Научная статья на тему 'Опыт разработки электронного курса в системе Moodle'

Опыт разработки электронного курса в системе Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOODLE / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыжановский А.И.

В статье рассмотрено использование модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle в системе e-learning для электронных курсов и аудиторных занятий. Затронуты вопросы автоматизированного проектирования электронных курсов с использованием онтологии предметной дисциплины в формате OWL и программы визуализации онтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крыжановский А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки электронного курса в системе Moodle»

6. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. -М.: Радио и Связь, 1990. - 540 с.

7. Нечаев В.В., Панченко В.М., Комаров А.И. «Межпредметный системообразующий базис организации процесса подготовки специалистов по научным направлениям» // Научно-практический журнал «Открытое образование». - 2012. - № 5.

8. Нечаев В.В., Панченко В.М., Комаров А.И. Методическое обеспечение ИТ-образования в вузе: от технологии подготовки учебных материалов к организации индивидуальной учебной деятельности обучаемого // Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник трудов VII МНПК / Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ 2012. -1050 с.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА В СИСТЕМЕ MOODLE

© Крыжановский А.И.*

Винницкий областной коммунальный гуманитарно-педагогический колледж,

Украина, г. Винница

В статье рассмотрено использование модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle в системе e-learning для электронных курсов и аудиторных занятий. Затронуты вопросы автоматизированного проектирования электронных курсов с использованием онтологии предметной дисциплины в формате OWL и программы визуализации онтологии.

Ключевые слова Moodle, электронный курс, E-leaming,

В наши дни объём технической информации удваивается (и обновляется) каждые два года. Таким образом, половина из того, что студент изучил на первом курсе, может устареть к третьему. E-learning позволяет сократить время на замену устаревших учебных программ, или даже просто на их обновление. Кроме того, интенсифицируется процесс переквалификации специалистов, уже имеющих одну специальность. В Украине e-learning, наряду с традиционным обучением, по праву заняло свою нишу и имеет (по сравнению с традиционным обучением) определенные преимущества.

Создание электронных курсов (ЭК) открывает принципиально новые перспективы и возможности для улучшения процессов воспитания, обучения и развития студентов. Под ЭК понимают учебный ресурс электронного типа, соответствующий учебной дисциплине, включающий все необходи-

* Заместитель директора по учебно-производственной работе.

мые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом, использующий компьютерные технологии и средства Internet. Основная цель ЭК в высшем профессиональном образовании - повышение эффективности учебной деятельности студентов за счет использования дидактических средств ИКТ и улучшения качества подготовки специалистов с помощью организации системы управления обучением и самообразованием студентов.

ЭК становиться обучающим, если при работе с ним организуется не только учебная, но и обучающая деятельность студента. Непосредственно учебная деятельность направлена на освоение определенного учебного материала и в случае получения качественного результата (т.е. соответствия уровня подготовки студента требованиям учебной программы) остается учебной. Если уровень подготовки студента не соответствует требованиям, что выявляется в процессе сравнения учебного продукта студента (результаты тестовых проверок, контрольных работ, эссе и т.п.) с эталоном (требования к подготовке), то организуется повторная работа с учебными материалами, стимулируется деятельность студента по повышению качества освоения учебной дисциплины, исправлению неточностей, ошибок, допущенных при создании учебного продукта. Такая деятельность становится обучающей.

Как учебный курс ЭК содержит:

- аннотацию учебного курса, учебный план и программу дисциплины, что позволяет делать обучение прозрачным, т.е. студент заранее видит учебный объем и предполагаемый конечный результат обучения;

- учебную информацию в форме лекций, наглядно-иллюстрированного материала (презентаций, аудио-, видео-, фотоматериалов, рисунков, схем, таблиц, Flash-анимаций), медиаресурсов (виртуальные лаборатории и мастерские), справочных материалов (словари, тематические справочники, онлайн-энциклопедии) и т.п.;

- методические рекомендации по выполнению практических, самостоятельных работ;

- ссылки на информационные ресурсы (учебную и справочную литературу, образовательные сайты, учебные и научно-популярные фильмы);

- контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, эссэ, кейс-задания, учебные задачи).

Как обучающий курс ЭК должен содержать возможности управления учебной деятельностью студентов, организацию движения к намеченной цели, а именно мониторинг, контроль и оценку качества учебной деятельности, стимулирование исправления неточностей, ошибок, повышение уровня освоения дисциплины. Такую возможность дает размещение ЭК в MOODLE (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объект-ноориентированная динамическая учебная среда), основное предназначение

которой - организация дистанционного обучения [1]. Помимо дистанционного обучения данная система может быть использована для интегрирования возможностей ИКТ в традиционные аудиторные формы обучения «лицом к лицу».

Для организации эффективного ЭК заранее следует продумать его структуру и разбить весь учебный материал на отдельные элементы, по разделам, подразделам и типом представления знаний. Например, удобно создать онтологию ЭК.

Онтология электронного курса содержит две составляющие: первая представляет собой структурированное семантическое пространство всех форм знаний электронного курса, а вторая - онтологическую иерархию концептов - терминов, связанных одним концептуальным отношением «вышениже». Системная интеграция указанных составляющих должна обеспечить построение полной онтологии электронного курса, в которой реализуется онтолого-информационная связь, как внутри самого курса, так и с другими, близкими по тематике курсами [2].

Первая составляющая, по сути, представляет собой содержание всех форм знаний (аналитической, табличной, графической и текстовой), которые содержатся в ЭК. Первые три формы представлены в виде отдельных полных списков аналитических выражений, таблиц и рисунков, имена которых соответствуют именам-обозначениям в тексте ЭК.

Текстовая форма представления знаний формируется следующим способом. Вершина структуры соответствует имени ЭК. Ниже дерево разветвляется соответственно делению текста на разделы, подразделы и т.д. При этом возможны три варианта: один раздел соответствует одной лекции (а имя раздела соответствует имени одной лекции); один раздел соответствует нескольким лекциям, тогда имена подразделов будут соответствовать именам лекций; несколько подразделов соответствуют одной лекции, тогда следует сформировать новый узел, который будет соответствовать имени лекции.

Вторая составляющая онтологии ЭК представляет собой простую онтологию концептов (составленных из общих терминов), которые связаны между собой обобщённым концептуальным отношением «выше - на одном уровне - ниже». По сути, это есть начальная онтология концептуальных знаний электронного курса. Для среднего по объему электронного курса количество таких концептов равно приблизительно 20-ти.

ЭК состоит из различных блоков.

Блок «Люди» содержит список преподавателей и студентов курса.

В блоке «Элементы курса» перечислены элементы курса, которые доступны для просмотра и / или выполнения.

Блок «Управление» содержит журнал оценок (оценки - полученные студентами оценки за ответы на задания, тесты и т.д.).

Блок «Новостной форум» содержит новости.

В блоке «Наступающие события» размещаются новости о событиях, которые должны скоро произойти.

В блоке «Последние собыггия» размещаются сообщения об обновлениях курса, размещении материалов курса, ответах на задания или тесты. Этот блок имеет персональный вид для каждого из участников курса.

Блок «Календарь» содержит календарь наступающих и наступивших событий курса. В календаре отображаются не только события курса (сроки выполнения заданий, тестов, проведения чатов и т.д.), но и события, которые участники курса добавляют вручную. Календарь позволяет вести свое собственное расписание работы и гибко планировать график работы.

Блок «Пользователи на сайте» отображает список участников курса, которые сейчас работают на сайте.

В курсе могут отображаться и иные блоки.

В Системе существуют пять основных типов пользователей (5 основных ролей). Это администраторы, создатели курсов, преподаватели, студенты и гости. Каждый из них имеет определенные права на доступ в зависимости от контекста. Заметим, что количество ролей может быть изменено в зависимости от потребностей.

Преподаватель курса имеет права на проведение обучения (проверку выполненных работ и др.). Преподаватель может участвовать в обсуждениях на форумах, в чате.

Студент имеет права на просмотр материалов курса и выполнение различного рода проверочных работ, также может принимать участие в обсуждениях на форумах, в чате, отправлять персональные сообщения другим участникам курса. Гость имеет право только на чтение некоторых материалов.

Подготовка курса.

На главной странице курса в центральном блоке страницы представлено содержание данного курса, выделены тематические разделы курса, а по бокам - функциональные и информационные блоки. В стандартном оформлении МооШе используются маленькие пиктограммы, связанные с определенными объектами или действиями. При входе в систему отображается главная страница и имя пользователя (в правой верхней части страницы, имя пользователя выделено как гиперссылка).

Вы можете отредактировать Ваш профиль. Чтобы редактировать вашу персональную информацию, нажмите на вкладку «Редактировать информацию». Откроется одноименная форма.

Кнопка «Редактировать» доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, преподавателю с правом редактирования). При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.).

В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление». Нажатие на кнопку «Закончить редактирование» соответственно закрывает этот режим.

Созданием нового учебного курса в Moodle занимается обычно администратор. При этом выполняются следующие шаги.

1. В блоке Администрирование выбирается пункт меню «Курсы - Добавить / редактировать курсы».

2. В открывшейся странице «Категории курсов» выбирается категория, в которой предполагается создать курс.

3. Нажимается кнопка «Добавить курс»

4. На странице «Редактировать настройки курса» заполняются обязательные поля («Полное имя курса» и «Короткое имя курса») и выбираются подходящие для курса настройки.

Полное имя курса - название курса, которое будет отображаться в перечне курсов.

Короткое имя курса - имя, которое используется для сокращенного обозначения курса, в частности, в верхней части окна в строке, показывающий «путь».

Заполнение остальных полей не обязательно, Moodle по умолчанию присваивает наиболее подходящие значения всем параметрам курса. Рассмотрим наиболее важные их них.

Категория. Если до создания курса вы не выбрали категорию, то можно сделать это теперь. Из выпадающего списка нужно выбрать подходящую категорию курса.

Краткое описание. Краткое описание содержания курса. Например, «СУБД». Формат курса. Форма организации курса. Moodle предлагает следующие форматы:

Календарь (CSS) - календарная организация расписания курса (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания.

Структура - организация курса по темам.

Сообщество (форум) - курс организуется на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Например, используем тематическую организацию (Формат курса -Структура).

Количество тем / недель - этот параметр определяет, сколько секций нужно создать на главной странице курса (для каждой темы/недели - отдельная секция). Например, 3 темы.

Группы - использование групповых режимов работы в курсе (Нет групп; Отдельные группы; Доступные группы). Если групповой режим определен, на уровне курса, то он является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Если предполагается только для некоторых

элементов курса организовать групповую работу, то группой режим лучше установить на уровне элементов курса.

Для Наполнения курса необходимо зайти на главную страницу созданного курса (щелкнуть по названию курса в списке доступных курсов). Появится список доступных ресурсов и инструменты для добавления модулей (элементов курса), которые могут быть использованы для создания курсов любого типа.

Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на ресурсы курса и элементы курса.

К ресурсам относятся: текстовая страница; Веб-страница; ссылка на файл или веб-страницу; ссылка на каталог; пояснение - позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.

К интерактивным элементам курса относятся:

- Элемент Лекция строятся по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. Последовательность переходов со страницы на страницу заранее определяется преподавателем - автором курса, и зависит от того, как студент отвечает на вопрос. На неправильные ответы преподаватель может дать соответствующий комментарий.

- Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от студентов ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы.

- Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно / не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).

- Элемент делает возможной совместную групповую работу обучаемых над документами. Любой участник курса может редактировать wiki-статьи. Все правки Wiki-статей хранятся в базе данных, можно запрашивать любой прошлый вариант статьи или для сравнения разницу между любыми двумя прошлыми вариантами статей с помощью ссылки Последние правки. Используя инструментарий Wiki, обучаемые работают вместе над редактированием одной Wiki-статьи, обновлением и изменением ее содержания. Редактор, встроенный в Wiki, позволяет вставлять в текст статьи таблицы, рисунки и формулы. В зависимости от настроек групповой

работы Moodle может включать в себя двенадцать различных wiki-редакторов. При коллективной работе преподаватель, используя функцию История, может отследить вклад каждого участника в создании статьи и оценить его.

- Элемент Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Элемент Глоссарий облегчает преподавателю задачу создания подобного словаря терминов. В виде глоссария можно организовать также персоналий. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей), не только для преподавателя, но и для обучающихся.

- Элемент Форум используется для организации дискуссии и группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для быстрого освоения основных задач, над которыми работает группа. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

В каждом электронном курсе система Moodle дает возможность создания нескольких форумов.

- Чат система предназначена для организации дискуссий и деловых игр в режиме реального времени Пользователи системы имеют возможность обмениваться текстовыми сообщениями, доступными как всем участникам дискуссии, так и отдельным участникам по выбору;

- Опрос для проведений быстрых опросов и голосований. Задается вопрос и определяются несколько вариантов ответов;

- Анкета отобраны несколько типов анкет особенно полезных для оценки интерактивных методов дистанционного обучения.

Все вышеописанные элементы могут быть введены вручную или же с использованием инструментария автоматизированной разработки ЭК.

Заключение. В этой статье рассмотрена задача автоматизированного построения ЭК предметной дисциплины. Такой ЭК является основной единицей в общей совокупности знание - управляемых электронных курсов кафедры. Следующим этапом развития базы знаний кафедры является разработка интегрированной информационной технологии жизненного цикла функционирования совокупности электронных курсов обучения на кафедре, включая разработку соответствующих методов, алгоритмов.

Список литературы:

1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие / А.М. Анисимов. - 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.

2. Палагин А. Знание - ориентированные системы разработки электронных курсов обучения / Krassimir Markov, Vitalii Velychko, Oleksy Voloshin (ed.) // Information Models of Knowledge ITHEA® Kiev, Ukraine - Sofia, Bulgaria, 2010 ISBN 978-954-16-0048-1. - С. 304-314.

3. Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moodle. org. (дата обращения: 08.04.2015).

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

© Позднякова Н.О.*

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

В данной статье рассматриваются вопросы связанные с проблемой широкого применения компьютерных технологий в сфере образования.

Ключевые слова компьютерные технологии информационные технологии, сфера образования, применение компьютерных технологий, дистанционное образование.

Современное развитие общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, проникающим во все сферы деятельности человека, обеспечивающим распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными изменениями учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны отвечать современным требованиям, иметь нужные техническим возможности, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

* Ассистент кафедры «Технология машиностроения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.