Научная статья на тему 'Опыт сохранения памятников культурного наследия в регионах ресурсного типа'

Опыт сохранения памятников культурного наследия в регионах ресурсного типа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1601
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ НАСЛЕДИЯ / ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ / РЕГИОН РЕСУРСНОГО ТИПА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ / NATURAL AND A CULTURAL HERITAGE / HERITAGE MONUMENTS / OBJECTS OF A HERITAGE / REGION OF RESOURCE TYPE / REGIONAL CULTURE / METHODS OF PRESERVATION OF MONUMENTS / SYSTEM OF THE STATE PROTECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никифорова А. А.

Статья посвящена методам сохранения памятников культурного и природного наследия в регионах ресурсного типа. Рассмотрены основные способы и формы сохранения памятников в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где главной отраслью является нефтегазодобывающая промышленность. Памятники наследия на территории округов были разрушены или частично потеряны в связи с разработкой новых месторождений нефти и газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт сохранения памятников культурного наследия в регионах ресурсного типа»

А

Никифорова А.А., аспирант, кафедра культурологии, философии и социальных наук, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия

ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНАХ

РЕСУРСНОГО ТИПА

В настоящее время многие исследователи отмечают, что сохранение культурного и природного наследия является одной из наиболее актуальных общемировых проблем. Особенно остро этот вопрос стоит в России, где политические и экономические изменения, происходящие с 1990-х гг., привели к резкому снижению внимания к охране культурных ценностей, природного наследия как со стороны государства, так и со стороны общества в целом.

Существующая система государственной охраны объектов наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х - 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние десятилетия, потребовали коренной модернизации системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Данный закон ввел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного

наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. [1].

Главным условием обеспечения сохранности объектов наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов наследия, современных социально-экономических условий развития общества, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов [2].

В современных политических, социально-экономических условиях проблема сохранения наследия переносится в регионы, где наиболее остро сказываются, как последствия его утраты, так и имеются реальные предпосылки его сохранения [3]. Все также важная роль при сохранении наследия отводится тем регионам, на территории которых они располагаются.

Термин «регион» является одним из наиболее многозначных и распространенных терминов в современных научных исследованиях и публицистике. Так, понятие «регион» в научной и практической литературе используется для обозначения различных территориальных общностей. Регионом

(-\

В России политические и экономические изменения происходящие с 1990-х гг., привели к резкому снижению внимания к охране культурных ценностей, природного наследия как со стороны государства, так и со стороны общества в целом.

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

Главным условием обеспечения сохранности объектов наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов наследия.

может быть и субъект Федерации, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные образования.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально--культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» [4].

Изучение региональных культур, развивающихся на российском пространстве, как особой формы существования культуры все чаще привлекает внимание культурологов, этнографов, политологов, регионоведов. Следует, тем не менее, отличать культуру региона от региональной культуры. Н.А. Аитов рассматривает региональную культуру как специфическую культуру, присущую только данному региону, а культура региона включает в себя культурные потоки как общие (общечеловеческие), так и специфические (отдельные). Культура региона - это единство многообразного в структуре которой сосуществует глобальное и локальное, центральное и маргинальное, общечеловеческое и национально-этническое [5].

По мнению И.Я. Мурзиной, культура региона - культура географически закрепленная, транслирующая основные ценности национальной культуры, отличающаяся особенностями бытового уклада и характером повседневности. Региональная же культура - это специфический вариант общенациональной культуры, отличающийся характером функционирования, продуцирующий свой тип личности, собственную систему социальных и хозяйственно-экономических связей и оказывающую влияние на общенациональную культуру в целом [6].

Как отмечает Н.С. Зимина, важнейшим компонентом региональной культуры являются региональные ценности, в которых проявляется духовная сущность людей, населяющих конкретную территорию. Приобщение к культурным ценностям региона является интегрирующим фактором его развития и сохранения целостности [7]. При формировании региональных ценностей особое внимание отводится памятникам культурного и природного наследия.

Особенно ярко, на наш взгляд, отношение к памятникам наследия проявляется на территории регионов ресурсного типа, таких как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в Тюменскую область. Проживание на территории автономных округов малочисленных коренных народов Севера, доминирование ресурсодобывающей отрасли, схожие природные условия является тем общим, что сближает регионы. Имеющиеся же различия в климатических условиях, уровне освоенности территорий обусловливает разработку разного комплекса мер для поддержания наследия и представляет то особенное, что отличает данные регионы, и позволяет выявить специфику мероприятий в области охраны природного и культурного наследия.

Проблема сохранения археологического наследия, преобладающего в общем составе памятников обоих регионов, в условиях активного техногенного воздействия, которому подвергается территория промышленного освоения недр, является актуальной для всей Западной Сибири.

Огромнаяплощадь Ханты- Мансийского автономного округа — Югры долгое время была занята водоемами и болотами и была непригодной для обитания человека. Освоение жилого пространства каждым новым поселенцем начиналось с расчистки территории, и именно такие периоды становились наиболее опасными для сохранения памятников наследия. Формирование промыш-

Культура региона — культура географически закрепленная, транслирующая основные ценности национальной культуры, отличающаяся особенностями бытового уклада и характером повседневности.

ленной инфраструктуры (тем более инфраструктуры нефтегазового комплекса), резкий рост населения, увеличение территории для проживания — эти и некоторые другие факторы резко обострили проблему сохранения памятников истории и культуры. Именно в эти годы археологическим ресурсам округа был нанесен заметный ущерб [8].

Напротив, благодаря суровости климата арктических широт, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в прослойке вечной мерзлоты встречаются находки, которые не смогли бы сохраниться в других условиях. Поэтому у ученых, археологов, работающих на ЯНАО, есть уникальный шанс прикоснуться к постройкам, фрагментам, изделиям, предметам старины, дошедшим до нас из глубины веков.

Среди основных методов сохранения

объектов наследия, ко- ,-

торые используются на территории данных регионов, представляется возможным выделение следующих: возложение функции охраны памятников местного значения на муниципальные администрации и подведомственные им органы охраны памятников. К таковым на сегодняшний день относятся: муниципальный центр по охране памятников Сургутского района «Барсова гора» и муниципальный центр по охране памятников Нефтеюганско-го района, которые находятся на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Муниципальные образования могут привлекаться к решению задач охра-

Особенно ярко отношение к памятникам наследия проявляется на территории регионов ресурсного типа, таких как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в Тюменскую область.

ны памятников федерального и окружного значения в районах при техническом надзоре со стороны госоргана охраны памятников.

Важной составляющей деятельности в сфере учета является анализ документации. С этой целью функционирует научный архив историко-культурного наследия -ч Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Центр охраны культурного наследия). Кроме того, разработан проект списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность на территории автономного округа, включающий 226 объектов культурного наследия.

Впервые в истории охраны объектов культурного наследия на территории Югры в 2007 году разработана Программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сохранение памятников архитектуры и градостроительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008 — 2010 годы. Окружная целевая программа «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 — 2011 годы» разработана на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Она является необходимым инструментом для выработки общих подходов к реализации основных задач, стоящих

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

Большое значение в популяризации и сохранении памятников наследия имеет деятельность музеев.

перед службой, по государственной охране, популяризации и использованию объектов культурного наследия.

Большое значение в популяризации и сохранении памятников наследия имеет деятельность музеев. В рамках работы отделения Русского географического общества создан проект «Музеи и памятники культурного наследия ЯНАО». Целью данного проекта является знакомство жителей округа с интересными местами ЯНАО, собраниями музеев, также предполагается проведение путешественников путями кочевников, обращая внимание на труднодоступные места, где, тем не менее, сохранились свидетельства о жизни людей.

Непременным условием качественного осуществления процесса учета объектов историко-культурного наследия является его компьютеризация. В рамках программы «Культура Югры 2006 — 2010 гг.» продолжена работа по созданию информационной базы данных, разработана подсистема «ГИС-информация» электронного реестра объектов историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Для сохранения флоры и фауны в Югре функционируют 26 особо охраняемых природных территорий, самый большой из них -природный парк «Священное озеро Нумто» в Белоярском районе, а также «Юганский» в Сургутском районе и заповедно-природный парк «Сибирские увалы» в Нижневартовском [9]. Основная цель этих территорий — сохранение среды обитания особо ценных пушных зверей, воспроизводство охотничье-промысловых видов животных, редких особей орнитофауны, занесенных в Красную книгу. В то время как на территории Ямала особой исторической ценностью обладают культурные ландшафты региона — бассейны рек Харампур, Нюдя-Котуяхата, Кальпя-яха, Юрибей, Малая Горная Обь и Щучья, вокруг которых концентрируются археологические объекты, относящиеся к широкому диапазону от эпохи неолита до начала нового времени.

Отличительной особенностью Ямало-Ненецкого автономного округа явля-

ется функционирование на его территории Отделения Русского географического общества, созданного в 2010 году. Его главная задача - сбор и распространение достоверных сведений о регионе, включая общегеографические, статистические и этнографические данные. Отделение постоянно организует экспедиции в отдаленные и труднодоступные места Крайнего Севера. Особый упор в его деятельности делается на изучение культуры и быта коренных северных народов [10].

Один из проектов, реализуемый Русским географическим обществом, связан с 60-70-ми годами прошлого века, когда начался первый этап промышленного освоения Севера. В этот период было уничтожено неисчислимое количество памятников как археологических, так и памятников духовной культуры народов Севера, их святилищ, захоронений, ритуальных мест. В частности, в результате проведения нефтепровода на пересечении реки Таз и реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» возрастает опасность полной утраты пока еще существующих объектов 501 стройки, которые представляют интерес не только для жителей округа, но и граждан других государств [11]. По причине масштаба строительства и труднодоступности многих участков не каждый может пройти по шпалам полувековой давности, зайти в барак, услышать звук закрывающегося засова двери карцера, увидеть полуразрушенные мосты и высокие отсыпки, побывать в лагерях, где более пятидесяти лет назад кипела жизнь.

В качестве основных путей улучшения охраной деятельности регионов можно предложить следующие:

— более детальную проработку критериев отбора памятников наследия на региональном уровне. Поскольку среди заре-

гистрированных и охраняемых памятников преобладающая роль отводится памятникам археологии, внимание необходимо уделять и памятникам культуры, которые главным образом представлены в виде архитектурных строений;

— проведение большего количества конференций, посвященных охране и сохранению памятников природного и культурного наследия. Так как одной из форм привлечения внимания к проблемам наследия является издательская деятельность, необходимо проводить конференции с последующим изданием печатных материалов по их итогам;

— привлечение внимания к памятникам наследия со стороны туристов. У каждого региона существуют различные способы сохранения памятников природно-культурного наследия. Наиболее распространенными и популярными способами их сохранения является создание национальных и природных заповедников, выступающих в качестве туристско-рекреационных ресурсов региона. Кроме того, внимание со стороны туристов привлечет в данную местность денежные потоки, которые можно использовать для реставрации и воссоздания памятников;

— для эффективной реализации деятельности по сохранению культурного наследия регионам необходимо активное привлечение к совместной работе институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, науки, образования и культуры.

Таким образом, все мероприятия, которые предпринимаются и реализуются на территории автономных округов, направлены на сохранение культурной памяти. Память служит механизмом передачи социального опыта от предыдущих поколений к последующим и обеспечивает преемственность, которая является гарантией и движущей силой развития человеческой цивилизации. Поэтому стремление сохранить память является естественным и необходимым условием жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Охраняются объекты не только древних, но и этнографических культур — священные места ханты и манси. Чаще их выявление и постановка на государственную охрану происходит по инициативе службы государственной охра-

ны. Но нередко представители коренных жителей сами обращаются с просьбой придать живым очагам своей культуры статус объекта культурного наследия с вытекающими отсюда охранными обязательствами государства. Культурное и природное наследие - важный компонент развития общества, без которого немыслимо ни одно государство.

1. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разголов. М.: Либерея, 1998. 296 с.

2. Павлова С.В. Некоторые штрихи к истории законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры (региональный аспект) // Проблемы региональной культурологии: история, современное состояние, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 30 - 31 марта 1999 г.). Тюмень, 1999. С. 3-7.

3. Полякова М.А. Охрана культурного и природного наследия России. М., 1999. 25 с.

4. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Российская газета. 1996. 11 июня. С. 4.

5. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М., 1995.- С. 15.

6. Мурзина И.Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 29.- С. 15.

7. Зимина Н.С. Потенциал социокультурного пространства российских регионов в контексте национальной безопасности // Вестник ЧелГУ. 2011. № 2. С. 90.

8. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. URL: http://www.admhmao.ru/ culture/hist_nasl.htm

9. Наследие Югры // Наше наследие. 2007. № 83 - 84. С. 28.

10. Музеи и памятники культурного наследия ЯНАО URL: http://yamal.rgo.ru/proekty/muzei-i-pamyatniki-kulturnogo-naslediya-yanao/

11. Стройка 501. URL: http://yamal.rgo.ru/proekty/ strojka-501/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.