Опыт подготовки специалистов для базового предприятия
Ю. П. Денисенко,
управляющий директор ОАО «Арсеньевская авиационная компания (ААК) «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина
e-mail: [email protected]
О.Ш. Бердиев,
зам. директора по НИР и развитию филиала ФГОУ ВПО ДВФУ в г. Арсеньеве
e-mail: [email protected]
В статье описана система подготовки авиамашиностроителей и отношения, складывающиеся при этом между различными структурами филиала Дальневосточного федерального университета и аналогичными подразделениями базового предприятия.
Ключевые слова: базовое предприятие, беспилотный летательный аппарат.
о
OJ
со со
J
<
00 О X X
Одним из структурных подразделений Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), является его филиал, расположенный в г. Арсеньеве Приморского края и обучающий студентов при активном содействии базового предприятия (БП) [1].
Работа филиала в содружестве с БП построена так, что в нем как во всех аналогичных структурах университета для учебного процесса активно применяются контакты с органами местного самоуправления (МСУ) и будущими работодателями, заинтересованными в получении квалифицированных выпускников. Студенты на БП знакомятся с особенностями будущей профессии непосредственно на производстве, где проходят учебную и трудовую практику, осваивают современное оборудование, вживаются в свои будущие коллективы. Подобный подход помогает модернизировать работу учебного заведения и обеспечить гарантированное трудоустройство выпускникам вуза.
В настоящее время в филиале обучается более тысячи студентов, из них на очной форме — около 700 человек, остальные — на заочной и очно-заочной форме обучения.
Для филиала разработана стратегия развития на период — 2011-2019 гг. и план работ, утвержденный ректором ДВФУ и управляющим директором Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», поэтому долговременная деятельность скорректирована с учетом совместности работы в сети филиалов университета.
Основными партнерами филиала являются градообразующие предприятия машиностроительной отрасли: ОАО ААК «Прогресс», специализирующегося в авиастроении и ОАО, выпускающий продукцию для судостроения, полиграфии и сельского хозяйства. Оба предприятия на сегодняшний день выполняют функции и позиционируются как базовые партнеры филиала и основные работодатели для молодых инженеров. Технологов-машиностроителей в филиале выпускают в течение последних 15 лет, а первый набор студентов очной формы обучения на местной кафедре самолето- и вертолетостроения вступил в освоение программы с пятого курса и стоит накануне защиты выпускных аттестационных работ.
Филиал в г. Арсеньеве уже два года определен университетом как центр компетенции авиастроения. Это направление получило в филиале приоритетное значение и развитие, сейчас задачи подготовки будущих конструкторов, технологов и «командиров производства» совместно и дружно решают коллективы профессорско-преподавательского состава (ППС), научное общество филиала. Значителен вклад базового предприятия, где несколько лет полноценно трудятся студенты очной формы обучения уже с третьего курса. Также в подразделениях базового предприятия проводится большое количество лабораторных и практических занятий. Десять молодых специалистов БП приступили к подготовке по магистерской программе и учатся при активном содействии авиакомпании. Два молодых специалиста базового предприятия учатся
в аспирантуре ДВФУ и готовят к защите работы по профилю своего предприятия.
Вместе с тем, для выпускников иной специализации, развиваются контакты филиала с так называемыми «зонтичными» партнерами. Это разного рода предприятия и учреждения местного и регионального уровня.
Концепция развития филиала, условий управления и реализации Программы развития ДВФУ нацелена на разработку и внедрение высокоэффективных подходов в области ресурсосбережения, новых материалов и технологий.
В ближайшей перспективе филиала — развивать высокотехнологические образовательные программы ВПО, предназначенные для удовлетворения потребностей в кадрах базовых предприятий — ААК «Прогресс», ОАО «Аскольд» и «зонтичных» партнеров. Для поддержки высокотехнологических программ высшего профессионального образования (ВПО) сохраняются коммерчески выгодные образовательные программы экономического направления. Одной из основных задач развития филиала становится всемерное наращивание уровня «остепененности» ППС филиала.
В области научных исследований в филиале намечены высокотехнологичные процессы производства авиационной техники [2, 3], в частности, намечаемое участие в технологической платформе «Авиационная мобильность и авиационные технологии», курируемой ЦАГИ, куда оформлены заявки на участие.
В филиале имеется и стабильно работает студенческое научное общество (СНО), причем в контакте с советом молодежи базового предприятия (СМП), т. е. со своими же выходцами и воспитанниками. Так, например, совместным проектом этих творческих коллективов является разработка проекта комплексной механизации и автоматизации складского комплекса одного из ведущих цехов механосборочного производства. В разработке проекта участвует активная группа студентов разных специальностей с участием инженера базового предприятия и под руководством молодого кандидата наук из ППС филиала. Деятельность коллектива позволяет надеяться, что в самом ближайшем будущем проект из стадии выпускных аттестационных работ перерастет в современную НИОКТР, которая наверняка будет востребована и другими подразделениями-потребителями, где вопросы механизации и автоматизации складского хозяйства не менее остры. Пока же оба коллектива молодых исследователей, руководствуясь методами «бережливого производства», проводят совместные «мозговые штурмы» по поиску и устранению «узких мест производства». На эти цели руководство базового предприятия выделило специальное помещение в здании заводоуправления и оборудовало его восемью компьютеризированными рабочими местами, причем каждое из них имеет выход в Интернет.
Необходимо отметить и деятельность студенческого конструкторско-технологического бюро (СКТБ), занимающегося основной тематикой филиала — изучением, анализом и отработкой конструкций и технологических процессов для беспилотных летательных аппаратов, в частности вертолетного типа. В СКТБ,
как в самом настоящем опытно-конструкторском бюро, есть собственный руководитель с двумя заместителями, своими главными специалистами: главным конструктором, главным технологом и главным металлургом. Эти руководители из числа студентов вполне успешно осваивают азы руководства работой своих коллег и надо полагать, что навыки руководства будут ими применены в самом ближайшем будущем в реальном производстве. Более того, студенты 5-го курса составляют костяк первой бригады коллектива, а 4-го и 3-го входят в состав второй бригады, между которыми не исключено соревнование.
Совместная работа коллектива филиала и БП позволяет надеяться, что в недалеком будущем в г. Ар-сеньеве будет создано ОКБ вертолетостроения и НИИ освоения новых технологических процессов.
Для действующих и будущих структур имеется широкое поле деятельности, так на сегодняшний день подразделениям БП требуются новые разработки, как: изготовление модельной оснастки методом про-тотипирования, изготовление композитной оснастки методом инфузии, процессы обрезки/вырезки крупноразмерных панелей из полимерных композиционных материалов (ПКМ), лазерная маркировка инструмента при изготовлении и перезаточке и многое другое, как, например, создание математической модели оперативно-календарного планирования по ритмичному обеспечению процессов сборочного производства.
Надо отметить творческую нацеленность коллективов на решение сложных задач. Так, в минувшем году разные коллективы филиала направили заявки на участие в 10 конкурсах на получение грантов. Уже в нынешнем году два коллектива студентов продолжают участие во втором туре конкурса, проводимом холдингом «Вертолеты России», ОАО «Оборонпром» и государственной корпорацией «Ростехнологии».
Активный обмен мнениями — основа деятельности и контактов. В осеннем семестре филиалом запланировано:
• проведение серии совместных семинаров СМП, СНО, СКТБ и службы главного технолога БП, с привлечением специалистов - практиков с авиакомпании и ППС филиала;
• проведение «круглых столов» СМП, СНО, СКТБ, с участием служб директора по качеству и главного металлурга БП;
• в апреле 2014 г. назначено проведение очередной 3-й научно-практической конференции «Молодежь XXI век» в конференц-зале БП с участием приглашенных и заинтересованных лиц.
В указанных мероприятиях, безусловно, будет участвовать актив Приморского регионального отделения региональной организации «Союз машиностроителей России», с которой у предприятия и филиала сложились прочные творческие контакты.
Будущий образ развития филиала, руководствующегося стратегией Президента РФ, полагающего приоритетность развития авиастроения, имеющего в своем составе авиационный колледж, видится как активно и плодотворно действующая структурная единица ДВФУ, которая совместно с местными БП занимает нишу авиастроительного производства в
о
со оо
<
СО
о
регионе и поставляет молодых специалистов для изготовления гражданской продукции, боевых ударных вертолетных комплексов армии, флоту и на экспорт, а также современной разнообразной корабельной арматуры, продукции для полиграфии и сельского хозяйства.
Также в филиале накоплен научный и кадровый потенциал для содействия освоению высокоскоростных интенсифицированных методов обработки (резки, штамповки, свертки и т. д.) крупногабаритных панелей, включая оболочковые, современные способы применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) в конструкции беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) [4].
В заключение следует отметить, что деятельность филиала уже позволяет:
• вести подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием для авиационного и машиностроительного производств региона;
• совместно с БП — проводить НИОКТР, в том числе с использованием современного заводского лабораторного оборудования и в самих заводских лабораториях;
• планомерно наращивать контингент специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, повышающих квалификацию по программам ДПО.
Список использованных источников
1. Ю. Ф. Огнев, О. Ш. Бердиев, Ю. П. Денисенко. Развитие Филиала Дальневосточного федерального университета в г. Арсеньеве как центра компетенции в области самолето- и вертолетострое-ния//Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы IV-й Международной науч.-метод. конф./Редкол.: С. Г. Емельянов (отв. ред.) др. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2012.
2. Ю. Ф. Огнев, О. Ш. Бердиев. Летательный аппарат: пат. 109094 Российская Федерация: МПК В 64 С 39/00, В 64 В 1/00. № 2011111893/11; заявл. 29.03.11; опубл. 10.10.11, Бюл. № 28.
3. Ю. Ф. Огнев, О. Ш. Бердиев. Способ изготовления тонкостенных многослойных силовых панелей: пат. 2463166 Российская Федерация: МПК В 32 В 1/00, F 16 S 1/00. № 2011112270/05; заявл. 30.03.11; опубл. 10.10.12, Бюл. № 28.
4. Ю. Ф. Огнев, О. Ш. Бердиев, Ю. П. Денисенко. Результаты отработки технологических исследований в конструкции БПЛА// Наука в центральной России (научно-производственный периодический журнал ГНУ ВНИИТиН Россельхозакадемии), № 1. Тамбов, 2012.
The experience of training for basic enterprise Y. P. Denysenko, Managing Director of Open Joint Stock Company «Arsenyev Aviation Company «Progress» n. a. N. I. Sazykina».
O. Sh. Berdiev, Deputy Director for Research and Development branch of HPE FEFU in Arsenyev.
This article describes a system of training and aviamashinostroiteley relations developing in between the different structures of the branch of the Far Eastern Federal University and similar units underlying the enterprise.
Keywords: basic enterprise, an unmanned aerial vehicle.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка в первом полугодии (январь-июнь) 2014 года (12 номеров) 15000руб. 00 коп. (Пятнадцать тыся ч рублей 00 коп.), в том числе НДС — 1363 руб. 64 коп.
Название организации _
Фамилия, имя, отчество_
Должность _
Почтовый адрес (адрес доставки).
Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве
Нами уплачена сумма _
Платежное поручение №_ от _
. экземпляров.
20 .
Банковские реквизиты редакции :
ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790
Дата заполнения талона подписки.
Подпись.
Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца. Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская.
По каталогу «Агентство "РОСПЕЧАТЬ"» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2014 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.
Подписной индекс: 38498.
— - ЖУРНАЛ ОЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА