40
Нашасмена
опыт РАБОТЫ СТАНЦИИ ЮННАТОВ «ПАТРИАРШИЙ САД»
И. В. Карташова, руководитель подразделения «Цветоводство и декоративное садоводство»
Владимирская городская станция юнатов «<Патриарший сад»
Президент России Д. А. Медведев сказал, что необходимо профессиональное ориентирование в учреждениях образования, но мы хотим работать шире и давать детям не только ориентацию на профессиональную связь с экологическими и сельскохозяйственными профессиями, но и попробовать себя в этих профессиях. На станции юннатов для этого созданы все условия. Наш педагогический коллектив выявляет и развивает профессиональные способности и трудовые навыки обучающихся через систему кружковой работы, организацию общественно-полезной деятельности и социальной практики, ведёт работу с одарёнными детьми, формируя и реализуя индивидуальные способности воспитанников.
Профориентационная работа уче-тывает возрастные личностные особенности воспитанников. Профессиональное самоопределение формируется в несколько этапов, начиная с «детской игры» и заканчивая конкретным выбором профессии.
Социализация воспитанников, осознанный выбор профессии - вот главная задача педагогического коллектива. Каким же образом мы этого добиваемся?
Первое - это практика. Воспитанник сам сажает растение, выращивает его из семечка, ухаживает за ним, показывает эти растения людям и рассказывает о них, видит, как эти растения покупают. Воспитанник понимает, что его труд оценили материально. Пройдя через все это, он начинает понимать, что такое быть профессиональным садовником, ландшафтным дизайнером и каких трудов это стоит. Благодаря нашим девчонкам и мальчишкам, «Патриарший сад» с каждым годом становится все краше и интереснее.
Второе - это интеграция образовательного процесса.На станции много различных направлений, и они все очень интересные. Для того чтобы воспитанники получили больше знаний, мы проводим исследования, экспеди-
ции, инсценировки, конференции, экскурсии, проблемные занятия, проекты, конкурсы с воспитанниками других объединений одного направления. Детям очень нравится такая форма работы, идёт обмен информацией и знакомство с новыми профессиями.
На станции юннатов «Патриарший сад» мы, как большая семья, многое делаем вместе: копаем грядки, ухаживаем за животными, собираем выращенный урожай. Дружным коллективом мы готовимся и проводим праздники: День птиц, День цветов, День Земли, День охраны окружающей среды, День урожая.
Для выбора профессиональной деятельности организуется летний лагерь труда и отдыха «Эколог-старатель» для подростков 14-15 лет, где ребята могут попробовать себя в той или иной профессии на учебно-опытном участке (УОУ) станции. Работая в цветоводстве, садоводстве, зоологии, воспитанники приходят к осознанию того, сколько надо приложить знаний, умений, навыков, чтобы получить хороший урожай или красивые цветники; правильно оценивают свои способности и осуществляют осознанный выбор профессии.
В период работы лагеря педагоги вместе с воспитанниками занимаются проектной деятельностью в области ландшафтного дизайна и экологии. Ребята создают объединения по интересам. Цветоводы разрабатывают и реализуют различные ландшафтные проекты, которые служат украшением нашего сада: «Уголок восточного садика», «Русская деревня», цветники «Жар-птица», «Бабочка», «Золотая рыбка», «Вечная память», клумбы «В Средиземноморском стиле», «Долина сказок», «Арабески», садик хвойных растений с каскадным ручьём, Аптекарский огород. В своей проектной деятельности юннаты не ограничиваются УОУ станции. Вместе с педагогами они реализуют и социально значимые проекты на территории родного города. Это: Проект по благоустройству территории около областной детской больницы в микрорайоне Доброе, Проект по оформлению территории около памятника архитектуры XII в. Свято-Георгиевского храма.
Администрация города оценивает деятельность наших юннатов и заказывает новые проекты для оформления различных территорий города.
Ребята, которые интересуются научно-исследовательской деятельностью, делают работы на УОУ станции и ходят в экспедиции, такие как межрегиональная обучающая экспедиция в национальный парк «Мещёра», тренировочный поход-практикум на байдарках по реке Клязьме, экспедиция по изучению состояния особо охраняемых природных территории (ООПТ) Гороховецкого района (был обследован
№ 4 (58) 2011
старинный парк в с. Фоминки и Пужа-лова гора в г. Гороховец); исследовали почти все озёра Петушинского, Вязни-ковского и Камешковского районов, осуществляя поиск редких охраняемых растений и животных с целью создания микрозаказника или особо охраняемых природных территорий, экспедиция с целью мониторинга болота «Светлое» Судогодского района, комплексное изучение ООПТ «Фонтан» Судогодского района.
В своей деятельности воспитанники активно сотрудничают с учёными вузов и НИИ. Результаты опытов ребята представляют на городских, областных и Всероссийских конференциях и конкурсах. Продуктивность творческой и научно-исследовательской деятельности выражается в успехах воспитанников:
-Сорокина Александра - Диплом II степени и медаль участника Всероссийского конкурса «Юннат 2009», Диплом II степени научно-технического конкурса «Открытый мир. Старт в науку» 2011.
-Семина Мария - призёр (2 место) Всероссийского конкурса «Юннат»-2009 г, Диплом II Всероссийской эколо-го-биологической олимпиады 2011 г.
-Куриленко Дима - Диплом I степени научно-технического конкурса «Открытый мир. Старт в науку» 2010.
-Шалаева Татьяна - Диплом II степени научно-технического конкурса «Открытый мир. Старт в науку» 2011.
-Иванова Юлия - Диплом и путёвка в «Орлёнок».
-Лихов Алексей - Диплом II степени в конкурсе фотографий «В объективе - заповедные уголки Владимирщины», по итогам деятельности летних экспедиций 2010 г. по обследованию ООПТ регионального значения Владимирской области.
Воспитанники вместе с педагогами активно участвуют в различных природоохранных акциях: уборка памятника оборонительного значения XII века Козлов Вал, очистка городского родника и близлежащей садово-парковой территории, благоустройство территории около ДДюТ (высадка каштана конского), акция «Ломоносовские аллеи» (посадка каштанов), и акция «Осенняя неделя добра». Все эти мероприятия помогают ребятам осмыслить значимость профессии эколога и способствуют профессиональному самоопределению воспитанников.
Таким образом, многие воспитанники станции юннатов «Патриарший сад» выбирают себе профессию в сфере садоводства, цветоводства, охраны природы и др. Первые их работы появляются в различных уголках сада. Сад - это то, что сделали своими руками наши мальчишки и девчонки. Мы рады и гордимся тем, что все у них получается. Мы все вместе, в содружестве, делаем красивым наш сад.
8лаЭтшгрсШ ЗемлеШеф)