Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН '

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / государственное управление / цифровизация / цифровое правительство / digital technologies / public administration / digitalization / digital government

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.А. Хрущёва, И.А. Мисинева

Рассматривается опыт использования цифровых технологии в деятельности органов государственной стран-лидеров в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства EGDI. Дана характеристика основных цифровых технологий, применяемых в эффективном государственном управлении за рубежом, и выделены направления их использования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES IN FOREIGN COUNTRIES

This article examines the experience of using digital technologies in the activities of public authorities of the leading countries in the UN rating on the level of development of e-government EGDI. The article describes the main digital technologies used in effective public administration abroad, and highlights the directions of their use in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН »

УДК 351

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В. А. Хрущёва Научный руководитель - И. А. Мисинева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: veronika070796@gmail.com

Рассматривается опыт использования цифровых технологии в деятельности органов государственной стран-лидеров в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства EGDI. Дана характеристика основных цифровых технологий, применяемых в эффективном государственном управлении за рубежом, и выделены направления их использования в РФ.

Ключевые слова: цифровые технологии, государственное управление, цифровизация, цифровое правительство.

EXPERIENCE IN THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES IN FOREIGN COUNTRIES

V. A. Khruscheva Scientific supervisor - I. A. Misineva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: veronika070796@gmail.com

This article examines the experience of using digital technologies in the activities of public authorities of the leading countries in the UN rating on the level of development of e-government EGDI. The article describes the main digital technologies used in effective public administration abroad, and highlights the directions of their use in the Russian Federation.

Keywords: digital technologies, public administration, digitalization, digital government.

В современном мире цифровизация затрагивает большинство областей жизни человека. Если в бизнесе применение цифровых технологий настолько широко, что происходит автоматизация практически всех процессов, то в государственном управлении процесс оцифровки происходит гораздо медленнее и не всегда в верном направлении, считают исследователи. Переход к цифровым системам обеспечивает минимизацию расходов государства и позволяет переосмыслить концепцию предоставления общественных услуг, технологию их разработки и осуществления. Изучение показывает, что большинство государств, исходя из предпочтений населения, трансформируют системы предоставления государственных услуг благодаря созданию цифрового правительства, т.е. происходит реструктуризация процессов предоставления услуг за счет новейших технологий и данных.

Согласно рейтингу ООН, по уровню развития электронного правительства EGDI, в десятку лидеров в 2019 г. вошли Дания, Австралия, Республика Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, Новая Зеландия, Франция. Россия занимает 32 место и ее уровень цифровизации отмечен как «очень высокий» [1].

Эксперты считают, что быстрая цифровизация Дании обусловлена выполнением ряда ключевых позиций, при внедрении технологий, а также наличие прогрессивной цифровой

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

стратегии, которая делает ее юридически обязательной для граждан для доступа к государственным услугам в режиме онлайн. Данная стратегия, введенная Данией в 2016 году, предусматривает, что все граждане должны пользоваться государственными службами в режиме 387 онлайн и получать от правительства электронную почту, а не физическую почту. Также в стране используются цифровые идентификаторы (NemlDs), они позволяют жителям получать доступ не только к государственным, но и к частным услугам. Идентификатор позволяет жителям Дании подать налоговую декларацию, посетить врача, оплатить налоги, купить телефонный тарифный план, и многое другое. Однако, не только качество и исполнение цифровой стратегии делает эту страну лидером, но и координация всей государственной службы в целом [2]. Изучение подходов реализованных в правительстве Южной Кореи показывает результат, согласно которому оно имеет одни из самых высоких показателей в мире по информатизации и развитию электронного правительства. В рейтинге EGovernment Development Index Корея занимала первое место в 2010, 2012 и 2014 гг., сегодня занимает третью строчку, и держит эту позицию в течение нескольких лет. В данной стране государство сделало акцент на платформах, позволяющих гражданам страны оставлять предложения по внедрению цифровых услуг в деятельность государственных органов, которые потом реализуются правительством страны [3]. Официальный портал "GOV.KP" объединяет в себе 70 000 различных видов государственных услуг, доступных населению, и классифицирует их по 12 категориям. Также корейские государственные службы предоставляют индивидуальные услуги различными способами, они адаптированы к жизни каждого отдельного гражданина, и их можно получить в любое время суток. Платформа Minwon позволяет получить информацию любому пользователю о компетентных органах, необходимых документах, сборах, сроках обработки, соответствующих законах и правилах для более чем 5 000 типов гражданских петиций онлайн, в любое время и в любом месте без физического посещения государственных учреждений. Для работы внутри государственных органов была создана программа SmartOffice, которая позволяет автоматизировать многие процессы, а также помогает государственным служащим общаться и работать вместе, несмотря на границы времени и пространства. Интересным также является опыт Австралии, в использовании современных технологий для оценки результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Так, для повышения качества кадровой работы со служащими, чья деятельность не соответствует требованиям результативности, в Австралии было запущено специальное мобильное приложение, с помощью которого служащим ежедневно задавался новый вопрос, связанный с прохождением службы. Таким образом, постепенно приложение повышало квалификацию служащего и создавало условия для более высокой результативности его деятельности [4]. Использование цифровых технологий, в предоставлении государственных услуг в Великобритании, делает их проще и дешевле путем трансформации систем для их предоставления. Для этого в стране была создана возможность объединения государственных цифровых служб, что позволило правительству Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии сэкономить 1,7 млн. фунтов в год, путем перехода на электронный формат. Каждый год в Великобритании выделяется 300-450 млн. фунтов стерлингов на цифровизацию государственного управления. Результат реализации плана внедрения умного правительства, разработанного в Японии в 2011 году, позволил охватить широкий диапазон государственных сервисов на мобильных платформах, таких как таможенные, налоговые, гражданские и патентные услуги. Так платформа e-People позволяет обращаться гражданам в административные учреждения онлайн, а платформа On-nara позволяет управлять бизнес-процедурами правительства в режиме онлайн. Генеральный план электронного правительства в стране предусматривает трансформацию государственного управления благодаря интеллектуальным информационным технологиям, благодаря чему в будущем будет создана новая экосистема, которая станет площадкой правительственных инноваций [5].

Потенциал современных цифровых технологий позволяет выделить возможные направления их использования в цикле результативного государственного управления в РФ.

Многие цифровые технологии, применяемые странами-лидерами, такие, как: использование технологии блокчейн для организации взаимодействия различным органам государственной власти друг с другом, управление процессом внесения изменений в различные реестры данных, применение элементов искусственного интеллекта при планировании и анализе, только начинают внедряться в государственное управление в России. Для отдельных направлений государственного регулирования (например, в сфере изменения климата) необходимы специальные аналитические модели, в том числе, требующие весьма значительных вычислительных мощностей, считают эксперты [6]. Развитие аналитических инструментов, связанных с использованием «больших данных», позволяет существенно повысить качество прогнозирования политических и экономических процессов, что расширяет управленческие возможности государства в цифровую эпоху.

Таким образом, можно заключить, что цифровые технологии могут значительно изменить традиционные подходы к планированию, мониторингу и оценке результатов деятельности государственных органов власти. Объединение данных из различных источников, работа с неструктурированными и частично структурированными источниками информации, проверка на практике отдельных инициатив в рамках контролируемых испытаний, интеграция постоянного сбора обратной связи в процесс разработки, мониторинга и оценки государственного регулирования, позволят государственным структурам более качественно выявлять и решать проблемы сегодняшнего дня, прогнозировать и своевременно реагировать на проблемы будущего.

Библиографические ссылки

1. Батырбаева, А. К. Глобальные тренды цифровизации и международный опыт // Молодой ученый. - 2019.- №15 (253).- С.16-17.

2. Добролюбова, Е.Г. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018.- №4 - С.70-93.

3. Косоруков, А. А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления // Тренды и управление .-2017.-№ 4.- С.81 - 96.

4. Лопатова, Н.Г. Международный опыт формирования цифрового правительства // Наука и инновации / гл. ред. Ж.В.Комарова; учредитель Национальная академия наук Беларуси. -27/05/2019. - № 5. - с. 24-28.

5. Проект «Цифровая Австралия» [Электронный ресурс]. URL: https://dashboard.gov.au/ dashboards/

6. Рейтинг электронного правительства ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/

7. Стародубцева, Е.Б., Маркова О. М. Цифровая трансформация мировой экономики// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика.-2018.- №2. - С.7-15.

8. Филиппова, Г.В. Цифровизация государственного управления: зарубежный опыт //Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сборник докладов по итогам V Международной научно-практической интернет-конференции [Под общей редакцией Д.А. Овчинникова]. - Тула, 22 мая 2019г., Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВПА, г. Тула- 2019.-С.385-389

© Хрущева В. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.