Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность бизнеса / модели социальной ответственности бизнеса. / social responsibility of business / models of social responsibility of business.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савичева Евгения Юрьевна

В современных условиях одним из способов получения конкурентных преимуществ выступает следование принципам социально ответственного ведения бизнеса. В силу неоднородности культурно-исторического наследия, неоднородности экономических систем, в разных странах сформировались национальные особенности практики социально ответственного поведения. В настоящей статье не только сформулированы отличительные черты национальных моделей, но и обоснована целесообразность применения в России основных догм именно европейской модели социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

In modern conditions, one of the ways to obtain competitive advantages is to follow the principles of socially responsible business conduct. Due to the heterogeneity of cultural and historical heritage, the heterogeneity of economic systems, national peculiarities of the practice of socially responsible behavior have been formed in different countries. This article not only formulates the distinctive features of national models, but also justifies the expediency of applying the main dogmas of the European model of social responsibility of business in Russia.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ»

Инновационные аспекты развития науки и техники УДК 338.001.36

Савичева Евгения Юрьевна Savicheva Evgenia Yu.

К.эн., доцент

Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Economics, Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в

городе Севастополе Sevastopol branch of Lomonosov Moscow State University

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

Аннотация: В современных условиях одним из способов получения конкурентных преимуществ выступает следование принципам социально ответственного ведения бизнеса.

В силу неоднородности культурно-исторического наследия, неоднородности экономических систем, в разных странах сформировались национальные особенности практики социально ответственного поведения.

В настоящей статье не только сформулированы отличительные черты национальных моделей, но и обоснована целесообразность применения в России основных догм именно европейской модели социальной ответственности бизнеса.

Abstract: In modern conditions, one of the ways to obtain competitive advantages is to follow the principles of socially responsible business conduct.

Due to the heterogeneity of cultural and historical heritage, the heterogeneity of economic systems, national peculiarities of the practice of socially responsible behavior have been formed in different countries.

This article not only formulates the distinctive features of national models, but also justifies the expediency of applying the main dogmas of the European model of social responsibility of business in Russia.

XII Международная научно-практическая конференция

Ключевые слова, социальная ответственность бизнеса, модели социальной ответственности бизнеса.

Keywords, social responsibility of business, models of social responsibility of business.

Несмотря на универсальный характер принципов социально ответственного поведения бизнеса, форма и степень реализации этих принципов, движущие силы, практика государственного регулирования, процессы налаживания диалога с ключевыми стейкхолдерами отличаются в разных странах.

Одним из широко используемых критериев разграничения национальных моделей является такой показатель, как степень самостоятельности бизнеса при решении социальных вопросов. В соответствии с указанным критерием, выделяют открытую и скрытую формы социальной ответственности.

Явная (открытая) форма социальной ответственности предполагает, что компания самостоятельно и добровольно принимает на себя ответственность за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество.

Неявная (скрытая) форма социальной ответственности не рассматривается как добровольное и преднамеренное решение. Это, скорее всего, реакция на требования общества и государства. Кроме того, скрытая форма социальной ответственности предполагает наличие официальных и неофициальных институтов, через которые ответственность бизнеса за общественные интересы согласована с компаниями или предписана им.

Явная форма социальной ответственности наибольшее развитие получила в Соединенных Штатах Америки. В этой стране социальная ответственность инициируется самими компаниями, при этом предусматривается максимальная самостоятельность последних в

Инновационные аспекты развития науки и техники определении своего общественного вклада. Так, добровольный вклад в общественное развитие в качестве основного мотива социально ответственного поведения назвали 70% американских компаний как крупного, так и малого бизнеса. При этом американский бизнес демонстрирует высокую степень вовлечения в решение социальных вопросов. 91% американских фирм заявили о реализации социально ответственной линии поведения.

Государство предпочитает минимальное вмешательство в деятельность частного бизнеса, обеспечивая лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Так, например, трудовые отношения «работник — работодатель» являются предметом в первую очередь двустороннего договора данных сторон. Сугубо добровольным является медицинское страхование. Компания собственников отказывается от участия в любых социальных программах и исходит из того, что все свои социальные потребности работник должен удовлетворять за счет более справедливой заработной платы. Более того, как считают сторонники данного подхода, работникам компании гораздо выгоднее именно такой порядок удовлетворения своих социальных нужд, т.к. это дает ему возможность получать свою зарплату «сполна» и самому выбирать тот набор социальных услуг, их количество и качество, в котором он нуждается.

Что касается социальной ответственности за пределами очерченных выше трудовых отношений и отношений с государством, то она отнюдь не исключается, однако, сводится почти исключительно к чистой благотворительности по линии филантропических фондов компаний Так, 88% американских компаний на регулярной основе принимают участие в благотворительных акциях, нацеленных на развитие местного сообщества [1]. При этом американский бизнес уделяет наибольшее внимание проблемам, которые не связаны непосредственно с его производственной деятельностью: образование,

XII Международная научно-практическая конференция качество жизни, искусство и культура, охрана окружающей среды. Чем меньше возможность проследить связь между социально ответственными «вложениями» компании и достижением ее бизнес-целей, тем лучше. Лишь 25% американских компаний назвали социально ответственный маркетинг причиной социально ответственного поведения.

Главная особенность американской социальной политики - это максимальное использование, прежде всего, рыночного механизма в решении социальных проблем. В стране создана значительная система поощрения социальной деятельности и благотворительности в виде налоговых льгот и зачетов. Так, компании имеют право жертвовать до 10% своей прибыли, которая не облагается налогом. Бизнес, осуществляющий социальные программы, может рассчитывать на благоприятное отношение со стороны контролирующих органов. Например, в инструкциях Федерального суда США устанавливается, что штрафы компании могут быть уменьшены или полностью отменены, если они осуществляют эффективное социальное инвестирование.

Несмотря на очевидную привлекательность американской практики социально ответственного поведения, имеется в виду, прежде всего, самостоятельный выбор приоритетов социального развития компаниями, невмешательство государства, а также поощрение социальной активности со стороны власти, вместе с тем, отсутствие диалога между бизнесом и обществом при определении направлений социальных интересов компании заметно снижает эффективность реализуемых программ.

В отличие от США, где социальная ответственность инициируется самими компаниями, выходя далеко за рамки требований законодательства, для европейской практики социально ответственного поведения характерен государственный характер

Инновационные аспекты развития науки и техники функционирования, проявляющийся в развитии частно-государственного партнерства, когда ответственность бизнеса за общественные интересы согласована с компаниями или предписана им. Более того, европейский бизнес находится под тройным давлением -представителей гражданского общества, органов Европейского Союза и национальных правительств.

Поэтому социальную деятельность бизнеса в европейских странах относят к скрытым формам ответственности. Так, во многих странах континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Правоотношения «работник — работодатель» в Европе отрегулированы более детально, чем в США.

Экономическая ответственность компаний в Соединенных Штатах Америки в основном фокусируется на таких аспектах, как прибыльность бизнеса, ответственность компании перед своими акционерами. Европейцы же в данную группу отношений относят также ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами, то есть в Европе экономическая ответственность бизнеса трактуется с точки зрения увеличения пользы общества.

Юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе, европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, в то время как в США подобное государственное регулирование расценивается, скорее, как вмешательство в вопросы личной свободы.

Большинство социальных проблем рассматривается европейским бизнесом как относящиеся к сфере этической ответственности. Европейцы вообще не склоны доверять частному сектору. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны

XII Международная научно-практическая конференция общественности в Европе, чем в других странах. К примеру, вопросы испытания медицинских препаратов на животных, генная инженерия не сходят с повестки дня европейцев.

Благотворительность не так популярна в Европе, как в США. Последнее объясняется уровнем налогового бремени, значительно превышающим американские налоги. Как следствие, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы.

Кроме того, согласно европейской модели, социально ответственная деятельность компании связана с достижением ее бизнес-целей и является частью стратегии создания добавочной стоимости компании. Все инициативы, финансируемые компанией в рамках такой модели, имеют самое прямое отношение к генерации прибыли и реализации продукции.

Общей чертой с американской практикой является активная поддержка социальных инициатив предпринимательского сектора со стороны государства. В США основной акцент сделан на использование мер экономического стимулирования, европейская практика более многогранна. В странах Западной Европы национальные правительства используют не только меры экономического характера, но и оказывают комплексную информационную, методическую, исследовательскую поддержку, принимают самое активное участие в формировании институциональной среды социально ответственного поведения бизнеса. В ряде стран разработана национальная политика в области социальной ответственности бизнеса. Например, в Нидерландах с 2000 по 2002г. действовала программа «Национальная инициатива устойчивого развития» под девизом «От финансовой выгоды к выгоде устойчивого развития». Программа финансировалась правительством Голландии через специальные некоммерческие фонды. В рамках

Инновационные аспекты развития науки и техники программы были осуществлены два проекта: внедрение принципов социально ответственного поведения и социально ответственный маркетинг с доведением информации до широких слоев общества.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что переход властей к комплексному содействию практике социально ответственного поведения не тождественен давлению на бизнес. Регулирование властями такой сугубо добровольной деятельности как социальная ответственность бизнеса не является противоестественным. Это регулирование можно рассматривать как содействие движению бизнеса по пути устойчивого развития. Роль государства, по нашему мнению, должна заключаться лишь в повышении ценности данной концепции в глазах бизнеса и общества.

Рассматривая национальные особенности социальной ответственности бизнеса, мы не можем обойти своим вниманием практику социально ответственного поведения в развивающихся странах мира (страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Потребность в социально ответственном поведении бизнеса в странах Азии, Африки, Латинской Америки в значительной степени формируется социально-экономическими и политическими условиями, многие из которых имеют тенденцию к обострению. Речь идет о высоком уровне безработицы и преступности, нищете, коррупции, ухудшении экологической обстановки, нарушении прав человека. Поэтому неслучайно практика социально ответственного поведения предпринимательских структур направлена, прежде всего, на решение социально-экономических задач страны, включая борьбу с нищетой, медицинское обслуживание, развитие инфраструктуры, образования. Это резко противоречит многочисленным западным приоритетам социальной ответственности бизнеса таким, как защита прав потребителей, справедливая торговля, искоренение дискриминации и

XII Международная научно-практическая конференция обеспечение равных возможностей, «зеленый маркетинг», изменение климата, проблема эффективности социальных инвестиций.

Социальная ответственность бизнеса в развивающихся странах рассматривается как некая альтернатива государственной социальной политике, когда слабое коррумпированное правительство с ограниченными финансовыми возможностями не в состоянии адекватно предоставлять различные социальные услуги (жилье, дороги, здравоохранение, образование).

В свою очередь, правительства большинства развивающихся стран помогают бизнесу активно подключаться к решению социальных вопросов. Создается необходимая социальная инфраструктура, стимулирующая процессы социализации бизнеса, используют рыночные механизмы вовлечения бизнеса к решению социальных вопросов. Так, например, правительство Бразилии выделяет государственные средства для продвижения и внедрения программ по социально ответственному поведению бизнеса, государством создана Бразильская служба поддержки малых и средних предприятий (SEBRAE), поощряющая эти компании к росту социальных обязательств перед обществом. При этом основным направлением внедрения новых форматов ведения бизнеса является поощрение. Бразильские законы достаточно «мягко» подталкивают компании к социальным инвестициям через партнерство с государством.

Необходимо заметить, что такая политика приносит весьма ощутимые результаты, в частности, 95% бразильских компаний заявили о своей приверженности принципам социально ответственного поведения [1].

Аналогичные тенденции мы можем наблюдать и в Китае. Министерство торговли разработало «Руководство по подготовке нефинансовых отчетов». Отраслевые комитеты занимаются разработкой национальных стандартов. Например, Китайский

Инновационные аспекты развития науки и техники национальный комитет легкой промышленности подготовил стандарты по безопасным и здоровым условиям труда (CSC9000T). Важную роль в продвижении КСО играют и муниципальные власти. Так, например, в провинции Шеньжэнь разработаны и действуют «Рекомендации по продвижению идей корпоративной социальной ответственности», документ «О защите окружающей среды в экономической зоне Шеньжэнь» и «Правила переработки промышленных отходов». Муниципальными властями также используется система поощрительных инструментов для предприятий, успешно внедряющих принципы социальной ответственности. Китай активно продвигает эти принципы не только в своей стране, но и в азиатском регионе. Так, в 1999 году в Гонконге была основана «Азиатская Ассоциация Корпоративного Управления», целью которой является исследование, оценка и продвижение корпоративной социальной ответственности.

В целом же, на протяжении ряда последних лет в развивающихся странах мира все отчетливее проявляется тенденция перехода от добровольного определения бизнесом своего вклада в общественное развитие к обязательному решению ряда социальных вопросов, путем закрепления этих обязательств в местном законодательстве.

Наряду с государством, в качестве мощной движущей силы социализации бизнеса в этих странах выступает стремление местных компаний получить доступ на рынки развитых стран. Так, например, анализ нефинансовой отчетности 250 ведущих компаний в Латинской Америке показал, что предприятия с международной ориентацией продаж в пять раз чаще сообщают о реализации социально ответственного поведения, чем компании, которые работают на региональном или местном рынкех[1] Более того, с полной уверенностью можно утверждать, что в развивающихся странах именно крупный бизнес, имеющий выход на международные рынки,

XII Международная научно-практическая конференция является основным проводником принципов социально ответственного поведения.

В целом же, проанализировав особенности социальной ответственности бизнеса в развивающихся странах, мы пришли к выводу, что применение практики подобного рода в нашей стране нежелательно, т.к., по нашему глубокому убеждению, недопустимо всю ответственность за решение социальных задач перекладывать на плечи бизнеса. Это противоречит самой концепции социально ответственного поведения. Более того, российский бизнес в своем развитии еще не достиг той степени зрелости, чтобы подменять собой государство.

Вместе с тем, вопрос: в каком направлении должна развиваться национальная практика социально ответственного поведения, какие принципы открытой или скрытой форм ответственности бизнеса должны быть положены в ее основу, - остается нерешенным.

Считаем, что наиболее перспективным для отечественной экономики является использование передовых достижений европейской практики участия бизнеса в решении социальных проблем.

Такой вывод мы делаем на основе следующих аргументов:

1) Безусловным приоритетом европейской модели выступает наличие диалога между бизнесом, государством и обществом. Консенсус, который достигается в рамках переговорного процесса, заметно повышает шансы этой модели на успех в реализации социально значимых инициатив.

2) В рамках европейской модели государственная политика по стимулированию перехода бизнеса к социально ответственному поведению является более обширной и многогранной. Так, если рамках американской модели государственная поддержка в основном носит характер экономического стимулирования, то в европейских

Инновационные аспекты развития науки и техники странах, помимо мер экономического стимулирования, широко применяются и другие формы привлечения бизнеса к социально ответственному поведению. Например, европейские правительства принимают активное участие в формировании институциональной среды социально ответственного поведения бизнеса, оказывают информационную, методическую и другие формы поддержки.

3) Европейская модель не предусматривает бюджетозамещающую роль бизнеса. Считаем это весьма важным, т.к. бюджетозамещающая роль бизнеса противоречит самой сущности социально ответственного поведения, кроме того, российский бизнес в своем развитии еще не достиг той степени зрелости, чтобы подменять собой государство.

4) Европейский подход к пониманию сущности социальной ответственности бизнеса преодолевает концептуальный разрыв между экономическими и социальными параметрами. В европейских странах социально ответственная деятельность компании связана с достижением ее бизнес-целей и является частью стратегии создания добавленной стоимости. Такой подход, на наш взгляд, облегчает процесс утверждения принципов социально ответственного поведения в предпринимательской среде.

5) В рамках американской модели социальной ответственности бизнеса предполагается минимальное вмешательство государства в деятельность частного бизнеса, когда, например, трудовые отношения между работником и работодателем являются предметом двустороннего соглашения сторон. Нам представляется, что заимствовать американскую практику в таком виде и идти по пути сокращения сфер общественной жизни, подлежащих обязательному госрегулированию, преждевременно, что объясняется несовершенством институциональной среды российской экономики, высокой долей теневой экономики, а также низким уровнем

XII Международная научно-практическая конференция предпринимательской культуры отечественного бизнеса. Поэтому заимствование европейского опыта, когда ответственность бизнеса за общественные интересы согласована с компаниями или предписана им, нам представляется более правильным, так как он в большей мере соответствует основным тенденциям общественной жизни в России.

Библиографический список:

1. Corporate Social Responsibility: United States, Australia, India, China, Canada, Mexico and Brazil : A pilot Study// SHRM Research Department.2017.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ahri.com.au/.. ./corporate_social_responsibility.(Дата обращения 03.03.2018)

2. Crane A., Matten D., Williams Mc. Corporate Social Responsibility: Readings and Cases in Global Context. Oxford, 2008. P.485.

©Е.Ю.Савичева, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.