Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» на 2006 - 2007 гг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Митько В.Б. Геополитические факторы, определяющие концепцию безопасности СЗФО // Труды 7-й Всерос. конф. «Актуальные проблемы защиты и безопасности». - СПб. 2004. - С.112 - 114.
2.Митько В.Б., Минина М.В. Арктические программы в области охраны окружающей среды и реагирования на ЧС // Труды научно-практ. конф. «Проблемы прогнозирования и предотвращения ЧС». - СПб. 2003. - С.59 - 62.
3. Алексеев Б.Н. и др. Судовая гидроакустическая система наружной диагно-
стики технического состояния морских магистральных трубопроводов // Труды VIII Межд. конф. «Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики» -СПб. 2006. - С.117 - 121.
А.А. Киселёв
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО « "Таганрогский завод "Прибой"» основан в декабре 1939 года как приборостроительный завод. Основные виды деятельности - разработка, изготовление, обслуживание гидроакустической, аппаратуры для надводного и подводного флота ВМФ, проектирование и изготовление продукции производственнотехнического назначения и товаров народного потребления. Выпуск продукции начат заводом в 1951 году и успешно осуществлялся вплоть до начала 90-х годов ХХ века. В это время заводом были освоены крупные гидроакустические комплексы «Платина», «Полином», «Звезда-М» и др.
В 90-е годы многотысячный коллектив завода понёс большие потери. В несколько раз уменьшилась численность работников завода, резко упали объёмы производства из-за отсутствия государственных заказов, нарушилась инфраструктура. Однако в сложных условиях удалось сохранить главное - высококвалифицированные кадры, способные выполнить задачи по проектированию, производству и обслуживанию изделий. За последние годы восстановлена инфраструктура завода, выполнен большой объём работ по разработке новейших образцов техники и начато их производство.
Качество продукции было настоятельной необходимостью коллектива завода уже при выпуске первых изделий. При начале эксплуатации первых образцов техники выявились серьёзные конструкторские и производственные недоработки, потребовавшие больших усилий по их устранению, и коллектив завода уже в те годы уделял большое внимание вопросам качества и надёжности выпускаемой продукции. Внедрение системы бездефектного изготовления продукции (БИП) в середине шестидесятых годов было не данью моды, а потребностью предприятия. Основной принцип системы - личная ответственность каждого исполнителя за качество выполняемой работы - стал главным для предприятия. Были внедрены показатели качества труда - процент сдачи продукции с первого предъявления ОТК и Заказчику, введены ежемесячные цеховые и заводские совещания "день
______________Раздел VI. Экологическое образование, культура, экономика и право
в области экологии
качества", на которых рассматривались актуальные вопросы качества выпускаемой продукции. Большое количество рабочих привлекалось к получению права на самостоятельное закрытие контрольных операций, была внедрена практика материального поощрения за качество выполняемой работы. Совершенствуя систему БИП, в середине 70-х годов завод внедрил получившую широкое распространение в стране систему бездефектного труда (СБТ). Эта система охватывала идеей бездефектного труда всех без исключения работающих - рабочих, мастеров, инженеров, техников, руководителей подразделений 70-х.
К началу семидесятых годов стало очевидным, что в решении проблемы качества необходим более масштабный подход, так как качество работы исполнителей недостаточно для обеспечения высокого качества продукции. Общеизвестно, что большинство вопросов качества связано не с ошибками отдельных исполнителей, а определяются организацией производства, качеством технической документации, совершенством технологии, уровнем подготовки кадров и т.д. Завод приступил к внедрению комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП). Система исходила из того, что устойчивого роста качества нельзя добиться путём проведения отдельных, даже крупных, но разрозненных мероприятий, качество можно улучшить только путём последовательного взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и идеологических мероприятий. Реализация функций управления качеством в системе осуществлялась путём разработки и внедрения комплекса организационно и методически связанных стандартов предприятий, в которых в полной мере отразились как требования государственных и отраслевых стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятия. Разработка КС УКП была начата в 1976 году и в 1979 году внедрена и зарегистрирована в СевероКавказском Центре стандартизации и метрологии. В рамках системы было разработано около 80 стандартов предприятия, которые охватывали практически все стороны производственной деятельности завода: разработку документации, планирование, подготовку производства, технологическое обеспечение производства, контроль качества, стандартизацию, эксплуатацию изделий.
В 80-е годы на заводе продолжались работы по совершенствованию КС УКП -разрабатывались новые стандарты с целью охвата всех без исключения сфер деятельности завода, проводился пересмотр действующих СТП, совершенствовалась система материального стимулирования.
После 1990 года в условиях резкого снижения объёмов производства, сокращения численности, изменения структуры завода, переориентации на производство совершенно новых видов гражданской продукции, процесс совершенствования системы качества остановился, в ряде элементов система вообще прекратила свою деятельность.
Однако удалось сохранить главное - основную организационную структуру КС УКП, и на её базе в конце 90-х годов завод приступил к внедрению модели системы качества, основанной на требованиях международных стандартов ИСО серии 9000, признанной практически всеми странами мира.
В 1999 году на заводе была разработана и внедрена система качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-96 "Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании», основанная на элементном подходе.
В 2001 году Госстандартом была утверждена новая редакция стандартов серии ИСО - ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования", в которых был обобщен значительный опыт, накопленный в области качества. Основное отличие этой системы - процессный подход к управлению. В связи с тем,
что в рамках КС УКП на заводе уже действовали более 80 стандартов предприятия, переход на внедрение системы качества на основе международных стандартов потребовал только разработки основополагающей документации - "Руководства по качеству", "Политики в области качества", "Целей в области качества" завода и группы основных стандартов по процессам системы. В 2003 году заводом была внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования".
Наиболее сложным был переход к процессному подходу в СМК. Практически ни один даже высококвалифицированный специалист завода не имел опыта такого подхода в управлении качеством. Потребовалась большая работа по обучению персонала завода. Ведущие специалисты, работавшие над стандартами предприятия, прошли специальную учёбу на заводе и в учебных центрах страны (г. Москва, г. Ростов-на-Дону), а для руководителей цехов и отделов, специалистов было организовано проведение специальной учёбы по 40-часовой программе с привлечением преподавателей из учебного центра г. Москвы. Это позволило в сжатые сроки провести разработку системы менеджмента качества.
Перед заводом стала задача оперативного и эффективного внедрения СМК. Был создан Совет по системе качества, на который возложена ответственность за разработку стратегического плана развития завода в области качества, обеспечение понимания персоналом обязанностей в отношении качества, обеспечение управления процессами СМК на предприятии, рассмотрение и выработка рекомендаций по совершенствованию СМК, разработка системы оценки результативности СМК, систематический анализ результатов оценки результативности и эффективности СМК. Был назначен Уполномоченный представитель руководства завода по качеству. Важным элементом этой работы стало привлечение к внедрению СМК уполномоченных по качеству работ, ставших ближайшими помощниками руководителей служб по внедрению СМК. Уполномоченные по качеству работ назначаются приказом по подразделению из числа перспективных специалистов, с ними систематически проводятся совещания у Уполномоченного представителя руководства по качеству, ежемесячно они представляют в службу управления ка -чеством отчёт о выполненной работе по обеспечению функционирования СМК.
Важным является вопрос о внутреннем аудите СМК. Ежегодно графиками внутреннего аудита предусматривается проверка функционирования всех без исключения процессов СМК, с охватом всех подразделений завода. Аудит проводится аттестованными высококвалифицированными специалистами завода. С 2003 года на заводе помимо аудита процессов СМК проводится аудит руководящего состава, включающий руководителя предприятия, его заместителей, начальников цехов и отделов. Аудит проводится индивидуально с каждым руководителем либо в форме обсуждения состояния функционирования СМК и перспективах её совершенствования у директора по качеству, либо на Совете по системе качества у генерального директора. По итогам обсуждения принимаются решения о состоянии функционирования процесса, руководителем или владельцем которого является руководящий работник, и вырабатываются необходимые корректирующие и предупреждающие действия. В течение апреля-мая 2006 года на заводе был проведен аудит с руководителями всех отделов завода.
Важнейшей составной частью функционирования СМК является разработка и выполнение «Целей в области качества» подразделений. Этот документ разрабатывается ежегодно каждой службой на основе "Политики в области качества" и "Целей в области качества" завода. Основными требованиями к "Целям в области качества" являются их конкретность, достаточность и измеримость.
______________Раздел VI. Экологическое образование, культура, экономика и право
в области экологии
В этом вопросе завод сталкивается с определенными трудностями, связанными с недостаточным пониманием служб требований этого документа, особенно в части измеримости целей. В настоящее время ведется разработка методики формирования "Целей в области качества" подразделений.
Оценка результативности процессов СМК - важнейший элемент системы. И не случайно, что ежегодно в течение трёх лет на заводе идет пересмотр показателей результативности. Главное требование здесь - измеримость показателей. Пока не удаётся выбрать наиболее оптимальные, измеримые показатели, которые давали бы обобщённую оценку результативности процесса и системы в целом, для принятия необходимых мер по улучшению деятельности предприятия.
Система менеджмента качества внедрена, сертифицирована, функционирует, совершенствуется. Но завод смотрит в будущее. Ближайшая задача, которая ставится перед коллективом - внедрение в систему требований, заложенных в ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Рекомендации по улучшению деятельности". Этот ГОСТ построен по модели ГОСТ Р ИСО 9001-2001, обладает всеми её свойствами, однако он содержит рекомендации по постоянному улучшению деятельности предприятия, её эффективности и результативности, дополнительно предусматривает механизмы изучения потребителей рынка, удовлетворения требований потребителя и иных заинтересованных сторон, а также нацеливает на снижение непроизводительных затрат на качество.
В настоящее время на заводе ведутся работы по разработке оценки эффективности СМК с внедрением показателей в денежном выражении, что даст возможность более объективно оценивать деятельность предприятия и принимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия.
Система менеджмента качества в настоящее время всё более выходит за рам -ки деятельности по повышению качества продукции и труда и включает в себя все аспекты деятельности предприятия, такие, как экология, экономика, соцкультбыт и т.д. Мы понимаем, что она неуклонно перерастает в систему менеджмента предприятия, и работаем в этом направлении.
В.В. Ляшов
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ИСТИНЫ
Особенности современного развития науки требуют переосмысления и, соответственно, новой формы решения многих насущных проблем, в особенности нового подхода к рассмотрению вечной темы, связанной с пониманием, осмыслением, интерпретацией и рационализацией проблемы истины.
Среди подавляющего числа исследователей как на уровне наивного реализма и стихийного материализма, так и большинства материалистов или научных реалистов господствовало представление, что природа истины становится очевидной, как только мы провозглашаем классический тезис соответствия знания действительности и признаем практику в качестве критерия этого соответствия. Трудности, с которыми столкнулось такое понимание истины и ее критерия в процессе развития научного познания, достаточно известны, что и породило возникновение различных теорий истины.
Обычно теории истины делят на классическую и неклассические. Классической теорией истины принято считать теорию соответствия, которую также часто называют корреспондентской (экспликацией которой неправомерно признается семантическая теория А.Тарского). Все остальные концепции, а именно когерент-