Научная статья на тему 'МЕДИА ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ МУЗЕЕВ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ'

МЕДИА ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ МУЗЕЕВ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
история / культура / музей / экспонат / медиа пространство / коммуникация / цифровые технологии

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зарина Лутфидин Кизи Нуридинова

В данной статье рассматривается вопрос создания медиа пространства современного музея, где раскрывается коммуникативный потенциал между музеем и посетителем. Также медиа пространство анализируется в качестве феномена современного музея, как интегративная культурная форма, отличающаяся структурным и функциональным разнообразием. Медиа пространство является принципиально новой средой коммуникаций, появившаяся с развитием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИА ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ МУЗЕЕВ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ»

МЕДИА ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ МУЗЕЕВ С

ПОСЕТИТЕЛЯМИ

Зарина Лутфидин кизи Нуридинова

zaranoor@mail. ru

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос создания медиа пространства современного музея, где раскрывается коммуникативный потенциал между музеем и посетителем. Также медиа пространство анализируется в качестве феномена современного музея, как интегративная культурная форма, отличающаяся структурным и функциональным разнообразием. Медиа пространство является принципиально новой средой коммуникаций, появившаяся с развитием цифровых технологий.

Ключевые слова: история, культура, музей, экспонат, медиа пространство, коммуникация, цифровые технологии

MEDIA SPACE AS A MEANS OF COMMUNICATION OF MUSEUMS

WITH VISITORS

Zarina Lutfidin kizi Nuridinova zaranoor@mail .ru

National Institute of Fine Arts and Design named after Kamoliddin Behzod

Abstract: This article discusses the issue of creating a media space of a modern museum, where the communicative potential between the museum and the visitor is revealed. Also, the media space is analyzed as a phenomenon of the modern museum, as an integrative cultural form, characterized by structural and functional diversity. Media space is a fundamentally new communication environment that has emerged with the development of digital technologies.

Keywords: history, culture, museum, exhibit, media space, communication, digital technologies

Сегодня музеи уже давно стали предпочтительным средством коммуникации в образовании и в творчестве. С развитием цифровых технологий - музеи становятся открытыми для широкой публики: оцифровываются музейные фонды, создаются мобильные приложения для доступа к цифровым архивам, активно используются социальные сети, а также, создаются виртуальные музеи. С помощью цифровых технологий - музейное

пространство расширилось и появилась возможность знакомиться с музейными коллекциями не только при посещении музея, но и находясь дома через интернет.

Внедрение современных мультимедийных технологий в музейное пространство началось с момента создания музеями собственных сайтов (виртуальных музеев), которые особенно стремительно начали развиваться во время пандемии в 2020 году, когда люди во всех странах соблюдали карантинный режим и сидели дома. Поэтому во время пандемии с помощью виртуальных музеев начали посещать музеи во всех уголках мира не выходя из дома. Цифровые технологии применяются в музеях не только для популяризации экспонатов и привлечения посетителей, но и для активного обмена информацией с музеями мира, для установления обратной связи, а также для воспитания молодёжи. «Музей - это та площадка, в которой возможно реализовать инновационные и интерактивные культурно--досуговые проекты, включающие эмоциональный, эстетический и интерактивный опыт для подрастающего поколения» [1, 155 с.].

Сегодня музеи становятся новыми средствами массовой информации. Наряду с сохранением культурного достояния, музеи осуществляют инновационные проекты, в музеях всё чаще организуют: творческие встречи, тематические лекции, мастер-классы и научные конференции.

В современных музеях, интегрированных в медиа пространстве, наблюдается пересечение основных задач: информирование аудитории, поиск и продвижение главного тезиса сообщения, создание контента и развитие истории, стремление к образованию и просвещению аудитории. Подобное концептуальное пересечение музейного дела закономерно в цифровую эпоху [2, 226 с.]. Креативные пространства находятся в тесном контакте с посетителем, информирование их с помощью цифровых технологий хорошо отражается в дальнейшем в заинтересованности и привлечении в музеи. Главной задачей применения цифровых технологий в музеях - это желание аудитории, и как она реагирует на рассказанные истории - что в свою очередь помогает выполнить функцию музеев. Всё это способствует тому, что современные музеи претендуют на прямой диалог с аудиторией, которые готовы к интерактивности, комментированию и обсуждению, а также стремятся к образованию и просвещению аудитории [3,72 с.].

Также развитие проекта NazzAR и применение его в Государственном музее истории Темуридов является новаторством, которая применяется в Узбекистане. Приложение дополненной реальности NazzAR получило государственную поддержку - его разработчик компания SmartChain подписала меморандум о сотрудничестве с Министерством инновационного развития,

Министерством культуры и Государственным комитетом по развитию туризма. Платформа NazzAR была создана для интерактивного взаимодействия пользователя с объектами окружающего мира посредством смартфона. Например, посетитель музея может навести свой смартфон на некоторые экспонаты и картины в музее, в которых установлены специальные QR коды и исторические личности «оживляются» перед глазами. В каждой картине разработан специальный аудиовизуальный монолог, где оживлённая картина рассказывает о себе информацию посетителю музея. В некоторых «интерактивных» экспонатах была использована 3D графика, с помощью которого посетителю предоставляется возможность увидеть интерпретацию оживления истории [4].

Данный проект был реализован по инициативе Президента Шавката Мирзиёева. В ходе визита в Самарканд, главе государства была представлена данная система, которую впоследствии он предложил внедрить во всех крупных исторических памятниках страны.

Особенностью данного приложения заключалось в том, что посетители имели возможность пользоваться современными интерактивными технологиями самостоятельно и получить дополнительную информацию об экспонате. Также, для иностранных туристов на территории музея функционировал, специальный аудиогид для на пяти языках - русском, узбекском, английском, французском и корейском - что является очень важным фактором. Удобное приложение доступно для Android и IOS устройств. Технические возможности позволяли погрузиться посетителю в атмосферу исторических мест и событий, воссоздать исторические сцены и образы, которые способствуют установлению коммуникации между посетителем и музеем.

Целью данного проекта являлось реализация в музеях - воссоздание исторических сцен прошлого, «оживить» статическое изображение, передать дух времени и погрузить посетителей в мир экспозиции.

Важность выстраивания коммуникаций с потенциальными посетителями является очевидной, ведь «музей выступает посредником между историей и сегодняшним днем, площадкой общения представителей разных поколений, транслятором смыслов и ценностей наследия как неотъемлемой части современной культуры» [5,19 с.].

На современном этапе возрастающая роль музеев связана не только с необходимостью привлечения внимания к глубинным социокультурным процессам меняющихся ценностей общества, но и созданием новых способов коммуникации с ним, в процессе которых возможно появление новых алгоритмов восприятия известных и малоизвестных интерактивных объектов.

Никогда ранее в истории культуры музеи не были так доступны: оцифрованные экспозиции теперь можно «посетить» музей через интернет из любой точки мира, услышать или прочитать истории о предметах коллекции и связанных с ними событиях, узнать о мероприятиях, которые проводятся музеях [6,17 с.]. Музеи, вышли за пределы физической реальности в цифровую среду, и у них появилось своё медиа пространство. Такое «расширение» музея вызвало и трансформацию взаимоотношений с музейным пространством - произошло смещение от информирования посетителей к вовлечению, участию, диалогу. Поменялся статус и возможности музея, который становится многофункциональным культурным пространством практически для всех форм социокультурного взаимодействия со зрителем [7,49 с.].

В заключении можно сказать, что музей сегодня - это мощное, приспособленное к современным реалиям средство массовой коммуникации. Музеи готовы конкурировать с другими отраслями в информационном поле, и искать пути сотрудничества. Отмечено, что музей цифровой эпохи - это синтез подлинного пространства исторических памятников и новой медиа надстройки, позволяющей раскрыть информационный потенциал экспонатов. Теперь наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей приоритетной становится и работа со зрителем. Вопрос предназначения и функций музея в изменившемся обществе - хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей снимается сам собой с развитием медиа пространства. Известно, что для того чтобы привлечь аудиторию и взаимодействовать с ней, необходимо формирование собственного медиа пространства, используя для этого образовательные, выставочные, экспозиционные, цифровые проекты с использованием коллекций музея, а также разрабатывать инновационные проекты.

Использованная литература

1. Водпьян В. Г. Медиапространство как феномен современной культуры // Труды института бизнес-коммуни каций. - СПб.: СПбГУПТД, 2017. - Т. 1. - С. 155.

2. Водопьян В. Г. Визуальные коды культурной идентичности в современном медиа пространстве // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - C.222-229.

3. Лобанова О. С., Макарова Т. С., Глазырина Т. А. Роль мультимедийных технологий в музейной экспозиции //Архитектон: известия вузов. - 2020. - № 4 С.72.

4. https://nazzar.uz/

5. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: автореф. дис. канд. культурологии. -М., 2012. С.19.

6. Мастеница Е. Н. Актуализация культурного наследия в музее: вызовы современности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 50. - С. 14-22. 10. Ним Е. Г. Медиа пространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть. - 2013. -№ 14. - С.45-52.

7. Пустовойт Ю. В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея // Культурное наследие России. - 2019. - № 1. - С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.