Научная статья на тему 'Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми'

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми»

МАТЕРИАЛЫ ДИСКУССИИ НА ЗАСЕДАНИИ РОСРО ПО ПРОБЛЕМАМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

18 июня 2004 г состоялся организованный президиумом Российского общественного совета по развитию образования семинар «Федеральные олимпиады и отбор одаренных детей в ходе модернизации системы образования».

В семинаре приняли участие:

f

В.А. Болотов — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

ГГ Канторович — проректор ГУ ВШЭ.

Н.Н. Кудрявцев — ректор МФТИ.

В.А. Носкин — проректор МИОО.

В.В. Еремин — доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ им М.В. Ломоносова.

В.Г Каменская — завкафедрой психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. Герцена, г. Санкт-Петербург.

А.А. Никитин — чл.-корр. Российской академии образования, директор специализированного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета.

А.А. Пинский — директор средней школы № 1060 г. Москвы.

Н.Х. Агаханов — доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института, руководитель национальной команды России на международной математической олимпиаде.

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

Ю.Д. Бабаева — доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

A. В. Леонтович — директор филиала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества.

B. Г Парфенов — декан факультета информационных технологий и программирования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

C. А. Зверев — председатель Совета директоров ЗАО «КРОС».

А.Н. Лейбович — чл.-корр. Российской академии образования, первый заместитель директора Института развития профессионального образования.

Е.Ю. Зубарева — заместитель декана филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

A. Г Шмелев — профессор кафедры «Психология труда» факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

С.В. Волков — преподаватель литературы школы № 57 г. Москвы.

Л.Е. Алексеева — главный специалист Министерства образования и науки РФ.

B. М. Кирюхин — директор по развитию компании ООО «Кирилл и Мефодий».

Вел семинар ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов. Сообщения участников семинара и комментарий его ведущего позволяют очертить круг вопросов, характеризирующих ситуацию по одному из основных направлений модернизации российского образования, а именно — в части создания новой системы оценивания достигаемых детьми результатов. Центральной проблемой в ее формировании является интеграция различных подходов и методов, которая должна обеспечить сочетание объективности с оцениванием именно тех качеств, которые востребованы вузами и рынком труда. Речь идет, например, о таких качествах, как умение провести инициативную разработку, способность решить плохо определенную задачу и модифицировать условия задания, умение организовать

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

коллективную деятельность и разделение труда, компенсировать ошибки и просчеты и т.д. Эти качества, как правило, плохо формируются современной массовой школой и сложно оцениваются в «объективных», «стандартизованных» показателях.

Олимпиады являются традиционной, устойчивой и популярной формой работы с одаренными детьми. Однако перевод олимпиад в одну из основных форм отбора способной молодежи для продолжения образования требует преодоления инерции, принятия принципиальных решений, в том числе — законодательных.

Современные олимпиады предлагают учащимся не только и не столько возможность увидеть, как освоено предусмотренное образовательными стандартами предметное содержание образования. Участники олимпиад могут получить заключение специалистов об уровне овладения методами познания в избранной области, критически оценить свои достижения, определиться в выборе образовательной стратегии, получить преимущества при поступлении в высшие учебные заведения.

Эта форма образования позволяет детям соревноваться с самими собою, последовательно продвигаясь к достижению желаемого уровня вне контекста школьных оценок. Результаты участия в олимпиадах — дополнительная оценка, которую учащийся может использовать по своему усмотрению. Это — «запас прочности», принадлежащий личности. Создав его для себя, человек приобретает уверенность в себе.

Рассмотрение олимпиад в таком контексте предполагает проработку целого ряда проблем на междисциплинарном уровне. Очевидно, что олимпиады заявили о себе как о чрезвычайно сложной форме образования детей. Созданный в Российской Федерации феномен подлежит исследованию, прежде всего психологами, отнюдь не только на уровне диагностики способностей детей с целью определения их одаренности.

Высказанные на семинаре точки зрения представляют несомненный интерес для специалистов, разрабатывающих и реализующих новые модели образовательных систем в интересах личности, общества и государства.

Невозможно не согласиться с Я.И. Кузьминовым в том, что любая страна нуждается в профессиональных элитах, прежде всего — в интеллектуальных. Очевидно, что государство объективно заинтересовано в поколении, способном обеспечивать его развитие в соответствии с требованиями времени, и, соответственно, должно предъявлять образованию заказ на создание условий, благоприятных для решения этой задачи. Столь же очевидно, что данная задача предоп-

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

ределяет внесение принципиально значимых уточнений как в цели и содержание образования, так и в методики — технологии оценивания его результатов. Не вызывает сомнений и то, что развитие государства начинает тормозиться, а общество вырождаться, если такие элиты начинают отождествляться с элитами имущественными.

Безусловно, система оценивания достигнутого учащимися уровня образования должна обеспечивать возможность его продолжения в предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании» формах. Очевидно, что уровень достигнутых детьми результатов не может определяться финансовыми возможностями их родителей или спонсоров.

Перечисленные утверждения, несомненно, могут составлять концептуальные основы новых моделей образовательных систем. Могут, если будут переведены на уровень новых научно обоснованных и располагающих соответствующими ресурсами педагогических практик.

Создание таких моделей — задача сложная, и решать ее надо целенаправленно, последовательно создавая подлежащие осмыслению прецеденты на всех необходимых уровнях. При этом важно располагать максимально полными представлениями о существующих в Российской Федерации образовательных учреждениях и не допускать вольной трактовки их назначения.

Например, надо знать, что учреждения дополнительного образования по принципиальным соображениям не осуществляют отбора одаренных детей. Одаренными априори признаются все дети, проявляющие интерес к освоению дополнительных образовательных программ в определенной области знаний. Выявление способностей детей и их развитие обеспечивается целенаправленными действиями педагогов по созданию благоприятной для этого среды.

Учреждения дополнительного образования, реализуя образовательные программы разной сложности по широкому спектру образовательных областей, видов и типов деятельности, способствуют открытию детьми своих способностей и освоению способов их развития.

Опыт учреждений дополнительного образования позволяет утверждать, что временной ресурс детства — 18 лет! — образовательными учреждениями может быть эффективно использован в целях выявления (но не отбора!) одаренных детей в разных видах деятельности и оказания им помощи в самопознании, самопроявлении, самоактуализации.

Осуществляя лицензионную образовательную деятельность, учреждения дополнительного образования культивируют творческую

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

индивидуальность личности ребенка, базируясь на свойственном детству любопытстве. Организуемый этими образовательными учреждениями процесс познания ребенком самого себя и окружающего мира направлен на открытие им своих способностей.

Отбор одаренных детей (детей, имеющих безусловные преимущества на уровне умственного развития) — проблема в большей степени высших учебных заведений, чем общеобразовательной школы или учреждений дополнительного образования детей. Создаваемая в Российской Федерации новая (альтернативная существующей) система приема в вузы базируется на концепции целенаправленной деятельности по выявлению одаренных детей во всех уголках России и обеспечению реальности получения ими образования в ведущих вузах страны.

Проявляемые одаренными детьми общие способности (свойства ума, память, абстрактное мышление) позволяют им опережать сверстников в освоении предусмотренных образовательными стандартами учебных курсов. Базирующиеся на выдающихся общих способностях специальные способности дают возможность одаренным детям концентрировать внимание на решении задач в избранных ими видах деятельности.

Этот давно известный педагогам факт позволяет дифференцированно подходить к организации образовательного процесса. Педагоги располагают способами применения такого подхода в рамках заданий разной сложности. Достигаемые при этом результаты фиксируются разными способами в разных целях. Одной из таких целей может быть отбор одаренных детей. Однако данная цель не является основной (обязательной к достижению) для учителей общеобразовательных школ.

Отмечая государственную значимость создания системы оценивания, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотов отметил необходимость соблюдения при этом Конституции Российской Федерации, предусматривающей доступность образования для всех граждан, независимо от места проживания и финансовых возможностей родителей.

В.А. Болотов обратил внимание участников семинара на то, что многие вузы проводят весной по 10-15 олимпиад, для участия в которых нужно заплатить организационный взнос (как правило, не очень большой). В олимпиадах можно участвовать столько раз, сколько позволяют средства. Этим правом пользуются в основном те, кто живет рядом с местом проведения олимпиады и обладает достаточными средствами для уплаты организационных взносов. Очевидность существующего неравенства возможностей выпус-

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

кников школ предопределяет необходимость наведения порядка в этом деле.

Олимпиады призваны обеспечить создание равных условий для поступления в вузы вне зависимости от места жительства. Право на зачисление должны получать выпускники школ, обнаружившие наиболее высокие результаты в освоении содержания общего образования. Оценка их достижений должна осуществляться в разных формах. Олимпиады, как одна из таких форм, должны соответствовать принципам открытости и прозрачности.

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки предстоит, по утверждению В.А. Болотова, прописать понятный обществу порядок зачисления в вузы выпускников общеобразовательных школ по результатам конкурсов и олимпиад и разработать эффективный механизм его реализации.

Очевидно, при этом должны быть определены способы установления доверительных отношений между учреждениями общего и профессионального высшего образования в области оценивания образовательных результатов.

Порядок проведения олимпиад должен учитывать интересы и профессиональные позиции как вузов, так и школ и учреждений дополнительного образования. Имеет смысл рассмотреть предложения известных тренеров международных команд по математике и физике, доцента кафедры высшей математики МФТИ Н.Х. Агаханова и заместителя декана факультета общей и прикладной физики МФТИ В.П. Слободянина, об уточнении «правил игры» на поле олимпиад.

Поблагодарив РОСРО за организацию обсуждения одной из актуальных для российского образования тем, В.А. Болотов выразил надежду на то, что в ходе семинара будут выработаны предложения, которые позволят ускорить темпы формирования необходимых нормативных актов, регулирующих обеспечение доступности высшего образования.

Сообщения участников семинара в сочетании с комментарием его ведущего определили направления проработки обсуждаемой проблемы. По общему мнению, необходимо:

■ уточнить перечень федеральных олимпиад и субъектов, имеющих право на их организацию;

■ определить порядок учета результатов олимпиад и их фиксации в соответствующих документах;

■ оформить базу данных об олимпиадах, проводимых как на федеральном, так и региональном уровнях;

■ установить требования к педагогическим работникам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

детей, обеспечивающих по заданию вузов на основании соответствующих договоров отбор одаренных детей.

Перечисленные вопросы нуждаются в систематизации и проблематизации. Это специальная работа, качество выполнения которой должно позволить конкретизировать представления о модели образования, базирующейся на дифференцированном подходе к образованию одаренных детей и предусматривающей использование олимпиад как открытой формы соревнования учащихся общеобразовательных школ за право зачисления в избранные вузы.

Ректор МФТИ Н.Н. Кудрявцев соотнес проблему отбора одаренных детей с проблемой качества образования в разных регионах. Отмечая, что определенная часть российских детей не получает в школах образования, уровень которого позволил бы им получать высокие оценки на федеральных олимпиадах, Н.Н. Кудрявцев представил участникам семинара опыт расширения возможностей детей за счет создаваемых институтом заочных физико-технических школ, проведения им собственных предметных олимпиад, допуска к собеседованию победителей олимпиад разных уровней и предложил продумать систему олимпиад, организуемых несколькими вузами в разных точках Российской Федерации.

Комментируя сообщение Н.Н. Кудрявцева и выступившего за ним В.А. Носкина (проректор МИОО), Я.И. Кузьминов обратил внимание участников семинара на то, что процедура поступления в вуз представляет собой «этакое сужающееся горлышко». Выпускник общеобразовательной школы, попадая в него, может лишь соскользнуть вниз. Сложившаяся к настоящему времени система подготовки в определенный вуз делает абитуриента заложником сделанного выбора. Освободить его из этой ловушки можно путем

а) сохранения классических устных экзаменов, предусмотрев изменение порядка их проведения комиссиями, в состав которых должны входить официально направленные представители высших учебных заведений, пользующихся необходимой репутацией;

б) учета разных форм достижений выпускника; в) создания детских сообществ, способных по достоинству оценить качество образования своих членов.

Приведенные предложения Я.И. Кузьминова перевели обсуждение темы семинара на новый уровень. В центре внимания участников семинара оказались вопросы не только и не столько организации федеральных олимпиад, сколько определения их смыслов на основе соотношения с другими формами фиксации достигнутого детьми уровня образования.

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

Основной смысл олимпиад доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ им М.В. Ломоносова В.В. Еремин обозначил как развитие интереса школьников к избранной ими области знаний. По его мнению, достижение этой цели возможно при сохранении государственной поддержки существующей в России системы развития способностей детей.

Последовавшее за этим сообщение В.Г. Каменской, завкафедрой психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. Герцена г Санкт-Петербурга, привлекло внимание участников семинара к проблеме последствий невостребованной обществом одаренности человека. По мнению В.Г. Каменской, энергия людей, наделенных (одаренных!) талантами, обеспечивающими им очевидные преимущества перед другими людьми, используется ими в социальнопозитивных целях при определенных условиях. Их создание осуществляется разнонаправленными специалистами, в число которых должны входить психологи. Проблема психологического сопровождения олимпиад подлежит проработке с учетом множества аспектов, связанных с поведенческими реакциями развивающейся личности в ситуации, требующей особого напряжения.

Отметив значение данного предложения, Я.И. Кузьминов предложил В.Г Каменской организовать специальную рабочую группу РОСРО с включением представителей Московского государственного университета, Российской академии образования, факультета психологии ГУ-ВШЭ.

Выступивший вслед за В.Г Каменской А.А. Никитин, чл.-корр. Российской академии образования, директор специализированного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (школа-интернат им. Лаврентьева), привлек внимание участников семинара к проблеме обновления нормативной базы, в соответствии с которой создаются заочные школы и организуется в них образовательный процесс, проводятся олимпиады и осуществляется отбор из их участников одаренных детей, решаются вопросы комплектования высших учебных заведений.

Обозначив проблемы и противоречия, возникающие вследствие очевидного несовершенства нормативной базы (неадекватности осуществляемым в России модернизационным процессам), А.А. Никитин подчеркнул необходимость создания в структуре федеральных органов управления образованием подразделений, осуществляющих руководство олимпиадами; введения в законодательные акты вопросов этического характера (например, на уровне закона должно быть запрещено списывать); обобщения опыта, накопленного организаторами олимпиад в разных регионах; укрепления статуса

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

заочных школ как подготовительных отделений для одаренных детей, обеспечивающих им возможность поступления в вуз без дополнительных экзаменов.

Предложения А.А. Никитина получили поддержку Я.И. Кузьминова. По его мнению, разработать нормативную базу, адекватную современному состоянию российского образования, могут университеты, имеющие факультеты права. При этом, приступая к ее выполнению, важно понимать, что вопрос обновления нормативной базы образования в связи с осуществляемой в Российской Федерации модернизацией выходит за рамки олимпиад. Он затрагивает и единый государственный экзамен, и возможность реальной борьбы с коррупцией во время традиционных экзаменов, и условия поступления в вузы, и нормативы финансирования целевых наборов на подготовительные отделения.

Обновленная нормативная база образования должна регулировать множество вопросов, возникших в последние годы. Особого внимания требуют вопросы организации труда разноуровневых специалистов.

Основной темой выступления А.В. Леонтовича, директора филиала Московского дворца детского и юношеского творчества, стал рассказ о проектно-исследовательской деятельности учащихся — одной из основных образовательных технологий, применяемых в нашей системе. В России есть богатый опыт, развиваемый, как правило, только в инициативном порядке. Это московский городской конкурс проектно-исследовательских работ, чтения Вернадского, обнинская программа «Юность, наука, культура», программы, реализуемые в г. Санкт-Петербурге, и многое другое. Главная проблема состоит в том, что подобная деятельность не носит системного и структурированного характера, а поэтому и не так видна, как олимпиадное движение, где сделано, конечно, гораздо больше.

Необходимо разрабатывать систему нормативного обеспечения развития проектно-исследовательской деятельности в стране, включая проведение общероссийского конкурса проектно-исследовательских работ и создание на этой основе условий для набора в высшие учебные заведения. «Я считаю,— сказал А.В. Леонто-вич,— что олимпиадное движение нередко просто «снимает сливки». О развитии культуры работы с одаренными детьми, культуры проектно-исследовательской деятельности многие забывают — и это существенно снижает число тех одаренных детей, которые получили достойные их способностей возможности к продолжению образования».

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

По утверждению В.Г. Парфенова, декана факультета информационных технологий и программирования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, основной проблемой при организации олимпиад, как и иных подобных форм образования, остается проблема кадров.

Победители международных или федеральных олимпиад по математике, физике, информатике не могут найти научных руководителей, которые поставили бы перед ними задачи, адекватные их достижениям в олимпиадах. Специалистов, готовых поставить такие задачи, в России остались единицы, поэтому сложившаяся ситуация близка к критической.

Комментируя данное сообщение, ведущий семинара уточнил, что проблема состоит не в отсутствии в России квалифицированных кадров, а в непроработанности системы оплаты их труда.

Определенным диссонансом явилось выступление С.А. Зверева, председателя Совета директоров ЗАО «КРОС». По его мнению, проблема состоит в том, что, во-первых, олимпиады, как бы хорошо или плохо они ни были организованы, не могут компенсировать недостатки школьного образования (дети не умеют грамотно писать, перестали читать, не могут применять полученные знания), во-вторых, предлагаемые на олимпиадах задания отобраны неизвестно на каких основаниях, в-третьих, российская образовательная система не располагает учителями, способными работать со способностями детей, и в-четвертых, быть образованным человеком не модно, по крайней мере, эта ценность не культивируется в обществе.

Заданный С.А. Зверевым подход получил своеобразное развитие в сообщении А.Н. Лейбовича, д.п.н., член.-корр. РАО, первого заместителя директора Института развития профессионального образования. Он заметил, что проведение конкурсов — дорогая задача. Финансирование олимпиад может осуществляться на кооперативных началах. В России есть достаточно серьезные группы работодателей, отраслевые структуры, представители новой экономики, которые могут быть заинтересованы в отборе одаренных детей.

Предложение С.А. Зверева может рассматриваться в нескольких аспектах. Очевидно, что проблема кооперации возможностей субъектов, заинтересованных в формировании кадрового резерва, в современной России не проработана должным образом и весьма нуждается в такой проработке.

Не менее интересно предложение С.А. Зверева в контексте создания базы данных мониторинговой системы. Информация

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

о потенциальных партнерах может быть востребована и продуктивно использована организаторами олимпиад так же, как и информация о многообразии форм работы с одаренными детьми.

Этот вопрос был поставлен Е.Ю. Зубаревой, заместителем декана филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по дополнительным формам обучения. Перечислив известные ей конкурсы, конференции, чтения, межвузовские олимпиады, научные программы, Е.Ю. Зубарева обратила внимание участников семинара на то, что эти формы работы с одаренными детьми, так же как и школы при вузах, не имеют необходимого для продуктивной работы нормативного и правового статуса, их победители — никаких льгот, регионы — возможностей для обеспечения качества представляемых на конкурсы работ, специалисты, осуществляющие подготовку к ним детей,— необходимой квалификации, дети из отдаленных районов — доступа к научной литературе.

Поставленные Е.Ю. Зубаревой вопросы имеют принципиальное значение. Несомненно, их надо иметь в виду при проектировании системы работы с одаренными детьми. Обеспечение доступа детей к научной информации — задача сложная, но решаемая, так же как и задача создания стипендиального фонда для организации научных и учебных командировок детей из отдаленных регионов в центры, располагающие необходимым потенциалом для оказания им необходимой помощи.

Разработчикам новой образовательной системы необходимо выстроить иерархию подлежащих решению задач, принимая во внимание высказанные на семинаре предложения. Безусловно, имеет смысл включить в число таковых конкретизацию представлений о назначении федеральных олимпиад и порядке их организации.

На необходимость проработки этого вопроса обратил внимание участников семинара В.М. Кирюхин, директор по развитию компании ООО «Кирилл и Мефодий», заметив, что нормативноправовая база федеральных олимпиад должна обеспечивать их организаторам, победителям и подготовившим их педагогам статус, адекватный цели формирования интеллектуальной элиты страны и гарантирующий качество предлагаемых заданий. Предлагаемые на олимпиадах задания не могут выглядеть как профанация предмета.

Подводя итоги семинара, можно сделать несколько выводов. Приступая к формированию новой нормативно-правовой базы образования, чрезвычайно важно конкретизировать смыслы таких терминов (категорий, понятий, словосочетаний), как одаренные дети, талантливые дети, отбор одаренных, талантливых детей, выявление

Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми

талантов детей, результаты образования, достижения в одной из образовательных областей, и очертить сферу их применения.

Нужно принять к сведению, что олимпиада — форма работы с детьми, требующая психологического сопровождения. При этом важно понимать, что период детства предназначен для освоения детьми способов жизнедеятельности, и образовательные учреждения призваны оказать детям в этом необходимую помощь.

Необходимо осознавать, что успешность на олимпиаде, как, впрочем, на любом ином конкурсе, определяется не только знаниями в определенной области, но и целым рядом свойств (например, коммуникативностью, называемой за рубежом «социальной одаренностью», или освоенностью информационных технологий), уровень сформированности которых на олимпиадах не выявляется.

Важно помнить, что система мониторинга достигнутых учащимися результатов должна предполагать учет условий развития их способностей, включая информацию о возможностях учреждений дополнительного образования детей как одного из системных компонентов российского образования, востребованных детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олимпиады являются не единственной формой предоставления детям возможностей независимой оценки достигнутых ими результатов.

Необходимо располагать максимально полными представлениями о результатах образования, имея в виду многообразие сфер их проявления, не допускать подмены разных феноменов друг другом, помнить о том, что в современной России существует «коррупционная заинтересованность» (термин предложен Я.И. Кузьминовым), предопределяющая повышенный интерес к определенным областям знаний и создающая условия, неблагоприятные для зачисления в вузы действительно одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.