Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ'

ОПЫТ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

Загрязненные промышленные сточные воды части нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса, пройдя предварительную механическую очистку и усреднение, попадают на станцию биологической доочистки, где подвергаются тонкой'механической очистке от взвешенных веществ на первичных отстойниках, аэрируются в преаэраторе-смесителе и после смещения с городскими хозяйственно-бытовыми стоками в соотношении 1 : 0,3 проходят окончательную доочистку в аэротенке. Количество очищаемых стоков 80 тыс. м3 в сутки. Схема биологической очистки — одноступенчатая.

После 12-часового цикла очистки в аэротенке стоки через группу вторичных отстойников сбрасываются в 3-секционный пруд, предварительно подвергаясь обеззараживанию жидким хлором. Активный ил после вторичных отстойников перекачивается в иловую камеру и используется в рецикле.

Для отбора проб мы наметили 7 точек по ходу технологического процесса очистки — выход с первичных отстойников промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, рабочую секцию аэротенка, секцию-регенератор, выход со вторичных отстойников, иловую камеру и сбросной канал очищенных стоков в р. Сунжу. Пробы отбирали регулярно 1 раз в 6 дней в объеме 3 л одномоментно во всех указанных выше точках. Отобранные пробы сточных вод после первичных, вторичных отстойников и со сбросного канала выпаривали до объема 200 мл и экстрагировали н-актаном в соотношении 1 : 1 в течение 20 мин при постоянном встряхивании. Отделенный путем отстаивания (30—40 мин) октановый экстракт подвергали качественному определению на 3,4-бензпирен. При получении положительного результата проводили количественное определение 3,4-бензпирена. Пробы, содержащие активный ил (рабочая и регенераторная секции аэротенка, иловая камера), предварительно отфильтровывали. Фильтрат обрабатывали по указанной выше методике с проведением качественного и количественного анализа на 3,4-бензпирен. Осадок активного ила высушивали при температуре 100° и экстрагировали в приборе Сокслета бензолом в течение 8 ч. Полученный экстракт в соотношении 1:1с н-октаном подвергали качественному и количественному определению на содержание 3,4-бензпирена. Количественное определение 3,4-бензпирена проводили по спектрам флюоресценции, полученным по методу Э. В. Шпольского, при температуре кипения жидкого азота (—196°). Спектр флюоресценции раствора, загиоро-женного в жидком азоте, снимали на спектрографе ИСП-51 в течение 10 мин. Количественное определение 3,4-бензпирена проводили методом добавок Мюзля и Локруа в модификации А. Я. Хесиной путем измерения спектров флюоресценции проб, в которых качественно обнаруживался этот углеводород. Чувствительность метода составляет 1 • 10— * г/л. Концентрацию 3,4-бензпирена рассчитывали в микрограммах на 1 л с учетом воды, взятой на исследование, и на 1 кг сухого вещества активного ила.

В результате проведенных исследований было установлено, что 3,4-бензпирен, содержащийся в промышленных и хозяйственно-бытовых сточных водах, адсорбируется активным илом аэротенка, в результате чего его концентрация в активном иле по сравнению со сточными водами резко повышается. Об очень высокой степени адсорбирующей способности активного ила по отношению к 3,4-бензпирену свидетельствует факт его отсутствия не тать ко в стоке, прошедшем полный технологический цикл очистки (сброс в р. Сунжу после прудов), но также в фильтрате проб из рабочей и регенераторной секции аэротенка и из иловой камеры.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что система биологической очистки промышленных и хозяйственно-фекальных сточных вод, загрязненных 3,4-бензпиреном, является эффективным средством защиты открытых водоемов от одного из самых сильных канцерогенных веществ.

Высокое содержание 3,4-бензпирена в активном иле требует разработки мероприятий по уменьшению контакта с ним при проведении ремонтных работ в аэротенке, вторичных отстойниках и иловых камерах, а также при сушке и при брикетировании активного ила.

Поступила 18/XI 1974 г.

УДК 628.517.2:613.6:061.6

Е. Е. Новоселова

ОПЫТ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В настоящее время машиностроительные предприятия оснащены самым разнообразным оборудованием. Механизация и автоматизация работ требуют внедрения более мощных и производительных машин, шумовые характеристики которых не соответствуют санитарным нормам. При разработке мероприятий по снижению производственного шума необходимо учитывать конструкцию зданий, помещений, расположение коммуникаций, расстановку оборудования, характер технологических процессов и т. д.

Трудности разработки мероприятий по борьбе с шумом на данном предприятии заключались в особенностях заводского помещения. В общем длинном зале высотой 8 м без каких-либо перегородок размещены цеха: каркасный, обработки неметаллических изделий, электроцех, цех по монтажу вентиляционных устройств, а также медницкие участки и большой станочный парк с самым разнообразным оборудованием. Мощные, вентиляторы

местной вытяжной вентиляции установлены на металлических площадках без укрытия на высоте 4 м. Все коммуникации, в том числе воздуховоды сечением 2Х I м, расположены под потолочным перекрытием.

На первом этапе были проведены следующие мероприятия: сборочные цеха и конторские помещения механических цехов огорожены металло-стеклянными перегородками высотой 3,5 м; цех обработки неметаллов выделен из общего зала в особое помещение за кирпичную стену, каркасный цех, расположенный в середине зала, переведен в торец здания, что позволило улучшить условия труда.

На втором этапе были проведены инструментальные замеры шума (без определения его спектра) шумомером Ш-ЗМ по шкалам «А» и сС». Полученные результаты шумовых характеристик помещений и оборудования были проанализированы в акустической лаборатории санэпидстанции Москвы. После этого осуществили следующие профилактические мероприятия: конторские помеЧцения механических цехов и сборочных были укрыты шумо-поглощающими потолками, благодаря чему шум снизился на 9 дБ; вентиляторы местной вытяжной вентиляции отгородили кирпичными стенами с шумопоглощающими прокладками (шум снизился на 9—20 дБ); циклоны из деревообрабатывающего цеха были вынесены на улицу (шум снизился на 20 дБ); станки с высокими шумовыми характеристиками установили на бетонные основания.

На третьем этапе было проведено тщательное обследование отдельных единиц оборудования с определением параметров шума по частотному спектру.

Обследование по выявлению источников шума проводили методом исключения. Определили шумовой фон предприятия по шкалам «А» и «С» (в выходные дни). Полученные результаты замеров нанесли на план завода по точкам замеров. Определили громкость шума от общеобменной вентиляции и местной вытяжной вентиляции рабочих мест. монтажников. При этом выяснилось, что шум от общеобменной вентиляции завода не превысил, а шум от местной вытяжной вентиляции превысил предельно допустимые нормы. Таким образом, источниками шума служили станочное оборудование и местная вытяжная вентиляция.

Оцененные параметры шума позволили составить план мероприятий по его снижению.

Голтовочные барабаны были облицованы резиной толщиной 20—30 мм (ГОСТ 7338-65), при этом шум снизился на 12—20 дБ. Эти барабаны поместили в металлические кожухи с дверцами, стенки кожухов также облицовали резиной, что привело к снижению шума до нормы. На пылеотсосах ЗИЛ-900 были установлены шумопоглощающие устройства. Шум от каждой установки снизился на 9—15 дБ. Демпфирование подающих труб на токарных автоматах резиновыми и песчаными прокладками снизило шум на 1—6 дБ. Такого же снижения добились путем укрытия дутьевых вентиляторов кожухами в кузнице. На 5 дБ был снижен шум от настольных штампов благодаря установке их на резиновые прокладки.

Были установлены также амортизаторы на рабочих местах обрубки литья (деревянные), в станочном парке (ГОСТ ОВ-31). Зачистный рихтовочный участок был выведен в отдельное помещение, облицованное шумопоглощающей плиткой. Жестяночные работы стали производить во 2-ю смену, когда работает небольшое количество рабочих.

Трр этапа выполненных работ дали значительное снижение шума на заводе.

Поступила 28/1 1975 г.

УДК 814.7:628.517.2

О. Г. Крестинская, канд. техн. наук В. Г. Немзер, Л. Н. Самойлович ОПЫТ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА

Нефтяной институт им. М. Д. Миллионщикова и городская санэпидстанция, г. Грозный

В шумовом фоне современных городов доминирует транспортный шум, уровни которого непрерывно возрастают с увеличением транспортного парка и связанной с этим интенсивности движения, мощностей моторов и скоростей движения (И. А. Карагодина и соавт.; М. Порт; Г. Л. Осипов).

В 1969 г. в г. Грозном впервые был измерен уровень транспортного шума на основных магистралях. Инструментальные замеры проводили шумомером Ш-63. Оказалось, что шум превышает 90 дБ А.

С целью его снижения был выполнен комплекс мероприятий. В частности, запрещено движение тракторов, обслуживающих сеть общественного питания и торговли и создающих шум до 90 дБ А. Вместо них стали использоваться легковые автофургоны. Уровень шума от этого снизился до 80 дБ А (т. е. на 10 дБ А). Запрещен выход из парка автомашин и трамваев с техническими неисправностями, создающими шум. Это привело к его снижению на 5—8 дБ А. При ремонте автодорог перекрестки стали покрываться асфальтобетоном вместо бетона. При скорости движения машин, равной 60 км/ч, это снизило уровень шума на 4—6 дБ А («при аналогичном покрытии мостовых достигается еще большее снижение уровня шума» [Шребер Людвиг]). Однако снижение шума в результате выполнения ряда мероприятий, к сожалению, перекрывалось ростом интенсивности движения. К 1971 г. в некоторых районах, на отдельных участках дорог средний уровень шума возрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.