педагогические науки
УДК 372.862
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Юрьев Алексей Владимирович, преподаватель
Тольяттинский политехнический колледж (445035, Россия, Тольятти, улица Комсомольская, дом 165, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрен опыт подготовки будущих рабочих строительного профиля в учреждениях профессионального образования. Обосновано, что повышение качества работ в строительстве немыслимо в отсутствие высококвалифицированных рабочих кадров и, соответственно, успешно функционирующей системы их подготовки. В ситуации качественно нового уровня социально-экономического развития и новых, все возрастающих требований со стороны работодателей к уровню развития трудовых ресурсов, обеспечение потребностей строительной отрасли рабочими кадрами становится одной из приоритетных задач учреждений профессионального образования. Приводится опыт ведущих европейских стран, в частности Великобритании, в вопросах подготовки рабочих кадров для строительной отрасли. В целях повышения учебно-познавательной деятельности и практической реализации творческого и профессионального потенциала рабочих кадров по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предложено внедрение в учебный процесс многофункционального программного комплекса для проектирования и расчета строительных конструкций различного назначения «ПК Лира». Основным следствием внедрения технологий расчета зданий и сооружений является повышение и скорости, и качества разрабатываемой документации. Важной особенностью внедрения является детально проработанная программа обучения, составленная исходя из конкретного заказа работодателей.
Ключевые слова: строительная отрасль, высококвалифицированные кадры, учреждения профессионального образования, подготовка рабочих кадров, внедрение, учебный процесс, программный комплекс, проектирование и расчет.
EXPERIENCE OF PREPARATION OF FUTURE WORKERS OF THE CONSTRUCTION PROFILE IN THE PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
© 2017
Yuryev Alexey Vladimirovich, teacher
Togliatti Polytechnic College (445035, Russia, Togliatti, Komsomolskaya street, house 165, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes experience of training future construction workers in professional education institutions. It is proved that improving the quality of works in construction is impossible in the absence of highly qualified personnel and, accordingly, a well-functioning system of their training. Ensuring the needs of construction industry by human resources is becoming one of the priority tasks of professional education institutions in the context of a qualitatively new level of socio-economic development and the new, ever-increasing demands from employers to the level of development of human resources. They provide experience of leading European countries, particularly Great Britain, in matters of HR training for construction industry. In order to improve learning activities and practical implementation of creative and professional potential of personnel in the specialty 08.02.01 "Construction and operation of buildings and structures", they propose introduction of multifunctional software system "Lira" in learning process for engineering and design of construction structures for various purposes. The main consequence of introduction of the technology of engineering of buildings and constructions is increase of speed and quality of development documentation. An important feature of introduction is an elaborated training program, based on the specific request of employers.
Keywords: construction industry, highly qualified personnel, professional education institutions, HR training, introduction, learning process, software system, engineering and design.
Повышение качества работ в строительстве немыслимо в отсутствие высококвалифицированных рабочих кадров и, соответственно, успешно функционирующей системы их подготовки. В ситуации качественно нового уровня социально-экономического развития и новых, все возрастающих требований со стороны работодателей к уровню развития трудовых ресурсов, обеспечение потребностей строительной отрасли рабочими кадрами становится одной из приоритетных задач учреждений профессионального образования [4].
В течение последних десятилетий в структуре системы подготовки будущих рабочих кадров строительного профиля в учреждениях профессионального образования сложился дисбаланс, когда с одной стороны имидж рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким, а с другой стороны - имеет место острая нехватка высококвалифицированных рабочих кадров. Материально-техническая и учебно-производственная базы подготовки вышеуказанных кадров серьезно отстают от требований современного высокотехнологичного производства, имеет место дефицит мастеров производственного обучения [2].
Все вышеуказанные предпосылки в совокупности привели к тому, что в настоящий момент сложилась ситуация, когда потребности строительной отрасли в квалифицированной рабочей силе не могут быть удовлетворены в полном объеме. В дальнейшем данная проблема будет только усугубляться, и пути ее решения выходят
далеко за рамки проблем профессионального образования.
Продолжая актуальную тему подготовки рабочих кадров для строительной отрасли, следует обратиться к опыту ведущих европейских стран, в частности Великобритании. Несмотря на то, что территории, входящие в состав Соединенного королевства, зачастую имеют большую автономию в сфере регулирования внутренних вопросов, профессиональное образование в Англии определяется общими правилами, действующими на уровне государства.
До середины девяностых годов XX века регулирование профессионального образования и разработка квалификационных требований в строительстве управлялись в Великобритании напрямую британским Парламентом через государственные органы. При этом не существовало единой универсальной системы квалификационных требований, однозначно понимаемой всеми участниками хозяйственной деятельности, что порождало ряд проблем. В частности, у строительных организаций возникали трудности с подбором рабочих кадров в связи «размытостью» полученных ими знаний, а учебные заведения не всегда отвечали требованиям рынка. К тому же сами обучающиеся не были уверены в том, будут ли востребованы их знания и умения после прохождения обучения и стажировки. Для решения этих проблем в девяностые годы XX века в Великобритании был запущен ряд реформ, которые помогли создать си-
стему строительных квалификационных требований, достаточно эффективную и прозрачную для отрасли [3].
В результате проведенных реформ к настоящему времени внесены все основополагающие изменения в систему квалификационных требований и систему образования для профессиональных рабочих. Полномочия по управлению системой в основном переданы в руки негосударственных профессиональных объединений, а государство осуществляет лишь надзорную функцию и устанавливает общие критерии того, каким образом должна функционировать система подготовки кадров и разработки квалификационных требований.
В соответствии с Постановлением Британского парламента 2009 года «Об обучении, навыках, детях и преподавании» каждый работник, выполняющий определенную функцию на рабочем месте, должен иметь соответствующие знания и навыки для выполнения порученной работы. Данное требование относится, в том числе, и к сфере строительства, где оно реализуется через специальную систему профессиональных квалификационных требований. В рамках обучения проводится проверка соответствия навыков и знаний обучаемого утвержденным квалификационным требованиям. После аккредитации организаций на разработку квалификационных требований Ofqual дает им право аккредитовать при себе учебные заведения для обучения по разработанным и зарегистрированным ими квалификационным требованиям [3].
В Российской Федерации производственное обучение на современном этапе ставит своей задачей глубокое освоение умений и навыков по профессии, закрепление теоретически пройденного материала на практических занятиях в учебных мастерских и во время комплексных работ на строительных объектах, модернизацию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку рабочих кадров в строительной сфере в соответствии с современными потребностями рынка и осуществление координации данного процесса, формирование эффективной системы трудоустройства рабочих кадров, формирование единого подхода к развитию системы подготовки рабочих кадров в строительстве, обобщение положительного опыта, накопленного в ходе реализации профильных образовательных программ [5].
В целях повышения учебно-познавательной деятельности и практической реализации творческого и профессионального потенциала рабочих кадров по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» необходимо внедрить в учебный процесс многофункциональный программный комплекс для проектирования и расчета строительных конструкций различного назначения «ПК Лира».
Основными видами выполняемых расчетов в ПК ЛИРА являются:
- расчет на прочность, устойчивость и динамику зданий и сооружений, в т.ч. уникальных;
- расчет с учетом физической, геометрической и генетической нелинейностей - учет физической нелинейности в задачах расчета железобетонных и металлических конструкций позволит более точно определить напряженно-деформируемое состояние расчетной модели;
- расчет железобетонных и металлических конструкций по строительным нормам;
- расчет мостов на подвижные нагрузки (модуль МОСТ);
- визуализация результатов расчета - возможность распечатать формульный отчет по любому конечному элементу;
- решение задач реконструкции, проверка заданного армирования - позволяет задать исходное армирование и получить мозаику процента использования данного армирования по нормам проектирования на заданные нагрузки [1].
Общая схема функционирования ПК ЛИРА представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общая схема функционирования ПК ЛИРА
Основным следствием внедрения технологий расчета зданий и сооружений является повышение и скорости, и качества разрабатываемой документации. Важной особенностью внедрения является детально проработанная программа обучения, составленная исходя из конкретного заказа работодателей.
Целью внедрения выступает качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- решать комплексные задачи по расчёту и проектированию железобетонных и стальных конструкций;
- уметь использовать возможности программного комплекса для выполнения сложных расчетов с учетом многоэтапности возведения зданий, особенностей работы узлов сопряжения конструктивных элементов и других факторов, влияющих на напряженно-деформированное состояние строительных конструкций.
Внедрение «ПК ЛИРА» в образовательный процесс можно разбить на несколько этапов:
1. Аудит задач:
- предварительно проводятся предпроектные исследования, благодаря которым систематизируется информация о решаемых задачах и возможных методах их оптимизации;
- разработка рекомендаций по внедрению технологий моделирования и расчета зданий и сооружений;
2. Обучение студентов:
- базовое и продвинутое обучение с учетом специфики расчетов;
- обучение технологическим связкам с программами архитектурно-строительного направления: Revit, AutoCAD, ArchiCAD, Nanocad, Renga, Tekla, AdvanceSteel и др.;
- перенос данных, и адаптация из других расчетных программ или старых версий во внедряемую технологию.
3. Выполнение «реального» проекта.
Таким образом, студенты, прошедшие обучение, обладают высокой профессиональной квалификацией и соответствующим опытом в области моделирования и расчета зданий. Эти факторы позволяют проводить обучения в рамках внедрения с максимальной производительностью и отдачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Верифицированный отчет по программному комплексу ЛИРА // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rflira.rU/i/Verification/LIRA-SAPR_ Verification_vol-1.pdf (дата обращения 24.02.2017).
2. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации [Текст]: коллективная монография / под общ. ред. М.А. Еме-
282
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
льяновой. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.
- 200 с.
3. Лумберг Е. Профессиональная подготовка рабочих: опыт Великобритании // Вестник строительного комплекса. - 2016. - №87 / [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.vestnik.info/archive/87/ article1280.html (дата обращения 24.02.2017).
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: www.edu.ru/db/portal/spe/ index.htm. (дата обращения: 24.02.2017).
5. Югфельд Е. А. Среднее профессиональное образование: проблемы подготовки специалистов рабочих профессий // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://проф-обр.рф/blog/2014-10-30-385 (дата обращения 24.02.2017).
Статья поступила в редакцию 02.07.2017. Статья принята к публикации 25.09.2017.