Научная статья на тему 'Опыт поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия'

Опыт поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курило А. Е.

Автором дана характеристика малого предпринимательства в Республике Карелия и показаны его перспективы, а также проблемы, сдерживающие развитие этого сектора экономики. Приведена динамика индекса развития малого предпринимательства в регионе для Республики Карелия и для субъектов Северо-Западного федерального округа, которая свидетельствует о резервах становления этого сектора экономики. Отражен опыт реализации государственных целевых программ поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курило А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия»

10 (145) - 2010

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

А. Е. КУРИЛО, кандидат экономических наук,доцент, старший научный сотрудник отдела проблем моделирования и прогнозирования регионального развития E-mail: akurilo@mail. ru Институт экономики Карельского научного центра РАН

Дана характеристика малого предпринимательства в Республике Карелия и показаны его перспективы, а также проблемы, сдерживающие развитие этого сектора экономики. Приведена динамика индекса развития малого предпринимательства в регионе для Республики Карелия и для субъектов Северо-Западного федерального округа, которая свидетельствует о резервах становления этого сектора экономики. Отражен опыт реализации государственных целевых программ поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, сектор экономики, индекс развития, целевая программа.

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в современной Российской Федерации и ее регионах около двадцати лет и играет все более заметную роль в экономическом развитии. В странах с высоким уровнем экономического развития малые предприятия вносят существенный вклад в экономику этих стран. Например, в Финляндии из общего числа зарегистрированных предприятий более 90 % относится к категории малых и средних предприятий (МСП). Их суммарный годовой оборот составляет 52 % от общего оборота всех компаний, адоля в производстве ВВП — 50 %. На них занято 50 % всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60 % новыхрабочихмест [1]. В Российской Федерации

1 500 промышленных предприятий (около 3 % от общего числа работающих) создают 80 % ВВП [3], что свидетельствует о неразвитости сектора малого предпринимательства.

Малое предпринимательство на территории субъекта Федерации сегодня является социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее социально-экономическое развитие территории. Например, в Республике Карелия в 2007 г. действовали 4 123 малых предприятия [4], это около 20% от всех учтенных в Статрегистре Росстата предприятий и организаций Республики Карелия, которую можно отнести к региону со средним уровнем «плотности» — 597 малых предприятий на 100 тыс. чел. Более 95% торговых предприятий — малые, и население почти на 100% обеспечивается продовольственными и промышленными товарами за счет их деятельности, особенно в лесных поселках. Пассажирские и грузовые перевозки, бытовые, жилищно-коммунальные, фармацевтические услуги предоставляются только малыми предприятиями. На малых предприятиях Республики Карелия трудятся 15 % занятых в экономике республики. Около 10% местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений от предприятий и физических лиц, занятых в этой сфере. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния и качество жизни

жителей республики достигнуты за счет развития предпринимательства на территории. Поэтому в президентском Послании Федеральному Собранию Российской Федерации развитие малых предприятий включено в число ключевых приоритетов развития страны и Республики Карелия, подчеркнуто, что «...там, где развивается малый бизнес, там меньше бедность и ниже показатель смертности». При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс [5]. За счет этого должен осуществляться переход на новый уровень развития страны. Но сектор малого предпринимательства характеризуется меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью по отношению к внешней среде по сравнению с крупными предприятиями и поэтому нуждается в содействии и поддержке со стороны государства. Основная же нагрузка по созданию условий для стимулирования развития малого предпринимательства ложится на региональные и местные органы власти.

В современных экономических условиях в процессе управления развитием территории всегда учитывается активность предпринимательских структур, а на локальном уровне муниципальных образований значимым аспектом становится активность субъектов малого предпринимательства. В Документе о политике в области малого предпринимательства в странах Евросоюза, представленном в 1995 г., сказано, что целенаправленная помощь малым предприятиям является наиболее выгодным способом создания новых рабочих мест [2].

Для оценки эффективности развития сектора малого предпринимательства Европейская экономическая комиссия ООН предлагает использовать индекс развития предпринимательства (ИРП), который представляет собой комплексный экономический показатель, отражающий вклад малого предпринимательства в развитие национальной экономики. Применительно к развитию малого предпринимательства в субъекте Федерации можно

предложить индекс развития малого предпринимательства в регионе (ИРМПР), который может выражаться через произведение коэффициентов, например, долю объема продукции, созданной малыми предприятиями в ВРП, долю занятых на малых предприятиях по отношению к численности занятых в экономике и т. п.

К 43 ОП

МП V МП V МП

ИРМПР =-х-х-' (1)

К 43 ВРП

п э

где — количество малых предприятий в регионе;

— количество предприятий и организаций в регионе;

43 — численность занятых на малых пред-

мп г

приятиях;

ЧЗэ — численность занятых в экономике региона;

ОПми — объем продукции, произведенной малыми предприятиями; ВРП— валовой региональный продукт. Максимальная величина ИРМПР может быть равна 1, если все предприятия в экономической системе являются малыми. Чем ближе ИРМПР к 1, тем более существенным является вклад сектора малого предпринимательства в экономику региона, в формирование благоприятного социально-экономического климата территории. Таким образом, ИРМПР позволяет оценить и сопоставить уровни развития предпринимательства (табл. 1). В 1997 г. ИРМПР в странах с переходной экономикой, например, в Венгрии составлял 0,195, Чехии — 0,182, Беларуси — 0,0008 [6].

Анализ данных табл. 1 показывает, что вклад сектора малого предпринимательства постепенно увеличивается: ИРМПР по субъектам Северо-Западного федерального округа, рассчитанный по данным статистики, приведен в табл. 2. На основе анализа ИРМПР можно сделать вывод о том, что более всего малое предпринимательство развито в

Таблица 1

Динамика индекса развития малого предпринимательства в Республике Карелия [10]

Показатель Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Доля занятых на МП от общего числа занятых в экономике 0,04 0,05 0,07 0,07 0,08 0,10 0,11 0,12 0,12 0,13 0,13

Доля МП от общего числа предприятий и организаций 0,31 0,30 0,27 0,18 0,19 0,22 0,23 0,23 0,22 0,23 0,19

Доля объема продукции, произведенной МП в ВРП 0,09 0,09 0,13 0,13 0,15 0,19 0,18 0,19 — — —

Доля оборота МП в ВРП — — — — — — — — 0,53 0,58 0,74

ИРП 0,0011 0,001 0,0024 0,0017 0,0023 0,0042 0,0045 0,0051 0,0143 0,0179 0,0182

Таблица 2

Индекс развития малого предпринимательства в субъектах СЗФО

Субъект Федерации 2005 г. 2006 г.

Республика Карелия 0,0143 0,0179

Республика Коми 0,0067 0,0132

Архангельская обл. 0,019 0,0062

Вологодская обл. 0,0057 0,0067

Калининградская обл. 0,1195 0,1740

Ленинградская обл. 0,0210 0,0202

Мурманская обл. 0,0046 0,0051

Новгородская обл. 0,0090 0,0083

Псковская обл. 0,0201 0,0193

г. Санкт-Петербург 0,0620 0,0661

Калининградской области. Республика Карелия занимает среднее положение по показателю ИРМПР в Северо-Западном федеральном округе.

Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Республике Карелия:

• недостаточный доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

• наличие административных барьеров;

• несовершенное налоговое законодательство;

• недостаток необходимых знаний по организации и управлению бизнесом;

• недостаточная государственная поддержка малого предпринимательства [1]. Создание благоприятного предпринимательского климата способствует ускорению экономического развития территорий. В практике субъектов Федерации имеются примеры успешной реализации стратегических целей и задач по развитию малого предпринимательства.

С момента принятия Концепции социально-экономического развития Республики Карелия (в 1998 г.) здесь проводится работа по стратегическому планированию и управлению процессом развития малого предпринимательства на основе системного подхода в вопросе государственной поддержки малого предпринимательства. В Республике Карелия, начиная с 1998 г., постоянно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки малого предпринимательства. Основной целью таких программ является существенное улучшение экономических и формирование нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого предпринимательства на территории, и особенно по приоритетным направлениям развития Республики Карелия.

За последние годы сформированы основы системы государственной и общественной подде-

ржки малого предпринимательства. Принят ряд нормативно-правовых актов на уровне законов, касающихся деятельности малого предпринимательства, созданы и функционируют объекты инфраструктуры, реализуются целевые программы государственной поддержки малого предпринимательства. В декабре 2005 г. была утверждена очередная республиканская Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на2006—2008 гг., предусматривающая привлечение внебюджетных ресурсов на поддержку малого предпринимательства, развитие лизинга, совершенствование деятельности информационно-консультационной и обучающей систем, а также создание условий для развития семейного бизнеса на селе и в лесных поселках. Значительное место в программе занимает правовая поддержка предпринимательства, поскольку условия его функционирования в большой степени зависят от нормативно-правовой базы, которая определяет государственную политику в этом направлении. Принята новая программа на 2009—2014 гг.

Финансовое обеспечение программ по государственной поддержке малого предпринимательства осуществляется как за счет средств бюджета Республики Карелия, так и за счет других источников. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части бюджета Республики Карелия отдельной строкой. Министерство экономического развития является главным распорядителем бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку малого бизнеса. Объем финансирования мероприятий республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства постепенно растет. Если в 1998г. на эти цели было выделено 17тыс. руб., то в 1999 - 793, в 2000 - 667, в 2001 - 500, в 2002 - 525, в 2003 - 1 983,6, в 2004 - 2000, в 2005 - 3 991,4, в 2006 - 8 000, в 2007 - 5 300, в 2008 г. — 6 800, тыс. руб.

При Министерстве экономического развития Республики Карелия создана и работает конкурсная комиссия по оценке и отбору проектов, направленных на развитие инфраструктуры. В 2005 г. создан Совет по малому предпринимательству при правительстве Республики Карелия, который решает вопросы координации деятельности исполнительной власти и общественных организаций предпринимателей при формировании и реализации единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства, в том числе на преодоление административных барьеров.

Благодаря системному подходу в республике выработана единая политика содействия развитию малого предпринимательства, созданию инфраструктуры его поддержки, совершенствованию нормативно-правовой базы по малому предпринимательству.

Действующая инфраструктура поддержки малого бизнеса позволяет утверждать, что в Республике Карелия создан необходимый минимум специализированных организаций, предоставляющих предпринимателям информационные, консультационные, обучающие и другие виды услуг. К их числу относятся Карельское региональное агентство малого и среднего бизнеса и республиканский бизнес-инкубатор. В сфере поддержки малого предпринимательства задействованы также Торгово-промышленная палата Республики Карелия, общественные организации: Карельская региональная общественно-политическая организация «Союз», Карельское отделение Российской ассоциации малого предпринимательства, Лига малого бизнеса и др.

В 2007 г. в Петрозаводске был открыт первый пусковой комплекс бизнес-инкубатора Республики Карелия. Он представляет собой современный офисный комплекс, расположенный в центре города, оборудованный коммуникационными системами и имеющий конференц-зал, учебный класс и комнату переговоров. Субъекты малого предпринимательства, осуществляя свою деятельность в бизнес-инкубаторе, в дополнение к офисному помещению получают информационную и консультационную поддержку. Приоритет при размещении в бизнес-инкубаторе имеют новые предприятия с инновационной направленностью развития. Финансирование этого проекта осуществлялось за счет средств отраслевой целевой Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006—2008 гг. и средств федерального бюджета. На реализацию этого проекта израсходовано 9,7 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 5,2 млн руб. В бизнес-инкубаторе созданы 60 новых рабочих мест для субъектов малого предпринимательства, начинающих свой бизнес. Выделение мест в бизнес-инкубаторе осуществляется на конкурсной основе. В 2007г. такой отбор прошли И, а в 2008 г. — 14 субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют проектно-инжини-ринговую деятельность, разработку программного обеспечения и консультирование в этой области; научно-исследовательскую деятельность, направ-

ленную на использование местных природных ресурсов.

Управление бизнес-инкубатором осуществляет компания, выбранная на конкурсной основе. В ее задачи входит управление деятельностью инкубатора и оказание услуг субъектам малого предпринимательства. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в области нормативной правовой базы, предоставления бесплатной возможности для продвижения производимой продукции, услуг осуществляется правительством Республики Карелия посредством поддержки 1п1егпе1>портала для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, созданы союзы, ассоциации предпринимателей — в Петрозаводске, Костомукше, Кеми, Сортавале и других городах и районах. Представители малого бизнеса все больше осознают, что только консолидация самих предпринимателей, согласованные с правительством действия могут обеспечить защиту и динамичное развитие малого предпринимательства в республике. Это в свою очередь говорит о том, что малое предпринимательство не только проявляет себя через экономическую активность населения, но и является выражением и социальной активности некоторой части общества.

Для решения проблемы обеспечения быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств, в Республике Карелия организовано микрокредитование через кредитные союзы и банковскую систему.

Постоянно ведется работа по совершенствованию системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия. Продолжается работа по развитию рыночной инфраструктуры малого предпринимательства (рис. 1), в которую входят: ГУ «Центр развития предпринимательства Республики Карелия», торгово-промышленные палаты Республики Карелия, г. Петрозаводска, Карельское региональное агентство малого и среднего бизнеса, Карельская лизинговая компания, центры подготовки и переподготовки кадров в малом бизнесе (Центр образования и культуры, Карельский центр народного творчества), а также общественные организации предпринимателей. Важным направлением в развитии предпринимательства является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Создан и действует механизм финансовой помощи субъектам малого предпринимательства (рис. 2).

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия (РК)

Представительная, исполнительная и местная власти

Обслуживающие структуры

Законодательное собрание

Правительство РК, Министерство экономического развития РК

Межведомственная комиссия по сокращению административных ограничений в предпринимательстве

Органы местного самоуправления

Совет при правительстве РК по малому предпринимательству

ТПП РК

и г. Петрозаводска

Центр развития предпринимательства РК

Карельское региональное агентство МиСБ

Карельская лизинговая компания

Карельский инновационный центр -бизнес-инкубатор (КИЦБИ)

Кредитный союз «Карелиякредит»

Кредитный союз «Алтея»

Банки

Институт экономики КарНЦ РАН

Общественные организации предпринимателей

I

Карельская республиканская общественно-политическая организация «Союз»

Карельское отделение Российской ассоциации развития малого предпринимательства (РАМП)

РОО «Лига частного бизнеса»

Карельское отделение «ОПОРА»

00 «Лига частного транспорта Карелии»

Торговая гильдия Карелии

Рис. 1. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия

Организационно-координационную работу по взаимодействию всех участников инфраструктуры осуществляет Министерство экономического развития Республики Карелия. Оно является инициатором, разработчиком и координатором разработки целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия. При правительстве Республики Карелия в 2005 г. создан Совет по малому предпринимательству при правительстве Республики Карелия, который призван решать вопросы координации деятельности органов исполнительной власти и общественных организаций предпринимателей при формировании и реализации единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства, в том числе на преодоление

административных барьеров. В этой работе активно принимает участие Институт экономики Карельского научного центра РАН. Институт как независимая организация осуществляет мониторинг выполнения мероприятий республиканских целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия, выполняется научное сопровождение процесса развития малого предпринимательства.

В Республике Карелия в декабре 2008 г. принят закон № 1250 «Об установлении предельного значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Карелия или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества», по которому площадь помещений, подлежащих льготной приватизации, составляет 2 ООО м2 и срок выкупа помещения — 5 лет. Этот закон важен для субъектов малого предпринимательства, так как у них появится возможность приобрести собственность, которая дает шанс обрести стабильность и возможность более динамичного развития. Также появляется возможность кредитования под залог в банках, так как часто отсутствовала возможность приобретения кредита из-за отсутствия возможности предоставления залога.

Для поддержки субъектов малого предпринимательства в кризисный период власти Карелии объявили мораторий на повышение в 2009 г. арендной платы за пользование государственным имуществом субъектами малого и среднего бизнеса. Министерство финансов Карелии разработало план антикризисных мероприятий, который включает в себя дифференциацию от 5 до 15 % ставки налога на юридических лиц, уплачивающих налоги

Центр поддержки малого горного бизнеса

Районные отделения общественных предпринимательских структур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства

бюджет-

ного займа

Фонда

реконст-

рукции и

развития

Средства, выделяемые на выполнение целевой республиканской программы МП

по упрощенной схеме.

Системная работа по созданию в республике благоприятной предпринимательской среды и по реализации целевой республиканской Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия способствует развитию этого сектора. Однако, несмотря на активную государственную поддержку, уровень развития малого предпринимательства еще недостаточен для формирования высокоэффективной экономики. Наблюдаются существенные диспропорции в развитии сектора малого предпринимательства в районах республики.

Процесс развития малого предпринимательства вообще, а в ресурсоориентированном, слабо населенном и рассредоточенном регионе тем более, требует постоянного и целенаправленного внимания местных властей к проблемам создания благоприятной бизнес-среды. Правительству Республики Карелия и органам местного самоуправления предстоит большая работа по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства и более активному его участию в социально-экономическом развитии Республики Карелия.

Список литературы

1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии. URL: http://www. infofin. ru/?pid=123.

2. Интегрированная программа Комиссии ЕС по поддержке МСП и ремесленных предприятий / Официальный сайт ресурсного центра малого предпринимательства. URL: http://docs. rcsme. ra/ras/RC/Total-EU-Program/Partl.htm.

3. Курило А. E. Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Карелия // Научно-

Средства по статье бюджета «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений

Кре- Сред-

дитная ства

коопе- банков

рация

Средства фондов и программ

Инве- Выпол- Про- Обуче- Карель-

стици- нение екты ние, ская

онные НИОКР ин- тренин- лизин-

проекты, фраст- ги, се- говая

кредиты рукту- минары компа-

ры ния

Микро- Инве-

кредито- стици-

вание онные

займы

Малое предпринимательство PK

Рис. 2. Финансовая поддержка малого предпринимательства в Республике Карелия

технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Т. 1. 2008. № 3-1. С. 198-203.

4. Отчет Министерства экономического развития Республики Карелия о результатах работы в 2007г. Петрозаводск, 2008. С. 65.

5. Примаков Е. М. Преодолеть кризис в реальном секторе экономики //Торгово-промышленные ведомости. 2009. № 2. С. 2.

6. Республика Карелия в цифрах: стат. сборник / Карелиястат. Петрозаводск, 2007. 345 с.

7. Россия восстанавливает экономический потенциал и осознала свои возможности //Торгово-промышленные ведомости. 2007. № 10. С. 2.

8. Сабо А. Особенности развития предпринимательства и малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой / URL: http://icp. org. ua/files. pdf.

9. Тореев В. Б., Вороновская O.E. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства // Экономическая наука современной России. 2002. № 3. С. 73-87.

10. Центральная база статистических данных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.