозяйственными музеями являются Таловский (Воронежская область), Почвенно-агрономический музей им. Вильямса (Москва), Центральный музей почвоведения им. Докучаева (Санкт-Петербург). Монолиты почв, собранные основоположником генетического почвоведения В. В. Докучаевым, были положены в основу Нижегородского сельскохозяйственного музея, а почвенные экспонаты на Международной сельскохозяйственной выставке в Париже получили золотую медаль [2]. Такой успех был связан со значимостью почвы для людей и плохой осведомленностью о ее роли в обществе.
Распространенное недопонимание сущности почвы как уникального природного феномена, ее значения для окружающей среды и сегодня влекут за собой глубокие ошибки в хозяйствовании, экономические потери и невосполнимый экологический ущерб.
Учение о почве имеет нравственно-воспитательный аспект, особенно в нашей стране, многовековую основу которой составляла именно почва.
Для института агроэкологии учебным планом предусмотрено изучение почвоведческих курсов: почвоведение, геология с основами гидрологии, почвоведение с основами геологии, мелиоративное почвоведение, мелиоративное земледелие, мелиорация. Это позволяет ознакомить студентов теоретически с разнообразием почв, их свойствами и спецификой экологических условий почвообразования.
Что касается практикума по почвоведению, то здесь возникают большие проблемы. Для пони-
мания генезиса, географии почв, процессов и явлений, происходящих в почве, необходим морфологический анализ почвенных профилей.
В литературе встречаются сведения о попытках подобрать, систематизировать и адаптировать к учебному процессу генетические подходы и методы, позволяющие в ограниченные сроки при отсутствии специального оборудования, минимуме аналитических навыков и умений у студентов оценить специфические свойства и черты почв. Однако это возможно только в полевых условиях во время учебных практик [3].
Восполнить недостающие практические знания о почвах, эффективно заполнив учебный процесс, может почвенный музей.
Поэтому целью создания почвенного музея в институте агроэкологии является привлечение его фондов для образовательной, просветительской и воспитательной деятельности.
В ходе организации и деятельности музея ставятся и решаются следующие задачи:
— определение типа и профиля музея;
— сбор музейного фонда;
— препарирование экспонатов;
— создание дизайна и экспозиций;
— использование фондов музея в учебной, научной, воспитательной и просветительной деятельности среди студентов, школьников, любителей природы.
Почвенный музей института агроэкологии относится к типу учебных музеев естественно-научного профиля.
Сложные процессы формирования и развития почв, их состав и свойства изучаются с помощью общенаучных и специальных методов исследования [4].
Экспедиционный метод явился важнейшим при организации музея. В составе экспедиций участвуют студенты, обучающиеся по специальности «Агроэкология» и «Агрономия» и проявляющие интерес к изучению почвенного покрова.
Челябинская область расположена в различных природных зонах, поэтому для познания географического распределения почвенного покрова применяется и система методов, в которой используются достижения химии, физики и других наук. В пределах почвенных подзон на равнинной территории используется метод заложения почвенно-геоморфологических профилей через характерные элементы рельефа, позволяющий сократить время исследований. В сложных условиях горного рельефа применяется метод «петель».
Сопряженное изучение факторов почвообразования, почв целинных и пахотных участков по-
зволило собрать материал по географическому распределению почв Челябинской области, изменению почвенного покрова под влиянием высокой антропогенной нагрузки, характерной для Южного Урала.
Использование экспедиционного метода исследований в деятельности музея позволяет студентам — будущим экологам и агрономам — ощутить свою связь с природой, почувствовать ее хрупкость, определить свою ответственность за нее. Пребывание наедине с природой позволяет молодым людям понять значимость коллектива и личности, возможности предотвращения неблагоприятных экологических последствий.
В работу музея входит и музееведение — область знаний, включающая вопросы организации и деятельности музея. К основным задачам музееведения относится разработка научных принципов практической музейной работы — комплектование музея, учет, хранение и реставрация экспонатов, их исследование, каталогизация и показ в виде экспозиций.
Органом организации и управления музеев является Совет.
Работа музея ведется в соответствии с разработанной программой и планом.
Научные и учебные задачи решаются как в полевых, так и в лабораторных условиях.
Научная работа музея состоит в пополнении коллекций, организации экспедиций, изучении архивных и литературных источников, выполнении аналитических работ, проведении диагностики и систематики горных пород, минералов, агрономических руд и почв, составлении научных описаний музейного фонда.
Во время первой экспедиции 2001 г. исследованиями была охвачена большая часть Челябинской области. По ее итогам создана экспозиция «Почвы Челябинской области».
В 2002 г. экспедиция в горные районы позволила открыть новую экспозицию «Почвы горного Урала», которая дает полное представление о горных почвах как Южного, так Среднего и Северного Урала.
В 2003 г., приоткрывая тайную завесу Аркаи-ма, музей создал экспозицию погребенных и засоленных почв.
В экспедиции 2004 г. по заказникам, заповедникам и прилегающим к ним территориям собран богатейший материал по реликтовым почвам доледникового периода и современным уникальным почвам. Музей пополнился новыми экспонатами в экспозиции «Почвы Челябинской области».
Основные почвы агрофирмы института представлены экспозицией «Почвы агрофирмы Ильинка».
В 2005 г. изучены и представлены в музее почвы Красноармейского района, где расположен институт агроэкологии.
В музее экспонируются почвы мира по поясам, почвы России — по почвенным зонам и подзонам. Все монолиты именные.
Экспонаты горных пород, минералов систематизированы и представлены большим количеством различных экспозиций.
Все экспозиции снабжены обширной информацией и художественно оформлены.
В фонде музея сегодня находится около 1500 единиц хранения. Большинство почвенных экспонатов собрано во время экспедиций и имеют музейную ценность. Основной фонд музея представлен естественно-историческими телами — почвами, образующимися при длительном взаимодействии климата, растительного и животного мира, рельефа и почвообразующих пород. Поэтому почвенный музей относится к естественноисторическим музеям и имеет огромные возможности и перспективы в создании научной картины мира, показе роли и места человека в природе, раскрытии сущности глобальных проблем современности.
За пять полевых периодов, с 2001 по 2005 гг., собран большой научный материал, который обрабатывается и представляется в виде дипломных работ, статей в научной литературе, видеофильмов. Пропаганда знаний об экологической роли почв проводится в местной печати.
В учебном процессе значение и роль музея неоценимы. В методике преподавания используется генетический подход к изучению процессов и явлений, происходящих в биосфере. Здесь в соответствии с программой студенты знакомятся с разнообразием горных пород, породообразующих минералов, агрономических руд, проводят их описание. Особенно плодотворно можно проводить в музее занятия по морфологии почв, полное описание профилей почв завершается в лаборатории на рассыпных раздаточных образцах, так называемых «показушках».
Собранные во время экспедиций образцы используется и для проведения лабораторных занятий по почвоведению и геологии по типу научноисследовательских работ. Студенты могут видеть профили почв, образцы которых анализируют, а результаты анализа интерпретируют.
Курсовая работа по почвоведению разработана также с применением музейных экспонатов. Для интерпретации результатов научных исследований в задании выдаются почвы, характерные для Челябинской области и представленные в музее.
Экспозиции музея являются основной и специфической формой пропаганды научных знаний о биосфере. Они отражают объективную картину мира и лишены противоречий между познанием и предоставлением знаний широким слоям общества. Поэтому важнейшей формой работы в музее является проведение экскурсий.
Школьники — это наши потенциальные студенты. Они имеют смутное представление о почвах, что объясняется сложностью почвы как объекта изучения и разбросанностью знаний о почвах в школьных дисциплинах. Поэтому у них нет целостного представления о почвах. В связи с этим почвенный музей выполняет просветительскую функцию среди школьников и местного населения.
Музейная документация отражает всю работу по созданию и использованию музея и представлена планами и программами, полевыми дневниками и записками, каталогами, материалами отчетных и научно-практических конференций, научными трудами, альбомами, отснятыми в экспедициях видеофильмами и другими документами.
Созданный в институте агроэкологии почвенный музей отвечает всем требованиям естественно-исторических музеев. В качестве критериев
оценки роли этого музея в природоохранном просвещении при разработке методики музейного показа, проведения научной, учебной и просветительской работы по проблемам взаимодействия человека с биосферой и охраны природы использованы докучаевские положения о задачах и на-правлениях деятельности естественно-исторических музеев [2, 5].
Литература
1 Новая Российская энциклопедия. Т. 1 / Редкол.: А. Д. Неки-пелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО Изд-во «Энциклопедия», 2004.
2 Тюрюканов, А. Н. Избранные труды к 70-летию со дня рождения. — М.: Изд-во РЭФИА, 2001.
3 Тезисы докладов 3 съезда Докучаевского общества почвоведов. Кн.З. — М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАСХН, 2000.
4 Принципы организации и методы стационарного изучения почв / Отв. ред. А. А. Роде. — М.: Наука, 1976.
5 Докучаев, В. В. Собрание сочинений. Т. 5. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.