Научная статья на тему 'Опыт применения концессионных соглашений в коммунальном секторе'

Опыт применения концессионных соглашений в коммунальном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СФЕРЕ ЖКХ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ / ВИВ / CONCESSION AGREEMENT IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / INVESTMENT OBLIGATIONS / WATER SUPPLY AND WATER DISPOSAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаткин Сергей Валерьевич

В статье анализируется практика подписания концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства России на примере одного из первых таких соглашений, подписанного в 2013 году в городе Перми. Автор акцентирует внимание на позитивных сторонах таких концессионных соглашений, их отличии от ранее действовавших договоров аренды. Выявляет недостатки федерального законодательства, регулирующего концессионные отношения, и вносит предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE APPLICATION OF CONCESSIONAL AGREEMENTS IN THE MUNICIPAL SECTOR

The article analyzes the practice of signing concession agreements in the sphere of housing and communal services in Russia on the example of one of the first such agreements signed in 2013 in the city of Perm. The author focuses on the positive aspects of such concession agreements, their differences from previous lease agreements. Identifies the shortcomings of the federal legislation governing the concession relations, and makes proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «Опыт применения концессионных соглашений в коммунальном секторе»

 Опыт применения концессионных соглашений в коммунальном секторе *

С.В. Касаткин первый заместитель главного управляющего директора ООО «НОВОГОР-Прикамье» (г. Пермь)

Сергей Валерьевич Касаткин, [email protected]

В апреле 2018 года исполнится ровно 5 лет с момента, когда один из крупнейших частных коммунальных операторов нашей страны - акционерное общество «Российские коммунальные системы» (далее - РКС, управляется группой компаний «Ренова») -подписал с администрацией города Перми концессионное соглашение. В соответствии с ним дочернему предприятию РКС - обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «НОВОГОР-Прикамье» - были переданы в концессию сети водоснабжения и водоотведения (далее также - ВиВ) города на срок до 2054 года. Таким образом, договор концессии заменил действовавший с 2005 по 2013 годы договор аренды имущества муниципального предприятия «Пермводоканал». Арендатором выступал «НОВОГОР».

Тогда это был первый в России договор о передаче в концессию сетей водоснабжения и водоотведения, заключенный посредством трансформации действовавшего ранее договора аренды. Это стало возможным благодаря принятию в июле 2010 года Федерального закона № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 152-ФЗ), которым предусматривается возможность заключения концессионного соглашения без проведения дополнительных конкурсных процедур с арендатором. Также За-

коном № 152-ФЗ закреплена возможность не устанавливать плату по концессионному соглашению, передавать в концессию объекты жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), находящиеся на праве хозяйственного ведения у унитарных предприятий, уточнен объект концессионного соглашения - в него, помимо недвижимого имущества, включено движимое имущество, технологически связанное с недвижимым и совместно предназначенное для осуществления деятельности по концессионному соглашению.

В Перми переход от арендных отношений к концессионным был продиктован рядом причин, основной среди которых было то, что чем больше средств инвестировал «НОВОГОР» по договору аренды в улучшение системы ВиВ города Перми, тем дороже вследствие этих улучшений становилось имущество и, соответственно, поднималась арендная плата за него для «НОВОГОРа». Только 50 процентов от этих средств направлялись на реализацию инвестиционной программы компании в соответствии с действовавшим на тот момент соглашением о реинвестировании арендной платы.

В итоге компания-арендатор несла дополнительную нагрузку в своих тарифах (тарифы не повышались в необходимом объеме, и из них выделялась арендная плата). Наша компания не имела возможности направлять на реализацию инвестиционных проектов средства, которые могла

Тема рассматривается на примере концессионного соглашения между администрацией города Перми и ООО «НОВОГОР-Прикамье».

К

№ 2 (197) 2018

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

бы. Администрацию города такой механизм тоже не устраивал в силу своей неэффективности. В итоге было принято совместное решение идти по пути подписания концессионного соглашения, не предусматривающего концессионную плату. Вместо нее в соглашении прописываются конкретные инвестиционные обязательства и технико-экономические показатели, которые компания должна обеспечить в определенной перспективе.

Серьезная и скрупулезная работа над текстом концессионного соглашения и приложениями к нему велась два с половиной года. В ходе подготовки документа пришлось преодолевать множество разногласий, но в итоге удалось выработать такой вариант, который устроил все стороны. В соглашении четко прописаны обязательства и «НОВОГОРа», и администрации. Важно, что мы добились участия города в финансировании объектов системы ВиВ города Перми. Принципиальной задачей было создание реальной финансово-экономической модели для расчета инвестиционных обязательств компании. Сделать это было непросто, поскольку, как уже отмечалось, концессионное соглашение подписывалось на очень длительный срок - до 2054 года.

К сожалению, нередко в нашей стране под инвестором власть подразумевает спонсора. Экономическая грамотность пока еще находится не на должном уровне. Да и сами псевдоинвесторы зачастую формируют такое отношение власти, принимая на себя завышенные инвестиционные обязательства, не подкрепленные реальными источниками финансирования. Словом, действуют по принципу: лишь бы зайти на рынок, а дальше как-нибудь разрулим. В дальнейшем это приводит к невыполнению договорных условий.

В нашем концессионном соглашении мы сделали все для того, чтобы избежать этого, и, к счастью, нашли полное понимание у администрации города. По этому соглашению ООО «НОВОГОР-Прикамье» приняло на себя обязательства вложить в создание

(реконструкцию, модернизацию) системы ВиВ города Перми, а также в проведение капитальных ремонтов серьезные суммы, исчисляющиеся миллиардами рублей. В свою очередь, администрация города как концедент также приняла на себя обязательства инвестировать в развитие системы водоснабжения и водоотведения.

Изначально мы закладывали в расчет финансово-экономической модели достаточно пессимистичный для нас прогноз в виде ежегодного роста тарифов на 4-5 процентов, хотя в то время этот индекс составлял 7-8 процентов. Сегодня этот сценарий оказался оптимистичным (рост тарифов не превышает 5 процентов), но позволяющим полностью исполнять наши инвестиционные обязательства. При этом мы учли необходимый объем финансовых обязательств в части проведения капитальных ремонтов, поскольку в такой отрасли, как ЖКХ, важно сохранить правильный баланс между текущими затратами на содержание всей системы ВиВ, капитальные ремонты этой системы и инвестиционными вложениями, направленными на реконструкцию, модернизацию, создание новых объектов. Без проведения одновременной работы по всем этим направлениям, например, только реализация инвестиционных проектов не даст должного эффекта. Также в отсутствие инвестиционных программ только надлежащая эксплуатация и своевременное проведение капитальных ремонтов ведут к устареванию и обветшанию системы ВиВ, которая перестает отвечать современным требованиям. К сожалению, в большинстве городов, где работают муниципальные предприятия (далее - МП) -водоканалы, из-за отсутствия реального инвестора реализуется именно такой сценарий.

По моему мнению, наличие таких МП -одно из главных препятствий на пути наиболее эффективной реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ. По сути, с заключением концессии нет необходимости в таких МП. Поскольку имущество

находится не у МП, а у муниципального образования, оно передается в концессию частному инвестору от муниципального образования напрямую, и посредник в лице МП полностью исключается.

Также не могу не отметить необходимость доработки федерального законодательства о концессиях, а также тот факт, что сегодня концессия является лишь инструментом политики государства в сфере ЖКХ, не очень эффективным при существующих подходах к тарифному регулированию - тарифообра-зование должно основываться на экономике, а не на политике.

На мой взгляд, при корректировке федерального законодательства следует предусмотреть возможность изменения концессионного соглашения посредством добавления в него имущества, технологически связанного с объектами концессии, на которое у муниципального образования (концедента) возникло право собственности уже после заключения концессионного соглашения (передано в муниципальную собственность третьими лицами, вновь созданное имущество за счет бюджетных средств). Так, например, в Перми новый канализационный коллектор построили дополнительно к старым. Этот новый объект технологически связан с системой, но сегодня передать его в концессию без конкурса нельзя.

Что касается тарифного регулирования, то пока в нашей стране оно диктуется исключительно политической целесообраз-

ностью, а не реальными экономическими расчетами. Пока так будет происходить, вряд ли имеет смысл говорить о реализации каких-то масштабных инвестиционных проектов, например о реконструкции сетей ВиВ, износ которых в Российской Федерации превышает 70-80 процентов.

В то же время, несмотря на эти и другие проблемы, препятствующие сегодня наиболее эффективной реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ, я уверен, что именно за концессией будущее нашего жилищно-коммунального хозяйства, потому что ни государство, ни муниципальные образования не в состоянии в одиночку решить проблемы, которые копились в этой сфере в течение десятилетий. При отделении экономики тарифообразования от социальной защиты населения (нельзя «зашивать» в тарифное регулирование меры по социальной защите, для этого необходимо задействовать иные механизмы) и движении к реальному экономически обоснованному ценообразованию доля государственно-частного партнерства в отечественном ЖКХ непременно возрастет, что повлечет за собой и улучшение качества предоставляемых населению услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 152-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.