Научная статья на тему 'Опыт преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура» в РостГМУ'

Опыт преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура» в РостГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА / БИОФИЗИКА / МЕДИЦИНСКАЯ АППАРАТУРА / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / HIGHER SCHOOL / THE TEACHING OF NATURAL SCIENCES / BIOPHYSICS / MEDICAL FACILITIES / RATING GRADING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоненко Г. В., Карасенко Н. В.

Данная статья посвящена опыту преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура» в Ростовском медицинском государственном университете в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2010 года. Обсуждается структура дисциплины, техническое обеспечение, методика проведения практических и теоретических занятий, рейтинговая система оценки знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоненко Г. В., Карасенко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of teaching of the discipline «medical facilities» in Rostov state medical university

The article is devoted to the experience of teaching of the discipline «Medical Facilities» in Rostov State Medical University in compliance with the 2010 year State Educational Standard of Higher Vocational Education. The structure of the discipline, technical supplying, methods of conducting practical and theoretical lessons, rating grading system are discussed.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура» в РостГМУ»

УДК 378.147:615.47

Опыт преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура»

в РостГМУ

Г.В. Антоненко, Н.В. Карасенко Ростовский государственный медицинский университет

Аннотация: Данная статья посвящена опыту преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура» в Ростовском медицинском государственном университете в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2010 года. Обсуждается структура дисциплины, техническое обеспечение, методика проведения практических и теоретических занятий, рейтинговая система оценки знаний студентов.

Ключевые слова: Высшая школа; преподавание дисциплин естественнонаучного цикла; биофизика; медицинская аппаратура; рейтинговая система оценки знаний. .

С 2011/12 учебного года преподавание всех дисциплин в Ростовском государственном медицинском университете проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 2010 года [1], представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов.

Согласно указанным стандартам, выпускники по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» при обучении в медицинском ВУЗе должны быть подготовлены к выполнению различных видов профессиональной деятельности, в первую очередь - профилактической, диагностической и лечебной.

Основная образовательная программа подготовки врача разрабатывается на основе ФГОС ВПО и включает в себя учебный план и программы учебных дисциплин. При этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную часть, устанавливаемую ВУЗом. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовой дисциплины.

Согласно ФГОС ВПО, в математический и естественнонаучный цикл входит дисциплина «Физика, математика» с общей трудоемкостью 3 зачетных единицы (108 академических часов). За указанное время невозможно рассмотреть теоретические основы медицинской и биологической физики и освоить лабораторный практикум по дисциплине в полноте, достаточной для обладания профессиональными компетенциями, отраженными в стандартах. Более того, в профессиональных компетенциях [1] отдельно отмечено, что врач должен обладать «способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами». Актуальность введения дополнительной дисциплины связана и со слабой подготовкой обучающихся по физике, так как с 2009 года вступительный экзамен по этому предмету в РостГМУ отменен.

Ученым советом РостГМУ в августе 2011 года внесены изменения в рабочий учебный план и дисциплина «Медицинская аппаратура» трудоемкостью 3 зачетных единицы (108 академических часов) утверждена в рамках вариативной части математического и естественнонаучного цикла. Изучение дисциплины является обязательным для студентами 1 курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов.

Своевременность и актуальность принятого решения обусловлена современным уровнем таких направлений медицины как функциональная диагностика, физиотерапия, клиническая медицина. Достижения последних десятилетий в информатике, электронике, физике привели к появлению новых методик инструментального исследования, лечебного и хирургического воздействия, а также созданию новых устройств медицинской электроники, в том числе на микропроцессорной основе. Современному врачу необходимо понимание принципов работы таких устройств, знание физических факторов воздействия с их помощью, владение

новейшими техниками и технологиями получения и обработки медицинской информации.

Общее количество академических часов изучения дисциплины «Медицинская аппаратура» делится примерно на 2/3 аудиторных и 1/3 часов самостоятельной работы студентов. Изложение фундаментальных общефизических сведений базируется на учебнике по медицинской и биологической физике [2]. Лабораторно-практические занятия обеспечены учебным пособием кафедры [3] и пособием, рекомендованным Министерством образования РФ для студентов медицинских ВУЗов [4].

Концептуально, преподавание медицинской аппаратуры делится на три тематических блока, каждый из которых завершается письменным контрольным тестированием.

I блок: Основы метрологии. Устройства съема и регистрации медико-биологической информации. В этом блоке изучаются:

1) Теоретические основы метрологии и практическая оценка погрешностей прямых и косвенных измерений.

2) Классификация и принципы устройства различных типов датчиков и электродов, устройств регистрации медико-биологической информации.

3) Усилитель как элемент общей схемы регистрации медико-биологической информации. Малая величина биоэлектрических сигналов определяет необходимость использования усилителей в схеме диагностических приборов. Изучаются основные характеристики усилителей, специфика усиления биопотенциалов.

4) Теоретические и практические основы техники безопасности при работе с диагностической и терапевтической аппаратурой. Рассматриваются 4 класса изделий медицинской техники с внешним питанием в зависимости от способа и в зависимости от степени защиты от поражения электрическим током изделия медицинской техники Н-, В-, BF-, и CF-типов.

Основные законы и понятия темы излагаются за 4 часа лекций. Лабораторно-практические занятия в объеме 15 часов позволяют закрепить теоретические знания и сформировать соответствующие практические навыки и умения. Материально-техническую базу I блока составляют: датчики температуры, различные виды электродов, электротермометры, люксметры, сфигмограф, реограф.

II блок: Диагностическая медицинская аппаратура.

1) Приборы для измерения неэлектрических характеристик организма. В лабораторном практикуме используются: реограф, сфигмограф, приборы для измерения артериального давления, аудиометр, фонокардиограф, спирометр.

2) Ультразвуковые диагностические приборы: эхолокационные и доплерографические. Уделяется внимание изучению принципов получения эхолокационных изображений внутренних структур и формирования цветового доплеровского изображения с одной стороны, и схеме УЗ-сканера, принципам действия и типам датчиков и УЗ-зондов, режимам УЗ исследований - с другой [5].

3) Приборы и системы для исследования биоэлектрической активности организма. Общие биофизические основы электрографических диагностических методов подробно изучаются на примере электрокардиографии [6]. Функциональная схема электрографических приборов, регистрация электрограмм, элементы их анализа осваиваются при выполнении лабораторной работы. Теоретически рассматриваются электрографический энцефалограф, миограф, ретинограф, гастрограф, специфика использования электродов в каждом методе, регистрация вызванных потенциалов.

На изучение вопросов II блока отводится 6 лекционных и 18 часов лабораторно-практических занятий. Материально-техническое обеспечение

II блока: приборы для измерения неэлектрических характеристик организма, УЗ локационные диагностические приборы, электрокардиографы.

III блок: Терапевтическая медицинская аппаратура.

Изучается принципиальная электрическая схема и работа гармонических и импульсных генераторов как основы любого физиотерапевтического аппарата. Далее материал структурируется следующим образом:

1) Физиотерапевтические аппараты для лечения постоянным электрическим полем и постоянным током. Студенты изучают физические основы методов франклинизации, гальванизации и электрофореза, знакомятся с принципом действия аэроионизаторов.

2) Аппараты низкочастотной терапии: амплипульс, электросон, различные типы кардиостимуляторов, дефибрилляторы. Уделяется внимание принципам действия и техническим характеристикам изучаемых аппаратов, исследуются формы импульсных сигналов, подаваемых на пациента.

3) Аппараты высокой частоты: УЗ - , УВЧ- , ДМВ-, СМВ-, КВЧ-терапии. Рассматриваются особенности воздействия на пациента каждым из аппаратов, типы электродов, изучается схема терапевтического контура, применение индуктивной связи с контуром генератора как обеспечение безопасности пациента.

4) Лазеры и лампы светолечения ИК- , видимого и УФ- излучения. Следует отметить, что при рассмотрении конкретных диагностических приборов и терапевтических аппаратов делается акцент на особенности техники безопасности работы именно с этим техническим устройством.

В III блоке подробно изучаются физические процессы, происходящие в тканях организма под воздействием токов, полей и излучений различной частоты. Трудоемкость последнего блока составляют 6 лекционных и 18 лабораторно-практических занятий. Материально-техническое обеспечение

практикума III блока: аппарат для гальванизации и электрофореза, амплипульс, кардиостимулятор, дефибриллятор, электросон, аппараты УЗ-, УВЧ-, СВЧ-терапии

Преподавание дисциплины завершает теоретический обзор высоких медицинских технологий в диагностике и терапии (2 лекционных и 3 часа семинарских занятий). У студентов формируется общее представление о ядерно-физических технологиях, методах МРТ, ЯМР, КТ, стереотаксической радиохирургии и др., рассматриваются принципиальные схемы различных видов томографов, приборов радионуклидной диагностики и т.п. Новые технологии проведения занятий с использованием мультимедийного оборудования позволяют компенсировать отсутствие лабораторного практикума по этому разделу. Представление материала в виде презентации, использование анимационных вставок позволяют доступно и интересно для аудитории представлять сложное медицинское оборудование.

Структура лабораторно-практических занятий по дисциплине «Медицинская аппаратура» включает обязательное решение практических задач с использованием формул, описывающих физические законы. Это позволяет продолжить формирование базовых навыков математических преобразований и вычислений. Студенты получают дополнительную практику работы с единицами измерений физических величин, учатся работать в различных системах измерения, что является базой для изучения других естественнонаучных и клинических дисциплин, которые преподаются параллельно с данным предметом или на последующих курсах.

Результаты учебной деятельности студентов при изучении медицинской аппаратуры оцениваются с помощью балльно--рейтинговой системы (таблица 1). Наряду с рубежными рейтингами в конце каждого блока и лекционным, которые являются обязательными, учитываются также текущие и творческий рейтинги, являющиеся поощрительными. Как видим,

М Инженерный вестник Дона, №4, ч.2 (2014) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4p2y2014/2634

рейтинговая система обеспечивает комплексную оценку результатов обучения с одной стороны и активизацию учебной деятельности студентов -с другой.

Таблица 1.

Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения

Название учебного блока Количество учебных Количество рейтинговых

часов/ЗЕТ баллов

Основы метрологии. Устройства съема

и регистрации медико-биологической 36/1 20

информации

Диагностическая медицинская аппаратура 36/1 20

Терапевтическая медицинская аппаратура 36/1 20

Зачет 40

ИТОГО: 108/3 100

Таким образом, на основе опыта нашего ВУЗа, можно заключить, что введение в рабочий учебный план дисциплины «Медицинская аппаратура» позволяет решить целый комплекс образовательных задач: укрепить общую базовую подготовку в математическом и естественнонаучном цикле; изучить основные принципы действия медицинских приборов; ознакомиться с новейшими технологиями в диагностике и терапии.

Литература:

1. Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по

направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 N1118 // ГБО ДПО ВУНМЦ Минздрава России. - URL: fgou-vunmc.ru [23.05.2014].

2. Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика: учебник для вузов. 7-е изд., стер. М.: Дрофа, 2007. 560 с.

3. Омельченко В.П., Курбатов Э.В. Медицинская аппаратура. Практикум по биофизике: учеб. пособие для студентов мед. вузов по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология: в 2 ч.. Ростов н/Д, 2013. Ч. 2. 307 с.

4. Блохин М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике: учеб.пособие. 3-е изд., стер. М.: Дрофа, 2002. 288 с.

5. Осипов Л.В. Ультразвуковые диагностические приборы: практ. рук.для пользователей. М.: Видар, 1999. 464 с.

6. Беленков Ю.Н., Терновой С.К. Функциональная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 976 с. С. 47224, 577-828.

References

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 060101 Lechebnoe delo (kvalifikacija (stepen') «specialist»): Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 08.11.2010 N1118 // GBO DPO VUNMC Minzdrava Rossii. - URL: fgou-vunmc.ru [23.05.2014].

2. Remizov A.N., Maksina A.G., Potapenko A.Ja. Medicinskaja i biologicheskaja fizika: uchebnik dlja vuzov. 7-e izd., ster. M.: Drofa, 2007. 560 s.

3. Omel'chenko V.P., Kurbatov Je.V. Medicinskaja apparatura. Praktikum po biofizike: ucheb. posobie dlja studentov med. vuzov po special'nostjam: lechebnoe delo, pediatrija, stomatologija: v 2 ch.. Rostov n/D, 2013. Ch. 2. 307 s.

4. Blohin M.E., Jessaulova I.A., Mansurova G.V. Rukovodstvo k laboratornym rabotam po medicinskoj i biologicheskoj fizike: ucheb.posobie. 3-e izd., ster. M.: Drofa, 2002. 288 s.

5. Osipov L.V. Ul'trazvukovye diagnosticheskie pribory: prakt. ruk.dlja pol'zovatelej. M.: Vidar, 1999. 464 s.

6. Belenkov Ju.N., Ternovoj S.K. Funkcional'naja diagnostika serdechno-sosudistyh zabolevanij. M.: GJeOTAR-Media, 2007. 976 s. S. 47-224, 577-828.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.