Научная статья на тему 'Опыт социального диалога в ЕС и России (международная конференция)'

Опыт социального диалога в ЕС и России (международная конференция) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт социального диалога в ЕС и России (международная конференция)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ЕС И РОССИИ (международная конференция)

Институт Европы РАН и проект ТАСИС "Трудовое законодательство и арбитраж" организовали международную конференцию на тему: "Опыт и проблемы социального диалога в Европейском Союзе и в России". Как и рассчитывали устроители, этот форум дал хорошую возможность обменяться информацией о состоянии трудовых отношений в странах ЕС и России. Свои предложения высказали не только специалисты по социальному партнёрству и развитию, но также и представители западноевропейских и российских профсоюзов и работодателей. С докладами выступили шведские, бельгийские, венгерские и отечественные эксперты по социальному диалогу, трудовому законодательству и арбитражу, руководители Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и свободных профсоюзов. В дискуссии приняли участие представители академической и университетской науки, исследователи из различных институтов РАН, журналисты.

Программа конференции включала также презентацию книги эксперта проекта по социальному диалогу Р. Бонвичини "Социальное партнёрство и трудовые отношения в Европе. Приемлемы ли для России европейские модели?", изданной недавно в рамках Проекта "Трудовое законодательство и арбитраж". Книга посвящена анализу современного состояния социального диалога на уровне Европейского Союза, трёхстороннего сотрудничества и коллективных переговоров в европейских странах. В ней также дан краткий обзор самих социальных партнёров (объединений профсоюзов и работодателей на национальном и общеевропейском уровнях), а также механизмов консультирования, информирования и участия работников в процессе принятия решений. Особенный интерес для российских специалистов и профсоюзных руководителей представляет информация о ситуации в сфере трудовых отношений в странах-новичках, всего год назад присоединившихся к Евросоюзу. Поскольку большинство из них переживает сегодня сложнейший процесс перехода от централизованной плановой к рыночной системе экономических и общественных отношений, их опыт создания новых механизмов регулирования социально-трудовых отношений, безусловно, окажется весьма востребованным и в России.

Новый Проект сотрудничества ЕС и России — "Трудовое законодательство и арбитраж"

Этот Проект был утверждён в рамках Программы действий ТАСИС-2001 (Поддержка преодоления социальных последствий переходного периода); он является инструментом практической реализации Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве (СПС), подписанного Российской Федерацией и Евросоюзом в июне 1994 года. Цель проекта — совершенствование трудового законодательства и системы досудебного урегулирования трудовых споров, всестороннее развитие социального партнёрства, содействие приведению законодательных норм в области трудовых отношений в соответствие с принципами рыночной экономики и демократии, обеспечивающими стабильный баланс интересов работников, работодателей и государства. В реализации проекта участвуют в равной степени как европейские, так и российские эксперты.

Для реализации Проекта анализируется действующее трудовое законодательство РФ - как федерального уровня, так и пилотных регионов Проекта (Калужской, Пермской и Тамбовской областей). Ключевое внимание при этом уделяется недостаточно урегулированным вопросам в отечественном законодательстве: защите прав работников при банкротстве предприятий, специфике правового положения работников и работодателей в сфере малого бизнеса и транснациональных компаний. В расчёт берутся не только российская правоприменительная практика, но и тенденции в согласовании этих вопросов как на уровне ЕС, так и в отдельных странах, а также международные стандарты МОТ.

В соответствии с требованиями рыночной экономики для совершенствования действующего трудового законодательства, регулирующего порядок разрешения трудовых конфликтов, в рамках Проекта разрабатывается новая концепция досудебного решения трудовых споров, как коллективных, так и индивидуальных. Одна из основных задач Проекта - способствовать формированию институтов взаимодействия участников социального диалога (в том числе на региональном уровне). Следует также отметить, что задачей Проекта является выработка рекомендаций по сближению трудового законодательства России с международными стандартами регулирования трудовых отношений и прежде всего со стандартами ЕС.

В целях совершенствования системы взаимодействия сторон социального диалога в пилотных регионах предполагается создание Центров социального партнёрства. Для улучшения российской модели социального партнёрства, информационно-аналитического обеспечения процесса заключения коллективных договоров и соглашений предполагается создание многофункциональной системы обмена информацией. По мнению разработчиков Проекта, развёртывание новых направлений деятельности будет способствовать повышению эффективности социального диалога в России. В этой связи планируется распространение знаний о порядке разрешения коллективных трудовых споров путём публи-

каций в различных юридических изданиях и периодической печати, проведения различных семинаров и конференций по этой тематике.

Количество индивидуальных трудовых споров в РФ постоянно возрастает и составляет около 30% от всех гражданских дел, находящихся в судах общей юрисдикции. Судьи испытывают определённые трудности при рассмотрении дел данной категории, сталкиваясь порой с противоречащими друг другу законами и нормами, что указывает на необходимость создания новых механизмов разрешения индивидуальных трудовых споров на досудебной стадии. Указанные обстоятельства ведут к росту напряжённости между работниками и работодателями. Исходя из вышеизложенного, Проект рекомендует уделять большое внимание обучению персонала трудовых арбитражей (включая учебные поездки в страны Европейского Союза, где альтернативные способы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров уже широко применяются).

Анализ глобальных тенденций, характерных для занятости на современном этапе, выявляет существование проблем, общих для всех стран: это быстрая глобализация и стремительный технический и технологический прогресс, которые, в свою очередь, усиливают как конкуренцию между странами, так и разрыв в их экономическом развитии. Однако в сфере занятости новые экономические тенденции предоставляют и новые возможности для экономического роста и создания рабочих мест. Причём решающим фактором в использовании преимуществ, которые дают экономическая интеграция и НТП, становится качество трудовых отношений, от которых напрямую зависят уровень мотивации и квалификации рабочей силы. Трудовые отношения представляют собой правовую концепцию, лежащую в основе функционирования рынка труда во многих странах, при том что в каждой стране ситуация в области трудовых отношений имеет свои особенности. Справедливое и эффективное управление рынком труда немыслимо без наличия чётко сформулированных правил. Очевидно при этом, что ясность и предсказуемость законов отвечает интересам всех сторон.

Проблемы и противоречия трудовых отношений в Российской Федерации

В России существуют две основные проблемы, влияющие на формирование социально-трудовых отношений: это низкий уровень жизни и высокий процент реально безработных. Сказываются также следующие факторы: структура производственной системы, рынок труда, тип вмешательства государства и стратегии профсоюзов и работодателей. Сегодня очевидно, что формирование цивилизованных трудовых отношений в целом зависит от условий и динамики развития производительных сил, а также от возможностей социальных субъектов реально участвовать в разработке трудовой политики, дальнейшем совершенствовании её правовой базы. Российские предприятия, желающие повышать свою производительность и конкурентоспособность, привлекать внутренние и ино-

странные инвестиции, должны активно действовать на ниве формирования эффективной системы трудовых отношений.

В своём вступительном слове при открытии конференции заместитель директора Института Европы РАН, д.э.н., профессор Федоров В.П. высказал следующее мнение: "Из некоторых рассуждений следует, что сложился порочный круг обстоятельств - бедность воспроизводит бедность, слабый платёжеспособный спрос не стимулирует производство. Эксперты не готовы смириться с таким положением вещей и предлагают два варианта выхода из ситуации, на мой взгляд неубедительные.

Путь первый: осуществить произвольное увеличение денежных доходов населения, благодаря чему расширившийся спрос даст толчок производству. В итоге получится то, что требовалось доказать, - начнётся экономический рост со всеми щедротами. Аргумент сам по себе очень привлекательный.

Повышение доходов может дать какой-то положительный импульс производству, но он будет перекрыт отрицательными последствиями. Немедленно дадут о себе знать ресурсные ограничения, то есть внутреннее производство не сможет предложить достаточно товаров. Неизбежное следствие - повышение цен, дефицит. Раскрутка производства как реакция на новые доходы, которая могла бы сбить инфляцию и ликвидировать нехватку благ, займёт продолжительное время и поэтому не может спасти положение... Параллельно обозначится другой процесс - увеличение импорта товаров. Он будет в состоянии отчасти удержать развязывание инфляции, но значительная часть денежных доходов российского населения будет уходить на поддержку зарубежного производства.

Таким был бы бесславный конец непродуманной акции по повышению денежных доходов населения из альтруистских побуждений. Замечу, что за такую меру выступают не только отдельные эксперты и деятели, но и политические партии. Утверждение типа "бедность населения тормозит развитие отечественной экономики", "низкие зарплаты разоряют страну" почти не встречает возражений. К сожалению.

Объединённая Германия даёт реальный пример того, как экономика, а в конечном счёте и общество, может пострадать от необоснованных политических решений. Отсюда вывод: повышение денежных доходов должно сочетаться с преобразованиями в производстве.

Путь второй: сокращение налогов. Поскольку подоходный налог снижен до минимума (13%), речь идёт об ослаблении налогового пресса для предприятий. Переплавится ли эта льгота в экономический прирост представляется делом неопределённым, главная беда сегодняшнего налогового законодательства состоит не в размерах налогов - они являются посильными для предприятий, а в его бюрократической запутанности и карательном характере. После 70 лет существования формальной налоговой системы, не отражавшей никаких экономических реальностей, мы перешли в одночасье к громоздкой, искусственно усложнённой механике. Поэтому первостепенными задачами в налоговой сфере яв-

ляются упрощение документации и пересмотр отношения к фирмам как злостным нарушителям правил.

Что же касается призывов к снижению предпринимательских налогов, то в случае их реализации ухудшится в очередной раз положение бюджетников и тех сфер, которые зависят от казны: образования, науки, здравоохранения, культуры, обороны.

Перечисленные способы устранения бедности не обещают желаемого результата. Между тем часто упускается из виду естественный метод решения проблемы. Это развитие потребительского комплекса (питание, одежда и обувь, медицина, транспорт, жильё). Пример ФРГ. Послевоенная экономика ФРГ поочерёдно переживала разные волны спроса - всплеск потребления продовольствия, одежды и обуви, поездок, покупок товаров длительного пользования. Каждая волна, возникнув, уже не спадала, а дополнялась оживлением новой потребности. Отсюда и нужно делать вывод для практической политики".

К тому же выводу приходит в своём выступлении Аксаков А.Г. (депутат Государственной Думы). Он полагает, что существенным фактором, влияющим на качество трудовых отношений в России, является качество предпринимательского климата, которое сегодня оставляет желать лучшего. Бизнес не будет вкладывать деньги в экономику, не будет создавать новые рабочие места и, соответственно, не будут увеличиваться доходы населения, если не будет создан режим наибольшего благоприятствования для честного социально-ответственного бизнеса, в том числе и в первую очередь для малого бизнеса. Малый бизнес - это ниша, которая может решить очень многие социальные вопросы.

По мнению Хёльцлера Х. (руководитель Проекта), в России зачастую те переговоры, которые ведутся между представителями работников и руководством, не имеют свойств, типичных для подлинных коллективных переговоров. Это проявление наследственных черт, результат командного стиля управления экономикой. Усиление участия работников в управлении - ключевой фактор для преодоления низкой производительности труда и повышения качества продукции отечественных предприятий. То же самое утверждало в ходе обсуждения и большинство представителей независимых профсоюзов. В частности исполнительному директору Центра поддержки профессиональных союзов и гражданских инициатив, к.э.н. Миловидову Ю.Н. "представляется очевидным, что любой коллективный договор - это своеобразная конституция в сфере социально-трудовых отношений, поэтому в его обсуждении должны участвовать все работники, на которых действие коллективного договора распространяется". Основные пункты эффективного коллективного договора должны включать: схему оплаты труда (индикаторы эффективности заработной платы -производительность труда и рентабельность производства), рабочее время (банк рабочего времени)1, систему охраны здоровья и безопасности, возможность

1 Накопление сверхурочных часов в "персональном банке" может использоваться для предоставления работнику так называемых отгулов или оплачиваться дополнительно.

обучения, новые формы занятости (возможность работать по гибкому графику или неполный рабочий день, неделю). Докладчик совершенно справедливо утверждает, что основной недостаток коллективной договорной практики на отечественных предприятиях сегодня - отстранение от процесса переговоров и заключения коллективных договоров подавляющей части наёмных работников.

Видение ситуации в России в плане генезиса и эволюции социально-трудовых отношений обрисовал в своём докладе Бонвичини Р. (эксперт Проекта по трудовым отношениям). Выводы его неутешительны. Европейский опыт и российские реалии сегодня свидетельствуют о том, что современный уровень развития социального партнёрства в России пока недостаточно высок для того, чтобы результативно разрешать проблемы, возникающие в сфере трудовых отношений. РФ еще предстоит сформировать систему, вовлекающую социальных партнёров, гражданское общество и государственную власть в решение насущных социально-экономических вопросов. По мнению эксперта, роль государства в развитии социального диалога пока недостаточно определена. Однако не вызывает сомнений тот факт, что справедливое и эффективное управление рынком труда немыслимо без наличия чётко сформулированных правил. Очевидно при этом, что ясность и предсказуемость законов отвечает интересам всех заинтересованных сторон. Характерной чертой отечественной модели трудовых отношений является то, что объединениям профсоюзов и работодателей не хватает производственных и технических возможностей для инициации двухстороннего диалога при обеспечении со стороны государства правовых, административных и институциональных мер, способствующих эффективному развитию отраслевых переговоров.

На сегодняшний день лишь наиболее передовые компании имеют опыт разработки корпоративной социальной политики. Канунников А.А. (президент Фонда "Социальная экология") обозначил новую роль профсоюзов в эпоху глубоких социальных и экономических преобразований. Она, по его мнению, выходит за рамки регулирования только социально-трудовых отношений. Профсоюзы в современной России должны стать краеугольным камнем в становлении гражданского общества, укреплении его институтов, совершенствовании механизмов социального партнёрства. Докладчик привёл в пример Социальный кодекс ОАО "ЛУКОЙЛ", принятый в 2002 году решением Совета директоров и Международным объединением профсоюзных организаций "ЛУКОЙЛ". Компания выделила несколько приоритетных направлений оказания материальной и организационной поддержки, к примеру, общественным организациям ветеранов и инвалидов, военнослужащих, сирот и беженцев. Хотя поставленные задачи касаются ограниченного круга лиц, тем не менее их реализация служит составной частью поддержки процесса формирования гражданского общества в современной России.

Калугин В.Н. (МПО ОАО Нефтяная Компания "ЮКОС") отметил, что Соглашение между руководством компании и Межрегиональной профсоюзной организацией (МПО) является правовым актом, устанавливающим общие

принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работодателем и работниками на основе согласования взаимных интересов сторон. Основные разделы Соглашения: трудовые отношения, режим труда и отдыха, социальные льготы, гарантии и компенсации, охрана труда, работа с молодёжью. В разделе "Социальное партнёрство" указываются как совместные обязательства сторон, так и обязательства каждой из них, реализация схемы заключения корпоративных соглашений обеспечивает равноправие сторон социального партнёрства, взаимное уважение и учёт их интересов, заинтересованность относительно участия в договорных отношениях, добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

Развитие механизмов совместного принятия решений и способов контроля их исполнения - путь к эффективной экономике, социально сплочённому обществу и сильному государству. Такой точки зрения придерживается Ярыгина Т.В. (Президент Академии гражданского общества, к.э.н.). Однако роль коллективно-договорных отношений ограничивается сегодня в России недостаточным правовым статусом и распространением социального партнёрства, а отсутствие института социального диалога и механизмов контроля исполнения социальных обязательств превращают их в безответственные декларации, способствуя на фоне имущественного раскола общества росту разобщённости и недоверия.

Жарнек И. (Конфедерация шведских предприятий, директор по международным отношениям) изложила точку зрения европейских работодателей на формы и содержание социального диалога и отметила, что шведская модель трудовых отношений является частью Лиссабонской модели1 и полностью соответствует этой стратегии. Развитие взаимоотношений между работодателями и работниками в Швеции направлено на то, чтобы добиваться экономического роста. У социальных партнёров, несмотря на разность интересов, всё же имеются общие цели в том, что касается таких сфер, как труд, занятость, социальные вопросы и вопросы экологии. И это очень важно для создания новых рабочих мест в стране.

Другой иностранный гость конференции, эксперт Проекта, Нача Б. проинформировала участников форума о том, как осуществлялся в Венгрии переход от социалистической системы и её тоталитарных механизмов к рыночным механизмам. Основные факторы, формирующие социальный диалог в Венгрии, -это наследие социалистического прошлого, демократическая политическая система, воздействие Европейского Союза, реальный политический климат. Докладчик отметил довольно низкий, по сравнению со странами ЕС-15, охват коллективными договорами - 40%, а также тенденцию к их снижению, недостаточное участие трудящихся в принятии решений, наличие рабочих советов и

1 Основными целями Лиссабонской стратегии в сфере занятости являются: достижение общего уровня занятости 70% к 2010 году (67% к 2005 г.), достижение уровня занятости среди женщин 60% (57% к 2005 г.), среди пожилых работников (55-64 года) -50%.

представителей по технике безопасности на предприятиях, где число работников превышает 50 человек. Результатом вступления в ЕС эксперт считает, прежде всего, ускорение развития политической и правовой системы, формирование институтов социального диалога, укрепление их потенциала. Автор доклада убеждён, что для успешных действий в сфере трудовых отношений необходимо ещё до начала осуществления значительных изменений в экономике (приватизации, массовых увольнений и банкротств) совершенствовать законодательство по защите прав трудящихся, создавать специализированные органы и процедуры для предупреждения и разрешения крупных трудовых конфликтов. С этим невозможно не согласиться, учитывая финансовые и моральные потери от забастовок и других актов гражданского неповиновения.

Г. Бокстейн (Главный советник Генерального директората по коллективным трудовым отношениям Бельгийской Федеральной государственной службы по труду, занятости и социальному диалогу) в своем информативном докладе отметил, что ". Современные экономики и, в частности, экономики стран-членов ЕС характеризуются высокой степенью вовлечения работников и работодателей в социальную и экономическую политику. Это вовлечение может принимать различные формы: от консультаций в правительстве по различным вопросам до автономного принятия решений социальными партнёрами. Такая система трудовых отношений и социального диалога является результатом длительного исторического развития. В Бельгии имеются отдельные системы для государственного сектора, для экономически важных государственных предприятий (почта, телекоммуникации, железная дорога и т. д.), а также для сферы образования. Бельгийская модель отраслевых коллективных переговоров успешно работает и развивается, что способствует обеспечению макроэкономической стабильности в стране. В большей части сами социальные партнёры отвечают за переговорные процессы и решения, касающиеся регулирования заработной платы и условий труда. Несмотря на серьёзные экономические изменения, произошедшие в стране за последние десятилетия, эта система смогла обеспечить высокий уровень социального мира и стабильности на предприятиях. Новые предметы коллективных переговоров и возможности социальных партнёров в принятии решений демонстрируют динамизм и гибкость этой системы. Применяются новые методы и техника ведения переговоров".

С интересом выслушали участники конференции выступление Росляковой Т.Л. (Президент профсоюза работников РАН), которая рассказала о деятельности профсоюзной организации Академии наук, о её трудностях в решении социальных проблем, с которыми сталкиваются многие научные работники.

По словам Каргаловой М.В. (Институт Европы, д.э.н.), сегодня социальный диалог выходит за рамки трудовых отношений под воздействием глобализации, расширения Европейского Союза, углубляющейся взаимозависимости социально-экономического развития Западной и Восточной Европы. Приходят в дви-

жение многие новые механизмы социальной и экономической структуры. Эта ступень социального партнёрства характеризуется тем, что речь идёт не только об ответственности перед партнёрами, но и обществом в целом. Будущее развития социального диалога связано со строительством гражданского общества. Этот процесс особенно важен для нашей страны, учитывая ситуацию в её экономической и социальной сферах. Представляется, что сегодня социальный диалог - а полезность его признают все - должен перерасти в последовательную политику социального партнёрства, в которую необходимо вовлечь все слои общества.

* * *

Европейская социальная модель, несмотря на разнообразие вариантов, рассматривает социальный диалог как опору современной системы трудовых отношений, обеспечивающую возможность эффективного управления рынком труда. В странах с современной рыночной экономикой рынок труда функционирует уже несколько столетий. Поэтому при решении проблем, возникающих в России в сфере труда, нам есть чему поучиться у Запада. Однако невозможно механически перенести богатый европейский опыт на уникальную почву России. Дискуссия на конференции лишний раз подтвердила тот факт, что применять западный опыт в нашей стране без формирования соответствующих институтов, разработки необходимых инструментов, длительных дебатов и кропотливых теоретических исследований лишено всякого смысла. По словам многих представителей независимых профсоюзов, сегодня у нас зачастую проект так называемого коллективного договора разрабатывает руководство предприятия без участия коллектива и переговоров с ним. Подобная практика является следствием былого централизованного, командного управления производственными процессами и сферой трудовых отношений. Расширение участия работников в регулировании экономических и социальных аспектов трудовой деятельности является крайне важным фактором для формирования социальной инфраструктуры, которая могла бы стать основой для экономического роста, устойчивой занятости, искоренения бедности.

Социальный диалог призван обеспечить баланс интересов труда и капитала путём содействия справедливому распределению доходов, повышению экономической эффективности, формированию безопасных условий труда, развитию человеческих ресурсов. Сегодня российским предприятиям ради повышения конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках необходимо развивать и совершенствовать систему социального партнёрства и трёхстороннего сотрудничества. Высокоорганизованные системы трудовых отношений помогут сформировать новые, более благоприятные условия взаимоотношений в сфере занятости, включая возможности непрерывного образования, гибкого графика рабочего времени и организации транснациональных рынков труда.

Может ли европейский опыт в сфере социального диалога рассматриваться Россией как модель для развития своей производственной и деловой среды, для решения глобальных проблем современности, для повышения конкурентоспособности и производительности российских компаний? На эти вопросы ответ дадут результаты реализации пилотных проектов в трёх российских регионах.

Является ли российская система трудовых отношений и социального диалога достаточно развитой для того, чтобы преодолеть экономический кризис в случае его возникновения? Пока приходится дать отрицательный ответ. Уже существующие в России коллективные соглашения не оказывают ожидаемого воздействия на экономику и не дают нужных результатов. Однако для развития системы социального партнёрства, направленной на сбалансирование интересов работодателей и работников, уже имеются объективные предпосылки. Прежде всего это радикальные изменения в отношениях собственности (процесс приватизации во всех сферах), появление основных правовых рамок для регулирования социально-трудовых отношений через переговорные процессы, зарождение основных институтов и механизмов коллективных переговоров.

Сложившаяся ситуация в сфере социально-трудовых отношений показывает необходимость дальнейшего совершенствования теории и практики заключения коллективных соглашений, проведения подлинной социальной реформы в нашей стране. России не следует рассчитывать на помощь извне, особенно в условиях неопределённости для иностранных инвесторов. Нам приходится надеяться на имеющиеся трудовые ресурсы, на высокий интеллект и выносливость российского человека, которые помогали и помогают ему не только выживать в нелёгких условиях современной реальности, но и двигать вперёд нашу науку и технику, завоёвывая передовые позиции в этих областях.

Н.В. Говорова,

кандидат экономических наук, ст. научный сотрудник Центра международных социально-экономических сопоставлений Института Европы РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.