УДК 351
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В. А. Хрущёва Научный руководитель - И. А. Мисинева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: veronika070796@gmail.com
Рассматривается опыт использования цифровых технологии в деятельности органов государственной стран-лидеров в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства EGDI. Дана характеристика основных цифровых технологий, применяемых в эффективном государственном управлении за рубежом, и выделены направления их использования в РФ.
Ключевые слова: цифровые технологии, государственное управление, цифровизация, цифровое правительство.
EXPERIENCE IN THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES IN FOREIGN COUNTRIES
V. A. Khruscheva Scientific supervisor - I. A. Misineva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: veronika070796@gmail.com
This article examines the experience of using digital technologies in the activities of public authorities of the leading countries in the UN rating on the level of development of e-government EGDI. The article describes the main digital technologies used in effective public administration abroad, and highlights the directions of their use in the Russian Federation.
Keywords: digital technologies, public administration, digitalization, digital government.
В современном мире цифровизация затрагивает большинство областей жизни человека. Если в бизнесе применение цифровых технологий настолько широко, что происходит автоматизация практически всех процессов, то в государственном управлении процесс оцифровки происходит гораздо медленнее и не всегда в верном направлении, считают исследователи. Переход к цифровым системам обеспечивает минимизацию расходов государства и позволяет переосмыслить концепцию предоставления общественных услуг, технологию их разработки и осуществления. Изучение показывает, что большинство государств, исходя из предпочтений населения, трансформируют системы предоставления государственных услуг благодаря созданию цифрового правительства, т.е. происходит реструктуризация процессов предоставления услуг за счет новейших технологий и данных.
Согласно рейтингу ООН, по уровню развития электронного правительства EGDI, в десятку лидеров в 2019 г. вошли Дания, Австралия, Республика Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, Новая Зеландия, Франция. Россия занимает 32 место и ее уровень цифровизации отмечен как «очень высокий» [1].
Эксперты считают, что быстрая цифровизация Дании обусловлена выполнением ряда ключевых позиций, при внедрении технологий, а также наличие прогрессивной цифровой
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
стратегии, которая делает ее юридически обязательной для граждан для доступа к государственным услугам в режиме онлайн. Данная стратегия, введенная Данией в 2016 году, предусматривает, что все граждане должны пользоваться государственными службами в режиме 387 онлайн и получать от правительства электронную почту, а не физическую почту. Также в стране используются цифровые идентификаторы (NemlDs), они позволяют жителям получать доступ не только к государственным, но и к частным услугам. Идентификатор позволяет жителям Дании подать налоговую декларацию, посетить врача, оплатить налоги, купить телефонный тарифный план, и многое другое. Однако, не только качество и исполнение цифровой стратегии делает эту страну лидером, но и координация всей государственной службы в целом [2]. Изучение подходов реализованных в правительстве Южной Кореи показывает результат, согласно которому оно имеет одни из самых высоких показателей в мире по информатизации и развитию электронного правительства. В рейтинге EGovernment Development Index Корея занимала первое место в 2010, 2012 и 2014 гг., сегодня занимает третью строчку, и держит эту позицию в течение нескольких лет. В данной стране государство сделало акцент на платформах, позволяющих гражданам страны оставлять предложения по внедрению цифровых услуг в деятельность государственных органов, которые потом реализуются правительством страны [3]. Официальный портал "GOV.KP" объединяет в себе 70 000 различных видов государственных услуг, доступных населению, и классифицирует их по 12 категориям. Также корейские государственные службы предоставляют индивидуальные услуги различными способами, они адаптированы к жизни каждого отдельного гражданина, и их можно получить в любое время суток. Платформа Minwon позволяет получить информацию любому пользователю о компетентных органах, необходимых документах, сборах, сроках обработки, соответствующих законах и правилах для более чем 5 000 типов гражданских петиций онлайн, в любое время и в любом месте без физического посещения государственных учреждений. Для работы внутри государственных органов была создана программа SmartOffice, которая позволяет автоматизировать многие процессы, а также помогает государственным служащим общаться и работать вместе, несмотря на границы времени и пространства. Интересным также является опыт Австралии, в использовании современных технологий для оценки результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Так, для повышения качества кадровой работы со служащими, чья деятельность не соответствует требованиям результативности, в Австралии было запущено специальное мобильное приложение, с помощью которого служащим ежедневно задавался новый вопрос, связанный с прохождением службы. Таким образом, постепенно приложение повышало квалификацию служащего и создавало условия для более высокой результативности его деятельности [4]. Использование цифровых технологий, в предоставлении государственных услуг в Великобритании, делает их проще и дешевле путем трансформации систем для их предоставления. Для этого в стране была создана возможность объединения государственных цифровых служб, что позволило правительству Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии сэкономить 1,7 млн. фунтов в год, путем перехода на электронный формат. Каждый год в Великобритании выделяется 300-450 млн. фунтов стерлингов на цифровизацию государственного управления. Результат реализации плана внедрения умного правительства, разработанного в Японии в 2011 году, позволил охватить широкий диапазон государственных сервисов на мобильных платформах, таких как таможенные, налоговые, гражданские и патентные услуги. Так платформа e-People позволяет обращаться гражданам в административные учреждения онлайн, а платформа On-nara позволяет управлять бизнес-процедурами правительства в режиме онлайн. Генеральный план электронного правительства в стране предусматривает трансформацию государственного управления благодаря интеллектуальным информационным технологиям, благодаря чему в будущем будет создана новая экосистема, которая станет площадкой правительственных инноваций [5].
Потенциал современных цифровых технологий позволяет выделить возможные направления их использования в цикле результативного государственного управления в РФ.
Многие цифровые технологии, применяемые странами-лидерами, такие, как: использование технологии блокчейн для организации взаимодействия различным органам государственной власти друг с другом, управление процессом внесения изменений в различные реестры данных, применение элементов искусственного интеллекта при планировании и анализе, только начинают внедряться в государственное управление в России. Для отдельных направлений государственного регулирования (например, в сфере изменения климата) необходимы специальные аналитические модели, в том числе, требующие весьма значительных вычислительных мощностей, считают эксперты [6]. Развитие аналитических инструментов, связанных с использованием «больших данных», позволяет существенно повысить качество прогнозирования политических и экономических процессов, что расширяет управленческие возможности государства в цифровую эпоху.
Таким образом, можно заключить, что цифровые технологии могут значительно изменить традиционные подходы к планированию, мониторингу и оценке результатов деятельности государственных органов власти. Объединение данных из различных источников, работа с неструктурированными и частично структурированными источниками информации, проверка на практике отдельных инициатив в рамках контролируемых испытаний, интеграция постоянного сбора обратной связи в процесс разработки, мониторинга и оценки государственного регулирования, позволят государственным структурам более качественно выявлять и решать проблемы сегодняшнего дня, прогнозировать и своевременно реагировать на проблемы будущего.
Библиографические ссылки
1. Батырбаева, А. К. Глобальные тренды цифровизации и международный опыт // Молодой ученый. - 2019.- №15 (253).- С.16-17.
2. Добролюбова, Е.Г. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018.- №4 - С.70-93.
3. Косоруков, А. А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления // Тренды и управление .-2017.-№ 4.- С.81 - 96.
4. Лопатова, Н.Г. Международный опыт формирования цифрового правительства // Наука и инновации / гл. ред. Ж.В.Комарова; учредитель Национальная академия наук Беларуси. -27/05/2019. - № 5. - с. 24-28.
5. Проект «Цифровая Австралия» [Электронный ресурс]. URL: https://dashboard.gov.au/ dashboards/
6. Рейтинг электронного правительства ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/
7. Стародубцева, Е.Б., Маркова О. М. Цифровая трансформация мировой экономики// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика.-2018.- №2. - С.7-15.
8. Филиппова, Г.В. Цифровизация государственного управления: зарубежный опыт //Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сборник докладов по итогам V Международной научно-практической интернет-конференции [Под общей редакцией Д.А. Овчинникова]. - Тула, 22 мая 2019г., Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВПА, г. Тула- 2019.-С.385-389
© Хрущева В. А., 2020