Загрязненные промышленные сточные воды части нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса, пройдя предварительную механическую очистку и усреднение, попадают на станцию биологической доочистки, где подвергаются тонкой'механической очистке от взвешенных веществ на первичных отстойниках, аэрируются в преаэраторе-смесителе и после смещения с городскими хозяйственно-бытовыми стоками в соотношении 1 : 0,3 проходят окончательную доочистку в аэротенке. Количество очищаемых стоков 80 тыс. м3 в сутки. Схема биологической очистки — одноступенчатая.
После 12-часового цикла очистки в аэротенке стоки через группу вторичных отстойников сбрасываются в 3-секционный пруд, предварительно подвергаясь обеззараживанию жидким хлором. Активный ил после вторичных отстойников перекачивается в иловую камеру и используется в рецикле.
Для отбора проб мы наметили 7 точек по ходу технологического процесса очистки — выход с первичных отстойников промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, рабочую секцию аэротенка, секцию-регенератор, выход со вторичных отстойников, иловую камеру и сбросной канал очищенных стоков в р. Сунжу. Пробы отбирали регулярно 1 раз в 6 дней в объеме 3 л одномоментно во всех указанных выше точках. Отобранные пробы сточных вод после первичных, вторичных отстойников и со сбросного канала выпаривали до объема 200 мл и экстрагировали н-актаном в соотношении 1 : 1 в течение 20 мин при постоянном встряхивании. Отделенный путем отстаивания (30—40 мин) октановый экстракт подвергали качественному определению на 3,4-бензпирен. При получении положительного результата проводили количественное определение 3,4-бензпирена. Пробы, содержащие активный ил (рабочая и регенераторная секции аэротенка, иловая камера), предварительно отфильтровывали. Фильтрат обрабатывали по указанной выше методике с проведением качественного и количественного анализа на 3,4-бензпирен. Осадок активного ила высушивали при температуре 100° и экстрагировали в приборе Сокслета бензолом в течение 8 ч. Полученный экстракт в соотношении 1:1с н-октаном подвергали качественному и количественному определению на содержание 3,4-бензпирена. Количественное определение 3,4-бензпирена проводили по спектрам флюоресценции, полученным по методу Э. В. Шпольского, при температуре кипения жидкого азота (—196°). Спектр флюоресценции раствора, загиоро-женного в жидком азоте, снимали на спектрографе ИСП-51 в течение 10 мин. Количественное определение 3,4-бензпирена проводили методом добавок Мюзля и Локруа в модификации А. Я. Хесиной путем измерения спектров флюоресценции проб, в которых качественно обнаруживался этот углеводород. Чувствительность метода составляет 1 • 10— * г/л. Концентрацию 3,4-бензпирена рассчитывали в микрограммах на 1 л с учетом воды, взятой на исследование, и на 1 кг сухого вещества активного ила.
В результате проведенных исследований было установлено, что 3,4-бензпирен, содержащийся в промышленных и хозяйственно-бытовых сточных водах, адсорбируется активным илом аэротенка, в результате чего его концентрация в активном иле по сравнению со сточными водами резко повышается. Об очень высокой степени адсорбирующей способности активного ила по отношению к 3,4-бензпирену свидетельствует факт его отсутствия не тать ко в стоке, прошедшем полный технологический цикл очистки (сброс в р. Сунжу после прудов), но также в фильтрате проб из рабочей и регенераторной секции аэротенка и из иловой камеры.
Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что система биологической очистки промышленных и хозяйственно-фекальных сточных вод, загрязненных 3,4-бензпиреном, является эффективным средством защиты открытых водоемов от одного из самых сильных канцерогенных веществ.
Высокое содержание 3,4-бензпирена в активном иле требует разработки мероприятий по уменьшению контакта с ним при проведении ремонтных работ в аэротенке, вторичных отстойниках и иловых камерах, а также при сушке и при брикетировании активного ила.
Поступила 18/XI 1974 г.
УДК 628.517.2:613.6:061.6
Е. Е. Новоселова
ОПЫТ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
В настоящее время машиностроительные предприятия оснащены самым разнообразным оборудованием. Механизация и автоматизация работ требуют внедрения более мощных и производительных машин, шумовые характеристики которых не соответствуют санитарным нормам. При разработке мероприятий по снижению производственного шума необходимо учитывать конструкцию зданий, помещений, расположение коммуникаций, расстановку оборудования, характер технологических процессов и т. д.
Трудности разработки мероприятий по борьбе с шумом на данном предприятии заключались в особенностях заводского помещения. В общем длинном зале высотой 8 м без каких-либо перегородок размещены цеха: каркасный, обработки неметаллических изделий, электроцех, цех по монтажу вентиляционных устройств, а также медницкие участки и большой станочный парк с самым разнообразным оборудованием. Мощные, вентиляторы
местной вытяжной вентиляции установлены на металлических площадках без укрытия на высоте 4 м. Все коммуникации, в том числе воздуховоды сечением 2Х I м, расположены под потолочным перекрытием.
На первом этапе были проведены следующие мероприятия: сборочные цеха и конторские помещения механических цехов огорожены металло-стеклянными перегородками высотой 3,5 м; цех обработки неметаллов выделен из общего зала в особое помещение за кирпичную стену, каркасный цех, расположенный в середине зала, переведен в торец здания, что позволило улучшить условия труда.
На втором этапе были проведены инструментальные замеры шума (без определения его спектра) шумомером Ш-ЗМ по шкалам «А» и сС». Полученные результаты шумовых характеристик помещений и оборудования были проанализированы в акустической лаборатории санэпидстанции Москвы. После этого осуществили следующие профилактические мероприятия: конторские помеЧцения механических цехов и сборочных были укрыты шумо-поглощающими потолками, благодаря чему шум снизился на 9 дБ; вентиляторы местной вытяжной вентиляции отгородили кирпичными стенами с шумопоглощающими прокладками (шум снизился на 9—20 дБ); циклоны из деревообрабатывающего цеха были вынесены на улицу (шум снизился на 20 дБ); станки с высокими шумовыми характеристиками установили на бетонные основания.
На третьем этапе было проведено тщательное обследование отдельных единиц оборудования с определением параметров шума по частотному спектру.
Обследование по выявлению источников шума проводили методом исключения. Определили шумовой фон предприятия по шкалам «А» и «С» (в выходные дни). Полученные результаты замеров нанесли на план завода по точкам замеров. Определили громкость шума от общеобменной вентиляции и местной вытяжной вентиляции рабочих мест. монтажников. При этом выяснилось, что шум от общеобменной вентиляции завода не превысил, а шум от местной вытяжной вентиляции превысил предельно допустимые нормы. Таким образом, источниками шума служили станочное оборудование и местная вытяжная вентиляция.
Оцененные параметры шума позволили составить план мероприятий по его снижению.
Голтовочные барабаны были облицованы резиной толщиной 20—30 мм (ГОСТ 7338-65), при этом шум снизился на 12—20 дБ. Эти барабаны поместили в металлические кожухи с дверцами, стенки кожухов также облицовали резиной, что привело к снижению шума до нормы. На пылеотсосах ЗИЛ-900 были установлены шумопоглощающие устройства. Шум от каждой установки снизился на 9—15 дБ. Демпфирование подающих труб на токарных автоматах резиновыми и песчаными прокладками снизило шум на 1—6 дБ. Такого же снижения добились путем укрытия дутьевых вентиляторов кожухами в кузнице. На 5 дБ был снижен шум от настольных штампов благодаря установке их на резиновые прокладки.
Были установлены также амортизаторы на рабочих местах обрубки литья (деревянные), в станочном парке (ГОСТ ОВ-31). Зачистный рихтовочный участок был выведен в отдельное помещение, облицованное шумопоглощающей плиткой. Жестяночные работы стали производить во 2-ю смену, когда работает небольшое количество рабочих.
Трр этапа выполненных работ дали значительное снижение шума на заводе.
Поступила 28/1 1975 г.
УДК 814.7:628.517.2
О. Г. Крестинская, канд. техн. наук В. Г. Немзер, Л. Н. Самойлович ОПЫТ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА
Нефтяной институт им. М. Д. Миллионщикова и городская санэпидстанция, г. Грозный
В шумовом фоне современных городов доминирует транспортный шум, уровни которого непрерывно возрастают с увеличением транспортного парка и связанной с этим интенсивности движения, мощностей моторов и скоростей движения (И. А. Карагодина и соавт.; М. Порт; Г. Л. Осипов).
В 1969 г. в г. Грозном впервые был измерен уровень транспортного шума на основных магистралях. Инструментальные замеры проводили шумомером Ш-63. Оказалось, что шум превышает 90 дБ А.
С целью его снижения был выполнен комплекс мероприятий. В частности, запрещено движение тракторов, обслуживающих сеть общественного питания и торговли и создающих шум до 90 дБ А. Вместо них стали использоваться легковые автофургоны. Уровень шума от этого снизился до 80 дБ А (т. е. на 10 дБ А). Запрещен выход из парка автомашин и трамваев с техническими неисправностями, создающими шум. Это привело к его снижению на 5—8 дБ А. При ремонте автодорог перекрестки стали покрываться асфальтобетоном вместо бетона. При скорости движения машин, равной 60 км/ч, это снизило уровень шума на 4—6 дБ А («при аналогичном покрытии мостовых достигается еще большее снижение уровня шума» [Шребер Людвиг]). Однако снижение шума в результате выполнения ряда мероприятий, к сожалению, перекрывалось ростом интенсивности движения. К 1971 г. в некоторых районах, на отдельных участках дорог средний уровень шума возрос.