Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ"ШКОЛА ТРЕЗВОСТИ"'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ"ШКОЛА ТРЕЗВОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / СТРАЖДУЩИЕ / РОДСТВЕННИКИ ЗАВИСИМЫХ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ НА ПРИХОДЕ / КУРСЫ ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ / SOBRIETY / NEEDY / DEPENDENT RELATIVES / ORGANIZATION OF CARE IN THE PARISH / COURSES ON DELIVERANCE FROM ADDICTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Былина Константин Леонидович

В статье рассмотрен опыт возрождения православных приходских традиций утверждения трезвости на примере реализации грантового проекта Смоленской епархии «Школа трез- вости». Рассмотрены вопросы преемственности с дореволюционными православными трезвенными традициями нашего Отечества и актуальности социальных проектов данного направления в настоящее время.This article describes the experience of revival of traditions of Orthodox parish approval of sobriety on the example of the grant project of the Smolensk diocese “School of sobriety”. The questions of relationship and continuity with the pre-revolutionary Orthodox temperance traditions of our country and of the relevance of social projects in this area currently.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Былина Константин Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ"ШКОЛА ТРЕЗВОСТИ"»

духовно-ориЕнтировАнный Подход: традиции и практика православных религиозных организаций в преодолении проблем зависимости

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 95-101

Былина Константин Леонидович Смоленская епархия Русской Православной Церкви, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению

УДК 271.2(470.332):613.814

Опыт реализации грантового проекта Смоленской епархии«Школа трезвости»

Ключевые слова: трезвость; страждущие; родственники зависимых; организация помощи на приходе; курсы по избавлению от зависимостей.

В статье рассмотрен опыт возрождения православных приходских традиций утверждения трезвости на примере реализации грантового проекта Смоленской епархии «Школа трезвости». Рассмотрены вопросы преемственности с дореволюционными православными трезвенными традициями нашего Отечества и актуальности социальных проектов данного направления в настоящее время.

Одним из основоположников русских православных трезвенных традиций является выдающийся ученый, педагог и член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский (1833—1902 гг.). В 1875 году он поселяется в родовом имении Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне — Оленинский район Тверской области), где организует общество трезвости. 5 июля 1882 года после молебна преподобному Сергию Радонежскому первые члены общества трезвости села Татево принесли в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. Рачинский указывал, что «человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости - «желание жить жизнью, Богу угодной», «жить в Боге и для Бога» [3, с. 184].

«Основной метод работы — соединение идей трезвости с православным просвещением» [3, с. 184].

«Рачинский определил и главное средство обретения трезвой жизни — обет трезвости как церковная форма отречения от пьянства» [3, с. 184]. Обеты трезвости, как правило, принимались на небольшой срок — чаще всего на срок не более одного года. Рачинский объяснял это следующим образом: «За человеком, чтобы окрепла его воля, должна быть оставлена разумная мера свободы» [3, с. 184]. После смерти С.А.Рачинского общероссийским центром трезвенного просвещения становится Санкт-Петербург. 30 августа 1898 года при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала в г.Санкт-Петербурге священник Александр Васильевич Рождественский (1872—1905) основал самое знаменитое в Российской империи Александро-Не-вское общество трезвости.

Необходимость создания общества трезвости батюшка объяснял так: «Вот кается на исповеди человек, нередко запивающий и чувствующий себя бессильным в борьбе с пороком; просит он совета и поддержки. Как это удобнее всего сделать пастырю? Вот приходит женщина, нередко в слезах, жалуясь на мужа, пропивающего семью. Как помочь ей пастырю Церкви? Вот жалуется человек на дурную компанию, с которой он гибнет в пьянстве, от которой ему не отстать. Кого ему дать в товарищи для поддержки? Вот, наконец, отстал иной от пьянства, поддерживая немощных, поднимая падших. Как им полезнее всего приложить к делу свои силы?...всего легче и лучше достичь через общество или кружок трезвенников: получая исцеление сами, недугующие пьянством, часто незаменимы для возвращения на добрый путь уклонившихся от него» [3, с. 192].

В Александро-Невском обществе трезвости преобладали следующие формы работы:

1. Внебогослуженбные беседы о трезвости.

2. Издание и редактирование книг, журналов, газет («Отдых христианина», «Трезвая жизнь», «Воскресный Благовест» и др.).

3. Организация паломничеств и крестных ходов.

4. Организация образовательного процесса и досуга через открытие библиотек, школ, детских садов.

К 1917 году в Александро-Невском братстве трезвости состояло более 140 тысяч человек. Все они дали Богу обет трезвости. Среди других известных подвижников по утверждению трезвости в лоне Русской Православной церкви в царской России можно назвать имена святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829—1908) («Советы желающему избавиться от пьянства»), священномученика Владимира Богоявленского, митрополита Киевского и Галицкого (1848—1918), создателя первой в России Сергиевской школы трезвости для детей (монастырь Троице-Сергиева пустынь, г.Санкт-Петербург) иеромонаха Павла Горшкова (1867—1950).

К началу 1913 года в Российской империи было около двух тысяч обществ трезво -сти, в них состояло около пятисот тысяч человек.

В наше время идет процесс возрождения православных трезвенных традиций.

По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решению Священного Синода от 31 марта 2009 года образован Церковно-обществен-ный совет по защите от алкогольной угрозы. 25 июля 2014 года Священным Синодом

была утверждена Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (далее по тексту — Концепция). Было восстановлено ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа по старому стилю), в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Был утвержден «Чин молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании».

Во втором разделе Концепция определяет формы и методы деятельности по утверждению трезвости, в качестве одного из направлений работы предусматривает «социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом..., групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости» [2, с. 3].

Во исполнение реализации этих положений Концепции был разработан социальный проект Смоленской епархии. «Школа трезвости» (далее по тексту — Проект), ставший победителем конкурса малых грантов «Православная инициатива 2017».

Проект направлен на помощь зависимым и их родственникам в преодолении пагубных пристрастий к алкоголю и табакокурению.

Цели проекта:

1. Организация процесса реабилитации и реадаптации лиц, систематически употребляющих алкоголь, и их близких родственников.

2. Содействие формированию и закреплению мотивации к трезвому образу жизни у лиц, употребляющих алкоголь, имеющих никотиновую зависимость.

3. Приобщение лиц, систематически употребляющих алкоголь, имеющих никотиновую зависимость и их близких родственников к опыту духовной жизни в традициях Русской Православной Церкви.

В ходе реализации проекта планировалось достичь следующих результатов:

1. Проведение занятий для страждущих, имеющих пристрастие к употреблению алкоголя, табака и их родственников с целью приведения страждущего к изменению духовно-нравственных установок и постепенному избавлению от зависимости.

2. Обучение родственников зависимых правилам и навыкам правильного построения межличностных отношений со страждущим на основе традиционного православного семейного уклада жизни.

3. Содействие созданию на приходах Смоленской епархии среды реабилитации страждущих и их родственников.

4. Формирование (в том числе из числа слушателей Школы трезвости) актива приходских обществ трезвости Смоленской епархии;

5. Оказание методической помощи в организации на приходах обществ трезвости, семейных клубов трезвости, групп само- и взаимопомощи, специальных курсов и школ по избавлению от зависимостей и иных форм работы с зависимыми и их родственниками.

6. Мотивация актива вновь созданных обществ трезвости на приходах к получению профессионального образования для оказания компетентной помощи семьям зависимых (информирование об образовательных программах, разработанных

в рамках Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и др.).

Через приходские базы данных Смоленской епархии, в сотрудничестве с Департаментом Смоленской области по социальному развитию, областным государственным учреждением здравоохранения «Смоленский областной наркологический диспансер», региональными и епархиальными СМИ было организовано оповещение подопечных о начале работы курсов в «Школе трезвости». Через освещение в приходских и региональных СМИ, приходские базы данных было распространено объявление о создании информационно-консультационной службы по вопросам помощи страждущим и их родственникам, ее режиме и часах работы.

Благополучателями епархиального проекта «Школа трезвости» выступили следующие категории граждан:

1 группа — страждущие, имеющие пристрастие к употреблению алкоголя, табакокурению — подопечные «Центра помощи многодетным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (социальный проект Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Смоленской епархии), православной службы «Милосердие», ОГБУЗ «Смоленский наркологический диспансер».

Зависимые имели возможность посетить цикл занятий, в ходе которых, приложив необходимые усилия, обрести мотивацию к трезвой жизни и избавлению от зависимости. Для этого необходимо осознание необходимости внутреннего преображения, формирование твердого намерения жить духовной жизнью в традициях Православной Церкви.

Первый цикл занятий был проведен с 7 по 18 августа 2017 года в помещении Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. На занятиях присутствовали страждущие и их родственники.

Методической основой для проведения занятия была выбрана модель, изложенная в книге протоиерея Игоря Бачинина «Школа трезвости», видеоматериалы общественной организации «Общее дело», общественной организации «Трезвое поколение столицы», презентации благотворительного реабилитационного центра имени Талгата Шайхуллина (г. Альметьевск, республика Татарстан).

Начиналось каждое занятие с молитвы. В ходе первых занятий цикла раскрывается механизм социально-психологического программирования людей на зависимые формы поведения. Дается определение порока и механизмы его становления. При этом обращается внимание слушателей на два пути его формирования: социально-психологический, который формируется на уровне сознания, и духовный.

Механизм формирования социально-психологической программы поведения на уровне сознания хорошо показал Г.А. Шичко, один из выдающихся учеников и последователей академика И.П. Павлова.

Механизм духовного порабощения человеческой личности подробно раскрывается в аскетическом учении Православной Церкви, в частности, в трудах преподобного Нила Сорского.

На принципиальной схеме показываются ступени, через которые проходит человек от формирования социально-психологической программы до зависимого пове-

дения. Зная механизм формирования зависимости, человек начинает понимать, что надо сделать для того, чтобы исправить жизнь [1, с. 57].

Проводил занятия сотрудник Отдела, имеющий сертификат Координационного центра по утверждению трезвости, выданный Синодальным Отделом по социальному служению и церковной благотворительности для проведения трезвенной работы на приходе

В рамках реализации письма о партнерстве между Смоленской епархией и психолого-педагогическим факультетом ФГБУ ВО «Смоленский государственный университет» занятия, посвященные вопросам семьи и ее роли в преодолении зависимостей проводились преподавателями кафедры общей психологии СмолГУ.

Занятия, посвященные цели и смыслу жизни человека с точки зрения духовно-нравственных традиций отечественной культуры, были проведены священнослужителями Смоленской епархии. Рассматривались восемь главных страстей и противоположных им добродетелей. Это является хорошим подспорьем для первой исповеди, так как большинство слушателей «Школы трезвости» крещены, но не имеют ни знаний, ни опыта духовной жизни. Также был рассмотрен вопрос о смысле и цели церковного обета трезвости.

Заключительное занятие было посвящено теме богословского обоснования трезвенного просвещения, значению употребления слово «Вино» в Священном Писании на основании книги священномученника Владимира (Богоявленского) «Против нас ли, трезвенников, Библия?».

2 группа — родственники страждущих — подопечные «Центра помощи многодетным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», прихожане храмов Смоленской епархии.

В ходе бесед родственникам страждущих объясняются основные принципы построения правильных взаимоотношений в семье с зависимым человеком на основе традиционного для православной культуры семейного уклада. На занятиях предлагались конкретные формы поведения, принципы правильного общения со страждущим человеком, способы оказания ему необходимой помощи. Занятия для родственников проводились кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».

По окончании занятий слушателям было предложено принять обет трезвости на тот срок, который благословит его духовник.

После окончания курса «Школы трезвости» желающие смогут далее утвердиться в мотивации к трезвому образу жизни, посещая еженедельные занятия общества трезвости в честь мученика Вонифатия при храме Архангела Михаила г. Смоленска.

Для всех желающих с целью приобщения к православной культуре Смоленской земли была организована обзорная экскурсия по г. Смоленску с посещением Спа-со-Преображенского Авраамиевского монастыря.

В рамках празднования Дня трезвости прошли тематические мероприятия: беседа об истории установления Дня трезвости, традициях приходских обществ трезвости в дореволюционное время, был показан документальный фильм общественной организации «Общее дело» «История одного обмана», развенчивающий миф о том,

что пьянство было исконно присуще русскому народу. Страждущие и их родственники, прошедшие цикл занятий в рамках проекта, приняли участие в молебне с акафистом перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме Архангела Михаила города Смоленска. 10 сентября 2017 года в рамках реализации проекта в храме Всех святых, в земле Смоленской просиявших (настоятель — иерей Геннадий Дегтяр) было совершено последование молебного пения на изъявление обета трезвости. После чинопоследования обета трезвости принявшему этот обет выдается обетная грамота, которая хранится дома на видном месте и напоминает человеку об обещании, данном Богу.

Обет трезвости дается человеком с благословения духовника. На усмотрение последнего определяется срок обета: от нескольких месяцев до пожизненного. Обет трезвости дается для того, чтобы создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания.

Выдающийся педагог С.А. Рачинский писал об этом в своих трудах: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

Нередко люди, которые сами от этого порока не страдают, дают обет трезвости ради своих ближних. Делают они это из-за чувства братской любви и сострадательности к их немощам, руководствуясь при этом словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Чтобы избавиться от страсти пьянства, человеку необходимо утвердиться в добродетели воздержания.

Примером такой жизни в воздержании от винопития могут и должны стать близкие страждущего. Таким образом, обеты трезвости даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвенной работой, для укрепления себя в этом подвиге» [3, с. 99].

Литература

1. Бачинин И. В. Школа трезвости: методическое пособие для приходских обществ трезвости / протоиерей Игорь Бачинин; Братство Русской Православной Церкви Трезвение. М., 2017. 120 с.

2. Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. URL: http://wwwdiaconia.ru/v-cerkvi-prinyata-koncepciya-po-utverzhdeniyu-trezvosti-i-profilaktike-alkogolizma. (дата обращения: 15.08.2017).

3. Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. Православный щит. М., 2009. 304 с.

Bylina K.L.

The Smolensk diocese of the Russian Orthodox Church

The experience of the grant project of the Smolensk diocese "School of sobriety"

Key words: sobriety; needy; dependent relatives; organization of care in the parish; courses on deliverance from addictions.

This article describes the experience of revival of traditions of Orthodox parish approval of sobriety on the example of the grant project of the Smolensk diocese "School of sobriety". The questions of relationship and continuity with the pre-revolutionary Orthodox temperance traditions of our country and of the relevance of social projects in this area currently.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.