подготовке дидактических пособий и рекомендаций, видеохрестоматий, учебной и популярной литературы, изучению и анализу мнения студентов.
Таким образом, развитие медиасредств значительно расширяет воспитательные возможности медиаобразования, с одной стороны, а с другой стороны, повышает ответственность тех, кто использует их в учебновоспитательном процессе.
В связи с этим можно выделить следующие воспитательные аспекты исторического образования:
1) развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности;
2) приобщение личности к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
3) формирование гражданственности как необходимого качества личности;
4) формирование у учащихся готовности и стремления к постоянному саморазвитию и самовоспитанию, потребности в творческой активности;
5) развитие способности адекватно и критически оценивать большие объемы разноплановой информации социального характера и воспринимать новые области знаний;
6) воспитание коммуникативной культуры, толерантности.
1. Савин Н.А. Кинематограф на службе у истории и истории литературы // Вестн. воспитания. 1914. № 8. С. 185.
2. Греков Б.Д. История кино // Советский исторический фильм. 1939. № 4. С. 13.
3. Экранные и звуковые средства в преподавании истории. Воронеж, 1973.
4. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / сост. Э.Д. Днепров. М., 2002.
5. Федоров А.Ф. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004.
Поступила в редакцию 6.07.2009 г.
Kalach E.V. Realization of educational opportunities of media education while training the university students. The article is devoted to the problem of realization of educational opportunities of media education while teaching the native history to the students. The usage of media education in the study of a Russian history is justified and necessary in finding out the cultural and historical senses of the certain epoch, it expands scientific and emotional base of mastering the educational material, carries out its educational opportunities.
Key words: media education; education; historical education; media teacher; film-source.
УДК 681.142.2
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© А.М. Лысков
В статье рассматриваются вопросы использования электронных образовательных изданий и ресурсов (ЭОИР) в образовании. Выделяются компоненты познавательной деятельности с использованием ЭОИР. Приводятся примеры моделей взаимодействия ЭОИР с внешней средой.
Ключевые слова: электронные образовательные издания и ресурсы; концептуальная модель; компоненты познавательной деятельности.
В настоящее время информатизация образования рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. К перспективным направлениям информатизации образования отнесены: разработка и оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а
именно электронных образовательных изданий и ресурсов (ЭОИР), и расширение масштабов их внедрения в учебный процесс.
Достижения, имеющиеся в настоящее время в области применения ЭОИР, обусловлены прежде всего высоким уровнем аппаратного и программного обеспечения современных ИКТ (мультимедиа, гипермедиа, виртуальная реальность, система
Щ;ете1;). Между тем, как отмечают Л.Х. Зай-нутдинова, В.Л. Латышев, И.В. Роберт [1], в образовании методологически господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями. С одной стороны, основной объем работы по созданию ЭОИР выполняют программисты, не имеющие педагогической подготовки, с другой стороны, специалисты в области дидактики и методики преподавания конкретных дисциплин, в свою очередь, зачастую далеки от информационных технологий и потому не могут в полной мере использовать их потенциальные возможности.
В связи с этим повышается необходимость в формировании новых подходов к разработке ЭОИР, создании новых технологий и методик обучения с применением ЭОИР и в обучении этим методикам профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время в российский образовательный процесс внедряются технологии мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиаль-ном, визуальном). Анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что характерной (отличительной) особенностью технологий мультимедиа по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов (Л.Х. Зай-нутдинова, В. А. Касторнова, С.Н. Поздняков, А.В. Осин, И.В. Роберт, М.А. Уайт, О.В. Шлыкова и др.), которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.
Программные возможности мультимедийных средств учебного назначения предопределяют их психолого-педагогические возможности в учебном процессе: гипертекст упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальных траектории и темпа изучения материала;
аудиосопровождение учебной информации повышает эффективность восприятия материала; визуальное представление информации способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала; анимация является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия информации; представление визуальной информации в цвете, являясь мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации; компьютерное моделирование используется с целью обеспечения наглядности, доступности восприятия учебной информации, которую невозможно представить обычными средствами наглядности (репродуктивный уровень), и развития интеллектуального и творческого потенциала (продуктивный уровень); интерактивность обеспечивает обратную связь и способствует организации совместной деятельности в триединстве «преподаватель - ЭОИР - студент»; манипулирование информацией способствует организации повторения учебной информации; многооконность дает возможность одновременного (параллельного) рассмотрения различных гипотез при проблемном обучении.
Благодаря одновременному воздействию на обучающегося аудиальной (звуковой) и визуальной (статической и динамической) информации ЭОИР с использованием технологий мутимедиа способствуют развитию креативного потенциала обучаемых и обучающихся, созданию разнообразных и действенных форм и методов обучения.
ЭОИР с использованием мульмимедиа в системе образования - явление достаточно новое и до конца не изученное. Наименее исследованными являются методические аспекты, учитывающие специфику преподавания учебных дисциплин или блоков дисциплин. На наш взгляд, именно в учете специфики их преподавания заложен существенный резерв активизации познавательной деятельности студентов.
В табл. 1 представлены пять методов обучения, в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает. Использована классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.К. Скаткиным [2].
Таблица 1
Электронные образовательные издания и ресурсы для активизации учебно-познавательной деятельности студентов
Методы обучения (по И.Я. Лернеру) Вид деятельности обучаемого (по И.Я. Лернеру) Рекомендуемые ЭОИР
1. Объяснительно-иллюстративные Репродуктивный (с помощью преподавателя) Мультимедиа-лекция
2. Репродуктивные Репродуктивный (без помощи преподавателя) Мультимедиа-лекция, электронный методический практикум
3. Проблемного изложения Продуктивный (с помощью преподавателя) Мультимедиа-лекция, электронный методический практикум, Тренажеры
4. Эвристические Продуктивный (под руководством преподавателя) Мультимедиа-лекция, энциклопедии, справочники, хрестоматии
5. Исследовательские Продуктивный (консультирование преподавателя) Интеллектуальные обучающие системы
Графический интерфейс мультимедийных ресурсов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.). Мультимедиа лекции в инновационных учебных мультимедиа ресурсах обычно создаются нами двумя способами:
1) с помощью языка HTML, DHTML, используя визуальные редакторы Macromedia Dream Weaver или Microsoft Office FrontPage;
2) представляя материал в виде мультимедийных презентаций, созданных с помощью программ Movie Maker или Microsoft Office PowerPoint.
Динамические изображения создаются и обрабатываются с помощью редактора Macromedia Flash.
Мультимедиа ЭОИР способны обеспечить проведение всех видов лекций: информационных, консультативных, обзорных, установочных, проблемных, лекций-диалогов, лекций с запланированными ошибками и т. д.
На основании структуры учебно-познавательной деятельности выделим в мультимедийных ЭОИР следующие дидактические компоненты: целевой, потребностно-мотива-ционный, содержательный, операциональнодеятельностный, эмоционально-волевой,
контрольно-регулировочный и оценочнорезультативный.
Целевой компонент включает в себя: определение темы, постановку цели и задач, рассматриваемых в ЭОИР, установление связи данной темы с предшествующими и последующими, а также связи этой темы с другими дисциплинами, изучаемыми студентами. Потребностно-мотивационный компонент ЭОИР может быть усилен программ-
ными и психолого-педагогическими возможностями, а именно за счет включения мультимедиа, создающих положительные эмоции и стимулирующих познавательный интерес обучающихся.
Содержательный компонент может быть реализован за счет создания электронного конспекта, презентаций, мультимедиа, обладающих возможностью регулярного изменения контента. Операционально-деятельностный компонент, являясь основным компонентом, может быть усилен применением метода проблемных задач. Эмоциональноволевой компонент усиливается применением приемов эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности. Контрольно-регулировочный компонент ЭОИР может быть усилен систематическим и регулярным проведением контроля усвоения теоретических знаний, осуществляемым программными возможностями. Оценочно-результативный компонент ЭОИР характеризуется введением обратной связи между ЭОИР и студентами, обеспечивает замкнутый вид управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
На рис. 1 приведена модель взаимодействия студента и преподавателя с ЭОИР.
Сотрудничество преподавателя и студентов с использованием ЭОИР в образовании позволяет сделать процесс обучения более эффективным на всех его стадиях:
- на этапе предъявления учебной информации студентам;
- на этапе усвоения теоретического учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с ЭОИР;
Коррекция
методик
Преподаватель
Коррекция
методики
Рис. 1. Модель взаимодействия студента и преподавателя с ЭОИР
Рис. 2. Концептуальная модель взаимодействия триады «преподаватель - ЭОИР - студент»
- на этапе повторения и закрепления практических знаний (умений, навыков);
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции методики процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
При разработке ЭОИР необходимо учитывать новые методические возможности электронной среды обучения. Для этого нами разработана концептуальная (содержательная) модель - это абстрактная модель, определяющая структуру моделируемой системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования.
На рис. 2 изображена концептуальная модель взаимодействия триады «преподаватель - ЭОИР «Логические основы компьютера» - студент».
Содержательный компонент ЭОИР «Логические основы компьютера» включает два модуля, каждый из которых содержит теоретическую часть, презентации и мультимедиа.
Контрольно-регулировочный компонент состоит из тренажеров и тестовых заданий.
Этапы разработки ЭОИР: 1) организационный; 2) подготовительный; 3) разработка контента; 4) программная реализация; 5) апробация; 6) корректировка методики; 7) внедрение в учебный процесс.
Кафедрой информатики информационных технологий ТГУ им. Г.Р.Державина для организации репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности разрабатываются электронные образовательные издания и ресурсы трех типов:
1) мультимедийные электронные экскурсии, отражающие историю и современность Тамбова и Тамбовской области. В экскурсиях описываются географическое, экологическое и прочие особенности; рассматриваются -флора и фауна Тамбовской области; ресурсы, посвященные выдающимся деятелям науки, культуры и искусства родного края;
2) учебно-методические комплексы WEB;
3) информационно-поисковые системы и словари-справочники.
В настоящее время на кафедре ИИТ разработаны и внедрены в учебный процесс [3] ЭОИР с оценочно-результативным компонентом: «Решение задач по курсу логики» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информ-регистр» - св. №0320701466); Электронное пособие «Решение задач на языке Ра8са1» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информ-регистр» - 0320800571); электронное пособие «Построение логических схем» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» -0320800572); электронный учебно-методический комплекс «Методика преподавания информатики» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 0320801647); Электронное учебное пособие «Тренажеры по информатике» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 0320801643); Электронное учебное пособие «Информационные системы и технологии в социально-культурной сфере» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 0320801632); Электронное учебное пособие «Практикум по информатике» (№ гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 0320801637) и др.
1. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Роберт И.В. [и др.]. Томск, 2002.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
3. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Инновационная продукция кафедры информатики и информационных технологий: итоги работы за 2007/2008 учебный год // Державинский вестник. Спецвыпуск. 2008. № 4. С. 5-8.
Поступила в редакцию 27.06.2009 г.
Lyskov A.M. Functional capacity of electronic educational issuings and resources in educational activity. In the article questions of usage of electronic educational issuings and resources (EEIR) in education are considered. Components of informative activity with usage of EEIR are selected. Examples of models of interaction of EEIR with an environment are resulted.
Key words: electronic educational issuings and resources; conceptual model; components of cognitive activity.