Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ НА ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ГИГИЕНЕ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ НА ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ГИГИЕНЕ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова, И.К. Ашякина, Л.С. Митина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ НА ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ГИГИЕНЕ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ»

материалы по интеграция преподавания размножены, имеются в достаточном количестве на кафедрах, в учебно-методическом кабинете факультета и широко используются в учебнрм процессе. Они позво-

ляют правильно и последовательно излагать учебный материал, обеспечивают преемственность преподавания.

Поступила 10.04.81

УДК 613:378.661

Г. И. Румянцев, Е. П. Вишневская, Т. А. Козлова, И. К. Атякина, Л. С. Митина, Т. А. Быстрова, Н. Н. Беляева, 3. Ф. Ильюкевич

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ НА ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ГИГИЕНЕ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Одним из путей объективизации процесса оценки знаний является применение научно обоснованных и нормированных экзаменационных тестов. Разработка и практическое применение тестов для итоговой оценки знаний студентов были осуществлены на кафедре лечебного факультета. Как показали исследования отдела гигиены подростка и студента, выполненные во время тестового экзамена, последний имеет большие преимущества перед экзаменационными испытаниями традиционным образом как более щадящий. Использование экзаменационных тестов позволяет уменьшить тревогу на экзамене:, тревожность и эмоциональная напряженность студентов в условиях экзамена с применением теста намного меньше, чем на традиционном. Это особенно заметно у лиц с повышенным чувством долга и чувствительных к стрессу: на экзамене с применением теста у них.не наблюдалось столь выраженной напряженности и тревоги, как на обычном экзамене. Поэтому такие студенты при тестовом экзамене получили более высокий балл, , чем по другим предметам при традиционной методике.

Экзаменационные тесты позволяют также рационально организовать работу профессорско-преподавательского состава во время экзаменационной сессии (это не относится к периоду подготовки). При наличии достаточного числа тестовых тетрадей и системы механической обработки результатов число одновременно экзаменующихся определяется только размером аудитории и контролем на экзамене для устранения возможности описывания и фальсификации результатов.

При построении тестов мы исходили из двух главных требований: во-первых, тест должен быть надежен, должен дифференцировать студентов с высоким уровнем подготовленности и плохо подготовленных; во-вторых, тест должен быть валидным — измерять те знания, которые соответствуют программе и являются наиболее существенными в подготовке врача. Эти качества тест получает после экспериментальной проверки, когда рее присущие ему характеристики отлажены при контрольных

опросах студентов.

Для экзамена по гигиене на лечебном факультете используют тесты множественного выбора по 100 вопросам, каждый с набором по 5 правильных или неправильных ответов в произвольном соотношении (всего студент должен дать 500 правильных ответов). При составлении тестов учтены такие функции контроля знаний, как информативная (о знаниях студента), корректирующая (исправление его ошибок) и мотивационная (воспитательная — в тесты специально включаются отдельные частные вопросы, излагающиеся в лекционном курсе). Вопросы тестов группируются по разделам (гигиена лечебных учреждений, профилактика профессиональных заболеваний и др.).

Естественно, проведение тестового экзамена было бы невозможно без предварительного применения различных видов программированного контроля в течение всего срока обучения. Поэтому вопросы, по содержанию аналогичные вопросам тестов, предлагаются студентам при проведении текущего к рубежного контроля, а также при контроле знаний лекционного курса. Экзаменационные тесты только завершают систему контроля (итоговый контроль). На экзамене от студентов требуется понимание ведущих существенных вопросов гигиены, минимальное число вопросов ориентировано на запоминание величин. Особое внимание обращается на- определенность и простоту вопросов, одинаково понятных для всех студентов. Предлагаемые вопросы различны как по уровню, так и по целенаправленности.

Работа над тестами потребовала четкого представления о том, какие разделы, понятия, нормы и др., должен знать студент, поэтому программа в целом также была отредактирована и частично переработана. На конструирование первых 6 вариантов тестов затрачено I1/., года напряженной работы всех преподавателей, впоследствии, после валвдизации тестов, их обновляют по специальной программе каждые 1—2 года.

Анализ экзаменационных работ позволяет выявить как качество знаний студентами отдельных разделов и вопросов гигиены, так и качество самих тестов.

При анализе качества знаний выявилось, например, что студенты не всегда умеют связывать различные формы профессиональной патологии с конкретными профессиями и видами работ, не всегда

■ знают отдельные вопросы спецгигиены и др. На это было обращено большее внимание в лекционном курсе. Спецгигиену стали преподавать отдельным курсом лекций и практических занятий.

Анализ качества тестов проводится с целью определения их трудности, различительной способности и валидности по общепринятой методике. В каждом варианте (для них созданы тестовые матрицы) были выделены группы трудности по долям верно решенных задач. К 1-й (очень легкой) группе были отнесены задачи, решенные верно 91—100% экзаменующихся, к 3-й (очень трудной) — решенные до 10% студентов. Оказалось, что к 1-й группе относятся 8%, а ко 2-й — 9% вопросов. Эти вопросы, согласно методике конструирования тестов, были частично изъяты и заменены другими. В тех случаях, когда высокую степень трудности можно было связать с недостаточно глубоким или ясным изложением материала на занятии, обращали особое внимание на эти вопросы. Основные 83% вопросов оценены по их различительной способности (по результатам обработки по косинусу коэффициента корреляции).

1 Переработанные тесты используют как в качестве экзаменационных, так и как источник вопросов для текущего и рубежного контроля.

0 Создание экзаменационных тестов и экзамены по ним, с нашей точки зрения, весьма полезно и перспективно. Главным при этом является высокая надежность результатов экзамена, которую гарантируют как качество тестов, так и само число вопросов и ответов (100 и 500), а также очень высокая активность студентов как в течение года, так и в период сессии, активное посещение консультации,

работа со всеми методическими материалами. Процесс конструирования тестов учебных достижений имеет большое методическое значение: построение тестов требует тщательной обработки учебного материала, усовершенствования его структуры. Формулировка вопроса, подбор альтернатив для ответов зависят от исследования структуры предмета, по которому строится тест. В этом случае преподаватель, строящий тест, вынужден рассматривать свой предмет не только с точки зрения сложившейся в науке структуры знания, но и с точки зрения того, как правильней организовать структуру знания с ¡методической точки зрения, усовершенствовать структуру предмета с позиций законов обучения этому знанию. Таким образом, построение экзаменационных тестов имеет не только педагогическое, стимулирующее значение, но и помогает усовершенствовать систему того знания, в которое он включен. Работа над тестами стимулирует совершенствование самих преподавателей, что особенно важно для молодых, нестажированных. Тесты очень четко и подробно определяют знания, которые должны иметь студенты к экзамену и ответственность за которые несет преподаватель. При наличии наряду с программой набора экзаменационных тестов можно успешно унифицировать как содержание преподавания гигиены, так и требования к студентам во всех медицинских вузах.

Выводы. 1. Применение в учебном процессе тестов как средств оценки знаний имеет преимущество перед традиционным экзаменом как более объективный и щадящий метод.

2. Конструирование тестов множественного выбора способствует оптимизации учебного процесса, унифицируя содержание преподавания и повышая его качество.

Поступила 11.03.81

УДК 614.2:061.3(470) €18-19»

М. А. Тикотин

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ НА СЪЕЗДАХ РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ

I Ленинградский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

Проходившие во второй половине XIX — начале XX века съезды русских естествоиспытателей и врачей сыграли заметную роль в развитии важнейших проблем медицинской науки, в том числе общественной гигиены. В отличие от Пироговских съездов на них в обсуждении вопросов улучшения охраны народного здоровья принимали участие не только врачи, но и агрономы, учителя, земские статистики, инженеры, а также представители других слоев русской интеллигенции.

В период, непосредственно предшествующий первой русской революции 1905 г., состоялись 3 таких съезда: IX съезд в Москве (1894), X в Киеве

(1898) и XI в Петербурге (1901). Подготовка и работа съездов протекали в сложных условиях. В стране происходило дальнейшее развитие капиталистических отношений, создавались крупные промышленные предприятия, шло классовое расслоение пореформенной русской деревни. Одновременно интенсифицировалось рабочее движение, что сопровождалось распространением марксистских идей, организационно оформлялась ленинская пролетарская партия. Буржуазия и ее идеологи открыто превращались в контрреволюционную силу. На арену борьбы за уничтожение буржуазно-монархического строя выступил русский рабочий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.