стью кредитной политики по отношению к аграрному сектору должны стать меры государственного воздействия на привлечение кредитных ресурсов в сферу восстановления и ремонта технических средств сельскохозяйственных предприятий.
Библиографический список
1. Алферьев В.П. Развитие рынка техники в сельском хозяйстве / В.П. Ал-
ферьев, А.В. Федотов / / Техника и оборудование для села. 2006. № 5.
С. 8-11; № 6. С. 10-13; № 7. С. 6-10.
2. Хицков И.Ф. Машинно-технологическое обеспечение АПК / И.Ф. Хицков // Техника и оборудование для села. 2006. № 1. С. 6-9.
3. Баетова М.Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве / М.Т. Баетова / / Аграрная наука. 2006. № 4. С. 12-14.
УДК 334.75 (571.15) Г.М. Гриценко,
Н.В. Мешков
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗЕРНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Региональный рынок зерна является организационной основой всего зернового рынка страны. Неурегулированность экономических отношений именно на этом территориальном сегменте приводит к снижению обеспеченности экономики стратегически важной продукцией, а населения — продуктами питания, в итоге — продовольственной безопасности страны.
Уровень предложения на рынке зерна Алтайского края с началом реформ резко снизился. Если в 1981-1990 гг. среднегодовое производство зерна во всех категориях хозяйств составляло более 5 млн т, то за 1991-2003 гг. при 90% сохранения зернового клина оно уменьшилось до 3,5 млн т. А потребности в зерне растут и продукция эта востребована рынком. Дефицит алтайского зерна сохраняется в течение последних 5-6 лет на уровне 1,5-2 млн т в год. Падение уровня интенсивности зернового хозяйства явилось главной причиной снижения качества зерна при урожайности зернового поля до 1,4 т/га.
В Алтайском крае зерно производят как самостоятельно хозяйствующие субъекты (сельхозпредприятия и фер-
мерские хозяйства), так и интегрированные структуры, занимающиеся помимо этого переработкой и доведением хле-бопродукции до конечного потребителя (табл. 1).
В 2004-2006 гг., не взирая на определенный рост производства зерна, значительного повышения уровня предложения от отечественных товаропроизводителей не произошло. Объясняется это, во-первых, неурегулированностью экономических отношений между субъектами регионального рынка зерна, с одной стороны, производящими зерно, с другой — формирующими его инфраструктуру; во-вторых, отсутствием обоснованной и четко обозначенной зерновой политики государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Первопричины у последнего фактора три: изменение форм собственности у всех субъектов рынка зерна, добровольный уход с этого рынка государства в начале реформ и отсутствие четкого теоретического обоснования организационных и экономических основ функционирования регионального рынка зерна, условий взаимодействия его субъектов.
Таблица 1
Наличие интегрированных структур в сельском хозяйстве Алтайского края
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Количество сельхозпредприятий, вошедших в объединения Площадь сельхозугодий, взятых в аренду
1. ОАО «Мельник», г. Рубцовск 5 Всего сельхозугодий — 56,2 тыс. га, в т.ч. пашни — 39 тыс. га
2. ОАО «Бурлинский элеватор» 4 Всего сельхозугодий — 44,7 га, в т.ч. пашни — 35 тыс. га
3. ОАО «Повалихакомбикорм» 3 Пашня — 11,5 тыс. га
4. ОАО «Алескзернопродукт» 1 Пашня — 11, 5 тыс. га
5. ОАО «Ключевский элеватор» 2 Пашня 14 тыс. га.
6. ОАО «Коротоякский элеватор» 2 Пашня 10 тыс. га.
7. ОАО «Славгородский молочный комбинат», г. Славгород 7 Пашня — 44 тыс. га.
8. ОАО «Алтаймолпром» 1 Пашня — 4 тыс. га
9. Михайловский молзавод 1 Пашня — 8,8 тыс. га
10. ОАО «Лакт», г. Барнаул 1 Пашня — 1,68 тыс. га.
11. ООО «Агрофирма Родино-Холдинг». 4 Всего сельхозугодий 46,6 тыс. га, пашня — 40,45 тыс. га.
12. ОАО «Бийский маслоэкстракционный завод», г. Бийск 3 Пашня — 18 тыс. га
13. ООО «Интер», г. Барнаул, 3 Пашня — 14 тыс. га
14. ОАО «Курьинский маслосырзавод» 1 Пашня — 10 тыс. га
15. Ассоциация перерабатывающих предприятий Алтайского края 3 Пашня — 8,5 тыс. га
16. ООО АПК «ДЭОС» (Деловое экономическое объединение сельхозпроизводителей) 9 Пашня — 54 тыс. га
ВСЕГО 50 324,4 тыс. га
Многие авторы ищут причины сложившихся на региональном зерновом рынке проблем и предлагают механизмы их решения. Наиболее основательные работы в этой области ведутся во ВНИИЭСХ. Но в основном решение проблем авторы находят в государственном регулировании этого сегмента продовольственного рынка страны. И с этим трудно не согласиться. Роль государства здесь настолько значима, что в проведенных исследованиях все время идет подмена некоторых понятий. В частности, воспринимая государство как основного оператора и координатора зернового рынка и не отрицая влияния на этот рынок механизмов саморегулирования, авторы стирают грань между экономическим механизмом функционирования рынка зерна вообще и экономическим механизмом государственного регулирования этого рынка [1, с. 364; 7], что подвигло нас выяснить, чем же отличаются эти категории.
Организационно-экономический механизм регионального рынка зерна мы рассматриваем как совокупность субъектов, имеющих единую цель — обеспе-
чение населения территории хлебопродуктами, а промышленности — зерном, зерно и хлебопродуктами необходимого качества, и регулирующих их поведение механизмов саморегулирования и целенаправленного воздействия органов федерального и регионального управления и местного самоуправления.
Его организационная структура формируется из совокупности субъектов всех видов деятельности, производящих и перерабатывающих зерно, зерно- и хлебопродукты, способствующих его продвижению по рынку от производителя к посреднику и конечному потребителю (рис. 1).
Организационная структура формируется на двух уровнях: — первичный рынок
— сфера товарно-денежных операций, в процессе которых сельхозпредприятия реализуют произведенные ими зерно предприятиям, организациям и фирмам, которые, как правило, не занимаются переработкой зерна, а осуществляют его подработку, хранение, формирование товарных партий определенного назначения, после чего проводят продажу переработчикам. Его структура во мно-
гом определяет степень развитости всего регионального зернового рынка и направления его развития; и вторичный — сфера, в которой большое количество посредников, ставших собственниками зерновых ресурсов на первичном рынке, выступают в качестве продавцов, а поку-
Зернопроизводители
■ Сельхозпредприятия и организации______________________
■ Крестьянские (фермерские) хозяйства
спрос
Инфраструктура регионального рынка зерна
услуги
■ Финансово-кредитные учреждения, занимающиеся товарным и денежным кредитованием
■ Налоговые службы
■ Органы стандартизации и контроля качества
■ Государственная хлебная инспекция
■ Транспортные службы
■ Информационно-консультационные службы
■ Страховые компании
■ Маркетинговые и рекламные агентства
пателями — различные перерабатывающие предприятия либо следующие посреднические структуры. На практике между ними нет четкой границы, в каждом сегменте первичного рынка есть и свои специфические участники вторичного рынка и общие.
продукция
предложение
Потребители зерна и зернопродукции
■ Предприятия и организации, обслуживающие движение зернового потока — хранением, подработкой зерна и зернопереработкой (зернохранилища, элеваторы, Федеральное агентство продовольствия)
■ Предприятия и организации, занимающиеся скупкой и продажей зерна (оптовые посредники, биржевые структуры, сбытовые кооперативы)
■ Заготовительные организации, действующие на рынке от имени спецпотребителей (муниципальных районов, администраций регионов, армии и социальных учреждений)
Организационно-правовые формы взаимодействия субъектов рынка
■ Ассоциации, холдинги, кооперативы хозяйствующих субъектов
■ Общественные объединения (соглашения, союзы, торгово-промышленные палаты, объединения муниципальных образований и др.
Рис. 1. Организационный механизм регионального рынка зерна
Экономический механизм функционирования регионального рынка зерна мы рассматриваем как отношения между его субъектами, возникающие в процессе движения товаропотоков от зернопроизводителей к потребителям хлебопродукции. Его цель — взаимовыгодное партнерство и относительно справедливое распределение выручки от реализации конечной продукции между субъектами рынка, позволяющее зернопроизводителям обеспечить расширенное воспроизводство, стимулирующее повышение качества и минимизацию цены конечной продукции на основе сочетания ценового саморегулирования и активного воздействия государства. Основными его элементами являются цена и маркетинговые технологии, воздействующие на поведение субъектов (рис. 2).
Задача организационно-экономического механизма функционирования регионального рынка зерна — обеспечение оптимальных условий для получения наивысшей эффективности их деятельности
за счет гарантированного сбыта зерна, организации доступной и эффективной инфраструктуры рынка, стимулирования спроса на зерно, зерно- и хлебопродукты, осуществления региональной ценовой, ассортиментной и сбытовой политики.
Организационную основу государственного регулирования на рынке зерна Алтайского края составляет КГУП «Ал-тайагропрод» — государственный агент администрации края по поставкам продукции для региональных и государственных нужд (рис. 3).
Для регионального рынка зерна Алтайского края характерными чертами являются: сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта (рис. 4), значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые
условия, значительная доля бартерных операций и слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальный спрос и предложение. Их нерешенность приводит к де-
формированию системы ценообразования на зерно, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными и финансовыми потоками, развитию теневого рынка зерна.
Рис. 2. Методы саморегулирования регионального рынка зерна
Рис. 3. Действующая схема размещения государственного заказа на закуп и поставку сельхозпродукции, сырья и продовольствия для краевых государственных нужд
Заготов ительным
организациям, включая Населению через
По бартерным сделкам прямые связи систему общепита,
(обменным операциям)-^ 1,1% включая продажу и
11,3% \ выдачу в счет оплаты труда
23,7%
^9 На рынке, через
Потребкооперация собственные
0% магазины, ларьки и палатки 63,9%
Рис. 4. Структура каналов сбыта в 2005 г.
Однородность зерна как товара снижает потенциал его конкурентоспособности, поэтому для предприятий зерновой отрасли возможно только два типа конкурентной стратегии: лидерство на основе низких издержек или обеспечение эффективной стоимости за счет достижения оптимального соотношения цены и качества. Поэтому объективной необходимостью является внедрение в производство полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости производственных подразделений,
использующих технико-экономические нормативы, разработанные на единой методологической и методической основе, и систему планированию капитальных вложений.
Выводы
1. Государственное стимулирование предложения и спроса на региональном рынке зерна должно строиться на сочетании интересов государства, зернопроизводителей и потребителей. Наиболее предпочтительными формами партнерства являются государственный заказ и государственные зерновые интервенции, совершенствовать которые следует на основе цен, гарантирующих сельхозтоваропроизводителю воспроизводство его ресурсов.
2. Ориентация рынка на саморегулирование в условиях наличия ограниченного объема переходящих запасов зерна в стране при разрыве хозяйственных связей зернопроизводящими и потребляющими регионами усилила тенденцию на региональную самодостаточность зерном, привела к сокращению объе-
мов межрегиональных поставок. Для восстановления утраченных рынков сбыта необходима единая региональная сбытовая политика, основными направлениями которой является создание отраслевых ассоциаций, равная роль в которых должна принадлежать зернопроизводителям, государству и кредитнофинансовым институтам, совершенствование механизма формирования и использования регионального продовольственного фонда, переход от системы товарного кредитования закупок зерна к денежным расчетам за них с через биржевую торговлю и др.
Библиографический список
1. Алтухов А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения / А.И. Алтухов. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. 442 с.
2. Алтухов А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения / А. И. Алтухов. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. 442 с.
3. Алтухов А.И. Зерно России / А.И. Алтухов, А.С. Васютин. М.: ЭКОНДС-К, 2006. 432 с.
4. Бугай Ю.А. Рынок зерна: теоретический аспект / Ю.А. Бугай, Е.И. Ро-говский // Вузовская наука — сельскому хозяйству: сб. ст. В 2 кн. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005. Кн. 2. С. 165-168.
5. Вернигор Н.Ф. Теоретическое обоснование государственного регулирования отдельных вопросов хозяйствования сельхозпредприятий / Н.Ф. Вер-нигор // Матер. Междунар. заочной
науч.-практ. конф. (апрель, 2004 г.). Барнаул, 2004. С. 30-39.
6. Казанин В.В. Зерновое хозяйство Алтайского края / В.В. Казанин // АПК: экономика и управление. 2002. № 1. С. 17-21.
7. Сираш А. Ф. Формирование и функционирование организационно-эко-
номического механизма рынка зерна / А.Ф. Сираш // АПК: экономика и
управление. 2о02. № 1. С. 69-73.
8. http: / /www.lenta.ru/news/2005/ 10/10/agro/ Лицензия Минпечати Эл No 77-4400.
+ + +
УДК 338.431(571.15) Е.И. Жидких,
А.И. Жидких
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
Проводимые реформы, коснувшиеся России в конце ХХ века, негативно отразились на уровне жизни и общей социально-экономической ситуации на селе. Особенно за годы реформ пострадала социальная сфера. Системный социально-экономический кризис российской деревни обусловлен историческими причинами и ходом современных рыночных преобразований. Его проявлением в сельских регионах стал целый ряд проблем, включающий в себя снижение качества жизненной среды.
Условия жизнедеятельности сельского населения и уровень социального обустройства во многом определяют производственно-экономические показатели сельскохозяйственных организаций. В этой связи особую актуальность приобрело исследование состояния сельской социальной инфраструктуры и определение её роли в АПК Алтайского края, обоснование предложений по выходу её из кризиса.
В ходе теоретического исследования нами были систематизированы подходы к изучению социальной инфраструктуры, на основе которых было уточнено понятие сельской социальной инфраструктуры.
Б.Н. Хомелянский, А.А. Мазараки, С.Г. Важенин, В.А. Жамин, С.С. Носова [1-5] и др. представляли социальную инфраструктуру как совокупность от-
раслей, обеспечивающих материальные условия.
Ю.В. Колесниченко [6] отмечает, что социальная инфраструктура — организационно-экономическая система, которая направлена на важнейшую часть производственного потенциала — трудовые ресурсы и выполняет следующие функции:
- гарантирует необходимый уровень и качество жизни;
- способствует эффективности процесса производства и его конкурентоспособности в современной рыночной среде;
- обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов и высококвалифицированных кадров для всех сфер национальной экономики.
Основываясь на многочисленных определениях и существующих подходах к изучению социальной инфраструктуры, нами предлагается следующее определение сельской социальной инфраструктуры:
сельская социальная инфраструктура
— это организационно-экономическая система, обеспечивающая удовлетворение оптимальных условий жизнедеятельности сельской социально-территориальной общности во взаимодействии с функционирующей территориальной экономической системой (предприятия АПК, другие юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории сельского поселения, сельского муниципального района, региона, страны).