Научная статья на тему 'Опыт работы службы оперативной информационной поддержки научных исследований в МРНЦ РАМН (1993-2009 гг.)'

Опыт работы службы оперативной информационной поддержки научных исследований в МРНЦ РАМН (1993-2009 гг.) Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
325
16
Поделиться
Ключевые слова
внебюджетная поддержка научной деятельности / РАДИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Цыб А. Ф., Савина Н. П., Филиппова С. А., Мазнев В. А.

Представлены сведения о 724 грантах, полученных научными сотрудниками МРНЦ РАМН с 1993 по 2009 гг., при использовании отечественных и международных информационных ресурсов на электронных и печатных носителях. Результаты обработки и анализа баз данных позволили охарактеризовать активность сотрудников по секторам МРНЦ РАМН в получении финансовой поддержки научной деятельности в области медицинской радиологии, радиобиологии, радиационной эпидемиологии, подвести итоги, обозначить проблемы и перспективы. Рассмотрены особенности неконкурсного финансирования науки. Проанализированы трудности в финансировании инновационных проектов.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Цыб А.Ф., Савина Н.П., Филиппова С.А., Мазнев В.А.,

Information on 724 grants received by MRRC RAMS scientific workers in the years 1993-2009 was given using domestic and international information resources in electronic and print media. The results of processing and analyzing databases enabled to characterize the activity of scientific workers in MRRC RAMS sectors aimed at receiving financial support for the science activities in the field of medical radiology, radiobiology and radiation epidemiology, sum up, highlight problems and prospects. Peculiarities of non-competitive financing of the science were considered. Difficulties in financing innovative projects were analyzed.

Текст научной работы на тему «Опыт работы службы оперативной информационной поддержки научных исследований в МРНЦ РАМН (1993-2009 гг.)»

Опыт работы службы оперативной информационной поддержки научных исследований в МРНЦ РАМН (1993-2009 гг.)

Цыб А.Ф., Савина Н.П., Филиппова С.А., Мазнев В.А.

Учреждение Российской академии медицинских наук Медицинский радиологический научный центр РАМН, Обнинск

Представлены сведения о 724 грантах, полученных научными сотрудниками МРНЦ РАМН с 1993 по 2009 гг., при использовании отечественных и международных информационных ресурсов на электронных и печатных носителях. Результаты обработки и анализа баз данных позволили охарактеризовать активность сотрудников по секторам МРНЦ РАМН в получении финансовой поддержки научной деятельности в области медицинской радиологии, радиобиологии, радиационной эпидемиологии, подвести итоги, обозначить проблемы и перспективы. Рассмотрены особенности неконкурсного финансирования науки. Проанализированы трудности в финансировании инновационных проектов.

Ключевые слова: внебюджетная поддержка научной деятельности, радиация.

Введение

Одним из характерных признаков состояния российской науки конца XX и начала XXI века является сокращение финансового присутствия государства и появление других источников поддержки научной деятельности. Взаимодействие традиционных и новых элементов финансирования научно-исследовательских работ (НИР) приводит к существенной трансформации научной системы в целом.

В последнее время практически по всем направлениям сложившегося многовариантного финансирования НИР усилилась роль конкурсного отбора проектов. Между тем основу поддержки фундаментальных и прикладных НИР продолжают составлять целевые федеральные ассигнования. Формированию конкурентной среды благоприятствуют проводимые государственными заказчиками (министерствами) и организациями различных форм собственности открытые конкурсные торги на право выполнения фундаментальных и поисковых НИР, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), общеотраслевых и вспомогательных заказов.

Научные фонды как прогрессивная форма самоорганизации науки создают наилучшие условия адресных денежных вливаний в приоритетные НИР. В этой связи получили развитие российские информационные службы поддержки НИР и НИОКР, которые способствуют широкому привлечению специалистов к участию в конкурсных мероприятиях. В Интернете на серверах благотворительных фондов и организаций увеличивается предоставление услуг по информационным специализированным справочным системам и базам данных (БД) об отечественных и зарубежных источниках финансирования научных проектов.

Цыб А.Ф. - директор, академик РАМН, д.м.н.; Савина Н.П.* - вед. научн. сотр., д.м.н.; Филиппова С.А. - зав. отделом, к.м.н.; Мазнев В.А. - ст. научн. сотр., к.т.н. МРНЦ РАМН.

* Контакты: 249036, Калужская обл., Обнинск, ул. Королева, 4. Тел.: (495) 956-14-41, (48439) 9-31-67; e-mail: savinanp@mrrc.obninsk.ru.

Так как поиск информации, рассеянной по громадным массивам на электронных и бумажных носителях, и ее обработка являются достаточно трудоемкими и затратными по времени процессами для соискателей грантов, создаются информационные каналы непосредственно в организациях. В МРНЦ РАМН уже накоплен большой опыт работы такого канала - службы оперативной информационной поддержки научных исследований (далее Служба), при использовании различных отечественных и международных информационных ресурсов.

В 2010 г. исполняется 15 лет Службе, организованной одной из первых в России при научно-исследовательском учреждении. 25 мая 1995 г. был издан приказ директора МРНЦ РАМН № 40 «Об упорядочении работы с Фондами поддержки научных исследований» с целью поиска дополнительных средств на научную деятельность в области медицинской радиологии, радиобиологии, радиационной эпидемиологии. Об особенностях работы Службы опубликованы статьи и тезисы [1 -5].

К настоящему времени подобные структуры функционируют во многих научных и учебных организациях России. Например, в 2000 г. создан отдел грантов и программ в Удмуртском государственном университете, в 2006 г. - отдел научно-технических программ и грантов в Марийском государственном техническом университете, в 2006 г. - отдел грантов и научноисследовательских программ в Волгоградском государственном медицинском университете и многие другие.

То есть, пришло массовое понимание того, что работы фондов недостаточно, нужны информационные службы всех уровней, образующие единую инфраструктуру с Интернет-ресурсами.

В предлагаемой работе представлены динамика конкурсной поддержки научной деятельности сотрудников МРНЦ РАМН и материалы, которые не имеют конкурсной истории, за 1993-2009 гг.

Материалы и методы

Службой МРНЦ РАМН ведется работа в двух основных направлениях.

Среди задач первого направления необходимо указать ежедневный поиск и сбор информации в Интернете и печатных изданиях о конкурсах поддержки научной деятельности, анонсированных зарубежными и отечественными фондами и организациями, по профильным для МРНЦ РАМН направлениям. Прорабатывается более 2 000 единиц информационных материалов из различных источников. На основании обработки и анализа информации выпускается 30-40 своевременных экспресс-бюллетеней в год (примерно 350 сообщений о текущих конкурсах поддержки научных исследований с кратким описанием основных идей конкурсов), которые распространяются до потребителей посредством созданной Службой информационной инфраструктуры. Оказывается консультативная и организационно-техническая помощь соискателям грантов и других проектов на конкурсной основе. Систематически отслеживаются сведения о полученной поддержке научной деятельности сотрудников МРНЦ РАМН. Более подробно данное направление работы описано ранее [1, 5].

Вторым направлением деятельности Службы является сбор и учет сведений о проектах с неконкурсным внебюджетным финансированием. К разделу неконкурсного финансирования

отнесены договоры на проведение клинических исследований по протоколам, договоры с организациями на создание научно-технической продукции и поддержка поездок на мероприятия за счет частных фирм и компаний.

Все полученные сведения вводятся в БД (СУБД MS Access). Анализ БД по мере их пополнения сведениями о проектах с конкурсным и неконкурсным финансированием позволяет каждые 5-6 лет подводить итоги, обозначать проблемы и перспективы повышения эффективности внебюджетного финансирования научной деятельности.

Для построения диаграмм использовано стандартное графическое средство (Microsoft Graph).

Результаты анализа конкурсной и неконкурсной поддержки проектов Конкурсная поддержка

Участие научных сотрудников МРНЦ РАМН в различных конкурсах отечественных и зарубежных фондов и организаций на основе созданной Службой информационной инфраструктуры и самоорганизационных каналов позволило получить за 1993-2003 гг. 724 гранта.

Под грантами подразумеваются различные виды поддержки научной деятельности, которые объединены в четыре формата (рис. 1). Формат «А» составляет 42 % и включает в себя поддержку фундаментальных или прикладных НИР на конкурсной основе, в том числе федеральные целевые и другие программы, целевое финансирование ведущих научных школ, гранты Президента РФ, субсидии, экстренную поддержку НИР, развитие материально-технической базы для проведения НИР. Формат «Б» (26 %) - это оплата поездок на мероприятия. Формат «В» (2 %) означает поддержку организации и проведения международных научных школ молодых ученых по радиобиологии. В формате «Г» (30 %) сгруппированы все остальные виды поддержки научной деятельности: подготовка научно-популярных статей и обзоров, краткосрочные исследования, премии, стипендии, стажировки, совместные исследования без бюджета, молодежный инновационный проект.

□ А-42%

■ Б-26%

□ В-2%

□ Г-30%

Рис. 1. Поддержка научной деятельности сотрудников МРНЦ РАМН по форматам. 1993-2009 гг. А - финансирование фундаментальных и прикладных НИР на конкурсной основе; целевая поддержка ведущих научных школ; гранты Президента РФ; субсидии; экстренная поддержка НИР; развитие МТБ для проведения НИР; Б - оплата поездок на мероприятия; В - оплата организации мероприятий; Г - поддержка проектов научно-популярных статей и обзоров, стажировок, краткосрочных научных исследований, совместных исследований (без бюджета); премии; стипендии; молодежный инновационный проект.

В последние годы основными российскими источниками финансирования научной деятельности МРНЦ РАМН являлись Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Правительство Калужской области, АНО «Калужский научный центр», Администрация г. Обнинска, Федеральное агентство по науке и инновациям, Минздравсоцразвития России, МЧС России.

Среди зарубежных фондов и организаций необходимо отметить Международный научнотехнический центр (МНТЦ), Белорусский фонд фундаментальных исследований, Благотворительный фонд Wellcome Trust (Великобритания), Немецкое научно-исследовательское общество, Американская ассоциация по изучению рака, Исследовательский центр рака Фрэда Хатчинсона (США), Институт ядерной безопасности и защиты (Франция), Международный фонд Мацу-мае (Япония), Ассоциация Хибакуси (Япония), Мемориальный фонд здравоохранения Сасакавы (Япония), Научный фонд радиационных эффектов (Япония), Корейский исследовательский институт атомной энергии, Европейское общество по атомной энергии, Европейский Союз, ВОЗ.

На рисунке 2 представлено распределение по годам общего числа грантов разной продолжительности по форматам «А», «Б», «В» и «Г» в научных секторах МРНЦ РАМН (Экспериментальный радиологический сектор - Эксперимент, Клинический радиологический сектор -Клиника, Радиационно-эпидемиологический сектор - Национальный регистр - Регистр). Отмечается положительная динамика общего числа грантов с пиком показателя в 2004-2005 гг. Повышение количества грантов в эти годы обусловлено в определенной мере ежегодным проведением региональных конкурсов РФФИ. В последнее время они объявляются через год. Тогда же было больше проектов, поддержанных МНТЦ.

Locor^coo)o-1-ojoo

00)0)0)0)0000

О) О) О) О) О) О) О)

3 Эксперимент

0 Клиника

1 Регистр

см см см см см

Рис. 2. Распределение по годам общего числа грантов в форматах «А», «Б», «В», «Г» в научных секторах МРНЦ РАМН (1993-2009 гг.).

В результате участия научных сотрудников МРНЦ РАМН в различных конкурсах отечественных и зарубежных фондов и организаций в 1993-2003 гг. получено 323 гранта, а в 2004-2009 гг. - 401 грант. Распределение по секторам МРНЦ РАМН численности грантов по формату «А» (рис. 3а) и определение их доли в расчете на одного научного сотрудника (рис. 3б) во все годы выводит Регистр в наиболее продуктивный сектор по исполнению инициативных НИР.

1993-2003 гг.*

80

60

40

20

а)

1,2 п 1 -0,8 -0,6 -0,4 -0,2 -0 -

80

Эксперимент

Клиника

Регистр

б)

Эксперимент

Клиника 2004-2009 гг.

Регистр

6040 20 Н 0

а)

Эксперимент

Клиника

Регистр

0

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

Эксперимент Клиника Регистр

Рис. 3. а) Распределение по секторам МРНЦ РАМН грантов по формату «А». б) Относительное значение (в расчете на одного сотрудника) грантов по формату «А». Примечание: * - Представленные данные за периоды наблюдений с 1993 по 1998 гг. и с 1999 по 2003 гг. здесь и в других графиках объединены по причине отсутствия различий.

Зарубежные фонды и организации постоянно меняют стратегию и тактику финансирования проектов. В последнее время все больше делается акцент на финансировании общественных и гуманитарных наук с социальной направленностью, молодежных и межвузовских программ.

В то же время отмечается неуклонное усиление поддержки научной деятельности МРНЦ РАМН из российских фондов и организаций (рис. 4). С 2004 по 2009 гг. она составляет 62 % от общего числа грантов, с 1999 по 2003 гг. равняется суммарному финансированию из-за рубежа (50 %), а с 1993 по 1998 гг. - лишь 29,5 %. Динамика численности российских грантов отражает

политику государства и фондов в отношении финансирования российской науки, а также активную позицию сотрудников МРНЦ РАМН при информационной поддержке Службой.

1993-1998 гг.

б Российские - 29,5%

Щ Международные - 21,5% ■ Иностранные - 49%

2004-2009 гг.

В Российские - 62%

0 Международные - 17% ШИностранные - 21 %

Рис. 4. Грантодающие фонды и организации по периодам наблюдений.

Ежегодно анонсируется множество конкурсов и программ разнообразными фондами и организациями. Между тем остается лишь несколько указанных российских институций на открытом «рынке грантов» в области естественных наук, которые можно считать лидирующими инвесторами в интеллектуальный продукт. Они, как правило, имеют государственную финансовую подпитку. Следует отметить, что РГНФ и особенно РФФИ значительно расширили спектр конкурсов и существенно, в 10-15 раз, увеличили объем финансирования проектов.

В последние годы определена высокая концентрация одно- и двухгодичных грантов при отсутствии таковых с большей продолжительностью (рис. 5). Такая ситуация зависит только от грантодателей, но насколько серьезными и глубокими могут быть краткосрочные исследования и выгоднее ли это долгосрочного финансирования? Вопрос остается риторическим.

Показан небольшой рост числа коллективных инициативных проектов (85 %) против индивидуальных (рис. 6). Как и прежде это связано с преимущественной поддержкой фондами именно коллективных проектов и упущенными возможностями соискателей.

1993-2003 гг.

35

30

25

20

15

10

5

0

50

40

30

20

10

0

1 год 2 года 3 года 4 года 2004-2009 гг.

5 лет

1 год

Ч—™

2 года 3 года 4 года 5 лет

■ 1 год

11 2 года

Н3 года

И 4 года

5 ■ т е л

И1 о |_

ш 2 года

¡13 года

ш года

ю ■ н Ф

Рис. 5. Распределение проектов по формату «А» по продолжительности исследования

и периодам наблюдений.

1993-2003 гг.

В Коллективные - 80,7%

В Индивидуальные - 19,3%

2004-2009 гг.

В Коллективные - 85%

Ш Индивидуальные - 15%

Рис. 6. Динамика соотношения количества коллективных и индивидуальных исследовательских проектов по формату «А» в МРНЦ РАМН.

28003702010037020600370201

В наибольшей мере государственное регулирование поддержки науки по приоритетным направлениям развития науки и техники проявилось в соотношении долей финансирования прикладных и фундаментальных исследований (рис. 7). В последнее время наблюдается 2-3-кратное увеличение финансирования фундаментальных и естественных наук по сравнению с более ранними периодами. Такое заметное государственное влияние на развитие науки осуществлялось в основном через региональные конкурсы, проводимые общегосударственными фондами и региональной администрацией в порядке долевого участия. Важно, что целевая ориентация региональных конкурсов стала полностью соответствовать радиобиологической и радиологической идеологии МРНЦ РАМН.

1993-1998 гг.

Н Прикладные - 77,7%

В Фундаментальные - 22,3%

1999-2003 гг.

В Прикладные - 56,4%

И Фундаментальные - 43,6%

2004-2009 гг.

К Прикладные - 34,0%

В Фундаментальные - 66,0%

Рис. 7. Динамика прикладных и фундаментальных исследований по формату «А» в МРНЦ РАМН.

Совершенно очевидно, что практика проведения региональных конкурсов российскими фондами с учетом особенностей научных проблем региона оптимально способствует накоплению интеллектуальных ресурсов. В других конкурсах исследователи проявили достаточное мастерство в приспособлении своей тематики под идеологию фондов и организаций и смогли получить финансирование исследовательских проектов. По-видимому, поддержка НИР на конкурсной основе способна оказывать довольно сильное влияние на направление научноисследовательской деятельности, вплоть до изменения ее вектора.

В то же время в связи с целевой ориентированностью конкурсов, трудно найти поддержку прикладным и поисковым работам, находящимся за рамками конкурсной тематики. Не все «ноу-хау» и открытия лежат в плоскости приоритетных направлений науки и техники. Поэтому иссле-

дователям нужна определенная степень финансовой свободы, гарантированная государством или негосударственными благотворительными фондами.

Финансирование фундаментальных и прикладных НИР осуществляется также через систему федеральных целевых программ (ФЦП) от Правительства РФ с тем нюансом, что фонды работают непосредственно с учеными, а министерства - с организациями. Такая относительно новая интерпретация государства своей роли в поддержании науки заключается в определении себя в качестве заказчика и покупателя научного результата и продукта.

Сотрудники МРНЦ РАМН довольно успешно участвуют в конкурсах в рамках различных ФЦП. Это, например, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса» на 2007-2012 гг. и ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (заказчик - Минобрнауки России) или ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 20072011 гг.», подпрограмма «Онкология» (заказчик - Минздравсоцразвития России).

Исключительно важно также и то, что сотрудникам МРНЦ РАМН удается оперативно следовать за меняющейся тактикой проведения конкурсов. Например, по условиям конкурса в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. проекты должны осуществляться в научно-образовательных центрах. Соответствующий Научно-образовательный центр по ядерной медицине и радиофармацевтике создан при МРНЦ РАМН. Такое веление времени позволит установить прямую связь с самым важным научным ресурсом - молодыми кадрами и даст возможность более гибко организовывать наиболее актуальные междисциплинарные исследования.

Ведение проектов по исследованию последствий чернобыльской катастрофы, других радиационных аварий и проблем радиационной безопасности имеет свою особенность, связанную с масштабом решаемых проблем. На рисунке 8 показано распределение 98 поддержанных проектов разной продолжительности в рамках федеральных целевых и других программ по «чернобыльской» тематике за все годы по секторам. Учтены научно-исследовательские и практические работы.

10

9

8^

7

6-

5-

4

3^

2

1

0

И Эксперимент Н Клиника ■ Регистр

Рис. 8. Распределение по годам проектов (с «чернобыльской» тематикой) в рамках программ федерального значения в научных секторах МРНЦ РАМН за 1997-2009 гг. Учтены НИР/НИОКР и практические работы.

По количеству проектов можно заключить, что научные сотрудники Регистра в союзе с сотрудниками Клиники и в меньшей степени Эксперимента ежегодно выполняют значительный объем работ в рамках программ, финансирующихся российским Правительством и Правительством Союзного государства, в которых заказчиком является МЧС России и другие организации:

• ФЦП по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 г.,

• ФЦП «Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения «Маяк» (на период до 2000 г.),

• ФЦП «Дети Чернобыля» в рамках Президентской программы «Дети России» (1998-2000 гг.),

• ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»,

• ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года»,

• Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 1998-2000 гг.,

• Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2002-2005 и 2006-2010 гг.

ННИР/НИОКР - 64 %

В ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ - 36%

Рис. 9. Соотношение научно-исследовательских и практических проектов по «чернобыльской» тематике в рамках федеральных целевых и других программ (1997-2009 гг.).

Из соотношения проведенных научно-исследовательских и практических работ по проблемам медицинских последствий радиационных аварий и радиационной безопасности в рамках федеральных целевых и других программ видно (рис. 9), что за весь анализируемый период больше трети проектов носит практический характер, среди них - экспедиционные работы на радиационно-загрязненных территориях.

Неконкурсная поддержка

Анализ неконкурсного финансирования 98 договоров (разной продолжительности) с организациями на создание научно-технической продукции показал сравнительно значимое финансирование экспериментальных и клинических работ за весь период наблюдения (рис. 10). Некоторое снижение показателя в последние годы можно связать с кризисом в экономике страны.

3 Эксперимент 3 Клиника I Регистр

0)0)0)0)0)0000000000

1-1-1-1-1-СМСМСМСМСМСМСМСМСМСМ

Рис. 10. Распределение по годам (1995-2009 гг.) договоров с организациями на создание научно-технической продукции в научных секторах МРНЦ РАМН. Соисполнители не учитывались.

Клинические исследования по протоколам являются инновационно-инвестиционными проектами на стадии клинического испытания опытного или промышленного образца препарата. Обычно проводится многоцентровая клиническая оценка эффективности лекарственных препаратов по протоколам от российских и зарубежных заказчиков (рис. 11). Их соотношение -в пользу последних. Полученные сведения о 106 многолетних протоколах представлены по двум секторам и распределены по годам (рис. 12). Отмечается положительная динамика ежегодной численности проектов в последние годы. Данные исследования в плане доказательной медицины престижны и с различных позиций выгодны, но они, в большинстве своем, не являются российской интеллектуальной собственностью. В то же время в МРНЦ РАМН имеется собственный опыт разработки фармакологических препаратов. Важна интенсификация таких инноваций.

^ЗАРУБЕЖНЫЕ - 96 % ■[ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ - 4%

Рис. 11. Соотношение отечественных и зарубежных заказчиков договоров на клинические исследования лекарственных препаратов по протоколам (1998-2009 гг.).

Из 137 поездок на зарубежные мероприятия с внеконкурсной поддержкой за счет фирм и компаний за все годы чаще оплачиваются поездки на мероприятия, не сопряженные с протокольными исследованиями (рис. 13). Поскольку не получили достаточного развития отечественные, особенно территориальные фонды, способные финансировать поездки на мероприятия ученых всех возрастных групп, ученым приходится обращаться в различные фирмы и компании.

70

60

50

40

30

20

10

В

ЁЦ За Эв Ша Кг Ия

Ш КЛИНИКА Ш ЭКСПЕРИМЕНТ

00 СП О т-

сп сп о о

СП СП о о

1- 1- см см

смсмсмсмсмсмсмсм

Рис. 12. Распределение по годам (1998-2009 гг.) договоров на проведение клинических (и дозиметрических) исследований по протоколам в секторах МРНЦ РАМН. Соисполнители не учитывались.

0

Рис. 13. Зарубежные поездки за счет фирм и компаний в 2000-2009 гг.

Обсуждение результатов и основные выводы

Как показывает опыт, проблем в получении грантов много, однако о них детально сообщалось в предыдущих публикациях [1, 5]. Самым трудно решаемым остается конкурсное финансирование инновационных проектов. Инновационная деятельность - это возможность производства новой высоко востребованной (на рынке) продукции на основе фундаментальных исследований, научных разработок, передовых технологий. Не вызывает сомнений, что основой перспективных инноваций могут быть только научные исследования. Между тем, реальных источников, финансирующих инновационные научные проекты, не так много. В основном это конкурсы РФФИ и министерств регионального и федерального уровня.

Лишь единицы ориентированных фундаментальных исследований МРНЦ РАМН поддерживаются только в территориальных конкурсах РФФИ. По итогам общероссийских конкурсов РФФИ ориентированных целевых и междисциплинарных фундаментальных исследований 2009 г., которые базируются на исследованиях, поддержанных ранее РФФИ или выполняемых в рамках ФЦП, не востребованным оказался ряд фундаментальных инновационно ориентированных проектов.

По ситуационной логике такие многолетние наукоемкие разработки, должны бы быть поддержаны, несмотря на то, что они не дадут быструю и большую отдачу. Тем более что на данном этапе нет коммерческих рисков. А в будущем при хороших инвестициях они принесли бы большую пользу в лечении онкологических и других нозологий.

В послании Президента Федеральному Собранию 2009 г. подчеркнуто, что стране нужна умная экономика и инновации. Возможно, разрешение на создание малых предприятий в научных и образовательных учреждениях поможет решить проблему внедрения фундаментальных разработок в практику. Однако важно в нынешних условиях научиться продвигать научные разработки. И не только потому, что в настоящее время Правительство РФ сильно заинтересовано в практической отдаче научных исследований, в инновациях. Сама жизнь показала, что от хорошей научной идеи, технологии или даже опытного образца до промышленного производства продукта, дистанция трудно преодолимого размера.

Можно предполагать, что коммерциализацией знаний, продвижением инновационных проектов должны заниматься специалисты на постоянной основе. Нужны вспомогательные структуры с квалифицированным кадровым обеспечением, финансовыми ресурсами, способностью оказать адекватное содействие в реализации инновационно-ориентированных исследований.

Министерство регионального развития РФ ведет отбор региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. Вероятно, в первую очередь отбираются проекты с хорошей перспективой окупаемости и прибыли. Медико-социальные инновации МРНЦ РАМН безрезультатно представлялись в Обнинскую сеть трансферта технологий, в Минэкономразвития Калужской области для базы данных и издания каталога научно-технических разработок и инновационных проектов в рамках реализации ОЦП «Развитие инновационной деятельности Калужской области в 2005-2010 гг.». А конкурсы на лучшую инновационную организацию и лучший научно-технический и инновационный проект с небольшими субсидиями от Минэкономразвития Калужской области не решают проблемы, несмотря на то, что участие в них проектов от МРНЦ РАМН не всегда бесплодно.

На поддержку медико-социальных инноваций должна быть направлена политика государства путем создания соответствующих целевых программ, обществ или фондов федерального и местного уровня, с привлечением инвесторов не столько за счет окупаемости проектов, сколько за счет создания взаимоприемлемых условий, например льготного налогообложения. Должен быть единый методологический подход к стратегическому управлению НИОКР с учетом перспективности разработки, ее социального значения и продуманной политикой страхования рисков.

Поскольку знания составляют наиболее важный и устойчивый ресурс в инновационном развитии экономики, актуальность такого подхода к решению обсуждаемой проблемы очевидна для развития инновационного потенциала учреждения, региона, страны. Возможно, интенсификации экономики страны на основе повышения роли интеллектуального продукта в развитии наукоемких технологий, а также созданию национальной инновационной системы будет способствовать то, что в СНГ 2010 год объявлен годом науки и инноваций.

На рисунке 14 представлен весь учитываемый Службой спектр внебюджетной поддержки научной деятельности, который подтверждает состоявшееся многоканальное финансирование науки. В этой связи все НИР в рамках ФЦП даны отдельно (не в формате «А»).

700

600

500

400

300

200

100

0

В Г ранты (А,Б,В,Г) без ФЦП ■ ФЦП, др. программы (все конкурсные НИР) И ФЦП, др. программы (практ. работы)

И Протоколы В Договоры И Фирмы (поездки)

Рис. 14. Количество проектов по внебюджетной деятельности МРНЦ РАМН (сводные данные за 1993-2009 гг.).

Таким образом, количественный анализ проектов позволил дать качественную оценку научному сообществу МРНЦ РАМН за 17 лет. Очевидна высокая адаптация сотрудников МРНЦ РАМН к конкурсному финансированию проектов, в определенной мере обусловленная тем, что внебюджетные источники дают основание проявляться стратификации сообщества не по должности, а по реальным научным заслугам. Позволяет проявиться лидерским качествам ученого в реализации конкретной научной идеи.

К настоящему моменту наступило осознание значения гранта как экспертного показателя престижности, актуальности проводимых исследований. По количеству грантов оценивается деятельность отдельных ученых, коллективов, всего учреждения и здесь важен не только удельный вес грантов и проектов в рамках ФЦП в денежном выражении, но главным образом в их количественной оценке, с характеристикой фондов, ориентированных на фундаментальные, прикладные и инновационные исследования.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• Дальнейшее совершенствование политики финансирования научных проектов из фондов и организаций, преследующей долговременные цели всестороннего развития платформы знаний, должно привести к оптимизации поддержки НИР и НИОКР, поездок на мероприятия ученых всех возрастных групп и организации мероприятий.

• Адекватная диверсификация финансирования науки, усиленная законодательством, обеспечивающим цепочку инновационных технологий: от идеи до внедрения в практику, и сетью венчурных фондов и фирм со страхованием рисков, будет способствовать продвижению наукоемких инноваций.

• Так как за все прошедшие годы преобразования России не получили должного развития инновационные инфраструктуры для успешной коммерциализации медицинских знаний в области радиологии, радиобиологии и радиационной эпидемиологии, результаты научных исследований должны оставаться в большей степени востребованы самим государством с оказанием содействия развитию необходимых частных структур.

Литература

1. Савина Н.П. Гранты как источник финансирования научных исследований //Российский онкологический журнал. 2003. № 3. С. 45-46.

2. Савина Н.П., Мазнев В.А. Опыт организации обеспечения информацией о конкурсах поддержки научных исследований в медицинском НИИ академического профиля. Формирование единого каркаса информационной среды //НТИ-2002: материалы 6-ой международной конференции, Москва, 16-18 октября 2002 г. М.: ВИНИТИ, 2002. С. 298-299.

3. Савина Н.П., Мазнев В.А. Участие в реализации региональных социально-экономических задач путем обеспечения научных сотрудников МРНЦ РАМН информацией о действующих конкурсах поддержки научных исследований //Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе: тезисы докладов региональной научно-практической конференции, Калуга, 14-15 апреля 2000 г. Калуга: Северо-Западная академия государственной службы, 2000. С. 33-35.

4. Савина Н.П., Мазнев В.А., Скоропад Ю.Д. Обеспечение научных сотрудников МРНЦ РАМН информацией о действующих конкурсах поддержки научных исследований (опыт работы) // Инновационное развитие: достижения ученых Калужской области для народного хозяйства: тезисы докладов региональной научно-практической конференции, посвященной Дню науки, Обнинск, 16 апреля 1999 г. Обнинск: ГЦИПК, 1999. С. 202-203.

5. Цыб А.Ф., Савина Н.П., Мазнев В.А. Опыт работы по обеспечению научных сотрудников информацией о действующих конкурсах поддержки научных исследований //Российский онкологический журнал. 1999. № 5. С. 41-43.

Work experience in providing operative information support for scientific researches at MRRC RAMS (1993-2009)

Tsyb A.F., Savina N.P., Filippova S.A., Maznev V.A.

Institution of the Russian Academy of Medical Sciences Medical Radiological Research Center of the Russian Academy of Medical Sciences, Obninsk

Information on 724 grants received by MRRC RAMS scientific workers in the years 1993-2009 was given using domestic and international information resources in electronic and print media. The results of processing and analyzing databases enabled to characterize the activity of scientific workers in MRRC RAMS sectors aimed at receiving financial support for the science activities in the field of medical radiology, radiobiology and radiation epidemiology, sum up, highlight problems and prospects. Peculiarities of non-competitive financing of the science were considered. Difficulties in financing innovative projects were analyzed.

Keywords: off-budget support of science activities, radiation.

Tsyb A.F. - Director, Academician of RAMS, Dr. Sc., Med.; Savina N.P.* - Leading Researcher, Dr. Sc., Med.; Filippova S.A. - Head of Dep., Cand. Sc., Med.; Maznev V.A. - Senior Researcher, Cand. Sc., Tech. MRRC RAMS.

* Contacts: 4 Korolyov str., Obninsk, Kaluga region, Russia, 249036. Tel.: (495) 956-14-41, (48439) 9-31-67; e-mail: savinanp@mrrc.obninsk.ru.