© Т.В. Тутубалина, 2014.
УДК 615.584
Тутубалина Т. В.
опыт применения иглорефлексотерапии в сохранении профессионального здоровья лётчиков
ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» МО РФ, г. Владивосток.
Опираясь на собственный опыт, автор рассматривает вопросы показания и результатов применения иглорефлексотерапии в сохранении профессионального здоровья военных летчиков, на которое оказывает влияние специфика летной работы. Особое внимание автор уделяет показаниям и специфики лечения поясничного остеохондроза. Делается вывод о том, что иглорефлексотерапия очень эффективна при остеохондрозе позвоночника, поскольку именно вдоль позвоночника находится большое количество биологически активных точек. Подчеркивается важность индивидуального лечения и квалифицированность специалиста-иглорефлексотерапевта.
Ключевые слова: иглорефлексотерапия, летчики, здоровье, поясничный остеохондроз.
Цитировать: Тутубалина Т.В. Опыт применения иглорефлексотерапии в сохранении профессионального здоровья лётчиков // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №1(55). С. 34-36. URL: http://yadi.Sk/d/8ukvcZKiNPp3t
Сохранение профессионального здоровья лётного состава авиации является актуальнейшей проблемой авиационной медицины [1, 4]. В данном случае профессиональное здоровье - это способность организма сохранять защитные и компенсаторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, увеличение профессионального долголетия летчиков с сохранением их социальной активности [2] и обеспечением безопасности полетов [3, 7].
Специфика лётной работы оказывает существенное влияние на течение заболеваний у летчиков [4,6] . Уменьшается летное долголетие. При этом за последние 13 лет на первое место вышли дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника (22,5-33,4%), это требует пристального внимания [2, 5]
Более того, по сообщению издания Neurology (2013), американские ученые из Центра изучения здоровья Техасского университета провели исследование, в результате которого выяснили, что у летчиков ВВС США, которые проводят много времени на большой высоте, происходит повреждение белого вещества головного мозга подобное повреждению нейронов водолазов, страдающих кессонной болезнью. В данном случае причиной появления таких «царапин» является декомпрессия головного мозга в результате изменения атмосферного давления при поднятии на большую высоту. При этом быстро понижается давление вдыхаемой газовой смеси, в результате газы, растворенные в организме, начинают выделяться в виде пузырьков в кровь и разрушать стенки кровеносных сосудов, блокируя кровоток. Эти пузырьки газа так же повреждают сеть проводников между нейронами головного мозга, в результате чего образуются «царапины».
Если количество и качество таких «царапин» превышает допустимый уровень, то возникает нарушение проведения импульса. Клинически могут возникать различные симптомы от нарушения аппетита
и потери памяти до двигательных нарушений. При сканировании магнитно-резонансным томографом мозга 193 добровольцев, из которых 102 являлись военными летчиками, оказалось, что количество «царапин» на белом веществе мозга пилотов в 3 раза превышало их число у контрольной группы, и эти повреждения были крупнее. Более того, если у членов контрольной группы повреждения располагались во фронтальной области, то у летчиков они были распространены по всему объему белого вещества головного мозга. А так же команда американских ученых определила, что риск развития кессонной болезни у военных летчиков с 2006 г. по настоящее время увеличился в 3 раза.
Авторы исследования предлагают «высотную» кессонную болезнь признать профессиональной болезнью летчиков. Это факт требует дальнейшего изучения и разработок своевременного лечения и профилактики.
Анализ данных, полученных при проведении более 14 тысяч исследований, в ФГУ «7 Центральный военно-клинический авиационный госпиталь МО РФ», Государственном НИИИ военной медицины МО РФ преимущественно традиционными рентгенологическими методиками, показал, диагноз «Здоров» был установлен только у 3,2% летчиков, а большинство годных к продолжению летной деятельности пилотов (59,6%) имели различные диагнозы. Причем 6,9% летчиков из этой категории были допущены к полетам в порядке индивидуальной оценки [2, 4].
Более чем у трети пилотов - 35% [1, 4] выявлены дегенеративные заболевания позвоночника (ДЗП), по поводу которых отстранены от летной работы 28% от общего числа дисквалифицированных пилотов. Это согласуется с данными большинства исследователей [1, 4].
Мы не будем детально рассматривать влияние пониженного атмосферного давления при подъеме на высоту, влияние ударных перегрузок (УП) при
совершении посадки самолета (голова-таз), этим вопросам посвящены статьи специалистов ФГУ «7 Центральный военный клинический авиационный госпиталь МО РФ» и многих других авторов, изучающих эту тему.
Все авторы единодушны в том, что профессиональные нагрузки ведут к нарушению функционального состояния позвоночного столба (ПС) даже при отсутствии видимых изменений, а в дальнейшем к развитию остеохондроза позвоночника (ОП).
Безусловно, в условиях стационарного проведения ВЛЭ в полном объеме можно выявить патологические изменения на более раннем этапе, можно провести более углубленное исследование позвоночника (КТ, МРТ и пр., есть возможность изучить сосудистые изменения, как следствие ДЗП, используя современные методики). А так же есть возможность для лечения и профилактики.
Вопросам лечения и профилактики заболеваний позвоночника у летного состава в период прохождения ВЛЭ на базе 1477 военно-морского клинического госпиталя уделяется пристальное внимание. Изучается влияние профессиональных, возрастных факторов, зависимость состояния здоровья от количества часов налета.
К услугам пациентов предоставлено аппаратное лечение на базе ФТО, бассейн, сауна, отделение лечебной физкультуры с тренажёрным залом, кабинет иглорефлексотерапии.
Основными задачами, поставленными перед иглорефлексотерапевтом при лечении и профилактике остеохондроза позвоночника (ОП) у летчиков являются:
- снятие патологических функциональных блоков, как правило, возникающих при ударных перегрузках, имеющих тенденцию к накоплению на взлётах и посадке,
- устранение перегрузки;
- создание оптимальных условий для улучшения обмена веществ.
Развертывающаяся на иглотерапию (чжень-цзю) реакция является сложной, многоликой, состоящей, по крайней мере, из трех основных компонентов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга: местной реакции, а в основе местной реакции на введение иглы лежит не только механическое раздражение экстеро- и проприорецепторов, но и ин-терорецепторов; сегментарной (и даже органной) реакции и общей диффузной реакции.
Любая реакция, протекающая в целостном организме, развивается как вегетативно-соматическая, что обеспечивается морфологическим сближением этих сфер и функциональным взаимодействием их на разных уровнях центральной нервной системы. Большую роль в генезе описанных местных изменений играет механизм аксон-рефлекса [3, 4].
Игла в точке является источником длительной и интенсивной импульсации, вызывающей нейрогенные и гуморальные сдвиги в месте воздействия, и волну отраженных реакций (сегментарную и общую), которые, в свою очередь, влияют на состояние периферических рецепторов и тканей в зоне местного воздействия, улучшают микроциркуляцию во многих органах и системах.
Как следствие этого, решаются поставленные задачи: снимается спазм, улучшается кровообращение в длинных мышцах спины, улучшается проведение нервных импульсов, нормализуются функции мозга и сердца /по данным ЭЭГ и ЭКГ/, повышается иммунитет, улучшается обмен веществ.
В нашем наблюдении через кабинет ИРТ в 2012 г. прошли лечение 35 пациентов, направленных на ВЛЭ. У 10 пациентов ОП диагностирован в шейном отделе, ОП в грудном - 5, распространённый ОП - 10, ОП в пояснично-крестцовом отделе - 6, профилактическое лечение получили четыре пациента.
Таблица
Эффективность ИРТ при лечении остеохондроза позвоночника по данным 2005-2010 гг.
Процесс, симптома- тика Шейный остеохон- дроз ОП грудного отдела ОП пояс-нично-крестц. отд. Распространение
ОП Про- фил.
Болевой синдром б 4 б б
Начальная стадия б 1 1 4
Итого 10 б б 10 4
Все пациенты отмечали улучшение, снятие болевого синдрома в процессе и по окончанию лечения. Из этого числа 25 пациентов принимают лечение в течение 3-х лет. С их слов, лечение в период прохождения ВЛЭ помогает лучше переносить профессиональные нагрузки в течение года. Шесть летчиков впервые направлены на курс ИРТ. Четыре пациента прибыли для профилактического лечения.
Помимо ИРТ пациенты получали массаж, двигательную нагрузку в бассейне, занятия лечебной физкультурой.
Перечисленные мероприятия способствовали разрушению патологического двигательного стереотипа, который обычно возникает при нарушениях функционирования позвоночного столба.
Вывод. Мы рекомендуем ИРТ, массаж, рациональные двигательные нагрузки как неотъемлемую составляющую комплекса для сохранения профессионального здоровья лётного состава и, в частности, при лечении остеохондроза. При назначении и проведении ИРТ следует помнить, что этот метод лечения (как и любой другой) может проводиться и назначаться пациенту только ква-
лифицированным специалистом (невропатологом) и только после всестороннего обследования. ИРТ, проведенная неквалифицированно может не только не принести желаемого эффекта, но и стать причиной ухудшения общего состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюков Б. Г., Зеренков П. А., Антонюк М. В. Актуальные проблемы здоровья военнослужащих Тихоокеанского флота. Владивосток, 2008. 254 с.
2. Благинин А. Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем. Дисс. ... канд. мед. Наук. СПб, 2005.
3. Именовский И.Э., Лубашев Я.А., Багаудинов К.Г., Чурилов Ю.К. Влияние профессиональновозрастных факторов в формировании заболеваний позвоночника у лиц летного состава различных родов авиации. ФГУ «7 Центральный военный кли-
нический авиационный госпиталь МО РФ». М.: Воениздат, 2011. 104 с.
4. Лапа В.В., Козлов В.В. Зависимость статических нарушений от ряда факторов летного труда. М. Медицина, 1996. 156 с.
5. Моисеев Ю.Б., Корженьянц В.А., Ступин Ф.П. Остеохондроз позвоночника как закономерное осложнение катапультирования. Государственный НИИ военной медицины Минобороны РФ. М.: Воениздат, 2003. 128 с.
6. Свидетельство № 2008614775 Программа для ЭВМ «Мониторинг состояния здоровья военнослу-жащих»/Андрюков Б.Г., Андрюков И.Б., Антонюк М.В., Зеренков П.А. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 3.10.2008.
7. Тутубалина Т., Пономарев Ю. Применение метода зональной ИРТ в комплексном лечении воспаления легких // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. № 1-2 С. 207-208.
Tutubalina T.V.
application experience acupuncture in preservation of the health of professional pilots
FGKU «1477 Naval Clinical Hospital» MO RF, Vladivostok.
Based on our own experience, the author examines the evidence and the results of applying acupuncture in maintaining health professional military pilots, which are influenced by the specifics of flight operations. Particular attention is given to the testimony and the specific treatment of lumbar degenerative disc disease. It is concluded that acupuncture is very effective in osteochondrosis, along the spine because it is a large number of biologically active points. Emphasizes the importance of individualized treatment and specialist qualification.
Keywords: acupuncture, pilots, health, lumbar osteochondrosis.
Citation: Tutubalina T.V. Application experience acupuncture in preservation of the health of professional pilots. Health. Medical ecology. Science. 2014; 1(55): 34-36. URL: http://yadi.sk/d/8ukvcZKiNPp3t
Сведения об авторе
Тутубалина Татьяна Викторовна, врач высшей категории, заведующая кабинетом иглорефлексотерапии ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ. Тел.: 89147057193; e-mail: [email protected]