Научная статья на тему 'Опыт Республики Корея в реализации политики импортозамещения'

Опыт Республики Корея в реализации политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1224
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономика Республики Корея / импортозамещение / экономическая политика / Ли Сынман

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Воздвиженский

Импортозамещение доминировало в экономической политике Республики Корея в течение сравнительно недолгого времени — с 1953 по 1960 гг., однако именно в этот период была создана производственная база, которая в дальнейшем обеспечила успех экспортоориентированному развитию на начальных этапах. Уникальность корейского опыта заключается, прежде всего, в том, что в период 1953–1960 гг. все четыре предпосылки развития импортозамещения, предложенные Альбертом Хиршманом, в той или иной степени повлияли на запуск или активизацию импортозамещающих производств в промышленности. Автор рассматривает особенности возникновения данных предпосылок в Республике Корея, определяет ключевые направления политики государства, способствовавшие расширению импортозамещения, а также анализирует особенности экономического роста страны в период 1953– 1960 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Республики Корея в реализации политики импортозамещения»

Л. С. Воздвиженский*

Опыт Республики Корея в реализации политики импортозамещения

Импортозамещение доминировало в экономической политике Республики Корея в течение сравнительно недолгого времени — с 1953 по 1960 гг., однако именно в этот период была создана производственная база, которая в дальнейшем обеспечила успех экспортоориентированному развитию на начальных этапах. Уникальность корейского опыта заключается, прежде всего, в том, что в период 1953-1960 гг. все четыре предпосылки развития импортозамещения, предложенные Альбертом Хиршманом, в той или иной степени повлияли на запуск или активизацию импортозамещающих производств в промышленности. Автор рассматривает особенности возникновения данных предпосылок в Республике Корея, определяет ключевые направления политики государства, способствовавшие расширению импортозамещения, а также анализирует особенности экономического роста страны в период 19531960 гг.

Ключевые слова: Экономика Республики Корея, импортозамещение, экономическая политика, Ли Сынман

Феномен экономического развития Республики Корея в ХХ веке нашел свое отражение в академической литературе, прежде всего, в свете достижений политики экспортоориентации, новоиндустриальности и интернационализации корейский чеболь. Между тем существует ряд тем, связанных с различными аспектами экономики данной страны, возможно, не столь популярных у научного сообщества, но заслуживающих самого пристального внимания и анализа. Одной из таких тем является опыт Республики Корея в проведении политики импортозамещения. Данный подход доминировал в экономической политике государства в течение сравнительно недолгого времени — с 1953 по 1960 гг., однако именно в этот период была создана производственная база, которая в дальнейшем обеспечила успех экспортоориентированному развитию на начальных этапах. Следует отметить, что отдельные элементы импортозамещения были закреплены в Первом, Третьем и Четвертом пятилетних экономических планах Республики Корея (1961-1966 гг., 1972-1976 гг. и 1977-1981 гг., соответственно) — то есть, в то время, когда безусловным приоритетом был объявлен рост экспортного сектора. По мнению Korea Development Institute, в период создания тяжелой и химической промышленности (Третий пятилетний план, 1972-1976 гг.) стратегия 60 гг., направленная

* Воздвиженский Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова

на всемерное расширение экспорта, была временно заменена политикой импортозамещения1.Однако мы считаем необходимым оспорить эту точку зрения: динамика объемов экспорта в течение Третьего пятилетнего плана свидетельствует о стабильно сохраняющейся ориентации корейской экономики на внешние рынки, а более заметные элементы импортозамещения связаны не с возвратом к данной политике, а с радикальными изменениями в товарной структуре экспорта. Таким образом, именно 1953-1960 гг. можно считать периодом, когда экономический рост Республики Корея определялся стратегией импортозамещения.

Предпосылки для импортозамещения в Республике Корея

Альберт Хиршман выделяет четыре предпосылки для запуска процессов импортозамещения: а) войны и вызванный ими разрыв внешнеторговых связей; б) проблемы с платежным балансом; в) рост внутреннего рынка (нередко как результат расширения экспорта); г) официальная политика государства по развитию экономики2. Опыт Республики Корея примечателен как раз тем, что в период 1953-1960 гг. каждый из вышеупомянутых факторов в той или иной степени повлиял на запуск или активизацию импортозамещения в промышленности.

Корейская война существенно подорвала экономический потенциал Республики Корея. Только в первый год войны (1950 г.) промышленности страны был нанесен ущерб в $354 млн, было уничтожено до 43% всех производственных объектов, 41% мощностей по выработки электроэнергии, 50% предприятий по добычи угля, а с учетом разрушений в общественном секторе, транспорте, а также жилья общий объем потерь для экономики государства составил около $1,8 млрд3. Между тем Корейская война сама по себе не стала основополагающей предпосылкой к развитию импортозамещения в Республике Корея. Проблема замещения импорта приобрела свою актуальность гораздо раньше — сразу после освобождения Кореи в 1945 г., когда полуостров оказался разделенным на две части, на каждой из которой стали формироваться антагонистичные политические и социально-экономические системы. В результате данного размежевания в Северной Корее осталось 95% производства химикатов (крупнотоннажных) некогда единой колониальной территории, 99% производства химических удобрений, 97% выплавки стали4. Ситуация для Южной Кореи

1 Hangukkyongje 60nyonsa. Che-IIIkwon. Hangukkyongje 60 nyonsap'yonch'anwiwonhoe. Hangukkaebalyonguwon (60 лет корейской экономики. Том 3. Редакционная комиссия издания. Korea Development Institute), 2010. P. 26

2 Albert O. Hirschman, "The Political Economy of Import-Substituting Industrialization in Latin America", The Quarterly Journal of Economics, Vol. 82, No. 1 (Feb., 1968), P. 5

3 An Economic Programme For Korean Reconstruction. United Nations Korean Reconstruction Agency and Robert R. Nathan Associates, March 1954. P. 27

4 Krueger Anne O. The Developmental Role of the Foreign Sector and Aid. Harvard University Press, 1982. P. 8

усугубилась в середине 1948 г., когда прекратились поставки электроэнергии из северной части полуострова и была прервана интерзональная торговля. Неслучайно, что американская программа помощи Республики Корея по линии ECA (Economic Cooperation Administration, 1949-1952 гг.) в качестве приоритетных задач определяла и те, которые по сути запускали процессы импортозамещения — расширение мощностей по выработки электроэнергии и создание производства удобрений. Таким образом, Корейская война лишь высветила для руководства Республики Корея существовавшую и ранее необходимость развития импортзамещающих секторов промышленности, но уже в контексте более масштабной работы по восстановлению разрушенной экономики.

Для Республики Корея в течение большей части периода 1953-1960 гг. отрицательное сальдо платежного баланса не было фундаментальной проблемой, которая бы актуализировала необходимость развития импортозамещения. Несмотря на стагнирующий экспорт, в это время страна получала значительный доход от продажи своей национальной валюты базирующимся на своей территории американским военным частям, и, кроме того, основная часть импортируемой продукции — к 1957 г. более 84%5 — обеспечивалась иностранными программами помощи, и именно из средств от ее продажи на внутреннем корейском рынке составлялись эквивалентные фонды, играющие большую роль в формировании доходной части бюджета страны6. Однако ситуация коренным образом изменилась в 1957 г., когда США как основной донор окончательно пересмотрели политику предоставления помощи в виде импорта Республики Корея, что выразилось в стабильном сокращении их объемов с 1958 г. Именно с этого момента неизбежность обострения проблемы с платежным балансом стало возможным рассматривать как стимул для дальнейшего развития импортозамещения в стране. Как отмечала тогда газета Kyönghyang Sinmun, «в условиях неуклонно сокращающейся иностранной помощи необходимо мобилизовать все внутренние ресурсы и в самые короткие сроки развить базу независимой экономики»7.

Рост внутреннего рынка можно считать основной предпосылкой для запуска процессов импортозамещения в Республике Корея. Однако здесь следует отметить наличие целого ряда специфических особенностей. Во-первых, в южнокорейских реалиях послевоенного периода расширение внутреннего спроса обеспечивалось не доходами от развития экспортоориентированных производств, а эмиссионной деятельностью Банка Кореи, с одной стороны, и предостав-

5 Полехин (Воздвиженский) А. С. Корейско-американские торговые связи (середина ХХ — начало XXI века). Московский Государственный Университет им М. В. Ломоносова. ТЕИС, 2003. С. 27

6 То есть, хотя поставки товаров по программам помощи в виде импорта и отражались во внешнеторговой статистике Республики Корея, в конечном итоге в измерении платежного баланса они проходили как гранты.

7 Taehanwдnjoйikamch'okйlpogo (Мы наблюдаем сокращение помощи Республике Корея...). Ky5nghyang Sinmun. 18.10.1958

лением из-за рубежа товарной помощи в виде импорта, с другой8. Во-вторых, в условиях жестких тарифных и нетарифных ограничений на импорт, а также особого порядка доступа к валютным ресурсам избыточный внутренний спрос делал деятельность по ввозу продукции из-за рубежа необычайно прибыльной. С учетом того, что барьеры для входа в число импортеров были очень высокими, в стране сформировались объективные предпосылки для создания производств товаров-аналогов. В-третьих, как отмечают некоторые исследователи, в первые послевоенные годы в Республике Корея спрос на отдельные импортируемые товарные позиции был настолько велик, что внутренний выпуск такой же продукции по сути не замещал импорт, а лишь ликвидировал дефицит предложения на рынке9.

Говоря о четвертой предпосылке — официальной политике государства по развитию экономики, следует отметить, что в Республике Корея импорто-замещение никогда не объявлялось ее единственным приоритетом и не было самоцелью. Правительство лишь в единичных случаях осуществляло специально разработанный комплекс мероприятий, направленных на замещения импорта в определенных секторах, как, например, в «Трех белых производствах» (Sambaeksanöp)10. В этой связи влияние данного фактора на запуск процессов импортозамещения является ограниченным и прослеживается только в первые годы после Корейской войны.

Экономическая политика

корейского правительства в 1953-1960 гг.

Экономическая политика администрации Ли Сынмана (1948-1960 гг.) характеризуется исследователями как непоследовательная в части долгосрочного развития11 и отмеченная «экономическими провалами»12. Между тем именно с 1953 г. правительство смогло создать и в дальнейшем поддерживать условия для расширения импортозамещающих секторов, в результате чего в стране было отстроено производство цемента, стекла, химических удобрений, бумаги, а также легкая и пищевая промышленности. Все это в купе с расширением мощностей в электроэнергетике и улучшением состояния инфраструктуры стало важным фундаментом для последующего экспортоориентированного роста экономики при администрации Пак Чонхи (1961-1979 гг.).

8 В период с 1953 г по 1960 г. Республике Корея по различным программам помощи в виде импорта было предоставлено продукции на сумму свыше $2 млрд.

9 Krueger Anne O. The Developmental Role of the Foreign Sector and Aid. Harvard University Press, 1982. P. 64.

10 Отрасли по производству сахара, муки и хлопковой пряжи.

11 Cho Soon. The Dynamics of Korean Economic Development. Institute for International Economies. Washington, DC, 1994. P. 14.

12 Mo Jongryn, Weingast Barry R. Korean Political and Economic Development. Crisis, Security and Institutional Rebalancing. Harvard University Press, 2013. P. 50.

Деятельность правительства Республики Корея в 1953-1960 гг., направленная на обеспечение роста импортозамещающих секторов, базировалась на трех ключевых составляющих — внешнеторговой политике, валютной политике и кредитной политике. В каждой из них в течение рассматриваемого периода появлялись какие-либо новые элементы, но значимых изменений в их содержании не происходило.

В контексте восстановления экономики после Корейской войны в Республике Корея вполне закономерно наблюдался увеличение спроса на импортируемую продукцию (в первую очередь, товары повседневного спроса и изделия, не требующие дальнейшей доработки). В такой ситуации для корейского правительства приоритетным направлением во внешнеторговой политике стало регулирование импорта, имевшее своей целью, с одной стороны, обеспечение сколь-нибудь возможного эффективного размещения дефицитных ресурсов в национальной промышленности и, с другой стороны, защиту некоторых отраслей экономики13.При этом в отношении ввозимой в Республику Корея продукции активно применялись инструменты тарифного и нетарифного ограничений. Следует отметить, что система таможенных тарифов, принятая 1949 г. оставалась практически неизменной до 1957 г.: она предполагала отсутствие пошлин на импорт продовольствия, сырья и средств производства, не выпускавшихся на территории страны, а также достаточно низкие ставки (10-20%) на полуфабрикаты. В целом в рассматриваемый период средний тариф на импортируемую продукцию оставался достаточно высоким (40%) и имел тенденцию к дальнейшему увеличению (до 44% начиная с 1957 г.) при том, что в 1952 г. от пошлин полностью был освобожден ввоз оборудования, предназначенного для развития ключевых отраслей экономики.

Другим важным инструментом регулирования коммерческого импорта являлась система количественных ограничений, введенная в 1949 г. и действовавшая практически без изменений до середины 1955 г. Суть ее заключалась в том, что в течение года с определенной периодичностью публиковался перечень товаров (с указанием их объема), которые разрешено было импортировать. При этом для осуществления сделки требовалось получить специальную лицензию, подтверждающую наличие в данном списке приобретаемой импортером продукции. С 1955 г. продукция, разрешенная к импорту, стала делиться на две группы: в первую («специальный импорт») вошли товары, которые закупались исключительно на средства, вырученные от экспорта; включенную во вторую группу («обычный импорт») продукцию можно было приобретать за валютные средства, как купленные у государства, так и полученные в ходе экспортных операций. При этом Министерство торговли и промышленности наделялось правом в определенных случаях санкционировать импорт товаров, не входящих ни в одну из указанных групп. В 1958 г. данный механизм пре-

13 Полехин (Воздвиженский) А. С. Корейско-американские торговые связи (середина ХХ — начало ХХ века. Московский Государственный Университет им М. В. Ломоносова. ТЕИС, 2003. С. 24.

терпел одно небольшое изменение — теперь право на ввоз продукции, относящейся к первой или второй группе, зависело не от источника валютных ресурсов импортера, а от наличия необходимой лицензии.

Важную роль в регулировании объемов и структуры коммерческого импорта играла и валютная политика: в условиях значительно переоцененной воны14 она решала задачу распределения дефицитных валютных ресурсов среди импортеров. Так, с конца 1952 г. до середины 1954 г. в Республике Корея действовала система специальных займов, суть которой заключалась в том, что импортер получал необходимые для совершения сделки валютные ресурсы через особые ссудные фонды, открывая при этом депозит в Банке Кореи на соответствующую сумму в вонах. Через эти фонды было профинансировано около 75% всего коммерческого импорта за период действия данного механизма15.

В середине 1954 г. система специальных займов была ликвидирована, и валютные ресурсы среди импортеров стали размещаться через аукционы, на которых доллары приобретались по курсу в 2,5-3,5 раза выше официального. Уже через год на смену данному механизму пришло распределение права на приобретение валюты путем лотереи. Продажа долларов в этом случае осуществлялась по официальному курсу (так что прибыль от последующей реализации импортированной продукции на внутреннем рынке была максимальной). В 1957 г. принцип размещения валютных ресурсов вновь изменился: теперь их объем для каждого импортера определялся исходя из суммы, которую он был готов потратить на приобретение государственных облигаций.

Если инструменты внешнеторговой и валютной политики устраняли для развивающихся импортозамещающих отраслей угрозу сколь-нибудь значимой конкуренции со стороны импорта, то кредитная политика государства в рассматриваемый период была нацелена на обеспечение этих отраслей финансовыми ресурсами для дальнейшего роста, которые предоставлялись по трем каналам — Korea Development Bank, специализированные банки, коммерческие банки.

Korea Development Bank (Hanguksanop Unhaeng) был основан в 1954 г. и имел основной целью предоставление средне- и долгосрочного финансирования промышленности. Особенностью данного кредитного учреждения являлось то, что он формально был независим от Банка Кореи (HangukUnhaeng) и подчинялся напрямую Министерству Финансов. Однако в действительности Korea Development Bank в условиях нехватки фондирования был вынужден занимать средства в Банке Кореи, который обеспечивал порядка двух третей его пассивов (оставшаяся треть пассивов Korea Development Bank формировалась за счет эквивалентных фондов). Уже в 1955 г. доля Korea Development Bank в общем объеме выданных экономике кредитов (баланс на конец периода) составила

14 С января 1953 г. по апрель 1955 г .официальный курс воны к доллару США составлял 18 вон за доллар, при том курс черного рынка за указанный период вырос с 38 вон за доллар до почти 75 вон за доллар. Проведенная в середине 1955 г. девальвация корейской валюты до 50 вон за доллар оказалась недостаточной.

15 Krueger Anne O. The Developmental Role of the Foreign Sector and Aid. Harvard University Press, 1982. P. 51.

40%, спустя два года, в 1957 г., достигла своего максимума в 45% и в целом вплоть до 1960 г. не падала ниже 39%16.

Что касается второго канала предоставления финансовых ресурсов — специализированных банков, то в данный период он был представлен только одним институтом — Korea Agricultural Bank (Hanguknongop Unhaeng). Данное учреждение было создано для кредитования агропромышленного сектора как в контексте его послевоенного восстановления, так и создания отдельных элементов импортозамещения. Доля Korea Agricultural Bank в общем объеме выданных кредитов в 1955-1960 гг. (баланс на конец периода) неуклонно возрастала, достигнув 32% к 1960 г.

Коммерческие банки до 1957 г принадлежали государству17 и были лидерами в кредитовании экономики, однако после их приватизации в указанном году ситуация кардинальным образом изменилась: правительство начало контролировать масштабы роста бизнеса коммерческих банков, в результате чего доля последних в общем объеме выданных кредитов(баланс на конец периода)упала уже в 1957 г сразу на 13 процентных пункта (до 30%) и оставалась на этом уровне до 1960 г.

Результатом проводимой кредитной политики стал резкий рост объема заемных средств, предоставленных экономике, — с 6,0% ВВП (6,9 млрд вон) в 1955 г. до 16,1% ВВП (40,2 млрд вон) в 1960 г.18, при этом основным получателем этих ресурсов выступал обрабатывающий сектор. Особенностью данной политики стали низкие ставки кредитования: их максимальный уровень по законодательству не мог превышать 20%19, и, таким образом, большую часть периода с 1953 по 1960 гг. они были существенно ниже темпов инфляции цен производителей.

Развитие экономики Республики Корея в 1953-1960 гг.

Экономическое развитие Республики Корея в 1953-1960 гг. принято разделять на два временных интервала: период послевоенного восстановления экономики (до 1958 г) и период стагнации (начиная с 1958 г). Именно с 1958 г началось неуклонное уменьшение объемов американской помощи в виде импорта — ее объемы уже в 1960 г. ($225 млн) составляли 70% от уровня 1957 г. Это стало ключевой (но не единственной) причиной замедления корейской экономики (среднегодовые темпы прироста ВВП снизились с 5,7% в 1954-1957 гг. до 4,7%

16 Cole David C., Park Yung Chul. Financial Development in Korea, 1945-1978. Harvard University Press, 1983. P. 55.

17 За исключением Cho-Heung Bank, который изначально принадлежал корейцам и не был реквизирован как японская собственность после освобождения.

18 Кредитный портфель на конец периода. Подсчитано по Korean Statistical Information Service (http://kosis.kr).

19 В реальности уровень в 20% применялся к просроченным кредитам, средний же размер ставки составлял порядка 15%.

1958-1960 гг.). Товарные поставки в Республику Корея по программам помощи играли значимую роль в расширении и поддержании ее производственной базы20, так что на фоне сокращения объемов этой помощи в 1958 г. страна столкнулась с резким замедлением реальных темпов прироста валовых инвестиций в основной капитал — эти темпы были вовсе отрицательными в 1958 г, их среднегодовое значение в 1958-1960 гг. незначительно превышало уровень в 4%, при том что для периода 1954-1957 гг. этот показатель достигал 25%. Ситуация усугублялась и тем, что для сохранения приемлемых темпов прироста валовых инвестиций в новых условиях Республике Корея пришлось бы наращивать коммерческий импорт, а это существенно бы обострила проблему отрицательного сальдо платежного баланса, особенно принимая во внимание малые и снижающиеся объемы экспорта (экспортная квота Республики Корея в 1953-1957 гг. не превышала 1,3%, а среднегодовые темпы прироста составляли минус 14%).

Диаграмма 1: Реальные темпы прироста ВВП и обрабатывающего сектора в Республике Корея

20,0% 18,0% 16,0% 14,0% 12,0% 10,0% 8,0% 6,0% 4,0%

2,0% V /— ^^—

0,0%

1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960

- Темпы прироста добавленной стоимости в ----Темпы прироста ВВП

обрабатывающем секторе

источник: Korean statistical Information servjce<http://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgld-301Stb[ld=DT_102Y002&lan9uage-en&conn_path=l3)

Другой важной причиной стагнации корейской экономики в рассматриваемый период следует считать практически не меняющийся уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности, которая с 1958 г. наряду с сектором услуг стала ключевым драйвером экономического роста страны. Так, среднегодовые темпы прироста выручки предприятий обрабатывающих отраслей, приходящейся на одного работника, в реальном выражении

20 В 1953-1957 гг. на программы помощи приходилось свыше 57% общего корейского импорта оборудования и 98% общего импорта горюче-смазочных материалов.

в 1955-1960 гг. составляли всего 1,4%, в то время как в 1960-1963 гг. — уже 8,6%21.

Следует отметить, что темпы прироста добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, несмотря на свое неуклонное снижение, в 19541960 гг. практически всегда превышали темпы прироста ВВП, в результате чего доля данного сектора в ВВП увеличилась с 7,8% в 1953 г до 12,1% в 1960 г. В этой связи нет оснований утверждать, что к концу рассматриваемого периода модель развития с доминированием импортозамещения находилась в кризисе, однако стагнация производительности труда в обрабатывающих отраслях с середины 50 гг. на фоне количественных и структурных изменений в промышленности свидетельствовала о том, что потенциал данной модели приближается к своему исчерпанию.

Что касается особенностей развития обрабатывающей промышленности в 1953-1960 гг., то, по нашему мнению, три из них заслуживают первоочередного внимания. Во-первых, в данный период произошло резкое падение трудоемкости данного сектора: доля расходов на оплату труда в общем объеме добавленной стоимости сократилась с 36,6% в 1958 г до 30,9% в 1960 г22.

21 Подсчитано по Korean Statistical Information Service

(http://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId = 101&tblId=DT_1F1501&language = en&conn_ path=I3 и

http://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=999S&tblId=DT_999S_206062&conn_path=I3)

22 Данный показатель следует с осторожностью использовать для оценки трудоемкости промышленности после 70 гг. в связи сростом заработной платы в капиталоемких отраслях.

Во-вторых, пять отраслей с наибольшим присутствием импортозамещающих производств23 демонстрировали ускорение реальных темпов прироста выпуска продукции: данный показатель в среднегодовом выражении увеличился с 13,5% в 1954-1957 гг. до 22,3% в 1958-1960 гг.24, при том что для обрабатывающей промышленности в целом наблюдалась обратная тенденция (18,0% и 8,1%, соответственно). Это можно считать дополнительным аргументом в пользу того, что в конце 50 годов кризиса модели импортозамещения как такового не было.

Третьей особенностью стала модель распределения финансовых ресурсов среди различных производств обрабатывающей промышленности. Так, в 1955 г. на пять вышеупомянутых отраслей пришлось 59,5% общего объема кредитов, выданных за год всем обрабатывающим секторам. При этом имеющиеся данные позволяют утверждать, что в рассматриваемый период предприятия обрабатывающей промышленности имели достаточно высокую кредитную нагрузку, а компании, принадлежащие к отраслям со значительной импортозамещающей составляющей, наращивали ее особенно активно: в том же 1955 г. отношение размера привлеченных кредитных ресурсов (за год) к стоимостному выпуску достигало уровня в 8,0 (для всей обрабатывающей промышленности этот показатель составлял 5,8)25.

С 1958 г. в свете сокращения иностранной помощи в виде импорта в Республике Корея активизировалась дискуссия относительно дальнейших моделей экономического развития страны. Так, в стратегии на 1959 г. говорилось о необходимости «продолжать взращивать импортозамещающее производство» и «подготавливать условия для расширения экспорта»26. В плане по импорту важнейшего сырья на 1960 г обращалось внимание на то, что «для ликвидации хронического отрицательного сальдо платежного баланса главнейшим приоритетом является закупка за рубежом промышленного оборудования, необходимого для импортозамещающего и экспортоориентированного производств»27. Ключевой вехой стало 15 апреля 1960 г., когда правительство Республики Корея одобрило первый пятилетний план экономического развития страны (19621966 гг.) и тем самым признало приоритет за экспортоориентацией. И хотя реализация положений данного плана оказалась отложенной на два года в связи

23 Текстильная промышленность; целлюлозно-бумажная промышленность; производство резиновых изделий; химическая промышленность; производство стекла и изделий из нерудных полезных ископаемых.

24 Рассчитано как невзвешенное среднее по Korean Statistical Information Service (http://kosis.kr / statHtml / statHtml.do?orgId = 999S&tblId = DT_999S_135062&conn_ path=I3)

25 Подсчитано по Korean Statistical Information Service

(http://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId = 999S&tblId=DT_999S_113060&conn_path=I3 и http://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=999S&tblId=DT_999S_133062&conn_path=I3)

26 4292 yöndokyöngjepuhüngchöngch'aeküitaegang (chung) (Основные принципы политики восстановления экономики на 1959 год (Часть II)). Tong-AIlbo. 14.01.1959

27 60 yöndocheilch'awonjajaetoipkyehoekchaksöngchung (План импорта приоритетного сырья на 1960г находится в разработке). Tong-AIlbo. 28.06.1959

с внутриполитической нестабильностью, но ни администрация премьер-министра Чанг Мёна, пришедшая к власти после студенческой революции 1960 г., ни военный режим Пак Чхонхи, установившийся после переворота 1961 г., не изменили основным принципам новой стратегии развития экономики.

Заключение

Период, в течение которого экономическое развитие Республики Корея определялось стратегией импортозамещения, был относительно недолгим — с 1953 г. по 1960 г. Тем не менее, именно в данный отрезок времени в стране были созданы производства и расширена инфраструктура, на базе которых уже позже начался ускоренный рост экономики в рамках новой экспортоориентирован-ной политики. Следует отметить, что подобная смена вектора развития стала следствием не кризиса самой модели импортозамещения, чей потенциал был еще до конца не исчерпан, а, в первую очередь, решением США начать планомерное сокращение помощи в виде импорта Республике Корея, что грозило последней серьезным обострением проблемы дефицита платежного баланса и широкомасштабным кризисом в промышленности, сильно зависевшей в тот момент от поставок сырья и оборудования по программам помощи.

Несмотря на существующую критику экономической политики администрации Ли Сынмана, в рассматриваемый период правительство, тем не менее, смогло наладить и поддерживать работу ряда инструментов внешнеторгового, валютного и кредитного регулирования на уровне, достаточном для обеспечения приемлемых темпов роста ВВП и расширения импортозамещающих производств.

Опыт Республики Корея в осуществлении стратегии импортозамещения, вне всякого сомнения, является уникальным, однако отдельные его аспекты могут быть с успехом использованы и в современных условиях для стран, вынужденных решать похожие задачи экономического развития после прекращения того или иного военного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.