Научная статья на тему 'Опыт создания и использования почвенного музея в учебной и просветительской работе'

Опыт создания и использования почвенного музея в учебной и просветительской работе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сенькова Л. А.

Представлен почвенный музей, созданный в институте агроэкологии. Фонд музея состоит из естественно-исторических тел почв, их растений-индикаторов, горных пород, минералов, агрономических руд. Используется музей в учебных и воспитательных целях, в пропаганде экологических знаний среди специалистов, студентов, школьников и местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of creating and using the soil museum in the educational and teaching work

The author presents the soil museum established at the institute of agroecology. The museum fund includes natural and historical objects soils, plants growing on these soils and being the soil-indicators, mountain rocks, minerals and agronomy ores. The museum is used for educational and teaching purposes, it is aimed to propagandize ecological knowledge among specialists, students, pupils and local population.

Текст научной работы на тему «Опыт создания и использования почвенного музея в учебной и просветительской работе»

Опыт создания и использования почвенного музея в учебной и просветительской работе

Л. А. Сенькова, к.биол.н, доцент, Институт агроэкологии - филиал Челябинского агроинженерного университета

Музей в переводе с латинского языка означает храм муз. Музеи представляют собой научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, которые осуществляют собирание, комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, образцов природных богатств, материальной и духовной культуры [1].

Первые музеи возникли в Древней Греции, где в храмах, дворцах, священных рощах собирались произведения искусства.

Наиболее крупные музеи были созданы в XIX веке (Прадо в Мадриде, Эрмитаж в России, Картинная галерея в Дрездене). В это время появляются естественно-научные и сельскохозяйственные музеи, которые имеют научное значение, способствуют пропаганде и внедрению передового опыта, новых технологий.

Крупными сельскохозяйственными музеями являются Таловский (Воронежская область), Почвенно-агрономический музей им. Вильямса (Москва), Центральный музей почвоведения им. Докучаева (Санкт-Петербург). Монолиты почв, собранные основоположником генетического почвоведения В. В. Докучаевым, были положены в основу Нижегородского сельскохозяйственного музея, а почвенные экспонаты на Международной сельскохозяйственной выставке в Париже получили золотую медаль [2]. Такой успех был связан со значимостью почвы для людей и плохой осведомленностью о ее роли в обществе.

Распространенное недопонимание сущности почвы как уникального природного феномена, ее значения для окружающей среды и сегодня влекут за собой глубокие ошибки в хозяйствовании, экономические потери и невосполнимый экологический ущерб.

Учение о почве имеет нравственно-воспитательный аспект, особенно в нашей стране, многовековую основу которой составляла именно почва.

Для института агроэкологии учебным планом предусмотрено изучение почвоведческих курсов: почвоведение, геология с основами гидрологии, почвоведение с основами геологии, мелиоративное почвоведение, мелиоративное земледелие, мелиорация. Это позволяет ознакомить студентов теоретически с разнообразием почв, их свойствами и спецификой экологических условий почвообразования.

Что касается практикума по почвоведению, то здесь возникают большие проблемы. Для пони-

мания генезиса, географии почв, процессов и явлений, происходящих в почве, необходим морфологический анализ почвенных профилей.

В литературе встречаются сведения о попытках подобрать, систематизировать и адаптировать к учебному процессу генетические подходы и методы, позволяющие в ограниченные сроки при отсутствии специального оборудования, минимуме аналитических навыков и умений у студентов оценить специфические свойства и черты почв. Однако это возможно только в полевых условиях во время учебных практик [3].

Восполнить недостающие практические знания о почвах, эффективно заполнив учебный процесс, может почвенный музей.

Поэтому целью создания почвенного музея в институте агроэкологии является привлечение его фондов для образовательной, просветительской и воспитательной деятельности.

В ходе организации и деятельности музея ставятся и решаются следующие задачи:

— определение типа и профиля музея;

— сбор музейного фонда;

— препарирование экспонатов;

— создание дизайна и экспозиций;

— использование фондов музея в учебной, научной, воспитательной и просветительной деятельности среди студентов, школьников, любителей природы.

Почвенный музей института агроэкологии относится к типу учебных музеев естественно-научного профиля.

Сложные процессы формирования и развития почв, их состав и свойства изучаются с помощью общенаучных и специальных методов исследования [4].

Экспедиционный метод явился важнейшим при организации музея. В составе экспедиций участвуют студенты, обучающиеся по специальности «Агроэкология» и «Агрономия» и проявляющие интерес к изучению почвенного покрова.

Челябинская область расположена в различных природных зонах, поэтому для познания географического распределения почвенного покрова применяется и система методов, в которой используются достижения химии, физики и других наук. В пределах почвенных подзон на равнинной территории используется метод заложения почвенно-геоморфологических профилей через характерные элементы рельефа, позволяющий сократить время исследований. В сложных условиях горного рельефа применяется метод «петель».

Сопряженное изучение факторов почвообразования, почв целинных и пахотных участков по-

зволило собрать материал по географическому распределению почв Челябинской области, изменению почвенного покрова под влиянием высокой антропогенной нагрузки, характерной для Южного Урала.

Использование экспедиционного метода исследований в деятельности музея позволяет студентам — будущим экологам и агрономам — ощутить свою связь с природой, почувствовать ее хрупкость, определить свою ответственность за нее. Пребывание наедине с природой позволяет молодым людям понять значимость коллектива и личности, возможности предотвращения неблагоприятных экологических последствий.

В работу музея входит и музееведение — область знаний, включающая вопросы организации и деятельности музея. К основным задачам музееведения относится разработка научных принципов практической музейной работы — комплектование музея, учет, хранение и реставрация экспонатов, их исследование, каталогизация и показ в виде экспозиций.

Органом организации и управления музеев является Совет.

Работа музея ведется в соответствии с разработанной программой и планом.

Научные и учебные задачи решаются как в полевых, так и в лабораторных условиях.

Научная работа музея состоит в пополнении коллекций, организации экспедиций, изучении архивных и литературных источников, выполнении аналитических работ, проведении диагностики и систематики горных пород, минералов, агрономических руд и почв, составлении научных описаний музейного фонда.

Во время первой экспедиции 2001 г. исследованиями была охвачена большая часть Челябинской области. По ее итогам создана экспозиция «Почвы Челябинской области».

В 2002 г. экспедиция в горные районы позволила открыть новую экспозицию «Почвы горного Урала», которая дает полное представление о горных почвах как Южного, так Среднего и Северного Урала.

В 2003 г., приоткрывая тайную завесу Аркаи-ма, музей создал экспозицию погребенных и засоленных почв.

В экспедиции 2004 г. по заказникам, заповедникам и прилегающим к ним территориям собран богатейший материал по реликтовым почвам доледникового периода и современным уникальным почвам. Музей пополнился новыми экспонатами в экспозиции «Почвы Челябинской области».

Основные почвы агрофирмы института представлены экспозицией «Почвы агрофирмы Ильинка».

В 2005 г. изучены и представлены в музее почвы Красноармейского района, где расположен институт агроэкологии.

В музее экспонируются почвы мира по поясам, почвы России — по почвенным зонам и подзонам. Все монолиты именные.

Экспонаты горных пород, минералов систематизированы и представлены большим количеством различных экспозиций.

Все экспозиции снабжены обширной информацией и художественно оформлены.

В фонде музея сегодня находится около 1500 единиц хранения. Большинство почвенных экспонатов собрано во время экспедиций и имеют музейную ценность. Основной фонд музея представлен естественно-историческими телами — почвами, образующимися при длительном взаимодействии климата, растительного и животного мира, рельефа и почвообразующих пород. Поэтому почвенный музей относится к естественноисторическим музеям и имеет огромные возможности и перспективы в создании научной картины мира, показе роли и места человека в природе, раскрытии сущности глобальных проблем современности.

За пять полевых периодов, с 2001 по 2005 гг., собран большой научный материал, который обрабатывается и представляется в виде дипломных работ, статей в научной литературе, видеофильмов. Пропаганда знаний об экологической роли почв проводится в местной печати.

В учебном процессе значение и роль музея неоценимы. В методике преподавания используется генетический подход к изучению процессов и явлений, происходящих в биосфере. Здесь в соответствии с программой студенты знакомятся с разнообразием горных пород, породообразующих минералов, агрономических руд, проводят их описание. Особенно плодотворно можно проводить в музее занятия по морфологии почв, полное описание профилей почв завершается в лаборатории на рассыпных раздаточных образцах, так называемых «показушках».

Собранные во время экспедиций образцы используется и для проведения лабораторных занятий по почвоведению и геологии по типу научноисследовательских работ. Студенты могут видеть профили почв, образцы которых анализируют, а результаты анализа интерпретируют.

Курсовая работа по почвоведению разработана также с применением музейных экспонатов. Для интерпретации результатов научных исследований в задании выдаются почвы, характерные для Челябинской области и представленные в музее.

Экспозиции музея являются основной и специфической формой пропаганды научных знаний о биосфере. Они отражают объективную картину мира и лишены противоречий между познанием и предоставлением знаний широким слоям общества. Поэтому важнейшей формой работы в музее является проведение экскурсий.

Школьники — это наши потенциальные студенты. Они имеют смутное представление о почвах, что объясняется сложностью почвы как объекта изучения и разбросанностью знаний о почвах в школьных дисциплинах. Поэтому у них нет целостного представления о почвах. В связи с этим почвенный музей выполняет просветительскую функцию среди школьников и местного населения.

Музейная документация отражает всю работу по созданию и использованию музея и представлена планами и программами, полевыми дневниками и записками, каталогами, материалами отчетных и научно-практических конференций, научными трудами, альбомами, отснятыми в экспедициях видеофильмами и другими документами.

Созданный в институте агроэкологии почвенный музей отвечает всем требованиям естественно-исторических музеев. В качестве критериев

оценки роли этого музея в природоохранном просвещении при разработке методики музейного показа, проведения научной, учебной и просветительской работы по проблемам взаимодействия человека с биосферой и охраны природы использованы докучаевские положения о задачах и на-правлениях деятельности естественно-исторических музеев [2, 5].

Литература

1 Новая Российская энциклопедия. Т. 1 / Редкол.: А. Д. Неки-пелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО Изд-во «Энциклопедия», 2004.

2 Тюрюканов, А. Н. Избранные труды к 70-летию со дня рождения. — М.: Изд-во РЭФИА, 2001.

3 Тезисы докладов 3 съезда Докучаевского общества почвоведов. Кн.З. — М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАСХН, 2000.

4 Принципы организации и методы стационарного изучения почв / Отв. ред. А. А. Роде. — М.: Наука, 1976.

5 Докучаев, В. В. Собрание сочинений. Т. 5. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.