Научная статья на тему 'Опыт разработки смарт-библиотеки в Сибирском федеральном университете: первые итоги'

Опыт разработки смарт-библиотеки в Сибирском федеральном университете: первые итоги Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INFORMATION NEEDS / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ЧИТАТЕЛЯ / СМАРТ-БИБЛИОТЕКА / SMART LIBRARY / ОНЛАЙН-УСЛУГИ / ONLINE SERVICES / READER PERSONAL ACCOUNT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барышев Руслан Александрович

Рассматриваются итоги работы творческого коллектива Научной библиотеки Сибирского федерального университета по проекту «Умная библиотека» (Smart Library). Раскрываются особенности проекта, базовыми среди которых являются анализ информационных потребностей, интересов пользователя вузовской библиотеки и превентивное предоставление информационных ресурсов. Показан подход к автоматизированному удовлетворению потребностей читателей на основе «умных» сервисов и посредством разработки личного кабинета читателя.The article the results of the work of SFU Library and Publishing Complex scientific team during the period from 2013 to 2015 on the «Smart Library» project presents. The article reveals key features of the project including analysis of information needs, interests of a university library user and information resources preventive providing. Authors describe the approach of automated readers' needs satisfaction based on “smart” services through the development of reader personal account.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Барышев Руслан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки смарт-библиотеки в Сибирском федеральном университете: первые итоги»

Р.А. Барышев,

Сибирский федеральный университет

УДК 378.147:004

Опыт разработки смарт-библиотеки в Сибирском федеральном университете: первые итоги

О СОСТОЯНИИ БИБЛИОТЕК

Основываясь на текущих тенденциях и актуальной статистике библиотек, сегодня библиотечное дело нельзя считать перспективным направлением. За последние двадцать лет публичные библиотеки испытали массовый отток читателей, статистика многих вузовских библиотек также не вызывает оптимизма.

Несмотря на то, что библиотеки вузов находятся в выигрышном положении по сравнению с публичными, так как в них студент является потенциальным читателем, и здесь посещаемость существенно падает. Например, одну

Сибирский федеральный университет

из крупнейших библиотек страны - Научную библиотеку Сибирского федерального университета в среднем в день посещает 700 читателей при контингенте 35 000 студентов. Это в целом неплохой показатель, но тем не менее недостаточный. При этом категория преподавателей в общем числе посещений представлена единицами. Сложившаяся ситуация заставляет сотрудников библиотеки искать новые подходы к своей деятельности и пути привлечения читателей.

Публичные библиотеки стали использовать свое пространство для непрофильной в тради-

ционном смысле деятельности. Вузовские библиотеки также вынуждены совершенствовать и расширять спектр своих услуг - создавать клубы и кружки по интересам, проводить литературные акции, флешмобы и другие мероприятия.

Хотя Научная библиотека Сибирского федерального университета развивается по всем направлениям, но основной ее ресурс направлен на информатизацию процесса образования и научно-исследовательской деятельности. Наш коллектив, опираясь на известное противоречие, когда, с одной стороны, имеются огромные информационные ресурсы, а с другой, очевидна их малая востребованность, в процессе научных и творческих изысканий вышел на разработку проекта «Смарт-библиотека» (Smart Library), что в переводе с английского означает «Умная библиотека».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА

Важным направлением работы Научной библиотеки Сибирского федерального университета является изучение информационных потребностей читателей. Это позволяет более рационально использовать имеющиеся финансовые средства на формирование информационных ресурсов, а также повысить степень удовлетворенности поль-

© Барышев Р. А., 2016

РУСЛАН

АЛЕКСАНДРОВИЧ БАРЫШЕВ

кандидат философских наук, директор Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: информационные технологии, информатизация образования, библиотечное дело, управление персоналом. Автор 24 публикаций

Рассматриваются итоги работы творческого коллектива Научной библиотеки Сибирского федерального университета по проекту «Умная библиотека» (Smart Library). Раскрываются особенности проекта, базовыми среди которых являются анализ информационных потребностей, интересов пользователя вузовской библиотеки и превентивное предоставление информационных ресурсов. Показан подход к автоматизированному удовлетворению потребностей читателей на основе «умных» сервисов и посредством разработки личного кабинета читателя.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные потребности, личный кабинет читателя, смарт-библиотека, онлайн-услуги.

The article the results of the work of SFU Library and Publishing Complex scientific team during the period from 2013 to 2015 on the «Smart Library» project presents. The article reveals key features of the project including analysis of information needs, interests of a university library user and information resources preventive providing. Authors describe the approach of automated readers' needs satisfaction based on "smart" services through the development of reader personal account.

Key words: informatization of education, information needs, reader personal account, smart library, online services.

зователей [6]. Редуцирование такой задачи, как изучение потребностей читателя библиотеки, указывает на множество трудностей, поскольку сегодня нет методической основы, указывающей как выделять, описывать, систематизировать потребности читателя. Любопытно, что при этом практическая часть этой проблемы лучше проработана, так как сегодня существует ряд решений для удовлетворения типовых потребностей читателя. Речь идет о многих имеющихся сегодня сервисах удаленной работы с читателями, технологиях распределенной подачи информации и личных кабинетах. Обсуждая потребности пользователя, необходимо упомянуть о важности разделения публичных библиотек и библиотек высших учебных заведений, которые различаются не только задачами, но и основным контингентом читателей, а как следствие - и их потребностями [2].

Традиционно в научных библиотеках высших учебных заведений пользователей разделяют на три группы с учетом их информационных интересов и потребностей: - студенты;

- профессорско-преподавательский состав;

- руководящие и управленческие работники.

Распределение пользователей по группам позволяет библиотекам определять особенности информационных потребностей каждой из них.

Информационные потребности бакалавров и магистров заключаются, например, в получении:

- максимально комфортных условий для удаленной работы с ресурсами библиотеки;

- учебно-методических материалов в электронном виде;

- информации для сдачи экзамена или зачета (в этом случае читателя часто интересует только часть документа);

- информации для подготовки к государственному экзамену и выпускной квалификационной работе;

- информации о том, какие книги на руках, какие книги брали ранее и к каким электронным документам обращались;

- доступа к изменению или дополнению своих личных данных;

- перечня новых дисциплин на следующий учебный год и списка учебно-методических материалов по ним;

- возможности делать авторскую сборку фрагментов текстов из имеющихся книг («шпаргалок»).

Таким образом, в группе пользователей - студентов, как правило, преобладают потребности в учебно-методических материалах: учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, справочных изданиях.

Информационные потребности профессорско-преподавательского состава (к этой группе можно отнести и аспирантов) заключаются в предоставлении возможности:

- получения доступа к изменению или дополнению своих личных данных;

- свободного доступа студентов к рекомендованной ими учебно-методической литературе;

- вносить коррективы в список рекомендованной литературы, собранной в автоматическом режиме, имеющейся в электронном каталоге библиотеки и электронных библиотечных системах;

- формирования тематической подборки материалов и предоставлении ее студентам;

- размещения в электронном каталоге библиотеки собственных учебно-методических и научных работ;

- получения статистики обращений к своим учебно-методическим материалам, учебным программам и монографиям;

- получения коэффициента книгообеспеченности по своим курсам;

- получения данных о своих публикациях и показателях из базы данных Российского индекса научного цитирования, Web of Science и Scopus;

- получения информации о патентах (Российский индекс научного цитирования, карта науки Российской Федерации).

Итак, профессорско-преподавательский состав, занимающийся как образовательной, так и научной деятельностью, испытывает потребность в учебной литературе

и информации о научных исследованиях, в том числе и на иностранных языках.

Руководящие и управленческие работники нуждаются в информации, связанной с организацией деятельности вуза, в нормативно-правовых документах и статистических данных.

Зная и учитывая информационные потребности и интересы каждой из этих групп пользователей, в Научной библиотеке Сибирского федерального университета в 2013 году был разработан проект «Смарт-библиотека», который, являясь 1Т-сервисом, предоставляет интерактивные услуги онлайн через личный кабинет пользователя. Сервисы, доступные в личном кабинете смарт-библиотеки, определяются в зависимости от групп пользователей (студенты, преподаватели, сотрудники) и их информационных потребностей.

СМАРТ-БИБЛИОТЕКА

В центре смарт-библиотеки стоит индивидуальный читатель и его информационные потребности и интересы [3]. В этом случае основной задачей смарт-библиотеки является максимальное удовлетворение информационных потребностей читателя с использованием современных информационных технологий. Принципы обслуживания читателей:

- накопление информации о пользователе;

- анализ информационных потребностей пользователя;

- автоматическое представление информационных ресурсов пользователю на основе заранее известных потребностей [4].

В результате создается новая информационно-образовательная библиотечная среда в соответствии с потребностями пользователей.

Сегодня потребности студента и преподавателя не ограничиваются традиционными библиотечными ресурсами (книгами, ста-

тьями). Поэтому для упрощения задачи базовыми на старте были определены потребности, связанные с получением электронных информационных ресурсов по учебным дисциплинам. Учитывая варианты дальнейшего развития системы, было принято на первом этапе решение запустить проект для двух этих категорий пользователей.

В основе проекта «Смарт-библиотеки» лежит базовая схема из трех уровней, представляющих собой отражение некоторой совокупности технических решений. Каждый уровень решает специфические задачи и обладает своими уникальными наборами сервисов (рис. 1).

Базовый уровень - это основа смарт-библиотеки, первый этап ее реализации. Здесь применена технология загрузки списка литературы из рабочих планов дисциплин в личный кабинет преподавателя и студента. Преподавателю больше нет необходимости разыскивать книги для занятий в электронном каталоге библиотеки, а в случае, если книга хранится в формате PDF, то она становится доступной для загрузки сразу, без дальнейших переходов. Сервис в настоящий момент завершен, введен в опытную эксплуатацию и доступен в личном кабинете читателя библиотеки.

Ключевым элементом следующего уровня («Промежуточный уровень») станет большая активность системы. Так, в частности, при реализации этого этапа будет осуществлена автоматизированная поддержка по перечню ключе-

вых слов, тегов и метатегов, которые будут связываться c помощью специализированного плагина со словарем государственного рубрикатора научно-технической информации. Как следствие, пользователю будут загружаться информационные источники на основе его научных интересов, текущих проектов, хобби и др.

На заключительном третьем этапе предполагается запустить в работу «Интеллектуальный уровень» системы. Этот уровень находится пока в состоянии проектирования и предположительно будет включать элементы «федеративного», «дискавери» поиска. Здесь с большой долей вероятности будут интегрированы коммерческие разработки, такие как Ebsco Discovery Service или Summon. В этом конкретном случае система будет представлять собой поиск по всем ресурсам Сибирского федерального университета, а также внешним сетям и Интернету. Предыдущие уровни в данном случае будут выступать гибкими фильтрами.

По завершении проекта предполагается запустить все три уровня системы. По состоянию на конец 2015 - начало 2016 года полностью выполнены задачи базового уровня и завершается выполнение задач второго уровня.

Для визуализации этого проекта применена технология «личный кабинет читателя».

СЕРВИСЫ ЛИЧНОГО

КАБИНЕТА ЧИТАТЕЛЯ

Личный кабинет читателя - это персонализированное виртуаль-

ное рабочее пространство студента, преподавателя или сотрудника университета в закрытом доступе, в котором сервисы предоставляются согласно статусу и полномочиям пользователя [5]. В личном кабинете у пользователя имеется возможность просмотреть полный спектр предоставляемых услуг. Личный кабинет предназначен для контроля и получения информации по услугам в режиме онлайн, а также для гибкого управления набором дополнительных услуг. С помощью личного кабинета пользователь может узнать обо всех сервисах, предлагаемых Научной библиотекой Сибирского федерального университета.

Доступ в личный кабинет читателя осуществляется с сайта Научной библиотеки Сибирского федерального университета с помощью авторизации по читательскому билету. Доступ возможен из любого места, где имеется интернет-соединение. Логином является фамилия читателя, а паролем - штрих-код читательского билета (рис. 2).

Сервисы, доступные в личном кабинете, определяются в зависимости от категории пользователей, но базовый набор сервисов сохраняется независимо от квалификации посетителя (рис. 3).

Большинство сервисов являются классическими библиотечными и в целом не требуют подробного описания [1]. Поэтому рассмотрим наиболее востребованные из них.

«Мой формуляр» - содержит сведения о документах, выданных читателю из фондов подразделений, работающих в режиме автоматизированной выдачи (названия изданий, штрих-коды, даты выдачи и возврата, места выдачи, истечение срока пользования документом, а также начисление штрафов за несвоевременный возврат книг).

В личном кабинете читателя имеется ссылка «История выдачи книг», где можно отслеживать

список прочитанных пользователем книг за весь период обслуживания в Научной библиотеке Сибирского федерального университета.

Сервис, который является одним из технологических воплощений смарт-библиотеки, называется «Литература по читаемым дисциплинам» для профессорско-преподавательского состава, а если пользователь квалифицирован как обучающийся - «Рекомендованная литература». Для преподавателя в этом разделе представлена литература, автоматически выгруженная из электронного каталога с помощью фильтрации по каждой конкретной дисциплине, на основе данных рабочей программы дисциплины. Студент в своем разделе видит список изданий, которые рекомендуют преподаватели по всем дисциплинам на текущий учебный год.

В разделе «Мои публикации» преподаватель Сибирского федерального университета может посмотреть перечень своих работ, опубликованных в высокорейтинговых журналах, входящих в базы данных Scopus и Web of Science, а также авторских публикаций в базе данных Российского индекса научного цитирования.

Существуют разделы, показывающие все издания преподава-

< > Логин:

СИ БэОина

н— S Пароль:

!—

LU з: s LÜ <

ВХОД

Ш S КАК СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

с;

Рис. 2. Вход в личный кабинет читателя

теля, находящиеся в электронном каталоге Сибирского федерального университета, оформление заказа на издание по межбиблиотечному абонементу. Читателю предлагается также «Руководство пользователя», «Проверка работы системой антиплагиат» и раздел «Статистика». Последний интересен тем, что на базе автоматизированной библиотечной информационной системы ИРБИС разработана система для формирования статистики обращаемости к полнотекстовым ресурсам Сибирского федерального университета, интегрированная в интернет-плагин Google Earth, где можно посмотреть ло-

... Г(мс<»

Рис. 3. Личный кабинет читателя Научной библиотеки Сибирского федерального университета

кации, откуда был запрос к документам автора.

В 2012-2013 годах на первых этапах работы было изучено более ста публикаций, в основном зарубежных ученых, поскольку тема «умных библиотечных сервисов» и категория «умных библиотек» в России оказались практически не проработаны. При анализе обнаружилось, что в западных странах термин «смарт-библиотека» представлен очень широко: от понимания под ним типового сетевого взаимодействия до предположений о тотальной инсталяции сервисов библиотек в городскую среду [7].

За последние три года команде из Сибирского федерального университета удалось разработать уникальный проект, с помощью которого создается новая библиотечная среда, интегрированная в информационно-обра-

Научная библиотека Сибирского федерального университета

зовательное пространство университета и обеспечивающая качественное информационное

сопровождение учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышев Р.А., Бабина О.И. Сервисы личного кабинета научной библиотеки Сибирского федерального университета для преподавателя и студента // Библиосфера. 2015. № 4.

2. Барышев Р.А., Цибульский Г.М., Бабина О.И., Пиков Н.О. К проблеме целевого обслуживания пользователя электронной библиотеки вуза // Философия образования. 2014. № 4.

3. Басамыгина И.Н., Апанасенко А.А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: науч.-практ. пособие. М., 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Нуен Три Хим Зунг. Информационные потребности пользователей вузовских библиотек в условиях модернизации системы высшего образования Социалистической Респу-

блики Вьетнам // Вестник МГУКИ. 2013. № 3.

5. Ушакова О.Б. Личный кабинет пользователя вместо электронного формуляра: первые шаги к гибкому управлению услугами // Электронные ресурсы и технологии библиотек: современные решения, инновации, возможности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2014.

6. Цветочкина И.А., Барышев Р.А., Бабина О.И. Формирование электронных информационных ресурсов в рамках информационно-образовательного пространства вуза // Высшее образование сегодня. 2015. № 7.

7. Baryshev R.A., Babina O.I., Zakharov P.A., Kazantseva V.P., PikovN.O. Electronic Library: Genesis, Trends. From Electronic Library to Smart Library // Siberian Federal University Journal. Se^: Gumanitarnye nauki. 2015. Vol. 8. No 6.

LITERATURA

1. Baryshev R.A., Babina O.I. Servisy lichnogo kabineta nauchnoj biblioteki Sibirskogo federal'nogo universiteta dlja prepodavatelja i studenta // Bibliosfera. 2015. № 4.

2. Baryshev R.A., Cibulski G.M., Babina O.I., Pikov N.O. K Probleme celevogo obsluzhivaniya polzovatelya elektronnoj biblioteki vuza // Filosofiya obrazovaniya. 2014. № 4.

3. Basamygina I.N., Apanasenko A.A. Marketing kak tehnologija upravlenija sovremennoj bibliotekoj: nauch.-prakt. posobie. M., 2009.

4. Nuen Tri Him Zung Informacionnye potrebnosti pol'zovatelej vuzovskih bibliotek v uslovijah modernizacii sistemy vysshego obrazovanija Socialisticheskoj Respubliki V'etnam // Vestnik MGUKI. 2013. № 3.

5. Ushakova O.B. Lichny kabinet polzovatelya vmesto elektronnogo formulyara: pervye shagi k gibkomu upravleniyu uslugami // Elektronnye resursy i texnologii bibliotek: sovremennye resheniya, innovacii, vozmozhnosti: materialy Vseros. nauch.- prakt. konf. Krasnoyarsk, 2014.

6. Cvetochkina I.A., Baryshev R.A., Babina O.I. Formirovanie elektronnyh informacionnyh resursov v ramkah informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza // Vysshee obrazovanie segodnja. 2015. № 7.

7. Baryshev R.A., Babina O.I., Zakharov P.A., Kazantseva V.P., Pikov N.O. Electronic Library: Genesis, Trends. From Electronic Library to Smart Library // Siberian Federal University Journal. Serija: Gumanitarnye nauki. 2015. Vol. 8. No 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.