Научная статья на тему 'Опыт разработки тестовых контрольно-измерительных материалов по дисциплине «История изобразительного искусства»'

Опыт разработки тестовых контрольно-измерительных материалов по дисциплине «История изобразительного искусства» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / СТИЛЬ / ЖАНР / TESTING / CONTROL AND MEASURING MATERIALS / HISTORY OF FINE ARTS / STYLE / GENRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сполохова Елена Александровна

В статье представлены контрольно-измерительные материалы по дисциплине «История изобразительного искусства». Материалы апробированы в ходе тестирования студентов специальности 050602 «Изобразительное искусство» с целью выявления уровня остаточных знаний по данной дисциплине после изучения разделов «Западноевропейское искусство XVII века» и «Западноевропейское и отечественное искусство XVIII века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки тестовых контрольно-измерительных материалов по дисциплине «История изобразительного искусства»»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 1.Q3

Е. А . Сполохова

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

В статье представлены контрольно-измерительные материалы по дисциплине «История изобразительного искусства». Материалы апробированы в ходе тестирования студентов специальности Q5Q6Q2 - «Изобразительное искусство» с целью выявления уровня остаточных знаний по данной дисциплине после изучения разделов «Западноевропейское искусство XVII века» и «Западноевропейское и отечественное искусство XVIII века».

Тестирование, контрольно-измерительные материалы, история изобразительного искусства, стиль, жанр.

The article presents control and measuring materials on the discipline «History of Fine Arts». The materials have been evaluated in the course of testing the students with qualification “Fine Arts” (code Q5Q6Q2) in order to estimate the level of residual knowledge on the discipline after having studied the sections “West European Art of the XVII Century” and “West European and Russian Art of the XVIII Century”.

Тesting, control and measuring materials, history of fine arts, style, genre.

На сегодняшний день тестирование - один из наиболее часто используемых способов контроля знаний учащихся и студентов. Для специальности 050602 - «Изобразительное искусство» мы разработали контрольно-измерительные материалы в форме тестов по дисциплине «История изобразительного искусства». Контрольно-измерительные материалы составлены на основе ГОС ВПО от 31.01.2005 № 667 по специальности 050602 (030800) - «Изобразительное искусство» и рабочей программы по дисциплине «История изобразительного искусства» (разделы «Западноевропейское искусство XVII века» и «Западноевропейское и отечественное искусство XVIII века»). Тесты апробированы в 2009 - 2010 и 2010 -2011 учебных годах.

Данные контрольно-измерительные материалы могут быть применены для тестирования студентов-бакалавров педагогического и художественного направлений соответствующих профилей и студентов направления «Дизайн» с целью осуществления промежуточного контроля, а также для выявления уровня остаточных знаний по указанным разделам дисциплины.

Проверяемые дидактические единицы: 1) стиль (направление, течение); 2) жанр; 3) представители; 4) опорные памятники. Количество заданий - 17. Время выполнения теста - 30 ^ 40 мин. Критерий освоения разделов дисциплины - не менее 60 % правильно выполненных заданий.

В контрольно-измерительные материалы включены вопросы открытого типа (тестируемый должен вписать ответ) и закрытого типа (тестируемый должен выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов), а также задания на установление соответствий и упорядочивание материала.

Для подготовки к тестированию студентам предлагается использовать источники [1] - [4].

Примерные варианты тестов

Вариант 1

1. Фламандское барокко - это:

а) исторический стиль

б) историко-региональный стиль

в) направление в искусстве

г) манера, творческий метод

2. Русский художник, автор знаменитого портрета

А.П. Струйской:

а) Д.Г. Левицкий

б) В. Л. Боровиковский

в) Ф.С. Рокотов

г) А. П. Лосенко

3. Архитектор, создатель собора в Петропавловской крепости:

а) Ф. Б. Растрелли

б) Д. Трезини

в) Ч. Камерон

г) Дж. Кваренги

4. Автор памятника А.В. Суворову:

а) М.И. Козловский

б) Ф.И. Шубин

в) Ф.Ф. Щедрин

г) И.П. Мартос

5. Н. Пуссен, К.Н. Леду, Ж.Л. Давид - представители:

а) классицизма

б) рококо

в) барокко

г) сентиментализма

6. Русский художник, автор серии портретов «смолянок» - .

7. Французский художник, создатель жанра «га-

лантных празднеств», автор картины «Паломничество на остров Киферу» -____________________________.

8. Представитель итальянского барокко, автор

скульптуры «Экстаз святой Терезы» -_______________.

9. Пастораль - жанр, характерный для стиля____.

10. Последовательность развития историко-региональных стилей:

а) «петровское барокко», итальянское барокко, «голландское барокко», «елизаветинское рококо», «екатерининский классицизм»

б) итальянское барокко, «голландское барокко», «елизаветинское рококо», «петровское барокко», «екатерининский классицизм»

в) «екатерининский классицизм», «петровское барокко», итальянское барокко, «голландское барокко», «елизаветинское рококо»

г) итальянское барокко, «голландское барокко», «петровское барокко», «елизаветинское рококо», «екатерининский классицизм»

11. Последовательность создания произведений Ж.Л. Давида (эволюция творчества):

а) «Клятва Горациев», «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Коронация Наполеона и Жозефины»

б) «Коронация Наполеона и Жозефины», «Клятва Горациев», «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата»

в) «Клятва Горациев», «Клятва в зале для игры в мяч», «Коронация Наполеона и Жозефины», «Смерть Марата»

г) «Смерть Марата», «Клятва Горациев», «Клятва в зале для игры в мяч», «Коронация Наполеона и Жозефины»

12. Установите соответствие между художественными стилями и представителями этих стилей (напротив наименования стиля впишите соответствующую фамилию из предложенного перечня): Я. Вермер Делфтский, Н. Пуссен, Ж.А. Ватто, Л. Бернини, П. П. Рубенс, Д. Веласкес:

Французский классицизм

Фламандское барокко

Итальянское барокко

Рококо

13. Установите соответствие между произведением и автором (напротив наименования произведения впишите соответствующую фамилию из предложенного перечня): Э.М. Фальконе, К. Лоррен, Ж.О.

Фрагонар, Ф. Буше, Х. Рибера, Х. ван Р. Рембрандт:

«Возвращение блудного сына»

«Медный всадник»

«Хромоножка»

«Счастливые возможности качелей»

14. Установите соответствие между автором и характерным для него жанром (напротив фамилии впишите наименование жанра из предложенного перечня): галантные празднества, аристократический портрет, героический пейзаж, пастораль, натюр-

морт, групповой портрет:

А. Ван Дейк

Н. Пуссен

Ф. Хальс

Ф. Снайдерс

15. Рациональность, гармоничность, идеал героического, обращение к античному идеалу - черты, характерные для стиля (направления):

а) классицизм

б) рококо

в) барокко

г) маньеризм

16. Жанр героического пейзажа предполагает:

а) обязательное включение в пейзаж мифологических персонажей как центрального предмета изображения

б) обязательное включение в пейзаж мифологических героев как символа одухотворенности мира, но они почти незаметны среди огромных гор, облаков, деревьев

в) обязательное включение в пейзаж героев-современников

г) отсутствие в картине мифологических персонажей и героев-современников

17. Картина Д. Веласкеса, в которой изображено зеркало, отражающее королевскую чету:

а) «Пряхи»

б) «Венера с зеркалом»

в) «Менины»

г) «Портрет инфанты Маргариты»

Ключ к варианту 1

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответ а в б а а Левицкий (Д.Г. Левицкий, Дмитрий Левицкий, Дмитрий Григорьевич Левицкий) Ватто (Ж.А. Ватто, А. Ватто, Жан Антуан Ватто, Антуан Ватто) Бернини (Л. Бернини, Лоренцо Бернини) Рококо г

Дидактические единицы 1 3 3 3 1 3 3 3 2 1

Вопрос ll 12 13 14 l5 l7

Ответ а Французский классицизм - Н. Пуссен. Фламандское барокко - П.П. Рубенс. Итальянское барокко - Л. Бернини. Рококо - Ж.А. Ватто «Возвращение блудного сына» - Х. ван Р. Рембрандт. «Медный всадник» - Фаль-коне. «Хромоножка» - Х. Рибера. «Счастливые возможности качелей» - Ж.О. Фрагонар А. Ван Дейк - аристократический портрет. Н. Пуссен - героический пейзаж. Ф. Хальс -групповой портрет. Ф. Снайдерс - натюрморт а б в

Дидактические единицы 4 3 4 2 l 2 4

Вариант 2

1. Екатерининский классицизм - это:

а) исторический стиль

б) историко-региональный стиль

в) направление в искусстве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) манера, творческий метод

2. Русский художник, автор знаменитого портрета М.И. Лопухиной:

а) Д.Г. Левицкий

б) В. Л. Боровиковский

в) Ф.С. Рокотов

г) А.П. Лосенко

3. Проектировщик площади св. Петра в Риме:

а) Л. Бернини

б) Ф. Борромини

в) Дж. дела Порта

г) К. Мадерна

4. Автор памятника К. Минину и Д. Пожарскому:

а) М.И. Козловский

б) Ф.И. Шубин

в) Ф.Ф. Щедрин

г) И.П. Мартос

5. В.Л. Боровиковский, Ж.Б. Грез - представители:

а) сентиментализма

б) рококо

в) классицизма

г) барокко

6. Русский художник, представитель академичес-

кого классицизма XVIII в., автор картин «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» -_____.

7. Английский гравер и живописец, создатель серий картин «Карьера мота», «Модный брак» -________.

8. Представитель английского Просвещения, ху-

дожник, создатель картин «Младенец Геркулес, удушающий змей», «Сара Сиддонс в образе музы трагедии» -_______________________________________.

9. Героический пейзаж - жанр, характерный для

стиля .

10. Последовательность развития видов натюрморта (по Б.Р. Випперу):

а) портрет («охотничий натюрморт») и бытовой жанр (“peinture de genre” Ж.Б. Шардена), интерьер (“stilleven”), “nature morte” неоклассицизма, связь с историческим жанром, пейзажный натюрморт, «живопись предметов» (П. Сезанн)

б) интерьер (“stilleven”), портрет («охотничий натюрморт») и бытовой жанр (“peinture de genre” Ж.Б. Шардена), “nature morte” неоклассицизма, связь с историческим жанром, пейзажный натюрморт, «живопись предметов» (П. Сезанн)

в) интерьер (“stilleven”), портрет («охотничий натюрморт»), “nature morte” неоклассицизма, бытовой жанр (“peinture de genre” Ж.Б. Шардена), связь с историческим жанром, пейзажный натюрморт, «живопись предметов» (П. Сезанн)

г) бытовой жанр (“peinture de genre” Ж.Б. Шардена), интерьер (“stilleven”), портрет («охотничий натюрморт»), “nature morte” неоклассицизма, связь с историческим жанром, пейзажный натюрморт, «живопись предметов» (П. Сезанн)

11. Последовательность создания произведений Х. ван Р. Рембрандта (эволюция творчества):

а) «Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына»

б) «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Святое семейство»

в) «Святое семейство», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Автопортрет с Саскией на коленях»

г) «Автопортрет с Саскией на коленях», «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», «Святое семейство»

12. Установите соответствие между художественными стилями и представителями этих стилей (напротив наименования стиля впишите соответствующую фамилию из предложенного перечня): Я. Йорданс, К. Лоррен, Ж.О. Фрагонар, Л. Бернини,

В.К. Хеда, Д. Веласкес:

Французский классицизм

Фламандское барокко

Голландское барокко

Рококо

13. Установите соответствие между произведением и автором (напротив наименования произведения впишите соответствующую фамилию из предложенного перечня): Л. Бернини, П.П. Рубенс, Ж.О. Фрагонар, Ф. Буше, Д. Веласкес, Ж.А. Ватто:

«Портрет Елены Фоурмен с детьми»

«Экстаз св. Терезы»

«Пряхи»

«Жиль»

14. Установите соответствие между автором и характерным для него жанром (напротив фамилии впишите наименование жанра из предложенного перечня): бытовой жанр, пастораль, героический пейзаж, групповой портрет, натюрморт цветочный, натюрморт охотничий:

Ф. Буше

Н. Пуссен

Ф. Хальс

В.К. Хеда

15. Театральность, идеал юности и женственности, обращение к любовным сюжетам, «галантным празднествам», пасторальным сценкам - черты, характерные для стиля (направления):

а) классицизм

б) рококо

в) барокко

г) маньеризм

16. Жанр «бодегон» («бодегонес»):

а) разновидность натюрморта «суета сует»

б) в переводе с испанского обозначает «харчевня»

в) в переводе с французского «пастушеская сцена»

17. Памятник русского классицизма (архитектор А.Н. Воронихин), собор, в котором похоронен М.И. Кутузов:

а) Петропавловский

б) Исаакиевский

в) Казанский

г) Христа Спасителя

Ключ к варианту 2

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответ б б а г а Лосенко (А. Ло-сенко, А.П. Ло-сенко, Антон Лосенко, Антон Павлович Ло-сенко) Хогарт (У. Хо-гарт, Уильям Хогарт) Рейнолдс (Дж. Рейнолдс, Джошуа Рейн-долдс) Классицизм (классицизма, французского классицизма) б

Дидактические единицы 1 3 3 3 1 3 3 3 2

Вопрос 11 12 13 14 15 16 17

Ответ а Французский классицизм - К. Лоррен. Фламандское барокко - Я. Йорданс. Голландское барокко - В.К. Хеда. Рококо - Ж. О. Фрагонар «Портрет Елены Фоурмен с детьми» - П.П. Рубенс. «Экстаз св. Терезы» - Л. Бернини. «Пряхи» - Д. Веласкес. «Жиль» - Ж.А. Ватто Ф. Буше - пастораль. Н. Пуссен - героический пейзаж. Ф. Хальс -групповой портрет. В.К. Хеда - натюрморт цветочный б б в

Дидактические единицы 4 3 4 2 1 2 4

Литература

1. Виппер, Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б.Р. Виппер. - СПб., 2005.

2. Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь: в 3 т. / В.Г. Власов. - СПб., 1995 - 1997.

3. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М., 2008.

4. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.