Научная статья на тему 'Опыт рассмотрения референций политической ментализации британских элит. Политико-психологическое эссе. Часть 1'

Опыт рассмотрения референций политической ментализации британских элит. Политико-психологическое эссе. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИЗАЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / КАТОЛИЧЕСТВО / КЕЛЬТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЙ ИМПЕРСОНАЛИЗМ / ИНДИВИД / УТИЛИТАРИЗМ / МОНОТЕИЗМ / ДОГМАТ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / БРИТАНСКИЕ ЭЛИТЫ / MENTALIZATION / ENGLISH POLITICAL MENTALITY / CHRISTIANIZATION / CATHOLICISM / CELTIC CHURCH / POLYTHEISTIC IMPERSONALISM / INDIVIDUAL / UTILITARIANISM / MONOTHEISM / DOGMA / SUPERCONSCIOUSNESS / PERSONALITY / SUBJECT / SUBJECTIVITY / SUBJECT IDENTITY / REFLECTION / BRITISH ELITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ракитянский Николай Митрофанович, Юданов Никита Андреевич

Настоящая часть эссе содержит два относительно самостоятельных раздела. В начале текста авторы обсуждают ментально-цивилизационную миссию христианства в Англии в лице католической и кельтской церквей. В процессе их многомерного взаимодействия были заложены ментально-цивилизационные основания будущей британской нации, а также ее самобытной государственности. Во втором разделе показаны узловые этапы перехода от имперсональной, адогматической, автохтонной полиментальности к становлению у обитателей Британских островов субъектного, догматического, монотеистического менталитета. Фундаментальным политико-психологическим результатом христианизации британских элит явилось развитие в их среде принципиально новых ментальных свойств. Прежде всего субъектной идентичности как осознания исключительности своего деятельного потенциала, а также способности к политической рефлексии и отождествлению себя с целью политической деятельности. Уникальность британских элит обусловлена спецификой исторического формирования и становления их субъектности, породившей неповторимый правящий режим и своеобразную политическую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections on the Political Mentalization of British Elites: A Political and Psychological Essay (Part 1)

This essay’s part contains two relatively independent sections. At the beginning of the text, the authors discuss the mental and civilizational mission of Christianity in England, in particular the Catholic and Celtic churches. The mental and civilizational foundations, as well as the distinctive statehood of the future British nation, were laid in the process of their multidimensional interaction. The second section describes the stages of the transition from impersonal, undogmatic, autochthonous polymentality to the formation of a subjective, dogmatic, monotheistic mentality among the inhabitants of the British Isles. The fundamental political and psychological result of the Christianization of the British elites was the emergence of new mental properties. First of all, subjective identity as awareness of the exclusivity of one’s potential, and also the ability to political reflection and to identify oneself with the goal of political activity. The British elite’s uniqueness is due to the peculiarities of the historical development and formation of their subjectivity, which gave rise to a special ruling regime and original political culture.

Текст научной работы на тему «Опыт рассмотрения референций политической ментализации британских элит. Политико-психологическое эссе. Часть 1»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 3

Николай Митрофанович Ракитянский,

доктор психологических наук, профессор кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1,119991 Москва, Россия), e-mail: drkayros@yandex.ru

Никита Андреевич Юданов,

магистр политологии, студент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991 Москва, Россия), e-mail: nikita-yudanov@yandex.ru

ОПЫТ РАССМОТРЕНИЯ РЕФЕРЕНЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕНТАЛИЗАЦИИ БРИТАНСКИХ ЭЛИТ. ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ. ЧАСТЬ 1

Настоящая часть эссе содержит два относительно самостоятельных раздела. В начале текста авторы обсуждают ментально-цивилизационную миссию христианства в Англии в лице католической и кельтской церквей. В процессе их многомерного взаимодействия были заложены ментально-циви-лизационные основания будущей британской нации, а также ее самобытной государственности. Во втором разделе показаны узловые этапы перехода от имперсональной, адогматической, автохтонной полиментальности к становлению у обитателей Британских островов субъектного, догматического, монотеистического менталитета. Фундаментальным политико-психологическим результатом христианизации британских элит явилось развитие в их среде принципиально новых ментальных свойств. Прежде всего субъектной идентичности как осознания исключительности своего деятельного потенциала, а также способности к политической рефлексии и отождествлению себя с целью политической деятельности. Уникальность британских элит обусловлена спецификой исторического формирования и становления их субъектности, породившей неповторимый правящий режим и своеобразную политическую культуру.

Ключевые слова: ментализация, английский политический менталитет, христианизация, католичество, кельтская церковь, политеистический имперсонализм, индивид, утилитаризм, монотеизм, догмат, сверхсознание, личность, субъект, субъектность, субъектная идентичность, рефлексия, британские элиты.

Nikolay Mitrofanovich Rakityanskiy,

Doctor of Psychology, Professor, Political Sociology andPsychology Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, 119991 Moscow, Russia), e-mail: drkayros@yandex.ru

Nikita Andreevich Yudanov,

Master of Political Science, Political Sociology and Psychology Program,

Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie

Gory 1, 119991 Moscow, Russia), e-mail: nikita-yudanov@yandex.ru

REFLECTIONS ON THE POLITICAL

MENTALIZATION OF BRITISH ELITES:

A POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL ESSAY (PART 1)

This essay's part contains two relatively independent sections. At the beginning of the text, the authors discuss the mental andcivilizational mission of Christianity in England, in particular the Catholic and Celtic churches. The mental and civilizational foundations, as well as the distinctive statehood of the future British nation, were laid in the process of their multidimensional interaction. The second section describes the stages of the transition from impersonal, undogmatic, autochthonous polymentality to the formation of a subjective, dogmatic, monotheistic mentality among the inhabitants of the British Isles. The fundamental political and psychological result of the Christianization of the British elites was the emergence of new mental properties. First ofall, subjective identity as awareness of the exclusivity of one's potential, and also the ability to political reflection and to identify oneselfwith the goal of political activity. The British elite's uniqueness is due to the peculiarities of the historical development and formation of their subjectivity, which gave rise to a special ruling regime and original political culture.

Key words: mentalization, English political mentality, christianization, Catholicism, Celtic Church, polytheistic impersonalism, individual, utilitarianism, monotheism, dogma, superconsciousness, personality, subject, subjectivity, subject identity, reflection, British elites.

История Великобритании полна событий и свершений, предопределивших не только ее восхождение в высшую лигу влиятельных и успешных стран мира, но и завоевание в ней особого статуса. Это единственная страна, которая утвердилась на пяти континентах. Концепция политологов Рут и Дэвида Коллиера1, в рамках которой в историческом процессе они выделяют так называемые critical junctures — «критические моменты», позволяет нам выявить в летописи Великобритании узловые этапы, кардинально повлиявшие на развитие ее политического устроения, определившие особенности и традиции деятельности ее правящего класса2.

1 Концепт «критический момент» широко используется в западной политической науке. По мнению авторов, в критический момент предшествующие условия допускают случайный выбор, задающий конкретную траекторию институционального развития и консолидации, которую трудно повернуть вспять (Collier R.B., Collier D. Shaping the Political Arena: Critical Junctures, the Labor Movement, and Regime Dynamics in Latin America. Princeton: Princeton University Press, 1991).

2 Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Уникальность британских элит обусловлена спецификой исторического формирования и становления их субъектности3, породившей неповторимый государственный режим и своеобразную политическую культуру. В этой связи представляется возможным раскрытие «критических моментов», стимулировавших развитие самобытной национальной элиты, которая на определенном этапе обрела способность проектировать и осуществлять весьма эффективные стратегии политической, экономической, военной и ментальной экспансии в планетарном масштабе.

На протяжении веков Англии удавалось более чем успешно извлекать как экономическую, так и политическую выгоду из тонкого баланса рефлексивного взаимодействия с главными партнерами — государствами континентальной Европы4, сохраняя при этом статус и репутацию безусловного лидера. Может быть не всегда самого богатого, однако, безусловно, всегда наиболее политичного, способного найти оптимальный выход из любого, даже крайне неблагоприятного положения дел5.

Обращаясь к критическим этапам истории Великобритании, мы обнаруживаем их корневые причины (root cause) и осознаем значения и смыслы последующих фундаментальных преобразований на островах. Исследуя политическую ментализацию элит, мы видим ее как процесс формирования базовых структур национального менталитета: преобладающих установок веры6, политического мышления и воли1. Не можем при этом обойти вниманием и устойчивые референции political action8, которые и в настоящее время поддерживают ее статус великой державы в геополитическом пространстве.

Христианство как движущая сила политической

ментализации Англии

Дух раннего христианства оживил Англию подобно освежающему и бодрящему ветру после душного дня.

У. Черчилль

3 Ракитянский Н.М. Великобритания как суперсубъект глобальной политики в пространстве ментальных исследований // Век глобализации. 2018. № 1. С. 100-111.

4 Ракитянский Н.М. Рефлексия в политике // Власть. 2003. № 9. С. 21-24.

5 Запольскис А. Британские лорды // Regnum. 2019. 16 марта. URL: https:// regnum.ru/news/economy/2592066.html

6 ЮрьевА.И. Психология веры // Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. С. 24-26.

1 ГачевГ. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. С. 151-118.

8 Ракитянский Н.М. Политический менталитет в контексте догматического принципа // Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития: Материалы Всероссийской научной конференции РАПН, Москва, РАН-ХиГС при Президенте РФ, 25-26 ноября 2016 г. / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Проспект, 2016. С. 226-221.

Античная романизации этносов и племен британских островов предопределила распространение христианства в Англии9. Первичный этап евангелизации начался здесь в III в.10 — обращение англосаксов в христианство было эпохальным событием в истории Британии. Оно явилось результатом деятельных усилий римских миссионеров на юге и кельтских проповедников на севере и западе страны. По мнению А. Тойнби, начало этому процессу было положено в 597 г., когда папа Григорий I отправил на архипелаг миссию во главе со св. Августином. В последующие века история английской церкви как части западного христианства прошла этапы отпадения от единой Церкви в XI в. и далее — уже в XVI в. англиканства от католического Рима. Но все же учение о едином, предвечном и надмирном Боге в соединении с автохтонными политеистическими культами, сформировало неповторимый облик английского христианства11 и в дальнейшем — английского политического менталитета.

В первый период жизни Церкви в разных уголках Альбиона воссияло множество подвижников благочестия, исполнявших Евангельскую заповедь12. Весьма значительную роль в этом процессе играла Ирландия — «остров святых и ученых»13, которая так и не стала провинцией Imperium Romanum. Если римские воины никогда не пересекали Ирландского моря, то христианские миссионеры это сделали. Пассионарные ирландцы — потомки кельтов14 — оставили глубокий след не только в истории религиозных верований на архипелаге15, но и «в ментальности и чувствованиях европейцев»16.

Христианство в Ирландии поднималось на канонических основах и в гармонии с автохтонными религиями страны. В VI в. монастыри, опираясь на культурно-историческое наследие и древние

9 Millet M. The Romanization of Britain: An Essay in Archaeological Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

10 Watts D. Christians and Pagans in Roman Britain. London: Routledge, 1991. P. 9; Petts D. Christianity in Roman Britain. Stroud: Tempus, 2003.

11 Attwater D. Ethelbert of Kent //Attwater D., Catherine R.J. The Penguin Dictionary of Saints. 3rd ed. Harmondsworth: Penguin Books, 1995. P. 118.

12 Шленов А. Распространение христианства на Британских островах // Духовный мир: сборник работ учащихся Московских духовных школ. Вып. 1. М.: Московская духовная академия, 1994. С. 93-102.

13 Histoire de la Bretagne et des pays Celtiques. T. 1: Des mégalithes aux cathédrales. Morlaix: Skol Vreizh, 1983.

14 Фанталов А. Кельты и древняя Ирландия // Средние века и Возрождение. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/fantalov-kelty.htm

15 Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов / Пер. с англ. Е.В. Глушко. М.: Центрполиграф, 2004.

16 Иванова Е.Ю. Роль монастырей в формировании христианской раннесред-невековой культуры Ирландии // Вестник славянских культур. 2008. № 3-4. С. 131.

традиции друидов17, становятся важными духовно-просветительскими центрами всего европейского Запада, а затем и местной формой православной веры тысячелетней Ромейской Империи. В ирландских монастырях изучались Священные тексты, греческое богословие, а также латынь, иврит и другие дисциплины18. В этот период кельтская церковь развивается особым путем, не соприкасаясь с римской, проповедуя православие, создавая свою историческую перспективу.

Вера в свою церковно-просветительскую миссию побуждала ирландцев к взаимодействию с Византией и контактам со славянским миром. Они оставили свой «след» и в культуре Древней Руси19. Влияние ирландской религиозной и культурной традиции ощущается в Новгороде, а о проживании ирландских монахов в Киеве известно из летописных источников. О влиянии кельтской христианской церкви на славян свидетельствует и тот факт, что ученик св. Колумбана (ок.

540-615)20 св. Аманд (589-679) совершил первую документально

21

засвидетельствованную попытку крестить славян21.

Кельтская церковь не просто оказывала религиозное и политическое влияние, но была еще духовным, нравственным и интеллектуальным фундаментом цивилизованного развития языческих народов в эпоху раннего Средневековья. Этому влиянию в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что в соответствии с кельтскими традициями монахи и аббаты были людьми знатного происхождения и нередко из королевских семей22. Они проповедовали христианские догматы23 и ценности, создавали стандарты мышления и поведения, которые потом усваивались их паствой.

Размах прозелитической деятельности кельтов и ее значение для европейской культуры не имеет аналогии в древнейшей истории

17 Пиготт С. Друиды. Поэты, ученые, прорицатели. М.: Центрполиграф, 2005.

18 Де Беер В. Православная Ирландия / Пер. Д. Лапы. Ч. 1 // Православие.гц. 2010. 26 января. URL: https://pravoslavie.ru/33703.html

19 Иванова Е.Ю. Ирландские монастыри в европейской культуре раннего средневековья: Автореф. ... дисс. канд. культурологии. М., 2016.

20 14 мая 2018 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви имя святого Колумбана было включено в месяцеслов Русской православной церкви.

21 Цветков С.В. Кельты и славяне. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2005. С. 116-117, 122, 125.

22 Кельтская христианская духовность // Кельтская арка. 2005. URL: http:// celtic-arc.upelsioka.com/spirit/spirit_6.htm

23 Догмат, догма — это официально сформулированное и утвержденное высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной. Догмат, по А.Ф. Лосеву, «есть утвержденность вечных истин, противостоящих вещественному, временному и историческому протеканию явлений». В этой связи заметим, что все языческие верования адогматичны, они имеют частный, релятивистский и антропоцентрический характер (см.: Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977).

Европы24. Так, Ян Филип пишет о том, что кельтское влияние не ограничивалось островами и проникло далеко на континент, например, на польскую территорию и на земли современной Украины. В Закарпатье кельтские поселения обнаружены в районе г. Мукачево. Следы влияния кельтов были найдены в культурах северного Причерноморья и в зарубинецкой культуре Поднепровья25.

Между тем, после смерти в 655 г. Пенда — могущественного короля Мерсии и Уэссекса — трон унаследовал его сын, который был христианином, и не знающее гонений христианство становится в англосаксонской Британии безраздельно господствующей религией. К этому времени здесь не осталось ни одного королевства, в котором преобладали бы языческие традиции, и проблема была не в том, каким быть острову — христианским или варварским, а в том, какое христианство возьмет верх — кельтское или римское.

Основные споры шли по вопросу о том, должно ли британское христианство согласиться с проектом развития церкви, предлагаемым католическим Римом, или с идеями монашеских орденов, которые основали кельтские церкви севера, ориентированные на православные ромейские (византийские) традиции26. Различия сохранялись на протяжении веков, оставаясь предметами спора между двумя сторонами, хотя большая часть острова была непосредственно связана с папством, которое в итоге одержало верх.

Тем временем уже в тех условиях правители и влиятельные кланы видели в новой религии средство укрепления и освящения своей политической власти. Кроме того, по словам У. Черчилля, бессмысленное варварство жизни язычников резко контрастировало с христианской культурой27, благодаря которой Британия получила мощный импульс развития. Победе Христовой веры в Англии способствовали безупречная организация церкви, целостная, ясная и убедительная доктрина, а также повсеместная поддержка верхов общества, что ярко описано Бедой Достопочтенным (между 672-735)28. Беда оказался уникальным свидетелем самых ранних лет Англии и первым, кто показал, в чем заключается смысл «английскости», заложив тем самым фундамент национальной идентичности как ключевой структуры английского менталитета. Он первым употре-

24 Hughes K. The Church in Early Irish Society. London: Methuen, 1966.

25 Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие / Пер. с чешского Л.П. Мо-жанской и Е.В. Тарабрина. Прага: Артия, 1961.

26 Наиболее ярко восточное влияние на кельтскую церковь проявлялось в многочисленных монастырских конгрегациях Ирландии (Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Мессианское наследие. М.: Эксмо, 2005).

27 Черчилль У. Рождение Британии. М.: Русич, 2007.

28 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб.: Алетейя,

2003.

бил слово Angle-land и попытался установить хронологию рождения и взросления этой страны29.

Церковь становилась богатой и влиятельной. В стране, то и дело раздираемой междоусобицами, она имела огромное значение — объединяла английский народ, обучала и воспитывала его, обуздывая языческую брутальность, формировала идеалы и ценности, устремляя паству к обретению христианской нравственности, согласия,

30

мира, единства и государственности30.

К середине XI в. при святом благоверном короле Эдуарде Исповеднике (ок. 1003-1066) английское православное королевство достигло зенита своего расцвета. После смерти монарха состоялась коронация герцога Нормандии — Вильгельма I (ок. 1027/10281087) — первого католического короля Англии, который низложил английских архиереев. Они были заменены епископами, выходцами из Франции, что укрепило положение Вильгельма Завоевателя, хотя его священники вели себя как язычники и, по словам Ч. Диккенса, были также ненасытны, как и его воины31. Англия на пять веков подпала под полное влияние Папы Римского.

Исследователь менталитетов профессор Г.Д. Гачев отмечает, что с XI в. и на столетия надвинулись французский язык, римская католическая вера и кровь французской аристократии, внося новый мощный элемент и пласт в складывающуюся «английскость». И сюжет, и интрига английской истории зародились с этого момента. Это противостояние потомков германцев — англосаксов и туземных кельтов — с французоподобной новой аристократией завоевателей, сконцентрированной вокруг короля и его двора, который всецело поддерживался папством Рима32.

При таких обстоятельствах вторая половина XI в. стала поворотным моментом для христианства не только Англии, но и всей Западной Европы. Несомненно, что в происходивших тогда на островах кардинальных преобразованиях ключевую роль сыграли Нормандия и норманны. Они помогли папству достичь нового уровня политического господства и внесли свой вклад в радикальную трансформацию взаимоотношений между Западной и Восточной Европой. Результаты этой трансформации сохранились до нашего

33

времени33.

29 Дженкис С. Краткая история Англии. М.: Издательская Группа «Азбука Аттикус», 2015. С. 18.

30 Честертон Г.К. Вечный человек. М.: РИПОЛ классик, 2006.

31 Диккенс Ч. История Англии для юных. М.: АСТ; Астрель, 2008.

32 Гачев Г. Указ. соч. С. 151-152.

33 Филлипс А. Трагедия английской истории / Пер. с англ. Д. Лапа // Православие. ru. 2014. 23 июля. URL: http://www.pravoslavie.ru/72418.html

Как видим, Англия пережила второе римское завоевание, на сей раз религиозное. Силы были неравными — кельтское христианство имело поддержку всего лишь в лице ирландцев и скоттов, которые уже не играли значительной роли в истории того времени. За спиной римского христианства стоял весь запад Европы, могущественное королевство франков и еще более мощное папство34. Миссионеры, проповедующие католичество, приходили на смену смиренно уходящим православным проповедникам, с которыми уходили монастырские традиции общинности, аскезы, бескорыстного труда, подвижничества и милосердия.

Мало-помалу кельтское христианство после XII в. утратило свое духовное, интеллектуальное и политическое влияние35. Тем не менее кельтская церковь оставила глубокий след в истории и культуре страны, в ее цивилизационном развитии и оказала воздействие на процесс ментализации нации36. Этот аспект английской истории до сих пор мало изучен, он еще ждет своих исследователей.

На острова возвратился реинкарнированный католической церковью дух давно исчезнувшей Римской империи. В результате: Англия укрепила связь с континентом, где национализм не существовал, но где общие для всех стран нормы объединили правящие классы; усилился институт монархии — короли стали безусловным выражением и символом возглавляемой ими сословно-классовой иерархии, а также арбитрами конфликтующих между собой клановых интересов; укрепился политический статус католической церкви, которая, по мнению У. Черчилля, соединяла несколько необычным образом римский империализм и христианскую этику, пронизанную социальной и военной системой своего века, и ревниво относилась к своим собственным интересам37.

Созданная норманнами в соответствии с континентальной традицией епископальная структура церкви оставалась практически неизменной до Реформации. Англия входила в период больших потрясений, который В. Мосс назвал «крушением православия в Англии», когда она получила другую королевскую династию, другой правящий класс, новую культуру и язык38. Складывалась

34 Азимов А. История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей. М.: Центрполиграф, 2005. С. 50.

35 Corning C. The Celtic and Roman Traditions: Conflict and Consensus in the Early Medieval Church. New York: Palgrave Macmillan, 2006.

36 Zimmer H. The Celtic Church in Britain and Ireland / Transl. A. Meyer. London: D. Nutt, 1902; MacCulloch J.A. The Religion of the Ancient Celts. Edinburgh: T. & T. Clark, 1911; Hardinge L. The Celtic Church in Britain. New York: TEACH Services, 1995.

37 Черчилль У. Указ. соч. С. 159.

38 Мосс В. Крушение православия в Англии. Тверь: Миссия, 1999.

политическая система, которая со временем стала дрейфовать к островному устроению жизни, что впоследствии обеспечит Англии ее своеобразие и выдающуюся роль в мировой истории.

В целом христианство на британских островах в лице кельтской и католической церквей заложило ментально-цивилизационные основания будущей британской нации и ее уникальной государствен-ности39. Но впереди Англию ждал еще один крутой исторический поворот — Королевская Реформация XVI в.40

Ментально-психологические последствия христианизации

Чистый импульс христианства возвысил души людей до созерцания нового и более великого идеала за пределами окружающего их земного мира.

У. Черчилль

До знакомства с учением Христовым и великой истиной о том, что лишь тот угоден Богу, кто возлюбил ближнего, как самого себя, и не делает другим того, чего не желал бы себе, британцы поклонялись языческим богам41 и верили во всевозможные мистические существа, населяющие окружающую природу и их жилища — эльфов, драконов, фей, людоедов, гигантов, карликов и других.

Британский автохтонный адогматический менталитет уходил корнями в фольклор и мифологию этносов, сформировавших затем английскую нацию: в древнюю традицию племен доримского периода — гэлов, бриттов, белгов, бригантов и других; в эпос германцев, колонизировавших острова во время великого переселения народов, — англов, саксов и ютов. Значительное влияние на формирование английского язычества оказали легенды и поверья кельтских племен, в первую очередь валлийцев, с которыми исторически англичане постоянно взаимодействовали. Особый след оставили скандинавские саги и французские баллады, пастурели и

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новеллы, принесенные на острова нормандцами42.

Общим было то, что разнообразные духовно-религиозные установки, верования, мифы и традиции определяли довольно пеструю полиментальность — множественность языческих мен-талитетов обитателей островов, которых, впрочем, объединял

39 Трофимова Р.П. Диалог культур и ментально-цивилизационные различия в современном мире // Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 48-56.

40 Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел: Слово, церковь и государство в раннем английском протестантизме. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.

41 Плотников Е.В. История религии в Великобритании // Евразийский научный журнал. 2015. № 10. С. 34-59.

42 Бранстон Б. Забытые боги Англии / Пер. с англ. З.Ю. Метлицкой. М.: Новый Акрополь, 2014.

натуралистический, адаптивно-подражательный модус существования. Их жизнь определялась приспособлением к окружающему миру, частицей которого они являлись, и подражанием ему. Мышление

43

«естественных индивидов»43 в узком и приземленном пространстве языческого адаптивно-имитационного мировосприятия, а также их воля не выделялись из природного контекста. То и другое не было субъектным и, тем более, личностным.

Люди той эпохи и вся их жизнь были неразрывно связаны с непосредственным воздействием внешней среды и природных стихий и простодушным реагированием на них. Эволюция как адаптивный способ существования не формировала у бессубъектных язычников собственно субъектных и личностных качеств. Естественные индивиды той эпохи в течение длительного исторического времени не нуждались в сверхразумных целях, у них отсутствовало субъектное сознание и, тем более, сверхсознание44. Они были не способны к трансцендентации — к выходу за пределы усвоенного ими в общинно-родовой среде прагматизма, предустановленного природой, и способа существования по естественным образцам. В них воплощались возможности только продолжения и воссоздания себя в потомстве, но отсутствовал потенциал самодетерминации, который и является атрибутом личности — personality.

Политеистический impersonalism не предполагал также и выделения суверенного «я» из тоталитарного родоплеменного «мы». Такое сообщество было ограничено узким пространством повседневного, обыденно необходимого знания, в том числе репродуктивно-утилитарного приложения этого знания. В этой среде, и в высших ее сферах, не было места для идеалов, выводящих человека за пределы потребностей, которые определялись наличной действительностью, далее требований земного блага естественного индивида или рода45.

Человек политеистического (адогматического) менталитета не был личностью, он не знал и не мог знать ни прагматически «бесполезного» дела, ни абстрактно-теоретических рассуждений. Мудрость для него выражалась в повседневном, наглядно-действенном прагматическом благоразумии, и высшею мудростью ему представлялась важнейшая форма этого благоразумия — мудрость политическая46. Именно утилитаризм определял хозяйственную, культурную и духовную жизнь людей дохристианской эпохи47. В ней не было раз-

43 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. С. 5, 16, 51-61.

44 Ракитянский Н.М. Феномен и концепт сверхсознания в политической психологии // Мир и политика. 2013. № 6. C. 236-245.

45 АстафьевП.Е. Из итогов века. М.: Типография П.Е. Астафьева, 1891. С. 54.

46 Там же. С. 35.

47 Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: ЧеРо, 1998. С. 57.

личия между чувственным и идеальным, индивидом и родом (общиной) и, наконец, между гражданином и государством48. Собственно, поэтому дохристианский мир в понимании человека был абсолютно утилитарен и принципиально обезличен — имперсонален4.

Обретение людьми личностных качеств и последующее их развитие началось с появлением христианства, когда естественный и утилитарный способ существования в природной среде постепенно уступал место личностному — одухотворенному — бытию, источником которого стал предвечный, единый, трансцендентный и личный Бог. Это бытие определялось уже догматами и целевой детерминацией, которая имела сверхсознательный характер. Человек, проецируя на себя известные ему по Священному Писанию и Священному Преданию качества личного Бога, усваивал ранее неведомые ему субъектно-личностные свойства. Его самосознание формировалось и осуществлялось через Богопознание. Впервые в истории догматически утверждалось, что конкретная личность стала выше природы, она становится богоподобным субъектом. Этот догмат выводил новообращенных за пределы естественной необходимости, ведь человек «призывается быть сотворцом, соучастником Бога. Он как бы становится его подобием на земле»50.

В христианстве люди того времени усваивали не только особый, но и высший статус по отношению к окружающему их природному миру51. С монотеистическим мировоззрением впервые в истории индивид обретал личностную идентичность52. Языческая идентичность уступала место христианской, надприродной — индивид мог ощущать себя уже богоподобным субъектом.

Открывая в себе «подобие Божие», неофит обретал способность быть как личностью, так и субъектом деятельности, выступать в качестве полагающего начала, проявлять и реализовывать креативные возможности и способности во всех сферах своей деятельности. Так, например, человек древнего мира, писал Г. Уэллс, при сооружении домов или кораблей всегда был вынужден рабски подчиняться материалу со всеми его особенностями. Только в Новое

48 Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.

49 БердяевН.А. Мутные лики: (Типы религиозной мысли в России). М.: Канон, 2004. С. 87.

50 Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. С.В. Перевезенцев. М.: Олма-Пресс, 2001. С. 13-17.

51 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М.: СЭИ. 1991.

52 Циркин В.А. К проблеме личностной идентичности субъекта в психологии // Актуальные проблемы формирования коллектива как субъекта инновационной деятельности: Сборник материалов всероссийской научной конференции (Белгород, 17-18 нояб. 2011 г.) / Отв. ред. Т.В. Разуваева. Белгород, 2011. С. 100-105.

время человек овладел материей и обрел способность свободно

" 53

воздействовать на нее53.

Этот переход осуществлялся с формированием в людях христианской эпохи личностных качеств и постепенным развитием у них принципиально нового психологического свойства — рефлексии. С точки зрения эволюционной антропологии П.Т. де Шардена, рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своим осознанным значением и смыслом. Это уже способность не просто познавать, а познавать самого себя. Не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя ощущение жизни, до того распыленное в смутном кругу восприятий и действий, впервые превращалось в осмысленный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Каковы же последствия этой грандиозной метаморфозы, произошедшей с принятием христианства и его догматов? Они необъятны — рефлексирующий человек в силу обретенной им возможности сосредоточения на самом себе становится способным развиваться в надприродном пространстве — он мысленно выходит за пределы обыденности своей жизни, у него формируется интегра-тивное, одухотворенное, индивидуально-личностное отношение к себе. Эта позиция дает возможность быть центром превращения инстинктов и порабощающих его страстей в силы сознательные, позволяет понять и реализовать смысл человеческой жизни, стать ее творцом. Созидание собственной судьбы как последовательное осуществление осознанного выбора составляет центральный процесс самоосуществления уникальности человека в контексте его целостного жизненного пути54. Но это уже не наука,— размышляет профессор Л. Сонди, — а мировоззрение... И заключает: «Горе науке, которая не имеет достаточного мужества для того, чтобы стать мировоззрением.. ,»55.

Психологическим содержанием рефлексии становится способность делать предметом осознания, прогнозирования и проектирования свое будущее и практически его осуществлять. Это умение включает в себя возможность анализировать свое прошлое как историю своего развития, оценивать свое настоящее и проектировать свое будущее, создавать не только социальную среду, но и

53 Уэллс Г.Дж. Краткая история мира. М.: Крафт+, 2005.

54 Сонди Л. Судьбоанализ / Пер. с нем. А.В. Тихомиров. М.: Три квадрата, 2007. С. 163-164.

55 Там же.

средства своего развития, практически совершать переход из своего прошлого в свое будущее.

Разумеется, языческий, естественный индивид знает. Но, безусловно, он не знает о своем знании — иначе оно бы давным-давно умножило его изобретательность и развило систему сложных концептуальных построений. Следовательно, перед естественным индивидом была закрыта та область реальности, в которой мы сейчас развиваемся. Люди монотеистической религии, наделенные способностью к рефлексии, не просто отличаются от естественного индивида-особи, они принципиально иные по сравнению с ним. В переходе к рефлексирующей личности происходит глубинная трансформация природы естественного индивида56.

Таким образом, монотеистический менталитет в отличие от политеистического в своем генезисе представляет собой диалектический синтез не только природно-генетических ресурсов и культурно-исторического потенциала, но и религиозно-догматических оснований бытия конкретных людей, народов, наций и цивилизаций, а также принципов, отражающих их своеобразие и уникальность57.

В английском монотеистическом менталитете — в одном из первых в средневековой Европе, — отразились автохтонные особенные формы и устои христианского исповедания веры, которые являются его системным началом. Как и любой другой, английский монотеистический менталитет выражает неизменяемые веками и непререкаемые в своих проявлениях догматические установки веры, мышления, воли и бессознательного. Догматичность английского менталитета мессиански унифицирована и тотально выражается в реальной политике, экономике, культуре, в требованиях по либеральному переустройству миропорядка.

Фундаментальным психологическим и политико-психологическим следствием христианизации британских элит явилось формирование в их среде субъектной идентичности58 как осознание ими неповторимости и исключительности своего деятельного потенциала, как способность к политической рефлексии и отождествлению себя с процессом и целью политической деятельности. Наиболее интенсивно эта идентичность формировалась и проявлялась при

56 Шарден П.Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С. 136-137.

57 Ракитянский Н.М. Фундаментальные основания англо-американского политического менталитета // Поиск. Альтернативы. Выбор. Новая политика XXI век. 2017. № 1. С. 112-135.

58 Ковалева Н.В. Субъектная идентичность как интегральная характеристика личности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С.170-171.

необходимости долгосрочного прогнозирования и проектирования стратегий политической экспансии и в ситуациях острых кризисов, когда рефлексивное обращение к субъектной идентичности являлось условием для поиска, выбора и принятия решений в сложных обстоятельствах. Такие ситуации могли быть связаны, например, с риском утраты власти или суверенитета, либо с угрозой войны на невыгодных условиях.

Субъектная идентичность как способ самоорганизации, координации и объединения внутренних и внешних условий формировалась одновременно с волевой регуляцией59. Именно субъектная идентичность позволяла англосаксам выходить за пределы возможного в кризисных ситуациях. Собственно, она и несет в себе потенциал интеграции, своего рода «собирательную силу», содержит психические и психологические свойства, регулирующие степень направленности, напряженности и содержания политической субъект-ности. Естественно, субъектная идентичность имеет динамический характер и проявляется в политике на операциональном, целевом и смысловом, т.е. метафизическом уровне.

Заканчивая этот раздел, заметим, что языческий мир родопле-менной Британии, со времен глубокой древности живущий образами и представлениями мифологии и фольклора, легенд о всевозможных мистических существах, поклонявшийся множественным богам и культу предков, не мог произвести из своих недр personality — личность и — subject — субъект. Ему была «недоступна проблема индивидуальности, уходящей в самую глубину абсолютной божественной жизни»60.

Политеистический имперсонализм даже не предполагал существования суверенного «я» и тем более возможности выделения тоталитарного общинно-родового «мы». Древние боги Альбиона не могли быть личностями — это были предельно обобщенные природные и социальные силы61. В дробном социуме политеистической эпохи не сложилось ни ясного понятия о личности, ни самой личности. Идею об особом достоинстве каждого отдельного человека как личности впервые в истории человечества утвердило христианство, которое стало и до настоящего времени остается вершиной развития представлений о личности.

59 Юрьев А.И. Психология воли // Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. С. 26-28.

60 Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 87.

61 Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: ЧеРо, 1998. С. 57.

Как видим, ментально-психологическим результатом христианизации правящих элит Англии, ее этносов и народов, составивших впоследствии политическую нацию, стало эволюционное формирование и развитие в их среде сверхсознательных, рефлексивных, креативно-проектных, субъектно-личностных установок.

ЛИТЕРАТУРА

Азимов А. История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей. М.: Центрполиграф, 2005.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.

Астафьев П.Е. Из итогов века. М.: Типография П.Е. Астафьева, 1891.

Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб.: Алетейя,

2003.

Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Мессианское наследие. М.: Эксмо, 2005.

Бердяев Н.А. Мутные лики: (Типы религиозной мысли в России). М.: Канон,

2004.

Бранстон Б. Забытые боги Англии / Пер. с англ. З.Ю. Метлицкой. М.: Новый Акрополь, 2014.

Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм; Эксмо, 2008.

Дженкис С. Краткая история Англии. М.: Издательская Группа «Азбука Аттикус», 2015.

Диккенс Ч. История Англии для юных. М.: АСТ; Астрель, 2008.

Иванова Е.Ю. Ирландские монастыри в европейской культуре раннего средневековья: Автореф. ... дисс. канд. культурологии. М., 2016.

Иванова Е.Ю. Роль монастырей в формировании христианской раннесредневе-ковой культуры Ирландии // Вестник славянских культур. 2008. № 3-4. С. 129-136.

КовалеваН.В. Субъектная идентичность как интегральная характеристика личности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 170-171.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: ЧеРо, 1998.

Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М.: СЭИ. 1991.

Мосс В. Крушение православия в Англии. Тверь: Миссия, 1999.

Пиготт С. Друиды. Поэты, ученые, прорицатели. М.: Центрполиграф, 2005.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. С.В. Перевезенцев. М.: Олма-Пресс, 2001. С. 13-17.

Плотников Е.В. История религии в Великобритании // Евразийский научный журнал. 2015. № 10. С. 34-59.

Ракитянский Н.М. Великобритания как суперсубъект глобальной политики в пространстве ментальных исследований // Век глобализации. 2018. № 1. С. 100-111.

Ракитянский Н.М. Политический менталитет в контексте догматического принципа // Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития: Материалы Всероссийской научной конференции РАПН, Москва, РАНХиГС при Президенте РФ, 25-26 ноября 2016 г. / Под ред. О.В. Гаман-Голут-виной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Проспект, 2016. С. 226-227.

Ракитянский Н.М. Рефлексия в политике // Власть. 2003. № 9. С. 21-24.

Ракитянский Н.М. Феномен и концепт сверхсознания в политической психологии // Мир и политика. 2013. № 6. С. 236-245.

Ракитянский Н.М. Фундаментальные основания англо-американского политического менталитета // Поиск. Альтернативы. Выбор. Новая политика XXI век. 2017. № 1. С. 112-135.

Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов / Пер. с англ. Е.В. Глушко. М.: Центрполиграф, 2004.

Сонди Л. Судьбоанализ / Пер. с нем. А.В. Тихомиров. М.: Три квадрата, 2007. Трофимова Р.П. Диалог культур и ментально-цивилизационные различия в современном мире // Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 48-56. Уэллс Г.Дж. Краткая история мира. М.: Крафт+, 2005.

Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие / Пер. с чешского Л.П. Мо-жанской и Е.В. Тарабрина. Прага: Артия, 1961.

Цветков С.В. Кельты и славяне. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2005.

Циркин В.А. К проблеме личностной идентичности субъекта в психологии // Актуальные проблемы формирования коллектива как субъекта инновационной деятельности: Сборник материалов всероссийской научной конференции (Белгород, 17-18 нояб. 2011 г.) / Отв. ред. Т.В. Разуваева. Белгород, 2011. С. 100-105. Черчилль У. Рождение Британии. М.: Русич, 2007. Честертон Г.К. Вечный человек. М.: РИПОЛ классик, 2006. Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел: Слово, церковь и государство в раннем английском протестантизме. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. Шарден П.Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

Шленов А. Распространение христианства на Британских островах // Духовный мир: сборник работ учащихся Московских духовных школ. Вып. 1. М.: Московская духовная академия, 1994. С. 93-102.

Юрьев А.И. Психология веры // Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. С. 24-26.

Юрьев А.И. Психология воли // Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006.

C. 26-28.

Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Attwater D. Ethelbert of Kent // Attwater D., Catherine R.J. The Penguin Dictionary of Saints. 3rd ed. Harmondsworth: Penguin Books, 1995.

Collier R.B., Collier D. Shaping the Political Arena: Critical Junctures, the Labor Movement, and Regime Dynamics in Latin America. Princeton: Princeton University Press, 1991.

Corning C. The Celtic and Roman Traditions: Conflict and Consensus in the Early Medieval Church. New York: Palgrave Macmillan, 2006.

Hardinge L. The Celtic Church in Britain. New York: TEACH Services, 1995. Histoire de la Bretagne et des pays Celtiques. T. 1: Des mégalithes aux cathédrales. Morlaix: Skol Vreizh, 1983.

Hughes K. The Church in Early Irish Society. London: Methuen, 1966. MacCulloch J.A. The Religion of the Ancient Celts. Edinburgh: T. & T. Clark, 1911. Millet M. The Romanization of Britain: An Essay in Archaeological Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

Petts D. Christianity in Roman Britain. Stroud: Tempus, 2003.

Watts D. Christians and Pagans in Roman Britain. London: Routledge, 1991.

Zimmer H. The Celtic Church in Britain and Ireland / Transl. A. Meyer. London:

D. Nutt, 1902.

REFERENCES

Anan'ev, B. G. Chelovek kakpredmetpoznaniia. Moscow: Nauka, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Armitage, D. The Ideological Origins of the British Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Astaf'ev, P. E. Iz itogov veka. Moscow: Tipografiia P.E. Astaf'eva, 1891.

Attwater, D. "Ethelbert of Kent," Attwater, D., and Catherine, R. J. The Penguin Dictionary of Saints. 3rd ed. Harmondsworth: Penguin Books, 1995, p. 118.

Azimov, A. Istoriia Anglii. Ot lednikovogo perioda do Velikoi khartii vol'nostei. Moscow: Tsentrpoligraf, 2005.

Baigent, M., Leigh, R., and Lincoln, H. Messianskoe nasledie. Moscow: Eksmo,

2005.

Bede, st. Tserkovnaia istoriia naroda anglov. St. Petersburg: Aleteiia, 2003.

Berdiaev, N. A. Mutnye liki: (Tipy religioznoi mysli vRossii). Moscow: Kanon, 2004.

Branston, B. Zabytye bogi Anglii, transl. Z. Iu. Metlitskaia. Moscow: Novyi Ak-ropol', 2014.

Chardin, P. T. de. Fenomen cheloveka. Moscow: Nauka, 1987.

Chesterton, G. K. Vechnyi chelovek. Moscow: RIPOL klassik, 2006.

Chugunova, T. G. Uil'iam Tindel: Slovo, tserkov' i gosudarstvo v rannem angli-iskom protestantizme. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2017.

Churchill, W. Rozhdenie Britanii. Moscow: Rusich, 2007.

Collier, R. B., and Collier, D. Shaping the Political Arena: Critical Junctures, the Labor Movement, and Regime Dynamics in Latin America. Princeton: Princeton University Press, 1991.

Corning, C. The Celtic andRoman Traditions: Conflict and Consensus in the Early Medieval Church. New York: Palgrave Macmillan, 2006.

Dickens, C. Istoriia Anglii dlia iunykh. Moscow: AST; Astrel, 2008.

Filip, J. Kel'tskaia tsivilizatsiia i ee nasledie, transl. L. P. Mozhanska, and E.V. Tarabrin. Praga: Artiia, 1961.

Gachev, G. Mental'nosti narodov mira. Moscow: Algoritm; Eksmo, 2008.

Hardinge, L. The Celtic Church in Britain. New York: TEACH Services, 1995.

Histoire de la Bretagne et des pays Celtiques, Vol. 1: Des mégalithes aux cathédrales. Morlaix: Skol Vreizh, 1983.

Hughes, K. The Church in Early Irish Society. London: Methuen, 1966.

Iur'ev, A. I. "Psikhologiia very," Strategicheskaia psikhologiia globalizatsii: Psikhologiia chelovecheskogo kapitala, ed. A. I. Iur'eva. St. Petersburg: Logos, 2006, pp. 24-26.

Iur'ev, A. I. "Psikhologiia voli," Strategicheskaia psikhologiia globalizatsii: Psikhologiia chelovecheskogo kapitala, ed. A. I. Iur'eva. St. Petersburg: Logos, 2006, pp. 26-28.

Ivanova, E. Iu. "Rol' monastyrei v formirovanii khristianskoi rannesrednevekovoi kul'tury Irlandii," Vestnikslavianskikh kul'tur, No. 3-4, 2008, pp. 129-136.

Ivanova, E. Iu. Irlandskie monastyri v evropeiskoi kul 'ture rannego srednevekov'ia: Thesis. Moscow, 2016.

Jenkins, S. Kratkaia istoriia Anglii. Moscow: Izdatel'skaia Gruppa «Azbuka At-tikus», 2015.

Kovaleva, N. V. "Sub"ektnaia identichnost' kak integral'naia kharakteristika li-chnosti," VestnikAdygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 1, 2006, pp. 170-171.

Losev, A. F. Antichnaia filosofiia istorii. Moscow: Nauka, 1977.

Losev, A. F. Istoriia antichnoi filosofii v konspektivnom izlozhenii. Moscow: CheRo, 1998.

Losskii, V. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi tserkvi. Moscow: SEI.

1991.

MacCulloch, J. A. The Religion of the Ancient Celts. Edinburgh: T. & T. Clark, 1911.

Millet, M. The Romanization of Britain: An Essay in Archaeological Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

Moss, V. Krushenie pravoslaviia v Anglii. Tver': Missiia, 1999.

Petts, D. Christianity in Roman Britain. Stroud: Tempus, 2003.

Pico della Mirandola, G. "Rech' o dostoinstve cheloveka," Antologiia filosofii Srednikh vekov i epokhi Vozrozhdeniia, ed. S. V. Perevezentsev. Moscow: Olma-Press, 2001, pp. 13-17.

Pigott, S. Druidy. Poety, uchenye, proritsateli. Moscow: Tsentrpoligraf, 2005.

Plotnikov, E. V. "Istoriia religii v Velikobritanii," Evraziiskii nauchnyi zhurnal, No. 10, 2015, pp. 34-59.

Rakitianskii, N. M. "Fenomen i kontsept sverkhsoznaniia v politicheskoi psikholo-gii," Mir ipolitika, No. 6, 2013, pp. 236-245.

Rakitianskii, N. M. "Fundamental'nye osnovaniia anglo-amerikanskogo politichesk-ogo mentaliteta," Poisk. Al'ternativy. Vybor. Novaia politika XXI vek, No. 1, 2017, pp. 112-135.

Rakitianskii, N. M. "Politicheskii mentalitet v kontekste dogmaticheskogo print-sipa," Rossiia v usloviiakh novoi politicheskoi real'nosti: strategiia i metody razvitiia: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii RAPN, Moskva, RANKhiGS pri Prezidente RF, 25-26 noiabria 2016 goda, eds. O. V. Gaman-Golutvinoi, L. V. Smorgunova, and L. N. Timofeevoi. Moscow: Prospekt, 2016, pp. 226-227.

Rakitianskii, N. M. "Refleksiia v politike," Vlast', No. 9, 2003, pp. 21-24.

Rakitianskii, N. M. "Velikobritaniia kak supersub"ekt global'noi politiki v pros-transtve mental'nykh issledovanii," Vekglobalizatsii, No. 1, 2018, pp. 100-111.

Rolleston, T. Mify, legendy i predaniia kel'tov, transl. E. V. Glushko. Moscow: Tsentrpoligraf, 2004. Gl. 2.

Shlenov, A. "Rasprostranenie khristianstva na Britanskikh ostrovakh," Dukhovnyi mir: sbornik rabot uchashchikhsia Moskovskikh dukhovnykh shkol, Vol. 1. Moscow: Moskovskaia dukhovnaia akademiia, 1994, pp. 93-102.

Szondi, L. Sud'boanaliz, transl. A. V. Tikhomirov. Moscow: Tri kvadrata, 2007. S. 163-164.

Trofimova, R. P. "Dialog kul'tur i mental'no-tsivilizatsionnye razlichiia v sovre-mennom mire," Gumanitarnye nauki, No. 2, 2011, pp. 48-56.

Tsirkin, V. A. "K probleme lichnostnoi identichnosti sub"ekta v psikhologii," Aktual 'nyeproblemy formirovaniia kollektiva kak sub "ekta innovatsionnoi deiatel 'nosti: Sbornik materialov vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (Belgorod, 17-18 noiabria 2011 goda), ed. T. V. Razuvaeva. Belgorod, 2011, pp. 100-105.

Tsvetkov, S. V. Kel'ty i slaviane. St. Petersburg: Russko-Baltiiskii informatsionnyi tsentr «BLITs», 2005.

Watts, D. Christians and Pagans in Roman Britain. London: Routledge, 1991.

Wells, H. G. Kratkaia istoriia mira. Moscow: Kraft+, 2005.

Zimmer, H. The Celtic Church in Britain and Ireland, transl. A. Meyer. London: D. Nutt, 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.