Научная статья на тему 'Опыт работы с молодыми специалистами сестринского дела в медицинской организации (на примере ГБУЗ СГКБ №1 им. Н. И. Пирогова)'

Опыт работы с молодыми специалистами сестринского дела в медицинской организации (на примере ГБУЗ СГКБ №1 им. Н. И. Пирогова) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2178
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова Ю.Н., Овчинникова И.Г., Лазарева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы с молодыми специалистами сестринского дела в медицинской организации (на примере ГБУЗ СГКБ №1 им. Н. И. Пирогова)»

Международный научный журнал «СИ^РЛ НАУКИ»_ISSN 2410-700Х_№ 3/2015

По нашим данным, клиническая эффективность традиционного лечения составляет 74,2%, а клиническая эффективность предложенного нами оптимизированного лечения - 96,8%. Усовершенствованный способ лечения пациенток с ГЭ в репродуктивном возрасте способствовал повышению его эффективности относительно традиционного лечения (%2Yates=4,48, р=0,0342) и снижению рецидивирования заболевания на 22,6% [6].

Мы считаем, что расширение использования флавоноидов в терапии ГЭ даст возможность снизить избыточную или патологическую пролиферацию эндометрия, и, следовательно, минимизировать риск развития рецидива этой патологии. По нашему мнению, экономическая эффективность разработанного нами лечения заключается в предотвращении экономического ущерба, связанного с несвоевременной диагностикой и терапией ГЭ, а также снижении загруженности хирургических коек в стационаре, снижении материальных затрат на лечение, уменьшении количества дней нетрудоспособности в году, а медико-социальная эффективность обусловлена улучшением качфлавоества жизни женщин и возможностью реализации репродуктивной функции.

Таким образом, на современном этапе, несмотря на постоянное совершенствование терапевтических и хирургических методов, проблема лечения ГЭ остается актуальной. Bместе с тем, создают затруднения в выборе патогенетически обоснованной гормональной терапии сложность и неоднородность патогенеза заболевания, а также разнообразие мнений относительно его отдельных звеньев. Кроме того, на сегодняшний день до конца не ясны механизмы неэффективности гормонального лечения отдельных больных, а также — причины возникновения рецидивов заболевания. Поэтому применение традиционного гормонального лечения, действующего только на системном уровне, в ряде случаев не приводит к желаемому эффекту. Bœ это диктует необходимость поиска новых препаратов, воздействующих на молекулярные звенья патогенеза ГЭ, и, в то же время, не оказывающих системные эффекты и действующих избирательно, затрагивая только клетки с аномально высоким пролиферативным потенциалом. С этой точки зрения, использование флавоноидов в комплексной терапии гиперплазии эндометрия является патогенетически обоснованным для предотвращения рецидива заболевания.

Список использованной литературы:

1. Корулькин Д.Ю., Абилов Ж.А., Музычкина Р.А., Толстиков Г.А. Природные флавоноиды. -Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2007. - 232 с.

2. Куркин BA. Современные аспекты химической классификации биологически активных соединений лекарственных растений // Фармация. - 2002. - Т. 50. - № 2. - С. 8-16.

3. Куркин BA., Куркина А^., Авдеева E.B. Флавоноиды как биологически активные соединения лекарственных растений // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-9. - С. 1897-1901.

4. Куркина АБ. Флавоноиды фармакопейных растений: монография. - Самара: OOO «Юфорт»; ГБOУ BПO СамГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - 290 с.

5. Макарова М.Н., Макаров B.r. Молекулярная биология флавоноидов (химия, биохимия, фармакология): руководство для врачей. - СПб., 2010. - 428 с.

6. Метод противорецидивной дифференцированной коррекции гиперплазии эндометрия у женщин репродуктивного возраста: инструкция по применению / Л^. Гутикова [и др.]. - Гродно: ГрГМУ, 2014. - 8 с.

7. Муравьева Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия: учебник. - М.: Медицина, 2002. - 656 с.

8. Acharya A., Das I., Singh S., Saha T. Chemopreventive properties of indole-3-carbinol, diindolylmethane and other constituents of cardamom against carcinogenesis. Recent Pat. Food Nutr. Agric. 2010; 2(2): 166-77.

9. Bradlow H.L., Michnovicz J.J., Halper M., Miller D.G., Wong G.Y., Osborne M.P. Long-term responses of women to indole-3-carbinol or a high fiber diet. Cancer Epidemiol. Biomarkers Prev., 1994; 3(7): 591-5.

10. Flavonoids: Chemistry, Biochemistry, and Applications / Edited by 0yvind M. Andersen and Kenneth R. Markham. - Boca Raton; London; New York: CRC Press Taylor & Francis Group, 2006. - 1197 p.

11. Kunimasa K., Kobayashi T., Kaji K., Ohta T. Antiangiogenic effects of indole-3-carbinol and 3,3'-diindolylmethane are associated with their differential regulation of ERK1/2 and Akt in tube-forming HUVEC. J. Nutr. 2010; 140(1): 1-6.

12. Morimoto Y., Conroy S.M., Pagano I.S., Isaki M., Franke A.A., Nordt F.J., Maskarinec G. Urinary estrogen metabolites during a randomized soy trial. Nutr. Cancer. 2012; 64(2): 307-14.

© М.А. Павловская, Л.В. Гутикова, 2015

УДК 614.2

Соколова Юлия Николаевна

старшая медицинская сестра учебно-методического кабинета

ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И.Пирогова Овчинникова Ирина Геннадьевна медицинская сестра учебно-методического кабинета ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И.Пирогова Лазарева Людмила Анатольевна к.м.н., доцент кафедры сестринского дела Самарского государственного медицинского университета г. Самара, РФ, ljudmila- samara@yandex.ru

ОПЫТ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГБУЗ СГКБ №1 ИМ. Н.И.ПИРОГОВА)

Аннотация

Ключевой фигурой в сохранении и укреплении здоровья населения страны является специалист со средним медицинским образованием. Однако в настоящее время актуальной проблемой является отток из системы здравоохранения молодых специалистов. В данной статье рассматриваются особенности работы с молодыми специалистами сестринского дела в многопрофильном стационаре. Особое внимание уделено механизму наставничества, играющего огромную роль в адаптации и воспитании молодых специалистов на рабочем месте.

Ключевые слова

молодой специалист, наставничество, адаптация персонала

Вопрос о трудовой деятельности в стационарах и других медицинских организациях г.о.Самара и Самарской области молодых специалистов поднимается на различных уровнях. А между тем, по-прежнему существует проблема, как привлечь дипломированных специалистов сестринского дела на работу в структурные подразделения лечебно-профилактических организаций (ЛПО) и что еще существеннее, как удержать их на рабочих местах. Именно, в период адаптации в учреждениях стационарного и амбулаторно-поликлинического типа новички опасаются не справиться со своими функциональными обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, практических умений и навыков.

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области после окончания медицинских училищ и колледжей для осуществления профессиональной деятельности в учреждения здравоохранения приходит около 90% выпускников. Но, через год работы более 80% молодых сотрудников уходят из медицинских организаций. Несмотря на большой объем выпускаемых специалистов сестринского дела средними профессиональными образовательными учреждениями, удержать большинство из них в профессии - очень сложная задача.

В Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая больница №1 им.Н.И. Пирогова» (главный врач - кандидат медицинских наук, В.И.Кириллов) работа с молодыми специалистами поставлена следующим образом. Привлечение будущих медицинских сестер/медицинских братьев в многопрофильную медицинскую организацию, оказывающую

круглосуточно медицинскую помощь населению города и области, начинается еще со студенческой скамьи. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая больница №1 им.Н.И. Пирогова» (ГБУЗ СГКБ №1 им.Н.И.Пирогова) является основной клинической базой учебных и производственных практик студентов ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной». Во время прохождения практик обучающихся знакомят с лечебными отделениями стационара, с обязанностями младшего медицинского персонала, палатной и процедурной медицинской сестры. Главная медицинская сестра принимает участие в мероприятиях «День открытых дверей», который проводится ежегодно для встречи студентов выпускных групп с будущими работодателями - представителями ЛПО Самарской области.

Для приобретения молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитания у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, повышении профессионального мастерства и уровня компетенции, овладения нормами медицинской этики и деонтологии в стационаре организована школа «Наставничества». Работа данной школы регламентируется приказом главного врача №329 от 11.07.2014 г. «Об утверждении Положения о наставничестве в ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И.Пирогова».

Наставничество определяется как трудовая деятельность по обучению молодого работника. Наставниками назначаются сотрудники ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И.Пирогова, обладающие высокими профессиональными качествами (имеющие первую или высшую квалификационную категорию), способностью и готовностью делиться своими навыками с неопытными коллегами, поддерживающие стандарты и правила оказания медицинской помощи населению, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

На основании рапорта руководителя структурного подразделения, готовится соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым специалистом, и приказ о назначении наставника. Наставничество устанавливается на период от 6 до 12 месяцев и осуществляется методом индивидуального обучения.

На начальном этапе наставник должен ознакомить новичка с условиями работы в отделении, составить тематический план обучения, оказать помощь в составлении индивидуального плана работы молодому специалисту, изучить его профессиональные и нравственные качества, отношение к работе, коллективу и личностные характеристики.

Во время действия программы наставничества наставник помогает молодому специалисту в освоении профессии и овладении в полном объеме знаниями и практическими навыками, необходимыми для качественного исполнения должностных обязанностей путем ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи своего личного опыта; обеспечивает вхождение нового сотрудника в трудовой коллектив, привлекает его к участию в общественной жизни организации; вовлекает наставляемого в выполнение научно-практической работы. По окончании учебного плана наставник оформляет характеристику на молодого специалиста. По итогам своей деятельности наставник проводит оценку эффективности работы новичка и готовит отчет о наставничестве.

В свою очередь молодой специалист обязан овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить и использовать в работе документы, регламентирующие деятельность медицинской организации и структурного подразделения, а также по выбранной профессии, ежемесячно и по истечении срока наставничества представить наставнику отчет о выполнении индивидуального плана работы. Заключено 22 договора о наставничестве с молодыми специалистами, что составило 60% от числа вновь принятых на работу в ГБУЗ СГКБ №1 им. Н. И Пирогова за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г.

Развитие наставничества в больнице способствует повышению теоретической подготовки медицинских сестер, совершенствованию практических умений и навыков, повышению качества сестринской помощи и престижа профессии, укреплению корпоративного духа в коллективе. Данный факт подтверждается уменьшением оттока молодых специалистов со средним медицинским образованием из ЛПО: 2011 г. - 4 чел., 2012 г. - 9 чел., 2013 г. - 3 чел., 2014 г. - 1 чел.

С целью совершенствования и поддержания профессионального мастерства среднего медицинского персонала, адаптации молодых специалистов на рабочих местах, повышения качества медицинской помощи

и ухода за пациентами в ГБУЗ СГКБ №1 им. Н. И Пирогова приказом главного врача №288 от 11.11.2013 г. организован учебно-методический кабинет (УМК). Для лучшего знакомства со структурой ЛПО, ее требованиями и правилами, УМК разработана папка «Молодого специалиста», содержащая необходимую документацию для адаптации персонала на рабочем месте.

В папке «Молодого специалиста» представлены следующие документы: приветственное слово главного врача; историческая справка о больнице; план работы с молодыми специалистами; информация о работе профсоюзной организации, о материальной помощи и стимулирующих выплатах специалистам; приказ по наставничеству; Этический кодекс медицинской сестры; сведения о работе и сотрудничестве с Самарской региональной общественной организацией медицинских сестер; советы новичкам; анкета молодого специалиста и тестовые задания для первичной оценки его знаний.

Количество молодых специалистов, прошедших обучение в УМК с момента его формирования, составило 85% от общего количества новичков, принятых на работу в 2013-2014 гг. в ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И. Пирогова.

Одним из важнейших управленческих циклов, который позволяет реализовать системный подход как принцип деятельности и способствует созданию системы эффективного управления, можно назвать работу администрации с молодыми специалистами. Руководство больницы при трудоустройстве новичкам устанавливает ежемесячные надбавки к заработной плате стимулирующего характера, а также использует иные формы материального поощрения, например, в связи с бракосочетанием, рождением ребенка, зачислением ребенка в первый класс, приобретением дорогостоящих лекарственных препаратов для лечения и др. В ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И.Пирогова существует и другие формы стимулирования медицинских работников в зависимости от мотивационного типа сотрудника.

Немаловажную роль в адаптации молодых специалистов сестринского дела на рабочих местах играет вовлечение их в различные культурно-массовые мероприятия. К празднованию Международного дня медицинской сестры организуется торжественное посвящение вновь принятых сотрудников в профессию с вручением памятных сувениров. Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, в которых для данной категории сотрудников выделяется отдельная номинация.

За последние годы значительно увеличилось число молодых специалистов со средним медицинским образованием в ЛПО: 2011 г. - 8 чел., 2012 г. - 19 чел., 2013 г. - 25 чел., 2014 г. - 39 чел. Общее количество вновь принятого среднего медицинского персонала за указанные годы составило 91 сотрудник.

Таким образом, существующая система работы с молодыми специалистами сестринского дела в ЛПО обеспечивает положительную динамику увеличения численности сестринского персонала в ГБУЗ СГКБ №1 им. Н. И. Пирогова.

© Ю.Н.Соколова, И.Г.Овчинникова, Л.А.Лазарева, 2015

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 378

Гольдман Ирина Леонидовна

канд. искусствоведения, доцент СПбПУ г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: ira.goldman@inbox.ru

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В настоящее время приоритетным направлением динамичного развития вуза является интеграция науки и образования на основе междисциплинарного подхода. На всех ступенях высшего гуманитарного образования оказывается востребованным потенциал искусствоведения как научной дисциплины. Становится все более очевидным искусствоведческий ракурс научно -образовательной деятельности вуза в сфере медиакоммуникаций и мировой художественной культуры, что предусматривает определенную организацию учебного процесса.

Ключевые слова

Методология, интеграция, художественная культура, медиакоммуникации, гуманитарные технологии, пандейя, медиаобразование, креативная индустрия.

Современные коммуникативные технологии, такие как реклама, журналистика и связи с общественностью, активно влияют на гуманитаристику, процессы идентификации и рефлексии гуманитарного знания в медиапространстве, вторгаются в сферу художественной культуры, деятельность арт-институций. Максимальное вовлечение рекламной и PR-коммуникации в сферу креативной индустрии, интеграция медиапрактики в художественное пространство, творческую среду, и, наоборот, на этапе редевелопмента промышленных зон, создания на промышленных территориях культурных кластеров; взаимодействие коммуникативистики, медиалогии, пиарологии, рекламоведения и искусствоведческой науки уровне теории и практики, определяют ориентиры в системе вузовского образования, в частности подготовки студентов по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), а также обусловливают методологические основания образовательной деятельности в сфере культуры, искусства и медиакоммуникаций в гуманитарном, творческом и техническом вузах, которые напрямую зависящие от достижений наук о культуре, человеке, духе и научно-исследовательских изысканий в области развития и применения гуманитарных технологий.

Отсюда напрашивается вывод, что теория и практика обучения студентов творческих специальностей и направлений подготовки в сфере культуры и медиакоммуникаций должны опираться на методологию гуманитарных наук, прежде всего, искусствоведения, культурологии, педагогики, а также учитывать возможности новых научных дисциплин, образовавшихся в результате междисциплинарной интеграции постнеклассической искусствоведческой науки: педагогическое искусствоведение (Б.М. Бим-Бад, Л.Р. Золотарева), культурологическое искусствоведение (О.А. Кривцун), «медиапедагогическое искусствоведение» (Термин авт. - И.Г.)

В свою очередь, огромный вклад в исследование проблем методологии гуманитарно -художественного, искусствоведческого образования внесли и продолжают вносить известные высшие образовательные учреждения, где в свое время были созданы и активно действуют поныне научные школы, проводятся фундаментальные исследования: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт -Петербургская академия постдипломного образования, Московский педагогический государственный университет, Институт художественного образования Российской академии образования, Московского института открытого образования.

Однако, справедливости ради, стоит вспомнить, что еще с античных времен уделялось большое внимание художественному образованию, образованию через искусства. «Пандейя» в Древней Греции -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.