Научная статья на тему 'Опыт разработки и сертификации туристского маршрута в пригороде Владивостока'

Опыт разработки и сертификации туристского маршрута в пригороде Владивостока Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
301
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и сертификации туристского маршрута в пригороде Владивостока»

ЛЛ.Руденко,

кандидат технических наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности ДВГАЭУ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И СЕРТИФИКАЦИИ ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА В ПРИГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКА

Туристская отрасль Приморского края в настоящее время ориентирована в основном на выезд российских граждан за границу. Организацией внутреннего туризма, базирующегося на разнообразных природных и социально-экономических ресурсах нашего края, занимается не более 10 туристских фирм из 180 зарегистрированных в комитете по туризму администрации Приморского края. Потребность жителей г. Владивостока в кратковременном организованном отдыхе остается неудовлетворенной. В этих условиях становится актуальной задача создания методики формирования туристского маршрута, его разработка и документальное оформление (сертификация).

На основании созданной методики был разработан туристский маршрут "Экскурсия к вершине Берегового Хребта", оформлены документы для его сертификации и получено официальное заключение с предоставлением права реализации этого туристского продукта туристской фирме "Пилигрим" при кафедре организации предпринимательской деятельности ДВГАЭУ.

Сертификация туристских услуг проводится по "Правилам сертификации туристских услуг", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 1994 г., а общее руководство всеми работами по сертификации возложено на Центральный орган системы сертификации - Госкомитет РФ по физкультуре и туризму. В Приморском крае эту работу проводит Дальневосточный региональный центр сертификации туристских услуг при Комитете по туризму администрации Приморского края.

Системой сертификации предусмотрено выполнение следующих задач:

- оценка мастерства исполнителя (для маршрутов, походов и прочее);

- оценка процесса предоставления услуги (путешествия по маршруту);

- аттестация туристских предприятий (гостиницы, мотели, кемпинги и другие);

- сертификация системы качества для туристских предприятий.

Правовым средством управления качеством выступает стандартизация.

Для туристских предприятий требования по безопасности услуг устанавливаются в стандартах, санитарных нормах и правилах, которые утверждаются контролирующими органами Государственного управления РФ. Данные правила и стандарты разрабатываются в соответствии с Законом РФ "О стандартизации" и ГОСТом 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания".

Методика формирования внутреннего туристского маршрута состоит из нескольких самостоятельных, но взаимосвязанных разделов:

- проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение спроса;

- предварительное изучение района маршрута;

- определение вида маршрута;

- разработка программы обслуживания;

- определение основных контролируемых характеристик качества маршрута;

- анализ проекта.

\

Создание нового маршрута - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Организация туристического маршрута начинается с его подготовки. Чем лучше продуман и подготовлен маршрут, тем интересней и легче проходит поход или экскурсия. При организации туристического маршрута следует учитывать особенности его проведения, которая находится в прямой зависимости от состава группы, физической и психологической подготовки ее участников, технического и материального обеспечения.

Работа над новым маршрутом начинается с четкого определения цели. Это позволяет авторам маршрута более организованно вести работу в дальнейшем.

Государственный комитет по статистике РФ определил цели поездок туристов как деловые, организованный туризм, частные поездки и поездки с целью обслуживания транспорта. Существует следующая классификация целей:

- туризм традиционный (познавательный);

- возрастной (школьники, студенты и молодежь, пожилые люди);

- туризм со специализированными интересами (театры, выставки и др.);

- туризм активный (сплав по рекам, альпинизм, скалолазание и др.);

- охотничий и рыболовный туризм;

- научный туризм и др.

Для каждого маршрута наряду с целью определяются его задачи, а также вид и форма проведения маршрута. Классификация видов и форм туристических маршрутов осуществляется по:

1) степени организованности маршрута (на плановый, то есть заранее организованный и намеченный туроператором маршрут; самостоятельный, то есть неорганизованный, выбранный самостоятельно участниками маршрута);

2) сезонности (определяется временем его проведения - зимой, летом или в межсезонье. По сезонности действия выделяются круглогодичные маршруты и маршруты сезонные, действующие в определенные сроки, например, рыбалка, охота и так далее);

3) способу передвижения (активные, с помощью различного рода транспортных средств, комбинированные и без передвижения вообще);

4) продолжительности действия (кратковременные, многодневные);

5) виду трассы:

- линейные начинаются в одном пункте (пункте отправления), а заканчиваются в другом (пункте прибытия);

- кольцевые начинаются и заканчиваются в одном пункте, то есть пункт отправления и прибытия совпадают;

- радиальные предполагают движение по разным направлениям из одного пункта;

- комбинированные;

6) содержанию:

- отдых на морском побережье (парусный, буерный, водномоторный, подводный, воднолыжный спорт, а также тренировочные занятия);

- зимний отдых в горах (ориентированный преимущественно на 17 занятий: альпинизм, горнолыжный спорт, а также тренировочные занятия);

- отдых на природе (конный и пешеходный туризм, работа на ферме, рыбная ловля, плавание на плотах, спелеология, участие в восстановлении памятников и объектов культурно-исторического значения, пчеловодство, археология и ряд других);

- участие в культурно-спортивных мероприятиях (кино и музыкальные фестивали, спортивные состязания);

- знакомство с искусством и народными промыслами в месте пребывания, включая такие виды занятий как курсы по песенному творчеству, ознакомление с

блюдами национальной кухни, дегустация вин, участие в религиозных праздниках и ряд других;

7) технической сложности (делятся на категорийные и некатегорийные).

На подготовительном этапе проектирования внутреннего туристского маршрута проводится его экспедиционное обследование. В ходе его выясняются подробные данные о маршруте, его протяженности и продолжительности, перечень отдельных этапов маршрута с различными способами передвижения. На основании полученных материалов обосновывается выбор именно данного маршрута, устанавливается график движения и техническое описание всех участков трассы. Особое внимание уделяется описанию мер по обеспечению безопасности, возможным экстремальным ситуациям, способам ориентирования в условиях ограниченной видимости, радиологического состояния маршрута. В отчете приводится список литературы и других источников информации, использованных при подготовке экспедиции, а также список личного и группового снаряжения, рекомендации по комплектованию снаряжения и инвентаря, рациону питания в походе, массе продуктов и снаряжения на группу и на одного участника.

В разделе экономического обоснования маршрута приводится смета расходов на прохождение маршрута, расписание работы транспорта, узлов связи, расположения пунктов медицинского обслуживания.

Пакет документов разрабатываемого маршрута содержит также обзорную карту района маршрута с нанесенными условными обозначениями (трассы маршрута, запасных вариантов маршрута, укрытий, пунктов медицинской помощи, пунктов связи, фотографии, зарисовки), характеризующие участки маршрута, природу, достопримечательности района.

Результатом проектирования туристского маршрута являются следующие технологические документы: технологическая карта маршрута, контрольный текст маршрута, портфель экскурсовода, схема, его паспорт и программа обслуживания туристов.

Идея организации маршрута к вершине Берегового хребта базировалась на наличии интересной познавательной информации о растительном покрове в районе бухты Лазурной Уссурийского залива Японского моря, а также на возможности использования транспортных средств, необходимость в которых вызвана отдаленностью района от города, а также связана С желанием предоставить участникам маршрута более высокий качественный уровень обслуживания.

Цель маршрута - получение участниками похода новых краеведческих знаний, активный отдых в течение одного светового дня, улучшение здоровья, приобретение навыков походной жизни.

Основные задачи маршрута:

- удовлетворение желания участников в познавательной информации, касающейся флоры и фауны Приморского края;

- предоставление возможности каждому из участников ошутить мир гармонии человека с природой;

- проведение пешеходного тренинга для снятия психического напряжения трудовой недели и получения физической оздоровительной нагрузки.

Данный вид туристического маршрута по своему содержанию был определен как отдых на природе в сочетании с получением краеведческой информации. Особенности дорожно-тропиночной сети в районе маршрута предопределили его кольцевой характер. По способу передвижения был избран комбинированный маршрут, сочетающий в себе передвижение на транспорте и пешком; по сезонности действия - круглогодичный (наиболее опасное время для его проведения - период с апреля по октябрь, связанный с риском заражения клещевым энцефалитом). Продолжительность маршрута - 8 часов (в том числе на прохож-

дение 12-километровой пешей части маршрута - 6 часов). Его общая протяженность - 62 км. Так как данный маршрут по технической сложности относится к некатегорийным, в нем могут участвовать лица в возрасте старше 7 лет без верхнего возрастного порога.

Туристический маршрут "Экскурсия к вершине Берегового Хребта" начинается от здания ДВГАЭУ. Перед посадкой в автобус руководитель группы предоставляет экскурсантам необходимую информацию по содержанию маршрута, проводит инструктажи: по технике безопасности, правилам поведения в автобусе, на маршруте и на территории Океанского заказника.

Во время переезда автобусом от начального пункта маршрута до бухты Емар (к началу пешей части маршрута) экскурсовод обращает внимание туристов на наиболее интересные, достопримечательные объекты, которые встречаются во время поездки. В районе бухты Емар руководитель группы проводит участников через жилой массив к началу пешей части маршрута. В самом начале пешей части маршрута туристы, проходя по "горизонтальному коридору", обращают внимание на почвенные срезы, видят результат антропогенного воздействия человека на природу.

Между Береговым Хребтом и Богатой Гривой вблизи пешеходной части маршрута в сторону автомобильной трассы проходит проселочная дорога протяженностью 2 км. В случае чрезвычайного происшествия или серьезной травмы участника она может быть использована как запасной вариант маршрута.

Руководитель группы рассказывает о том, что склоны Берегового Хребта покрыты типичным для южного Приморья хвойно-широколистным лесом; удивительная природа Приморского края сочетает в себе северные и южные элементы: здесь можно встретить северянку-пихту, ель, сосну, кедры. По соседству с ними произрастают, например, субтропические деревья - амурский бархат, который называют также пробковым деревом; рядом с березой и рябиной -маньчжурский орех; вместе с кленами - ильм, монгольский дуб, тис, аралия, а также стройное дерево чозения.

При подъеме по гриве Берегового Хребта экскурсантам открывается чудесный вид на "Орлиный Коготь" (вершину Богатой гривы) и Богатинское водохранилище. На первый основной подъем отводится в среднем 50-60 минут. Далее, после небольшого спуска, на который понадобится 15-20 минут времени, экскурсанты совершают второй подъем непосредственно к вершине Берегового Хребта. У ее подножия руководитель группы предупреждает экскурсантов о правилах подъема по скалистым участкам и о факторах риска на этом заключительном отрезке первой половины маршрута. После восхождения на самую высокую (409 метров над уровнем моря) точку Берегового Хребта взору туристов открывается панорама западного и южного побережья Уссурийского залива и долина р. Богатой.

Перед возвращением руководитель группы еще раз напоминает о правилах, которые туристы обязаны соблюдать при спуске с вершины. У подножия Берегового Хребта туристам предоставляется свободное время (1 час), которое они используют для приема пищи. Экскурсовод выбирает место, защищенное от ветра и прямых солнечных лучей, и предупреждает туристов о том, что на территории заказника запрещается разводить костры, а остатки пищи и мусор необходимо уносить с собой.

Обратный путь экскурсанты проходят по той же линии Берегового Хребта. Несмотря на кажущееся однообразие - обратный путь не менее интересен. Возвращаясь по той же тропе экскурсанты совершенно иначе воспринимают окружающие природные достопримечательности, их внимание обращается на те интересные объекты, которым не уделялось должного значения в начале мар-

шрута. Проходя одни и те же участки трассы туристы отметят для себя постоянно изменяющуюся цветовую гамму растительности (в зависимости от расположения солнца и направления движения).

Обратный путь пешей части маршрута заканчивается у остановки автобуса "б. Емар". От этой точки маршрута экскурсанты в сопровождении руководителя группы (экскурсовода) доезжают на автотранспорте до конечного пункта маршрута (здание ДВГАЭУ). Во время обратного пути экскурсантам предлагаются анкеты-отзывы и каждый из них при желании высказывает свое мнение о качестве предоставленных услуг. По завершении маршрута руководитель группы, прощаясь с экскурсантами, подчеркивает оздоровительную, познавательную, общеукрепляющую роль активного отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.