Научная статья на тему 'Опыт проведения метапредметных олимпиад и участия в них студентов медицинских университетов'

Опыт проведения метапредметных олимпиад и участия в них студентов медицинских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / MEDICINE / EDUCATION / META-SUBJECT OLYMPIADS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова И.А., Козырев О.А.

Целью образования является подготовка многогранной личности, востребованной на рынке труда. Поставленные перед образованием задачи требуют его обновления. Метапредметный подход лежит в основе новых образовательных стандартов. Происходящие изменения в системе высшего образования обусловлены движением в сторону необходимости использования интеллектуально-творческого потенциала человека. Одним из таких изменений в федеральном государственном образовательном стандарте можно считать требование к использованию в процессе обучения студентов активных и интерактивных методов обучения. Внедрение интерактивных методов обучения, в том числе метапредметных олимпиад, одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование заявленных компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN CONDUCTING METASUBJECT OLYMPIADS AND PARTICIPATION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

The purpose of education is preparation of the many-sided personality demanded in the labor market. Faced with education challenges require upgrading. Metasubject approach is the basis of new educational standards. The ongoing changes in the system of higher education are due to the movement towards the need to use the intellectual and creative potential of the person. One of these changes in the Federal state educational standard can be considered a requirement for the use of active and interactive teaching methods in the process of teaching students. The introduction of interactive teaching methods, including metasubject Olympiads, is one of the most important directions of improving the training of students in the modern University and a prerequisite for the effective implementation of the competence approach. Formation of the declared competences assumes application of new technologies and forms of implementation of educational work.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения метапредметных олимпиад и участия в них студентов медицинских университетов»

УДК 616-01.

i ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД И УЧАСТИЯ В НИХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ Литвинова И.А., Козырев О.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

Целью образования является подготовка многогранной личности, востребованной на рынке труда. Поставленные перед образованием задачи требуют его обновления. Метапредметный подход лежит в основе новых образовательных стандартов. Происходящие изменения в системе высшего образования обусловлены движением в сторону необходимости использования интеллектуально-творческого потенциала человека. Одним из таких изменений в федеральном государственном образовательном стандарте можно считать требование к использованию в процессе обучения студентов активных и интерактивных методов обучения. Внедрение интерактивных методов обучения, в том числе метапредметных олимпиад, одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование заявленных компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы.

Ключевые слова: медицина, образование, метапредметные олимпиады, компетенции.

i EXPERIENCE Ш CONDUCTING METASUBJECT OLYMPIADS AND PARTICIPATION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES Litvinova I.A., Kozirev O.A.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28

Summary

The purpose of education is preparation of the many-sided personality demanded in the labor market. Faced with education challenges require upgrading. Metasubject approach is the basis of new educational standards. The ongoing changes in the system of higher education are due to the movement towards the need to use the intellectual and creative potential of the person. One of these changes in the Federal state educational standard can be considered a requirement for the use of active and interactive teaching methods in the process of teaching students. The introduction of interactive teaching methods, including metasubject Olympiads, is one of the most important directions of improving the training of students in the modern University and a prerequisite for the effective implementation of the competence approach. Formation of the declared competences assumes application of new technologies andforms of implementation of educational work.

Keywords: medicine, education, meta-subject olympiads, competences.

«Люди вместе могут совершать то, чего не в силах сделать в одиночку, единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» Джон Уэбстер

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаний, умений, навыков и компетенций, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у

- 62 -

обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

Целью образования является подготовка многогранной личности, востребованной на рынке труда, развитие у нее способности к самоизменению, заинтересованности в знаниях, которые позволят обрести современный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни. Поставленные перед образованием задачи требуют его обновления.

Происходящие изменения в системе высшего образования обусловлены движением в сторону необходимости использования интеллектуально-творческого потенциала человека. Одним из таких изменений в ФГОС можно считать требование к использованию в процессе обучения студентов активных и интерактивных методов обучения.

Методы обучения — это способы работы педагогов и студентов, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется личность специалиста.

Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода [4, 6]. Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы.

Так, олимпиады относятся к активным методам обучения и требуют самостоятельной подготовки к ним студентов и носят исследовательский характер.

Метапредметный подход лежит в основе новых образовательных стандартов. Мета- (с греч. цеха- между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение [1, 10]. Следовательно, «мета» значит нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое в любой области знания: метадеятельность -универсальная деятельность, метапредмет - универсальный предмет, метазнание - универсальное знание, метаспособ (метаумение) - универсальный способ, метаолимпида - универсальная, интегрирующая знания олимпиада [4, 5]. Метапредметные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, будут востребованы не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальной жизни [7, 8].

Новые требования к результатам обучения, установленные ФГОС, предполагают изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования [3, 9]. Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации [2, 6]. Предметные результаты должны также повышаться за счёт формирования таких метаумений, как:

теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация, доказательство); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия);

творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез, определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

Формирование этих метапредметных умений происходит при использовании в образовательном процессе в частности, метапредметных олимпиад. Принцип «метапредметности» состоит не в том, чтобы дать конкретные знания и умения, а в том, чтобы обучить общим приемам, техникам, схемам, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Таким образом, обучающийся усваивает сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность [6].

Одним из ведущих признаков квалификации педагога чаще всего называется его отношение к новшествам, активное участие в инновационных общественных процессах и конкретно - в области педагогической деятельности. В 2018 году кафедрой госпитальной терапии СГМУ было инициировано проведение первой университетской олимпиады по внутренним

болезням «Consilium Medicum» (Рис. 1). Инициативной группой преподавателей и студентов было разработано положение о проведении олимпиады, выработана программа ее проведения, конкурсы и задания. Чтобы сделать олимпиаду метапредметной, для разработки программы олимпиады помимо преподавателей кафедры госпитальной терапии, были привлечены преподаватели кафедры поликлинической терапии, фтизиатрии, анестезиологии и реанимации. На лекциях, на сайте университета и в социальных сетях была оглашена информация о предстоящей олимпиаде и условиях ее проведения. Изначально планировалось участие 4 команд по 5 человек, но в связи с большим количеством желающих число команд возросло до 6. Программа олимпиады включала в себя представление команд (конкурс «Визитка»), клиническую ситуацию, блиц-опрос по смежным дисциплинам, конкурс «Мини-игра», в котором участникам предлагалось интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования, конкурс «Экстренный случай», в котором студенты в центре аккредитации демонстрировали свои знания и умения по оказанию сердечно-легочной реанимации, конкурсы для зрителей, и, наконец, конкурс «Своя игра», включавший вопросы из 6 категорий: кардиология, гастроэнтерология, пульмонология/фтизиопульмонология, ревматология, гематология, нефрология; в каждую категорию были включены вопросы 6 уровней сложности. Каждый этап олимпиады оценивался членами жюри, между заданиями и конкурсами проходило выступление творческих коллективов СГМУ и лотерея для зрителей.

Рис. 1. Первая университетская олимпиада по внутренним болезням «Consilium Medicum».

Рис. 2.

Заведующий кафедрой госпитальной терапии профессор О.А. Козырев и доцент кафедры госпитальной терапии И.А. Литвинова с победителями первой университетской олимпиады по внутренним болезням «Consilium Medicum».

В олимпиаде приняли участие 6 команд по 5 человек, среди зрителей присутствовали студенты 1, 2, 4, 5, 6 курсов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся - всего 156 человек. В течение всего периода проведения олимпиады царила дружеская соревновательная атмосфера, зрители из зала активно участвовали в конкурсах, отвечали на метапредметные вопросы. Победителей олимпиады наградили памятными призами (Рис. 2 и 3) и подарками, а в конце все члены команд, жюри и зрители вместе спели гимн СГМУ. По последующим анонимным опросам студентов на занятиях, на лекциях и в социальных сетях было выяснено, что все удовлетворены прошедшей олимпиадой и формой ее проведения, и поступили предложения проводить ее ежегодно.

Через 4 месяца на кафедру госпитальной терапии обратилась инициативная группа студентов, желающая принять участие в Первой межрегиональной студенческой медицинской универсиаде «МЕДпрофи» в г. Тамбове 20-21 октября 2018 года. Основной мотивацией студентов было то, что они успешно приняли участие в проведенной олимпиаде «Consilium Medicum» и хотят попробовать свои силы на межрегиональном уровне. Преподавателями кафедры госпитальной терапии было оказано всестороннее содействие и помощь студентам в подготовке для участия в олимпиаде. И 20 и 21 октября на базе Медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина прошла I Межрегиональная студенческая медицинская универсиада «МедПрофи». Она являлась частью проекта «Фестиваль науки» ТГУ им. Г.Р. Державина, который одержал победу во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования.

Участникам предстояло пройти 3 этапа, включающие в себя решение заданий тестового типа, расшифровку результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики, решение интерактивных ситуационных задач. Смоленский государственный медицинский университет представила команда «Потенциал действия» под руководством доцента кафедры госпитальной терапии Литвиновой Ирины Александровны (Рис. 3) . По итогам Универсиады команда СГМУ заняла почётное 3 место в общем командном зачёте, не оставив шанса другим командам войти в тройку лидеров.

Рис. 3. Участники Первой межрегиональной студенческой медицинской универсиаде «МЕДпрофи» в г. Тамбове 20-21 октября 2018 года.

Знания и подготовка нашей команды были высоко оценены жюри и руководством Медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина, команда получила грамоты и призы, а ректору нашего университета было передано благодарственное письмо.

В настоящее время в связи с многочисленными просьбами студентов готовится проведение второй университетской олимпиады по внутренним болезням «Consilium Medicum». В следующем году олимпиаде решено присвоить имя профессора А.В. Литвинова - в честь известного профессора нашего университета, доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ Литвинова Александра Васильевича, трагически погибшего 20 декабря 2017 года.

Рис. 4. Заведующий кафедрой госпитальной терапии, профессор О.А. Козырев и доцент кафедры госпитальной терапии И.А. Литвинова и студенты-участники первой университетской олимпиады по внутренним болезням «Consilium Medicum».

Мы очень надеемся, что наша олимпиада станет ежегодной, традиционной для нашего

университета и будет способствовать повышению мотивации к обучению и получению

метапредметных знаний и умений, что так ценится в современном образовательном процессе и

обществе.

Литература (references)

1. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. -[Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.teacher-of-russia.ru/ seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf

2. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учебное пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2007. - 380 с.

3. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ. - Изд. 2-е перераб. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. - 256 с.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

5. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности / Под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 389 с.

6. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности / Под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 389 с.

7. Психологические основы типов обучения. - [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psycholosy/pedagogical psychology/8.html

8. Резник С.Д. Управление кафедрой. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 607 с.

9. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. - Саратов: Наука, 2009. - 52 с.

10.Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения. - [Электронный ресурс] // режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedasosics/00231863_0.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.