Научная статья на тему 'Опыт проектирования структуры и содержания электронного дистанционного курса с учетом компетентностной модели выпускников технических направлений подготовки'

Опыт проектирования структуры и содержания электронного дистанционного курса с учетом компетентностной модели выпускников технических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыткина Елена Александровна, Чиркова Лидия Николаевна

Статья посвящена актуальной задаче внедрения современных организационных форм электронного обучения в условиях информатизации образования при подготовке инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыткина Елена Александровна, Чиркова Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования структуры и содержания электронного дистанционного курса с учетом компетентностной модели выпускников технических направлений подготовки»

Лыткина Е.А.1, Чиркова Л.Н.2

Неверный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова (САФУ), Архангельск, старший преподаватель кафедры информатики и информационной

безопасности, магистрант 2 курса, е . lytkina@agtu . ги 2Северный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова (САФУ), Архангельск, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования, адрес 1паг @yandex.ru

Опыт проектирования структуры и содержания электронного дистанционного курса с учетом компетентностной модели выпускников технических

направлений подготовки

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Диверсификация, образовательные программы, электронные дистанционные курсы, структура и содержание учебных электронных курсов.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной задаче внедрения современных организационных форм электронного обучения в условиях информатизации образования при подготовке инженерных кадров.

Развитие современного образования в соответствии с требованиями времени, широкое внедрение информационных технологий обуславливают совершенствование российской системы высшего профессионального образования. К наиболее перспективным направлениям информатизации высшего образования относятся разработка и оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а именно электронных образовательных изданий и ресурсов (ЭОИР), и расширение масштабов их внедрения в учебный процесс, способных обеспечить формирование системы компетенций, готовность обучающихся к продуктивной деятельности в профессиональной сфере, а также к самостоятельному продолжению образования в дальнейшем.

Актуальным становится развитие дидактики в условиях информатизации образования, а значит и новых организационных форм и методик подготовки инженерных кадров на основе развития вузовского сетевого взаимодействия, которое «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [1].

Для формирования профессиональных и общекультурных

компетенций будущих инженеров требуются принципиально новые условия обучения, а именно, предоставление обучающимся возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, основанных на использовании сетевого взаимодействия с другими учреждениями высшего профессионального образования, и использования электронного обучения (Е-Learning) и дистанционных образовательных технологий.

Приоритетным направлением сетевого взаимодействия является межвузовское сотрудничество, основывающееся на объединении научного, творческого, технологического и методического потенциала. Проектирование и реализация образовательных программ, содержания учебных дисциплин в условиях сетевого взаимодействия осуществляются на основе принципа единства образовательного, научного и инновационного процессов в вузе, что задает практическую ориентированность подготовки инженерных кадров.

Эффективность подготовки будущих инженеров во многом зависит от уровня ресурсообеспечения образовательного процесса, что обусловливает необходимость пересмотра образовательных программ и их содержания в свете современных требований перехода на электронное обучение.

Под термином электронное обучение в законе «Об образовании в РФ» понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [1].

В нашей работе мы будем рассматривать электронное обучение, как «обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, охватывающее весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям» [2].

К наиболее значимым технологиям и средствам электронного обучения можно отнести: системы дистанционного обучения, курсы дистанционного обучения, MP3-плееры, CD-ROM, Web-сайты, блоги, чаты и т.д. Интеллектуальным ядром информационно-методических электронных материалов используемых для электронного обучения являются автоматизированные обучающие системы (АОС), например WEB-site, Moodle, Sakai, где информация представлена в текстовом, графическом и мультимедийном виде.

Анализ мировых тенденций развития образовательных систем показывает, что в настоящее время актуальным является сетевое взаимодействие вузов на базе диверсификации образовательных программ, содержания учебных курсов (в том числе электронных), образовательных модулей.

Диверсификация (от латинского diversus - разный, разносторонний, facio - делаю) предполагает расширение активности, развитие направлений деятельности. Диверсификация в системе образования рассматривается учеными как реакция на кардинальные внешние изменения. В нашем исследовании внешним фактором является информатизация общества в целом и информатизация образования в частности. Диверсификации, как правило, подвержены в большей степени сеть образовательных учреждений, образовательные программы и структуры управления [8].

Применительно к образовательным программам диверсификация представляет собой процесс, направленный на создание множества программ подготовки, электронных образовательных курсов по выбору, имеющих гибкую структуру, содержание и вариативное предметное поле.

В свете перехода на многоуровневую систему высшего образования, обусловленную национальными образовательными потребностями, основной вид диверсификации образовательных программ — это диверсификация по образовательному уровню (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура). В то же время, на разных уровнях высшего профессионального образования реализуется множество программ, учебных дисциплин, различающихся образовательными целями и задачами отдельных вузов, экономическими условиями и требованиями рынка труда, возможностями и ресурсами вузов, интересами и потребностями обучаемых.

Как показывает международная образовательная практика, вариативным параметром при диверсификации содержания программ подготовки является состав дисциплин предметного поля и тематических модулей дисциплин, различающихся по уровням сложности: базовые/элективные (core/ elective); основные/дополнительные (major/ minor); отвечающие за глубину/широту (depth/breadth) [5]. Условиями успешной диверсификации программ является применение современных информационных образовательных технологий, компетентностного подхода при формулировании целей образовательной программы или курса [3].

При проведении диверсификации учебных курсов (в том числе электронных) необходимо обратить внимание на соответствие требованиями федеральных образовательных стандартов профилю образования, видам, областям и объектам профессиональной деятельности выпускников. В процессе диверсификации содержания образования могут изменяться количество модулей по профилю подготовки и входящих в них дисциплин, их объемы, индивидуальные планы подготовки студента.

Диверсификация структуры программ подготовки обеспечивает многообразие модулей и их наполнение множествами учебных дисциплин по выбору студентов. Структурирование учебного курса (дисциплины) ведется с учетом требований глубины и широты к содержанию образовательной программы в соответствии с квалификационными

требованиями к выпускнику. Проектирование структуры и содержания с учетом выбранной стратегии их реализации позволяет строить подготовку будущего инженера на базе разработанной компентностной модели выпускника, соответствующей конкретному виду профессиональной деятельности [5].

Анализируя российские и зарубежные научные труды в области применения электронного обучения, можно сделать вывод, что электронное обучение предполагает проектирование учебного процесса с широким привлечением методических и учебных материалов нового типа (дистанционных курсов, электронных учебников и электронных методических пособий и других ЭОИР), и проектирования их содержания.

Ученые А.Я.Ваграменко, О.А.Козлов, Л.Х. Зайнутдинова, Б.С.Гершунский и др., работающие в области электронного обучения, рассматривают реализацию дидактических возможностей ИКТ за счет осуществления интерактивного диалога, компьютерной визуализации учебной информации, моделирования изучаемых объектов, комплексной подачи зрительной и аудио- и видеоинформации [6, 7].

Академик И.В. Роберт считает, что в условиях информатизации образования возникла необходимость в развитии дидактики и расширения ее основных положений. Развитие дидактики в современных условиях предполагает развитие теории обучения, цели которого отражают запросы на подготовку члена современного информационного общества массовой глобальной коммуникации, содержание отражает кардинальные изменения, происходящие в науке, технике и производстве, методы -адекватны современным методом познания научных и социальных закономерностей, а средства реализуют дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий [4]. В концепции развития дидактики в условиях информатизации образования И.В. Роберт представляет сравнительные характеристики основных компонент традиционной педагогической науки и педагогической науки, развивающейся в условиях информатизации образования.

Предмет дидактики в традиционной педагогической науке - это процесс образования, состоящий из содержания образования (учебные планы, программы, учебники), средств обучения; организационных форм, методов обучения; воспитательного потенциала учебного процесса; условий, благоприятствующих активному учебному и творческому труду и умственному развитию обучаемого [4].

В условиях информатизации образования предмет дидактики видоизменяется. Содержание образования представляется в виде размещаемых на образовательных платформах электронных дистанционных курсов (ЭДК), электронных учебников и пособий, а также учебных планов и программ в электронном виде. Социально-культурная роль самого образовательного процесса реализуется на базе использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальных

сетей с применением облачных технологий. Педагогическая продукция должна удовлетворять стандартам педагогико-эргономического качества. В организационных формах и методах обучения должны использоваться средства мультимедиа, гипертекста, телекоммуникаций (дистанционное обучение, метод-проектов, урок-презентаций, урок-мультимедийная лекция, индивидуальное компьютерное тестирование практикумы с интерактивными заданиями, виртуальные лаборатории и др.). Появляются средства и системы автоматизации информационно-методического образовательного процесса (например, система Sakai), организационного управления и мониторинга (например, система Tandem).

Результатами обучения студентов в условиях развития дидактики должны быть активизация самостоятельной интеллектуальной деятельности, развитие возможностей и реализации способностей к познанию, творческой инициативе, собственное самосовершенствование в дальнейшем, приобретение умений использовать средства ИКТ для самостоятельного представления, извлечения, формализации информации и знания, развитие информационной культуры адекватно современному уровню развития информационного общества [4].

Следует отметить, что в настоящее время имеет место недостаточная разработанность дидактических аспектов использования электронного обучения в образовательном процессе вузов, что является главной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями использования информационных технологий в современном профессиональном образовании.

Решением вышеперечисленных задач дидактики в условиях информатизации образования является диверсификация содержания учебных курсов, определение их структуры, объема, представление курсов в электронном виде, которое удовлетворяет педагогико-эргономическим качествам и соответствует социально-культурному и научно-техническому уровню развития современного общества, и выявленному уровню интеллектуального развития обучающегося.

Мы предлагаем рассмотреть некоторые дидактические аспекты на примере проектирования содержания учебной дисциплины «Информатика» для электронного обучения в вузе для бакалавров технического профиля. Был разработан ЭДК, размещенный на автоматизированной обучающей системе (АОС) Sakai, доступ к которой имеют все студенты САФУ им. Ломоносова. Как видно из рисунка (рис. 1) курс имеет не линейную, а разветвляющую структуру, что позволяет студентам выстраивать собственную траекторию изучения учебного материала.

Материалы для изучения представлены в виде текста и/или презентации лекций, графические, аудио и видеоматериалы, научные статьи, хрестоматийные материалы и др. В рамках обновления содержания образования преподавателю предоставляется возможность формирования

индивидуальной траектории в освоении учебного материала по дисциплине путем управления структурой и содержанием учебно-познавательной деятельности обучаемого.

JL m»

Г I д^сг^ю*««**!*»^ f KMnKT J HndJOOMjrniïJW нунции urtiit-i OTClfTt чСуццщылии

Гпавная â

Програта ктагд О КЛ№1Л«>ь Э

Hammt'iai кчя:я С Стдп'сп'кд iL Е>££И1и -J

АйааЩйид ö

Лекционной нагчллал WtbCWffit Б Глосс-эим EMu

Спчстч студентов ■!

Задания S Тасты J

Зз^стцдв книжка [» Феииш КошЬденам а СаобщЕНИЯ О

Справка й

i Modules

4 Dw&ffn

/ рыжтрви*«

à HKTW)«!.

JjCÜaikfTL >40ДУЛЬ ДоЁ.УГКП. ГГЧХМ^' ^ - ¿> Дщд Ö ОхГУРНД Q n^PWrtÇTvn. сгщмк/к!

О I Эх-ЛПК

О » QÉiuat иьфр,и>;и.лпь 1»д npr. rvr.il

LJ I.L. Путч и г^.14.1 lypn hafaMmJ

□ l.a. сбщ&ъяжал^кебуш&жын. Бийч i^atmatH-ra г*™^™

□ Ц О-УУТЦ д^дддц

Ü I,Ы. Hf1lï7KWIIH.W"BKTM>: UMdotiuj-jT.

G Ш артгдргтди lljan

dl IAOT«E6V< ^«-¿gpf.ifj^M

□ Ul —фор^ф--. ^ЕИаЕйНКЫа

□ 1431 raimgMfe G LU. Кадрити-и" riwm

DIAS. Каагрцш™^ тча^нбичащи Эц Ъшшлдти.^-па PJanu^rr nnfrnmijiH □ s 2. Ьшшияв^ВйееашсЛЗШ

□ ^LblilùiûaïJâjEl

□ i.1.1. Kimn-dwia:^ m гшнич^нид

□ j.l.!. ПщткмиОеЧ

Ш|ддийдц1ВИ

□lit Кшггюнугд дрлплгтрл И Pg ДДМИ1

Оаял ОЦ^Дb^iSj-CTi. ■W-'VTO» ■ G1.3_3. npojrgco? и гте mr^'TT-prtCTMOJ

Рис. 1. Структура разработанного ЭДК по «Информатике» По структуре курса видно, что студенту предлагаются ресурсы справочного и энциклопедического характера, а также в электронной форме средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности (рис. 2).

Представленный курс внедрялся наряду с традиционными средствами обучения в группах бакалавров по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника».

В ходе диверсификации содержания и структуры учебной дисциплины «Информатика» для электронного обучения и дальнейшей работы студентов с ЭДК обостряется рефлексия их собственной деятельности, произошло осознание ими личностного содержания образования, выразившееся в стремлении проверить себя на

профпригодность. Это подтвердилось при проведении итогового анкетирования по вопросу выявления отношения студентов к данной форме обучения.

cad*

Mo.'tair Денсипраци всвиааностен Sakai

^форнагизацн муншнтагеялг акте» сьзи'я

Информатика [140400.62)

; Tests & Quizzes

fit

Пдспнгтияаа О Календарь Я

Нкпяуьу "узсв [7 Сишакы -Ь EflOBt Oftwtaww I

Лооцюпний

Web Cctiitrit ¿1 ГгкхайУ ■= Mt OTTO1 ryjerTM ■

Тепы ..

•»•уму If

Itopi'ib 'P

камэда-Lji' О Спнвы w

Qivndk: L'wi.TiffTitöw

ГП Градэа|*ггыьн=дч преютатр теста - Эта припер того., «эк студенты уввдит уготтес-| готово

тест 4 (теория по 2 семестру) ^щ

С"ТОК всодвм

I |пчг does iHt wortc wfreweA

! HKkJVwb T.™etminiflii

Р&ЗДЫ 1 КЗ 1 -

Eiifoc 1} is 25

Airspiflii -JTii..? " ■ ft- rpwtif-woM ЩЧ11—НЧ— TiBrri npurojnv

В. Гсс^асаать'ъкктъ доспй по обработка игаадяъя дач^ьо^ грикддцая к и^мтчу ь *d iv С Азька ^раграч-чрСвачк*

□. Cicree правил, «лремлтсиал a«i)TTiru ¿»таи* ц.ц rpapiwupeuitn ю буя »(кг)

Отчен;пъ вьйоо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранить

Р

ис. 2. Пример индивидуального компьютерного тестирования

Всего опрошено 44 студента, получены следующие результаты:

- 84,1 % студентов считают, что их информационная культура повысилась в процессе обучения с ЭДК;

- 81,8 % обучающихся считают, что в рамках ЭДК можно выстроить индивидуальную траекторию обучения;

- 77,3 % студентов видят возможность в регулировании скорости своего обучения в зависимости от индивидуальных особенностей личности;

- 90,9 % студентов считают проведение компьютерного индивидуального тестирования удобнее, чем обычный опрос;

- у 86,4 % студентов появилось желание обучаться с помощью ЭДК и по другим дисциплинам.

Анализируя ФГОС по подготовке бакалавров направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника», учебный план и рабочую программу по дисциплине «Информатика», выявлено, что в ней имеются только те компетенции, которые непосредственно связаны с информацией

и информационными технологиями, а именно:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей е достижения (ОК-1);

- способность и готовность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы. Возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защите государственной тайны (ОК-15).

Если к обучению в традиционной форме дополнительно подключить электронное обучение в рамках данной дисциплины, то вышеуказанный перечень можно дополнить еще рядом компетенций, необходимых современному инженеру, таких как:

- способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовность приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);

- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7).

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что в процессе диверсификации содержания учебного курса «Информатика» для электронного обучения бакалавров технических направлений подготовки, у студентов повысился уровень информационной культуры, возрос интерес к непрерывному обучению и самообразованию в дальнейшей жизни.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Лыткина Е.А., Чиркова Л.Н. К проблеме проектирования содержания образования учебного предмета «Информатика» для электронного обучения бакалавров технических направлений подготовки. / электр. период. изд. «Информационная среда образования и науки» ФГНУ «Институт информатизации образования» РАО. № 20, 2014 г., с. 20-24.

3. Чиркова Л.Н. Диверсификация образовательных учреждений как фактор развития современной образовательной системы/ Актуальные проблемы общего и профессионального образования: сборник статей преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Вып. 7, САФУ - Архангельск: КИРА, 2013. - С. 215-226.

4. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания . (Концепция). М.:ИИО РАО, 2014, 38 с.

5. Computing curricula 2001.Computer Science Volume [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. acm. org/education/cc2001/finaL

6. Парфенов Е.А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 : Якутск, 2004, 171 c.

7. Козлов О.А., Солодова Е.А., Холодов Е.Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютерного учебника // Информатика и образование. - 1995. - № 3. - С.72.

8. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.

- М.: Март, 2005.— 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.