Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE'

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТФОРМА MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлат Наталья Юрьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. К середине ХХI века дистанционное образование будет занимать до 50-70% от общей доли всех образовательных отношений (данные ЮНЕСКО), что потребует и от педагогов, работающих на всех уровнях образования, и от обучающихся готовности к погружению в дистанционный формат обучения. Такой формат имеет как свои преимущества, так и слабые стороны, поэтому онлайн обучение в современных образовательных условиях активно дополняет очную коммуникацию участников образовательного взаимодействия. Особую актуальность дистанционное обучение приобретает в сфере организации дополнительного профессионального образования, поскольку адресатом такого обучения, как правило, выступает специалист, находящийся в условиях, не предполагающих даже кратковременного прекращения профессиональной деятельности и предусматривающих оптимальную, организационно и методически грамотно спроектированную, программу обучения. Цель исследования Целью исследования является обоснование возможности разработки и реализации программы дополнительного профессионального образования для воспитателей детских садов на платформе Moodle. Методология (материалы и методы) Автором описываются преимущества и барьеры использования образовательных ресурсов системы Moodle, анализируются опыт, проблемы и перспективы взаимодействия разработчиков и адресатов дистанционного обучения с учетом специфики их профессиональной деятельности. В исследовании в качестве приоритетных подходов к разработке электронного учебного курса заявлены системный, модульный принципы, идеи андрагогики и концепция педагогического дизайна (педагогического проектирования), положения которых подтверждались использованием комплекса методов: теоретическим анализом и обобщением научных источников по проблеме исследования, педагогическим моделированием. Результаты По итогам исследования были проанализированы механизмы разработки и внедрения дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования на платформе Moodle: научно, с позиции идей педагогического дизайна - с учетом потенциала и разнообразия простых и сложных ресурсов, элементов указанной платформы (презентация, вебинар, форум, тест и др.), распределения учебного материала на блоки, а также положений концепции обучения взрослых обоснована структура и разработаны содержательные модули программы «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста». Это лекционные материалы, включающие нормативно-правовые аспекты деятельности, ключевые направления профессионального развития; практические материалы, предусматривающие обсуждение проблем сферы дошкольного образования, демонстрацию своего опыта, выполнение итогового творческого задания. На сайте дистанционного образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) был представлен контент программы; изложенный в статье практико-ориентированный материал апробирован в ходе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций на базе ПОИПКРО. По итогам работы предложены рекомендации по разработчике электронных учебных курсов, содержащие перспективные направления эффективного внедрения дистанционных образовательных технологий в практику организации курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования и предполагающих массовое обучение воспитателей в региональном масштабе. Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шлат Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DEVELOPING AN ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR KINDERGARTEN TEACHERS IMPLEMENTED ON THE MOODLE PLATFORM

The problem of the research and justification of its relevance. By the middle of the XXI century, distance education will occupy up to 50-70% of the total share of all educational relations (UNESCO data), which will require both teachers working at all levels of the education and students to be ready immerse in the distance learning format. This format has both its advantages and weaknesses, so online learning in modern educational conditions actively complement the face-to-face communication of participants in educational interaction. Distance learning is of the particular relevance in the field of the organizing additional professional education, since the addressee of such training, as a rule, is a specialist who is in conditions that do not imply even the short-term cessation of professional activity and that provide an optimal, organizationally and methodologically well-designed training program. Purpose of the study. The purpose of the study is to substantiate the possibility of developing and implementing an additional professional education program for kindergarten teachers on the Moodle platform. Methodology. The author describes the advantages and barriers of using the educational resources of the Moodle system, analyzes the experience, problems and prospects of the interaction between developers and distance learning recipients, taking into account the specifics of their professional activities. In the study, systemic, modular principles, ideas of andragogy and the concept of pedagogical design (pedagogical design) declared as priority approaches to the development of an e-learning course, the provisions of which confirmed by using a set of methods: theoretical analysis and generalization of scientific sources on the problem of the research, the pedagogical modeling. Results. As a result of the study, mechanisms for the development and implementation of distance learning courses for preschool education specialists on the Moodle platform were analyzed: Scientifically, from the standpoint of the pedagogical design ideas - taking into account the potential and diversity of simple and complex resources, elements of this platform (presentation, webinar, forum, test and etc.), of the distribution of educational material into blocks, as well as the provisions of the concept of the adult education, the structure substantiated and the content modules of the program «Modern approaches to the organization of educational activities of young children» developed. These are lecture materials, including regulatory and legal aspects of the activity, key areas of professional development; practical materials that provide for a discussion of the problems in the field of preschool education, a demonstration of one's experience, and the fulfillment of the final creative task. The content of the program presented on the website of distance education of the Pskov Regional Institute for Advanced Training of Educational Workers (PRIATEW); the practice-oriented material presented in the article tested during the implementation of an additional professional training program for teachers of the preschool educational organizations based on PRIATEW. As a result, recommendations for the development of e-learning courses, containing promising directions for the effective implementation of distance learning technologies in the practice of professional development courses for preschool education specialists and involving mass training of educators on a regional scale.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE»

УДК 37.018.43:004

Опыт разработки дополнительной образовательной программы для воспитателей, реализуемой на платформе Moodle

Н. Ю. Шлат

https://orcid.org/0000-0002-5280-6095 [email protected]

Experience in developing an additional educational program for kindergarten teachers implemented on the Moodle platform

N. Yu. Shlat

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. К середине XXI века дистанционное образование будет занимать до 50-70% от общей доли всех образовательных отношений (данные ЮНЕСКО), что потребует и от педагогов, работающих на всех уровнях образования, и от обучающихся готовности к погружению в дистанционный формат обучения. Такой формат имеет как свои преимущества, так и слабые стороны, поэтому онлайн обучение в современных образовательных условиях активно дополняет очную коммуникацию участников образовательного взаимодействия.

Особую актуальность дистанционное обучение приобретает в сфере организации дополнительного профессионального образования, поскольку адресатом такого обучения, как правило, выступает специалист, находящийся в условиях, не предполагающих даже кратковременного прекращения профессиональной деятельности и предусматривающих оптимальную, организационно и методически грамотно спроектированную, программу обучения.

Цель исследования

Целью исследования является обоснование возможности разработки и реализации программы дополнительного профессионального образования для воспитателей детских садов на платформе Moodle.

Методология (материалы и методы)

Автором описываются преимущества и барьеры использования образовательных ресур-

сов системы МооЛе, анализируются опыт, проблемы и перспективы взаимодействия разработчиков и адресатов дистанционного обучения с учетом специфики их профессиональной деятельности.

В исследовании в качестве приоритетных подходов к разработке электронного учебного курса заявлены системный, модульный принципы, идеи андрагогики и концепция педагогического дизайна (педагогического проектирования), положения которых подтверждались использованием комплекса методов: теоретическим анализом и обобщением научных источников по проблеме исследования, педагогическим моделированием.

Результаты

По итогам исследования были проанализированы механизмы разработки и внедрения дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования на платформе Moodle: научно, с позиции идей педагогического дизайна - с учетом потенциала и разнообразия простых и сложных ресурсов, элементов указанной платформы (презентация, вебинар, форум, тест и др.), распределения учебного материала на блоки, а также положений концепции обучения взрослых обоснована структура и разработаны содержательные модули программы «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста». Это лекционные материалы, включающие нормативно-правовые аспекты деятельности, ключевые направления профессионального развития;

практические материалы, предусматривающие обсуждение проблем сферы дошкольного образования, демонстрацию своего опыта, выполнение итогового творческого задания. На сайте дистанционного образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) был представлен контент программы; изложенный в статье практико-ориентированный материал апробирован в ходе реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций на базе ПОИПКРО.

По итогам работы предложены рекомендации по разработчике электронных учебных курсов, содержащие перспективные направления эффективного внедрения дистанционных образовательных технологий в практику организации курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования и предполагающих массовое обучение воспитателей в региональном масштабе.

Abstract

The problem of the research and justification of its relevance. By the middle of the XXI century, distance education will occupy up to 50-70% of the total share of all educational relations (UNESCO data), which will require both teachers working at all levels of the education and students to be ready immerse in the distance learning format. This format has both its advantages and weaknesses, so online learning in modern educational conditions actively complement the face-to-face communication of participants in educational interaction.

Distance learning is of the particular relevance in the field of the organizing additional professional education, since the addressee of such training, as a rule, is a specialist who is in conditions that do not imply even the short-term cessation of professional activity and that provide an optimal, organizationally and methodologically well-designed training program.

Purpose of the study. The purpose of the study is to substantiate the possibility of developing and implementing an additional professional education program for kindergarten teachers on the Moodle platform.

Methodology. The author describes the advantages and barriers of using the educational re-

sources of the Moodle system, analyzes the experience, problems and prospects of the interaction between developers and distance learning recipients, taking into account the specifics of their professional activities.

In the study, systemic, modular principles, ideas of andragogy and the concept of pedagogical design (pedagogical design) declared as priority approaches to the development of an e-learning course, the provisions of which confirmed by using a set of methods: theoretical analysis and generalization of scientific sources on the problem of the research, the pedagogical modeling.

Results. As a result of the study, mechanisms for the development and implementation of distance learning courses for preschool education specialists on the Moodle platform were analyzed: Scientifically, from the standpoint of the pedagogical design ideas - taking into account the potential and diversity of simple and complex resources, elements of this platform (presentation, webinar, forum, test and etc.), of the distribution of educational material into blocks, as well as the provisions of the concept of the adult education, the structure substantiated and the content modules of the program «Modern approaches to the organization of educational activities of young children» developed. These are lecture materials, including regulatory and legal aspects of the activity, key areas of professional development; practical materials that provide for a discussion of the problems in the field of preschool education, a demonstration of one's experience, and the fulfillment of the final creative task.

The content of the program presented on the website of distance education of the Pskov Regional Institute for Advanced Training of Educational Workers (PRIATEW); the practice-oriented material presented in the article tested during the implementation of an additional professional training program for teachers of the preschool educational organizations based on PRIATEW.

As a result, recommendations for the development of e-learning courses, containing promising directions for the effective implementation of distance learning technologies in the practice of professional development courses for preschool education specialists and involving mass training of educators on a regional scale.

Ключевые слова: электронное обучение, повышение квалификации, дошкольное образование, платформа Moodle.

Keywords: e-learning, professional development, preschool education, Moodle platform.

Введение

Педагогические инновации как управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения педагогических новаций являются одним из путей развития образования в целом и, в частности, дополнительного профессионального образования (ДПО).

Информационные технологии в среде инноваций образования стали занимать центральное место, и это обусловлено рядом фактором:

- общими тенденциями цифровизации образования;

- разработкой и обновлением образовательных технологий, интеграцией средств обучения из смежных научных областей;

- повышением уровня информационной компетентности педагогов;

- фасилитацией процесса цифровизации российского образования ограничениями, связанными с пандемией COVID-19.

В данных условиях современная система ДПО столкнулась с рядом проблем как организационного, так и содержательного характера. Это и вопросы готовности преподавателей и слушателей к дистанционной форме учебного процесса, и проблема актуального контента (научно обоснованного и практико-ориентированного) и, главное, вопросы об эффективности этого процесса. Важно отметить и то, что визуальное представление информации заменило вербальное, что может расцениваться как нетипичное и противоречивое явление для коммуникации в образовательной среде, поскольку образовательное взаимодействие требует от педагога высокой степени педагогической активности, применения «разъяснительной силы» при изложении учебного материала, чего можно достичь лишь при живом общении с обучающимся. Вместе с тем в современных условиях креативность личности педагога развивается при условии постоянного обновления и расширения имеющейся у него базы педагогических технологий. Этим и объясняется распространение практики смешанного образования.

Есть основания утверждать, что для измерения эффективности удаленного обучения пока еще не накоплено достаточного числа данных. В таком случае целесообразно обратиться к анализу содержания образовательного взаимодействия в процессе реализации дополнительных профессиональных программ, технологий и показателей удаленного обучения в условиях электронного учебного курса, его достоинств и недостатков. В исследовании под понятием «электронного учебного курса» (ЭУК) понимается «дидактическая компьютерная среда, содержащая систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний (дисциплине), объединенная единой программной оболочкой» [1, с. 76].

Таким образом, целью исследования является обоснование возможности разработки и реализации электронного учебного курса в рамках программы ДПО по теме «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста» как составной части смешанного образования. Теоретические задачи работы связаны с анализом и оценкой дистанционной формы обучения в системе ДПО. Научно-практическая задача сопряжена с разработкой модели электронного учебного курса для педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) по программе повышения квалификации «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста» на платформе Moodle.

Обзор литературы. В современной системе образования, кроме возможностей традиционных форм организации учебного процесса, широко используются ресурсы электронного обучения.

В законе «Об образовании в РФ»1 электронное обучение трактуется как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, техни-

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.06.2021).

ческих средств, а также информационно -телекоммуникационных сетей, осуществляющих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

В системе ДПО потенциал дистанционного обучения используется достаточно широко ввиду следующих обстоятельств:

1) профессиональная занятость (график и режим работы, участие в конкурсных, методических мероприятиях и др.) не позволяет современным слушателям (педагогам ДОО) присутствовать на всех занятиях согласно расписанию (электронный формат предоставляет возможность освоить содержание учебного курса в удобное для слушателя время, комфортном для него темпе);

2) электронное обучение - это реальная возможность обогатить и расширить информационную компетентность педагогов, поскольку в процессе обучения они знакомятся с интерфейсом программы, что, зачастую, и требует актуализации имеющихся знаний и приобретения новых технических и технологических умений и навыков;

3) заложенные в идейную составляющую системы образования в Российской Федерации, в целом, и платформы Moodle, в частности, задачи развития самостоятельности, инициативности и элементов креативности у современных обучающихся могут быть успешно достигнуты через включение в ЭОК заданий (в том числе для проведения промежуточной и итоговой аттестации) в форме эссе, проектов, видеороликов.

Для эффективной организации электронного обучения преподаватель должен обладать определенным уровнем готовности к сопровождению образовательного процесса в дистанционном формате, предполагающей: владение интерфейсом платформы, на базе которой разрабатывается учебный курс; техническое оснащение личного информационного пространства преподавателя; использование различных видов связи для успешной коммуникации с обучающимися; умение организовывать самостоятельную, индивидуальную и групповую работу слушателей (в зависимости от специфики образовательной ситуации); способность использовать различные источники информации в качестве демонстрационного

материала; владение разнообразными видами контроля, обеспечивающими обратную связь и позволяющими развивать у слушателей профессиональнее рефлексивные способности. По сути, при описании готовности преподавателя к организации электронного учебного курса речь идет о сформированности его информационной (цифровой) компетентности (Digital Competence of Educators) [2; 3; 4].

В процессе создания ЭУК предусмотрено использование междисциплинарного подхода, когда в команде работают специалисты - разработчики дополнительной профессиональной программы (ДПП), преподаватели, реализующие эту программу, IT-специалисты, обеспечивающие бесперебойное функционирование сайта дистанционного обучения. В реальной практике все три амплуа интегрируются в одно, причем преподаватель выступает и разработчиком контента (осуществляет функцию мастера в области педагогического дизайна), и реализатором программы, а в дальнейшем - фасилита-тором, направляющим индивидуальную работу обучающегося.

Говоря о готовности слушателя электронных учебных курсов в системе ДПО обучаться удаленно, важно указать на наличие достаточной мотивации к обучения в дистанционном формате, на направленность на преодоление трудностей, связанных с возможными личностными и профессиональными барьерами (недостаточное владение IT-технологиями, профессиональная непластичность, стереотипность мышления, слабая самоорганизация и др.), умение продуктивно взаимодействовать со всеми участниками в процессе дистанционного обучения [5; 6].

Дистанционные образовательные технологии внедряются в соответствии с двумя технологическими решениями: 1) организация дистанционных курсов на базе систем дистанционного обучения (СДО); 2) проведение семина-ров-вебинаров. Широко используемой в России СДО в настоящее время является система Moodle (от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно ориентированная динамическая учебная среда). Автор не ставил задачу описать данную систему с точки зрения ее технических характеристик, однако считает необходимым указать на возможности данной платформы для

организации курсов повышения квалификации педагогов ДОО [7; 8]. Во-первых, система Moodle позволяет особым образом структурировать содержание курса, поскольку в основе такого решения лежит модульный подход. Каждый модуль посвящен определенной теме, которая может содержать лекционные материалы, задания для решения профессиональных задач и промежуточного контроля. Ссылки (гиперссылки) на дополнительные ресурсы позволяют изучать тему модуля, ориентируя слушателя в четко очерченных границах на рассматриваемую в модуле проблему.

Таким образом, учебный процесс, организованный в Moodle, сопровождается методическими материалами, позволяющими сформировать систему знаний, умений, навыков, определенных личностных качеств, составляющих основу формируемой или дополняемой профессиональной компетенции.

Во-вторых, на платформе Moodle обучение может проходить в смешанном формате: например, материалы для отработки пропущенных занятий, для организации управляемой самостоятельной работы, а также для прохождения итогового тестирования целесообразно включить в контент системы.

В-третьих, платформа Moodle обладает большими возможностями для формирования компетенций слушателей путем использования в образовательном процессе различных материалов: простых (файл, электронная страница) и сложных (лекции, тесты, игры), а также активных форм обучения (дискуссия, кейс-технология, проектная деятельность, самопрезентация и др.).

В-четвертых, в системе Moodle сохраняются данные о выполненных заданиях и качестве их выполнения, комментарии преподавателя (обратная связь), сообщения на форуме. Форум позволяет взаимодействовать всем участникам образовательных отношений в системе ДПО с учетом необходимости формировать и презентовать свое мнение по ряду обсуждаемых вопросов на основе соблюдения профессиональной этики, уважения мнения другого участника. На форуме обсуждаются как проблемы дошкольного образования в целом, так и вопросы, изучаемые в рамках ЭУК. Данный материал может быть положен в основу внесения изменений как в структуру, так и в содер-

жание курса. И, наконец, для работы на платформе Moodle достаточно иметь любой веб-браузер, что делает ее доступной для широкого круга пользователей.

К недостаткам системы Moodle относят: невозможность совместного создания и редактирования документов, ограниченность «живой» коммуникации - в основном, используются форумы и чаты. Поэтому в образовательной среде рекомендуют дополнять ее вебинарами, сетевыми сервисами Google, Яндекс, Mail.ru.

Так, вебинары обеспечивают коммуникацию преподавателя и слушателей, например, в процессе презентации курса, обсуждения организационных вопросов.

Указанные выше сервисы дополняют возможность коммуникации и совместной деятельности при анализе, обобщении и использования в учебной работе сетевых документов, а также подготовки самопрезентационных материалов с целью знакомства, выявления профессиональных интересов и возможностей. На платформе Google можно систематизировать в форме итогового портфолио зачетные работы (кейсы, конспекты, видео занятий и т. д.).

Методология (материалы и методы)

Методологической основой работы является принцип системности2, поскольку контент ЭУК представляет собой целостную структуру, но в то же время каждый структурный элемент -модуль программы - подсистема со своим смыслом, содержанием, формами и методами (анализ профессиональных ситуаций, объяснительно-иллюстративные, эвристические, проблемные и др.).

В центре ЭУК как системы находится как содержание образования, так и интерфейс платформы Moodle, который можно охарактеризовать как доступный, удобный для слушателя с разным уровнем компьютерной грамотности.

Поскольку системный принцип преломляется не только через особенности структурирования и содержательного наполнения ЭУК, но и через инструменты активизации слушателей:

2 Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке : учебное пособие; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т менеджмента и права, Каф. упр. образоват. системами. Екатеринбург : [б. и.], 2015. 272 с.

рефлексивные и творческие задания, возможность высказать свою позицию (в рамках форума, вебинара), самостоятельно организовать свою учебную деятельность с учетом требований законодательства и работодателя проходить курсы повышения квалификации без отрыва от производства - данный принцип претендует на то, чтобы его трактовать как си-стемно-деятельностный.

В работе используются идеи нового перспективного направления в образовательной деятельности - педагогического дизайна (С. А. Курносо-ва [9], Л. С. Лисицына3, в основе которого лежат педагогическое моделирование и проектирование.

Несмотря на то, что программная оболочка системы Moodle является стандартной, контент ЭУК уникален, не имеет аналогов, поскольку разнообразие форм (ресурсов, элементов) презентуемых материалов, их структурирование, способы оценки итоговых работ слушателей тесно связаны как с контингентом обучающихся, так и с вариативностью подходов к наполнению содержания конкретной учебной программы.

Концептуальными основами разработки программы «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста» выступают идеи андрагоги-ки, трактующие особенности построения образовательного процесса людей, имеющих базовое профессиональное образование, для которых в основу обучения положен один из важных принцип андрагогики - принцип непрерывности образования в условиях «без отрыва от производства» с учетом отбора релевантных для специалистов дошкольного образования педагогических средств взаимодействия (С. Г. Вершловский [10]).

В работе были использованы методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, педагогическое моделирование.

Результаты и их описание

Разработанный ЭУК «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста» на платформе Moodle построен на авторском образователь-

3 Лисицына Л.С. Педагогический дизайн электронных курсов. Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2018. 67 с.

ном контенте (https://dopoipkro.pskovedu.ru/ course/view.php?id=729).

Модульный подход, применимый к интерфейсу образовательной платформы Moodle, определяет принцип структурирования и организацию учебного материала. Курс представлен пятью учебными модулями (разделами).

Вводный раздел. 1. Нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО. 2. Общеметодический раздел. 3. Практико-ориентированный раздел. 4. Итоговое дистанционное задание.

Электронный учебный курс в Мооdle состоит из элементов двух типов: статических (лекция, презентация, задание, гиперссылка, видеоролик и др.) и активных (тест, форум, чат). Система позволяет использовать различные ресурсы.

Сайт дистанционного образования ПОИПКРО для каждого подразделения (кафедры, центра, управления) состоит из двух страниц: титульной и содержательной. На титульной странице размещена информация о проводимых подразделением ПОИПКРО (кафедрой дошкольного и начального образования) в дистанционном формате курсах повышения квалификации. Лаконичное, без лишнего, утяжеляющего дизайн, оформление страницы сайта обеспечивает простую навигацию для слушателя, что позволяет без ошибок перейти на страницу с материалами через ссылку входа.

Содержательная страница включает не только наименование программы ДПО, но и краткое описание целевых ориентиров обучения (в формате обращения-приветствия к слушателям), материалы курса с указанием, в том числе ссылок на внешние источники или сетевые ресурсы, задания для организации промежуточной и итоговой аттестации.

Вводный раздел, кроме паспорта ЭУК, включает расписание для очной и заочной частей программы, форум «Обсуждение общих вопросов обучения», в котором слушатель может предложить тему для обсуждения, принять участие в дискуссии. Более того, данный раздел курса содержит ссылки на документы для участников электронного обучения (договор на обучение), анкету входного контроля ссылку наличную страницу слушателя, описывающих его «портрет» и позволяющую определить интересы, потребности, профессиональные проблемы современного педагога ДОО.

Модуль «Вводный раздел» включает нормативно-правовой аспект программы (ФГОС ДО), а также ссылку на общую презентацию участниками образовательных отношений (преподавателей и слушателей) своего статуса, места работы, темы самообразования (проекта), обозначения ключевых проблем в системе дошкольного образования.

Модуль «Нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО» представлен гиперссылками на пресс-конференцию (из внешнего источника), текстовые документы, презентационные материалы преподавателей курса. Данный раздел знакомит слушателя с актуальной зако-

нодательной базой и завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Общеметодический раздел ЭУК состоит из пяти тем: «Организация познавательно -исследовательской деятельности с детьми раннего возраста», «Развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста через интеллектуальные игры», «Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста», «Представление общей картины мира в традиционных жанрах детского фольклора», «Современные технологии развития речи детей раннего возраста. Запуск речи».

РАЗ ДЕЛ 2. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКЕШ

В этом разделе Вам предстоят познакомиться с материалами курса, которые носят общеметодический характер.

Это будет способствовать формированию следующих профессиональных компетенций

• знать специфику организации образовательной деятельности детей раннего возраста

• уметь выделять проблемы раннего развития

• уметь извлекать информацию из различных источников,

• уметь вычленять образовательные ситуации в рамках НОД с учетом специфики раннего возраста.

Тема 1. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста

Выступающий: Техникова Ирина Геннадьевна, методист МБДОУ №40 «Ручеек» г. Пскова.

Рис. 1. Контент курса: Общеметодический раздел

Тема 5. Современные технологии развития речи детей раннего возраста. Запуск речи.

Пре.зентация к выстталению И.Д.Степановой Видеолекция по теме И.Д. Степановой

■-■ Видеозапись Государственный язык

Дорогие коллеги! Обязательно фиксирл'йтев своих черновиках ответы на по ставленные в опросы и результаты выполнения заданий, они пригодятся Вам для \-частия в форуме в следующем разделе 3 и выполнении итоговой работы.

Н1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Вопросы лектору

Уважаемые коллеги, если у вас появились в опросы, вы можете их задать здесь.

Рис. 2. Контент курса: Общеметодический раздел

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКО-ОРИЕНТ11РОВАННЫИ

15 О бщие п одходы к про ектир ов алию непр ерывн ой о бразовательной деятельн о сти. Уняв ер сальный алг оритм пр об едения Н ОД.

щ Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте Промвжуточные задания курса: Дорогие коллеги[

Просим вас на выбор вам выполнить «и но из заданий:

1. Составить портрет воспитателя с позиции личностных и профессиональных качеств (не более 200 слов}

2. Написать эссе на одну из предложенных тем:

«Ребенок, не развивается и воспитывается; а развивается: воспитываясь и общаясь» (С. Л. Рубинштейн); «Дайте детству созреть в детстве» (Ж.-Ж. Руссо): «Развитие имеет место там= где есть новый предмет освоения» (Л. С. Выготский); «Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый» (Ж. Сесброн) (не более 500 слов).

3. Прочитать статью «Социальная ситуация развития ребенка в раннем

возрасге»: выделить ключевые слова в понимании социальной ситуации развития и представить графическою интерпретацию этого понятия (и^фсграфику: таблицу: схем}' и т.п.) в приложенном файле к сообщению.

Ответ на задание необходимо разместить в сообщении форума Промежуточные задания

Курса, нажав кнопку Ответить.

Рис. 3. Контент курса: Практико -ориентированный раздел

Каждая тема раскрывается с помощью таких элементов, как видеолекция, презентация, содержащая обзор основных подходов к изучаемой педагогической проблеме, ссылки на внешние ресурсы (картотека и сборник игр и упражнений, обзор сайта Айкьюша и др.). Обсудить проблематику тем общеметодического модуля предлагается по ссылке в формате форума (примеры проиллюстрированы на рисунках 1 и 2). Раздел «Итоговое дистанционное задание» (рис. 4) составлен из общих требований к выполнению заданий курса, оцениваемых в баллах (максимум - 100 баллов, минимальный порог -70 баллов), и здесь же размещена ссылка страницу, где описаны критерии оценивания работы, требования к объему и оформлению итогового задания «Анализ результатов наблюдения». В данном разделе предусмотрено виртуальное консультирование слушателей по выполнению и презентации итогового задания, а также обратная связь по итогам завершения изучения программы. Для этого на базе Google Forms была

разработана форма анкеты, переход к которой происходит с содержательной страницы.

Модуль «Практико-ориентированный» (рис. 3), кроме презентационных материалов, текстовых файлов, ссылки на внешний ресурс, предлагает слушателю выполнить творческое задание (на выбор: составить портрет воспитателя, подготовить тематическое эссе или графически интерпретировать предложенную статью), которое является содержанием промежуточного контроля в рамках указанного модуля.

Обсуждение. По результатам исследования выявлено, что технологические решения, которые могут быть использованы для реализации ДОТ, позволяют организовывать коммуникацию между преподавателем и обучающимися в режиме реального времени, а также между самими обучающимися, в том числе в смешанном формате, когда активными элементами являются составляющие сопровождения деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса.

РАЗДЕЛ 4. ИТОГОВОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ

Дорогие коллеги!

Итоговая оценка за участие в курсе - 100 баллов: Прохождение теста по нормативно-правовым основам -10 баллов Участие в форуме Про межблочные задания -30 баллов

Итоговое задание «Анализ результатов наблюдения» - 60 баллов (20 - требуется доработка, 40 - зачет с замечаниями, 60 - зачет без замечаний} Анкета по итогам очной части (5 баллов бонуса к общему зачету к\рса) Выходная анкета участников курса (анонимная)

Для получения удостоверения необходимо набрать не менее 70 баллов!

Для выполнения итогов ого задания рекомендуется использовать представленные в курсе материалы.

Обратите внимание на критерии итогового задания.

Вы можете получить советы и рекомендации у преподавателей, оставив сообщение в фор^гме «Консультации по итоговой работе».

Успехов!

Итоговое задание «Анализ результатов наблюдения» г. "'Консультация по итоговой работе

Рис. 4. Контент курса: Итоговое дистанционное задание

Несмотря на значительные технологические возможности дистанционного ресурса Moodle, проектирование курсов на его платформе для работников сферы образования целесообразно осуществлять в условиях сохранения возможности «живой» коммуникации участников образовательных отношений и в соответствии с принципами Agile-образования1:

1) люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;

2) осмысленное научение важнее формального контроля;

3) сотрудничество участников образовательных отношений - в приоритете по отношению к постоянным согласованиям;

4) открытость к изменениям, коррективам, творчеству важнее следования первоначальному плану.

Опыт создания не имеющей аналогов модели электронного учебного курса «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста» позволил объединить такие взаимосвязанные компонен-

1 Выйти из тупика: принципы Agile для современного образования. URL: http://newtonew.com: 81/tech/agile-methodology-in-education(дата обращения: 21.09.2021).

ты информационно-образовательной среды, как: образовательные ресурсы, образовательная коммуникация и управление образовательным взаимодействием.

На основе анализа результатов апробации курсов можно обозначить перспективы дальнейшего внедрения дистанционных образовательных технологий в практику организации курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования (Н. Ю. Шлат, А. О. Орлов) [11].

Перед авторами-разработчиками дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов дошкольного образования стоят задачи, направленные:

- на использование доступных образовательных платформ и сетевых ресурсов для безбарьерной организации дистанционного обучения;

- изучение и освоение новых возможностей ЭУК с целью повышения качества дополнительного образования и мотивации адресатов дистанционного обучения не на формальное освоение содержания программы, а персонифицированное;

- преодоление «интерпретационных» барьеров (решение проблем, связанных с повышением медиакомпетентности педагогов);

- поддержку и пропагандирована организаторами ДПО и работодателями идеи lifelong learning (образования в течение всей (профессиональной) жизни) не как законодательной инициативы, а как потребности воспитателя детского сада в непрерывном повышении своего педагогического мастерства;

- обсуждение и решение проблем, заложенных в триаде «организация - мотивация -самоорганизация».

Заключение. Современные тенденции развития дополнительного профессионального образования, неопределенность и непредсказуемость экономических, политических и социальных процессов в общемировом масштабе свидетельствуют о необходимости поиска и научно-практического обоснования различных форматов содержательного и организационного обеспечения реализации программ ДПО. В качестве наиболее перспективных траекторий внедрения в образовательную практику организаций повышения квалификации работников образования ведущих идей управления обучением специалистов выступает применение возможностей ЭУК.

В рамках исследования важно было проанализировать, насколько потенциал ЭУК (на платформе Moodle) в процессе разработки и реализации программы дополнительного профессионального образования для воспитателей детских садов отвечает запросу, ожиданиям, возможностям слушателей, а также учитывает проблемы и условия дальнейшего развития идеи использования ресурсов ЭУК в системе ДПО.

Положенные в основу исследования системный, модульный принципы, идеи андрагогики и концепция педагогического дизайна (педагогического проектирования) взаимно дополняют друг друга и позволяют решить ряд задач, выходящих за рамки дополнительного образования «здесь и сейчас», но и направленные на обозначение стратегических линий как в части содержания курса, так и в системе управления обучением с использованием различных платформ (Learning Management System, LMS). Это задачи, связанные:

- с анализом потребностей целевой аудитории (в том числе достаточно опытной и возрастной), ее компетенций и ожидаемых результатов обучения;

- моделированием контента курса в соответствии с целями и задачами дополнительной профессиональной программы;

- анализом и отбором ресурсов (элементов), предлагаемых платформой Moodle, с учетом имеющихся у слушателей технических и временных возможностей, ГГ-компетенций;

- грамотным визуальным дизайн-решением в процессе размещения курса в системе с целью мотивации слушателей, обеспечения результативности обучения;

- разработкой соотносимых с целью и результатом обучения средств текущего, промежуточного и итогового контроля сформированных (расширенных) профессиональных компетенций.

Системообразующим элементом в процессе дистанционного обучения, согласно идее си-стемно-деятельностного принципа, выступают ожидаемые всеми участниками образовательного процесса эффекты: позитивное социально-психологическое самоощущение воспитателя детского сада, появление положительного отношения к изменениям в сфере образования, понимание необходимости, обоснованности и обусловленности этих изменений, позитивный имидж профессии «воспитатель» как профессии, значимой для формирования здорового общественного мнения населения о данной профессии и роли педагога ДОО в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста.

Разработанный и структурированный с учетом новых тенденций педагогического дизайна электронный учебный курс «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста» функционирует на платформе Moodle в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования. Ресурс является авторской разработкой как по содержанию, системе дидактических средств, так и по проектированию контента.

Основной контент ЭУК представлен пятью разделами, представленными как алгоритм обучения в соответствии с модульно-тематическим построением программы повышения квалификации. Каждый раздел предваряется постановкой образовательной задачи, которую слушатели могут успешно решить, изучив презентационные и текстовые материалы, проанализировав материалы преподавате-

лей курсов, а также сторонних авторов, пройдя по ссылкам на внешние источники. ЭУК представляет собой программно-методический комплекс, позволяющий слушателю самостоятельно освоить содержание курса (или отдельный его модуль). Эффективность ЭУК достигается при использовании кейс-технологий, технологий активного обучения и проектной деятельности. Система Moodle обладает широким инструментарием, позволяющим разработать, усовершенствовать, обеспечить адекватное восприятие слушателем материалов благодаря таким возможностям, как мультимедийность, интерактивность, моделирование, многока-нальность подачи информации.

Модель управления имеющимися и формируемыми компетенциями слушателей, основанная на интеграции статического и динамического элементов ЭУК, позволяет осваивать теоретически насыщенный контент с использованием современных электронных технологий.

Исходя из опыта разработки и осмысления предварительных результатов электронного обучения слушателей курсов повышения квалификации, были сформулированы следующие рекомендации.

1. Курс должен иметь вводный блок, содержание которого соответствует следующим посылам:

- тема должна отражать ожидаемые результаты;

- представлена аннотация курса как иллюстрация программы обучения;

- размещена информация для слушателей с указанием не только расписания, но и изучаемых модулей.

2. Основной блок включает несколько тем (модулей), которые отвечают следующим требованиям:

- использованы различные виды предоставления информации (видео, гипертекст, справочные материалы и т. п.;

- в каждом модуле предусмотрены практи-ко-ориентированные задания (включая промежуточные и итоговые задания);

- используются методические приемы смыслового чтения;

- предусмотрена обратная связь (форумы, комментирование, консультационные линии);

- включена индивидуальная, парная и групповая формы работы слушателей;

- разработаны образцы и критерии выполнения заданий (инструменты формирующего оценивания).

3. Итоговый блок курса имеет следующие характеристики:

- определена форма защиты итоговых работ;

- разработаны критерии оценивания итоговых работ;

- представлены шаблоны, образцы выполнения итоговых заданий;

- предусмотрена оценка процесса и результата деятельности, а также рефлексия слушателем своих профессиональных достижений (самооценка).

Проделанная работа показала, что платформа Moodle, будучи уже апробированной в образовательном процессе, обладает большими возможностями для расширения содержания профессиональных компетенций педагогов ДОО путем использования технических возможностей и ресурсов системы Moodle и активных форм обучения.

Благодарности

Автор выражает благодарность коллегам -сотрудникам кафедры дошкольного и начального образования и ректорату ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» за участие в разработке и реализации курсов повышения квалификации педагогов ДОО по программе «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей раннего возраста».

Библиографический список:

1. Бездольный, А. В. Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки / А. В. Бездольный. -Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 109. -С. 75-78.

2. Потемкина, Т. В. Дополнительное профессиональное образование учителей как компонент развития социокультурной среды школы (сравнительный анализ России и Германии) / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - Текст : непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2021. -№ 5 (80). - С. 32-37.

3. Bates, A. W. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching and learning, 2015.

4. Кроксмарк, Т. Преподавательская компетентность в цифровом времени / Т. Кроксмарк. - Текст : электронный // Образовательный запрос. - 2015. - Т. 6, № 1. - URL: https://www .tandfonline.com/doi/full/ (дата обращения: 21.09.2021).

5. Городецкая, Н. И. Дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов / Н. И. Городецкая. - Текст : электронный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. - 2014. - № 3. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/didakticheskie -usloviya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-distantsionnogo-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 27.03.2022).

6. Лебедева, М. Б. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров / М. Б. Лебедева, Т. В. Семенова. - Текст : электронный // ЧиО. - 2013. - № 1 (34). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyeobrazovatelny e-tehnologii-v-sisteme-povysheniyakvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения: 02.10.2021).

7. Белозёрова С. И., Чуйко О. И. Опыт применения LMS MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов / С. И. Белозёрова, О. И. Чуйко. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. -2019. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=28448 (дата обращения: 20.07.2021).

8. Яковлева, Т. В. Использование системы дистанционного обучения Moodle в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров / Т. В. Яковлева. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2015. - № 1-1. - С. 419-423.

9. Курносова, С. А. Теоретико-педагогические предпосылки проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна / С. А. Курносова. - Текст : электронный // Фундаментальные исследования. - 2011. -№ 12 (часть 4). - С. 747-751. - URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=29471 (дата обращения: 12.07.2021).

10. Вершловский, С. Г. Андрагогика постдипломного педагогического образования / С. Г. Вершловский. - Санкт-Петербург : СПбАППО, 2007. - 259 с.

11. Шлат, Н. Ю. Разработка и реализация дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования / Н. Ю. Шлат, А. О. Орлов. - Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17, № 3. - С. 535-547.

References:

1. Bezdolny, A. V. The model of web training course as a means of organizing independent training [Model' elektronnogo uchebnogo kursa kak sredstva organizatsii samostoyatel'noy podgo-tovki], Izvestia of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2009, No. 109, pp. 75-78.

2. Potemkina, T. V., Saburova, S. V. Additional professional education of teachers as a component of the development of the socio-cultural environment of the school (comparative analysis of Russia and Germany) [Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie uchiteley kak komponent razvitiya sotsiokul'turnoy sredy shkoly (sravnitel'nyy analiz Rossii i Germanii)], Municipal education: innovations and experiment, 2021, No. 5 (80), pp. 32-37, Available at: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2021_80_5_32 (accessed date: 03/27/2022).

3. Bates, A. W. T. Teaching in a digital age file, Available at: http://C:/Users/kot/Downloads/ Teaching-in-a-Digital-Age-1559066252.pdf (accessed date: 09/13/2021).

4. Kroksmark, T. Teaching competence in digital time [Prepodavatel'skaya kompetentnost' v tsifrovom vremeni], Educational request, 2015, V. 6, No. 1, Available at: https: //www.tandfonline.com/doi/full/ (accessed date: 09/21/2021).

5. Gorodetskaya, N. I. Didactic conditions of tutor support for distance professional development of teachers [Didakticheskie usloviya t'yu-torskogo soprovozhdeniya distantsionnogo pov-ysheniya kvalifikatsii pedagogov], Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social kinetics, 2014, No. 13, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-usloviya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-distantsi onnogo-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (accessed date: 03/27/2022).

6. Lebedeva, M. B., Semenova, T. V. Distance educational technologies in the system of advanced

training of teaching staff [Distantsionnye obra-zovatel'nye tekhnologii v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov], CHIO, 2013, No 1. (34), Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazo vatelnye-tehnologii-v-sisteme-povysheniya-kvali fikatsii-pedagogicheskih-kadrov (accessed date: 10/02/2021).

7. Belozerova, S. I., Chuiko, O. I. The experience of using LMS MOODLE to create and support training courses [Opyt primeneniya LMS MOODLE dlya sozdaniya i soprovozhdeniya uchebnykh kursov], Modern problems of science and education, 2019, No. 1, Available at: https: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28448 (accessed date: 07/20/2021).

8. Yakovleva, T. V. Using the Moodle distance learning system in the process of professional development and professional retraining of teaching staff [Ispol'zovanie sistemy distantsionnogo obucheniya Moodle v protsesse povysheniya kvalifikatsii i professional'noy perepodgotovki

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pedagogicheskikh kadrov], E-learning in continuing education, 2015, No. 1-1, pp. 419-423.

9. Kurnosova, S. A. Theoretical and pedagogical prerequisites of the problem of preparing university students for the design of pedagogical design [Te-oretiko-pedagogicheskie predposylki problemy pod-gotovki studentov vuza k proektirovaniyu pedagog-icheskogo dizayna], Fundamental research, 2011, No. 12 (part 4), pp. 747-751, Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=29471 (accessed date: 07/12/2021).

10. Vershlovsky, S. G. Andragogy of postgraduate pedagogical education. [Androgogika post-diplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya], Saint Petersburg, 2007. 259 p.

11. Schlat, N. Yu., Orlov, A. O. Development and implementation of distance training courses for preschool education specialists [Razrabotka i realizatsiya distantsionnykh kursov povysheniya kvalifikatsii spetsialistov doshkol'nogo obra-zovaniya], Educational technologies and society, 2014, Vol. 17, No. 3, pp. 535-547.

Образец для цитирования статьи:

Шлат, Н. Ю. Опыт разработки дополнительной образовательной программы для воспитателей, реализуемой на платформе Moodle / Н. Ю. Шлат. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 2 (51). - С. 80-92.

Example for article citation:

Shlat, N. Yu. Experience in developing an additional educational program for kindergarten teachers implemented on the Moodle platform [Opyt razrabotki dopolnitelnoj obrazovatelnoj program-my' dlya vospitatelej, realizuemoj na platforme Moodle], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 2 (51), pp. 80-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.