Научная статья на тему 'Опыт разработки и реализации проекта развития особо значимой аграрной территории'

Опыт разработки и реализации проекта развития особо значимой аграрной территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Роговский Е. И., Миненко А. В., Романов М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и реализации проекта развития особо значимой аграрной территории»

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ОСОБО ЗНАЧИМОЙ АГРАРНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Е.И. Роговский, д.э.н., дир. Алтайского фил. ОАО «Россельхозбанк», А.В. Миненко, к.э.н., ст. науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства, М.Н. Романов, консультант ИК «Компания БКС»

Выбор целей инвестиционного регулирования достаточно сложный процесс. В Алтайском крае приоритетные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в агропродо-вольственном секторе (АПС) определяются региональными органами законодательной и исполнительной власти.

Важными направлениями воздействия органов власти края на инвестиционную деятельность в АПС являются элементы бюджетного, налогового, страхового и кредитно-банковского регулирования, которые, в свою очередь, образуют финансово-кредитную систему АПС, т.е. участвуют в финансово-кредитном обслуживании агропромышленного производства и социальной сферы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Результаты проведенного исследования показали, что основные показатели в области регулирования инвестиционной деятельности в АПС Алтайского края выполняются. По данным Главного управления экономики и инвестиций, в сельском хозяйстве сохранилась положительная динамика развития и в 2009 г.

Основная задача инвестиционной деятельности краевых властей закрепить положительные тенденции и, совместно с органами управления АПС муниципальных образований осуществить меры по наращиванию объёмов производства сельскохозяйственной продукции, снижения её себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности, а также повышение эффективности использования земли.

Инвестиционная деятельность в АПС Алтайского края представляет собой один из элементов интегральной инфраструктуры комплекса, опосредующий процессы аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, формирования и движения капитала между субъектами и сферами АПС в целях обеспечения непрерывности агропромышленного производства и развития социальной сферы села.

Однако, несмотря на результативность мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, в развитии регулирования инвестиционной деятельности в АПС есть целый ряд проблем, которые пока не удается решить даже путем принятия программ развития и поддержки АПС региона. Кроме того, эти проблемы продолжают носить системный нарастающий характер, и при отсутствии комплексного подхода к решению этих проблем ситуация будет обостряться и не позволит обеспечить конкурентоспособность продукции алтайских товаропроизводителей, а также повысить качество жизни сельского населения края.

По нашему мнению, более практический аспект будет иметь идея придания в рамках Федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации» соответствующего статуса особо значимой аграрной территории Алтайскому краю. Впервые она была предложена губернатором края на первом всероссийском сельском сходе, проходившем в крае в начале 2008 г. Затем концепция создания таких территорий прошла серьезное обсуждение в Министерстве сельского хозяйства и Правительстве РФ. Продолжением этой работы стало рассмотрение концепции разработанного на Ал-

тае Федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в РФ» в комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. Проект закона одобрен Институтом США и Канады РАН и сейчас находится в стадии доработки. Примечательно, что в большинстве развитых стран мира формирование региональной специализации зон, наиболее благоприятных для развития жизненно важных видов сельхозпродукции и отраслей, является главнейшим принципом модернизации АПС. Например, в США, демонстрирующих первенство на мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия, специализация отдельных штатов и регионов в производстве сельхозпродукции - важнейший фактор интенсификации сельскохозяйственного производства. Такой подход обеспечивает сокращение производственных издержек, высокую производительность труда, специализацию и концентрацию производства, рациональное и экологичное использование производственных ресурсов. В рамках алтайского края концепция реализации данной программы получила название «Комплексное развитие Алтайского При-обья». Принятие данной программы, по нашему мнению, позволит создать качественно новые условия для совершенствования осуществления инвестиционной деятельности в АПС как со стороны государства, так и со стороны крупных частных инвесторов. Реализация мероприятий по развитию данного проекта соответствует приоритетам, обозначенным на уровне Правительства Российской Федерации, в том числе разрабатываемой Концепции социальноэкономического развития России до 2020 г.

В рамках проекта в крае уже реализуются очень крупные инвестиционные проекты, а именно: ООО «Западное» Ключевского района - строительство II очереди животноводческого комплекса с общим содержанием 4000 голов коров и 6000 голов молодняка КРС - 2,83 млрд руб.; ООО «Алтайский бройлер» птицеводческий комплекс мощностью 63 тыс. т мяса бройлеров в год II этап - 3,75 млрд руб.; ООО «Алтаймясопром» Тальменский район - строительство свиноводческого комплекса мощностью 31,4 тыс. т - 3,5 млрд руб.

Реализация данных проектов осуществляется на условиях частно-государственного партнерства вместе с всесторонней государственной поддержкой на всех этапах реализации инвестиционных проектов. Решение задач по выполнению производственного плана реализации проекта развития «Особо значимой агарной территории Алтайского Приобья» невозможно без поэтапного повышение уровня развития технологической и технической базы, а также современных методик повышения квалификации кадров для АПС. В настоящее время высокие производственные издержки при производстве сельскохозяйственной продукции вызваны значительным моральным и техническим износом основных фондов сельскохозяйственных производителей. Кроме того, даже если у производителя или переработчика продукции есть возможность обновить свой технический парк, он неизбежно сталкивается с проблемой его последующего сервисного обслуживания.

Механизм реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья (КРАП)» до 2025 г. основан на положениях действующего и вновь принятого законодательства Российской Федерации, Алтайского края и методологии решения актуальных проблем социально-экономического развития на основе рационального сочетания федеральных, краевых, муниципальных, частных и корпоративных интересов. В частности, механизм реализации предусматривает использование всех методов воздействия: нормативно-правового регулирования, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, организационной и информационной поддержки.

Несмотря на кардинально новый подход к решению основных проблем в области развития АПС региона, в проекте реализации программы, по нашему мнению, не хватает некоторых важных основных положений, которые будут способствовать решению потенциальных проблем, которые возникнут при ее реализации.

Во-первых, в проекте не учтен комплексный механизм работы ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья». Предполагается, что работа агентства будет выстроена на взаимодействии только с крупными инвесторами, которые будут реализовывать крупномасштабные краевые инвестиционные проекты. Получается, что средние и мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители и переработчики продукции сельского хозяйства выпадают из поля действия ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья».

Во-вторых, в проекте предусматривается создание на территории Алтайского края зерновой биржи. Но для ее создания должна иметься необходимая инфраструктура биржевой торговли. Создание крупной сети из торговых площадок, базисов поставки, условий надзора и расчета исполнения условий поставки - всё это влечет к крупным расходам и не одному году поэтапного создания современной инфраструктуры реализации продукции АПС в Алтайском крае. Кроме этого, будет трудно конкурировать с развитой биржевой инфраструктурой ЮФО, где уже давно реализация продукции АПС осуществляется через биржевые площадки.

В-третьих, в большинстве случаев биржа ассоциируется с проведением государственных закупочных зерновых интервенций. Между тем функции зерновой биржи, например ЗАО «НТБ» и оАо «МФБ»,

включают в себя гораздо больше инструментов. А государственные интервенции - всего лишь часть методов стимулирования рынка в реализации ее через биржевую торговлю. Кроме того, практика реализации государственных закупочных или товарных интервенций свидетельствует о непроработанности данного механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. По своей сути, интервенции превратились в обыкновенные биржевые торги, где государство не устанавливает цену для ее регулирования, а покупает по рыночной цене и практически не влияет на ход торгов.

В-четвертых, не определены структура ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского При-обья», его функции и полномочия; не решена основополагающая проблема регулирования инвестиционной деятельности - создание принципиально нового института управления массовыми инвестиционными потоками в Алтайском крае. Фактически с агентством будут работать только администрация Алтайского края, Правительство РФ и инвесторы. Конечной заинтересованной стороны инвестиционной деятельности в данной структуре нет. А между тем сельскохозяйственный товаропроизводитель или крупный переработчик сельскохозяйственного сырья как потребитель инвестиций не меньше остальных заинтересован в своем участии на всех этапах оценки привлекательности его как объекта инвестиций.

И еще один фактор, который, по нашему мнению, является необходимым в концепции проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», - это разработка отдельной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестиций в АПС Алтайского края. Каким образом будут отбираться инвестиционные проекты для их реализации, непонятно. По какой методике проводить эффективную оценку кредитоспособности и инвестиционной привлекательности заемщика при презентации его инвесторам или банкам? Становится очевидным, что необходимо создание индивидуальной системы оценки потенциальных объектов инвестирования для составления общей картины инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций Алтайского края.

Все эти мероприятия должны найти свое отражение в создаваемой инвестиционной инфраструктуре края, тем более что в Алтайском крае существуют множество предпосылок для развития инвестиционной деятельности в агропродовольственном секторе.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА «АГРОФИРМЫ КОЗОН»

ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Ефимова, к.э.н., зав. отд., Е.В. Ефимова, к.э.н., ст. науч. сотр. Псковского НИИ сельского хозяйства

В Псковской области сельские территории охватывают 53% всех ее земель. Большинство из них характеризуются отсутствием рабочих мест, низкими доходами и вымиранием постоянного сельского населения, заброшенностью сельхозугодий, нарушением экологии несанкционированными свалками.

Обеспечивать занятость сельского населения особенно там, где перестали функционировать сельскохозяйственные предприятия, снижать сельскую бедность необходимо путем развития несельскохозяйственных видов деятельности. К одним из таких направлений относится переработка сельскохозяйственной продукции.

Для одной из типичных сельских территорий с целью обеспечения устойчивого развития сельского сообщества нами разработан бизнес-план инвестиционного проекта на базе ООО «Агрофирмы «Козон» Псковского района Псковской области, расположенной в 25 км от г. Пскова. Бизнес-план разработан с использованием методических рекомендаций Россельхозбанка и Сбербанка РФ. Он включает разделы: общие данные, сущность проекта, анализ положения дел и рынков сбыта в отрасли, организационный и финансовый планы, оценка рисков проекта.

ООО «Агрофирма Козон» имеет в собственности 166 га пашни, помещение молочного завода, склады, ферму, трактора и сельхозтехнику, жилые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.