<£г>
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК 372.881.1.
опыт применения информационных технологий в процессе обучения
В.В. Гаврилов,
канд. техн. наук, доцент,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается прикладная программа тренинга и контроля знаний студентов по обучаемому предмету (по информатике, иностранному языку и др.) в форме тестов. тест может содержать до 100 запросов, отражать текущую оценку, время на ответ и анализ правильности текущего результата. Программа с успехом используется на протяжении последних 10 лет по разным дисциплинам в МФЮА и МГПУ.
ключевые слова: запрос, тест, информационная технология, тренажер, прикладная программа, тренинг.
Abstract. The present article deals with the problems of training, controlling and self-education of students in learning foreign languages, information science and in other subjects. The result of more than ten years experience of using information technologies in training of students at the Department of Primary Study of Foreign Languages at Moscow city Pedagogical University and at the Moscow Financial Law Academy are also discussed in the article.
Keywords: request, information technology, test, simulator, application program, training.
В эпоху массового использования вычислительной техники процесс обучения не остался в стороне. Различные прикладные программы начинают применяться в процессе ознакомления, усвоения и контроля знания учебного материала по различным предметам, в том числе и в процессе обучения иностранному языку. Это программы ИДО (информационное дистанционное обучение) для заочников, прикладные программы тренажа с целью закрепления пройденного материала по предмету, программы контроля и оценки знаний по различным предметам.
Рис. 1 . Пример тестового задания по английскому языку
Рис. 2. Пример тестового задания по информатике
Контроль усвоения выбранного предмета заключается в тестировании студента по выбранной теме. Перед началом тестирования студент печатает свою фамилию и через пробел имя, которые автоматически заносятся в файл статистики вместе со временем начала контроля. В свою очередь оператор (преподаватель) отмечает в меню нужный предмет галочкой (рис. 3), после чего загорается
<з!Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
левое нижнее окошко «Начало работы» и выбранный тест готов для работы. Студент щелкает по указанному окошку и перед ним появляется первый вопрос теста (рис. 1). В верхней части представлены три контрольных окошка: первое слева окно информирует студента о текущей оценке тестируемого в процентах, следующее направо за ним окошко информирует о наличии времени для ответа на текущий вопрос, крайнее правое окошко информирует о наличии времени для ответа на весь тест и анализа правильности ответа. Эти значения времен задаются преподавателем перед началом тестирования.
ПОДГОТОВКА К ТЕСТИРОВАНИЮ
Перед началом тестирования преподаватель должен очистить файл статистики т.е. выбрать из меню (рис. 3) «Настройку» и открыть следующее окно меню (рис. 4.).
Рис. 3. Меню теста
Настройка
Тестирование |Дополнительно Режим работы
С Тренажер (задаются все вопросы по выбраным темам] С* Контроль знаний Задать не более рГЬо
Остальные параметры
Перемешивать: 17 Вопросы |7 Варианты ответов |7 Ограничить время ответа на вопрос до (сек) 17 Ограничить общее время работы до (мин) ¡30 [7 Показывать правильные варианты ответов
46
1 0 программе... ¡21 Записать | у^ О К ! X Отмена
Рис. 4. Окно настройки меню
Рис. 5. Дополнительное окно статистики
В этом окне преподаватель выбирает максимальное количество вопросов, которое будет в тесте, устанавливает в секундах время, отпущенное для ответа на один вопрос, устанавливает время для ответа на весь тест и анализ, ставит галочки там, где это необходимо по логике, выбирает режим (например, контроль знаний) и только после этого нажимает на клавишу ОК. Настройка на этом закончена. После этого надо вернуться в первое окно (рис. 3) и начать тестирование нажатием «Начать работу». Чтобы очистить файл статистики, необходимо открыть третье окно меню, нажав на «Дополнительно» (рис. 5).
Затем нажать на клавишу «Очистить», после чего клавиша «Показать статистику» погаснет, сигнализируя нам о том, что таблица статистики чиста. Пример файла статистики в Excel приведен на рис .6.
А 1 - Р • I*
Главная | Бс — Ц Calibré
STAT AS2 - Microsoft Excel Разметка страницы формулы Данные Рецензирование Вид
= [Р S3 © = S S3
И
-J tfc.
Вставить
?
Буфер обмена
ж к ч - А
Л А-
Шрифт
Выравнивание
Общий
щ- %
а Вставить ' * Удалить * I Формат ' Ячейки
âr й
z -
а-
Сортировка Наити и и фильтр • выделить' Редактирование
х ✓ /х
А В С О Е F s H
1 Фамилия и Имя Учащегося à Режим " Баллов Г*-] МАХ ж Среди Оценка Шк Г^ ] Время начала I"*") Время рг
2 Петров Андрей «1 5 4 0 6:03:37
3
4
5
б
7
3
9
10
11
12
13
14
15
16
17
H > M STAT AS2 V H« IUI 1 ►IT
iä]j статья! -,,.
IS
О Microsoft Е... RL ^fo PS g
Рис. 6. Файл статистики
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ОБОЛОЧКИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для контроля знаний учащихся с помощью персонального компьютера [1].
Возможны два режима работы:
а) контроль знаний, когда из всех вопросов теста задается указанное вами количество вопросов;
б) тренажер, когда программа задает все вопросы теста (рис. 4).
При запуске программы вы можете выбрать следующие варианты
работы:
а) задавать вопросы последовательно или в случайном порядке;
б) перемешивать варианты ответов на вопросы;
в) ограничить время ответа на 1 вопрос;
г) ограничить время ответа на все вопросы.
Программа сохраняет статистику работы в текстовом файле STAT_ AS2.TXT (рис. 6.), который для получения статистических данных по успеваемости может быть обработан с помощью средств программы Excel. Вопросы для теста-программы можно написать в любом текстовом редакторе в формате TXT (WIN-1251), например, с помощью стандартного блокнота (NOTEPAD) [2; 3].
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная прикладная программа содержит тесты по различным разделам грамматики английского языка, информатики для групп 1,2 и 4 курсов студентов очного и вечернего отделений, а также для групп юристов социального факультета МГПУ по различным разделам гражданского права и логики. Чем больше выборка (количество запросов в тесте), тем точнее оценка. Количество запросов и номер текущего запроса отмечаются вверху в отдельном окошке (рис. 1).
Обычно группа из 15-20 студентов проходит тест за один сеанс контроля в течение 15-20 минут. Время на ответ на запрос обычно устанавливается 45 сек. Практика показала, что наиболее оптимальный метод усвоения нового материала заключается в закреплении материала в режиме тренажа и только после этого контроль и оценка знаний в режиме тестирования (контроля). Повторный тренаж (тест) малоэффективен. Это наглядно представлено на гистограмме (рис. 7). Первая оценка (оценка 1) это оценка, полученная студентом после тренажа, т.е. после ознакомления с учебным
<з!Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
материалом. Вторая оценка получена уже в процессе контроля и оценки усвоения материала. Третья оценка получена после повторного контроля и оценки. Малая эффективность последней оценки подчеркивает достаточность одного сеанса тренажа и последующего контроля.
4,5 4 -
3,5 -3
2,5 -2 -
1,5 1 -
0,5 -О
Рис. 7.
Как видно из гистограммы (рис. 7), существенное улучшение знания материала наблюдается уже после режима «Тренаж» (оценка 2), а после «Контроля» (оценка 3) оценка закрепляется с небольшим улучшением.
Положительная динамика роста оценки указывает на эффективность использования программы в процессе обучения английскому языку и может быть использована на всех этапах учебного процесса для других учебных предметов. При этом затрачивается минимум времени для всей группы студентов и повышается оперативность усвоения учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилов В.В. Опыт применения информационных технологий в процессе изучения иностранных языков // Труды Всероссийской научно-практической конференции: Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе. Том 2. - М., 2009.
2. Гаврилов В.В. Учебное пособие по грамматике английского и немецкого языка // Педагогика и методика начального образования. Часть 1. - М., 2010.
Динамика роста оценок
^-СЗ.В»--
<
Оценка1 Оценка2 ОценкаЗ
Средние оценки усвоения грамматического материала