Сфера услуг
УДК: 338.1+332 АИГУБОВ САИДАРХАН ЗАНКУЕВИЧ
к.ф-м.н., доцент, заведующий кафедрой социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
001:10.26726/1812-7096-2022-12-184-189 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РЕГИОНЕ
Аннотация. Актуальность темы. На сегодняшний день одним из ключевых моментов в социальной политике государства является социальное обслуживание граждан групп социального риска. В стране в течение последних лет наблюдается тенденция к постепенному увеличению среднего возраста населения, в связи с чем необходимо непрерывное совершенствование социального обслуживания граждан старшего возраста. Социальный работник должен владеть всей информацией о тех пожилых членах общества, которых ему необходимо обслуживать. Основную часть государственных расходов в адрес пожилого населения страны составляют выплаты, финансируемые из федеральных бюджетных средств и средств бюджета пенсионного фонда России. Это такие, как страховые пенсии по старости и социальные пенсии по старости. Сюда относятся также и государственные пенсии для отдельных категорий: служащим, пенсии военным, срочные и накопительные пенсии, разовые выплаты из средств, относящихся к пенсионным накоплениям. Также за счет региональных средств может быть оказана дополнительная поддержка. Это могут быть социальные услуги, которые оказывают учреждения социального обслуживания или иные специализированные учреждения. Методы исследования. С целью выявления нужд пожилых людей, их проблем и возможных путей решения существующих проблем было проведено исследование. Исследование было направлено на определение основных проблем пожилого человека и того, как такие проблемы решаются. Необходимо было определить, насколько удовлетворены пожилые люди предоставляемыми им социальными услугами. Для проведения исследования нами применялся метод полуформализованного интервью. Данный метод является наиболее подходящим в проведении опроса среди представителей пожилого поколения.
Ключевые слова: группы социального риска, лица пожилого возраста, социальная политика, социальная работа, социальное обслуживание.
AIGUBOV SAIDARKHAN ZANKUEVICH
Ph.D.in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Social and Information Technologies of the
Dagestan State University, e-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN IMPLEMENTING SOCIAL POLICY WITH SENIOR CITIZENS IN THE REGION
Abstract. The relevance of the topic. Today, one of the key points in the social policy of the state is the social service of citizens of social risk groups. In recent years, there has been a tendency towards a gradual increase in the average age of the population in the country, and therefore continuous improvement of social services for older citizens is necessary. A social worker should have all the information about those elderly members of society whom he needs to serve. The main part of government spending on the elderly population of the country consists of payments financed from federal budget funds and the budget of the Pension Fund of Russia. These are such as old-age insurance pensions and old-age social pensions. This also includes state pen-
sions for certain categories: employees, military pensions, fixed-term and funded pensions, onetime payments from funds related to pension savings. Additional support can also be provided at the expense of regional funds. These may be social services provided by social service institutions or other specialized institutions. Research methods. In order to identify the needs of older people, their problems and possible solutions to existing problems, a study was conducted. The study was aimed at identifying the main problems of an elderly person and how such problems are solved. It was necessary to determine how satisfied the elderly are with the social services provided to them. To conduct the research, we used the method of a semi-formalized interview. This method is the most suitable in conducting a survey among representatives of the older generation. Keywords: social risk groups, elderly people, social policy, social work, social services.
Актуальность темы. На сегодняшний день одним из ключевых моментов в социальной политике государства является социальное обслуживание граждан групп социального риска. В стране в течение последних лет наблюдается тенденция к постепенному увеличению среднего возраста населения, в связи с чем необходимо непрерывное совершенствование социального обслуживания граждан старшего возраста. Социальный работник должен владеть всей информацией о тех пожилых членах общества, которых ему необходимо обслуживать. В связи с этим возникает необходимость находить новые формы социального обслуживания граждан, относящихся к этой категории населения. Основную часть государственных расходов в адрес пожилого населения страны составляют выплаты, финансируемые из федеральных бюджетных средств и средств бюджета пенсионного фонда России. Это такие, как страховые пенсии по старости и социальные пенсии по старости. Сюда относятся также и государственные пенсии для отдельных категорий: служащим, пенсии военным, срочные и накопительные пенсии, разовые выплаты из средств, относящихся к пенсионным накоплениям. Также за счет региональных средств может быть оказана дополнительная поддержка. Это могут быть социальные услуги, которые оказывают учреждения социального обслуживания или иные специализированные учреждения.
Данной категорией населения может быть получена и другая материальная поддержка. Это касается определенных категорий граждан, к которым, в частности, относятся инвалиды или ветераны. Лица пожилого и старческого возраста дополнительно могут иметь такие меры поддержки как налоговые вычеты и льготы федерального или регионального уровня. Однако в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста есть еще много проблем. Это наиболее важные проблемы, которые необходимо изучать и решать.
Одной из основных проблем является проблема старения населения. Доля граждан пожилого возраста в общей численности населения России в последнее десятилетие постепенно растет. На данный момент эта доля составят четвертую часть. Эта доля немного уменьшилась в последние два года в связи с эпидемией коронавируса. Однако прогнозируется ее дальнейшее увеличение. Постепенно растет и продолжительность жизни населения. Стоит сказать, что качество жизни пожилых граждан и их здоровье не улучшается с ростом продолжительности их жизни и снижением порога смертности. Они все так же нуждаются в помощи и социальной поддержке. В этой связи социальное обслуживание лиц пожилого и старческого возраста является актуальным и в настоящее время [1].
На протяжении последних лет в стране проводится работа, направленная на повышение уровня и качества жизни пожилого населения. Так, по состоянию на конец 2021 года утверждены и реализуются федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» (в составе национального проекта «Демография» (Паспорт Национального проекта «Демография» утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)); государственная программа «Социальная поддержка граждан» (Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 296.); Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р), Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Указом
АЙГУБОВ С.З.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РЕГИОНЕ
Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351), подготовлена Концепция политики активного долголетия в России [2].
Одной из важных является проблема необходимости оказания социальной помощи. В связи с тем, что число граждан пожилого возраста постепенно увеличивается и увеличивается средняя продолжительность жизни, растет и потребность в оказании социальной помощи и поддержки этой категории граждан. Необходимость социального обслуживания испытывают почти четыре пятых из общего числа пожилых людей. Третьей части из них необходимо постоянное социальное обслуживание. Рост доли пожилого населения в общей численности, уменьшение рождаемости и увеличение средней продолжительности жизни ставит как первостепенный вопрос модернизации механизмов социального обслуживания пожилых людей нашей страны. Также существует проблема необходимости улучшения социального обслуживания пожилых граждан. Эта проблема является следствием того, что имеется необходимость привлечения граждан пожилого возраста в трудовую деятельность.
Исследуя опыт многих стран Европы, можно выделить три основных ориентира в активном долголетии населения страны: это участие в общественной жизни, занятость и автономная жизнь. Рассматривая занятость населения старшего возраста, необходимо обратить внимание на улучшение возможности для их трудоустройства. Социальной изолированности лиц старшего поколения может противостоять их участие в общественной жизни. Большая часть граждан пожилого возраста в возрасте шестидесяти-семидесяти лет могут активно продолжать трудовую деятельность. Они могут и должны предавать ценные знания и опыт молодому поколению. Однако, зачастую, работодатели не рассматривают их как ценный трудовой ресурс. Возможно это связано с тем, что эта категория граждан требует учета их специфики. К этому не готовы в большей степени многие работодатели. Потому требуются специальные меры по такой социализации.
Пожилые граждане, как и все общество в целом, представляют собой неоднородную структуру. Они отличаются по уровню образования, трудовой квалификации, у них различные жизненные интересы. Это способствует выработки различных мер по социальному обслуживанию этой группы населения. Необходимы и различные подходы к их социальной адаптации. Существующие программы по социальному обслуживанию граждан пожилого и старческого возраста не всегда используют разные подходы разнородным составляющим этой социальной группы. На самом деле этот процесс трудоемкий и требует значительных усилий. Одним из решений такой проблемы может стать предоставление больших возможностей на уровне региона и муниципалитета. Эти решения могут осуществляться и с использованием предпринимательской деятельности.
Так в рамках федерального проекта Федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.
Существующие формы социального обслуживания, традиционно практикуемы не всегда полностью отражают потребности лиц пожилого возраста. Необходимо использовать потенциал активности этой категории граждан в полной мере. Однако предложения лицам пожилого возраста учреждениями социального обслуживания ограниченны, несмотря на то, что часть их представителей готова к активной социальной деятельности. Многие из возможных активностей не всегда требуют большого финансового обеспечения. Это такие формы, как участие в волонтерской деятельности и помощи в обслуживании и уходе за пожилыми и престарелыми людьми. Также могут рассматриваться и клубы по интересам, не требующие финансовых вложений, но позволяющие удовлетворить недостаток общения у этой категории граждан. Эта проблема также может быть решена из средств, приносящих доход на региональном и муниципальном уровне.
Необходимо обратить внимание на нормативно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения граждан пожилого возраста. В настоящее время на федеральном и региональном уровне процесс оказания этих услуг регулируется законодательно. Также возможно оказание услуг не из перечня, входящего в федеральный или региональный список услуг, определённых законодательно. Оказание услуг в таком случае может быть произведено без-
возмездно или из средств муниципальных бюджетов. В связи с этим, список дополнительных социальных услуг, которые возможно осуществлять по отношению к пожилым гражданам не расширяется до возможного уровня. В связи с этим, данная проблема может быть решена также в рамках той деятельности, которая будет приносить доход, на муниципальном и региональном уровне этим учреждениям.
Таким образом, можно сделать вывод: учреждения социального обслуживания, при имеющихся потенциальных возможностях к реализации дополнительных социальных услуг могут расширять список услуг и повышать качество имеющихся услуг. Необходимо переходить от оказания только социально-медицинского обслуживания данными учреждениями к определению новых социальных мероприятий. Это может быть вовлечение пожилых людей в общественные мероприятия, и мероприятия, направленные на адаптацию пожилого человека и его социальную и психологическую реабилитацию.
Органы государственной власти определяют приоритетным направлением совей деятельности организацию и правовое обеспечение социальной работы и обслуживания граждан нуждающихся в их социальной поддержке.
В силу того, что граждане пожилого возраста являются активными членами общества в России разработана и реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. В Стратегии приоритетные направления формировались, учитывая существующую социально-экономическую политику по отношению к гражданам пожилого и старческого возраста. Направление их отражает задачи, поставленные в Стратегии. В итоге, реализуя Стратегию, будет выработана система мероприятий для достижения высокого уровня благосостояния, социального и культурного развития пожилых людей. Стратегия направлена на укрепление их здоровья и на поддержание активной, продолжительной жизни. Однако, для реализации стратегии необходимо и самим гражданам старшего поколения активно участвовать в достижении целей, поставленных в Стратегии [2].
В качестве мер поддержки пожилых людей одной из важнейших является система социальных услуг, предоставляемых им. Изучая правовые и методологические основы, относящиеся к социальному обслуживанию пожилых людей в России, мы приходим к следующему: наблюдается постепенное увеличение доли пожилых граждан в общей численности населения и прогнозируется продолжение этого тренда. Пожилые граждане страны испытывают потребность в социальном обслуживании и в то же время представляют собой ресурс, способствующий социально-экономическому развитию страны; в сфере предоставления социальных услуг населению пожилого возраста постоянно происходят изменения; разработана и реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, в которой отражаются интересы пожилых людей как социально активной и готовой продолжать трудовую и общественную жизнь.
Наряду с тем, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста - это в основном социально-медицинское обслуживание, возникает необходимость в социально-психологической помощи и адаптации к новому социальному положению тем пожилым людям, которым такая помощь необходима.
Методы исследования. С целью выявления нужд пожилых людей, их проблем и возможных путей решения существующих проблем было проведено исследование. Исследование было направлено на определение основных проблем пожилого человека и того, как такие проблемы решаются. Необходимо было определить, насколько удовлетворены пожилые люди предоставляемыми им социальными услугами. Для проведения исследования нами применялся метод полуформализованного интервью. Данный метод является наиболее подходящим в проведении опроса среди представителей пожилого поколения. Пожилым людям не всегда подходит письменный опрос. Привлекая для проведения опроса помощников, мы получаем возможность объяснить пожилому человеку суть вопросов и, тем самым, получить более качественные ответы на вопросы анкеты. Проводя опрос с помощью помощника, который устанавливает контакт с интервьюером напрямую, можно получить больше информации. Эта информация могла бы быть недоступна при проведении письменного опроса. Опросу подлежало 100 человек пожилого возраста.
АЙГУБов С.З.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РЕГИОНЕ
Анализируя ответы респондентов (пожилых людей) по возрастным группам были получены следующие результаты:
- в группе 60-74 года большая часть опрошенных жаловались на ухудшение состояния здоровья, ухудшение сна. Многие из них заметили, что уменьшился их вес. На втором месте по частоте упоминания представители этой группы отметили снижение работоспособности и быструю утомляемость. Каждый третий представитель этой возрастной группы отметил уменьшение чувства радости от жизни.
- представители второй возрастной группы (75-84 лет) на первое место поставили жалобы на состояние здоровья. Почти 80 процентов опрошенных отметили снижение работоспособности. Они же отметили, что уменьшилась их двигательная активность и они ощущают потерю жизненной энергии. Больше половины представителей этой возрастной группы жаловались на нарушения сна. Больше половины жалоб было на недостаток общения.
- в группе опрошенных старше 85 лет большая часть респондентов жаловались на постоянно преследующие их мысли от смерти. Почти две трети опрошенных отметили нарушение сна, и уменьшение двигательной активности.
Анализируя данные опроса, выяснилось, что больше всего жалоб было у представителей группы, которым 75-84 лет. Они чаще указывали на нарушение сна и снижение работоспособности. Т.е. представители этой возрастной группы относятся к группе повышенного риска.
Рассматривая данные опроса, можно выявить некоторые закономерности:
1. Больше всего у представителей групп старше 75 лет жалоб на снижение работоспособности.
2. Следующими по частоте упоминания являются жалобы на ухудшение сна и двигательной активности
3. Всем пожилым людям свойственны жалобы на уменьшение круга общения.
Анализ потребностей пожилых людей в надомном обслуживании выявил необходимость в оказание дополнительных услуг, не входящих в федеральный и территориальный перечни. (Опрос проведен среди населения, обслуживаемого ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов в МО «Город Махачкала»). Большая часть опрошенных, как выяснилось из опроса, испытывает необходимость в проведение медицинских услуг у себя дома. Эта услуга может быть оказана только работниками с медицинским образованием. Как показал опрос, большая часть опрошенных нуждается в помощи в мытье окон и уборке жилого помещения.
Результаты. По результатам опроса выяснилось, что перечень предоставляемых пожилым людям социальных услуг необходимо расширить. У пожилых людей, которые выходят на пенсию, испытывают недостаток общения или испытывают трудности в самообслуживании, меняется и социальный статус. Меняются и привычный жизненный устой, психологическое состояние и состояние здоровья в целом. Поэтому социальные услуги для этой возрастной группы должны быть соответствующими их потребностям. У человека в пожилом возрасте появляется чувство ненужности, появляются проблемы со здоровьем. Множество новых проблем ведет к социально-психологическому внутреннему неудовлетворению. Все это является источником стресса и внутреннего эмоционального напряжения.
Эти негативные факторы необходимо снижать, улучшая условия быта и привлекая пожилого человека к общественной жизни. Так, например, самой необходимой услугой по обслуживанию граждан пожилого возраста является обслуживание на дому. Перевод этого вида услуг в негосударственный сектор дал бы толчок к развитию конкуренции. Это дало бы возможность организациям и гражданам вести контроль за предоставляемыми социальными услугами как государственными, так и негосударствеными.
Литература
1. Медведева, Г. П. Этические основы социальной работы: учебник и практикум. / Г. П. Медведева. -Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 443 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-53403682-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/ bcode/426542
2. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] /Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. //Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации -
URL: https://rosmintrud.ru/docs/government/173
3. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование: монография / Н. Л. Зуева // Воронежский государственный университет. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013 - С.3.
References:
1. Medvedeva, G. P. Eticheskie osnovy social'noj raboty: uchebnik i praktikum. / G. P. Medvedeva. - Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2019. - 443 s. - (Professional'noe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-03682-4. - Tekst: el-ektronnyj //Obrazovatel'nayaplatforma YUrajt[sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/426542
2. «Ob utverzhdenii Strategii dejstvij v interesah grazhdan starshego pokoleniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda» [Elektronnyj resurs] /Rasporyazhenie Pravitel'stva RF №164-r ot 5 fevralya 2016 g. //Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii - URL: https://rosmintrud.ru/docs/ government/173
3. Zueva N. L. Social'noe obsluzhivanie naseleniya: administrativno-pravovoe regulirovanie: monografiya /N. L. Zueva // Voronezhskij gosudarstvennyj universitet. - Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2013 - S.3.