Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования регионального рынка зерна: теоретический и практический аспекты'

Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования регионального рынка зерна: теоретический и практический аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Мешков Николай Васильевич

Раскрыты теоретические и практические аспекты совершенствования организационной структуры и экономического механизма функционирования регионального рынка зерна, показаны проблемы функционирования рынка зерна Алтайского края и роль отдельных организационных структур в этом процессе, определены основные направления совершенствования экономического механизма регионального рынка зерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF THE REGIONAL GRAIN MARKET'S OPERATION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

Theoretical and practical aspects of improvement of organizational structure and economic mechanism of the regional grain market's operation are revealed, the problems of the Altai Region's grain market's operation and the role of specific organizational structures in that process are presented; the main directions of the regional grain market's economic mechanism improvement are identified.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования регионального рынка зерна: теоретический и практический аспекты»

стью кредитной политики по отношению к аграрному сектору должны стать меры государственного воздействия на привлечение кредитных ресурсов в сферу восстановления и ремонта технических средств сельскохозяйственных предприятий.

Библиографический список

1. Алферьев В.П. Развитие рынка техники в сельском хозяйстве / В.П. Ал-

ферьев, А.В. Федотов / / Техника и оборудование для села. 2006. № 5.

С. 8-11; № 6. С. 10-13; № 7. С. 6-10.

2. Хицков И.Ф. Машинно-технологическое обеспечение АПК / И.Ф. Хицков // Техника и оборудование для села. 2006. № 1. С. 6-9.

3. Баетова М.Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве / М.Т. Баетова / / Аграрная наука. 2006. № 4. С. 12-14.

УДК 334.75 (571.15) Г.М. Гриценко,

Н.В. Мешков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗЕРНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Региональный рынок зерна является организационной основой всего зернового рынка страны. Неурегулированность экономических отношений именно на этом территориальном сегменте приводит к снижению обеспеченности экономики стратегически важной продукцией, а населения — продуктами питания, в итоге — продовольственной безопасности страны.

Уровень предложения на рынке зерна Алтайского края с началом реформ резко снизился. Если в 1981-1990 гг. среднегодовое производство зерна во всех категориях хозяйств составляло более 5 млн т, то за 1991-2003 гг. при 90% сохранения зернового клина оно уменьшилось до 3,5 млн т. А потребности в зерне растут и продукция эта востребована рынком. Дефицит алтайского зерна сохраняется в течение последних 5-6 лет на уровне 1,5-2 млн т в год. Падение уровня интенсивности зернового хозяйства явилось главной причиной снижения качества зерна при урожайности зернового поля до 1,4 т/га.

В Алтайском крае зерно производят как самостоятельно хозяйствующие субъекты (сельхозпредприятия и фер-

мерские хозяйства), так и интегрированные структуры, занимающиеся помимо этого переработкой и доведением хле-бопродукции до конечного потребителя (табл. 1).

В 2004-2006 гг., не взирая на определенный рост производства зерна, значительного повышения уровня предложения от отечественных товаропроизводителей не произошло. Объясняется это, во-первых, неурегулированностью экономических отношений между субъектами регионального рынка зерна, с одной стороны, производящими зерно, с другой — формирующими его инфраструктуру; во-вторых, отсутствием обоснованной и четко обозначенной зерновой политики государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Первопричины у последнего фактора три: изменение форм собственности у всех субъектов рынка зерна, добровольный уход с этого рынка государства в начале реформ и отсутствие четкого теоретического обоснования организационных и экономических основ функционирования регионального рынка зерна, условий взаимодействия его субъектов.

Таблица 1

Наличие интегрированных структур в сельском хозяйстве Алтайского края

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Количество сельхозпредприятий, вошедших в объединения Площадь сельхозугодий, взятых в аренду

1. ОАО «Мельник», г. Рубцовск 5 Всего сельхозугодий — 56,2 тыс. га, в т.ч. пашни — 39 тыс. га

2. ОАО «Бурлинский элеватор» 4 Всего сельхозугодий — 44,7 га, в т.ч. пашни — 35 тыс. га

3. ОАО «Повалихакомбикорм» 3 Пашня — 11,5 тыс. га

4. ОАО «Алескзернопродукт» 1 Пашня — 11, 5 тыс. га

5. ОАО «Ключевский элеватор» 2 Пашня 14 тыс. га.

6. ОАО «Коротоякский элеватор» 2 Пашня 10 тыс. га.

7. ОАО «Славгородский молочный комбинат», г. Славгород 7 Пашня — 44 тыс. га.

8. ОАО «Алтаймолпром» 1 Пашня — 4 тыс. га

9. Михайловский молзавод 1 Пашня — 8,8 тыс. га

10. ОАО «Лакт», г. Барнаул 1 Пашня — 1,68 тыс. га.

11. ООО «Агрофирма Родино-Холдинг». 4 Всего сельхозугодий 46,6 тыс. га, пашня — 40,45 тыс. га.

12. ОАО «Бийский маслоэкстракционный завод», г. Бийск 3 Пашня — 18 тыс. га

13. ООО «Интер», г. Барнаул, 3 Пашня — 14 тыс. га

14. ОАО «Курьинский маслосырзавод» 1 Пашня — 10 тыс. га

15. Ассоциация перерабатывающих предприятий Алтайского края 3 Пашня — 8,5 тыс. га

16. ООО АПК «ДЭОС» (Деловое экономическое объединение сельхозпроизводителей) 9 Пашня — 54 тыс. га

ВСЕГО 50 324,4 тыс. га

Многие авторы ищут причины сложившихся на региональном зерновом рынке проблем и предлагают механизмы их решения. Наиболее основательные работы в этой области ведутся во ВНИИЭСХ. Но в основном решение проблем авторы находят в государственном регулировании этого сегмента продовольственного рынка страны. И с этим трудно не согласиться. Роль государства здесь настолько значима, что в проведенных исследованиях все время идет подмена некоторых понятий. В частности, воспринимая государство как основного оператора и координатора зернового рынка и не отрицая влияния на этот рынок механизмов саморегулирования, авторы стирают грань между экономическим механизмом функционирования рынка зерна вообще и экономическим механизмом государственного регулирования этого рынка [1, с. 364; 7], что подвигло нас выяснить, чем же отличаются эти категории.

Организационно-экономический механизм регионального рынка зерна мы рассматриваем как совокупность субъектов, имеющих единую цель — обеспе-

чение населения территории хлебопродуктами, а промышленности — зерном, зерно и хлебопродуктами необходимого качества, и регулирующих их поведение механизмов саморегулирования и целенаправленного воздействия органов федерального и регионального управления и местного самоуправления.

Его организационная структура формируется из совокупности субъектов всех видов деятельности, производящих и перерабатывающих зерно, зерно- и хлебопродукты, способствующих его продвижению по рынку от производителя к посреднику и конечному потребителю (рис. 1).

Организационная структура формируется на двух уровнях: — первичный рынок

— сфера товарно-денежных операций, в процессе которых сельхозпредприятия реализуют произведенные ими зерно предприятиям, организациям и фирмам, которые, как правило, не занимаются переработкой зерна, а осуществляют его подработку, хранение, формирование товарных партий определенного назначения, после чего проводят продажу переработчикам. Его структура во мно-

гом определяет степень развитости всего регионального зернового рынка и направления его развития; и вторичный — сфера, в которой большое количество посредников, ставших собственниками зерновых ресурсов на первичном рынке, выступают в качестве продавцов, а поку-

Зернопроизводители

■ Сельхозпредприятия и организации______________________

■ Крестьянские (фермерские) хозяйства

спрос

Инфраструктура регионального рынка зерна

услуги

■ Финансово-кредитные учреждения, занимающиеся товарным и денежным кредитованием

■ Налоговые службы

■ Органы стандартизации и контроля качества

■ Государственная хлебная инспекция

■ Транспортные службы

■ Информационно-консультационные службы

■ Страховые компании

■ Маркетинговые и рекламные агентства

пателями — различные перерабатывающие предприятия либо следующие посреднические структуры. На практике между ними нет четкой границы, в каждом сегменте первичного рынка есть и свои специфические участники вторичного рынка и общие.

продукция

предложение

Потребители зерна и зернопродукции

■ Предприятия и организации, обслуживающие движение зернового потока — хранением, подработкой зерна и зернопереработкой (зернохранилища, элеваторы, Федеральное агентство продовольствия)

■ Предприятия и организации, занимающиеся скупкой и продажей зерна (оптовые посредники, биржевые структуры, сбытовые кооперативы)

■ Заготовительные организации, действующие на рынке от имени спецпотребителей (муниципальных районов, администраций регионов, армии и социальных учреждений)

Организационно-правовые формы взаимодействия субъектов рынка

■ Ассоциации, холдинги, кооперативы хозяйствующих субъектов

■ Общественные объединения (соглашения, союзы, торгово-промышленные палаты, объединения муниципальных образований и др.

Рис. 1. Организационный механизм регионального рынка зерна

Экономический механизм функционирования регионального рынка зерна мы рассматриваем как отношения между его субъектами, возникающие в процессе движения товаропотоков от зернопроизводителей к потребителям хлебопродукции. Его цель — взаимовыгодное партнерство и относительно справедливое распределение выручки от реализации конечной продукции между субъектами рынка, позволяющее зернопроизводителям обеспечить расширенное воспроизводство, стимулирующее повышение качества и минимизацию цены конечной продукции на основе сочетания ценового саморегулирования и активного воздействия государства. Основными его элементами являются цена и маркетинговые технологии, воздействующие на поведение субъектов (рис. 2).

Задача организационно-экономического механизма функционирования регионального рынка зерна — обеспечение оптимальных условий для получения наивысшей эффективности их деятельности

за счет гарантированного сбыта зерна, организации доступной и эффективной инфраструктуры рынка, стимулирования спроса на зерно, зерно- и хлебопродукты, осуществления региональной ценовой, ассортиментной и сбытовой политики.

Организационную основу государственного регулирования на рынке зерна Алтайского края составляет КГУП «Ал-тайагропрод» — государственный агент администрации края по поставкам продукции для региональных и государственных нужд (рис. 3).

Для регионального рынка зерна Алтайского края характерными чертами являются: сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта (рис. 4), значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые

условия, значительная доля бартерных операций и слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальный спрос и предложение. Их нерешенность приводит к де-

формированию системы ценообразования на зерно, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными и финансовыми потоками, развитию теневого рынка зерна.

Рис. 2. Методы саморегулирования регионального рынка зерна

Рис. 3. Действующая схема размещения государственного заказа на закуп и поставку сельхозпродукции, сырья и продовольствия для краевых государственных нужд

Заготов ительным

организациям, включая Населению через

По бартерным сделкам прямые связи систему общепита,

(обменным операциям)-^ 1,1% включая продажу и

11,3% \ выдачу в счет оплаты труда

23,7%

^9 На рынке, через

Потребкооперация собственные

0% магазины, ларьки и палатки 63,9%

Рис. 4. Структура каналов сбыта в 2005 г.

Однородность зерна как товара снижает потенциал его конкурентоспособности, поэтому для предприятий зерновой отрасли возможно только два типа конкурентной стратегии: лидерство на основе низких издержек или обеспечение эффективной стоимости за счет достижения оптимального соотношения цены и качества. Поэтому объективной необходимостью является внедрение в производство полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости производственных подразделений,

использующих технико-экономические нормативы, разработанные на единой методологической и методической основе, и систему планированию капитальных вложений.

Выводы

1. Государственное стимулирование предложения и спроса на региональном рынке зерна должно строиться на сочетании интересов государства, зернопроизводителей и потребителей. Наиболее предпочтительными формами партнерства являются государственный заказ и государственные зерновые интервенции, совершенствовать которые следует на основе цен, гарантирующих сельхозтоваропроизводителю воспроизводство его ресурсов.

2. Ориентация рынка на саморегулирование в условиях наличия ограниченного объема переходящих запасов зерна в стране при разрыве хозяйственных связей зернопроизводящими и потребляющими регионами усилила тенденцию на региональную самодостаточность зерном, привела к сокращению объе-

мов межрегиональных поставок. Для восстановления утраченных рынков сбыта необходима единая региональная сбытовая политика, основными направлениями которой является создание отраслевых ассоциаций, равная роль в которых должна принадлежать зернопроизводителям, государству и кредитнофинансовым институтам, совершенствование механизма формирования и использования регионального продовольственного фонда, переход от системы товарного кредитования закупок зерна к денежным расчетам за них с через биржевую торговлю и др.

Библиографический список

1. Алтухов А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения / А.И. Алтухов. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. 442 с.

2. Алтухов А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения / А. И. Алтухов. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. 442 с.

3. Алтухов А.И. Зерно России / А.И. Алтухов, А.С. Васютин. М.: ЭКОНДС-К, 2006. 432 с.

4. Бугай Ю.А. Рынок зерна: теоретический аспект / Ю.А. Бугай, Е.И. Ро-говский // Вузовская наука — сельскому хозяйству: сб. ст. В 2 кн. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005. Кн. 2. С. 165-168.

5. Вернигор Н.Ф. Теоретическое обоснование государственного регулирования отдельных вопросов хозяйствования сельхозпредприятий / Н.Ф. Вер-нигор // Матер. Междунар. заочной

науч.-практ. конф. (апрель, 2004 г.). Барнаул, 2004. С. 30-39.

6. Казанин В.В. Зерновое хозяйство Алтайского края / В.В. Казанин // АПК: экономика и управление. 2002. № 1. С. 17-21.

7. Сираш А. Ф. Формирование и функционирование организационно-эко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номического механизма рынка зерна / А.Ф. Сираш // АПК: экономика и

управление. 2о02. № 1. С. 69-73.

8. http: / /www.lenta.ru/news/2005/ 10/10/agro/ Лицензия Минпечати Эл No 77-4400.

+ + +

УДК 338.431(571.15) Е.И. Жидких,

А.И. Жидких

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

Проводимые реформы, коснувшиеся России в конце ХХ века, негативно отразились на уровне жизни и общей социально-экономической ситуации на селе. Особенно за годы реформ пострадала социальная сфера. Системный социально-экономический кризис российской деревни обусловлен историческими причинами и ходом современных рыночных преобразований. Его проявлением в сельских регионах стал целый ряд проблем, включающий в себя снижение качества жизненной среды.

Условия жизнедеятельности сельского населения и уровень социального обустройства во многом определяют производственно-экономические показатели сельскохозяйственных организаций. В этой связи особую актуальность приобрело исследование состояния сельской социальной инфраструктуры и определение её роли в АПК Алтайского края, обоснование предложений по выходу её из кризиса.

В ходе теоретического исследования нами были систематизированы подходы к изучению социальной инфраструктуры, на основе которых было уточнено понятие сельской социальной инфраструктуры.

Б.Н. Хомелянский, А.А. Мазараки, С.Г. Важенин, В.А. Жамин, С.С. Носова [1-5] и др. представляли социальную инфраструктуру как совокупность от-

раслей, обеспечивающих материальные условия.

Ю.В. Колесниченко [6] отмечает, что социальная инфраструктура — организационно-экономическая система, которая направлена на важнейшую часть производственного потенциала — трудовые ресурсы и выполняет следующие функции:

- гарантирует необходимый уровень и качество жизни;

- способствует эффективности процесса производства и его конкурентоспособности в современной рыночной среде;

- обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов и высококвалифицированных кадров для всех сфер национальной экономики.

Основываясь на многочисленных определениях и существующих подходах к изучению социальной инфраструктуры, нами предлагается следующее определение сельской социальной инфраструктуры:

сельская социальная инфраструктура

— это организационно-экономическая система, обеспечивающая удовлетворение оптимальных условий жизнедеятельности сельской социально-территориальной общности во взаимодействии с функционирующей территориальной экономической системой (предприятия АПК, другие юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории сельского поселения, сельского муниципального района, региона, страны).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.