Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА МОСКВЫ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ» В РОССИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА МОСКВЫ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ» В РОССИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее образование / среднее профессиональное образование / улучшение образовательных результатов / надпредметные компетенции / профориентация / secondary education / secondary vocational education / improvement of educational results / over-subject competencies / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Тутаева Динара Рафаиловна, Голубева Наталья Александровна

Освещается позитивный опыт реализации просветительско-образовательного проекта по развитию личной эффективности учащихся школ и колледжей г. Москвы «Университетские субботы» в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Перед началом его исследования производится анализ текущей социально-экономической и культурной ситуации. На основании этого, последнего, доказывается необходимость внесения определённых модернизаций в систему образования. В частности, указывается на актуализацию формирования у учащихся системы надпредметных компетенций. Практическое воплощение проекта «Университетские субботы» рассматривается как действенное средство развития таковых. На страницах настоящей статьи его эффективность доказывается путём анализа конкретных результатов проведения соответствующих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Тутаева Динара Рафаиловна, Голубева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «University Saturdays» educational project on the Moscow schools and colleges students personal effectiveness development implementation at the Plekhanov Russian University of Economics positive experience is highlighted. Before starting its research, an analysis of the current socio-economic and cultural situation is carried out. Based on this, the necessity of introducing certain modernizations into the education system is proved. In particular, it is pointed to the actualization of the supra-subject competencies formation among students. The «University Saturdays» practical implementation is considered as an effective means of developing such. In the given article, its effectiveness is proved by analyzing the specific results of the relevant activities.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА МОСКВЫ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ» В РОССИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); кандидат экономических наук, доцент, декан факультета ««Плехановская школа бизнеса «Интеграл»» Тутаева Динара Рафаиловна ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); кандидат экономических наук, начальник отделения факультета ««Плехановская школа бизнеса «Интеграл»» Голубева Наталья Александровна ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА МОСКВЫ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ» В РОССИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

Аннотация. Освещается позитивный опыт реализации просветительско-образовательного проекта по развитию личной эффективности учащихся школ и колледжей г. Москвы «Университетские субботы» в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Перед началом его исследования производится анализ текущей социально-экономической и культурной ситуации. На основании этого, последнего, доказывается необходимость внесения определённых модернизаций в систему образования. В частности, указывается на актуализацию формирования у учащихся системы надпредметных компетенций. Практическое воплощение проекта «Университетские субботы» рассматривается как действенное средство развития таковых. На страницах настоящей статьи его эффективность доказывается путём анализа конкретных результатов проведения соответствующих мероприятий.

Ключевые слова: среднее образование, среднее профессиональное образование, улучшение образовательных результатов, надпредметные компетенции, профориентация.

Annotation. The «University Saturdays» educational project on the Moscow schools and colleges students personal effectiveness development implementation at the Plekhanov Russian University of Bconomics positive experience is highlighted. Before starting its research, an analysis of the current socio-economic and cultural situation is carried out. Based on this, the necessity of introducing certain modernizations into the education system is proved. In particular, it is pointed to the actualization of the supra-subject competencies formation among students. The «University Saturdays» practical implementation is considered as an effective means of developing such. In the given article, its effectiveness is proved by analyzing the specific results of the relevant activities.

Key words: secondary education, secondary vocational education, improvement of educational results, over-subject competencies, career guidance.

Статья подготовлена в рамках участия вуза в гранте Департамента образования и науки городаМосквы в номинации «Просвещение и профориентация обучающихся в рамках реализации проектов непрерывного образования»

Введение. Современная эпоха в истории человечества связана с глобальными, как в смысле охвата, так и в смысле значения, трансформациями (Т.В. Васильева, В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников, В.К. Игнатович, Л.В. Мардахаев, H.H. Никитина, Г.Г. Пафнутова). Последние фиксируются практически во всех сферах его существования [4, С. 26].

Подобная динамика современного общества, в свою очередь, способствует существенным изменениям в системе образования [3, С. 52]. В современных условиях необходима организация гибкой системы непрерывного формирования и совершенствования профессиональных и личностных компетенций. Главное требование к последней - обеспечение возможностей для всестороннего развития человеческого потенциала [1,С. 89-90].

Сегодня выпускнику школы или организации СПО уже недостаточно обладать сформированной системой знаний, умений и навыков, относящихся к различным предметным областям (A.B. Барабанщиков, В.П. Горемыкин, A.B. Кешелава, В.Г. Лапин). Большое значение приобретают надпредметные компетенции [7, С. 38]. В свою очередь, важное место в их ряду занимают способности к профессиональному самоопределению [10, С. 68].

Авторы полагают, что решению задач по формированию соответствующих черт у обучающихся в немалой степени поспособствовали мероприятия, получавшие реализацию в 2023 г. в рамках проекта «Университетские субботы» [12]. Их проведение связано с генерацией новых форм дополнительного образования и новых возможностей для повышения образовательного уровня школьников и студентов колледжей, функционирующих на территории г. Москвы, популяризации науки и научных достижений [11, С. 3]. Вышеперечисленное способствует профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению лиц, относящихся к соответствующей категории обучающихся, а равно формированию у них системы личностных компетенций, необходимых для освоения и успешной реализации компетенций в избранных профессиональных областях [3, С. 54].

Наше исследование посвящено анализу опыта реализации данного проекта.

Изложение основного материала статьи. Непосредственно перед рассмотрением позитивного опыта реализации просветительско-образовательного проекта по развитию личной эффективности учащихся школ и организаций СПО г. Москвы «Университетские субботы» в пространстве Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова следует изучить основные цели и задачи, которые ставили перед собой организаторы (Табл. 1).

Таблица 1

Цели и задачи реализации проекта «Университетские субботы»

Цели Задачи

Развитие навыков проектной деятельности, а также умения широко использовать приобретённые за период обучения компетенции при решении задач профессиональной и иной деятельности [4, С. 27]. Продемонстрировать актуальные на сегодняшний день методики креативного проектирования и на практике доказать значимость проектного и креативного мышления в профессиональной деятельности не только дизайнеров, но и представителей большинства других специальностей (Е.П. Ильин, Е.Р. Сизова, Р.Дж. Стернберг).

Складывание у подростков и представителей юношества предпринимательского мышления, формирование представлений о новейших методиках запуска собственного бизнеса (Г.С. Джарасова, А.Б. Искакова, К.А. Нурумжанова, Л.В. Олейник, Г.К. Утарбаева). Сформировать круг базовых компетенций из области экономики, управления и финансов [11, С. 5-6].

Выявить предпринимательские навыки учащихся, указать им пути дальнейшего раскрытия таковых в соответствии с выбранным профилем подготовки.

Познакомить учащихся с успешными практиками открытия собственных компаний в различных сферах, а также являющихся на сегодняшний день обязательными условиях успешной реализации предпринимательской деятельности.

Развитие у обучающихся совокупности «мягких навыков» (англ. - soft skills). Сформировать и систематизировать представления обучающихся касательно планирования и важности развития у себя различных soft-skills, актуальных с точки зрения потенциальных работодателей [5].

Формирование у школьников и студентов организаций СПО системы умений и навыков, связанных с эффективным личностным ростом, развитие у них компетенций, связанных с проведением деловых переговоров, овладение обучающимися ключевыми приёмами и стратегиями лидерства [12]. Познакомить участников проекта с основными типами людей, их поведенческими особенностями, качествами, влияющими на эффективность профессиональной деятельности, методиками определения таких типов [13,С. 92].

Ознакомление студентов и школьников с новейшими технологиями и разработками в области информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), формирование у них интереса к соответствующей тематике и на этом основании - осознанного выбора будущего карьерного пути. Познакомить лиц, обучающихся в школах и колледжах г. Москвы, с возможностями искусственного интеллекта на нынешнем этапе развития такового, развить у них интерес к изучению теории искусственного интеллекта и практики его применения.

Сформировать у студентов колледжей и учащихся школ навыки эффективного поиска оптимальных решений с использованием ИКТ [5].

Развитие критического мышления обучающихся и связанных с ним способностей к инновационной деятельности [11, С. 3]. Создание педагогической ситуации, при которой учащиеся сами смогут получать и анализировать информацию, необходимую для успешного решения академических задач при обязательном направляющем и организующем участии педагогических работников.

Повышение образовательного уровня лиц, осваивающих образовательные программы школ и колледжей, содействие росту популярности науки в этой социальной среде, облегчение профессионального самоопределения учащихся [11, С. 2]. Сформировать у обучающихся систему представлений, касающихся особенностей реализации представителями различных профессий своих обязанностей, а равно и алгоритма профессиональной ориентации [5].

Знакомство юных участников проекта со структурно-функциональными особенностями современных маркетплейсов, наиболее существенными тенденциями их развития, методологией и инструментальной базой логистического обеспечения. Активизация когнитивной деятельности учащейся молодёжи, направленной на освоение соответствующего сегмента современного рынка [6, С. 27].

Развитие у школьников и студентов умения ставить конкретные цели и формулировать гипотезы по ходу текущего планирования собственной деятельности, отбирать и интерпретировать информацию, полезную для её реализации, грамотно аргументировать результаты собственной активности. Выявление исходного уровня развития соответствующих знаний, умений и навыков у студентов и школьников

Расширение использования инновационных педагогических технологии при формировании исследовательских компетенций участников проекта [2, С. 27].

Мотивирование учащихся к созданию собственного бизнеса и участию в различных перспективных проектах [10,С. 69]. Развить у учащихся представления о сущности и структуре бизнес-плана, систему умений и навыков, связанных с его грамотным представлением.

Сформировать систему представлений, касающихся возможностей для запуска собственного бизнеса с учётом возможных рисков.

Именно на достижение охарактеризованных в Таблице 1 целей путём решения перечисленных там же задач была направлена реализация интересующего нас проекта. Она подразумевала проведение тридцати четырёх Университетских суббот по ряду Циклов (Табл. 2).

Таблица 2

Циклы мероприятий проекта «Университетские субботы»

Цикл Наименование мероприятий Типы мероприятий Запланированн ая дата проведения

«Основы личностного роста» «Гениальный РИ-щик» Мастер-класс 09.09.2023

«Харизма лидера: как вести за собой команду» Мастер-класс 09.09.2023

«Я-лидер!» Мастер-класс 16.09.2023

«Ищу свои сильные качества!» [5] Бизнес-игра 07.10.2023

«Мастерство трудных переговоров» [5] Мастер-класс 14.10.2023

«Наш голос: Я - в молодёжной политике» Мастер-класс 21.10.2023

«Время - деньги» Мастер-класс 28.10.2023

«Учись управлять межличностными конфликтами» Мастер-класс 11.11.2023

«В поиске себя: лидер или менеджер» Мастер-класс 11.11.2023

«Информационные технологии» «Киберспорт больше, чем игра» Мастер-класс 23.09.2023

«1Т и инженерия - моя будущая профессия» [11, С. 6] Мастер-класс 07.10.2023

«Живём дружно с искусственным интеллектом» Мастер-класс 25.11.2023

«Машины против рабочей силы: миф или реальность?» Мастер-класс 02.12.2023

«Экономика и предпринимательство» «Создай свой успешный эко-бизнес» Мастер-класс 16.09.2023

«Идеи и инновации - в жизнь! Как создать Стартап?» Интерактивная лекция 16.09.2023

«Секреты успешного бизнес-плана» Мастер-класс 30.09.2023

«Построй логистику от А до Я на маркетплейсе» Мастер-класс 30.09.2023

«Предприниматель нового времени: выводим формулу успеха» Мастер-класс 30.09.2023

«Пять шагов к успеху» Квест 14.10.2023

«Секреты Китая» Интерактивная лекция 14.10.2023

«Компании «Вупсень» и «Пупсень»: борьба за новые рынки» Игра 21.10.2023

«Современные технологии: перемены в менеджменте , маркетинге и рекламе» Мастер-класс 21.10.2023

«Открытие бизнеса: от идеи до реализации» Интерактивная лекция 28.10.2023

«Секрет успеха: креативное мышление» Мастер-класс 28.10.2023

«Познаю международное экономическое пространство» Мастер-класс 11.11.2023

«Свой бизнес - от идеи до реализации. Маркетинговая разведка - в помощь!» Мастер-класс 02.12.2023

«Управляем нашим домом» Игра 02.12.2023

«Современные финансы» «Уроки финансовой грамотности - путь к финансовому успеху!» Игра 23.09.2023

«Финансовая азбука, Ревизор и поле чудес» [5] Деловая игра 02.12.2023

«Наука и жизнь» «Красота на тарелке. Современные представления о фуд-дизайне и фуд-фотографии» Мастер-класс 23.09.2023

«Один день из жизни инженера» Мастер-класс 07.10.2023

«Бытовая химия: враг или друг» Мастер-класс [5] 28.10.2023

«Анатомия службы здоровья» Мастер-класс 25.11.2023

«Эволюция питания: от костра до Зё-принтера» Мастер-класс 25.11.2023

При этом в качестве результата реализации мероприятий, относящихся к циклу «Основы личностного роста» планировалось приобретение и развитие у учащихся московских школ и колледжей комплекса навыков, необходимых современному предпринимателю [1, С. 90]. К таковым относятся:

- эффективное планирование;

- планирование и реализация командных форм работы;

- лидерские качества;

-умение работать в режиме многозадачности [13,С. 94].

Далее, результатом проведения Университетских суббот, относящихся к циклу «Информационные технологии» должно стать повышение интереса школьников и учащихся колледжей г. Москва к сфере информационных технологий. Большое значение имело также формирование у них понимания значимости ИКТ с точки зрения реализации будущих профессиональных обязанностей [10, С. 69].

Проведение же тех мероприятий, которые мы можем отнести к циклу «Экономика и предпринимательство» направлено на развитие системы компетенций, необходимых для ведения бизнеса в будущем [8, С. 12]. Успешное завершение этого цикла с определённой вероятностью позволит школьникам и студентам:

- сформировать представления, касающиеся ключевых принципов и подходов к организации и реализации предпринимательской деятельности [9, С. 62];

- более эффективно реализовывать в будущем профессиональную и иную деятельность с учётом ключевых характеристик современной экономической ситуации (А. Абакумов, С. Сытникова, М. Эпштейн, А. Юшков);

- воплощать технологические и иные инновации в ходе повседневной активности.

Достигнуть охарактеризованных целей также позволяет реализация цикла «Современные финансы». Последняя была направлена на формирование у юных участников проекта специальных компетенций в области управления личными финансами [14, С. 38]. По его завершении учащиеся московских школ и колледжей должны существенно улучшить навыки планирования собственных финансовых целей и составления бюджетов [15, С. 76].

Практическое воплощение цикла мероприятий под названием «Наука и жизнь» ориентировано на развитие у учащихся правильного понимания значения питания для жизни, здоровья и трудоспособности индивида при обязательном учёте современных научных представлений [5]. Таким образом, в результате его освоения участники должны были получить такие знания, умения и навыки, которые в будущем они смогут применять в повседневной жизни для улучшения здоровья, своего собственного и окружающих [5].

По состоянию на 01 октября 2023 г. были проведены одиннадцать Университетских суббот (Табл. 3).

Таблица 3

Университетские субботы, завершённые к 01.10.2023

№ п/п Дата Наименование Тип Количество участников

1 09.09.2023 «Гениальный РИ-щик» Мастер-класс 57

2 «Харизма лидера: как вести за собой команду» Мастер-класс 51

3 16.09.2023 «Я - лидер!» Мастер-класс 82

4 «Создай свой успешный эко-бизнес» Мастер-класс 101

5 «Идеи и инновации - в жизнь! Как создать Стартап?» Интерактивная лекция 105

6 23.09.2023 «Красота на тарелке. Современные представления о фуд-дизайне и фуд-фотографии» Мастер-класс 46

7 «Уроки финансовой грамотности - путь к финансовому успеху!» Игра 103

8 «Киберспорт больше, чем игра» Мастер-класс 42

9 30.09.2023 «Секреты успешного бизнес-плана» Мастер-класс 101

10 «Предприниматель нового времени: выводим формулу успеха» Мастер-класс 96

11 «Построй логистику от А до Я на маркетплейсе» [11, С. 4] Мастер-класс 20

При этом по состоянию на 1 октября график реализации мероприятий полностью соответствовал календарному плану проведения мероприятий.

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Таким образом, сегодня человеческое общество вступает в эпоху крупномасштабных перемен. Очевидной при этом становится необходимость внесения определённых модернизаций в системы школьного и среднего профессионального образования. У современных школьников и студентов колледжей, в т.ч. функционирующих на территории г. Москвы, следует в первую очередь развивать систему надпредметных компетенций.

Одним из путей достижения подобных образовательных результатов является реализация просветительско-образовательного проекта по развитию личной эффективности учащихся «Университетские субботы». Данное утверждение доказывается позитивным опытом его практического воплощения в образовательном пространстве Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Литература:

1. Базаева, Ф.У. Профессиональное самоопределение студентов университета: критерии и показатели как факторы самостоятельного планирования карьерных целей / Ф.У. Базаева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). -С. 88-91

2. Бычков, A.B. Метод проектов в современной школе / A.B. Бычков. - Москва: АБВ-ИЗДАТ, 2018. - 100 с.

3. Далингер, В.А. Основные направления совершенствования современного российского образования / В.А. Далингер // Современные проблемы науки и образования. -2020. -№ 5. - С. 52-52

4. Залуцкая, С.Ю. Методические приёмы стимулирования творческих способностей обучающихся сельской школы Якутии во внеучебной деятельности / С.Ю. Залуцкая, Н.И. Никонова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 5(102).-С. 26-28

5. Заявка на предоставление гранта в 2023 г. федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова [сайт], 2023. - URL: https://xn-plag3a.xn—plai/events/35032-universitetskie-subbotyi-eko-biznes-i-sozdanie-startapov (дата обращения: 22.12.2023)

6. Землянская, E.H. Внеурочная деятельность обучающихся как объект проектного менеджмента в общеобразовательной школе / E.H. Землянская // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т.6.- № 5. - С. 26-30

7. Ильченко, O.A. Организационно-педагогические условия сетевого обучения: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ильченко Ольга Александровна. - Москва, 2002. - 193 с.

8. Казакова, Е.И. Исследование осведомлённости подростков о наукоемком технологическом бизнесе и его персоналиях / Е.И. Казакова, Е.С. Кудряшов, А.И. Алексеев // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 3(120). -С. 8-16

9. Леонова Е. В. Ролевая игра «Бизнес и технопредпринимательство» в естественно-научной области / Е.В. Леонова // Школьный трансфер технологий: опыт содержательного и технологического обновления образования: сборник статей. -Санкт-Петербург: ВВМ, 2019. - С.61-66

10. Мухидинов, М.Г. Проблемы формирования новой образовательной среды / М.Г. Мухидинов, С.М. Магомедова, Г.А. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 67-69

11. Промежуточный отчёт о проведении мероприятий, выполненных в рамках Соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы в 2023 г. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2023. - 6 с.

12. Распоряжение № 600 от 04.09.2023 о проведении мероприятий Проекта «Университетские субботы» в рамках Соглашения с Департаментом образования и науки города Москвы № 76 от 30.08.2023 // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова [сайт], 2023. - URL: https://www.pэy.pф/structure/hs/fakultet-distantsionnogo-obucheniya/anonsyi-i-meropriyatiya/universitetskie-subbotyi (дата обращения: 21.12.2023)

13. Шипелевич, Л. Культурный интеллект и его влияние на межкультурную коммуникацию в бизнес переговорах / Л. Шипелевич, П. Романов // Cross- Cultural Studies: Education and Science. - 2020. - Vol. 5. - Iss. 3. -C. 89-96

14. Implementation of technopreneurship scientific learning for produce electronic product prototypes in engineering education / H. Hidayat, B. Tamin, S. Herawati [etc.] II International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. -Vol. 8,-Iss. 11.-Pp. 28-42

15. Nurdiyanto, H. Work-based learning model with technopreneurship / H. Nurdiyanto II Global Journal of Engineering Education. - 2018. - Vol. 20. - Iss. 1. - Pp. 75-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.