УДК 37.032
М.А. Худякова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
ОПЫТ, СИСТЕМА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ
M.A. Khudiakova
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
EXPERIENCE, THE SYSTEM OF SKILLS AND ABILITIES IN THE STRUCTURE OF SELF-CONSCIOUSNESS
Статья посвящена проблемам формирования самосознания учащихся. Ретроспективно излагаются структура и функции самосознания, деятельность как основное средство его формирования. Более детально рассматривается одна из функций самосознания - регулирование деятельности, реализуемая системой умений и навыков индивида; раскрывается опыт как отражение собственной его практической деятельности в знаниях, умениях и навыках. Анализируются варианты построения обучения на основе опыта ребенка И.С. Якиманской, М.А. Холодной. Особое внимание уделяется значимости решения проблемы в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Ключевые слова: самосознание, самовоспитание, самообразование,
деятельность, преобразующая деятельность, интеллектуальная деятельность, система умений и навыков, субъектный опыт, когнитивный, метакогнитивный, интенциональный опыт.
The article is dedicated to the problems of formation of student’s selfconsciousness. Retrospectively, it states the structure and functions of selfconsciousness, activity as the principal source of its formation.
The regulation of the activity (as one of the functions of self-consciousness), which is implemented by the system of individual’s skills and abilities, is reviewed in more details; experience as a reflection of a student’s own practice in knowledge, skills and abilities is uncovered as well. The author analyzes the possible options of organizing the training based on the child’s experience by I.S. Yakimankoi and M.A. Kholodnoi. Emphasis is put on the significance of the problem’s solution in the light of the Federal State Educational Standard of Primary General Education.
© Худякова М.А., 2013
Keywords: self-consciousness, self-education, activity, transforming activity, intellectual activity, the system of skills and abilities, subjective experience, cognitive, metacognitive, intentional experience.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, реализуемым с первого сентября 2011 года, на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [5, с. 3].
Анализ нормативных документов (ФГОС, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») позволяет с уверенностью говорить
о том, что работу по становлению основ самосознания следует начинать в школьном возрасте, и подтверждает актуальность проблемы в реалиях сегодняшнего времени.
Проблема формирования самосознания в учебном заведении заключается в том, что, с одной стороны, каждый учебный предмет имеет свою специфику и свои возможности в развитии интеллекта, в освещении ведущих мировоззренческих идей, и поэтому каждый преподаватель должен вносить вклад в формирование самосознания школьника; с другой стороны, все элементы самосознания связаны в целостную единую систему, и для ее формирования требуется единый процесс воспитания, потому что личность, как говорил А.С. Макаренко, не воспитывается по частям.
В исследованиях по философии, психологии и педагогике самосознание человека понимается как интегральное свойство, в котором объединяются, интегрируются другие свойства личности (психические, интеллектуальные, нравственные и др.), которые складываются в определенные подсистемы. Ключом к пониманию структуры самосознания как совокупности подсистем является реализация ими соответствующих функций самосознания. Таким образом, структура самосознания определяется ее функциями. К интегральным функциям самосознания отнесем:
- результативность деятельности;
- самосознание - осознание человеком самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий, поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности;
- самовоспитание - системная и сознательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств;
- саморазвитие;
- самообразование - образование, приобретенное путем самостоятельной работы;
- саморегуляцию.
Приведем анализ структуры самосознания по схеме:
Функции самосознания
4
Подсистемы самосознания
Результат этого анализа представлен в таблице.
Структура самосознания и его функции
Функции самосознания Подсистемы самосознания
Адаптация Психика
Рефлексия, антиципация Интеллект
Отражение, познание Система знаний
Регулирование деятельности Опыт, система умений и навыков
Саморегулирование Нравственность
Отношение, оценивание Система ценностей
Ориентация в мире Мировоззрение
Основным средством формирования самосознания является деятельность, в связи с этим в основе формирования самосознания учащихся в учебном процессе лежит педагогическое моделирование, т.е. создание учебно-воспитательных ситуаций специальной учебной деятельности, имеющей мировоззренческую направленность. Эта деятельность, выступающая как основной фактор привития самосознания школьникам, имеет своим предметом мировоззренческие ценности, а целью - создание условий для проявления учащимися своего самосознания. Она сопряжена с учебной деятельностью и проходит в рамках учебной деятельности, раскрепощаясь и существенно освобождаясь от этих рамок во внеучебных формах работы с учащимися, где больше места их общению и сотрудничеству, в процессе которых раскрывается духовный мир школьников и происходит их взаимовоспитание.
Самосознание как педагогическая категория, его структура, проблемы формирования самосознания учащихся подробно рассмотрены в монографическом исследовании «Становление самосознания учащихся» [4].
Рассмотрим более детально четвертую группу функций самосознания -регулирование деятельности, что отвечает требованиям реализации системнодеятельностного подхода в образовательном процессе, формированию ключевой компетенции «умение учиться» (учить себя). Этой общей задаче служит большая группа функций: целеполагание, планирование,
проектирование, выбор методов деятельности, управление. Кроме того, с этой группой функций связаны самообразование, самовоспитание, саморазвитие, а также креативная функция - все они направлены на творение человеком самого себя.
Преобразующая деятельность находит свое выражение в активности личности и обусловлена материальными и духовными потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, которые придают ей направленность и избирательность.
Интеллектуальная деятельность человека связана с созданием субъективно новых идей, с использованием различных подходов к решению проблем и т.д. С интеллектуальной деятельностью неразрывно связано такое свойство, как креативность - способность порождать оригинальные идеи в нерегламентированных условиях деятельности.
В качестве критериев креативности можно рассматривать беглость (количество идей в единицу времени); оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям; готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); метафоричность (готовность работать в иносказательном контексте, склонность использовать ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, наоборот, в сложном -простое). Функция креативности характеризует реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности.
Цель - ожидаемый результат деятельности. Это в высшей степени интегральное, системное, личностное образование, характеризующее человека в целом и выступающее в роли определенной детерминанты деятельности человека, важнейшей составляющей которой является планирование.
Только после планирования начинается намеченная работа, в результате которой может меняться глубина понимания проблем, представления о способах их решения.
Реализация целей достигается в результате совершаемых человеком действий. Чтобы любое действие было адекватно предмету, средствам и условиям, в которых оно осуществляется, необходимо их отражение в голове человека; при этом «отражающее отражение» выступает в роли регулятора действия.
Рассмотренные функции самосознания реализуются системой умений и навыков индивида.
В учебнике «Педагогика» под редакцией Г.И. Щукиной [2] умения названы «знанием в действии», а психолог определяет их как способность осуществлять «согласованную систему умственных и практических действий, направленную на достижение ясно поставленной цели» [1]. Такое понимание подтверждает и современный учебник педагогики: «Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание» [3, с. 148].
Умения неразрывно связаны с навыками - действиями, которые характеризуются высокой мерой освоения способов деятельности и совершенствуются в результате многократного повторения. Другими словами, навык - это умение, доведенное до автоматизма, ставшее привычкой.
Приобретенные человеком умения и навыки не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но и выступают свидетельством уровня общего умственного развития человека. Легкость и быстрота овладения знаниями, умениями и навыками говорит о высоком уровне способностей данного человека.
Средством формирования умений и навыков является опыт. С одной стороны, опыт - это познание действительности с помощью практики, с другой
- совокупность знаний, умений и навыков, полученных в результате собственной практической деятельности. Другими словами, опыт - это отражение собственной практической деятельности в знаниях, умениях и навыках. Опыт соотносится с категорией практики как результат деятельности людей, включающий совокупность исторически сложившихся умений и знаний.
В педагогической психологии построено несколько моделей образования, основанных на различном подходе к понятию опыта. Так, в основе подхода И.С. Якиманской лежит понимание субъектного опыта ребенка, т.е. опыта его жизнедеятельности, приобретаемого в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Из этих общих положений выводятся принципы построения личностноориентированной системы обучения [7, с. 25]:
- приоритет индивидуальности ребенка как носителя субъектного опыта;
образование в единстве обучения и учения;
возможность воспроизводить учение как деятельность по трансформации социально значимых нормативов усвоения, заданных в обучении;
- формирование способов учебной работы;
- сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта;
- организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;
- взаимодействие двух видов опыта в образовательном процессе -общественно-исторического опыта и субъектного опыта ученика - должно идти путем постоянного согласования;
- развитие ученика как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное общение, преобразование субъектного опыта;
- основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения знаниями и умениями.
Целью этого подхода является развитие индивидуальных познавательных способностей школьника на основе его субъектного опыта жизнедеятельности.
И.С. Якиманская формулирует требования к методике личностноориентированного обучения:
- предъявление учебного материала должно обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, его преобразование и наращивание;
- научное содержание материала должно согласовываться с опытом ученика;
- образовательная деятельность и ее стимулирование должны обеспечить школьнику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения;
- необходимо обеспечить ребенку возможность выбора при выполнении учебных заданий;
- стимулировать учащихся к выбору значимых для них способов переработки информации;
- выделять общелогические и специфические методы учебных действий с учетом их функций в личном развитии;
- конкретизировать не только результат, но и процесс учения;
- обеспечить построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Этот перечень требований к методике, считавшихся нереальными лет десять назад, находит свое отражение в тех изменениях, которые происходят
сегодня в сфере образования, в частности в начальной школе, в связи с реализацией ФГОС начального общего образования.
Другой вариант построения обучения на основе опыта ребенка предлагает М.А. Холодная. Для человека определяющим является ментальный (умственный) опыт - система индивидуальных интеллектуальных ресурсов:
1) ментальные структуры (система психических образований, которая при познавательном контакте с действительностью обеспечивает возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации) [6, с. 147];
2) ментальное пространство (субъективный диапазон отражения) [6, с. 362];
3) ментальная репрезентация (актуальный умственный образ конкретного события) [6, с. 152].
С точки зрения М.А. Холодной, «интеллект по своему онтологическому статусу - это особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего» [6, с. 165]. Ее модель интеллекта раскрывает особенности его структурной организации с точки зрения состава ментального опыта субъекта. Она выделяет три уровня опыта: когнитивный, метакогнитивный, интенциональный опыт.
Когнитивный опыт обеспечивает хранение, упорядочение, трансформацию и переработку наличной и поступающей информации. Его состав определяют следующие ментальные структуры:
- Способы кодирования информации - субъективные средства,
с помощью которых человек отражает реальный мир (словесно-речевой, визуально-пространственный, чувственно-сенсорный). Кодирование
информации оказывает влияние на рост понятийной компетентности и результативность индивидуальной интеллектуальной деятельности.
- Когнитивные схемы, отвечающие за прием, сбор и преобразование информации.
- Семантические структуры - индивидуальная система значений, характеризующая содержательный строй индивидуального интеллекта.
- Понятийные психические структуры - носители понятийного знания и психического механизма понятийного отражения.
- Архетипические структуры, которые передаются по линии генетического социального наследования, характеризующие некоторые универсальные эффекты переработки информации.
Метакогнитивный опыт позволяет осуществлять непроизвольное и произвольное управление собственной интеллектуальной деятельностью, саморегуляцию процессов переработки информации. Знание особенностей работы собственного ума, своих индивидуальных интеллектуальных особенностей, а также умение оценивать себя и стимулировать работу собственного ума определяют основное содержание этого опыта. Говоря о программах интеллектуальной
саморегуляции, М.А. Холодная выделяет ряд способностей, которые лежат в их основе. Это способность планировать, предвосхищать последствия и прогнозировать возможные изменения ситуации; способность оценивать; прекращать или «притормаживать» интеллектуальную деятельность на любом этапе ее выполнения, а также способность выбирать стратегию собственного обучения с учетом своих интеллектуальных возможностей.
Интенциональный опыт определяет интеллектуальные склонности субъекта (выбор конкретной предметной области, направления поиска решения, предпочтение источников информации и т.д.). Холодная предполагает, что интенциональный опыт является одним из источников интуиции.
Завершающим уровнем модели интеллекта являются интеллектуальные способности.
«Реальный интеллектуальный потенциал ребенка можно оценить только после включения двух факторов - обучения и учения» [6, с. 230]. На основе этой общей задачи М.А. Холодная предлагает свою систему обучения по «обогащающей модели», направленного на развитие индивидуального ментального опыта, на формирование соответствующих психических структур. Ее основные положения:
каждый ребенок является носителем ментального опыта; адресатом педагогического воздействия являются особенности состава и строения индивидуального ментального опыта;
- механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами, идущими в пространстве индивидуального ментального опыта и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных интеллектуальных способностей;
- каждый ребенок имеет свой диапазон возможного наращивания интеллектуальных сил, и задача учителя заключается в оказании ему необходимой помощи средствами индивидуализации учебной и внешкольной деятельности;
- критерии эффективности учебного процесса, наряду с знаниями, умениями, навыками, связаны с основными показателями уровня интеллектуального развития личности в виде КИТСУ [6, с. 299]. Аббревиатура расшифровывается следующим образом:
К - компетентность - особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений.
И - инициатива - желание самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, осваивать новые области деятельности.
Т - творчество - процесс создания субъективно нового, способность порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
С - саморегуляция - умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс самообучения (школьник «сам себя учит»).
У - уникальность ума - индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных интеллектуальных предпочтений; поддерживать уникальность ума обучаемого - высочайший уровень педагогического мастерства.
Обогащающая модель обучения реализована в проекте МПИ (математика, психология, интеллект; руководитель проекта Э.Г. Гельфман) для учащихся 5 -9 классов.
Вместе с тем обогащающая модель обучения может быть реализована и на ступени начального общего образования. Если урок будет строиться с учетом положений: ученик - субъект учебной деятельности; разнообразие источников знания; динамичность структуры урока; поддержка инициативы ученика; формулирование целей индивидуальной или коллективной деятельности; критериальное оценивание.
Реализация системно-деятельностного подхода, в рамках которого обогащается метальный опыт учащихся, формируется система знаний и умений, требует от учителя переориентации своей деятельности со знания на понимание; смены общеизвестной учебной парадигмы знание-умение-навык на другую: знание-понимание-компетентность; учебный диалог должен стать не только основным способом освоения предметных знаний и умений, но и основной моделью формирования ключевой компетенции - умения учиться. Педагоги, работающие третий год в рамках ФГОС НОО, отмечают, что
- изменились приемы работы на уроке: рассказ учителя превратился в обсуждение проблем, учебных или жизненных ситуаций, опрос -в собеседование, контроль - в самоконтроль и взаимоконтроль;
- особое внимание уделяется самостоятельности изучения темы;
- на уроках все чаще слышна речь ученика, который не просто повторяет за учителем заученную фразу, а анализирует изучаемые факты и делает обобщающие выводы;
- без мотивации нельзя начинать изучение новой темы. Младший школьник должен понимать, для чего, с какой целью он изучает тот или иной вопрос и как изучает: каким способом, по какому плану, какие виды деятельности для этого использует, какова перспектива урока;
- в постановке цели и выборе средств ее достижения ученик играет активную роль;
- созданию на уроке проблемных ситуаций способствует обилие проблемных, практико-ориентированных заданий;
- ученик имеет право выбрать способ решения учебной задачи, уровень освоения, способ контроля;
- младший школьник может использовать разные стороны кодирования информации;
учитель, проектируя урок, думает о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия, уходили с урока с чувством победы;
- становится характерным демократический стиль отношений между учителем и учениками, отношения партнерства, умение слушать и слышать друг друга;
- учитель и учащиеся имеют возможность оценить результат совместной деятельности;
- эффективным становится прием, когда в конце урока дается проблемная задача или каверзный вопрос, которые остаются открытыми: «Вот с этого мы и начнем наш следующий урок»;
- уроки учат учиться.
Таким образом, изменение роли учителя на уроке, умелое создание необходимых психолого-педагогических условий способствует формированию основ самосознания учащихся, через приобретение опыта младшими школьниками действовать в учебных и жизненных ситуациях. Известно, что человек в современном мире должен научиться жить, научиться жить вместе, научиться учиться, научиться работать. Эти простые и высокие цели могут быть достигнуты индивидом только при развитом самосознании.
Список литературы
1. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых и политехнических умений. - М., 1973.
2. Педагогика / под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977.
3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998. - С. 148.
4. Становление самосознания учащихся / под ред. Ю.Ф. Фоминых. -Магнитогорск, 2000.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование. - М., 2010. - С. 3-4.
6. Холодная М.А. Психология интеллекта. - М., 1997. - С. 147-362.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение
в современной школе. - М., 1996. - С. 25.