Научная статья на тему 'Опыт социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Опыт социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2830
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА / ОRPHANED-CHILDREN / SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / HARDSHIP / PARENTAL GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майданова Татьяна Витальевна, Запольская Оксана Авролидовна

Описывается опыт осуществления социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательном учреждении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Майданова Татьяна Витальевна, Запольская Оксана Авролидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of social-pedagogical support of orphaned children and children without parental support

The author describes experience of social-pedagogical experience of orphaned children and children without parental guardianship in educational establishments

Текст научной работы на тему «Опыт социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 37.013.42:37.018.324

Т. В. Майданова, О. А.Запольская

ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети-сироты; социально-педагогическая поддержка; трудная жизненная ситуация; родительская опека.

АННОТАЦИЯ. Описывается опыт осуществления социальнопедагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательном учреждении.

T. V. Maidanova, O. A. Zapolskaya

EXPERIENCE OF SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

KEY WORDS: оrphaned-children; social-pedagogical support; hardship; parental guardianship.

ABSTRACT. The author describes experience of social-pedagogical experience of orphaned children and children without parental guardianship in educational establishments.

Дети без родителей. Может ли быть положение более горькое, более неправедное. Ведь в основе человеческого общежития, в первооснове мироздания — любовь родительская к детям, забота старших о младших; именно в этой первооснове заключены корни таких многоважных понятий, как «преемственность», «родство», «взаимное воспомоществование поколений». И, все-таки, есть дети — без родителей...

Альберт Лиханов

родительской опеки. Каждый из них — уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией.

бенно социального сиротства в трансформирующемся российском обществе, все более возрастает. Это обусловлено неустойчивостью социально-экономических процессов, социальной нестабильностью, сложной экономической ситуацией. В настоящее время в России тысячи обездоленных детей, лишенных

В общеобразовательном учреждении МОУ СОШ №1 п. Сосьва ежегодно обучается 600—700 детей, среди них — 30— 40 детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей. В настоящее время число детей-сирот со-

ставляет 32. Многие из детей-сирот, обучающиеся в МОУ СОШ №1 п. Сосьва, поступили в школу уже после длительного пребывания в доме ребенка, кто-то недавно лишился опеки родителей, обучаясь уже в средних и старших классах ОУ, кто-то несколько лет воспитывался в неблагополучной семье.

Результаты исследований, проводимых в течение 2007/08 учебного года, показали низкую степень выраженности показателей социальной адаптации у детей, лишенных родительской опеки по сравнению с детьми, воспитывающимися родными родителями: они менее общительны, не стремятся к взаимопомощи и взаимоподдержке в коллективе класса (83,8%), более сильно проявляют стремление к негативному самоутверждению (62%), чем дети из семей. Ярко выражены нарушения межличностных отношений, в качестве ведущих выступают два показателя: «тревога по отношению к окружающим» и «враждебность по отношению к окружающим». Это проявляется в «навязчивости», постоянном привлечении к себе внимания любыми способами, либо постоянных претензиях, нетерпении, переменчивости и обвинении в несправедливости.

«Два доминирующих симптомоком-плекса детей-сирот в общении с окружающими свидетельствуют о неудовлетворении потребности в принятии со стороны взрослого и о неадекватности форм взаимодействия со взрослыми». Уровень социальной автономности у де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гораздо ниже, чем у детей, воспитывающихся родителями — в среднем на 44, 1%. Из 32 человек, относящихся к категории детей-сирот, 24 поступили в первый класс, уже являясь опекаемыми детьми, чьи родители по каким-либо причинам были лишены родительских прав. Это означает, что дети до 7 лет имели глубокие негативные воздействия на здоровье и психику еще

до официальной констатации потери семьи, отрицательный социальный опыт в период раннего детства. Большая часть детей имеют негативную наследственность, отягощенную алкоголизмом и наркоманией. Многие пережили насильственный отрыв от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. Пятеро детей — круглые сироты, двое были свидетелями убийства родителя, двое — самоубийства мамы. Следствием являются сложные деформации психического, социального, личностного развития. По общим данным за последние три года 17 детей (54%) состояли на учете инспекции по делам несовершеннолетних, 22 (68%) ребенка совершали побеги из социального приюта, из семей опекунов, бросали по каким-либо причинам обучение в школе.

Согласно определению Л. Я. Олифе-ренко, социально-педагогическая поддержка — это особый вид социально-педагогической деятельности по оказанию помощи, которая заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Категория детей, лишенных родительской опеки, нуждается не просто в помощи окружающих, а именно специально организованной, социально-педагогической помощи.

Постоянный рост количества детей данной категории, обучающихся в МОУ СОШ №1 (2006 г. — 28, 2007 г. — 31, 2008 г. — 32), проблемы, возникающие в процессе их обучения и развития, обусловили необходимость осуществления социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательной школе МОУ СОШ №1 п. Сосьва.

Особенно острая необходимость осуществления социально-педагогической помощи и поддержки детей-сирот возникли в данном ОУ в 2003/04 учебном году, когда в МОУ СОШ №1 обучалось 52

ребенка, оставшихся без попечения родителей, при общем количестве обучающихся 654 ученика, что составило 8,2%. Все дети обучались по общей программе в классах вместе с детьми, имеющими родителей, воспитывающимися в семье. Один класс практически полностью (за исключением 5 человек), состоял из детей-сирот, проживающих и воспитывающихся в социальном учреждении п. Сосьва. Социальную работу в школе с детьми-сиротами осуществляли: социальный педагог школы, администрация, классные руководители. В 2005— 2007 гг. в МОУ СОШ №1 п. Сосьва была создана социально-психологическая служба, введены в штат должности социального педагога, психолога, логопеда. В настоящее время социально-педагогическая поддержка детей, лишившихся родительской опеки, строится на основе взаимодействия многих специалистов и педагогов школы, что позволяет оказывать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Главная задача, стоящая перед специалистами, осуществляющими социально-педагогическую поддержку — разработка мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в данный момент перед ребенком-сиротой в плане его социализации, разработка и осуществление специальных программ, которые могут компенсировать неблагополучный опыт и обстоятельства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрим содержание социальнопедагогической деятельности относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в МОУ СОШ №1 п. Сосьва:

• Системное изучение индивидуальных особенностей личности ребенка, поступающего в школу в 1-й (либо другой) класс, его условий развития, составление карты, изучение документов.

• Установление личностно-делового контакта, взаимодействия с личностью ребенка.

• Контроль за соблюдением прав ре-бенка-сироты при обучении в школе, взаимодействие с опекунами, родственниками, воспитателями социальных учреждений.

• Изучение социально-педагогических влияний среды, внешних контактов, взаимодействий.

• Социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее социализации.

• Социальная опека и посредничество.

• Социально-педагогическая поддержка и помощь в кризисных ситуациях. Основные направления социальнопедагогической поддержки детей-сирот в МОУ СОШ №1:

— Комплексное обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в школу; определение форм содержания их обучения и воспитания в соответствии с особенностями и возможностями, конкретной ситуацией развития.

— Выявление детей с особыми проблемами в развитии социально-психо-лого-педагогическо-медицинского характера для оказания им своевременной помощи в решении проблем.

— Совместная работа с детским домом для детей, лишенных родительской опеки, где проживают дети-сироты, обучающиеся в школе, с органами опеки и попечительства, семьями опекунов.

Процесс социализации для детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, не всегда оказывается возможным и успешным. Диагностика трудностей детей-сирот, обучающихся в старших классах МОУ СОШ №1 п. Сосьва, позволила опреде-

лить спектр основных проблем, с которыми сталкиваются дети данной категории в настоящее время.

Во-первых, это проблемы, связанные с состоянием здоровья. Физиологические проблемы охватывают 83% всех детей-сирот. На сегодняшний день выявлено, что 61% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 9—11 классах ОУ имеют болезни нервной системы и органов чувств, 55% — болезни органов дыхания, 44% страдают анемией, у 72% детей — нарушения пластических процессов, это дефицит массы тела, роста, отклонения физического развития. Кроме того, 16% имеют наследственные заболевания, 11% — врожденные аномалии развития.

Во-вторых, это социальные проблемы — 67%, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. 61% детей отметили в анкетах, что на сегодняшний день их беспокоят проблемы общения с друзьями, 55% — со взрослыми. Отношения со сверстниками в классе у всех детей-сирот носят избирательный характер, контакты в классе воспринимаются как стабильно неизбежные, т. е. такие, которых ребенок не может избежать или изменить. Самые высокие показатели проблем общения — травмирующий опыт (94%) и необъективная оценка жизненных ситуаций (88%).

В-третьих, психологические проблемы, которые испытывают 78% детей-сирот, обучающихся в старших классах. Прежде всего, это состояние тревожности — одиночество (44%), чувство незащищенности (55%), депрессивное состояние (11%).

В-четвертых, педагогические проблемы — 86%. Сюда можно отнести проблемы поведения — конфликтность (83%), агрессивность (50%), враждебность (30%), а также трудности в общении с учителями — 55%.

К социальным и правовым проблемам можно отнести показатели девиант-

ного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в данном ОУ. Количество де-тей-сирот, состоящих на учете учреждений несовершеннолетних, составило 52%, из них 46% детей, совершивших кражи, 68% детей-сирот школы убегали из детского дома или из семьи опекунов, 56% делали это уже не один раз. Наблюдается постоянный рост данных показателей, ежегодно число детей, совершивших правонарушения, увеличивается в среднем примерно на 5%, среди детей, лишенных родительской опеки, — на 8%. По результатам исследований по-прежнему остается высоким показатель уровня конфликтности — 83%; 64% де-тей-сирот отмечают главной причиной, мешающей общаться, собственное нежелание и непонимание со стороны других. Педагоги определяют, что основной сложностью в обучении является пассивность детей, их ограниченный словарный запас, кратковременный характер активности на уроках. Практически все дети, лишенные родительской опеки, избегают контактов со взрослыми, не заинтересованы в общении, погружены в себя.

Нарушения в эмоциональной сфере, в самосознании, трудности в общении, затрудненный самоконтроль, преобладание защитных форм поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют от всех специалистов, осуществляющих социальнопедагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в МОУ СОШ №1 индивидуального подхода к воспитаннику, основанного на глубоком проникновении в структуру его личностных качеств. Поэтому основной формой социально-педагогической поддержки детей данной категории является индивидуальная форма работы.

Основными формами и методами социально-педагогической поддержки де-тей-сирот и детей, оставшихся без попе-

чения родителей, обучающихся в старших классах МОУ СОШ №1, являются:

— занятия информационного характера;

— консультационные занятия;

— коррекционные занятия;

— тренинговые и игровые занятия.

Таким образом, работа в общеобразовательном учреждении МОУ СОШ №1 п. Сосьва ведется планомерно и в системе, но рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует продолжения работы и ее научного обоснования.

Получено 2 0.03.09 © Майданова Т. В., Запольская О. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.