Научная статья на тему 'Опыт реформирования содержания работы учебно-методических объединений вузов России'

Опыт реформирования содержания работы учебно-методических объединений вузов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реформирования содержания работы учебно-методических объединений вузов России»

И. ФЕДОРОВ, профессор, ректор, чл.-корр. РАН С. КОРШУНОВ, профессор, проректор

МГТУ им. Н.Э. Баумана

За прошедшие двадцать лет плодотворной и напряженной работы учебно-методические объединения вузов, созданные в 1987 г. на базе ведущих университетов страны, добились значительных достижений на основе совместной работы вузов в направлении повышения качества профессионального образования, создания единого образовательного пространства в России и интеграции отечественного образования в мировую систему. Согласованная работа УМО и других государственно-общественных и профессиональных общественных структур вместе с федеральными органами управления образованием и, особенно в последнее время, с объединениями работодателей позволила эволюционно реформировать российскую систему образования, сохранив ее лучшие черты, и укрепить авторитет высшей школы в условиях возраста-

Опыт реформирования содержания работы учебнометодических объединений вузов России1

ющей конкуренции на мировом рынке об-разовательныхуслуг. Все это говорит о правильности сделанного 20 лет назад выбора на демократизацию управления системой образования, основанного на доверии академическому сообществу, на создании условий и механизмов для равноправного участия многих вузов в подготовке нормативных, методических, учебных материалов по принципиальным вопросам развития высшего профессионального образования. Система УМО не оставалась консервативной. Напротив, она реагировала на перемены, происходящие в экономике, общественной

1 Статья подготовлена на основе выступления И.Б. Федорова на Всероссийской научно-методической конференции «Государственные общественные объединения в системе профессионального образования» (13 марта 2008 г.).

жизни, следовала тенденциям развития систем образования в мире, своевременно откликалась на удовлетворение изменяющихся потребностей заказчиков и потребителей кадров. Это позволило успешно подготовить и реализовать три поколения государственных образовательных стандартов.

Ведущая роль научно-педагогической общественности в определении содержания образования, в развитии инновационных образовательных технологий характерна для всех экономически развитых стран мира. Во многих государствах оценкой качества образования занимаются профессиональные сообщества, а уровень подготовки выпускников непосредственно оценивают промышленные фирмы, корпорации и другие потребители выпускников вузов. Так, в США важнейшую роль в формировании объема и содержания инженерных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам играют различные профессиональные общества, объединения и ассоциации. Не случайно в последнее время Китай, где отмечается стремительное развитие системы образования, проявляет большой интерес к опыту российской системы государственно-общественного управления образованием. Мы это ощущаем на примере ведущего технического вуза КНР - Харбинского политехнического университета, с которым у МГТУ им. Н.Э. Баумана, в частности и по этой причине, установлены тесные отношения.

За 20 лет своего становления и развития учебно-методические объединения высших учебных заведений выполнили большую работу по созданию нормативнометодической документации. В том числе были разработаны:

■ квалификационные характеристики специальностей, типовые учебные планы, типовые программы специальных дисциплин и фонды контрольных заданий по каждой специальности ВПО для итоговой аттестации выпускников;

■ государственные образовательные

стандарты нескольких поколений по направлениям подготовки и специальностям (ФГОС ориентирован на компетентностную парадигму), примерные учебные планы подготовки бакалавров, магистров, дипломированных специалистов и примерные программы общепрофессиональных и специальных дисциплин;

■ диагностические и оценочные средства для итоговой аттестации выпускников и методические рекомендации по ее проведению;

■ требования к материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению направлений подготовки и специальностей.

Учебно-методические объединения проводят большую работу по изданию учебников и учебных пособий, по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава - заседания советов УМО, по существу, являются школой методической работы. Учебно-методические объединения фактически стали активным посредником между Министерством образования и науки РФ и высшими учебными заведениями по вопросам учебной и методической работы.

При оценке качества образования следует заметить, что в образовательной системе России, несмотря на наличие многочисленных примеров конструктивного и результативного диалога государственных и общественных структур, все же до сих пор недооцениваются роль и возможности учебно-методических объединений вузов. В этом мы усматриваем определенную долю вины и самих УМО, которые при создании необходимых условий могли бы совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, общественными аккредитационными агентствами (например, АККОРК) взять на себя многогранные функции контроля за качеством образования. В документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (декабрь 2004 г.) Министерство образования и науки отме-

тило, что «в настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций квопросам формирования и реализации образовательной политики».

Остановимся прежде всего на вопросах структуры учебно-методических объединений. Система государственно-общественного управления образованием постоянно совершенствовалась, при этом, конечно, изменялось и содержание деятельности УМО. В 1987 г. министром высшего и среднего специального образования СССР Г.А. Ягодиным и начальником Учебно-методического управления по высшему образованию В.Н. Афанасьевым было принято решение о создании первых 39 учебно-методических объединений по группам специальностей на основе опыта многолетней работы базовых кафедр и координационных советов по специальностям, осуществляемой в соответствии с совместными приказами Минвуза СССР и отраслевых министерств. При этом базовая кафедра объединяла и координировала деятельность родственных кафедр вузов страны, осуществлявших подготовку инженеров по соответствующей специальности преимущественно для данной отрасли.

Напомним, что в 1966 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР были определены 32 базовых высших учебных заведения, подведомственных Минвузу СССР, каждое из которых стало головным среди родственных вузов в соответствующей области науки и техники. Поэтому решение о создании сети учебно-методических объединений по группам специальностей (1987 г.), вызванное процессами демократизации общества, снижением жесткости государственного управления высшей школой и усилением роли общественныхорганизаций, имело под собой прочную основу - 20-летний опыт деятельности подведомственных вузов как базовых.

На УМО была возложена функция под-

готовки предложений, связанных с реализацией единой политики в области образования и установлением единых требований к содержанию и уровню подготовки специалистов по направлениям и специальностям.

Ряд учебно-методических объединений вузов, помимо закрепленных за ними специальностей, по которым создавались научно-методические советы, дополнительно курировали содержание подготовки и методическое обеспечение специальностей оборонного значения. В начале 1990-х гг. были созданы учебно-методические советы высших учебных заведений по военной подготовке по специальностям родов войск.

В1992 г. приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики были созданы 5 3 учебно-методических объединения вузов РФ. Ряд УМО базировались на двух вузах, как, например, УМО по образованию в области машиностроения и приборостроения - на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана и СПбГПУ, что позволило объединить усилия двух мощных вузов и повысить эффективность работы. Однако в ряде случаев, особенно в образовательной области «Экономика», один вуз является базовым для нескольких УМО, курирующих одно направление подготовки, что, по-видимому, нецелесообразно, так как увеличивает общее число УМО и усложняет систему управления.

Период начала 1990-х гг. характерен переходом высшей школы на многоуровневую подготовку специалистов. Учебнометодическими объединениями в это время были разработаны и апробированы стандарты для бакалавров и магистров по всем направлениям, а также для дипломированных специалистов по всем специальностям высшего профессионального образования (ВПО).

В 2001 г. в связи с введением нового Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО, основой которого стали направления подготовки дипломированных

специалистов, была сформирована новая система государственно-общественных организаций в профессиональном образовании, в частности были созданы координационные советы по областям знаний и координационные советы по циклам дисциплин (рис. 1).

8 июля 2004 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялось совещание «О системе государственно-общественного управления разработкой и обеспечения государственных образовательных стандартов профессионального образования», на котором была рассмотрена и одобрена новая структура управления государственно-общественными органами, позволяющая создать единые УМО в системе высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающие разработкувсей нормативно-методической документации (рис. 2).

В конце 2004 г. был сформирован Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по государственным обра-

зовательным стандартам профессионального образования с учетом всех уровней образования. Такая схема управления профессиональным образованием особенно актуальна в связи с введением в 2004 г. Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) и разработ-

кой в 2008 г. Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП), объединяющих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования.

В 2002 г. с введением новой схемы государственно-общественного управления профессиональным образованием были образованы координационные советы по областям знаний, в том числе Координационный совет в области техники и технологии, который объединил 32 УМО по инженерным направлениям и специальностям, представителей Ассоциации технических университетов (АТУ) и Ассоциации инженерного образования России, руководите-

Схема управления разработкой государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

Федеральный совет по разработке ГОС ВПО Минобразования России председатель- Министр образования Российской Федерации

Научно-методические советы подисциплинам

Учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации

Учебно-методические советы по направлениям подготовки дипломированных специалистов

Учебно-методические советы по направлениям подготовки бакалавров, магистров

Учебно-методические комиссии по специальностям

Рис. 1

Межведомственный экспертный совет

Координационный совет УМО и НМС

Совет по ГОС профессионального образования председатель И.И. Калина

ПРЕЗИДИУМ

отделение ВПО

▼ II ▼

Координа- Координа- послевузовс-ционные ционные кому профес-

советы по советы по сиональному

циклам областям образованию

дисциплин знаний

РУМЦ

НМС по дисципли-

УМО высших учебных заведений Российской Федерации

1 - г 1

УМС по группам специальностей Учебнометодические кабинеты при министерствах и ведомствах

Объединения,

ассоциации

работодателей,

промышленные,

ремесленные

палаты

УМО НПО

Учебнометодические кабинеты при министерствах и ведомствах

нам

Рис. 2. Новая структура управления государственно-общественными органами

лей Минобрнауки, Рособразования и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Поскольку многие задачи и состав Совета АТУ и Координационного совета в области техники и технологии совпадают, все заседания проводятся раз в полгода как совместные. За прошедшие пять лет проведена значительная работа: решен целый ряд принципиальных вопросов развития инженерного образования, в частности касающихся построения многоуровневой системы профессионального технического образования с сохранением специалитета по наукоемким специальностям для высокотехнологичного про-

изводства; внесены предложения в законодательные акты по этим вопросам; принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки», который дает возможность научным организациям создавать на базе вузов лаборатории, а вузам на базе научных организаций - кафедры; определен состав итоговой аттестации при подготовке специалистов по инженерным направлениям. В числе рассмотренных вопросов: механизмы взаимодействия вузов и работодателей; формирование государственного образовательного стандарта пос-

левузовского профессионального образования; подходы к построению макета ГОС третьего поколения и Примерного перечня направлений и специальностей; сертификация электронных учебных материалов и другие. Опыт работы Координационного совета в области техники и технологии показывает его безусловную эффективность при выработке стратегических направлений развития инженерного образования.

В целом масштаб стоящих перед ВПО задач делает целесообразной согласованную деятельность различных общественных профессиональных и государственнообщественных организаций в системе образования. Речь идет об академических ассоциациях, Российском союзе ректоров, советах ректоров регионов, координационных советах, общественных аккредитационных агентствах, отраслевых научных академиях (особенно Российской академии образования), учебно-методических объединениях. Каждая из этих структур занимает свою нишу в системе организации науки и образования, и их взаимодействие, несомненно, приносит синергетический эффект.

В последнее время на первый план работы учебно-методических объединений совершенно справедливо выдвинуто взаимодействие с теми, кто является заказчиком и потребителем кадров. Интегральным выразителем требований к качеству и содержанию подготовки специалистов являются объединения работодателей. Надо сказать, что тесное взаимодействие с промышленностью, академическими и прикладными научными организациями, отраслевыми агентствами всегда было принципиальным для ведущих инженерных вузов страны. Образование на основе науки, глубокая фундаментальная естественно-научная подготовка, участие преподавателей, аспирантов и студентов в хоздоговорных НИОКР, использование научных экспериментальных стендов предприятий, их баз практик и т.д. - это те основы, которые были заложены еще в знаменитом «русском

методе подготовки инженеров». Несмотря на трудности в системе образования и тяжелое положение в ряде отраслей промышленности, связи вузов с предприятиями не были утеряны и сегодня вновь набирают былую силу.

Координационный совет в области техники и технологии совместно с Ассоциацией технических университетов в ноябре 2004 г. провел в МГТУ первое крупное совещание-конференцию «Стратегия и структура подготовки инженеров для наукоемких отраслей - взгляд работодателей», которое вызвало большой резонанс и стало толчком к проведению подобных конференций с работодателями различных отраслей.

В 2007 г. принят специальный Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

Взаимодействие с работодателями происходит и будет развиваться по нескольким каналам: участие представителей вузов в разработке профессиональных стандартов, участие представителей работодателей в разработке и экспертизе ФГОС, особенно в части профессиональных программ и компетенций, рейтингование вузов, прогнозирование потребностей в специалистах, образовательные кредиты, целевая подготовка специалистов, создание корпоративных университетов и программ дополнительного образования, стипендиальные программы предприятий, прямая поддержка фирмами вузов в части организации учебного процесса.

Опыт разработки и закупки в 2007 г. Федеральных государственных образовательных стандартов показал тесное взаимодействие вузов и предприятий, представители которых участвовали непосредственно в разработке, обсуждении и экспертизе ФГОС.

Профессиональные стандарты содержат требования к перечню знаний и компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов. В такой работе участвуют

должны стать связующим звеном между наукой,бизнесом, государством и образовательными учреждениями (рис. 3).

Особое внимание следует уделить ме-

Координационный совет в области техники и технологии, Ассоциация технических университетов, учебно-методические объединения совместно с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, «Опорой России», «Деловой Россией», Объединенной авиастроительной корпорацией, Союзом машиностроителей и другими объединениями работодателей. Это позволит вузам лучше сориентироваться в уровнях образования, в которых нуждаются работодатели, и скорректировать в случае необходимости государственные образовательные стандарты.

Учитывая необходимость гибкой реакции вузов на динамичное развитие науки, техники и технологий и, соответственно, на изменения в подготовке кадров, в следующем десятилетии УМО должны занять центральную позицию во всех задачах, связанных с проектированием, анализом и контролем образовательных программ. Они

ханизмам распространения результатов учебно-методических разработок. От концепции жесткого регулирования и навязывания нужно перейти к варианту формирования лучших практик, обладающих не только высочайшим качеством решений, но и высокой адаптивностью к условиям и возможностям конкретного вуза.

В последнее время формируются новые формы взаимодействия с вузами и работодателями. В качестве примера можно привести работы, направленные на адаптацию учебно-методической базы авторизованного обучения вендоров - производителей и поставщиков программных средств для использования в системе высшего и дополнительного профессионального образования в области ИКТ. Также актуальными являются интеграция и взаимное признание авторизованного и академического образования в области ИКТ. Такие работы выполнены в нашем УМО совместно с корпорацией Microsoft. На этой основе УМО мо-

жет участвовать в создании в вузах IT-академий компаний Microsoft, Cisco, Oracle.

Ключевыми направлениями совместной с вендорами деятельности являются:

• разработка совместных образовательных программ для прикладных магистров;

• организация вендоро-ориентирован-ных треков в рамках вариативной части дисциплин бакалавриата;

• проектирование и апробация схем признания авторизованного обучения и компетенций, приобретенных во время работы (Work-based learning).

Развитие уровневой структуры ВПО предполагает разработку новейших учебно-методических комплексов дисциплин, важной составной частью которых являются учебники и учебные пособия. Их вариативность, комплексность, доступность для каждого студента, соответствие современным требованиям, предъявляемым к учебной книге, помогут решению проблемы организации СРС и повышению качества образования.

В современных условиях важной задачей УМО являются не только оперативное регулирование качества, экспертиза появляющихся учебных изданий, но и мониторинг и аналитика обеспечения профессиональной подготовки по тому или иному направлению высшего образования современными и качественными учебниками и учебными пособиями, а также своевременное выявление отсутствия необходимых и отвечающих современному уровню подготовки в бакалавриате и магистратуре учебных изданий по тем или иным направлениям, констатация факта научного и «морального» старения некоторых учебных изданий и принятие решений об их адекватной замене.

Более того, учебно-методическим объединениям сегодня под силу формирование обоснованной и целостной политики обеспечения учебными изданиями каждого направления и профиля подготовки в вузах, вы-

страивание приоритетов учебного книгоиздания, определяемых как логикой профессиональной подготовки, так и актуальной ситуацией на рынке учебной литературы.

В этом контексте важным представляется деловое сотрудничество УМО с ведущими издательствами страны, выпускающими качественную учебную литературу для системы ВПО. Необходимо не только регулярно знакомить книгоиздателей с насущными потребностями в учебной литературе, но и рекомендовать актуальные, с точки зрения УМО и профессиональных сообществ, учебные издания, серии учебников и учебных пособий. Особенно важно это для обеспечения учебной литературой новых и малоконтингентных специальностей, учебно-методическая оснастка которых в настоящее время в значительной степени пущена на самотек.

Государственная поддержка в этом направлении крайне мала. Крупные книгоиздатели, в продукции которых система ВПО весьма заинтересована, не видя для себя коммерческой выгоды, отказываются от издания малотиражной учебной литературы. Опасаясь финансовых рисков и не имея четких представлений о размерах потребности в учебной литературе по новым специальностям, они также нередко отказываются и от издания остро востребованных учебных изданий для инновационных направлений профессиональной подготовки. Книгоиздатели далеко не всегда четко представляют себе степень научного и «морального » износа той или иной учебной книги, тиражируя ее на протяжении многих лет каккоммерчески выгодную.

В условиях широкого использования новых информационных технологий в учебном процессе чрезвычайно важной является сертификация электронных учебно-методических материалов. В нашем УМО уже в 2002 г. были разработаны положение о присвоении грифа УМО на электронные учебные материалы и положение по экспертизе подобных разработок.

Учитывая территориальную разбросан-

ность вузов, входящих в учебно-методические объединения, актуально внедрение сетевых методов управления, включая организацию тематических видеоконференций, создание учебно-методических порталов и информационных систем.

Богатый методический опыт учебно-методических объединений целесообразно использовать и при создании в вузах центров компетенций совместно с ведущими фирма-ми-производителями современного программного продукта в области проектирования изделий. Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2006-2007 гг. были созданы такие центры при участии компаний ProTECHNOLOGIES, Autodesk, IBM, Siemens A&D UGS PLM Software, Dassault Systemes.

Для осуществления организационнотехнической, финансово-экономической и информационной деятельности учебно-методических объединений в базовом вузе целесообразно создавать структурное подразделение, обладающее правомочиями юридического лица. Это позволит не только обеспечить текущую работу УМО, но и организовать участие консорциумов вузов, входящих в учебно-методическое объединение, в конкурсах и в выполнении проектов по важнейшим федеральным и ведомственным программам, связанным с совершенствованием содержания образования, повышением его качества, обновлением структуры подготовки кадров, разработкой и использованием информационных образовательных технологий.

В 1992 г. создан Научно-методический центр «Инженерное образование» МГТУ им. Н.Э. Баумана, который призван обеспечивать деятельность УМО вузов РФ по образованию в области машиностроения и приборостроения, а также участие в научно-методическихпрограммах, таких как «Интеграция», «Университеты России», «Учебная техника», «Федеральная целевая программа развития образования», «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды», «Научное, научно-методическое, материально-

техническое и информационное обеспечение системы образования», и других. В 1997 г. в соответствии с уставом нашего университета НМЦ «Инженерное образование» был преобразован в структурное подразделение с правомочиями юридического лица. Здесь была создана научно-исследовательская лаборатория проблем теории высшего технического образования, а в 2000 г. организован отдел дистанционного обучения, который за эти годы проделал большую работу по использованию информационно-коммуникационных технологий в инженерном образовании. В частности, создан федеральный инженерный научно-образовательный портал, разработана система лабораторий удаленного доступа к уникальному научному и учебному оборудованию, запущены электронные учебные ресурсы на модульном принципе и т.д.

В 2006-2007 гг. НМЦ «Инженерное образование» выполнял проект «Информационно-телекоммуникационные технологии в подготовке кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники» в инновационной образовательной программе МГТУ им. Н.Э. Баумана «Научное и кадровое обеспечение инновационного развития технических систем, объектов и технологий, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству, надежности и безопасности».

Говоря о деятельности учебно-методических объединений, необходимо воздать должное многим и многим активным участникам событий, произошедших за 20 лет со дня образования УМО. Это ректоры и проректоры по учебно-методической работе - руководители УМО, ведущие методисты страны, ученые в области теории образования, специалисты по образовательным технологиям, преподаватели, обобщающие свой многолетний педагогический опыт, -принципиальные, беззаветно преданные делу, обладающие высочайшим профессионализмом. Это люди чистой души, большого обаяния и доброты. Следует сказать им слова благодарности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.