"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / https://oac.dsmi-qf.uz Volume 4 Issue 5 / October 2023
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЕВ АЗЕРБАЙДЖАНА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО В
МУЗЕЯХ УЗБЕКИСТАНА
Зарина Лутфидин кизи Нуридинова НИХД имени К.Бехзода
Аннотация: В данной статье выявлены современные тенденции проявления цифровых технологий в музеях Азербайджана. Цифровые технологии, применяемые в пространстве современного музея, способствуют актуализации «второй реальности», «другой культуры», отвечающей предпочтениям массовой аудитории. Современный музей отличается от традиционного доминированием визуальной составляющей, многообразием различных средств коммуникации со зрителями, а также своей интерактивностью. Применение цифровых технологий в области музейного дела способствует привлечению молодежной аудитории.
Ключевые слова: музей, цифровые технологий, молодёжь, культура, искусство, коммуникация, визуализация, интерактив, инновация, посетитель
EXPERIENCE OF USING DIGITAL TECHNOLOGY IN MUSEUMS OF AZERBAIJAN AS AN OPPORTUNITY TO USE IT IN MUSEUMS OF
UZBEKISTAN
Zarina Lutfidin kizi Nuridinova NIFAD named after K.Bekhzod
Abstract: This article identifies trends in the modern development of digital technologies in museums in Azerbaijan. Digital technologies introduced into the space of a modern museum are designed to update a "second reality", "another culture" that responds to changes in the outside world. The modern museum is distinguished by the traditional dominance of visual effects, a variety of images of various means of communication with viewers, as well as its interactivity. The use of digital technologies in the field of museums helps to attract young people.
Keywords: museum, digital technologies, youth, culture, art, communication, visualization, interactive, innovation, visitor
Тexничecкиe, таучныш, экoнoмичecкиe и культурные измeнeния, прoизoшeдшиe в мирe зa XX-XXI вeкa, знaчитeльнo швлияли та ayдитoрию мyзeя. Рaньшe ocнoвнoй зaдaчeй и oбязaннocтью мyзeeв быта рaбoтa гад
ПЙта^^Н 431 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
консервацией и сохранением экспонатов. Ситуация значительно изменилась c развитием цифровых технологий и с тех пор музеи приобретают всё новые и новые функции. Сегодня музеи стали пространством для инноваций и экспериментов, а также важной площадкой для социального взаимодействия. Актуальная проблема, лежащая в основе данной работы - является необходимость удержать интерес посетителя. Схема коммуникации, которую музеи предлагают гостям сегодня - довольно традиционна и уже не может отвечать всем запросам современного человека.1 Несмотря на то, что уже с конца 1980-х годов начался процесс постепенного перехода от информативной модели музея к коммуникативной модели, до сих пор нет работ, анализирующих теоретические основания этого перехода и представляющих единую структурную модель музея как коммуникативной системы.
Как участник экономического рынка и функционирующая бизнес-структура, музей сегодня также должен решать вопросы своей финансовой окупаемости, получения прибыли и функционирования в среде конкуренции. Вопрос качественного «апгрейда» - очень важная тема для современных музеев. Для того, чтобы включиться в новую форму коммуникации с посетителями, которая позволит музею сохранить и развить зрительский интерес, он должен «идти в ногу со временем», предлагая людям те способы взаимодействия, к которым современный человек привык, которыми он пользуется в повседневной жизни. Именно поэтому очень важно развитие в музеях цифровых технологий и их активное использование.
На сегодняшний день некоторые музеи в Узбекистане в большинстве своём остаются консервативными организациями, они меняются и адаптируются к цифровым технологиям намного медленнее, чем в других странах. Поскольку современную молодежную аудиторию подчас не привлекают музеи в традиционном их понимании. Зрители предпочитают знакомиться с шедеврами мировой живописи, архитектуры, скульптуры с помощью современных технологий, где особую роль играет инновация. Нужно отметить, что данный процесс реализуем исключительно посредством применения специалистами цифровых технологий.2 Благодаря использованию современных цифровых технологий, как создание виртуальной или дополненной реальности, реализация мультимедийного пространства, применение интерактивной среды, «BD-мэппинга» и других, посетителю музея удается не только рассмотреть артефакты, но и непосредственно погрузиться в создаваемый иллюзорный мир. Посредством применения цифровых технологий
1 Пронина Л. А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия // Культурология. М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2009. № 3 (50). С.144-145.
2 https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-primeneniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-prostranstve-sovremennogo-muzeya.
Пмта^^И] 432 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
в пространстве современного музея, как утверждает Д.Н.Дзюба, пользователь «испытывает ощущение нереальности, уводящей в иной смысловой мир, а сама виртуальность предстает продолжением настоящей жизни человека, нередко выступая ее заместителем.3
Можно бесконечно перечислять о полезных свойствах использования цифровых технологий в музеях для привлечения молодёжной аудитории, но также нужно отметить важный аспект того, что для усовершенствования работы музеев в Узбекистане необходимо изучать опыт музеев стран содружества. В качестве примера можно привести деятельность музеев Азербайджана, таких как: Культурный центр Гейдара Алиева и Корабль-музей «Сурахани», где применяются современные цифровые технологии, которые отвечают сегодняшним мировым стандартам. Почти во всех музеях и культурных центрах в Баку посетители могут увидеть интерактивные доски, где внедрены основные информации об экспонатах. С помощью инновационных технологий в Культурном центре Гейдара Алиева в зале «Национальных музыкальных инструментов Азербайджана» каждый желающий посетитель может услышать мелодию любого музыкального инструмента, который находится в зале, не прикасаясь к ценному и старинному экспонату. Посетителю необходимо встать напротив выбранного музыкального инструмента, внутри «красной дорожки», ориентируясь под «купол», который находится над головой посетителя, где в ту же секунду может зазвучать национальная музыка с использованием данного инструмента. Особенность использования данной инновации совместно с национальной культурой и искусством придаёт незабываемые впечатления обычным посетителям. Данную современную технологию посетители могут увидеть и в Музее Гейдара Алиева, который находится внутри культурного центра. В трехэтажном здании музея можно познакомиться с жизнью бывшего президента Азербайджана с помощью фото и видеоматериалов.4 Особенно интересно узнать подробную информацию о «жизни и деятельности» бывшего президента Азербайджана с помощью умного «аудиогида» - встав под «купол», который установлен возле каждой экспозиции Музея Гейдара Алиева. Приятный голос, звучащий из-под «купола» погрузит посетителя в историю и поможет ознакомиться с информацией с помощью слуховой памяти. Также, каждый иностранный посетитель, встав под «купол» может перед собой увидеть специальный мини гаджет-доску, где необходимо настроить язык на (международный английский) для прослушивания информации. Все эти созданные «инновации» внутри
3 Дзюба Д.Н. Виртуальный музей в контексте цифровой культуры: дис.канд. культурологии. Саранск, 2019. Стр. 152.
4 https://finikova-malina.livejournal.com/912641.html.
Пмта^^И] 433 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
Культурного центра Гейдара Алиева предоставляют «особенные» условия для разных категорий людей, при этом большинство посетителей данного центра на сегодняшний день, составляет современная молодёжь.
Ещё одним ярким примером применения современных цифровых технологий может послужить Корабль-музей «Сурахани», в котором в большем количестве использовано современные цифровые технологии в «игровой» форме с целью изучения деятельности музея, так как музей до недавнего времени использовался в качестве нефтеочистительной станции Пароходства. В 2017 году Правительством Азербайджана было принято решение о превращении судна в музей.5 В каждом зале музея оформлен ряд инновационных новшеств с использованием современного технологического оборудования. C помощью умных «игровых» интерактивных экранов установленных в зале, посетители могут познакомиться с историей Каспийского моря, добычей нефти на Апшероне, развитием судоходства, первыми в мире кораблями, морскими гигантами, навигационными приборами, которые являются неотъемлемыми атрибутами судоходства, морскими узлами с историей судоходства и другими деятельностями моряков, которые жили и работали в судне. Также, в одном из залов Корабля-музея посетитель может надеть на себя VR-очки и увидеть виртуальную реальность, которая была создана с помощью 3D технологий. Данная виртуальная реальность погружает посетителя в особую «морскую» атмосферу, где живут и служат настоящие моряки. Установленные в музее большие «игровые» гаджеты и VR-очки непосредственно также были созданы по требованиям мировых стандартов, которые используются в музеях мира, который в свою очередь является главной причиной заинтересованности к данному музею большого количества современной молодёжи.
Изучая опыт музеев и культурных центров Азербайджана, можно убедиться в том, что музеи и культурные центры стараются как можно больше внедрить в своё пространство «инновации» и современные цифровые технологии. Сегодня в музеях Узбекистана работникам музеев удалось сохранить уникальные старинные экспонаты музыкальных инструментов, а также услышать мелодию данного инструмента почти невозможно рядовому посетителю. В свою очередь, изучив опыт Культурного центра Гейдара Алиева, где применяется «инновация» с музыкальным «куполом», в будущем, можно применить данный опыт в музеях Узбекистана, с помощью которого предоставляется возможность услышать давно забытую мелодию старинных национальных музыкальных инструментов.
1 https://surakhanishipmuseum.az/ru/page/about-us.
434
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
В современных музеях Узбекистана в частности в музеях Ташкента в которых были проведены реставрационные работы на сегодняшний день установлены интерактивные киоски. Применение и внедрение «игровой» формы в интерактивных киосках в нужных целях создадут в будущем полезное информационное поле не только для современной молодёжи, но и для посетителей разных возрастов. Данные «игровые» формы будут предназначены и для получения информации и для получения тех или иных навыков, которые будут непосредственно связано с деятельностью музея.
Применение цифровых технологий в области искусства и культуры способствует трансформации процесса трансляции произведений в массовую аудиторию. Благодаря применению цифровых технологий данный процесс вышел на качественно новый уровень.6 В частности, для современной аудитории стало возможным посещать различные музеи и выставки, просматривать экспонаты на мониторах (киосках), что значительным образом облегчает процесс популяризации.
Использованная литература
1. Пронина Л. А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия // Культурология. М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2009. № 3 (50). С.144-145.
2. https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-primeneniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-prostranstve-sovremennogo-muzeya.
3. Дзюба Д.Н. Виртуальный музей в контексте цифровой культуры: дис.канд. культурологии. Саранск, 2019. Стр. 152.
4. https: //fmikova-malma.Hvej оита1 .сот/912641.html.
5. https://surakhanishipmuseum.az/ru/page/about-us.
6. Яцюк О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: дис. д-ра искусствоведения. Москва, 2009. Стр. 306.
6 Яцюк О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: дис. д-ра искусствоведения. Москва, 2009. Стр. 306.
П^тта^^Ш 435
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)