ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 1
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
УДК 433 Б01 10.23683/0321-3056-2018-1-107-111
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕТСКИХ МЕТОДОВ КУЛЬТУРНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: НА ПРИМЕРЕ «РЕФОРМЫ ВЕСЕЛЬЯ» ПЕТРА I
© 2018 г. М.Е. Попов а
а Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия
EXPERIENCE IN APPLYING SECULAR METHODS OF CULTURAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN STATE: THE EXAMPLE OF THE REFORM OF PETER I IN THE FIELD OF ENTERTAINMENT CULTURE IN THE EARLY XVIII CENTURY
M.E. Popov а
а Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
Попов Максим Евгеньевич -магистрант,
Горно-Алтайский государственный университет, ул. Ленкина, 1, г. Горно-Алтайск, 649000, Россия. Е-mail: [email protected]
Maxim E. Popov -
Master Student,
Gorno-Altaisk State University,
Lenkina St., 1, Gorno-Altaisk, 649000, Russia.
E-mail: [email protected]
Рассматриваются реформы Петра I в области развлечений. Актуальность изучения исторического опыта культурных преобразований в России начала XVIII в. заключается в том, что данная реформа является ярким примером применения светских методов идеологического воздействия российского государства на население. Она значительно способствовала секуляризации русской культуры, наложила глубокий отпечаток на менталитет русского человека и повлияла на дальнейший ход истории России. Подчёркивается характер влияния реформы на состояние экономики страны в период правления Петра I. Анализируются указы Петра I, нацеленные на регламентацию поведения участников культурных мероприятий. Они отражают насильственный характер приобщения дворян к светскому образу жизни.
Реформа внесла изменения в общественный уклад, повлияла на быт и образ жизни дворян, на формирование у них новых культурных запросов; способствовала культурному обогащению, упрощению традиций, а также избавлению от замкнутости и предрассудков прежних времён. В результате реформы и секуляризации российской культуры светские собрания, развлечения и танцы, сопровождаемые культурным обменом, стали непременным атрибутом многих увеселительных мероприятий при дворе.
Ключевые слова: культурная политика, Петр I, реформа веселья, быт, образ жизни, ассамблеи, указ, маскарад.
The article is devoted to the consideration of the reform of Peter I in the field of entertainment. The urgency of studying the historical experience of cultural transformations in Russia at the beginning of the XVIII century the example of the reform of Peter I is that this reform is a vivid example of the use of secular methods of ideological influence of the Russian state on the population. It greatly contributed to the secularization of Russian culture, left a deep imprint on the mentality of the Russian people and influenced the further course of Russian history. The work emphasizes the nature of the reform impact on the state of the country's economy during the reign of Peter I. The author undertakes an analysis of the decrees of Peter I aimed at regulating the behavior of students of cultural events. It is noted that these decrees reflect the violent nature of the involvement of nobles in a secular way of life.
The author comes to the conclusion that the reform has made changes in the social structure, influenced the way of life, and the way of life of noblemen, on the formation of new cultural requests; facilitated cultural enrichment, simplification of traditions and also getting rid of the seclusion and prejudices offormer times. As a result of the reform and secularization of Russian culture, secular gatherings, entertainment and dances, accompanied by cultural exchange, have become an indispensable attribute of many amusements at the court.
Keywords: cultural policy, Peter I, reform of fun, way of life, lifestyle, assemblies, decree, masquerade.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
Так называемая «реформа веселья», проводимая Петром, была задумана после его заграничных путешествий 1697-1698 гг. Она являлась важной составной частью культурной политики Петра I и выражалась в заимствовании некоторых элементов у западных стран, в частности учреждении различных собраний для увеселений, балов, карнавалов и практики личных приёмов для высоких гостей. В связи с этим реформа в первую очередь затрагивала верхи общества, поскольку именно они воспринимали культурные новшества в той мере, которая сформировала у них особые предпочтения и вкусы. К тому же в их среде были сосредоточены все контакты с иностранцами в области политики, экономики и культуры. Как правило, гости из Европы взаимодействовали только с дворянами, купцами и учёными, знающими иностранные языки. Проводя эту реформу, Пётр пытался привить вкус к светской жизни у русского дворянства, культурно обогатить его, надеялся укрепить отношения с западными странами. Он приглашал иностранных гостей и послов на устраиваемые им увеселительные мероприятия, демонстрируя общность культурных интересов и запросов.
По оценке О.Г. Агеевой, такого рода политика носила «варварский» характер, подразумевала заимствование культурных стереотипов Запада и подавление потенции развития национальной культуры [1, с. 6]. Увеселения двора начала XVIII в. отражали «высокие образцы» европейской культуры, но вместе с тем способствовали росту неумеренного пьянства, которого не было ранее. Пётр принуждал пить всех, в том числе и дам. Иностранные гости свидетельствовали, что женщин заставляли пить не только вино, но и водку. Действительно первоначально приобщение придворных к культурным новшествам носило принудительный характер, пиры, приёмы и веселья проходили в обязательном порядке, царь сам нередко их организовывал. Отметим, что отношение Петра ко всякого рода увеселениям было крайне позитивным. Например, как сообщает исследователь петровской эпохи С.А. Князьков, очевидцы говорили, что Пётр, видя из своего дома торжество и пиршество в доме Меншикова, всегда с удовольствием говорил: «Вот как Данилыч веселится» [2, с. 684]. Устраивать подобные развлечения обязаны были и другие сановники царя. Особым размахом и постоянством отличались приёмы именно у приближенных Петра. Граф Апраксин так втянулся
в это занятие, что у него каждый день был накрытый стол для званых и незваных гостей, без большого стакана царской водки к столу графа никого не подпускали [2, с. 687]; генерал-прокурор Ягужинский также имел обыкновение задавать балы и проявлял в этом большой опыт, он старался ввести у себя дома вельможный тон и манеры французского дворянства. Отношение к увеселениям не было одинаковым у приближенных Петра, и некоторые имели особый подход к приёму и развлечению гостей. В частности не любил устраивать у себя приёмы канцлер Головкин, за что его звали скрягой. В свою очередь князь-кесарь Ромодановский хранил заветы старого хлебосольства, вызывающего порой неприятие. В частности, гостей Ромодановского встречал ручной медведь, умевший ходить на задних лапах и держащий поднос с большим стаканом данцигской водки в передних [2, с. 687]. Кроме того, князь-кесарь отмечался тем, что на праздники и маскарады переодевался в старомосковские царские наряды, что было напрямую связано с его титулом, который давал такое право. [3, с. 62]. К примеру, на свадьбе шута Шанского Ромодановский был облачён в одеяние русского царя XVII в. [4, с. 157].
Сам Пётр был неразборчив на развлечения: грубая попойка с матросами сочеталась с балами у Ягужинского. Судя по всему, к тому и другому Пётр относился одинаково. Гостям он запрещал расходиться даже в том случае, если сам отправлялся спать.
25 ноября 1718 г. Петр I издал указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» об ассамблеях, которые произвели коренной перелом в городских развлечениях. Верхи столичного общества не только развлекались на них, но и обсуждали дела и вели переговоры. Пётр придавал им значение школы светского воспитания. Помимо предписаний перед приёмом: умыться, побриться, не наедаться, каким образом одеться, указ содержал правила поведения в самом разгаре праздника касательно обхождения с дамами, танцев и приёма пищи. По замыслу Петра на первых порах ассамблеи должны были проводиться по инструкции в указе до тех пор, пока они не войдут в обычай [5]. В частности определялось, каким чинам необходимо на них присутствовать. Ассамблеи распределялись между чиновными лицами без какой-либо очереди. Обычно сам государь назначал, в чьём доме должна быть первая ассамблея,
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
потом объявлялось, где будет следующая. Распределялись они таким образом, чтобы в течение зимы каждый знатный придворный провёл хотя бы одно собрание [1, с. 9]. На ассамблеи приглашалось избранное общество; вместе с жёнами и детьми туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, знатные купцы, учёные. Несколько по-другому описывал ассамблеи П. Г. Брюс в «Дневнике камер-юнкера Берхгольца». На них «свободно допускались господа всех званий, русские и иностранцы, с их жёнами и дочерьми» [6, с. 690]. Хозяева-устроители балов освобождались от обязанности провожать и встречать гостей. Но они должны были предоставить в их распоряжение помещение, сладости, табак, трубки, напитки и столы для игры в шахматы.
По свидетельству современников, на мероприятиях наблюдалась постепенная раскрепощённость присутствующих. Самые грубые шутки были в ходу и никого не стесняли. Пётр нередко проводил время в беседе с шутами, чтобы расслабиться после напряжённых занятий [6, с. 247]. Датский посланник Юст Юль в 1709 г. писал о том, что шуты сидели и ели за одним столом вместе с царём [7, с. 159]. К 1720 г. такие явления в присутствии царя были уже редкостью. Прежние дураки и шуты вывелись, и их заменили шутники и остроумцы по призванию. На петровских ассамблеях всех потешал некий поручик гвардии, обладающий способностью громко и долго смеяться так, что, глядя на него, принимались хохотать все [2, с. 689].
Ассамблеи проводились и в Москве, подобно Петербургским, они устраивались по единому организационному принципу. Барабанным боем созывали гостей со всего города, после мероприятия полицмейстер сообщал, где будет собрание в следующий раз. Следует отметить, что внедрение ассамблей в Москве было более жёстким, Пётр принуждал явиться всех вельмож, в том числе и дам, старше 10 лет, не пришедшие подвергались тяжкому наказанию, тем самым указание Петра распространялось и на девочек-подростков [8, с. 139-140].
Позднее Пётр вовлёк в это светское мероприятие и чёрное духовенство. С 1723 г. учреждались ассамблеи в московских монастырях, что незамедлительно вызвало неодобрение церковных лиц, однако не всех. В частности казанский митрополит Сильвестр об ассамблеях, которые проводил Новгородский архиепископ Феодосий
Яновский сообщал о крайней озабоченности Феодосия насчет увеселений, который, «оставив церковные службы, устраивал ассамблеи с музыкой, играл в карты и шахматы с таким увлечением, что велел своему послужнику продать старые колокола на московском подворье, чтобы они не мешали ему спать днём после ночной игры [9].
Ассамблеи также способствовали тому, что Пётр лучше узнавал своих приближённых, специально подпаивая их, он прислушивался к непринуждённым разговорам. Помимо этого Петр обсуждал практические вопросы государственных дел, а также различные планы. С.А. Князьков отмечал, что в данных беседах и речах Петра, сохранившихся в воспоминаниях современников, происходила оценка деятельности самого царя и его предшественников, вскрывались те побуждения и идеи, которые легли в основу его дальнейшей деятельности [2, с. 696].
П. Г. Брюс упоминал что «это нововведение чрезвычайно понравилось дамам, поскольку освобождало их от суровых жизненных ограничений. Ранее им не разрешалось появляться в обществе, посредством же ассамблей они научились одеваться и вести светскую беседу» [2, с. 697]. Таким образом, введение ассамблей положило конец затворнической жизни столичных женщин.
Постепенно ассамблеи становились вечерами-балами по европейскому культурному образцу. Балы открыли новую форму общения людей. Они значительно потеснили прежние пирушки [1, с. 13].
Ассамблеи были не единственным местом, где верхи общества учились вести светский образ жизни и оттачивать «изящные» манеры. В летнее время таким местом был Летний сад, где сосредоточивалось всё веселье столичной жизни. Там же проходил день именин царя и отмечался день «преславной виктории». Вечером ворота сада запирались, на главную аллею выходила процессия, гренадёры несли ушаты хлебной водки, за солдатами шли майоры гвардии и предлагали всем выпить по большой чарке за здоровье царя, к этому обязывали и дам, упирающимся лили вино на голову, пока те не соглашались на угощения [10, с. 330]. На берегу Невы проходили танцы, а на лугу разгорался фейерверк, составляемый самим Петром, страшно любившим эту огненную потеху. Следует подчеркнуть, что с тех пор фейерверк стал непременной особенностью любого празднества и веселья.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Отдыхающие в Летнем саду наряду с увеселениями могли заниматься познавательным чтением, на скамейках располагались книги с баснями Эзопа [10, с. 330].
Одним из любимых удовольствий Петра в его «парадизе» было катание по Неве, которое также предусматривалось указом и происходило по особому регламенту. Жителям Петербурга «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» [6, с. 109], из казны были розданы парусные и гребные суда «безденежно», после чего в определённые дни вывешивались сигнальные флаги и морской штандарт на флагштоке крепости, что означало приглашение всех жителей к выезду на судах по Неве [11, с. 560]. Не явившиеся платили штраф. Очевидцы рассказывали, что удовольствие от прогулки было всеобщим, все вельможи имели с собой музыкальные инструменты, в конце прогулки все выходили на берег, и на рощице их ждал большой стол с холодными закусками [6, с. 109].
Помимо всего прочего у Петра была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам, в особенности он любил свадьбы, приглашение на которые происходило определённым образом. В частности, по требованию царя перед свадьбой Н. Зотова четверо «величайших» заик должны были ходить по домам и оповещать о приглашении; за его непринятие грозил гнев царя [6, с. 173]. Так, описывал свадьбу Меншикова Ю. Юст: «На свадьбе было весело; танцевали все вперемежку, господа и дамы, девки и слуги. Царь, как уже много раз бывало на подобных собраниях, неоднократно являл мне знаки великой и особливой своей милости. Вечером он сам сопровождал молодых домой. По пути, на улицах, пили и весело плясали под звуки музыки» [7, с.160].
В день свадьбы князя Бутурлина был устроен маскарад, в котором участвовала тысяча человек, имевших самые разнообразные костюмы. Среди подданных Петра многие одевались в платья иностранных министров: венецианских, венгерских, немецких, японских, индийских, китайских [12, с. 50]. Иные облачались как римские воины с шлемами и цветами на головах или как епископы, прелаты, капуцины, иезуиты и доминиканцы; наконец, многие были наряжены как корабельщики и рудокопы [6, с. 172].
По прихоти царя самые рослые гайдуки были одеты как дети, их водили на помочах два карлика, наряжённые стариками с длинными
2018. N0. 1
седыми бородами. Некоторые щеголяли в костюме бояр и ездили на ручных медведях [6, с. 172]. Затем все отправлялись в здание коллегии, где для них были приготовлены столы с угощениями. Вечером все дома в городе были иллюминированы, и оставались таковыми во всё время маскарада, который продолжался и следующий день [6, с. 172].
Такого рода маскарады имели и образовательное значение, поскольку участвующими в них представлялись костюмы разных культур и народов, своего рода публичное разнообразие мира.
Для простой публики также были доступны некоторые увеселения. Для неё устраивались гуляния по торжественным датам с процессиями, красочными фейерверками и маскарадами. На площадях выставлялись угощения. Кроме того, в 1702 г. был сооружён театр «комедиальная храмина», все представления имели публичный характер и были доступны всем желающим [12, с. 51]. В театре нередко ставились пьесы, отражавшие события современности. По замыслу Петра театр должен был иметь воспитательную и образовательную функции, разъяснять народу «истинный смысл деяний преобразований» и прославлять Российское государство [13, с. 141].
Однако театр не получил широкой популярности среди населения, вероятно потому, что представления были оторваны от реалий русской жизни.
«Реформа веселья», безусловно, имела ряд важных последствий. Молодые люди, побывавшие за границей и вкусившие всех её прелестей, видели цель всякого собрания лишь в том, чтобы всласть поужинать и здорово выпить, но помимо этого они также учились танцевать и старались проявлять галантность в обращении с дамами. Для этих молодых людей Пётр велел перевести и напечатать руководство по приличному поведению «Юности честное зерцало». Это назидание являлось своего рода попыткой Петра сгладить негативный оттенок «реформы веселья», оно содержало рекомендации, касающиеся правил поведения в общественных местах и за столом.
Влияние реформы имело последствия для экономики страны, поскольку для того чтобы давать балы и держать открытый стол, необходимо было иметь соответствующие погреб, кухню и обстановку, заграничные инструменты, оркестр, выписывать голландскую анисовую водку, любимую царём, «Гданьскую», вина «Эрмитаж», венгерское, бургонское и шампанское [2, с. 688].
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
Что сопровождалось соответствующими затратами и накладывало дополнительную нагрузку на труд крепостных крестьян.
Резкое насильственное приобщение к культуре Запада способствовало в дальнейшем обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского народа.
Тем не менее реформа привела к ряду важных культурных изменений. С момента её реализации увеселения стали неотъемлемой и важной частью придворной жизни. Зародилась традиция праздновать знаменательные даты: дни военной победы, дни рождения, свадьбы. Она способствовала некоторой консолидации общества, возникновению общности культурных запросов, культурному обогащению и упрощению традиций и избавлению от замкнутости и предрассудков прежних времён.
Литература
1. Агеева О.Г. Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5. С. 3-15.
2. Князьков С.А. Время Петра Великого. М. : Планета, 1991. 709 с.
3. Мухин О.Н. Феномен «Игры в царя» в политической культуре России раннего нового времени: психосоциальные корни // Вестн. Томского гос. ун-та. 2010. № 339. С. 62-69.
4. Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванче-ство в России как культурно-исторический феномен // Избр. труды : в 3 т. М. : Языки русской культуры, 1996. Т. 1 : Семиотика истории, семиотика культуры. С. 142-183.
5. Указ Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем». URL: http://rus-biography.ru (дата обращения: 24.09.2017).
6. Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца : в 4 ч. Ч. 1-2. М. : Типография Каткова, 1858.
7. Юст Ю. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709-1711). М. : Университетская типография, 1899. 613 с.
8. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. СПб. : СПбГУП, 2003. С. 124-140.
9. Петровские ассамблеи. URL: http:// statehistory.ru (дата обращения: 24.09.2017).
10. Павленко Н.И. Пётр I. М. : Молодая гвардия, 2003. 426 с.
11. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. № 3193.
12. Литвинцева Г.Ю. Новые направления куль-турно-досуговой деятельности в Петровскую эпоху //
Поступила в редакцию / Received
Вестн. Санкт-Петербургского гос. ун-та культуры и искусств. 2010. № 1. С. 48-56.
13. ТихонравовН.С. Русские драматические произведения 1672-1722 гг. СПб., 1874. 510 с.
References
1. Ageeva O.G. Uveseleniya russkogo dvora ot Petra I do Ekateriny Velikoy [The Amusements of the Russian Court from Peter the Great to Catherine the Great]. Otech-estvennaya istoriya. 2006, No. 5, pp. 3-15.
2. Knyaz'kov S.A. VremyaPetra Velikogo [The Time of Peter the Great]. Moscow: Planeta, 1991, 709 p.
3. Mukhin O.N. Fenomen «Igry v tsarya» v politich-eskoy kul'ture Rossii rannego novogo vremeni: psikhosot-sial'nye korni [The Phenomenon of "Tsar Games" in the Political Culture of Russia in the early Modern Era: Psychosocial Roots]. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2010, No. 339, pp. 62-69.
4. Uspenskiy B.A. [Tsar and Impostor: Imposture in Russia as a Cultural and Historical Phenomenon]. Izbran-nye trudy [Selected works]: in 3 vol. Moscow: Yazyki russkoi kul'tury, 1996, vol. 1, pp. 142-183.
5. Ukaz Petra I «O dostoinstve gostevom, na as-sambleyakh byt' imeyushchem» [Peter I Decree "On the Dignity of the Guest, at the Assemblies to Have"]. Available at: http://rus-biography.ru (accessed 24.09.2017).
6. Berkhgol'ts. F.V. Dnevnik kamer-yunkera Berkh-gol'tsa [Diary of the Chamber-Junker Berkhgolts]: in 4 ch. Ch. 1-2. Moscow: Tipografiya Katkova, 1858.
7. Yust Yu. Zapiski Yusta Yulya, datskogo poslannika pri Petre Velikom (1709-1711) [Notes Justus Julia, the Danish Envoy under Peter the Great (1709-1711)]. Moscow: Universitetskaya tipografiya, 1899, 613 p.
8. Komissarenko S.S. Kul'turnye traditsii russkogo obshchestva [Cultural Traditions of Russian Society]. Saint Petersburg: SPbGUP, 2003, pp.124-140.
9. Petrovskie assamblei [Peter Assemblies]. Available at: http://statehistory.ru (accessed 24.09.2017).
10. Pavlenko N.I. Petr I [Peter I]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2003, 426 p.
11. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoi imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Saint Petersburg, 1830, No. 3193.
12. Litvintseva G.Yu. Novye napravleniya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti v Petrovskuyu epokhu [New Directions of Cultural and Leisure Activities in the Petrine Era]. Vestn. Sankt-Peterburgskogo gos. un-ta kul'tury i is-kusstv. 2010, No. 1, pp. 48-56.
13. Tikhonravov N.S. Russkie dramaticheskie pro-izvedeniya 1672-1722 gg. [Russian Dramatic Works of 1672-1722]. Saint Petersburg, 1874, 510 p.
_8 ноября 2017 г. / November 8, 2017