Научная статья на тему 'Опыт работы МФТИ по отбору, профессиональной ориентации и мотивации к научной деятельности одаренной в области физики и математики молодежи'

Опыт работы МФТИ по отбору, профессиональной ориентации и мотивации к научной деятельности одаренной в области физики и математики молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агаханов Н. Х., Балашов М. В., Булыгин В. С., Глухова Е. В., Карасёв Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы МФТИ по отбору, профессиональной ориентации и мотивации к научной деятельности одаренной в области физики и математики молодежи»

Н.Х. Агаханов, М.В. Балашов, В.С. Булыгин, Е.В. Глухова, Р.Н. Карасёв, В.Б. Киреев, С.М. Козел, Н.Н. Кудрявцев, А.В. Максимычев, О.К. Подлипский, ЕС. Половинкин, Д.А. Притыкин, Ю.А. Самарский, В.П. Слободянин Московский физико-технический институт (государственный университет)

Опыт работы МФТИ по отбору, профессиональной ориентации и мотивации к научной деятельности одаренной в области физики и математики молодежи

Роль физики и прикладной математики в развитии наук чрезвычайно велика. Исследуя наиболее общие формы движения материи, физика создает основу для изучения конкретных явлений и закономерностей, которые составляют предмет других естественных наук. Одновременно в современном мире цифровых технологий математика занимает центральное место не только в области естественных, но и гуманитарных наук, позволяя строить модели различных явлений и процессов, а также исследовать их.

В связи с этим актуальной становится задача отбора одаренных в области физики и математики школьников, их последующего привлечения к изучению этих дисциплин в высшей школе и стимулирования научной активности в студенческие годы. В Московском физико-техническом институте (государственном университете) (МФТИ) разработана и успешно функционирует система работы с молодежью, обладающей творческими способностями в области естественно-математических наук, получающей как общее, так и высшее профессиональное образование.

В рамках реализации этой системы в МФТИ создана Лаборатория по работе с одаренными детьми. Сотрудниками Лаборатории разрабатываются методические рекомендации по проведению всех этапов Всероссийских олимпиад школьников по физике и математике, а также ведется методическая и организационная поддержка других форм работы с талантливыми детьми. Она включает в себя ежегодное проведение летних и зимних профильных лагерей, турниров математических боев, в том числе и турнир, проводимый во Всероссийском детском лагере Орленок, а также методическое обеспечение международной олимпиады «Туймаада».

Лаборатория является базовым центром по подготовке сборных команд России к Международным физическим и математическим олимпиадам школьников, к Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров.

Работу с талантливой молодежью в Лаборатории осуществляют преподаватели, аспиранты и студенты МФТИ, становившиеся победителями Всероссийских и Международных олимпиад. Такое сотрудничество способствует формированию эффективных и жизнеспособных научных коллективов, воспитанию высококвалифицированных научно-педагогических кадров и закреплению их в сферах науки и образования.

Важным звеном деятельности по поиску и сопровождению одаренных детей является переподготовка педагогов, работающих по программам углубленного изучения физики и математики. В рамках этой работы в МФТИ совместно Федеральной заочной физико-технической школой, кафедрами общей физики и высшей математики ежегодно проводятся курсы повышения квалификации учителей и молодых преподавателей. Организационно-методическое обеспечение курсов неоднократно получало поддержку в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (далее — Программа). Так, в 2011 году был реализован проект «Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской научной школы «Технологии работы с талантливой молодежью для решения задач модернизации страны».

Сотрудниками Лаборатории осуществляется популяризация знаний в области физики и математики, методическая помощь педагогам путем регулярных публикаций статей в научно-популярных изданиях, в том числе журналах «Квант», «Потенциал», «Математика в школе», «Физика в школе», газете «Математика» — приложении к журналу «Первое сентября», публикаций в других средствах массовой информации. За создание научно-практической разработки «Система развития Всероссийских предметных олимпиад школьников, отбора и подготовки национальных сборных команд России на международные олимпиады по физике и математике» девять сотруд-

ников лаборатории были награждены премией Правительства Российской Федерации в области образования 2010 года.

Для создания схемы непрерывности вовлечения творчески способной молодежи в научноисследовательскую деятельность и сохранения высокого уровня мотивации к повышению знаний МФТИ активно участвует в организации и проведении студенческих олимпиад по физике (в том числе в технических вузах), прикладным математике и физике, механике и математическому моделированию, в проведении конкурсов научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых, с успехом участвует в международных олимпиадах по математике, теоретической механике, турнирах физиков. В 2011 году в МФТИ прошли Всероссийская молодежная конференция «Перспективы развития фундаментальных наук» и очередной Международный студенческий турнир физиков. Одновременно, в рамках реализации перечисленных мероприятий, решается важнейшая задача пропаганды и передачи опыта МФТИ как одного из ведущих университетов России по стимулированию студенческой научной активности, выявлению одаренной молодежи и развитию ее творческих способностей в области физических и математических наук. В 2009-2011 годах указанные мероприятия неоднократно получали поддержку Программы.

Литература

1. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.

2. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терёшин Д.А. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993-2009: заключительные этапы / под ред. Н.Х. Агаханова. — М.: МЦНМО, 2010. — 552 с.

3. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Всероссийская олимпиада школьников по математике. Методическое пособие. — М.: АПК и ППРО, 2005. — 140 с.

4. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике 2010 Г. в Московской области // Математика в школе. — 2011. — N 4. — С. 46-55.

5. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Терёшин Д.А. Математическая одаренность. Поиск отбор и сопровождение одаренных школьников // Наука и образование эпохи нового возрождения в мировой научно-образовательной системе. Материалы Международной научной конференции. (9-11 сентября 2009 года). — Ашхабад, 2009. — С. 117-118.

6. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Терёшин Д.А. Программа «Наша новая школа». Модернизация системы работы с математически одаренными школьниками // Труды 53-й научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». Часть XII. — М.: МФТИ, 2010. — С. 34-35.

7. Александров Д.А., Бездудный В.В., Кремлёв М.Г., Прут Э.В. Сборник избранных задач студенческих олимпиад по курсу общей физики. — М.: МФТИ, 2007. — 136 с.

8. Балашов М.. В., Богданов И.И., Гимадеев Р.А., Карасёв Р.Н., Кожевников П.А., Константинов Р.В., Подлипский О.К, Трушин Б.В., Швед Д.А. Задачи с решениями финального тура Всероссийской студенческой олимпиады по прикладным математике и физике (математика). — М.: МФТИ, 2011. — 12 с.

9. Балашов М.В., Болбот Е.А., Булыгин В.С., Глухова Е.В., Карасёв Р.Н., Притыкин Д.А., Шевченко В.А. Об организационно-методическом обеспечении проведения Всероссийских студенческих олимпиад в МФТИ // Труды 53-й научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». Часть XII. — М.: МФТИ, 2010. — С. 37-39.

10. Булыгин В.С., Мейлихов Е.З., Притыкин Д.А., Прут Э.В. Задачи с решениями финального тура Всероссийской студенческой олимпиады по прикладным математике и физике (физика, включая теоретическую механику). — М.: МФТИ, 2010. — 11 с.

11. Гасников А.В., Глухова Е.В., Гусев Н.А., Ерофеев И.С., Киселев А.М., Притыкин Д.А., Федичев О.Б. Задачи с решениями второго финального тура Всероссийской студенческой олимпиады по механике и математическому моделированию. — М.: МФТИ, 2010. — 22 с.

12. Козел С.М., Слободянин В.П. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2004. — М.: Вербум, 2005. — 536 с.

13. Козел С.М., Слободянин В.П. Физика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. — М.: Просвещение, 2008. — 133 с.

14. Слободянин В.П. Всероссийская олимпиада школьников по физике: методическое пособие. — М.: АПК и ППРО, 2005. — 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.