Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬФА-ТРЕНИНГА С БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ «РЕАКОР» В КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬФА-ТРЕНИНГА С БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ «РЕАКОР» В КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные функции головного мозга / дети младшего школьного возраста / системный подход / эмоциональное состояние / функциональная асимметрия / cognitive functions of the brain / children of primary school age / a systematic approach / emotional state / functional asymmetry

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — О.Г. Сафоничева, О.А. Михайлова, Т.Ю. Овсянникова, И.Н. Рахманина, У.Н. Рябова

Статья посвящена анализу эффективности применения альфа-тренинга функционального биоуправления «Реакор» на когнитивные функции головного мозга. Цель исследования – изучить влияние альфа-тренинга «Реакор» на электрическую активность и энергообмен головного мозга у детей с когнитивными нарушениями. Материалы и методы исследования. Проведено обследование 50 детей с когнитивными нарушениями, которые испытывали трудности в обучении, у которых выявлены нарушение памяти и внимания. Диагностику функционального состояния мозга, его метаболизма, адаптивных возможностей организма проводили с применением метода нейро-энерго-картирования. Изучение психофизиологических изменений (оценка функциональной асимметрии полушарий головного мозга и межполушарных взаимодействий; анализ изменений психоэмоционального уровня) осуществлялось с помощью поэтапной психофизиологической диагностики на аппаратно-программном комплексе «Активациометр 9К». Коррекционное воздействие было выполнено с использованием альфа-тренинга функционального биоуправления с биологически обратной связью. Тренинг назначался детям с дезорганизованным или слабо выраженным альфа-ритмом на ЭЭГ и нарушением метаболизма. Результаты и их обсуждение. После проведенного лечения у детей выявлены изменения межполушарных взаимодействий с перестройкой ведущего правого полушария в сторону левого у большинства респондентов, а также выравнивание функциональной асимметрии. Данные значения характеризуют расширение диапазона функциональных возможностей у детей с когнитивными нарушениями в результате проведения процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с биологически обратной связью. Заключение. Таким образом, корреляционный анализ индекса и мощности α ритма в правом и левом темпоральных отведениях до и после воздействия позволил выявить значимые различия медиан показателей уровня постоянного потенциала головного мозга, что может свидетельствовать об увеличении данных параметров даже после первого сеанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — О.Г. Сафоничева, О.А. Михайлова, Т.Ю. Овсянникова, И.Н. Рахманина, У.Н. Рябова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ALPHA-TRAINING WITH BIOLOGICAL FEEDBACK "REAKOR" APPLICATION FOR CORRECTION OF COGNITIVE BRAIN FUNCTIONS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the analysis of the effectiveness of alpha-training with functional biofeedback "Rehacor" application on the cognitive functions of the brain. The aim of the study is the analysis of alpha-training "Rehacor" effect on the electrical activity and energy metabolism of the brain in children with cognitive impairments. Materials and methods. 50 children with cognitive impairments (learning difficulties, impaired memory and attention) were examined. Diagnostics of the functional state of the brain, its metabolism, adaptive capabilities of the children was carried out using the method of neuro-energy mapping. The study of psychophysiological changes (assessment of the functional asymmetry of the cerebral hemispheres and interhemispheric interactions; analysis of changes in the psycho-emotional level) was carried out using a phased psycho-physiological diagnostical hardware-software complex "Activationometer 9K". Corrective action was performed using functional biofeedback alpha-training with biofeedback. Training was prescribed for children with disorganized or weakly expressed alpha-rhythm on the EEG and metabolic disorders. Results. Changes in interhemispheric interactions with the restructuring of the leading right hemisphere towards the left, as well as the alignment of functional asymmetry, were showed in most children after the treatment. These values characterize the expansion of functional capabilities in children with cognitive impairments as a result of the functional alpha-training procedure with biofeedback. Conclusion. Thus, the correlation analysis of the α-rhythm index and power in the right and left temporal leads before and after exposure, made it possible to identify significant differences in the median indicators of constant brain potential level. It may indicate the increase in these parameters even after the first session.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬФА-ТРЕНИНГА С БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ «РЕАКОР» В КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 47-51

УДК: 612.821.5 DOI: 10.24412/1609-2163-2023-4-47-51 EDNWXKICO ^^

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬФА-ТРЕНИНГА С БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ «РЕАКОР» В

КОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

О.Г. САФОНИЧЕВА*, О.А. МИХАЙЛОВА**, Т.Ю. ОВСЯННИКОВА***, И.Н. РАХМАНИНА***, У.Н. РЯБОВА**,

Н.Ю. СЯЗИНА**, Е.П. ФРАНТАСОВА***

*ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991, Россия **ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие»», ул. Татищева 12 а, г. Астрахань, 414056, Россия ***ГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева», ул. Татищева 20 а, г. Астрахань, 414056, Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу эффективности применения альфа-тренинга функционального биоуправления «Реакор» на когнитивные функции головного мозга. Цель исследования - изучить влияние альфа-тренинга «Реакор» на электрическую активность и энергообмен головного мозга у детей с когнитивными нарушениями. Материалы и методы исследования. Проведено обследование 50 детей с когнитивными нарушениями, которые испытывали трудности в обучении, у которых выявлены нарушение памяти и внимания. Диагностику функционального состояния мозга, его метаболизма, адаптивных возможностей организма проводили с применением метода нейро-энерго-картирования. Изучение психофизиологических изменений (оценка функциональной асимметрии полушарий головного мозга и межполушарных взаимодействий; анализ изменений психоэмоционального уровня) осуществлялось с помощью поэтапной психофизиологической диагностики на аппаратно-программном комплексе «Активациометр - 9К». Коррекционное воздействие было выполнено с использованием альфа-тренинга функционального биоуправления с биологически обратной связью. Тренинг назначался детям с дезорганизованным или слабо выраженным альфа-ритмом на ЭЭГ и нарушением метаболизма. Результаты и их обсуждение. После проведенного лечения у детей выявлены изменения межполушарных взаимодействий с перестройкой ведущего правого полушария в сторону левого у большинства респондентов, а также выравнивание функциональной асимметрии. Данные значения характеризуют расширение диапазона функциональных возможностей у детей с когнитивными нарушениями в результате проведения процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с биологически обратной связью. Заключение. Таким образом, корреляционный анализ индекса и мощности а - ритма в правом и левом темпоральных отведениях до и после воздействия позволил выявить значимые различия медиан показателей уровня постоянного потенциала головного мозга, что может свидетельствовать об увеличении данных параметров даже после первого сеанса.

Ключевые слова: когнитивные функции головного мозга, дети младшего школьного возраста, системный подход, эмоциональное состояние, функциональная асимметрия.

EXPERIENCE OF ALPHA-TRAINING WITH BIOLOGICAL FEEDBACK "REAKOR" APPLICATION FOR

CORRECTION OF COGNITIVE BRAIN FUNCTIONS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

O.G. SAFONICHEVA*, O.A. MIKHAILOVA**, T.YU. OVSYANNIKOVA***, I.N. RAKHMANINA***, E.N. RYABOVA**,

N.YU. SYAZINA**, E.P. FRANTASOVA***

* I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Trubetskaya str., 8, p. 2, Moscow, 119991, Russia ** State Autonomous Scientific- and- practical Center for the Rehabilitation of the Children "Correction and Development",

Tatishchev str. 12 a, Astrakhan, 414056, Russia *** V.N. Tatishchev Astrakhan State University, Tatishchev str. 20 а, Astrakhan, 414056, Russia

Abstract. The article is devoted to the analysis of the effectiveness of alpha-training with functional biofeedback "Rehacor" application on the cognitive functions of the brain. The aim of the study is the analysis of alpha-training "Rehacor" effect on the electrical activity and energy metabolism of the brain in children with cognitive impairments. Materials and methods. 50 children with cognitive impairments (learning difficulties, impaired memory and attention) were examined. Diagnostics of the functional state of the brain, its metabolism, adaptive capabilities of the children was carried out using the method of neuro-energy mapping. The study of psychophysiological changes (assessment of the functional asymmetry of the cerebral hemispheres and interhemispheric interactions; analysis of changes in the psycho-emotional level) was carried out using a phased psycho-physiological diagnostical hardware-software complex "Activationometer - 9K". Corrective action was performed using functional biofeedback alpha-training with biofeedback. Training was prescribed for children with disorganized or weakly expressed alpha-rhythm on the EEG and metabolic disorders. Results. Changes in interhemispheric interactions with the restructuring of the leading right hemisphere towards the left, as well as the alignment of functional asymmetry, were showed in most children after the treatment. These values characterize the expansion of functional capabilities in children with cognitive impairments as a result of the functional alpha-training procedure with biofeedback. Conclusion. Thus, the correlation analysis of the а-rhythm index and power in the right and left temporal leads before and after exposure, made it possible to

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 47-51

identify significant differences in the median indicators of constant brain potential level. It may indicate the increase in these parameters even after the first session.

Keywords: cognitive functions of the brain, children of primary school age, a systematic approach, emotional state, functional asymmetry.

Актуальность. В настоящее время когнитивные расстройства у детей представляют одну из наиболее актуальных проблем, обуславливающую трудности обучения. Чаще всего, наряду с когнитивными нарушениями, у детей наблюдается снижение памяти, от-влекаемость, дефицит активного внимания, низкий познавательный интерес и негативизм, что влияет не только на способности ребенка развивать свои интеллектуальные возможности, но и на социальную адаптацию в целом [1,8]. В связи с наличием данной проблемы, все более актуальными становятся вопросы, связанные с диагностикой особенностей развития когнитивных функций и возможностью их патогенетической коррекции [3,4].

Обследование детей с нарушением когнитивного развития стандартными методами оценки соматических свойств (рентгенограмма, компьютерная томограмма, магниторезонансная томограмма) часто не подтверждает наличие органического дефекта головного мозга. При проведении ЭЭГ у таких детей зачастую определяются признаки функциональной незрелости нейронов [7,11]. Несомненно, ЭЭГ - высокоинформативный метод, регистрирующий электрические потенциалы головного мозга и указывающий на степень зрелости нейронов, но как любое другое обследование - не обладает специфичностью. Таким образом, прямая корреляция между клиническими проявлениями когнитивных нарушений и степенью нарушения электрической активности головного мозга отсутствует [10].

Вместе с тем, в современных научных исследованиях, показана прямая взаимосвязь ЭЭГ и особенностями функциональной активности головного мозга. Отмечается, что у детей наличие а-ритма в ЭЭГ в возрастной норме указывает на функциональную активность мозга и является благоприятным прогностическим признаком развития когнитивных функций [13]. В то же время установлено, что у детей с когнитивными нарушениями отмечается уменьшение а-ритма или полная его депривация по сравнению с возрастной нормой и, как следствие, низкая функциональная активность мозга [6]. По данным Всемирной организации здравоохранения до 40% лекарственных препаратов для лечения детей с задержкой интеллектуального развития оказываются не эффективными при назначении стандартизированной дозировки усредненному пациенту.

В этой связи, одной из актуальных задач современной медико-психолого-педагогической помощи является поиск нелекарственных методов с

доказанной эффективностью, позволяющих нормализовать показатели функциональной активации мозга до состояния гомеостаза для последующего персонализированного включения их в программу комплексной реабилитации детей с нарушением когнитивных функций [5,9,12]. Один из таких методов, способствующих каузальной коррекции когнитивных нарушений, является альфа-тренинг функционального биоуправления с биологически обратной связью (БОС) «Реакор» [2,14].

Цель исследования - изучить влияние альфа-тренинга «Реакор» на электрическую активность и энергообмен головного мозга у детей с когнитивными нарушениями.

Материал и методы исследования. Проведено обследование 50 детей в возрасте 7-12 лет с когнитивными нарушениями (трудности в обучении снижение памяти, дефицит внимания). Для диагностики функционального состояния мозга, его метаболизма, адаптивных возможностей организма применялся метод нейро-энерго-картирования (НЭК). Регистрация уровня постоянного потенциала (УПП) осуществлялась в пяти отведениях: фронтальном (Г), центральном (С), окципитальном (О) и двух темпоральных - правом (Т¿) и левом Т). Проекции областей регистрации УПП соответствовали основным сосудистым системам: передним мозговым, средним мозговым и вертебрально-базилярному бассейну.

Исследование психофизиологических показателей (оценка функциональной асимметрии полушарий головного мозга и межполушарных взаимодействий; анализ изменений психоэмоционального уровня) осуществлялось с помощью поэтапной диагностики на аппаратно-программном комплексе «Активациометр - 9К». В исследование были включены дети с изменениями электрической активности головного мозга (с отсутствием или слабой выраженностью а-ритма в электроэнцефалограмме). Все дети находились на реабилитации в ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие» и получали одинаковые протоколы социально-педагогических и медицинских процедур.

Коррекционное воздействие было выполнено с использованием альфа-тренинга функционального биоуправления с БОС, который назначался детям с дезорганизованным или слабо выраженным а-рит-мом на ЭЭГ и нарушением церебрального метаболизма.

В процессе исследования каждому ребенку проведено 10 процедур альфа-тренинга. Оценка

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2023 - Т. 30, № 4 - С. 47-51 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 47-51

психофизиологических изменений и определения кислотно-щелочного баланса с помощью аппаратно-программных комплексов, НЭК проводилась перед и после первой процедуры, а также до и после десятой процедуры. В процессе альфа-тренинга функционального биоуправления после каждой процедуры отслеживалась динамика изменения «-активности головного мозга, которую регистрировал аппаратный комплекс «Реакор».

Результаты и их обсуждение. Оценка психоэмоционального состояния детей с когнитивными нарушениями показала, что в ходе первичной диагностики у 35% детей диагностировался сниженный психический тонус, у 47% детей - повышенный психоэмоциональный фон, у 18% отмечается оптимальный психоэмоциональный фон (рис.).

■ и[МЖц.пМ11ЫП I1С!1М 1Н1Ч'11! м ТОНУС

1ошншыщй пиихптииншйпыэнП ф(»|

1ВШШЙ лсихснэисч1|ми|Ш1Ы!ыЕ1 фон

Рис. Исходные показатели психоэмоционального состояния детей

После проведения первой процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с БОС у 18% детей снизился и стабилизировался уровень психоэмоциональной напряженности; у 18% детей уровень психоэмоционального состояния сохранялся в пределах границ возрастной нормы; у 29% детей уровень психического тонуса изменился, но оставался ниже границ возрастной нормы; у 23% детей уровень психической напряженности изменился, но остался повышенным; у 6% наблюдался скачок с начальных низких показателей до чрезмерно высоких; у 6% отмечался скачок с начальных высоких показателей до низких показателей.

Показатели функциональной асимметрии полушарий до проведения процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с БОС распределились следующим образом: у 71% детей наблюдалась активация правого полушария, у 29% - активация левого полушария.

В результате контрольных замеров активации правого полушария по итогам проведения первой процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с БОС были получены следующие результаты: у 33 % испытуемых наблюдалось выравнивание функциональной асимметрии, что свидетельствовало о более эффективной переработке информации, о повышении качества выполнения заданий; у 35% происходила смена ведущего полушария (с правого

на левое) и позволяло предположить активацию речевых зон.

У 17,5% испытуемых с доминированием активации левого полушария по итогам проведения первой процедуры альфа-тренинга произошло выравнивание активации полушарий, что в целом может свидетельствовать об улучшении межполушарных взаимодействий; у 11,5% детей отмечалось усиление активации ведущего левого полушария.

Анализ изменений психоэмоционального уровня при проведении процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с БОС детям показал стабилизацию психического тонуса, снижение состояния напряжения, повышение жизнедеятельности.

Результаты замеров активации полушарий головного мозга в целом показали усиление межполу-шарных связей и усиление межполушарных взаимодействий, а также активацию левого речевого полушария, что являлось особенно актуальным для детей с речевыми нарушениями.

Данные, полученные в результате обследований детей, были подвергнуты статистическому анализу. Для анализа данных использовались математико-статистические методы. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Для параметров с неравномерно распределенными выборками (F), Индекса «-ритма и Мощности «-ритма использовали критерий Уилкоксона. Для остальных параметров используем критерий Стью-дента для парных выборок.

Таблица

Сравнение результатов состояние энергетической активности головного мозга, фоновых показателей метаболизма и уровня постоянных потенциалов детей до и после воздействия

Парам етр До взаимодей ствия После взаимодей ствия Значе ние крите рия Асимптоти ческие значения

F 9,3 (11,80) 9,7 (9,11) -0,366 0,714

С 18,1 (12,57) 20,9 (11,91) -1,156 0,256

О 12,8 (10,32) 16,8 (11,25) -1,788 0,083

Td 8,7 (10,06) 12,3 (9,41) -2,139 0,040

Ts 6,9(11,19) 13,5 (10,19) -3,396 0,002

Индекс а-ритма 9,3 (24,28) 23,8 (18,85) -2,808 0,005

Мощно сть а-ритма 3,5 (26,39) 20,5 (23,97) -2,865 0,007

Как видно из табл., достоверные различия до и после воздействия процедур имеются по параметрам Td, Ts, Индексу «-ритма и Мощности «-ритма.

При этом все показатели увеличивались после 10 сеансов.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 47-51

Если отрицательные показатели мощности а-ритма свидетельствовали об уменьшении этого параметра, то положительные значения - о том, что этот параметр увеличивался (даже во время первого сеанса). При этом значительное увеличение происходило после 10 сеансов.

Заключение. Результаты оценки функциональной асимметрии полушарий и межполушарных взаимодействий показали перестройку ведущего правого полушария в сторону левого у большинства респондентов, а также выравнивание функциональной асимметрии. Данные значения характеризовали расширение диапазона функциональных возможностей у детей с когнитивными нарушениями в результате проведения процедуры альфа-тренинга функционального биоуправления с биологически обратной связью.

При статистической обработке данных исследования выявлены значимые различия медиан показателей УПП головного мозга до и после воздействия в обеих височных отведениях: Td uTs (табл.), а также значимые различия индекса и мощности а-ритма до и после воздействия, что может свидетельствовать об увеличении данных параметров после воздействия альфа-тренинга «Реакор» у детей с когнитивными нарушениями.

Литература / References

1. Балакирева Е.А., Красноруцкая О.Н., Калмыкова Г.В. Нерешенные вопросы детской неврологии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014. № 28 (24-1). С. 5-7 / Balakireva EA, Krasnorutskaya ON, Kal-mykova GV. Nereshennye voprosy detskoy nevrologii [Unresolved Issues of Child Neurology]. Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Medicine. Pharmacy. 2014;28(24-1):5-7. Russian.

2. Джафарова О.А., Даниленко Е.Н. Нейробиоуправление в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности школьников // Открытое образование. 2016. Т. 20, № 2. С. 93-96 / Jafa-rova OA, Danilenko EN. Neirobioupravlenie v korrekcii sindroma deficita vnimaniya i giperaktivnosti shkolnikov. Otkrytoe obrazovanie [Neurofeedback in the correction of attention deficit hyperactivity disorder in schoolchildren. Open education]. 2016;20(2):93-6. Russian.

3. Кайда А.И., Эйсмонт Е.В., Рахманова С.А., Павленко В.Б. Связь характеристик ЭЭГ и уровня когнитивного развития у детей 46 лет // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Биология. Химия. 2018. Т. 4, № 3. С. 79-91 / Kaida AI, Eismont EV, Rakhmanova SA, Pavlenko VB. Svyaz' kharakteris-tik EEG i urovnya kognitivnogo razvitiya u detei 4-6 let. [The relationship between EEG characteristics and the level of cognitive development in children 4-6 years old]. Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University Biology. Chemistry. 2018;4(3):79-91. Russian.

4. Красноруцкая О.Н., Голосная Г.С., Бугримов Д.Ю., Ко-това Ю.А., Новиков М.Ю., Огурцов А.В. Нейроваскулярные биомаркеры как прогностические критерии формирования неврологических расстройств у детей в отдаленном периоде // Российский педиатрический журнал. 2020. Т. 23, №3. С. 154-159. DOI: 10.18821/1560-9561-2020-233-154-159 / Krasnorutskaya ON, Golosnaya GS, Bugrimov DYu, Kotova YuA, Novikov MYu, Ogurtsov AV. Neirovaskulyarnye biomarkery kak prog-nosticheskie kriterii formirovaniya nevrologicheskikh rasstroistv u detei v otdalennom periode [Neurovascular biomarkers as prognostic criteria for the formation of neurological disorders in children in the remote period]. Russian pediatric journal. 2020;23(3):154-9. DOI: 10.18821/1560-95612020-23-3-154-159. Russian.

5. Красноруцкая О.Н., Леднева В.С., Голосная Г.С. Оценка эффективности патогенетического лечения детей, перенесших перинатальную гипоксию // Вестник новых медицинских технологий. 2019. №1. С. 26-32. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16251 / Krasnorutskaya ON, Ledneva VS, Golosnaya GS. Ocenka effektivnosti patogenetich-eskogo lecheniya detei, perenesshikh perinatalnuyu gipoksiyu [Evaluation of the effectiveness of pathogenetic treatment of children with perinatal hypoxia]. Journal of New Medical Technologies. 2019;1:26-32. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16251. Russian.

6. Лущекина Е.А., Лущекина В.С., Стрелец В.Б. Исследование когерентности ЭЭГ у детей с расстройствами аутистического спектра: неоднородность группы // Физиология человека. 2021. Т. 47, №5. С. 17-27 / Luschekina EA, Luschekin VS, Strelets VB. Issledovaniye kogerentnosti EEG u detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra: ne-odnorodnost gruppy [EEG coherence study in children with autistic spectrum disorders: heterogeneity of the group]. Human Physiology. 2021;47(5):17-27. Russian.

7. Махин С.А., Кайда А.И., Эйсмонт Е.В., Павленко В.Б. Реактивность зеркальной системы головного мозга и уровень интеллекта у детей школьного возраста // Неврология и поведенческая физиология. 2021. Т. 51, №4. С. 486-495 / Makhin SA, Kaida AI, Eismont EV, Pavlenko VB. Reaktivnost zerkalnoy sistemy golovnogo mozga i uroven intellekta u detei shkolnogo vozrasta [Reactivity of the mirror system of the brain and intelligence levels in school-age children]. Neuroscience and Behavioral Physiology. 2021;51(4):486-95. Russian.

8. Пизова Н.В. Когнитивные нарушения в детском возрасте // Педиатрия. 2011. №4. С. 34-37 / Pizova NV. Kognitivnye narusheniya v detskom vozraste [Cognitive disorders in childhood]. Pediatrics. 2011;4:34-7. Russian.

9. Плеханов Л.А., Москвин С.В., Захарчук Ю.С., Шаяхме-това Т.А. Немедикаментозная профилактика двигательных нарушений у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы различного генеза // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2020. №2. Публикация 3-1. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2020-2/3-1.pdf (дата обращения 03.03.2020). DOI: 10.24411/2075-4094-2020-16600 / Plek-hanov LA, Moskvin SV, Zakharchuk YuS, Shayakhmetova TA. Nemedi-kamentoznaja profilaktika dvigatel'nyh narushenij u detej s perina-tal'nym porazheniem central'noj nervnoj sistemy razlichnogo geneza [Non-drug prevention of motor disorders in children with perinatal affection of the central nervous system of various genesis]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2020 [cited 2020 Mar 03];2 [about 9 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin /E2020-2/3-1.pdf. DOI: 10.24411/2075-4094-2020-16600.

10. Полунина А.Г., Брюн E.A. Интеллект и биоэлектрическая активность головного мозга у детей: возрастная динамика в норме и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Русский журнал детской неврологии. 2010. Т. 5, №3. С. 31-46 / Polunina AG, Brun EA. Intellekt i bioelektricheskaya aktivnost golovnogo mozga u detei: vozrastnaya dinamika v norme i pri sindrome deficita vnimaniya s giperaktivnostjyu [Intelligence and bioelectric activity of the brain in children: age dynamics in normal and in attention deficit hyperactivity disorder]. Russian Journal of Pediatric Neurology. 2010;5(3):31-46. Russian.

11. Сафоничева М.А., Сафоничева О.Г., Миненко И.А., Кое-кина О.И. Неврологические и нейрофизиологические исследования детей с нарушением интеллектуального развития // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18, № 3. С. 238-241 / Safonicheva MA, Safonicheva OG, Minenko IA, Koekina OI. Nevro-logicheskie i neirofiziologicheskie issledovaniya detei s narusheniem in-tellektualnogo razvitiya [Neurological and neurophysiological studies of children with intellectual disabilities]. Journal of New Medical Technologies. 2011;18(3):238-41. Russian.

12. Сафоничева М.А., Наливайко Г.А., Сафоничева О.Г., Миненко И.А., Кобзарь Ю.В. Новые диагностические технологии и методы нелекарственной реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития // Вестник восстановительной медицины. 2011. № 3 (43). С. 42-46 / Safonicheva MA, Nalivaiko GA, Safonicheva OG, Minenko IA, Kobzar YuV. Novye diagnosticheskie tekhnologii i metody nelekarstvennoi reabilitacii detei s narusheniem intellektualnogo razvitiya [New diagnostic technologies and methods of non-drug

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 4 - P. 47-51

rehabilitation of children with intellectual disabilities]. Bulletin of restorative medicine. 2011 ;3(43):42-6. Russian.

13. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Якупова Л.П. Клинико-биологические подходы к диагностике и обоснованию персонализированной терапии у пациентов с расстройствами аутистического спектра // Психиатрия. 2018. Т. 78. С. 17-24 / Simashkova NV, Klyush-nik TP, Yakupova LP. Kliniko-biologicheskiye podkhody k diagnostike i obosnovaniyu personalizirovannoi terapii u pacientov s rasstroistvami autisticheskogo spektra [Clinical and biological approaches to the diagnosis and justification of personalized therapy in patients with autism spectrum disorders]. Psychiatry. 2018;78:17-24. Russian.

14. Столетний А.С. Психологические предикторы произвольной регуляции в условиях ЭЭГ-БОС тренинга // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prediktory-proizvolnoy-regulyatsii-v-usloviyah-eeg-bos-treninga (дата обращения: 17.09.2019) / Stoletny AS. Psikhologicheskie prediktory proizvolnoi regulyacii v usloviyakh EEG-BOS treninga [Psychological predictors of voluntary regulation under conditions of EEG-BFB training] // North Caucasian Psychological Bulletin. 2015;3. Available from: https://cyber-leninka.ru/article/n/psihologicheskie-prediktory-proizvolnoy-reg-ulyatsii-v-usloviyah-eeg-bos-traininga.

Библиографическая ссылка:

Сафоничева О.Г., Михайлова О.А., Овсянникова Т.Ю., Рахманина И.Н., Рябова У.Н., Сязина Н.Ю., Франтасова Е.П. Опыт применения альфа-тренинга с биологически обратной связью «реакор» в коррекции когнитивных функций головного мозга у детей младшего школьного возраста // Вестник новых медицинских технологий. 2023. №4. С. 47-51. Б01: 10.24412/1609-2163-2023-447-51. ББМ ШХИСО.

Bibliographic reference:

Safonicheva OG, Mikhailova OG, Ovsyannikova TYu, Rakhmanina IN, Ryabova EN, Syazina NYu, Frantasova EP. Opyt primeneniya al'fa-treninga s biologicheski obratnoy svyaz'yu «reakor» v korrektsii kognitivnykh fUnktsiy golovnogo mozga u detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Experience of alpha-training with biological feedback "reakor" application for correction of cognitive brain functions in children of primary school age]. Journal of New Medical Technologies. 2023;4:47-51. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-4-47-51. EDN WXKICO. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.