Научная статья на тему 'Опыт применения интеллектуальных силовых модулей фирмы «Mitsubishi» в частотных преобразователях малой мощности'

Опыт применения интеллектуальных силовых модулей фирмы «Mitsubishi» в частотных преобразователях малой мощности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
361
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Дьяченко Михаил Дмитриевич, Бурлака Владимир Владимирович

Рассмотрено применение силовых IGBT модулей Mitsubishi в преобразователе частоты для асинхронного двигателя. Рассмотрен алгоритм управления силовыми ключами, приведен исходный текст фрагмента программы управления для однокристального микроконтроллера, приведена упрощенная принципиальная схема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Дьяченко Михаил Дмитриевич, Бурлака Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения интеллектуальных силовых модулей фирмы «Mitsubishi» в частотных преобразователях малой мощности»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНИЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2005 р. Вип. №15

УДК 621.361.925.2.007

Дьяченко М.Д.1, Бурлака В.В.2

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИЛОВЫХ МОДУЛЕЙ ФИРМЫ "MITSUBISHI" В ЧАСТОТНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯХ МАЛОЙ МОЩНОСТИ

Рассмотрено применение силовых IGBT модулей Mitsubishi в преобразователе частоты для асинхронного двигателя. Рассмотрен алгоритм управления силовыми ключами, приведен исходный текст фрагмента программы управления для однокристального микроконтроллера, приведена упрощенная принципиальная схема.

Частотно-регулируемый электропривод приобретает все большее распространение в промышленности и бытовой технике. Преимущества такого привода очевидны: улучшенное использование мощности двигателя, возможность замены двигателей постоянного тока и асинхронных двигателей с фазным ротором на асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, следствием чего является общее повышение надежности системы за счет устранения щеточно-коллекторных узлов. Основным недостатком же частотного привода является высокая стоимость силового преобразователя частоты, порядка $100-$300 за 1 кВт выходной мощности [1].

Фирмой Mitsubishi выпускается ряд интеллектуальных силовых модулей (IPM -intelligent power module) для реализации на их основе преобразователей частоты с максимальной мощностью от 100 Вт до 3,7 кВт. Основное достоинство этих модулей - низкая цена и высокая степень интеграции, позволяющая создавать надежные и функционально насыщенные устройства радиолюбителям средней квалификации, имеющим опыт работы с однокристальными микроконтроллерами. Применение микроконтроллера позволяет при минимальных схемотехнических затратах получить максимальное разнообразие функциональных возможностей, ограничиваемое только фантазией и способностями разработчика. Типовыми применениями интеллектуальных силовых модулей являются: работа в кондиционерах, холодильниках, стиральных машинах и пр. бытовых и промышленных устройствах, в которых используются двигатели малой мощности. Возможна работа преобразователя частоты в генераторном режиме, например, в ветрогенераторе. Эксперименты по использованию асинхронного двигателя в генераторном режиме подтвердили это.

Целью работы является создание частотного преобразователя на основе силового интеллектуального модуля PS21563 мощностью 400 Вт [2,3]. На рис. 1 приведена структурная схема модуля и его "обвязка".

Для формирования выходного напряжения применена широтно-импульсная модуляция (ТТТИМ) с несущей частотой 3,9 кГц. Для обеспечения постоянного критического момента двигателя независимо от частоты применен закон управления V/f=const [4,5].

Таким образом, при изменении выходной частоты соответствующим образом изменяется и выходное напряжение преобразователя. Преобразователь формирует трехфазную систему напряжений с переменной амплитудой и частотой. Формирование напряжений на двигателе производится путем управления тремя полумостовыми выходными узлами схемы (см. рис. 1). Выводы средних точек полумостов - U,V,W - выход преобразователя. Выводы Р и N ~ напряжение питания, которое для PS21563 рекомендовано 300 В (это объясняется тем, что в Японии, Америке и Австралии напряжение сети 115В (фазное), что при трехфазном выпрямлении позволяет получить 300В). Для применения в Украине достаточно применить однофазное выпрямление напряжения сети, а при мощности более 200 Вт рекомендуется

1 ПГТУ, канд. техн. наук, доц.

2 ПГТУ, студент

использовать активный корректор коэффициента мощности, что позволит избежать создания помех в сети и стабилизировать напряжение питания силовой части.

5В входы (верхние ключи)

Г |

о о о о о о СР СР СП 03 Ш 5

? £ Т= * Ъ ?

Ограничение зарядного тока

Контроль Контроль Контроль

I (^ I < IС1 (-'хемь1 плавающего

питания верхних ключей

НИ^П

СДВИГ УРОВНЯ СДВИГ УРОВНЯ СДВИГ урОЕНЯ!

Схема

ЗДТ1рпы

Схема

ЗДТ1рпы

Схема здтццид

Управление Управление Управление

ни

С 2

а

Защита от понижения напряжения

5В входы (нижние ключи)

Ро СРО Выход ошибки

УУ

■01Р-1РМ

Выход переменного напряжения

о Питание 15В Уме Уо

Рис. 1 - Структура частотного преобразователя на базе интеллектуального

силового модуля Р821563

Рассмотрим принцип формирования выходных сигналов. Для последовательности прямоугольных импульсов с периодом Т и скважностью Б (рис.2) среднее значение напряжения будет

и=ит*Б (1)

Здесь:

ит - напряжение питания силовой части (выпрямленное и сглаженное напряжение сети), О - скважность.

Изменяя скважность от 0 до 1 можно изменять выходное напряжение от 0 до ит.

АЬ

\ т 0=УТ

Рис. 2 - Пояснение принципа широтно-импульсной модуляции

Как известно, трехфазную симметричную систему напряжений можно представить в

виде:

иа=ит*8ш(оЛ) (2)

иь=ит*зт(юМ20°) (3)

ио=ит*вт(аЛ+120°), (4)

где иа,11ь,ис - фазные напряжения, со=27гГ — круговая частота, I - время.

Сопоставляя (1) с (2)...(4) можно заметить, что, заменив в (1) О на зш(а1), можно получить (2), заменив в (1) Б на 8т(со1>1200), можно получить (3) и так далее.

Однако, функция sin(cot) может принимать отрицательные значения, что приводит к неоднозначности при вычислении скважности импульсов. Выход из этого положения возможен за счет преобразования фазных напряжений таким образом, чтобы симметрия линейных (междуфазных) напряжений сохранилась, а сами фазные напряжения лежали в диапазоне (O...Um). Тогда выражения (1), (2), (3) примут вид:

Ua=Um*i4*(H-sin(€0t» (5)

Ub^^a+sintoyt-m0)) (6)

Uc=Um*i4*( l+sin(cat+120°» (7)

Здесь фазные напряжения разделены на 2 и к ним добавлена постоянная составляющая Уг*Um. Постоянная составляющая на линейные напряжения не влияет, а амплитуда линейных напряжений составит V3/2*Um, т.е. 0.866Um. Путем подобных ухищрений возможно довести амплитуду выходного напряжения до Um.

Сопоставляя выражения (5),(6),(7) с (1), получаем скважность выходных импульсов каждого из трех полумостов:

Da=!/2*(l+sin(cot)) (8)

Db=1/2*(l+sin(rat-120°)) (9)

Dc=!/2*(l+sin(cot+1200)), (10)

где Da,Db,Dc - скважности выходных импульсов полумостов фаз А, В и С соответственно.

Для изменения (уменьшения) амплитуды выходного напряжения достаточно умножить три значения скважности на коэффициент от 0 до 1. Фильтрации выходных напряжений не производится, так как индуктивность рассеяния статора двигателя служит демпфером выходного тока. Поэтому, несмотря на то, что напряжения на двигателе имеют вид прямоугольных импульсов с переменной скважностью, форма токов двигателя близка к синусоиде.

Рассмотрим аспекты практической реализации преобразователя частоты.

Основу силовой части представляет микросхема PS21563 - интеллектуальный силовой модуль с выходной мощностью до 400 Вт. В ее состав входят:

- 6 IGBT транзисторов с обратными быстродействующими диодами;

- схемы управления затворами нижних IGBT с защитой от короткого замыкания;

- схемы защиты от недостаточного напряжения для нижних и верхних плеч;

- встроенные схемы управления затворами верхних IGBT с потенциальной развязкой;

- схема предотвращения сквозных токов

Управление силовым модулем осуществляет однокристальный микроконтроллер Attiny26L фирмы ATMEL, работающий на частоте 8 МГц от внутреннего калиброванного RC генератора [6].

Программа управления написана на языке Си с использованием компилятора IAR С v2.28 фирмы IAR Systems [7]. В программе реализован плавный разгон двигателя путем плавного повышения частоты от 3 до 50 Гц. Для хорошего понимания работы исходного текста необходимы начальные знания синтаксиса языка С, а также представление о периферийных устройствах контроллера AtTiny26.

Рассмотрим подробнее работу программы.

//Компилятор - IAR С v2.28 ^include <iotiny26.h> ^include <inavr.h>

//Определение констант для наглядности

# define up_A PORTA_BitO

# define up_B PORTA_Bitl #define up_C PORTA_Bit2 #define lw_A PORTA_Bit3 #define lw_B PORTA_Bit4 #define lw_C PORTA_Bit5 #define OFF0 PC)RTA=0

# define up_ON() PORTA=7

#defme dt()_delay_cycles(32)

#define FAULT (!PINA_Bit6) #defme FAULT LED PORTB BitO

//Подключение библиотек для А1Тту26 //Подключение библиотек для встроенных функций

//Верхний ключ фазы А - вывод РАО //Верхний ключ фазы В - вывод РА1 //Верхний ключ фазы С - вывод РА2 //Нижний ключ фазы А - вывод РАЗ //Нижний ключ фазы В - вывод РА4 //Нижний ключ фазы С - вывод РА5 //Выключение всех ключей

//Включение верхних ключей и выключение нижних //Задержка 4мкс - для бестоковой паузы //Вход сигнала аварии - РА6 //Выход индикации аварии

# define START (!PINB_Bit3) //Вход для кнопки ПУСК

#define STOP (!PINB_Bit6) //Вход для кнопки СТОП

//Определение переменных

_no_init unsigned char tab[96]; //Таблица скважностей

_regvar_no_init unsigned ia@12,ib@10,ic@8; //индексы таблицы

_regvar_no_init unsigned di@ 14; //приращение индексов

_regvar_no_init unsigned char ta@7,tb@6,tc@5,acnt@4; //временные переменные

extern_flash unsigned char sinetabf]; //Таблица синусов (96 значений)

//Функция, выполняющая подготовку таблицы tab[] и расчета переменной di

void newf(unsigned f){ unsigned char t; di=961*256*f/3906; f=(f«8)/50;

for(t=0 ;t<96 ;t++)tab[t]=(f* smetab[t])»8; }

// Основная часть программы void main(void){

char f;unsigned char tcl;

OSCCAL=*(char _flash*)0x7FF;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACSR=128;

PORTA=0;

DDRA=63;

PORTB=0;

DDRB=0x01;

TCCR0=8+2;

while(FAULT);

goto stop;

restart:

WDTCR=8;

ia=0;ib=64*256;ic=32*256; newf(f=3) ;acnt=0; newPWMT:

TCNT0=0;

if(ta=tab[ia»8])up_A= 1 ;else lw_A=l; if(tb=tab[ib»8])up_B=l;else lw_B=l; if(tc=tab[ic»8])up_C=l ;else lw_C=l; PWMloop:

tcl=TCNT0;

if(up_A && tcl>ta){up_A=0;dtO;lw_A=l;} if(up_B && tcl>tb){up_B=0;dtO;lw_B=l;} if(up_C && tcl>tc){up_C=0;dt();lw_C=l;} if(! TIFR_Bit 1 )goto PWMloop; TIFR_Bit 1=1 ;OFF(); if(FAULT)goto HWfault; if(STOP)goto stop; ia+=di ;ib+=di ;ic+=di; if(ia>=96*256)ia-=96*256; if(ib>=96*256)ib-=96*256; if(ic>=96*256)ic-=96*256; _watchdog_resetO;

if(f>=50 || ++acnt<254)goto newPWMT;

acnt=0;

newf(f++);

goto newPWMT;

stop:

stop_l:

stop_2:

HWfault:

WDTCR= 16+8; WDTCR=0; tcl=0;

if(START)if(! ++tc 1 )goto restart;

else goto stop_2; goto stop_l;

WDTCR= 16+8; WDTCR=0;

П устанавливаемая выходная частота

//96*256 - полный период, 3906 Гц - частота НИМ //Реализуется закон иЛ=сош1.

//Временные переменные //Калибровка встроенного RC генератора //Выключение аналогового компаратора

//РА0...РА5 выходы, РА6,РА7 входы

//РВО выход

//сброс делителя таймера 0 и установка коэфф. деления 8 //ожидание установления напряжения 15 В. //переход на метку stop //запуск двигателя

//разрешение сторожевого таймера с временем 17мс //начальные индексы (А=0°,В=-120°,С=+120°) //начинаем с частоты 3 Гц. // новый период ШИМ //сброс таймера

//чтение индексов из tab[] и, если //скважность не равна 0, включаем //верхние ключи, иначе - нижние.

//чтение таймера

//если время, прошедшее с момента

//сброса таймера, больше необходимого,

//производится переключение ключей.

//если таймер не переполнен, переход на PWMloop

//сброс флага переполнения и выключение всех ключей

//если произошла аппаратная авария - выход на HWfault

//если нажата кнопка STOP

//увеличение индексов

//если индекс вышел за пределы

//таблицы - возврат к началу таблицы

//сброс сторожевого таймера //определение необходимости разгона //сброс счетчика времени разгона //увеличение выходной частоты //переход на формирование ШИМ

//выключение сторожевого таймера

//ожидание нажатия START с защитой от дребезга

//аппаратная авария //выключение сторожевого таймера

FAULT_LED=1;_delay_cycles(320000); //мигание светодиода

F AULT_LED=0;_delay_cycles(320000);

if(!STOP)goto HWfault; //пока не нажата кнопка STOP

goto stop;

} //конец функции main()

Таблица синусов sinetab[]: _flash unsigned char sinetab[96]={

128,136,144,152,160,168,176,184,191,198,205,211,217,223,228,233,237, 241,245,248,250,252,253,254,255,254,253,252,250,248,245,241,237,233, 228,223,217,211,205,198,191,184,176,168,160,152,144,136,128,119,111, 103,95,87,79,71,64,57,50,44,38,32,27,22,18,14,10,7,5,3,2,1,1,1,2,3,5, 7,10,14,18,22,27,32,38,44,50,57,64,71,79,87,95,103,111,119 };

Программа написана лишь для демонстрационных целей. Возможно добавление функции регулировки скорости, изменение зависимости выходного напряжения от частоты, увеличение глубины модуляции со 100 % до 115 %, связь с ПК. Дальнейшие усовершенствования могут заключаться в следующем:

введение режима динамического торможения

введение режима генераторного торможения с гашением энергии на тормозном резисторе измерение мгновенных значений фазных токов двигателя измерение параметров схемы замещения двигателя

стабилизация скорости без использования датчика скорости при медленно меняющейся нагрузке ( скалярное управление двигателем )

введение режима рекуперативного торможения с отдачей энергии в сеть управление скоростью и моментом при произвольной нагрузке (учет влияния электромагнитных и электромеханических переходных процессов в приводе - векторное управление двигателем)

Выводы

Приведена упрощенная программа управления для микроконтроллера с комментариями, поясняющими принцип работы. Предложенная программа позволяет реализовать управление частотой вращения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Закон управления обеспечивает постоянство критического момента двигателя независимо от частоты, за исключением области очень низких частот. Управление двигателем скалярное, что позволяет подключить к выходу преобразователя частоты несколько машин. Эти возможности в сочетании с низкой ценой позволяют создать простой и надежный преобразователь частоты, который может быть использован, например, в лабораторных целях для демонстрации частотного управления асинхронными машинами.

Перечень ссылок

1. http://www.ab.com

2. http://www.mitsubishichips.com/Global/common/cfm/eProfile.cfm?FOLDER=/product/power/po wermod/ dipipm/ dipipmv3

3. http://www.mitsubishichips.com/Global/common/cfm/ePartProfile.cfm?FILENAME=ps21563_e. pdf

4. Притужалов В.Я. Электрические машины: Учеб. пособ. /В.Я. Притужалое. - Мариуполь: ПГТУ, 2002. - 250с.

5. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи: Учебник. /Л.А. Бессонов. - М.: Гардарики, 2002. - 638с.

6. http ://www. atmel.com/ dyn/resources/prod_documents/doc 1477 .pdf

7. http://www.iar.com

Статья поступила 31.Ol.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.