сто подвергнуты тяжелым дистрофическим изменениям.
Выводы Обнаруженные изменения в мор-фо-функциональной системе «мать-плацента-плод» при хламидиозе у свиней, коров и в эксперименте у беременных морских свинок и крыс и их потомства, выявили своеобразный, закономерно развивающийся патоло-
гический процесс, свидетельствующий о взаимоотношениях макро- и микроорганизма. Учитывая всю гамму вариабельности хламидий, приспособление их к изменяющимся условиям внутренней среды организма восприимчивого животного,
вырисовывается классическая картина приспособления путем трансфор-
Ветеринария
маций и выживания вида микроорганизма, независимо от среды обитания, то есть от вида животного, в организме которого он находится. Комплекс выявленных патологических процессов в организме матери и плода у свиней и коров, морских свинок и крыс, можно отнести к патогномоничным для хламидиоза.
Литература
1. Зыкин Л.Ф. Клиническая микробиология для ветеринарных врачей - М.: Колос, 2006. - 96 с.;
2. Радчук H.A. Ветеринарная микробиология и иммунология - М.: АГРОПРОМИЗДАТ, 1991. - 383 с.;
3. Красноголовцев В.Н. Дисбактериоз кишечника и его клиническое значение - М.: Медицина, 1979. - 199 с.
4. Кожемяка Н.В. Справочник ветеринарного врача птицеводческого предприятия. - М.: Колос, 1982. - 303 с.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРМИКУЛИТА В ВЕТЕРИНАРИИ
A.М. ГЕРТМАН,
доктор ветеринарных наук, профессор Л.В. ЧЕРНЫШОВА, доцент Д.М. МАКСИМОВИЧ, доцент С.С. ШАКИРОВА, доцент
B.И. ИШМЕНЕВ, аспирант Уральская ГАВМ
Ключевые слова: продуктивность животных, сохранность молодняка, получение экологически чистой продукции, вермикулит.
В настоящее время проблема широкого использования природных минералов в составе рациона сельскохозяйственных животных и птицы представляет весьма актуальную задачу, связанную с их уникальными свойствами, безотходной технологией, экологической безвредностью, сравнительно низкой стоимостью.
Действие природных минералов в качестве энтеросорбентов проявляется в первую очередь в желудочно-кишечном тракте животных. Оно многогранно и обусловлено их буферными, ионообменными и сорбционными свойствами. Обладая большой активной поверхностью, природные минералы сорбируют экзо- и эндотоксины, тяжелые металлы, радионуклиды, продукты метаболизма, нитраты, нитриты, отдельные микроорганизмы (Н.И.Пе-тункин и др., 1990).
По данным А.М.Шадрина (1998), природные минералы могут отдавать ряд макро- и микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности организма, регулировать состав и концентрацию электролитов пищеварительного тракта, а через них - минеральный обмен и кислотно-щелочное равновесие организма
животных.
Южный Урал испытывает мощные техногенные нагрузки в результате производственной деятельности крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также топливно-энергетического комплекса. В экологически неблагоприятных хозяйствах в организм животных поступают различные токсикоэлемен-ты, которые обладают высокой агрессивной способностью,
взаимодействуют с любой тканью организма, проникая через его защитные барьеры.
Постоянное поступление тяжелых металлов в завышенных количествах в составе кормового рациона сопровождается широким и многообразным распространением незаразных болезней животных, а пищевые продукты, получаемые от них, имеют серьезные отклонения от регламентируемых показателей, предусмотренных стандартом и требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01, и представляют серьезную опасность для здоровья человека.
Цель и методика исследдований
С учетом экологической характеристики было выделено три хозяйства: СХП «Петровское» Крас-
ноармейского района, расположенное в зоне промышленных выбросов металлургического и топливно-энергетического комплексов г. Челябинска; колхоз «Дробышево» Троицкого района, землепользование которого находится в зоне выбросов Троицкой ГРЭС, работающей на бурых экибастузских углях высокой зольности; СПК «Остроленко» Нагайбак-ского района, территория которого расположена в зоне поверхностных залежей никелевых руд. Исследованиями установлено, что приоритетными загрязнителями отмеченных провинций являются никель и свинец.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования по изысканию и использованию современных методов детоксикации организма животных путем применения природных минералов как энтеросорбентов токсических элементов.
Вермикулит - это природный ми-
Efficiency of animals, safety of young growth, reception ecologically a net production.
Ветеринария
нерал из группы гидрослюд, структура которого состоит из перемещающихся слюдяных листов, разделенных между собой двойными слоями воды. В исходном состоянии вермикулит может содержать до 20% кристаллизационной воды, которая удаляется при его нагревании до 800-900°С. В результате этого происходит расширение (вспучивание) частиц вермикулита в 10-20 раз в направлении, перпендикулярном слюдистым слоям.
В последние годы увеличиваются объемы применения вспученного вермикулита как эффективного сорбента, обладающего высокими ионообменными свойствами по отношению к большой группе опасных в экологическом отношении веществ. Установлено, что минерал активен по отношению к ионам тяжелых металлов, органическим соединениям типа фенола, диоксина, продуктам нефтепереработки, канцерогенам, ядовитым химикатам, нитратам и нитритам, соединениям хлора и фтора. Кроме этого, подтверждена способность вермикулита активно поглощать радионуклиды. Вермикулит нетоксичен, не имеет запаха, по химическому составу почти полный аналог глины (Р.Я. Ахтямов, 1999).
Настоящие исследования проводились в различных по степени тяжести техногенных провинций Челябинской области, а отдельные исследования в условиях ООО «РАВИС - птицефабрика Сосновс-кая».
В СХП «Петровское» Красноармейского района при изучении содержания тяжелых металлов в трофической цепи было установлено, что уровень цинка и свинца в почвах превышал ПДК, соответственно, на 36,1 и 99,3%; в воде уровень свинца был выше ПДК в 5,5 раза; кроме того, она содержала повышенное количество никеля, кобальта, железа.
В кормах (сено, сенаж, силос, солома, концентраты) отмечено высокое содержание никеля и кобальта, а в отдельных случаях и железа, превышающее МДУ, соответственно, на 14,3, 58,8 и 14,2%.
Для выявления терапевтического и детоксикационного эффектов в качестве энтеросорбента солей тяжелых металлов был применен вермикулит. В хозяйстве было сформировано две группы коров по 10 голов в каждой, в возрасте 4,5-5 лет, живой массой 450-500 кг. Опытной группе животных дополнительно к основному рациону вводили вермикулит из расчета 0,1 г/кг живой массы два раза в сутки в течение 30 дней. Контрольная группа коров содержалась на рационе, принятом в хозяйстве. Кровь и молоко
для исследований брали на 1-е сутки (фоновые показатели); 7-е, 30-е и 45-е сутки (через 15 дней после последней дачи минерала).
Полученные данные свидетельствуют о том, что на фоне применения вермикулита в крови коров опытной группы было выявлено снижение уровня никеля на всем протяжении экспериментального периода. Так, на 7-е сутки уровень никеля в крови опытных коров снизился на 66,4% (Р<0,001), 14-е сутки - на 93,5% (Р<0,001), 30-е сутки - на 93,1 % (Р<0,001), 45-е сутки -на 90,9% (Р<0,001) в сравнении с животными контрольной группы.
Кроме этого, применение минерала способствовало снижению уровня кобальта, особенно выраженное на 14-е сутки исследований. В этот период уровень элемента снизился на 42,9% (Р<0,001), по сравнению с контрольной группой и соответствовал показателям нормы. На 45-е сутки исследований уровень кобальта в крови опытных коров увеличился на 11,1% (Р<0,001), по сравнению с 30-ми сутками.
Под влиянием вермикулита в крови коров опытной группы происходило снижение уровня меди на всем протяжении эксперимента. Наиболее существенное снижение элемента отмечено на 30-е сутки исследований. В этот период его уровень был ниже на 20,9% (Р<0,001), по сравнению с показателями контрольной группы. Однако следует отметить, что применение вермикулита не снижало уровень меди до показателей физиологической нормы.
На фоне использования минерального сорбента в крови коров опытной группы было выявлено увеличение количества цинка, особенно выраженное на 14-е сутки исследований. В этот период его уровень был выше на 25,1% (Р<0,001), чем у животных контрольной группы. На 45-е сутки, по сравнению с 30-ми, в крови животных опытной группы отмечено снижение цинка на
11,9% (Р<0,01).
Применение вермикулита в рационе животных опытной группы сопровождалось достоверным повышением уровня железа в крови на всем протяжении эксперимента. Однако наиболее высокое значение его было выявлено в крови опытных коров на 14-е сутки исследований. Так, уровень его в этот период был на 49,6% выше, чем в контроле (Р<0,001). На 45-е сутки, в сравнении с 30-ми сутками, уровень железа в крови коров опытной группы снизился на 3,7%, но был выше на 45,5%, чем в контрольной группе (Р<0,001).
Кроме этого, применение вермикулита способствовало снижению
уровня свинца в крови животных опытной группы. Так, на 14-е сутки исследований его уровень был на 79,6% ниже, чем у контрольных животных (Р<0,001). Следует отметить, что в этот период его уровень соответствовал показателю допустимой нормы. На 45-е сутки в сравнении с 30-ми, уровень элемента в крови опытных животных увеличился на 11,1%, однако был на 75,5% ниже, чем в контроле (Р<0,001).
Таким образом, проведенные исследования свидетельствовали о высоких сорбционных свойствах вермикулита в отношении солей никеля и свинца, и ионообменных - в отношении кобальта, меди, цинка и железа.
На фоне применения минерала произошли положительные изменения показателей молока. Так, содержание общего белка молока коров опытной группы на всем протяжении экспериментального периода было значительно выше, чем у животных контрольной группы. Самым высоким этот показатель был на 14е сутки исследований, который на 6,8% был выше контрольных величин (Р<0,001). На 45-е сутки исследований в сравнении с 30-ми произошло незначительное снижение общего белка молока коров опытной группы, но уровень его был достоверно выше, чем в контроле.
Наряду с этим, под действием минерала в молоке опытных коров отмечалось повышение содержания жира во все периоды эксперимента, начиная с 7-х суток и заканчивая 45-ми сутками. На 14-е сутки исследований содержание жира в молоке коров опытной группы было на 4,2%, на 30-е - на 5,1, 45-е - на 5,5% выше, чем в контроле (Р<0,001).
Одновременно с этим отмечалось повышение сухого обезжиренного остатка, особенно выраженное на 14-е сутки исследований. В этот период СОМО был на 12,9% выше, чем в молоке коров контрольной группы (Р<0,001). На 45-е сутки опыта уровень СОМО составил
8,39±0,008% против 7,48±0,008% в контроле. Повышение общего белка, жира и СОМО в молоке коров опытной группы на фоне применения вермикулита, на наш взгляд, связано с нормализацией обменных процессов в организме животных, которые сопровождались повышением синтеза составных частей молока.
В молоке подопытных коров на фоне применения минерала происходило повышение плотности на 14е и 30-е сутки эксперимента. Так, на 14-е сутки плотность молока была на 8,2%, на 30-е - на 7,9% выше, чем в контрольной группе (Р<0,001).
Ветеринария
Кроме этого, титруемая кислотность молока опытных коров имела тенденцию к снижению, особенно выраженному на 14-е сутки эксперимента. В этот период показатель был ниже на 11,2%, чем в контроле (Р<0,001). Снижение кислотности молока свидетельствует об улучшении его бактериальных свойств.
О повышении буферных свойств белков молока свидетельствует тот факт, что на фоне применения минерала буферная емкость молока коров опытной группы по щелочи и кислоте была значительно выше, чем в контрольной группе.
Применение вермикулита сопровождалось снижением микробных клеток до нормативного уровня на 14-е и 30-е сутки исследований. На 45-е сутки, то есть через 15 дней после последней дачи минерала, количество микробных клеток было выше нормативного показателя.
Кроме снижения микробных клеток, в молоке коров опытной группы на 14-е и 30-е сутки эксперимента происходило повышение классности молока по сычужно-бродильной пробе, которое имело 1 класс против 3 класса в контроле.
Заслуживает внимания тот факт, что использование вермикулита опытным коровам сопровождалось повышением молочной продуктивности. Среднесуточный удой у коров опытной группы был на 14,6% выше, чем в контрольной группе.
Изменения состава и свойств молока коров на фоне применения минерала связаны с его детоксика-ционными свойствами в отношении токсических элементов в организме животных, вследствие чего понижается их уровень в молоке.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дополнительное введение в кормовой рацион природного минерала вермикулита сопровождалось повышением пищевой ценности молока за счет положительного изменения его химического состава, санитарных качеств и технологических свойств, которое было установлено на фоне снижения токсического влияния тя-
желых металлов.
По данным И.А. Шкуратовой и др. (2001), включение вермикулита в рацион цыплят-бройлеров в количестве 2%, а курам-несушкам - 3% от нормы сухого вещества корма сопровождалось увеличением массы потрошеной тушки, у кур - сокращением предкладкового периода и повышением яйценоскости.
Экспериментальные исследования были проведены на базе ООО РАВИС «Птицефабрика Сосновс-кая», которая расположена в зоне промышленных выбросов г. Челябинска. Птицефабрика является мощным современным предприятием с замкнутым циклом производства, где выращивается 1 млн 500 тыс. бройлеров. Кроме того, с целью производства широкого ассортимента колбасных изделий, птицефабрика имеет поголовье свиней в количестве 4 тыс. голов.
При исследовании кормового рациона цыплят-бройлеров, супоросных свиноматок был выявлен высокий уровень содержания никеля, превышающий МДУ в 3-5 раз, а отдельные партии корма содержали также высокий уровень свинца. Это явление сопровождалось у цыплят развитием ряда заболеваний незаразной этиологии (гастроэнтерит, рахит, токсическая дистрофия печени), а у супоросных свиноматок приводило к развитию антенатальной незрелости поросят.
Для снижения токсического влияния никеля и свинца вермикулит в рацион опытной группы цыплят вводили, начиная с 7-мидневного возраста в количестве 2% от нормы дачи сухого корма. Продолжительность эксперимента составила 35 дней. В аналогичной дозировке минерал применяли в рационе супоросных свиноматок 2 раза в сутки в течение 4-х месяцев супоросности. Контрольные группы животных содержались на основном рационе. Кровь для определения уровня никеля у цыплят брали на 7-е, 14, 21, 28, 35 и 42-е сутки, а у свиноматок - на 30-е, 60, 90 и 105-е сутки супо-росности.
Результатами исследований было установлено, что к концу экспериментального периода уровень никеля в крови цыплят опытной группы составил 0,1±0,007 против
0,34±0,09 мг/л (Р<0,001), что на 70,6% ниже контрольных величин. Выявленный уровень никеля соответствовал показателю физиологически допустимой нормы. Кроме того, прирост живой массы цыплят опытной группы был на 12,8% выше, чем в контрольной. Применение вермикулита сопровождалось снижением уровня никеля и в крови подопытных свиноматок перед опоросом. Так, на 105-е сутки супоросно-сти уровень никеля в крови опытной группы животных был на 67,4% (Р<0,001) ниже, чем в контрольной. Снижение уровня никеля у супоросных свиноматок способствовало рождению физиологически зрелых поросят.
Выводы
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что вермикулит обладает выраженными детоксикационными свойствами и энтеросорбцией никеля из организма, что приводит к повышению роста и развития цыплят, рождению жизнеспособных поросят.
Обобщая полученный материал, вермикулит можно рекомендовать в качестве эффективного энтеросорбента токсических элементов, обеспечивающего компенсаторное регулирование, преимущественно, показателей обмена минеральных соединений, что способствует повышению продуктивности, сохранности животных и получение чистой в экологическом аспекте продукции. Минерал необходимо вводить в рацион животных по схеме: для крупного рогатого скота - с учетом особенностей рубцового пищеварения в дозе 0,1 г/кг живой массы два раза в сутки в течение 14 дней с интервалом 14 дней; для свиней и птицы - 23% от нормы сухого вещества рациона в течение всего периода эксплуатации животных.
Литература
1. Ахтямов Р.Я. Экологические аспекты применения вермикулита в сельском хозяйстве // Экол. пробл. сельск. хоз-ва и производства качеств. продукции: Тез. докл. Всерос. конф., посв. 20-летию Уральск. ф-ла ВНИИВСГЭ (14-16.04.1999, г. Москва-Челябинск) / ВНИИВСГЭ. - 1999. - С.15-18.
2. Петункин Н.И. Проблемы исследований применения цеолитов в сельском хозяйстве // Природные цеолиты в социальной сфере и охране окружающей среды. - Новосибирск, 1990. - С.36-42.
3. Шадрин А.М. Применение природных цеолитов в животноводстве и ветеринарии //Ветеринария. - 1998. - № 10. - С. 46-48.
4. Шадрин А.М. Природные цеолиты в животноводстве, ветеринарии и охране окружающей среды. - Новосибирск, 1998. - 116 с.
5. Шкуратова И.А., Гаспарян А.А., Козлова Л.Г. Влияние вермикулита на физиологические показатели цыплят-бройлеров // Здоровье, разведение и защита мелких домашних животных. - Уфа, 2001. - С. 128 - 129.
6. Шкуратова И.А. Особенности незаразной патологии крупного рогатого скота в разных экологических зонах // Незаразные болезни с.-х. жив-х: М-лы Междунар. науч.-практ. конф. вет. терапевтов и диагностов, посв. 70-летию Бурятской ГСХА им. В.Р. Филлипова. -Улан-Удэ, 2001. - С. 222-223.